мысли о бытие жизни это
Мысли о бытии и сознании
Противоречие есть критерий истины.
Г. Гегель.
Живи опасно.
Ф. Ницше.
Человек утверждается в противоположностях.
Книга УФС.
Древние идеалисты утверждали: сознание первично – материя вторична, современные ученые материалисты утверждают, что материя первична, а сознание есть свойство материи и потому вторично. Бытие и мышление, материя и сознание, объект и субъект, вещество и поле, волна и частица – все это стороны единого мира и потому существуют раздельно только в сознании человека, ибо таков его способ восприятия и мышления. Бытие и мышление одновременны, но рука всегда следует за мыслью. С другой стороны реально существует только субъективное или индивидуальное бытие, а коллективное бытие можно только вообразить с той или иной степенью достоверности и ощутить его в виде следов в форме коллективной памяти людей.
Весь мир существует для тебя, но и ты существуешь для всего мира. Мир нуждается в тебе настолько, насколько ты нуждаешься в мире. Поэтому, только от тебя зависит, насколько он красив и хорош или уродлив и плох. В этом тождество бытия и мышления, субъективного и объективного, причем бытие одновременно реально в виде ощущений, и мыслимо в форме понятий, то есть реально и иллюзорно. В ощутимой реальности нет понятий, поскольку они скрыты в ее непосредственном многообразии, как и ее очевидная триадность, которая нуждается в прямом утверждении.
Твоя жизнь есть промежуточное состояние между бытием и «ничто» и эта жизнь есть становление. Начиная жизнь как «ничто» ты закончишь ее как «нечто», которое может быть чем-то не только для тебя. Становление происходит как отрицание и потому вся твоя жизнь есть отрицание смерти, утверждающее бытие. Мышление лишь текущая часть бытия, существующая в сознании, которая является всегда односторонней, поскольку бытие не мыслит, а осмысливается. Поэтому субъективное мышление всегда уже бытия. Для познания бытия мышление самодостаточно, поскольку мысль возникает только из мысли, хотя может одновременно сопровождаться деятельностью, но не предшествовать ей.
Есть два крайних отношения к миру – ненависть и любовь и все хотят обладать миром, но чувствовать себя свободными в нем. Это невозможно, потому что свобода, понимаемая как независимость от мира, есть уход от него и равнодушие. Подлинная свобода есть любовь к миру и ответственность за него, основанные на понимании, поскольку нельзя любить и не понимать. Ненавидящий свой мир, ненавидит, прежде всего, себя, не любит и не понимает себя, ибо ты и есть твой мир. Ты часть мира, но и мир часть тебя, а в человеческом сознании часть всегда равна целому, все другое понимание ошибочно. Поскольку ты ценен своему миру, то и каждая часть его должна быть ценна для тебя. В твоем мире субъект равен объекту, а значит все другое это тоже ты. Когда ты кого-то не хочешь видеть или слышать – это слепота, сужение своего мира. Отрицание и неприятие делают твой мир конечным, существующим в границах твоих отрицаний, границах возможного и невозможного, а человек есть бесконечное в конечном и возможность невозможного, основанные на вере.
Жизнь очень проста и заключается в чередовании удовольствия и страдания. Как единый процесс жизнь в одних удовольствиях есть глупость, скрывающая страх перед жизнью и потому невозможно всегда избегать страданий. Страдание столь же необходимо душе, как и удовольствие, потому что, только осознавая страдания, можно понять и оценить подлинность радости, любви и счастья. Более того, не познав страдания и не пройдя труд самопреодоления нельзя получить подлинное удовольствие жизни как таковой. Ибо жизнь познается в сравнении, а человек утверждается в противоположностях, являясь колебательным процессом восприятия и осмысления. И это путь жизни каждого, на котором, только пройдя крайности, можно прийти к равновесности и в этом суть искусства жизни. Потому можно просто жить, не задумываясь ни о чем, как живут все, кроме человека. Ему дана возможность осознанно создавать свой мир и эта возможность делает его почти равным Творцу Вселенной, если верить в его существование, или, по крайней мере, приравнивает его к реальному природному творческому началу, которое не нуждается в каком-либо доказательстве. Отличие человека от бога в незнании категории Меры, ибо познание меры для человека есть самопознание своего масштаба, своей определенности в отношении индивидуального субъекта к всеобщему субъекту. По-другому – это мера субъективного сознания к духу или Богу, означающая степень приближения к объективной Мере, показывающая эволюцию духа.
