мятеж на баунти актер 5 букв
Мятеж на баунти актер 5 букв
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Всего насчитывается 5 экранизаций истории «Баунти». Первая из них состоялась еще в 1916 году «The Mutiny of the Bounty» (Австралия), далее в 1933 году в США был снят фильм «In the Wake of the Bounty», который из-за конфликта с актером Кларком Гейблом не вышел на экраны.
Сюжет
Английский флот XVIII века отличался жесткой (даже жестокой) дисциплиной. Малейшие провинности наказывались плетьми, более тяжелые проступки карались смертной казнью. Доведенные до отчаяния матросы поднимали бунты и пытались освободиться от гнета.
1789 год. Экипаж британского корабля «Баунти» под руководством жестокого капитана Блая наполнив трюмы, отчаливает от берегов Таити. До этого дня в течение шести месяцев команда корабля подвергалась физическим и моральным издевательствам со стороны капитана и его приспешников. Изнурительная работа и отсутствие пищи вынуждают моряков поднять бунт. Зачинщиком мятежа становится матрос, аристократ Кристиан Флетчер. Ссадив с корабля капитана и преданных ему людей, «Баунти» взял курс обратно на Таити, именно там Флетчер и другие мятежники решили провести всю оставшуюся жизнь.
Историческую справку о тех событиях можно найти здесь и здесь.
Бороздя морские просторы, кажущиеся такими манящими и свободными, но несущие в себе отдалённость и пугающую неизвестность, корабль «Баунти» уверенно держит курс на остров Таити с ответственной миссией под командованием капитана Блая. Отчалив от берегов Портсмута в декабре 1787 года, команду корабля в составе не только офицеров и опытных матросов, а также новичков, в числе которых есть и бывшие заключённые, ждёт долгое путешествие в почти неизведанную даль в течение двух лет. Открытый морской простор, попутный ветер, поднимающий волны и гуляющий в парусах и высоко палящее солнце, могут показаться любому моряку частичкой свободы и безграничного уединения. И смахнув с себя печаль по родному дому, трудно представить, что бескрайняя морская пучина станет родной на долгие месяцы. Но что несёт в себе эта бескрайность и что же может ждать моряк за тем голубым горизонтом?
Картина Фрэнка Ллойда «Мятеж на Баунти» является первой, наиболее сильной экранизацией одноимённого романа. Но развернувшиеся исторические события на экране имели место в реальной жизни, ведь история корабля «Баунти» и его команды навсегда оставила ощутимый след в истории Англии и морского флота. Самый что ни на есть незаурядный бунт, может вызвать легкое недоумение в плане известности этого события, но не сколько сам бунт имеет весомый, грандиозный размах в истории, сколько следствия и причины этого события. А за ширмой восстания против законов и уставов, против своего государства, можно разглядеть отвагу, честь и борьбу за собственные человеческие достоинства против несправедливости и тирании господствующего класса.
Так что же было причиной бунта на корабле? Неужели всё дело в злобном, беспощадном капитане, который, не раздумывая, отдаёт приказы наказать провинившихся матросов? Под его гневный, холодный взгляд легко может попасть как и новичок, впервые отправившийся в кругосветное плавание, так и даже первый помощник капитана. Тирания, процветающая на борту корабля, взывает о справедливости и всеобщем уважении. Обгоревшая от палящего солнца кожа матроса, привязанного к мачте, мучающая больного лихорадка, кровоточащая от ударов хлыста спина и разъедающая соль на стёртых до крови коленях матроса — всё это может показаться страшным сном. Нет, это реальность, которая может вмиг закончиться для всех из-за страшно бушующего морского шторма.
А может, причина бунта заложена в самом острове Таити, где всегда тепло и уютно, а местные туземки кажутся богинями для одичавших матросов? Золотой песок острова, растущие на пальмах бананы, радостные крики чужакам туземок и их испепеляющие взгляды — вот он истинный рай и гармония. Здесь хочется уснуть в тёплых объятьях под тихий звук барабанного боя и вдыхать этот сладкий запах свободы и уединения. Но трудно себя заставить вернуться на корабль, когда сердце начинает учащенно биться, и смотря в большие карие глаза туземки, отчётливо понимать, что влюбился, полюбил всем сердцем эту неописуемую частичку истинного рая среди безграничных морей и океанов.
