мысли сократа о смысле жизни

Сократ — 10 Мудрых Мыслей…

мысли сократа о смысле жизни. Смотреть фото мысли сократа о смысле жизни. Смотреть картинку мысли сократа о смысле жизни. Картинка про мысли сократа о смысле жизни. Фото мысли сократа о смысле жизни

Сократ (469-399 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью новое воспитание молодежи и борьбу с софистами. Отличался большой кротостью в обыденной жизни (известно его общение со сварливой женой Ксантиппой) и необычайным мужеством в борьбе за истину и свои убеждения. Начиная беседу с ничтожных вопросов, он стремился к такому общему определению, которое охватывало бы все частные случаи и раскрывало бы суть понятия. Беседы его касались вопросов о сущности добра, красоты, любви, бессмертия души, достоверности знания и др.

Прямота суждений Сократа создала ему много врагов, которые обвинили его в развращении юношества и в отрицании государственной религии. Главным обвинителем был богатый и влиятельный демократ Анит. Приговоренный к смерти философ мужественно и спокойно выпил чашу с ядом цикуты, отказавшись от бегства, которое предлагали ему друзья. Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как поиск истины при помощи бесед, то есть постановки определенных вопросов и методического нахождения ответов на них.

Считая древнюю натурфилософию неудовлетворительной, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Аристотель приписывает ему индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающее возможность познавать сущность каждой вещи. Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у Сократа в учение об общем Универсальном Разуме или об отдельных богах-умах. Мировоззрение Сократа имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал ее. Его учение о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии.

В этике основной тезис Сократа гласил: добродетель есть знание, или мудрость; знающий доброе обязательно и поступает по-доброму; поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании Сократа не может быть противоречия между разумом человека и его поведением. Философа необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности же он критиковал любые формы правления, если они нарушают справедливость.

От Сократа не осталось сочинений, мысли его записаны Платоном и Ксенофонтом. Учение мудреца содержало в зародыше столько новых плодотворных идей, что послужило отправной точкой для всего последующего развития греческой философской мысли. Великое значение имела и личность философа, явившего своей жизнью и своей смертью редкий пример полного согласия слов и дела.

Сократ, Избранные Цитаты

Жизнь со Смыслом в соцсетях:

Источник

Цитаты Сократа

мысли сократа о смысле жизни. Смотреть фото мысли сократа о смысле жизни. Смотреть картинку мысли сократа о смысле жизни. Картинка про мысли сократа о смысле жизни. Фото мысли сократа о смысле жизниПодготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат древнегреческого философа Сократа (470/469 г. до н. э. — 399 г. до н. э.).

Сократ был мудрецом, а не просто философом, поэтому его жизнь и смерть оказывают на людей не меньшее влияние, чем его идеи.

О жизненной этике

Познай себя, познаешь космос и богов.

Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.

Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему.

Не делайте другим того, что не нравится вам, когда это совершается по отношению к вам. Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?

Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Для человека лучше испытать несправедливость, чем совершить её.

Самая высокая цель не может быть оправданием низких преступных средств.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Поменьше думайте о Сократе, но главным образом — об истине.

Зная правду, невольно ей следуешь. И отсюда принимаешь верные решения.

Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.

Когда рассуждаешь, подумай о прежде бывшем и сравни его с нынешним; и все, что не явно, явным сразу окажется.

Не важно, чем ты занимаешься, важно, как ты об этом говоришь.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Помните, что неподобающе делать, то также об этом неподобающе говорить.

Надо принимать даже насмешки комиков; если они по делу, то это нас исправит; если нет, то это нас не касается.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.

Нетрудно хвалить афинян среди афинян.

О себе

Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.

Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже: только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком. — Ответ Еврипиду о сочинении Гераклита.

Я просматриваю сокровища древних мудрых мужей, которые оставили нам последние в своих сочинениях; и если мы встретим что-либо хорошее, заимствуем и считаем великой для себя выгодой.

Сварливая жена для меня — то же, что норовистые кони для наездников: как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми.