Эволюция и инволюция есть очевидные свойства окружающего, потому что все имеющее начало имеет и конец, а становление есть переход «ничто» в бытие и бытия в «ничто». В этом бесконечность движения, ощущаемая как круг, и только живая познающая мысль способна превратить его в спираль, используя время и желание. Отсутствие интереса увлеченности жизнью сужает круг восприятия и познания и в итоге по спирали сводит жизнь в точку.
Используй свою творческую возможность, создавая свой мир, осознавая его как свое несовершенство, идущее к совершенству. Если хочешь изменить свой мир к лучшему, стань лучше, ибо иначе изменить его одному не получится. Построение своего мира надо делать с любовью к миру, также как к себе. Твой мир это мир природы и общества и если ты мужчина, то в центре его должна быть Женщина, а не ты сам, не работа, не деньги и вещи. Если ты женщина, то в центре твоего мира должно быть Дитя, а не карьера, работа деньги и вещи, а если его нет, то мужчина, поскольку мужчина это тоже дитя, только выросшее. Миры мужчины и женщины могут и должны быть едины в той степени, в какой они любят друг друга. Мир мужчины без женщины и мир женщины без мужчины убоги и пусты, поскольку не имеют обмена полярных энергий. Только посредством женщины мужчина становится самим собой, а через мужчину женщина обретает свою цель. Принимай другого как себя, как тождество двух сторон единого субъекта, идущего к одному. Высшая цель женщины создать Род, а высшая цель мужчины продлить род в веках. Именно для этого тебя сотворил Бог и нельзя нарушать Закон Бога.
Если твоя жизнь не удается, то не обижайся на нее, ибо обида иссушает душу и лишает силы. На зло мира, отвечай адекватно злом, а на добро – добром, ибо отвечая добром на зло, ты потворствуешь злу и множишь страдания. Прийти к добру можно только оттолкнувшись от зла, ибо «от добра, добра не ищут». Только ужасаясь своих деяний, люди делают шаг к добру, поднимаясь на новую ступень эволюции разума, где снова станут копить зло, и эти циклы бесконечны.
Так отрицая друг друга, Добро и Зло ведут сознание к пониманию Меры между ними, которая и есть Мера Бытия. Ощути соразмерность твоей души и твоего мира, ибо в этом твоя мера, суть которой в знании места и времени, цели и средства, слова и действия. И познав свою меру, ты приблизишься к пониманию божественной соразмерности мира, которая дана только Богу.
Философия о смысле жизни
«Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его.»
Лосский Н.О.
Для чего живет человек? В чем смысл его жизни?
Об этом задумываются все, и взрослые, которые прожили больше половины жизни, и молодые, для которых вся жизнь еще впереди. Отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни.
Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели.
К пониманию вопроса о смысле жизни и её решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельного взятого человека и с точки зрения всего человечества.
В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях, и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека. Осознание индивидом цели и смысла жизни – сложный и длительный процесс. Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их, не все живут осмысленной жизнью. Мера осознанности – один из показателей развития духовного мира личности. Осознание смысла – это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению тех ценностей, ради которых живет человек.
Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его писки представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл жизни. Каждое поколение и в нём каждая индивид существует лишь затем, чтобы породить свое потомство, но и это последнее существует только для того, чтобы произвести следующее за ним поколение. Значит, каждое поколение имеет смысл своей жизни только в следующем, то есть другими словами, жизнь каждого поколения бессмысленна; но если бессмысленна жизнь каждого, то значит – бессмысленна жизнь всех. Это бессмысленное существование называется «жизнью рода».
Но есть ли это, в самом деле жизнь?
Эта связь проявляется в подчинении человеческой души («атмана») закону необходимости («карме»). Привязанность «атмана» к телу вынуждает душу каждый раз после смерти переселяться в другое тело. Поток таких перевоплощений длится, пока человек полностью не освободится от земных страстей и жизненных проблем. Тогда наступает освобождение и «атман» сливается с «брахманом», т.е. наша душа сливается с мировым духом.
До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами майи и, думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и независимо, мы сковываем себя кармой. Для того чтобы освободиться от уз кармы, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим.
Индуисты видят много путей к освобождению. Люди, стоящие на различных ступенях духовного развития и исповедующие индуизм, могут использовать для слияния с Божественным разные понятия, ритуалы и духовные дисциплины. Индуистов не беспокоит то обстоятельство, что эти понятия и практики иногда противоречат друг другу, поскольку они знают, что Брахман лежит вне всех понятий и образов. Это объясняет высокую терпимость и восприимчивость индуизма к различным влияниям.