И на фоне всех пережитых чувств, каждый делает выбор, который отразится на всей его дальнейшей жизни. Кристиан Флетчер свой выбор сделал, и может, его окутал дурманящий аромат острова, и он забыл свой родной дом. А может, он просто нашёл именно то, что каждый человек в своей жизни ищет, но не всегда находит и как бы на него не посмотрели другие, они никогда полностью так и не смогут понять человека, который разглядел конечную бухту своей молодой и трепетной жизни.
Придавая этой истории разные оттенки романтики и надежды на фоне угнетения и поиска собственного «я», каждый видит эти события по разному, ведь не зря история «Баунти» экранизировалась три раза, а исписанные страницы этих событий трудно и сосчитать. Но ловко сочетая в себе историческую ценность, картина Ллойда не останется забытой и годы это уже доказали, ведь история корабля и её моряков ещё долго будет свежа в памяти, и многие поэты и писатели будут нескончаемо черпать из неё своё вдохновение.
Публикую свои мысли после просмотра, состоявшегося в августе прошлого года. Специально их не облагораживал. Просто копирую сюда то, что написал тогда для себя.
Кроме захватывающего исторического сюжета и его качественной реализации, фильм примечателен лауреатством в оскаровской номинации «Лучший фильм»(притом, претендентов было не 5, как сейчас, а 12) и, занятный факт, одновременно у «Мятежа на Баунти» еще 7 номинаций (ни одной победы), из которых три(!) за «Лучшую мужскую роль» (номинантов тогда было уже только пять, и ставка «три из пяти» не сыграла).
Ну, если все-таки говорить непосредственно о фильме и моем к нему отношении, то скажу так: фильм, для своих лет особенно, смотрелся с немалым интересом, и увиденное мне очень даже понравилось.
Думаю, эффект не был бы столь положительным, коли не была имеющаяся версия фильма на моем DVD колоризированной (т.е. попросту говоря, раскрашенной). В цвете даже такое махровое ретро смотрится лучше. Да, некоторые фильмы не стоит раскрашивать, но «Мятеж. «, думаю, в моих глазах от этого только выиграл бы.
Обещанных в синопсисах морских сражений тут нет и в помине, но есть увлекательно показанная, полная драматизма и различных людских переживаний, история морского путешествия с самодуром и тираном капитаном на борту, беспределу которого решается воспрепятствовать его старпом, в исполнении яркого Кларка Гейбла.
После успеха экранизации книги Чарльза Нордхоффа и Джеймса Нормана Холла (про историю мятежа на корабле «Баунти») Фрэнком Ллойдом в 1935 году, в своей лучшей, по признанию академии, картине года, критикам и зрителям оставалось ждать на протяжении не одного десятка лет новой версии этой легендарной истории. И время не заставило себя ждать, и уже в 1962 году, американец Льюис Майлстоун явил миру свою новую интерпретацию тех исторических событий.
По истечении почти тридцати лет, история легендарного английского корабля не могла быть забыта, ведь бунтарская тематика, раскрываемая на фоне исторических событий, так близка многим сердцам. И любой пылкий юноша в часы боли и отчаяния, хотел бы примерить на себе мундир Кристиана Флетчера, и по зову сердца, совершить тот же благородный поступок. Ну а девушкам, оставалось сладко вздыхать и смотреть в даль голубых океанских простор, и надеяться, что такой отважный моряк приплывёт на своём корабле, чтобы покорить трепетное женское сердце.
Кларк Гейбл в первой экранизации идеально подошёл на роль такого моряка, создав при этом образ мужественного, благородного красавца, но для картины Майлстоуна требовался новый актёр на роль Флетчера. Дабы не подпортить зрительские ожидания, выбор был остановлен на ещё не располневшем Марлоне Брандо, уже тогда крепко утвердившимся как в кино, так и в женских сердцах. На роль хладнокровного и безжалостного капитана Блая отменно подошёл Тревор Ховард, и в полном наборе, да с попутным ветром, режиссёр взмахнул флагом своему кораблю и отправил его в кругосветное путешествие.