Я не афинянин или грек, я гражданин мира.

О счастье

Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.

Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.

Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.

Самый счастливый человек тот, кого душа вообще не затронута злом.

Тот у кого честный образ мыслей и острый ум, тот счастливый.

Наслаждение, роскошь — вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать — вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

О человеческих проявлениях

Каков человек, такова его речь.

Кто мудр, тот и добр.

Только глупые люди ищут смысл во всем.

Воин действует, а глупец протестует.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Сильные страсти часто порождают смертельную ненависть.

О друзьях

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Если нет общения, нет и дружбы.

Друзья не те, кто хвалит все твои слова и поступки, а те, кто любезно обличил твои недостатки. Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.

О мудрости

Удивление есть начало всякой мудрости.

Мудрость — царица неба и земли.

Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.

Высшая мудрость — различать добро и зло.

Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит.

Из вас, о люди, мудрейший тот, кто знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.

О потребностях

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Когда кто-то заметил Сократу, сколь великое благо достичь того, чего желаешь, он возразил такими словами: «Ещё большее, однако, не пытаться что-нибудь желать».

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?

О знании

Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного.

О воспитании

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

Если бы я мог взойти на самое высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане мои, почему вы переворачиваете и скребете каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют все это богатство?»

О самосовершенствовании

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознает, что он уже достигает своей цели.

О браке

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

Лучшая семья — это когда жена слепая, а муж глухой.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.

Женишься ты или нет — все равно раскаешься.

О любви

Любить не недуг, недуг не любить!

Любовь к душе выше любви к телу.

Расплавляется пламя ветром, а влечение — близостью.

О слове

Когда слово не убьет, то палка не поможет.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.

Лживые слова не только коварны сами по себе, но также заражают душу злом.

О людях

Человек как мыслящий есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен!

В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.

Почему люди, зная, как надо поступать хорошо, поступают все же плохо?

Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.

О советах

Не слушайся ничьих советов, в том числе и этого.

Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

Хороший советчик лучше любого богатства.

Если намерен посоветоваться с кем-то по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными.

О богатстве

Богатство и известность не приносят никакого достоинства.

Если человек гордится своим богатством, он не заслуживает похвалы, до тех пор, пока не станет известно, как он использует его.

Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.

О добродетели

Не от денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага.

Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.

О власти

Править должны знающие.

Тех, кто желает и сам иметь много хлопот и другим доставлять их, я поставил бы в разряд годных к власти.

О смерти

Смерть — это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём — её ещё нет, когда мы умерли — её уже нет.

Смерть может быть величайшим из всех человеческих благ.

О молодежи

Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей.

О лечении

Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

О начале

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Подобает основанию дома и корабля быть крепким, но также и дела началу справедливым и верным быть.

О невежестве

Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.

Но не самое ли это позорное невежество — думать, что знаешь то, чего не знаешь?

О красоте

Красота — это царица, которая правит очень недолго.

Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.

О хорошем человеке

Ничто не способно повредить доброму человеку, ни при жизни, ни после смерти.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Об искусстве

Творец в своих произведениях должен выражать состояние души.

Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

О тайне

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

Тайное рано или поздно становится явным.

О жизни

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

Жизнь без испытаний — это не жизнь.

О гимнастике

Люди, от природы немощные телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей.

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

О разном

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

Быть довольным — это наше природное богатство, роскошь — это искусственная бедность.

мысли сократа о смысле жизни. Смотреть фото мысли сократа о смысле жизни. Смотреть картинку мысли сократа о смысле жизни. Картинка про мысли сократа о смысле жизни. Фото мысли сократа о смысле жизни

И в таких трактовках недостатка нет, как показывают, в частности, следующие цитаты:

Цитаты про Сократа

Комментарии также всячески приветствуются!

Источник

МИР АФОРИЗМОВ! МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ПРИТЧИ

Сократ

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.

Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.

Высшая мудрость — различать добро и зло.

Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь.

Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают.

Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости.

Если кто-то ищет здоровье, спроси его сперва, готов ли он в дальнейшем расстаться со всеми причинами своей болезни, только тогда ты сможешь ему помочь.

Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.

Если тебе ответили молчанием, это еще не значит, что тебе не ответили.

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Если человек следит за своим здоровьем, трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.

Зависть – это язва души.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Красота – это королева, которая правит очень недолго.

Кто мудр, тот и добр.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Мудрость — царица неба и земли.

Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.

Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Нельзя врачевать тело, не врачуя души.

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить.

Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.

Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность.

Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.

Высшая мудрость — различать добро и зло.

Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь.

Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают.

Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости.

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Кто что знает, в том он и мудр.

Лучше всего ешь, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья.

Мудрость — царица неба и земли.

Невозможно живущему в обществе и в семействе и обращающемуся с людьми не испытывать печалей.

Ни корабль не должно ставить на одном маленьком якоре, ни жизнь не должно основывать на одной надежде.

Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Откуда бы ни исходил порядок, если только он основан на силе, он есть акт насилия, а не закона.

Пустые мехи надувает ветер, а бессмысленных людей мнение.

Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.

Слабые умы, берясь за философию, наносят только ущерб её достоинству.

Три основных добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Тщеславный есть публичный разглашатель собственной своей глупости.

Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Хороший советчик лучше любого богатства.

Честный человек не может долго прожить, если он занимается государственными делами.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать.

Источник

Цитаты Сократа

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

Кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.

Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?

Если беды, о которой ты говоришь, можно избежать, то почему ты жалуешься? А если она неизбежна, тем более, какой смысл жаловаться?

Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие.

Женишься ты или нет – все равно раскаешься.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.

Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой — от заботы о своём коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать.

Гораздо больше риска в приобретении знании, чем в покупке съестного.

Истинное счастье ничего не имеет общего с экстазом, наслаждением, богатством и роскошью. Блаженство богов – вот к чему необходимо всей душой стремиться или хотя бы приблизиться к идеалу, хоть на йоту.

Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть.

Сварливая жена для меня — то же, что норовистые кони для наездников: как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Существует лишь одно добро – знание. Существует лишь одно зло – невежество.

Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья: чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Глупые живут, чтоб набивать живот, кушая и напиваясь, умные едят и пьют, чтобы осмыслено жить.

То, что я понял, — прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, — тоже прекрасно.

Хороший советник лучше любого богатства.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.

Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.

Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.

Распаляется пламя ветром, а влечение — близостью.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излищество.

Великой прибылью для себя и человечества считается изучение и заимствование древних манускриптов, фолиантов и раритетов, которые переполнены мудрыми мыслями и здравым смыслом. – Сократ

Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.

Кто хочет – ищет способ, кто не хочет – ищет причину.

Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели.

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что–то готов говорить и делать.

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности.

Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже: только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком.

Я поступаю в соответствии со своим индивидуальным пониманием философии, принципов, нравственности, идеологии, при этом становлюсь частью мировоззренческих познаний.

Исполнение самых сильных наших желаний часто бывает источником величайших наших скорбей.

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

Голод — лучшая приправа к пище.

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Лучшие цитаты Сократа:

Лживые слова не только коварны сами по себе, но также заражают душу злом.

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество.

Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Тот у кого честный образ мыслей и острый ум, тот счастливый.

Источник

Удовольствия, познание или долг: в чем философия предлагает поискать смысл жизни

Вопрос о смысле жизни — один из вечных вопросов философии, на который мы вряд ли когда-нибудь узнаем окончательный ответ. О нем любили поспорить и Платон с Аристотелем в V–IV веках до н. э., и современные философы в XXI веке. От них не отстают священники, писатели, физики, биологи, психологи и соседи по подъезду. За долгую историю накопилось множество разнообразных ответов на вопрос о смысле жизни — выбирайте любой!

Хотя смысл жизни — традиционный вопрос философии, исследовать его специально ученые стали только около полувека назад: тогда философия смысла жизни стала отдельным направлением. До этого философы пытались понять, что же такое счастье, нравственная жизнь, добро, справедливость и ответственность, искали определение понятиям «человек» и «бытие» и как бы между прочим отвечали на вопрос о смысле жизни. Почему этот вопрос всё время возникает снова и снова?