Если рассматривать индуизм в целом, то он видит смысл жизни в чувственном наслаждении, благодаря которому человек идет к своему просветлению, через погружение в переживания чувственной любви. В индуизме философия утилитарности сочетается с философией возвышенного.
Кто-то сказал, что дальше Платона не пошел никто, и всё последующее философствование есть только переигрывание его взглядов и учений.
В воззрениях Платона душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, «вспоминает о мире идей». Здесь Платом имеет в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя судьба.
В этике Платон требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону чувственный мир полон беспорядка. Задача, человека, смысл его жизни, в том: чтобы возвыситься над мировым беспорядком и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным, с вечным.
Христианство полностью восприняло концепцию смысла жизни Платона. В соответствии с канонами Нового завета, смысл жизни человека выражен десятью заповедями, в пределах которых он должен вести нравственный образ своей земной жизни: «Не убий», «Не укради», «Возлюби», «Прости», «Не прелюбодействуй»… в финале такой жизни душа отходит в Царство Божие, а если плохо себя вела, то в Ад и обрекается на муки вечные.
Христос хороший Учитель, умевший сформулировать свое понимание простыми убедительными словами. Но скорее он даже учил не словами, а энергетикой, собственным примером. Развитие идей Иисуса получило в трудах отцов церкви от Апостолов до современных христианских патриархов. В соответствии с их учением всё сущее есть благо, поскольку оно существует и именно потому достойны познания лишь Бог и душа. Они есть истины, в них спасение и бессмертие.
Человеку для своего духовного спасения необходимо знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Духовное блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности – в познании истины ради самой истины, т.е. в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» не в познании и превращении природы, а в единении с Богом в «царстве Божьем». Но только путем умеренности и правильной веры. Отличительной особенностью христианской концепции смысла жизни является то, что его идея формируется не через разум, а исключительно через веру: нет веры – нет смысла жизни.
Пройдя трансформацию очищения от христианской средневековой схоластики в период Ренессанса, концепция смысла жизни по иному зазвучала в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения в умах философов бродят противоположные мысли о судьбе и воле. Так, Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жестокого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Дидро также придерживался мысли, что между человеком и природой нет никакой разницы, и воля не менее механична, чем разум. Это тоже не пошло на пользу человечеству, хотя Гольбах в своей «Системе природы» и считал, что понимание фатальности может не только успокоить большую часть тревог человека, но и навеять ему полезное смирение, разумное подчинение своей участи, которой он часто не удовлетворён из-за своей чувствительности.
Итак, эпоха Просвещения устанавливает примат РАЗУМА. И не нужно полагать человеческому уму, как говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Но нашлись люди, которые отнеслись к разуму не так фанатично. Не менее заслуженный ученый Блез Паскаль разочаровался в естествознании и возможностях разума, который вечно колеблется между сомнением и уверенностью. Религиозное чувство берет верх, сердце обладает доводами, не доступными разуму. «Состояние человека – непостоянство, тоска, беспокойство». Мыслитель тем самым предвосхитил последующую иррационалистическую тенденцию в философии.
Французские материалисты-просветители развили дальше механистический взгляд на человека как на «машину, состоящую из костей и мяса». Ламетри утверждает, что человек – не более чем животное. Душа – материальная часть мозга, главный элемент машины. Все душевные качества сводятся к деятельности тела. В результате сомнения божественной предопределенности человека эпоха Просвещения констатировала примат материального над духовным и смысл жизни свелся к материальному совершенству.
Представители немецкой классической философии, продолжили дело просветителей по выведению человека из гармоничного равновесия. Если рационалисты на место всесильного Бога поставили безграничный Разум, а на место веры – образование и воспитание, то «классики» сказали, что Разум сам по себе не совершенен, постоянно разрешает свои собственные противоречия и до Истины ему еще далеко. И вообще, лучший способ наслаждаться жизнью – трудиться, т.к. внешний мир замкнут в себе и рациональных ходов к нему нет, лучше искренне верить в Бога, быть добрым и истинно нравственным. Разум же нам дан, чтобы обуздывать эгоизм и контролировать душевные проявления, хотя чувство удовольствия в общем и целом способствуют жизни. Добра же надо желать ради него самого, и человека ставить только как цель, а не средство. В противном случае, конец всего сущего может быть противоестественным, и будет вызван нами же вследствие неправильного понимания конечной цели.