Сценарий картины не был подвергнут сильным изменениям в сравнении с экранизацией Ллойда. «Баунти» всё так и остался крепким, надёжным для офицеров и моряков кораблём, возложена всё та же ответственная миссия, и надежда на попутный ветер и быстрое возвращение домой, подбадривало моряков в этом нелёгком испытании. Но безжалостное обращение капитана к подчинённым с каждым днём всё больше и больше перехлёстывало сознание и разум, и недолог тот час, когда закончатся мучения, и солнце по-прежнему будет ясно светить над головой, а морской воздух покажется таким сладким и безмятежным.
Но где спрятан этот покой — неужели на том небесном острове, населённым приветливыми туземками, или же, в постоянных терзаниях за совершённый проступок и панического страха предстать перед английским судом? А может, свобода и человеческая жалость, граничащая с понятием справедливости, будет оценена там, не на земле, по достоинству…
История корабля, она же, история бунта или же, история самого обычного моряка Флетчера, под управлением опытного режиссёра, немного похожего в своей строгости и не подвластности на самого капитана Блая, по праву может считаться достойной версией исторического бунта. Хотя, съёмки из-за трудного и вольного характера Брандо были чуть не сорваны, и картина была еле закончена, когда сам режиссёр уже отдал бразды правления в руки этому «дикарю».
Удлинив продолжительность фильма с привычных двух часов почти до трёх, Майлстоун не прогадал, и с должным вниманием останавливал пристальное внимание на отдельных сценах. Момент возвращения корабля с острова Таити был увеличен по продолжительности в отличие от картины Ллойда, что сыграло положительную оценку в более глубоком, детальном раскрытии причины бунта, а именно, в сомнениях и терзаниях Кристиана Флетчера.
Если абстрагироваться от личных симпатий к главным актёрам двух экранизаций, можно сказать, что образы, созданные Гейблом и Брандо, немного отличаются. Брандо-Флетчер более изыскан, пользующийся особым вниманием у женщин, он, в броском красном плаще на суше и в превосходном офицерском мундире на борту корабля, немного похож на английского франта, тогда как Гейбл, создал более лёгкий, ближе сердцем к матросам образ простого моряка. Но Майлстоун наделил Флетчера немного жестокими качествами, заложенными так глубоко, что, наверное, сам Кристиан о них не догадывался, да и капитан Блай не отстаёт в беспощадности от своего прототипа воссозданного Чарльзом Лотоном.
Но режиссёр рискнул пойти немного дальше и попытался наиболее полно раскрыть судьбу Кристиана, тем самым, в небольшой степени и пошатнул легенду о благородном моряке, тогда как у Ллойда, Флетчер принял почти божественный образ. А может, Льюис Майлстоун решил до конца рассказать историю моряков на уединённом острове, и хотя никаких достоверных фактов судьбы мятежников нет, режиссёр раскрыл своё видение легендарных событий, и тем самым, почти поставил окончательную точку.
Но и этот смелый поступок можно оценить по достоинству, ведь версия Майлстоуна как раз немного и выбивается за рамки воспетых событий о судьбе и участи славного экипажа «Баунти», бунт на корабле которого, можно назвать самым знаменитым мятежным событием не только в истории Англии, но в истории всего мира.
Рай на земле или история жестокости: мятеж на «Баунти»
«Таити, Таити… А нас и здесь неплохо кормят!» — заявляет кот в мультфильме «Возвращение блудного попугая». А вот экипажу английского корабля «Баунти», отправившегося в конце XVIII века на Таити за саженцами хлебного дерева, остров так полюбился, что матросы не захотели его покидать. Вместо этого они устроили бунт, пустили капитана в свободное плавание по океану, а сами захватили пару таитянок и колонизировали островок Питкэрн. О знаменитом мятеже, похожем на сюжет приключенческого романа, расскажет Екатерина Астафьева.
Хлеб — всему голова
Конец XVIII века, Война за независимость США. Британская империя теряет огромные колонизированные территории в Северной Америке. Остаются, конечно, несколько колоний, например, на Ямайке и Сент-Винсенте, где выращивают сахарный тростник. Но объемы уже не те, да и доходы все уменьшаются. Дело в том, что чернокожих рабов из Африки, работающих на плантациях, нужно было чем-то кормить, и с провозглашением Америкой независимости были перекрыты пути дешевой поставки зерна.