Люди — пока что единственные живые существа, способные на рефлексию и взгляд на самих себя со стороны. В отличие от котиков и хомячков мы в любой момент можем отвлечься от своих занятий и спросить себя, почему из множества дел мы выбрали именно это.

мысли сократа о смысле жизни. Смотреть фото мысли сократа о смысле жизни. Смотреть картинку мысли сократа о смысле жизни. Картинка про мысли сократа о смысле жизни. Фото мысли сократа о смысле жизни

Как это обычно и бывает в философии, одного-единственного правильного ответа не существует, и разные философские школы предлагают свои варианты.

Учиться мудрости: жить как Сократ

Для древнегреческого философа Сократа (по крайней мере, если верить его ученику Платону) смыслом жизни является мудрость, познание и самопознание. Только они и способны сделать нас по-настоящему счастливыми, потому что учат нас не радоваться материальным вещам, а тому, как мы ими распоряжаемся. Какой смысл в деньгах, если они используются для войн и делают других несчастными? Какой смысл в золоте, если оно не приносит пользы ни нам, ни окружающим?

Сократ заметил, что даже самые хорошие вещи в руках глупого человека только сделают его более несчастным, ведь он не будет знать, как ими правильно распоряжаться.

Деньги он потеряет, здоровье разрушит, потому что не будет следить за собой, любовь упустит из-за придирок или завышенных ожиданий. Глупый человек обречен на несчастья, сколько бы он ни имел — так считал Сократ, а потому учил, что только в обретении мудрости и заключается наивысшая цель нашей жизни. Ведь умный, даже не имея ничего, найдет способы, как обернуть ситуацию в свою пользу.

«Поскольку мы все стремимся к счастью и, как оказалось, мы счастливы тогда, когда пользуемся вещами, причем пользуемся правильно, а правильность эту и благополучие дает нам знание, должно, по-видимому, всякому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более мудрым».

— Сократ в диалоге Платона, «Евтидем»

Наслаждаться: жить моментом, как киренаики

С Сократом не соглашались его ученики, известные как школа киренаиков. Они считали, что познание субъективно — то есть истина у каждого своя, а потому мудрости учиться не надо, а лучше объявить различные радости (включая и простые телесные удовольствия вроде еды и секса) смыслом жизни.

Киренаики рассуждали так: раз будущее неизвестно, а одно и то же может разным людям (или одному человеку в разные времена) приносить и удовольствие, и страдание, нужно жить настоящим и пытаться каждый миг своей жизни сделать максимально счастливым: радоваться вкусной еде и вину, хорошей погоде и встречам с друзьями.

Неизвестно, каким окажется будущее, а жизнь происходит уже сейчас и складывается из вот таких вот отдельных моментов.

В этом и заключается смысл по-киренайски — наслаждаться жизнью и самому решать, что для тебя такое «наслаждение»: пиры и вино или интеллектуальные беседы и философия. Киренаики одобряли всё.

«Не нужно ни жалеть о прошлом, ни бояться будущего; но нужно довольствоваться только настоящим, да и то только каждым его моментом в отдельности.

Отдельное наслаждение само по себе достойно выбора. Но счастье возникает не само через себя, а через отдельные наслаждения».

— цитаты киренаиков по Лосеву, «Киренаики»

Духовно наслаждаться: жить по-эпикурейски

Взгляды киренаиков — это то, что обычно имеют ввиду, когда говорят о гедонизме: удовольствия и вседозволенность. Но не все философы готовы признать, что в простых наслаждениях и заключается смысл нашей жизни. Однако и от удовольствий отказываться они не всегда готовы. Как это совместить?

Древнегреческий философ Эпикур делил все удовольствия на «временные» и «постоянные». Первые — это те, что приходят и уходят, и после них обязательно следует страдание: например, мы были голодны, вкусно поели и получили наслаждение от еды, но спустя пару часов снова хотим есть, а значит, страдаем и опять находимся в поисках удовольствия. И так по кругу. Позже английский философ-утилитарист Джон Стюарт Милль назовет эти удовольствия «низшими» и подчеркнет, что эпикурейцы советовали воздерживаться от них.