Таким образом, смысл жизни, по Канту, находится не снаружи, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, который создает смысл жизни, является идея в виде морального закона, долга, добра. Смысл жизни не существует сам по себе, как некий атрибут реальности вообще, он – в понимании индивидом своего бытия именно как человеческого, в осознании собственного места в мире. Таким образом, формой выражения смысла жизни является мировоззрение.
Фихте еще больше замкнулся на внутреннем «Я». Создал некую виртуальную действительность, которая получается путем самозабвения, т.е. забытия себя как «Я». Фихте говорит: обрати внимание на эту действительность, войди с ней в соприкосновение, и она станет событием индивидуальной жизни. Смысл человеческого существования он видит в достижении индивидом полного согласия с самим собой в разуме, в свободе, в деятельности, словом в том, что выделяется человека из природы как разумное существо.
Дальнейшее развитие философско-культурологической мысли разделилось на множество направлений, одним из которых стал экзистенциализм.
К середине XIX века в научных кругах сформировалось убеждение, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации человеческих надежд. Люди перестали видеть в историческом процессе проявление высшего Разума. Начала утверждать мысль о безосновательности и тщетности упований на то, что познание закономерностей может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Так появляется иррациональное в человеческом бытии. Ведущей признается роль инстинкта, интуиции, веры, чувства. Человек становится центром бытия – зарождаются идеи экзистенциализма.
И первым крупным экзистенциалистом был Шопенгауэр. По его мнению, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренней, духовной жизни они считали мышление. В действительности же истина проявляется только при подходе к ней со стороны бессознательного.
В основе такого подхода лежит воля, а ее универсальный объект – «воля к жизни». Первое правило воли к жизни – инстинкт самосохранения, который ведет к эгоцентризму. Интеллект функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли. Реальна только одна космическая громадная воля, которая руководит всеми поступками человека.
Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира – это история бессмысленной флуктуации волевых искр. Истинно совершенным познанием и блаженным существованием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли. Смысл жизни формулируется Шопенгауэром как умерщвление плоти и угасание рациональных исканий человека: «жизнь представляет собой нечто такое, от чего мы должны отрешиться. ».
Владимир Соловьев видит нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу.
Поиски смысла жизни – это укрепление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.
Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М.: Гардарика, 1990. – 288 с.
Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. – 326 с.
Карпов М.М. Смысл жизни человека. Р-н-Д: Феникс, 1994. – 356 с.
Коган Л.А. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. /ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Питер, 1995. – 548 с.
Бытие жизни. Философские размышления
1988 год. Немного о жизни, счастье и времени.
03. 02. 1988 года. Вот и еще очередной год наступил! Год этот високосный! Говорят, что високосные года приносят людям горе и несчастья. Так ли это? Встречал я этот новый год на ходовом мостике – в рейсе на теплоходе «Мария Ермолова». Было это на Балтике в круизе рейсе на переходе Ленинград – Рига. Я проработал на Балтийских круизах с 30 ноября 1987 г. по 17 января 1988 г. Время пролетело быстро и незаметно.
Слову «Философия» в разные времена придавали различное значение.
Сейчас наиболее общепризнано следующее определение.
Философия (др.-греч: фило— любовь, стремление, жажда + софия— мудрость; дословно: любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. (Википедия)
Философия (как явление) – это стремление субъекта к созданию, на основе верного отражения объективной реальности, мысленной модели бытия в форме понятий и представлений.
Упрощенно – стремление индивида к созданию и совершенствованию Мировоззрения.
Философия (как предмет) – это свод закономерностей и правил создания и корректировки субъектом мысленной модели бытия, стремящейся к наиболее точному и полному отражению объективной реальности.
Упрощено – свод правил создания и совершенствования Мировоззрения.
Философия (как наука) – это вид деятельности субъекта направленной на поиск закономерностей и правил создания и корректировки Мировоззрения индивида.
Стремление – это желание достижения определенной цели. В данном случае достижения мудрости.
Если упростить, то Мудрость – это способность использовать знание полученное через постижение истины.
Немного философии. Смысл Жизни придает только Цель. Цель рождает Мечта. Как только Мечта полностью воплощается, Жизнь становится бессмысленна. Значит, чтобы Жизнь постоянно была наполнена смыслов нужно иметь Мечту, которая должна полностью воплотиться только в момент Смерти. И такой мечтой для меня стала Мечта о душевном покое в момент Смерти.