А платить американцам или ввозить его из Европы — удовольствие не из дешевых. Английские дельцы призадумались, полистали путевые заметки Джеймса Кука и нашли лекарство от своих болезней: хлебное дерево. Путешественник писал, что для жителей Таити эти крупные плоды с сытной мякотью большую часть года составляют основу рациона. Постановили: высадим на Ямайке хлебное дерево и сэкономим на настоящем насущном.
Решено было снарядить экспедицию за саженцами хлебного дерева к загадочному и манящему острову Таити. Капитаном корабля был назначен Уильям Блай, который сопровождал Кука в его последнем плавании. Молодой, но опытный моряк, по отзывам современников, был строг и иногда даже без повода жесток. Поговаривали, что он бил своих матросов без видимых на то причин. Но бортовые журналы показывают, что капитан прибегал к наказаниям не чаще, чем-то было положено уставом. К тому же он заботился о своей команде: на борту был большой запас средств, спасающих от морской болезни и цинги. Все подопечные Блая были простыми матросами: из-за небольших размеров судна офицеров на нем больше не было.
Копия корабля «Баунти»
В декабре 1787 года трехпарусник «Баунти» вышел из Портсмута. Важно отметить, что по вине адмиралтейства судно отправилось с задержкой и упустило удобное для путешествия время. «Баунти» направился к мысу Горна, но именно в этот сезон там бушевали жестокие штормы.
Тогда судну пришлось повернуть к мысу Доброй Надежды, пересекая Атлантику. Затем путь лежал через Индийский океан по опасным сороковым широтам к Тасмании, и, наконец, Таити. Здесь пришлось остановиться на 5 месяцев: плоды на деревьях еще не созрели в необходимом для саженцев количестве. Команда, уставшая после долгого плавания, предалась всем радостям жизни, которые им мог предложить экзотический остров Таити: принялись есть фрукты, купаться в море и волочиться за таитянками.
Поль Гоген «Таитянские пасторали», 1893
Когда пришло время возвращаться в Британию, команда явно была не в духе. Взятые на борт саженцы требовали неусыпного внимания, к тому же их нужно было регулярно поливать пресной водой. Матросы ворчали, что о растениях на «Баунти» заботятся лучше, чем о людях. Да и воспоминания о прекрасных островитянках бередили душу. 27 апреля 1789 на корабле вспыхнуло восстание во главе с помощником капитана Флетчером Кристианом. Уильяма Блая обезоружили и посадили в шлюпку с небольшим запасом пищи, секстантом и карманными часами. Нескольких матросов, оставшихся верными капитану, отправили вместе с ним. Всего на лодке было 7 человек.
Блай и остатки его команды совершили невероятное путешествие: они проплыли почти 7000 километров без карт, лишь по памяти, умудрившись за 47 дней пути не умереть. Блай прибыл к Тимору, где его встретили британцы, потеряв лишь одного матроса при нападении туземцев. «Я предложил моим спутникам высадиться на берег, — рассказывает Блай. — Некоторые едва могли передвигать ноги. От нас остались лишь кожа да кости: мы были покрыты ранами, наша одежда превратилась в лохмотья. В этом состоянии радость и благодарность вызвали слезы на наших глазах, а жители Тимора молча, с выражением ужаса, удивления и жалости смотрели на нас. Так с помощью Провидения мы преодолели невзгоды и трудности столь опасного путешествия!» Капитан Блай вскоре все-таки доставил на Ямайку саженцы хлебного дерева.
Роберт Додд «Мятежники высаживают из «Баунти» капитана Блая и часть команды в шлюпку»
Мятежники же отправились обратно на Таити. Кристиан взывал к своим товарищам, пытаясь уговорить их покинуть остров: в любой момент мог нагрянуть британский корабль, и за свержение капитана их обязательно отправили бы на виселицу. Некоторые матросы предпочли остаться на Таити, в чем потом, наверное, раскаялись: все произошло так, как предсказывал Кристиан. В 1791 на остров прибыл британский корабль «Пандора». Мятежников захвалили и отправили в Англию, но по дороге большинство из них погибло в кораблекрушении. Троих выживших приговорили к смертной казни.