Вместо этого Эпикур предлагал сделать смыслом своей жизни получение «постоянных» (или «высших») удовольствий — душевного покоя, благоразумия и умеренности.

Если мы достигаем душевного равновесия, оно никуда не уходит и поддерживает нас в сложные минуты, помогает видеть в жизни главное. Чтобы достичь такого состояния духа, Эпикур советовал заниматься самопознанием, изучать всё новое, не бояться богов и смерти, а также сосредоточиться на том, что в наших силах.

«Когда мы гово­рим, что наслаж­де­ние есть конеч­ная цель, то мы разу­ме­ем отнюдь не наслаж­де­ния распутства или чув­ст­вен­но­сти, как пола­га­ют те, кто не зна­ют, не разде­ля­ют или пло­хо пони­ма­ют наше учение, — нет, мы разу­ме­ем сво­бо­ду от стра­да­ний тела и от смя­те­ний души. Ибо не бес­ко­неч­ные попой­ки и празд­ни­ки, не наслаж­де­ние маль­чи­ка­ми и жен­щи­на­ми или рыб­ным сто­лом и про­чи­ми радо­стя­ми рос­кош­но­го пира дела­ют нашу жизнь слад­кою, а толь­ко трез­вое рас­суж­де­ние, иссле­ду­ю­щее при­чи­ны вся­ко­го наше­го пред­по­чте­ния и избе­га­ния и изго­ня­ю­щее мне­ния, посе­ля­ю­щие вели­кую тре­во­гу в душе».

мысли сократа о смысле жизни. Смотреть фото мысли сократа о смысле жизни. Смотреть картинку мысли сократа о смысле жизни. Картинка про мысли сократа о смысле жизни. Фото мысли сократа о смысле жизни

Преодолеть страдания: жить как стоики и Будда

Учение Эпикура во многом перекликается с тем, что советуют стоики и буддисты. И те и другие ищут смысл жизни в душевном покое — только он достигается не за счет поиска постоянных удовольствий, как думают эпикурейцы, а благодаря свободе от страданий. Итак, как же перестать страдать? Тут есть несколько рецептов.

Стоики считали, что мы способны преодолеть страдания, только достигнув особого состояния — апатии. И это не полное равнодушие и даже упадок сил, как принято сейчас думать, а специфическое состояние ума, которое достигается благодаря правильным суждениям и самоконтролю.

Когда мы поймем, что всё в мире делится на то, что мы можем контролировать, и на то, что не можем, а также начнем беспокоиться только о первых и не переживать о вторых, — тогда мы начнем жить стоически. Причем единственное, что мы полностью можем контролировать — это наше отношение к ситуации. Только мы сами вправе решать, переживать нам из-за плохой погоды, или вместо этого одеться теплее и сосредоточиться на своем душевном равновесии. И перестать страдать.

«Если ты огорчаешься по поводу чего-либо внешнего, то угнетает тебя не сама эта вещь, а твое суждение о ней. Но устранить последнее — в твоей власти. Если же тебя огорчает что-либо в твоем собственном настроении, то кто мешает тебе исправить свой образ мыслей? Точно так же, если ты огорчаешься по поводу того, что не делаешь чего-либо, представляющегося тебе правильным, то не лучше сделать это, нежели огорчаться?».

— Марк Аврелий, «Наедине с собою»

Философия буддизма тоже ставит свободу от страданий превыше всего. Чтобы добиться такой свободы, стоит помнить, что источник страданий — наши желания. Мы постоянно чего-то хотим и страдаем, когда этого у нас нет. Получив же, страдаем, потому что легко можем этого лишиться, а также потому, что начинаем хотеть большего (или чего-то другого). Только отказавшись от всех желаний, мы способны избавиться от страданий и достичь особого состояния — нирваны.