Смерть я Мечтаю встретить глядя прямо, без страха ей в глаза, с чувством гордости за прожитую жизнь, за себя, за своих друзей и близких, не оставив дел, за которые бы терзался, что они не завершены и их никто не продолжит.
Парадоксально, но такая Мечта абсолютно не влияет на общее состояние общества. Без страха в глаза смерти может смотреть и убийца. Один испытывает чувство гордости за то, что в жизни не обманул ни одного человека, а другой гордится тем, что обманул всех. Один завершил все дела, а другой и не начинал их.
Вот еще одна несправедливость жизни. 12 января Алене сделали серьезную операцию – ей удалили очень большую кисту и левый яичник. Не везет ей тоже. А мне снова одни лишь переживания, да и мысли мрачные постоянно лезут в голову, от которых можно сойти с ума.
Приехал я с «Марии Ермоловой» в Мурманск 18 января, а уже 19-го января отдел кадров меня направляют работать на теплоход «Канин» дублером капитана. Но я пошел до 01 февраля на выходные дни, в связи с тем, что жена в больнице лежит и ей нужна моя помощь. 23 января забрал мою Аленушку из больницы. В целом операция прошла нормально, хотя по швам пошли гнойные выделения. Слава Богу, прополис помог, и заживление шва идет нормально. Только это меня начало успокаивать, тут выясняется, что наша Оля не может сдать экзамен по сопромату. И как у нее будет все дальше – неизвестно. Опять же новые волнения для нас. Злой я на Олю очень! Бессовестная девчонка! Ни о чем не думает. Игорь тоже меня расстраивает так, что иногда приходится брать ремень и драть ему задницу. А ему ведь уже 14 лет! Ну, да что делать, если слов не понимает…
С 01 по 03 февраля сходил на «Канине» капитаном в рейс до Дальних Зеленцов. И на душе сразу все стало радостно. На теплоход «Канин» меня вроде бы послали напостоянно и надолго. Все сразу стало прекрасно и удивительно! Определились безоблачные горизонты работы на домашней и уютной линии. Но так ли все будет, как я предполагаю? Исчезнут ли в ближайшем будущем мои черные полосы на моем пути? Все ли я ясно вижу в своем будущее? Но, этого, конечно, ни знает никто.
Для кого я всё это пишу? Во-первых, я пишу для самого себя. Я боюсь забыть то, что пришло ко мне в мгновения озарения, мгновения победы, мгновения счастья. Я фиксирую на бумаге свои чувства и мысли. И если мне удается их полностью передать, я снова и снова переживаю их, читая написанные мною строки. И я не боюсь, в отличии от большинства людей, открыть эти чувства другим людям. Умение сопереживать, и делает человека человеком. А умение выставлять свои чувства и мысли на всеобщее обозрение и делает человека писателем. Скрытный человек не доверит свои мысли бумаге.
И в то же время, создавая на бумаге свою собственную модель мира, я как страус в песок, прячу голову в этом мире, где я хозяин и бог, где мне всё подвластно, как кажется вначале. Но написав первое предложение, я вынужден писать следующее, следующее и следующее… Я становлюсь рабом этого мира. Наркоманом, сидящим на игле сюжета, который развивается не зависимо от тебя и тянет тебя за собой.
Во-вторых, я пишу для людей. Мгновения озарения, победы, счастья были достигнуты мной в результате каких-то действий или стечений обстоятельств.
Описав алгоритм действий, предшествовавших этому, я поделюсь с другими, как достигнуть этих мгновений. Поделюсь жизненным опытом. А опыт заключает в себе не только победы, но и поражения, не только озарения, но и ошибки, не только счастья, но и беды и несчастья. Если я опишу алгоритм действий или условия проявления отрицательных результатов, это позволит умному человеку не наступать на те же грабли, а делать уже свои собственные, новенькие с иголочки, ошибки.
На этом держится вся наша цивилизация. На передаче жизненного опыта последующим поколениям. На обучении!
Я задаю себе вопросы
И нахожу на них ответы.
Два тихих голоса я слышу,
Один всегда дает советы
Громадной кроны истины,
В тени которой ты
Ведёшь упорно поиски
Вселенской красоты.
-В делах? Работе?
— Это тоже часть ответа.
— В любви?
— И в ней. Не существует части света,
Где нет любви, надежды, веры,
Не будем даже приводить примеры.
— В борьбе со злом?
— Ну а откуда зло?
Тебе ведь честно говоря, ужасно повезло,
Что не столкнулся в жизни с ним к лицу лицом,
А сталкивался ты лишь с мелким подлецом.
-А есть ли в жизни смысл?
-Уже намного ближе.
-А что такое жизнь?
-Возьми ещё чуть ниже.
Ведь правильный вопрос уже почти ответ.
-А есть на свете Бог?
— А с кем ты говоришь?!
Ну, ты даешь!
А сейчас о СЧАСТЬЕ. Говорят, что каждому своё счастье. Частично с этим можно согласиться, частично нет. Ведь такие понятия как здоровье, любовь, материальное благополучие важны абсолютно для всех. И самое важное из них – здоровье. Ведь когда человеку плохо и у него что-либо болит, ему в тот момент не нужны ни деньги, ни еда, ни развлечения. Ему хочется одного – хорошо себя чувствовать! Кто не помнит чувства облегчения (например, после болезни), когда мы говорим «Как хорошо, когда ничего не болит!»? Так может в этом и есть счастье? Кто-то может, скажет «да», а кому-то для счастья этого покажется мало.
Вывод моих размышлений на эту тему: не важно, веришь ты или не веришь в Бога, главное нужен ли ты Богу?
Что я подразумеваю под именем «Бог»? Разум более высокой ступени организации. Что может выступать его материальным носителем? Вариантов много. Это и Галактика, и Вселенная и Мегавселенная, где черные дыры и антидыры могут выступать элементарными частицами. Из моей модели следует, что Цель Разума – прогноз Будущего и управление Настоящим для достижения Стабильности и «Счастья», и уклонения от Гибели и «Несчастья». Может ли Галактика обладать таким свойством? Вполне. А Вселенная? Точно так же. Просто их Разум будет проявляться в иных масштабах Времени и Пространства. Мысль и действие этого Разума будет в масштабе времени равны времени существования цивилизации на планете, а то и времени жизни отдельной звезды.
С 06 по 13 мая я взял выходные и поехал в Витебск – к маме и Люде. 7 мая в Витебск приехала и сестра Таня. 9 мая, в день Победы, мы все собрались в Немойте у папы на могиле, чтобы помянуть его в кругу родных, близких и знакомых. Очень замечательно, что так получилось – мы все собрались вместе. Особенно была рада мама. Она понимала, что возможно она уже больше не сможет приехать сюда, чтобы окончательно попрощаться со своими земляками. Мама даже взяла родную землю с собой с могилы папы. Я сделал много фотографий с поминок на нашем кладбище.
15 мая я возвратился в Мурманск. Как всегда после поездок в Немойту, я привез очередной радикулит. Сильно разболелась спина. Но это ведь для меня не главное. Главное – это то, что мы все собрались на могиле отца и помянули его. Вот так бы наши дети относились к нам, как мы относимся к своим родителям.
У Оли в институте дела идут туго. Не знаю, как она закончит сессию. Игорь закончил 7 класс на 4 и 5. Потом он работал две недели в совхозе «Полярный» в Мурманске, где заработал 60 рублей. После «Полярного» мы отправили Игоря с классом в летний трудовой лагерь в Краснодарский край. Проводили Игоря я с Аленой на поезд и остались в Мурманске одни. Лета совсем не чувствуется –постоянные холода и холода. А 24 июня выпал снег. За ночь навалило сантиметров 20-25. Правда, через два дня снег полностью растаял. На море тоже постоянно штормит. Алена даже заговорила, что надо бы нам уезжать из Мурманска. А куда?
Мне в эту осень дали еще и очередной отпуск. С 25 сентября по 7 октября мы с Аленой две недели путешествовали поездом по ГДР по туристической путевке. Эта наша поездка была для нас очень удачной во всех отношениях. Погода стояла отличная все эти дни. Мы посетили Берлин, Магдебург, Лейпциг, Дрезден и ряд других городов ГДР. Особенно нам запомнилась Саксонская Швейцария и замок Кенингштайн. За эту поездку по ГДР купили много хороших и нужных вещей. Главное, что у нас была хорошая компания. Все было натурально и впечатляюще.
На обратном пути из ГДР мы заехали на три дня в Витебск – к Люде и в Ленинград – к Оле. В Мурманск приехали 20 октября. Дома был я еще два месяца – делали с Аленой ремонт в квартире. К Новому 1989 году вышел на работу на «Канин» в должности капитана. Но уже в стране начиналась горбачевская перестройка…
А чем эта перестройка закончится? И нужна ли она? Время покажет.