Кадр из фильма «Мятеж на Баунти», 1935
Тут-то бы, пожалуй, и успокоиться. Но двое моряков научились гнать самогон, принялись пить и дебоширить, так что один спьяну упал в море, а разъяренного второго товарищи зарубили топором. Оставшиеся Смит и Янг стали жить в мире и согласии. Страдающий астмой Янг перед смертью научил Смита читать, и люди на острове регулярно устраивали чтения Библии и богослужения.
В 1808 году остров обнаружило британское судно. Смит был все еще жив и считался единоличным правителем Питкэрна. Атмосфера на острове была крайне доброжелательной. В 1829 Смит умер, а в 1831 правительство Англии предприняло попытку переселить всех его отпрысков Таити. Но вдали от дома 12 человек погибли, так что 65 островитян вернулись на Питкэрн. Позже часть из них переселилась на остров Норфолк.
Сейчас на острове Питкэрн все так же живут потомки тех самых мятежников с корабля «Баунти». Около 50 человек говорят на странном языке, смеси английского языка XVIII века и таитянского. Остров считается заморской территорией Великобритании, обладает демократической системой управления и живет в основном за счет туризма и продажи почтовых марок.
«Драматическая страница в истории мореплавания»: как в результате мятежа на «Баунти» появилась новая колония
В 1775 году в Северной Америке вспыхнула война за независимость местных британских колоний. По словам заведующего кафедрой РЭУ имени Г.В. Плеханова Андрея Кошкина, в Лондоне осознали, что удержать их не получится, поэтому сделали ставку на развитие владений в Карибском море.
«Хлеб для рабов, трудившихся на сахарных плантациях, завозился ранее из мятежных колоний. Однако после образования Соединённых Штатов с питанием африканских невольников возникли проблемы. Тогда и родилась идея завезти на острова Карибского моря хлебное дерево из Океании», — отметил эксперт в интервью RT.
Организацией этого эксперимента занялись Королевское научное общество и Британское адмиралтейство. Для этих целей было приобретено судно «Бетия». Ему дали новое имя — «Баунти», а капитаном назначили Уильяма Блая.
Председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий рассказал в беседе с RT, что «Баунти» нельзя было назвать военным кораблём.
«Это было вооружённое вспомогательное судно, ходившее под флагом Королевского военно-морского флота», — подчеркнул эксперт.
Судно укрепили и переоборудовали для перевозки саженцев хлебного дерева. В экипаж включили людей, разбиравшихся в садоводстве, и участников путешествий Кука. Блая попросили взять в командный состав выходцев из нескольких аристократических семейств. Своим помощником капитан назначил Флетчера Кристиана. Из-за нехватки места на судне Блаю не удалось взять в команду солдат и офицеров, что впоследствии сыграло с ним злую шутку во время мятежа.
23 декабря 1787 года экспедиция вышла в море и взяла курс на Полинезию. Изначально Блай планировал попасть в Тихий океан, обойдя мыс Горн, но из-за сложных погодных условий не рискнул сделать это и отправился в пункт назначения, огибая Африку. По свидетельствам участников путешествия, капитан поддерживал на судне образцовый порядок, выдавал экипажу продукты и средства против цинги.
Кроме того, Блай заставлял своих спутников двигаться, чтобы они находились в хорошей физической форме и не болели. Но когда из-за перемены маршрута моряки ощутили дефицит продуктов, активность капитана стала их раздражать.
Затем судно зашло на Тасманию, близ Новой Зеландии капитан открыл группу необитаемых островов (названных в честь корабля — Баунти). Далее экспедиция прибыла на остров Таити, жители которого традиционно хорошо относились к европейским мореплавателям. Местные вожди помнили Блая ещё по путешествиям Джеймса Кука и разрешили ему собрать в лесу саженцы хлебного дерева.
Мятеж
Пребывание на Таити затянулось для участников экспедиции на полгода. Когда пришло время покинуть остров, несколько матросов попытались сбежать, чтобы остаться на нём, но их задержали и выпороли. В апреле 1789 года «Баунти» взял курс на Атлантику. Моральный климат на судне стал стремительно ухудшаться.
Как писал в своей книге «Последний рай» историк и этнограф Милослав Стингл, капитан был замечательным мореплавателем, но очень плохим психологом. Он делал всё, чтобы нажить себе как можно больше врагов среди членов экипажа.
«Блай был достаточно крутым командиром, что не всем нравилось. Кроме того, на уход за саженцами тратили пресную воду, её начали выдавать команде в меньшем объёме», — отметил Стрельбицкий.
Блай обвинил Кристиана в краже кокосовых орехов и пригрозил выпороть. Для молодого дворянина это было жестоким оскорблением. Во время своей вахты 28 апреля 1789 года помощник капитана, опираясь на наказанных матросов, захватил сначала оружейную комнату, а затем и всё судно. Состоявший из 46 человек экипаж разделился примерно пополам: одна половина поддержала капитана, другая — мятежников. В итоге Кристиан высадил Блая и 18 его сторонников в спасательную шлюпку, а сам развернул корабль к Таити.
Две одиссеи
Блай попытался высадиться на острове Тофуа, однако британцев там неприветливо встретили туземцы. Тогда капитан взял курс на голландскую колонию на острове Тимор. За 48 дней шлюпка под его командованием прошла 6710 км без карт и большей части навигационного оборудования. Несколько участников путешествия от истощения впали в летаргию и выжили только чудом.
«Путешествие. вошло в историю как одно из величайших и самых отважных плаваний всех времён», — написал в своей книге Стингл.
На Тиморе Блай купил небольшое судно для прибрежного плавания, на котором добрался до Батавии, где путешественников свалила малярия. Окрепнув после болезни, капитан с двумя сопровождающими вернулся в Англию. Там Блай предстал перед военно-морским трибуналом, который признал его невиновным в потере судна. Впоследствии он был назначен начальником новой экспедиции, отправившейся за хлебным деревом.
«Мятеж никак не сказался на карьере Блая. Если во время командования «Баунти» он официально находился в звании лейтенанта, то в будущем дослужился до вице-адмирала», — отметил Стрельбицкий.
В свою очередь, Кристиан понимал, что его будут искать, поэтому решил не задерживаться на Таити. Вместе с другими участниками мятежа он отправился на находившийся поблизости остров Тубуаи. Однако там аборигены их встретили неприветливо. Британцы попытались вмешаться в местные межплеменные войны, переругались с вождями и вынуждены были покинуть несостоявшуюся колонию. На «Баунти» в итоге осталось всего девять человек. Остальные поселились на Таити и были впоследствии арестованы членами карательной экспедиции, прибывшей в Океанию на судне «Пандора».
Впоследствии четверо из числа задержанных моряков погибли в результате кораблекрушения «Пандоры». Остальные частично повторили путь Блая, добравшись до Англии через голландские владения. Десять человек предстали перед судом — четверо из них были оправданы, трое помилованы, остальные повешены.
22 сентября 1789 года Кристиан окончательно покинул Таити, взяв с собой 12 таитянок и несколько таитян. Через некоторое время «Баунти» пристал к берегам острова Питкэрн, неправильно нанесённого на европейские карты тех времён. По этой причине мятежники оказались фактически изолированы от всего остального мира.
Кристиан сжёг судно, чтобы ни у кого не было соблазна бежать, после чего разделил всю территорию острова на девять участков. Британцы оставили таитян без земли и женщин, превратив их фактически в рабов. В итоге полинезийцы подняли бунт. Они убили часть англичан, включая Кристиана, но и сами были полностью истреблены. Остальные британцы стали жертвами несчастных случаев и умерли от болезней. Выжил лишь матрос Джон Адамс, который впоследствии возглавил колонию.
В 1808 году её обнаружил американский корабль. Но преследовать к этому времени, кроме Адамса, было уже некого. Британская корона простила последнего мятежника и объявила Питкэрн своей заморской территорией. Часть потомков бунтовщиков с «Баунти» впоследствии перебралась на Таити и в Норфолк.
Как отметил Стрельбицкий, мятеж на «Баунти» — это «драматическая страница в истории мореплавания», по мотивам этих событий «было написано множество книг, сняты фильмы».