Впрочем, словосочетание «смысл жизни» в привычном нам значении не очень-то к буддизму применимо. Буддизм — это широкое направление философии. В нем столько разных школ и течений и такая сложная терминология, что некоторые западные философы напоминают нам: всё, что западному пониманию доступно, — это «адаптация» буддизма для нашей культуры. Конечно, это не означает, что его нужно бросить и вообще не исследовать, просто стоит всегда помнить об ограниченности нашего понимания.

Построить идеальное общество: жить по-конфуциански

Еще один любопытный вариант смысла жизни, доставшийся нам в наследие из восточной философии, — это стремление построить совершенное общество, в котором будет достигнута гармония между человеком и Небом.

Древнекитайский философ Конфуций учит, что идеальное общество можно построить, только если каждый человек будет хорошо исполнять свои обязанности и следовать своей судьбе.

Он рассматривал каждого человека как винтик в большом механизме, для слаженной работы которого важно, чтобы каждый старательно исполнял свои обязанности. Только работая сообща, исполняя свою предписанную роль и уважительно относясь друг к другу, люди способны жить в лучшем обществе. А потому и смыслом жизни Конфуций объявлял самосовершенствование и наилучшее исполнение той работы, которая тебе дана. Каждый человек, кем бы он ни был, способен учиться и совершенствовать то, что он делает: неважно, будто то уборка и готовка или управление страной.

Кроме того, Конфуций напоминает, что люди никогда не должны забывать и о других. Много внимание в конфуцианстве уделено отношениям: как быть хорошим сыном и родителем, как любить всех людей и как исполнять свой долг перед другими.

«Когда человек совершенствует то, что ему дано от природы, и использует это во благо других, он недалек от Истинного Пути. Не делайте то, что вам не нравится, по отношению к другим людям».

— Confucius, The Doctrine of the Mean

Исполнять свой долг: жить как Кант

Если идеи долга вам близки, но строить идеальный мир как-то не хочется, то спросите, в чем смысл жизни у немецкого философа XVIII века Иммануила Канта. Он посоветует добровольно следовать категорическому императиву или, проще говоря, моральному закону, который звучит так:

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

— Иммануил Кант, «Критика практического разума»

Кант предлагает еще несколько вариаций категорического императива, но его суть такова: наш долг в том, чтобы жить и относиться к другим людям так же, как мы хотели бы, чтобы жили другие и относились к нам самим.

Проще говоря, если унижаешь других, не жалуйся, когда унижают тебя. А если хочешь, чтобы тебя любили, в первую очередь люби и уважай других.

Впрочем, Кант не поощряет эгоизм и учит, что к другим ни в коем случае нельзя относиться как к средству для достижения собственных целей: например, любить других только для того, чтобы любили тебя. Наоборот, нужно ценить каждого человека и видеть в нем личность или, как сказал бы Кант, «конечную цель». Только жизнь в согласии с моралью и может быть осмысленной.

Делать счастливыми других и быть самому счастливым: жить как утилитаристы

Однако не все философы согласны, что мораль заключается только лишь в исполнении нравственного долга. Утилитаризм учит, что действие может быть названо моральным, только когда оно приносит как можно больше счастья и пользы всем вокруг. А значит, и смысл жизни состоит в том, чтобы это счастье максимизировать и быть, таким образом, полезным обществу.

Но как этого добиться? Можно, например, мысленно подсчитывать, как много счастья принесет то или иное действие, а затем делать то, что наиболее полезно обществу.

Иногда даже во вред себе: выбирая между счастьем одного или десятерых, утилитарист предпочтет количество. А потому жизнь, наполненная смыслом, будет та, в которой человек приносит наибольшую пользу обществу и делает как можно больше людей счастливыми.

Утилитаристов за это любят покритиковать: не всё в жизни можно так легко подсчитать и сравнить, да и люди вряд ли согласятся жертвовать собой в угоду остальным.

Английский философ XIX столетия Джон Стюарт Милль возражает на это: «Счастье остальных делает счастливым и меня самого», — потому мы и совершаем добрые альтруистические поступки. Чаще всего именно они и наполняет нашу жизнь смыслом: делая счастливыми других и видя на их лицах улыбки, мы и сами становимся чуточку счастливее.

Смысла нет: жить нигилистически

Впрочем, часть философов вообще сомневается в том, что в жизни есть какой-либо смысл. Например, немецкий философ XIX столетия Фридрих Ницше напоминает, что нет никакой объективной истины, всё зависит только от нас самих, точнее, от того, с какой стороны мы смотрим на вещи. У мира нет никакого смысла, как нет одной объективной истины, и нам нужно прекратить поиски.

С ним соглашается французский философ XX столетия Альбер Камю, который тоже говорит, что жизнь абсурдна и не имеет никакого смысла, как бы мы отчаянно ни пытались его найти. Все наши попытки — всего лишь разные точки зрения, ни одна из которых не может быть окончательной.

мысли сократа о смысле жизни. Смотреть фото мысли сократа о смысле жизни. Смотреть картинку мысли сократа о смысле жизни. Картинка про мысли сократа о смысле жизни. Фото мысли сократа о смысле жизни

Он сравнивает вечные попытки человека найти всему объяснение с Сизифовым трудом: мы катим камень в гору, надеясь, что в этот раз удастся закатить его на вершину, смысл найдется и всё станет ясно, — вот только камень всегда скатывается вниз, мы остаемся ни с чем и начинаем всё по новой.

Жизнь бессмысленна, но это не значит, что следует сдаться и отказываться жить. Скорее, стоит прекратить попытки искать смысл и заявить, что отсутствие смысла дает человеку огромную свободу. Можно делать всё, что хочется, и не переживать за то, что твои действия бессмысленны.

Можно, наконец, честно сказать себе: «Жизнь — это абсурд, но я буду ею наслаждаться». Не жалеть о прошлом, не переживать за будущее, просто жить.

«Всё завершается признанием глубочайшей бесполезности индивидуальной жизни. Но именно это признание придает легкость, с какой они осуществляют свое творчество, поскольку принятие абсурдности жизни позволяет полностью в нее погрузиться».

— Альбер Камю, «Миф о Сизифе»

Искать собственный смысл жизни: жить, как учат современные философы

Одной статьи не хватит, чтобы описать все возможные варианты ответов на вопрос о смысле жизни. Да и жизни тоже не хватит, чтобы прочитать всех мыслителей и узнать, в чем они находили смысл.

А потому некоторые современные философы поступили хитрее: они считают, что каждый человек должен сам найти для себя свой смысл жизни.

Не стоит ждать, пока кто-то из мудрых ответит на этот самый главный вопрос, пора брать жизнь в свои руки и искать то, что вдохновляет и наполняет серые дни смыслом.

«Мне не кажется, что жизнь в общем имеет какую-либо цель. Она просто происходит. Но у каждого конкретного человека есть своя цель».

— Бертран Рассел, «Кто такой агностик?»

И вот эту самую свою цель и нужно найти, а затем жить так, чтобы ее достичь. Впрочем, философы предупреждают: зацикливаться на будущем так же опасно, как и надеяться на то, что ответ на вопрос о смысле жизни можно узнать, прочитав один лишь учебник.

«Привычка надеяться на будущее и думать, что оно придает смысл тому, что происходит сейчас, очень опасна. Не будет никакого смысла в целом, если нет смысла в его частях. Не нужно думать, что жизнь — это мелодрама, в которой главный герой или героиня мучаются и страдают, а потом обретают счастье. Я живу сейчас, и это мой день, потом у моего сына будет свой день, а затем его сын придет на его место».

— Бертран Рассел, The Conquest of Happiness

В конце концов, это правда: научиться жизни можно, только начав непосредственно жить. Это страшно. Непонятно, как это всё делается, но у нас нет другого пути. К жизни не прилагается никакой готовой и проверенной инструкции. А если бы она была, то жить было бы слишком скучно.

Зато можно придумать инструкцию по сбору своего смысла жизни — что мы и сделали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *