6 марта 2002 года по инициативе тогдашнего губернатора Пензенской области Василия Бочкарева депутатами областного Законодательного Собрания было принято постановление, согласно которому имя Георга Мясникова было присвоено созданному им Музею одной картины. На здании была торжественно открыта мемориальная доска. То, что Георг Васильевич успел сделать и для Пензенского края на посту второго секретаря Пензенского обкома КПСС, и для всей отечественной культуры, безусловно, заслуживает внимания. О жизни и деятельности неординарной личности и замечательного человека – в нашей статье.
Георг Васильевич Мясников – советский партийный, государственный и общественный деятель, историк-краевед, второй секретарь Пензенского обкома КПСС, секретарь Пензенского обкома КПСС, первый заместитель председателя правления Советского фонда культуры, заместитель председателя правления Российского фонда культуры.
Имя Георга Мясникова появлялось на нашем портале в разделе «Культура» уже не один раз, и это неудивительно. Мясников внес поистине неоценимый вклад в создание в Пензенской области новых объектов культуры, спортивных объектов, подростковых клубов и мест отдыха. Георг Васильевич – автор ряда статей и двух книг о Пензенской области, а также дневниковых записей, которые были частично опубликованы после его смерти. Одна из записей гласит: «Мой девиз, обращенный к потомкам: не для славы своей, а ради славы народа пензенского, давшего мне жизнь, ради славы земли пензенской, которая мой прах примет, дерзал и творил».
Детство, отрочество, юность
Георг Мясников родился 20-го марта 1926-го года в селе Коповка Пензенской губернии. Предками по линии отца были служилые люди, которые появились на территории Пензенского края во времена русской колонизации в 1646-м году и основали село Котёл. Интересно также, что имя одного из Мясниковых фигурировало в Строельной книге города Пензы в числе участников основания города в 1663-м году. Предки Георга Васильевича по материнской линии – священнослужители православной церкви разного ранга – священники, дьяки, пономари.
Мальчик рано потерял отца. Тот умер от туберкулеза, Георгу тогда было около полутора лет. Учебу он начал в сельской школе в Пензенской области. По воспоминаниям одной из одноклассниц, он был самым умным учеником в классе. Но после смерти мужа мать Георга, спасаясь от страшного голода, в 1932-м году уехала с сыном в Орехово-Зуево, где велись торфоразработки. Там Георг окончил 7-летнюю школу.
С сентября 1943-го по май 1944-го Георг Мясников учился в Торфяном техникуме Московского торфяного института, но не окончил его. В годы Великой Отечественной войны он трудился в тылу. Был награжден медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945-го годов». С декабря 1945-го по апрель 1946-го года Георг Мясников являлся слушателем Московской комсомольской школы.
Начало карьеры
Вернувшийся на учебу в Торфяной техникум Московского торфяного института Георг Мясников был избран секретарем бюро ВЛКСМ техникума и членом комитета ВЛКСМ института, а после – заместителем секретаря комитета ВЛКСМ института. В должности секретаря комитета ВЛКСМ Мясников проработал до декабря 1954-го года, после чего ушел на учебу в Московскую комсомольскую школу, после обучения в которой, около десяти лет работал в районных и городских структурах московского комсомола на различных ответственных постах.
И снова в Пензу
22-го сентября 1961-го года в возрасте 35-ти лет Георг Мясников был избран вторым секретарем Пензенского обкома КПСС. Судьба распорядилась так, что карьерный поворот молодого провинциала, успешно освоившегося в Москве, вновь привел его на малую родину. Назначение в Пензу Мясников воспринял с радостью. Первое, что Георг Васильевич сделал, вернувшись на пензенскую землю – поставил памятник на могиле отца. С первого дня на родной земле Мясников активно приступил к работе. На страницах его дневника можно найти такую запись:
«Мое устремление: 1) сделать Пензу интересным городом, пробудить у жителей настоящую любовь к городу, патриотизм. Но одними лозунгами сделать это сложно, нужна материальная основа. Надо иметь то, чем гордиться».
Именно создание материальной базы объектов культуры в Пензенской области считается главным достижением Георга Мясникова на посту второго секретаря обкома. Мясников искренне любил культуру, считал ее двигателем прогресса. На Пензенской земле Георг Васильевич активнейшим образом участвовал в развитии музейного дела. Организовал капитальную реконструкцию музея-заповедника «Тарханы», музея-усадьбы Виссариона Белинского и музея Александра Радищева в Кузнецком районе.
По инициативе Георга Васильевича в «Тарханах» в 1971-м году впервые прошел Всесоюзный Лермонтовский праздник. По сей день праздники имени нашего поэта-земляка проходят ежегодно в летний период. Их посещает множество туристов, деятелей культуры, искусства, эстрады, литературы и политики. В 1974-м году Мясников добился переноса праха отца Лермонтова из села Шипово в Липецкой области в «Тарханы». Курировал создание памятника поэту, который до сих пор считается одним из лучших монументов памяти Лермонтова.
Георг Васильевич инициировал создание в Пензе Музея одной картины. При его участии в Пензе и области появились такие музеи как Музей-читальня Ильи Ульянова, Музей народного творчества, Музей нейрохирурга Николая Бурденко, Музей-театр Всеволода Мейерхольда (сегодня – «Дом Мейерхольда»), Литературный музей, Музей Ключевского. Он участвовал в создании Музея писателя Александра Малышкина в Мокшане и Музея писателя Александра Куприна в Наровчате. По инициативе Георга Васильевича на заводах, фабриках, колхозах, в административных учреждениях и учебных заведениях Пензы и области стали создаваться краеведческие музеи воинской и трудовой славы.
Георг Васильевич Мясников останется в памяти людей своими энергичными инициативами по сохранению и приумножению культурного и исторического наследия области.
Он родился в с. Коповка Керенского уезда (ныне Вадинский район).
В 1943 г. его приняли в Московский торфяной техникум. Молодого энергичного юношу сразу же избрали секретарём комитета ВЛКСМ.Лидерские качества Георга Васильевича проявились ещё в совсем молодые годы, когда он работал в комсомольских и партийных структурах Москвы.
В двадцать два года Г. В. Мясников был удостоен ордена «Знак Почёта», что удесятерило его энергию и силы. Он возглавлял штаб комсомольской стройки Московского университета им. М. В. Ломоносова, был начальником Первого эшелона целинников, направленного на Алтай.Его стремительная карьера была обусловлена и принадлежностью к группе молодых партийцев, которую возглавлял Александр Шелепин.
По окончании в 1956 г. Высшей партийной школы при ЦК КПСС Георг Васильевич работал заместителем заведующего орготделом Московского горкома партии, вторым секретарем Октябрьского райкома КПСС Москвы, инструктором ЦК КПСС.
1961 год оказался переломным в жизни Георга Васильевича: 22 сентября его избирают вторым секретарем Пензенского обкома КПСС.Назначение в Пензу вызвало у Мясникова обостренное чувство возвращения на малую родину, которую он оставил в семилетнем возрасте. Первым делом Георг Васильевич поставил памятник на могиле отца в с. Котел Вадинского района.
Слишком широким оказался круг должностных обязанностей второго секретаря обкома: Георг Васильевич курировал вопросы торговли и общественного питания, сельского строительства и пищевой промышленности, здравоохранения и культуры, охраны общественного порядка и бытового обслуживания. Но главное место занимала идейно-воспитательная работа, что закрепило за ним статус «главного идеолога» Пензенской области.В своём дневнике он писал:
«Моё устремление: 1) сделать Пензу интересным городом, пробудить у жителей настоящую любовь к городу, патриотизм. Но одними лозунгами сделать это сложно, нужна материальная основа. 2) В ходе революции ни один народ не растерял традиций столько, сколько русский народ. Поэтому основная направленность «интересных» строек — это возрождение духа, национального достоинства русского человека. Отсюда всё идет, этим питается».
В этом плане Георг Васильевич приложил все усилия для материализации в Пензенской области ленинского плана монументальной пропаганды.По его личной инициативе были установлены памятники герою Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенанту Д. В. Давыдову (Пенза, 1984), Герою Советского Союза А. М. Кижеватову (с. Кижеватово Бессоновского района, 1967), А. Н. Радищеву (Кузнецк, 1980), мемориалы в честь М. Н. Загоскина (Рамзай, 1978), А. А. Блока, А. Н. и Н. Н. Бекетовых (Раевка Колышлейского района, 1980), памятные камни П. И. Замойскому (Соболевка Каменского района, 1976), Е. И. Пугачёву (Пенза, 1982), стела в честь Ф. В. Гладкова (Малосердобинский район, 1983), скульптурная композиция «Старик-Хопёр» (Кучки Пензенского района). Свидетельством давно минувших времен являются воссозданные сторожевая башня с бревенчатым тыном на Мокшанском валу (1972) и Тамбовская застава (Пенза, 1972). Эти знаковые сооружения отражают всё богатство истории и культуры области, напоминая новым поколениям о наиболее ярких страницах и людях в пензенской летописи событий. Одним из таких запоминающихся символов Пензы стал монумент «Первопоселенец», открытый по инициативе и при непосредственном участии Мясникова в историческом сердце Пензы в ознаменовании 600-летия Куликовской битвы.
25-летнее служение Г. В. Мясникова родной пензенской земле вошло в историю культуры области как эпоха музейного ренессанса.Подобный взлет музейного дела в нашем крае наблюдался лишь в послереволюционный период — «золотые годы краеведения», когда в Наровчате, Сердобске, Кузнецке, Мокшане силами местных патриотов были открыты краеведческие музеи, учреждены всевозможные краеведческие общества. Георг Васильевич видел в музеях один из инструментов повышения культуры, образования и воспитания наших современников, возможность успешного проведения идеологической работы.
Самое главное детище Георга Васильевича — первый и единственный в России Музей одной картины — открылся в 1983 году.
Открытие Музея одной картины в Пензе
Его уникальность состоит в том, что здесь экспонировались художественные полотна самых выдающихся мастеров кисти из ведущих хранилищ произведений искусства — Ван Рейна Рембрандта, Вечелио Тициана, И. Е. Репина, П. А. Федотова, Б. М. Кустодиева, А. К. Саврасова, В. Л. Боровиковского, И. И. Шишкина и др. Экспозиция картин сопровождается слайд-фильмами о творчестве их творцов, озвученными известными актёрами столичных театров.
В Музее одной картины. У полотна П. А. Федотова «Сватовство майора»
В 2002 г. Музею одной картины было присвоено имя Г. В. Мясникова, а на фасадездания музея была установлена памятная мемориальная доска.
Музейная эпопея Г. В. Мясникова получила дальнейшее развитие в 1986 г., когда по его инициативе Картинная галерея им. К. А.Савицкогополучила здание бывшего банка, построенного в 1912 г. по проекту академика архитектуры А. И. Гогена. Увеличенные площади галереи позволили создать в экспозиционных залах мемориальные мини-музеи К. А. Савицкого, И. С. Горюшкина-Сорокопудова и А. В. Лентулова.
Музейная палитра области благодаря Мясникову обогатилась новыми хранилищами культуры и истории, открытыми в сохранившихся мемориальных домах: музей-читальня И. Н. Ульянова (1970), музей советского писателя А. Г. Малышкина в Мокшане (1977), музей выдающегося отечественного нейрохирурга, генерал-полковника медицинской службы, организатора и первого президента Академии медицинских наук СССР Н. Н. Бурденко (1976), музей великого русского писателя А. И. Куприна в Наровчате (1981), музей выдающегося театрального новатора и режиссёра В. Э. Мейерхольда (1984). Уже после отъезда Георга Васильевича в Москву была воплощена в жизнь давняя его мечта — в 1991 г. в Пензе гостеприимно распахнул двери дом-музей В. О. Ключевского — первый и единственный в стране музей, посвящённый историку.
Росту авторитета Пензы, как одного из ведущих музейных центров Российской Федерации, способствовало создание в 1975 г. Музея народного творчества, посвящённого самобытной народной культуре края, а в 1989 г. — литературного музея — своего рода писательского пантеона, который предопределил закрепления за Пензой статуса «Литературной столицы России».
Много усилий и интеллекта вложил Г. В. Мясников в дальнейшее развитие Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Он был инициатором проведения в Тарханах в 1971 г. Первого Всесоюзного Лермонтовского праздника, ставшего традиционным и в течение уже 40 лет собирающего сотни почитателей таланта поэта из разных уголков России и даже из-за рубежа. Ему же принадлежит заслуга в переносе в 1974 г. праха отца поэта Юрия Петровича Лермонтова из умиравшего села Шипова Липецкой области в Тарханы, который был предан земле рядом с родовой усыпальницей Арсеньевых-Лермонтовых.В 1985 г. в результате активных и последовательных усилий Георга Васильевича в Тарханах был установлен памятник поэту работы известного скульптора О. К. Комова, признанный одним из лучших скульптурных образов Михаила Лермонтова.
Музейная полоса в жизни Георга Васильевича Мясникова — это не только сохранение памяти об ушедшем, но прежде всего памятник созидательной деятельности партийного лидера нашей области. Занимая в 1961-1986 годах пост второго секретаря Пензенского обкома КПСС,Г. В. Мясниковизбирался депутатом от Пензенской области Верховного Совета РСФСР шести созывов; делегатом шести съездов КПСС — с XXII по XXVII. В ноябре 1986 г. Георг Васильевич был избран заместителем председателя Советского фонда культуры.
________________________________________ Источник:Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. Т. 2 (М-Т): [биогр. слов.] / Тюстин А. В., Шишкин И. С. — М.: Локус Станди, 2012. — 216 с.: ил.— с. 56-59. ________________________________________
Здесь Вы сможете найти информацию о знаменитых людях нашего города. Пенза богата талантами: от величайших поэтов до блистательных актёров, спортсменов и даже космонавтов.
Наши земляки известны не только по всей России, но и в мире. Редко встретишь людей, которые не знакомы с такими именами, как Лермонтов, Белинский, Кожевников. Каждый день по телевидению мы видим пензенских телеведущих, актёров, певцов, спортсменов, отстаивающих честь нашей страны на турнирах мирового масштаба, поэтому мы можем с уверенностью сказать, что гордимся своей малой родиной и людьми, которые здесь живут.
И мы хотим, чтобы эти люди не прошли для Вас незамеченными. В данном разделе Вы сможете познакомиться с деятелями культуры, политики, спорта, узнать о жизни и достижениях самых ярких личностей Пензы. От людей, ставших историей, до наших современников, что делают историю сейчас. Этот раздел очень удобен тем, что биографии разделены по категориям, поэтому вы легко сможете найти своего любимого музыканта или актёра.
Самые интересные биографии, истории, фотографии — всё это Вы можете увидеть на нашем сайте.
Мясников Георг Васильевич
Мясников Георг Васильевич
Советский партийный, государственный и общественный деятель, историк-краевед. Родился Георг Васильевич 20 марта 1926 года в селе Коповка Керенского уезда Пензенской губернии (сегодня это Вадинский район Пензенской области), в крестьянской семье. Отец его умер в 1927 году, поэтому воспитывался Георг Мясников матерью. Образование начал получать в сельской школе, был очень умным и способным учеником.
Летом 1933 года Георгу вместе с матерью из-за голода пришлось переехать в посёлок Новый Снопок Орехово-Зуевского района Московской области на торфоразработки. В 1939 году Мясников закончил 7-летнюю школу в Московской области. Затем поступил в Московский торфяной техникум, где учился до его закрытия в военные годы. В годы учебы Георга избрали секретарём бюро ВЛКСМ техникума и членом комитета ВЛКСМ института, а затем — заместителем секретаря комитета ВЛКСМ института. Работать Георг Васильевич начал в 16 лет.
Трудился он на Ореховском торфяном предприятии рабочим и техником по добыче торфа. Во время Великой Отечественной войны он так же работал в тылу, был награждён медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В мае 1944 года Мясникова избрали секретарём комитета ВЛКСМ Московского торфяного института. Он входил в учёный совет института, хотя на тот момент не имел полного среднего образования. Затем 10 лет Мясников работал в районных и городских структурах московского комсомола. Был инструктором организационного отдела Московского городского комитета ВЛКСМ. С февраля 1947 года по сентябрь 1948 года — вторым секретарём Красногвардейского районного комитета ВЛКСМ Москвы. В мае 1950 года стал первым секретарём Сокольнического районного комитета ВЛКСМ Москвы. В сентябре 1951 года он перешёл на руководящую работу в Московский городской комитет ВЛКСМ, где был секретарём по кадрам, а с апреля 1952года — вторым секретарём горкома ВЛКСМ. Во время работы в московском комсомоле Г. В. Мясников возглавлял штаб комсомольской стройки МГУ им. М. В. Ломоносова, первый эшелон комсомольцев-целинников, направленных в Алтайский край.
Партийную карьеру Георг Васильевич начал после учёбы в Высшей партийной школе при ЦК КПСС (1956—1958) В 1958 — 1961 годы он работал заместителем заведующего организационным отделом Московского городского комитета КПСС, а после— вторым секретарём Октябрьского районного комитета КПСС г. Москвы, затем его перевели в аппарат ЦК КПСС на должность инструктора отдела партийных органов по РСФСР. 22 сентября 1961 в возрасте 35 лет Георга Васильевича Мясникова избрали вторым секретарём Пензенского обкома КПСС. Мясников был одним из инициаторов развития и улучшения материальной базы торговли, здравоохранения, укрепления органов охраны общественного порядка, пищевой промышленности, бытового обслуживания, общественного питания, переустройства сельской промышленности, создания сельских строительных организаций, формирования сети подростковых клубов, создания многочисленных объектов культуры. Культурное развитие строительство различных объектов в Пензенской области можно главным достижением Георга Васильевича, когда он был вторым секретарем обкома.
Георг Васильевич активно принимал участие в капитальной реконструкции и перестройке музея-заповедника «Тарханы» в Белинском районе, музея-усадьбы Виссариона Белинского в г. Белинский и музея Александра Радищева в селе Радищево Кузнецкого района. Кроме того при активном участии Мясникова были созданы восемь музеев в Пензе и Пензенской области. Второй секретарь обкома также учавствовал в создании и реконструкции памятников, обустройстве мест отдыха, строительству спортивных объектов в Пензе и Пензенской области. В 1986 году Георг Мясников стал первым заместителем председателя правления Советсткого фонда культуры. За время работы в фонде Мясников внес большой вклад в развитие международных культурных связей.
Он возвратил в страну культурные ценности (архивные документы, картины, рисунки), развивал благотворительность, попечительство, меценатство. Ушел из фонда Георг Васильевич в 1992 году из-за конфликта с его председателем Лихачевым. После этого Георг Васильевич работал консультантом Института гуманитарных проблем Российско-американского университета, затем консультантом общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», а после консультантом международной общественной благотворительной организации «Центр народной помощи „Благовест“.
Георг Васильевич Мясников умер 18 июля 1996 года в Москве на 71-м году жизни.
Гео́рг Васи́льевич Мяснико́в (20 марта 1926, село Коповка, Пензенская губерния [1] — 18 июля 1996, Москва) — советский партийный, государственный и общественный деятель, историк-краевед.
Второй секретарь Пензенского обкома КПСС (1961—1964, 1965—1986), секретарь Пензенского обкома КПСС (1964—1965), первый заместитель председателя правления Советского фонда культуры (1986—1991), заместитель председателя правления Российского фонда культуры (1991—1992), сопредседатель правления (от СССР) Советско-американского фонда «Культурная инициатива» (1987—1989).
Внёс значительный вклад в создание в Пензенской области новых объектов культуры, спортивных объектов, подростковых клубов и мест отдыха, благодаря чему этот регион стал более известным и привлекательным.
За время работы в фонде культуры содействовал созданию новых музеев, благотворительных фондов, издательской деятельности. Много сделал для развития международных культурных связей и возвращения в СССР культурных ценностей.
Автор ряда статей и двух книг о Пензенской области, а также дневниковых записей, которые были частично опубликованы после его смерти.
Первый заместитель председателя правления Советского фонда культуры
12 ноября 1986 — ноябрь 1991
Предшественник:
должность учреждена
Преемник:
должность упразднена
Заместитель председателя правления Российского фонда культуры
ноябрь 1991 — 14 февраля 1992
Предшественник:
должность учреждена
Преемник:
Владимир Петрович Нерознак
Партия:
КПСС
Национальность:
русский
Рождение:
20 марта 1926 село Коповка, Керенский уезд, Пензенская губерния, РСФСР, СССР
Смерть:
18 июля 1996 Москва, РФ
Похоронен:
Кунцевское кладбище, Москва
Супруга:
Вера Ивановна Мясникова
Дети:
сын: Михаил
Награды:
Гео́рг Васи́льевич Мяснико́в (20 марта 1926, с. Коповка Керенского уезда Пензенской губернии, ныне Вадинского района Пензенской области — 18 июля 1996, Москва) — советский партийный, государственный и общественный деятель, историк-краевед.
2-й секретарь Пензенского обкома КПСС (1961—1986), 1-й заместитель председателя правления Советского фонда культуры (1986—1991), заместитель председателя правления Российского фонда культуры (1991—1992).
Внёс значительный вклад в создание в Пензенской области новых объектов культуры, спортивных объектов, подростковых клубов и мест отдыха, благодаря чему этот регион стал более известным и привлекательным.
За время работы в фонде культуры содействовал созданию новых музеев, благотворительных фондов, издательской деятельности. Много сделал для развития международных культурных связей и возвращения в СССР культурных ценностей.
Автор ряда статей и двух книг о Пензенской области, а также дневниковых записей, которые были частично опубликованы после его смерти.
Содержание
Детство и юность
Родился в крестьянской семье. Предки по отцовской линии — крестьяне и служилые солдаты, по материнской — служители сельской православной церкви (дьяки и пономари). [1] Рано потерял отца (он умер от туберкулёза в сентябре 1927 г., когда Георгу было 1,5 года). [2] Воспитывался матерью.
Учёбу начал в сельской школе в Пензенской области. По воспоминаниям его одноклассницы Веры Анненковой, «толстенький, с пухлыми щёчками Герка Мясников» был самым умным и перспективным учеником в их классе. [3]
Летом 1933 года Георг вместе с матерью переехал из Коповки в посёлок Новый Снопок Орехово-Зуевского района Московской области. По его словам, этот переезд был «бегством от голода». [4] Его сын Михаил Мясников вспоминал об этом со слов родных: «В страшный голод 1933 года в Коповке, тогда большом селе в почти тысячу дворов, мимо дома на кладбище ежедневно проносили до 20 гробов. Спасаясь от голода, мать уехала с Георгом в Орехово-Зуево на торфоразработки». [5] Там Г. В. Мясников окончил 7-летнюю школу.
С марта 1942 по сентябрь 1943 гг. — рабочий и техник по добыче торфа на Ореховском торфяном предприятии (г. Орехово-Зуево Московской области).
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. трудился в тылу, награждён медалями.
Образование
В сентябре 1943 г. поступил в Московский торфяной институт (ныне — Тверской государственный технический университет). В 1944 г. был избран секретарём комитета ВЛКСМ этого института. Институт не окончил.
В 1945—1946 гг. — слушатель Московской комсомольской школы.
В 1956—1958 гг. — обучался в Высшей партийной школе (ВПШ) при ЦК КПСС.
Работа в московских структурах ВЛКСМ и КПСС
После войны, Георг Мясников около 10 лет проработал в структурах московского комсомола. В 1946—1947 гг. — инструктор орготдела Московского горкома ВЛКСМ. В 1947—1948 гг. — 2-й секретарь Красногвардейского райкома ВЛКСМ Москвы. В 1950—1951 гг. — 1-й секретарь Сокольнического райкома ВЛКСМ Москвы. В 1951—1952 гг. — секретарь по кадрам Московского горкома ВЛКСМ, в 1952—1955 гг. — 2-й секретарь Московского горкома ВЛКСМ.
После учёбы в Высшей партийной школе при ЦК КПСС (1956—1958) начал быструю партийную карьеру. В 1958—1961 гг. — заместитель заведующего орготделом Московского горкома КПСС, 2-й секретарь Октябрьского райкома КПСС г. Москвы, затем — инструктор ЦК КПСС.
Как и многие сотрудники столичных органов ВЛКСМ, Г. В. Мясников принадлежал к группе партийной молодёжи — так называемым «комсомольцам», лидером которой был Александр Шелепин. С принадлежностью к данной группе был связан как быстрый взлёт его партийной карьеры в Москве, так и последовавший за этим длительный застой в Пензе.
Деятельность в Пензенском обкоме КПСС
22 сентября 1961 в возрасте 35 лет был избран вторым секретарём Пензенского обкома КПСС. По словам его сына Михаила Мясникова, назначение в Пензу Георг Васильевич «воспринял с огромным удовольствием, как возвращение к родным корням. Первое, что сделал — нашёл могилу отца». [5]
Был одним из инициаторов развития и укрепления материальной базы торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, пищевой промышленности, переустройства сельской промышленности, создания сельских строительных организаций, укрепления органов охраны общественного порядка, формирования сети подростковых клубов создания многочисленных объектов культуры, улучшения качества идеологической работы в Пензенской области. [8]
Идеологическая работа
Как «главный идеолог» области организовывал и курировал процесс идейно-воспитательной работы обкома КПСС.
В середине 1980-х гг., рассказывая об опыте этой работы, даже в официальных изданиях относил к ключевым идеологическим инструментам, влияющим на сознание масс, не только наглядную политическую агитацию (доски почёта, информационные стенды, плакаты, «красные уголки» и пр.) и монументальную пропаганду (памятники советским политикам, мемориалы и памятники павшим в Великой Отечественной войне), но также музейное дело, историко-культурные заповедники, элементы архитектурно-художественного оформления населенных пунктов, предприятий, организаций (стелы, памятные знаки и пр.) и даже природно-экологические объекты (сады, скверы, парки, лесопарки). [9]
Размышляя о своих целях и задачах в области идеологической пропаганды на страницах личных дневников, сводил её, в первую очередь, к культурному строительству, как основе воспитания патриотизма:
«Моё устремление: 1) сделать Пензу интересным городом, пробудить у жителей настоящую любовь к городу, патриотизм. Но одними лозунгами сделать это сложно, нужна материальная основа. Надо иметь то, чем гордиться. 2) В ходе революции ни один народ не растерял традиций столько, сколько русский народ. Поэтому основная направленность „интересных“ строек — это возрождение русского духа, национального достоинства русского человека. Отсюда всё идёт, этим питается» (запись от 3.04.1973 г.) [10]
Мясников также считал неотъемлемой составляющей идеологической работы краеведение, которое активно поддерживал. Способствовал его развитию и пропаганде, требуя от всех региональных партийных и хозяйственных руководителей уделять больше внимания краеведческим вопросам. По его инициативе Пензенский обком КПСС обязал все райкомы, горкомы, партийные и хозяйственные организации создать музеи воинской и трудовой славы на всех крупных предприятиях, в организациях и учебных заведениях. [11] Это стало качественно новым явлением в сравнении с уже существовавшими в СССР «красными уголками» («ленинскими комнатами»). В качестве ключевых направлений краеведческой работы выделял: сбор материалов по истории населённых пунктов, предприятий и организаций, биографических сведений о выдающихся земляках, сбор материалов и экспонатов народного творчества, охрану памятников истории и культуры, изучение и охрану природы, а также неизбежный для того времени «ленинский фактор» (изучение связи В.И. Ленина с тем или иным советским регионом). [12] Георг Васильевич написал ряд историко-краеведческих статей о Пензе и две книги – по истории Пензенского края XVI-XVIII вв. и об объектах культуры Пензенской области времени 1980-х гг.
Культурное строительство
Культурное строительство в Пензенской области считается его главным достижением на посту 2-го секретаря обкома. Культура, по словам Лоллия Замойского, была «пламенной страстью Мясникова». [13]
Он активно участвовал в капитальной реконструкции и перестройке культурно-просветительской деятельности Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» в Белинском районе, музея-усадьбы Виссариона Белинского в г. Белинский и музея Александра Радищева в селе Радищево Кузнецкого района.
В частности, по инициативе Мясникова в 1971 году в «Тарханах» впервые прошёл Всесоюзный Лермонтовский праздник. С этого времени и до настоящего времени Всесоюзные (ныне — Всероссийские) Лермонтовские праздники проходят в «Тарханах» ежегодно. Их посещают десятки тысяч туристов, множество деятелей культуры, искусства, литературы, эстрады, а также государственных, политических и общественных деятелей. [14] В 1974 году Мясников добился переноса в «Тарханы» из села Шипово Липецкой области праха отца поэта — Юрия Петровича Лермонтова (1787-1837). [15] [16] Курировал процесс создания памятника Михаилу Лермонтову в «Тарханах» (памятник работы скульптора Олега Комова был открыт 9 июня 1985 года и считается одним из лучших памятников Лермонтову).
Инициатор создания уникального, единственного в стране и мире музея одной картины (1983), музея народного творчества (1975), музея-театра Всеволода Мейерхольда (ныне — Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда») (1984), Литературного музея (1989), музеев советского нейрохирурга Николая Бурденко (1976) и русского историка Василия Ключевского (1991) в Пензе, музея советского писателя Александра Малышкина (1977) в Мокшане, музея и памятника русского писателя Александра Куприна (1981) в Наровчате, музея-читальни Ильи Ульянова (1970) в Пензе.
Он также инициировал создание краеведческих музеев воинской и трудовой славы на предприятиях и в организациях области (заводах, фабриках, колхозах, административных учреждениях), в учебных заведениях (школах, техникумах, институтах). [8] Всего, таких небольших музеев в регионе появилось около 900. В частности, были созданы серьёзные заводские музеи при крупных предприятиях — Производственном объединении «Завод имени Фрунзе» (1982) в Пензе и заводе «Красный гигант» в Никольске.
При его активном участии созданы памятники воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, в Пензе (в том числе, Монумент воинской и трудовой славы в центре города, 1975), Кузнецке, ряде райцентров и сел области.
По его инициативе были созданы памятник «Первопоселенец» в Пензе (1980), бюст героя Отечественной войны 1812 года, поэта Дениса Давыдова (1984) в Пензе, Блоковский мемориал в Бекетовской роще (1980; статуя юного Александра Блока, барельефы Андрея Бекетова (деда поэта) и его брата Николая Бекетова на трассе Пенза-Сердобск, около села Раевка Колышлейского района), бюст писателя и философа Александра Радищева в Кузнецке (1980), бюст Героя Советского Союза, защитника Брестской крепости Андрея Кижеватова в с. Кижеватово Бессоновского района, стела с барельефом советского писателя Фёдора Гладкова (1983) в Малосердобинском районе, мемориал русского писателя Михаила Загоскина (1978) в селе Рамзай и Сторожевая башня с бревенчатым частоколом на Мокшанском валу (1972) в Мокшанском районе, часы с кукушкой (1974) и Пугачёвский камень (1982) на улице Московской в Пензе, Тамбовская застава (1972) в Пензе, памятник «Старик-Хопёр» у истоков реки Хопёр в селе Кучки Пензенского района и ряд других. [8]
Инициировал процесс реставрации одного из крупнейших памятников православной культуры Пензенской области – Троице-Сканова монастыря в Наровчатском районе. В конце 1970 – начале 1980-х гг. расселили всех жителей коммунальных квартир, располагавшихся в монастырских кельях, перестали использовать здание церкви под склад, начали восстановительные работы (на средства областного управления культуры). Но в те годы так и не удалось закончить реконструкцию монастырского комплекса. [17]
По его инициативе Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого в 1986 году было передано новое здание, площади которого позволили значительно увеличить постоянные экспозиции, демонстрировать больше полотен из запасников и создать музеи Константина Савицкого, Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Аристарха Лентулова. [18]
Поддерживал создание и развитие Пензенского русского народного хора им. Октября Гришина, оркестра народных инструментов «Пенза», фольклорного ансамбля «Реченька», хореографического коллектива «Зоренька» и др.
Сыграл значительную роль в перестройке деятельности Пензенского кукольного театра «Орлёнок» (с 1991 года — Пензенский областной театр кукол «Кукольный дом») и создании детского кинотеатра «Илюша» (кинозал был оборудован внутри установленного на набережной Суры в Пензе самолёта Ил-18). [19]
Создание и обустройство мест отдыха
Инициировал создание тропы здоровья в Центральном парке культуры и отдыха им. В. Г. Белинского в Пензе, туристических баз «Чистые пруды» в Мокшанском районе и «Чембар» в Белинском районе, обустройство родников «Чайник» в Мокшане и «Самовар» на тропе здоровья в Пензе, установку деревянных скульптур сказочных и былинных персонажей на тропе здоровья.
Участвовал в создании пензенского ресторана «Засека» (1978), построенного в виде средневекового деревянного терема в городском лесу. Инициировал строительство ресторана «Бочка» на берегу Суры и деревянного резного трактира «Золотой петушок» на въезде в Пензу.
Спортивное строительство
Был инициатором строительства в Пензе стадиона с искусственным льдом «Темп», Дворца водного спорта (1970), велотрека «Сатурн» (1981), [8] автодрома «Вираж» (1986) [20] и др.
Курировал пензенскую хоккейную команду «Дизелист». По словам Михаила Мясникова, эта команда стала для его отца «родным детищем». [21]
Способствовал формированию у пензенцев интереса к хоккею. Благодаря нему «в Пензе царил культ этой игры». В 1960-1970-х гг. воспитанники пензенской школы хоккея играли в лучших командах СССР, становились чемпионами мира и Олимпийских игр. [22]
Кадровая политика
Обладал умением подбирать грамотных и эффективных исполнителей своих инициатив из числа партийных и государственных служащих региона. По словам Михаила Мясникова, его отец отмечал, что «можно иметь много хороших идей, но без конкретных исполнителей, единомышленников эти идеи останутся мечтой, маниловщиной. К любой идее нужен хороший творец-исполнитель». [21] Благодаря успешному подбору кадров, большая часть его задумок и проектов была реализована.
Аналогичная кадровая политика осуществлялась им в среде культуры. Некоторые из нынешних руководителей пензенских музеев были назначены на свои должности ещё при Георге Мясникове. В частности, директор Пензенской областной картинной галереи Валерий Сазонов возглавил её в 1972 году (в 27-летнем возрасте). Директор Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова руководит им с 1978 года. Художественный руководитель Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда» Наталия Кугель находится во главе этого музея-театра с момента его открытия в 1984 году.
Личность секретаря обкома
Неординарный советский чиновник
Пользовался уважением в кругах пензенской интеллигенции, представители которых иногда называли его «пензенским просветителем». За пристрастие и любовь к старине и русскости в регионе его также иногда называли «Георг Православный» и даже «Георг Святой». [23]
В московских руководящих кругах его считали «неординарным секретарем обкома» и «самым крутым современным революционером». В московской писательской среде — «белой вороной среди партийных работников». Поэт Андрей Вознесенский имел ввиду в том числе и Мясникова, говоря о «прорабах духа». Академик Дмитрий Лихачёв называл его «удивительным человеком». [24] [25]
По мнению Валерия Сазонова, он был «незаурядным человеком во всех отношениях» и «брэндовой личностью». [26] По словам Кирилла Вишневского, отличался «неординарностью мышления, постоянным поиском нового, необычного, интересного». [27]
Поклонник культуры и искусства
Посещал все спектакли Пензенского областного драмтеатра, поддерживал контакты с режиссёрами и актёрами. Курировал процесс реконструкции здания театра в 1970-х гг.
Увлекался современной прозой и поэзией. Был «на редкость образованным и начитанным человеком» (Владимир Садчиков). [28] Собрал значительную библиотеку (свыше 10 тысяч томов) в основном русской художественной и мемуарной литературы. [21]
Пензенский поэт Виктор Агапов, посвятивший ему два небольших стихотворения «Моя звезда» и «Поддерживает сердцем…», подчёркивал в них его литературную образованность, простоту общения и ценил его за поддержку пензенских поэтов. [29]
Интересовался изобразительным искусством. Увлекался коллекционированием открыток с репродукциями картин художников (собрал их свыше 6 тысяч). [21] Посещая сессии Верховного Совета в Москве «обязательно заглядывал на выставки». Валерий Сазонов подчёркивал, что у Мясникова «был врождённый интеллигентный вкус, который удивительным образом соседствовал с упорством и умением настоять на своем». [26] [18]
Человек с феноменальной памятью
Имел хорошую память. Валерий Сазонов подчёркивал, что Мясников «отличался феноменальной памятью. Он знал всех художников, литераторов и актёров». [26]
Закир Курмаев (его личный водитель в 1976—1986 гг.) также вспоминал, что у Мясникова «была великолепная память. Он не забывал даже мелочи». Во время частых служебных поездок по районам Пензенской области Мясников постоянно рассказывал ему «когда появилось такое-то село, кто там был помещик, сколько у него было крестьянских душ». [30]
О «феноменально прочной памяти» Мясникова писал и В. Садчиков: он «всё держал в памяти, чем нередко поражал и подстёгивал в деле излишне забывчивых подчинённых». [28]
1-й секретарь Наровчатского райкома КПСС Михаил Устинов также вспоминал, что у Мясникова была «удивительная память»: «его мозг однажды, взяв нужную информацию, в определённое время подсказывал хозяину форму и метод воплощения идеи в жизнь». [31]
Популярный оратор
Обладал талантом оратора. Люди, слышавшие его доклады и выступления на региональных предприятиях и в организациях, подчёркивали, что 2-й секретарь обкома всегда говорил «по делу» и «без бумажки». [32]
Закир Курмаев вспоминал, что Мясников «откладывал в сторону подготовленные для него материалы и спрашивал у публики, можно он будет говорить своими словами? И как говорил! До сих пор многие вспоминают, о том, как специально ходили его слушать. Причём он настолько тщательно готовился выступить по любому вопросу, что у профессиональной аудитории в той или иной отрасли создавалось впечатление, что он всю жизнь работал именно в их области и знает её досконально». [30]
Заядлый курильщик
Был заядлым курильщиком. Предпочитал папиросы «Беломорканал». По воспоминаниям Владимира Садчикова, блокноты и ежедневники Мясникова всегда были «щедро усыпаны пеплом, казалось бы, бесконечной „беломорины“, без которой его трудно было представить». Служебный кабинет 2-го секретяря обкома КПСС также постоянно был «прокуренным». [28]
Энергичный администратор
Был очень энергичным руководителем. По воспоминаниям Владимира Садчикова, «был из тех людей, которые не просто источали поистине энергетический вихрь дел, поступков, решений, но заражали этой созидательной силой окружающих». [28] Валерий Сазонов подчёркивал, что «его энергия, в сочетании с фантазией, позволяла осуществлять смелые и неординарные планы». [26] По словам Закира Курмаева, «любил ввязаться в самые сложные задачи, брал те участки, на которых что-то шло не так. Там, где всё нормально, ему было неинтересно». Кроме того, он «очень не любил кабинетную работу! Старался вырваться на объекты лично. …Большая часть его рабочего времени проходила „на колёсах“». Он стремился все видеть сам и разбираться лично в каждом вопросе. Его интересовали все отрасли, все сферы жизни области. В каждой поездке посещал не только те объекты, что были запланированы, но все, что ему было интересно. …он не просто так ехал в какой-то район, в какое-то село, а специально готовился к каждой поездке, изучал это место по историческим и справочным материалам». Также «не любил любой пышности, кавалькад машин в поездках. Предпочитал даже не на „Волге“ ездить, а на вездеходе». [30]
Даже находясь на вынужденном лечении в больницах, не прекращал заниматься служебной деятельностью. По воспоминаниям пензенского врача Анны Волченковой, которая делала ему анестезию во время операции, «едва придя в себя, Георг Васильевич превратил палату реанимационного отделения в рабочий кабинет и зал заседаний». [33]
Имели место и нередкие для руководителей такого уровня столкновения интересов. Закир Курмаев вспоминает, что Мясников «у некоторых вызывал ревность. Потому что, бывало, перехватывал их дела, которые шли плохо. Был пример с велотреком „Сатурн“, который долго никак не могли построить. Когда за дело взялся Мясников, он сумел воодушевить всех, кто был к нему причастен. „Завёл“ Мостотряд № 20, поддержал его сотрудников материально, даже питание на стройке организовал, выезд буфета. И велотрек построили в короткие сроки». [30]
Спортивный болельщик
Очень любил спорт, поддерживал пензенских спортсменов и радовался любым их успехам.
Был заядлым хоккейным болельщиком. Шутил, что бюро обкома КПСС можно отложить в двух случаях: «Либо в случае форс-мажора, когда война или землетрясение, либо когда на стадионе хоккей!». [30] Часто посещал хоккейные матчи. По словам Закира Курмаева, когда Мясников приходил на хоккей, «весь народ его на трибуне узнавал. Он сидел в небольшой гостевой ложе рядом с болельщиками — легко общался с ними, всегда здоровался». [30]
«Народный секретарь»
Пользовался уважением и авторитетом у простых людей региона. Иногда его за глаза называли «народным секретарём». Уделял большое внимание общению с обычными, простыми людьми (рабочими, комбайнерами, доярками и т. п.) считая, что «чиновники могут много чего приукрасить, обмануть. А люди не обманут!». [30]
Закир Курмаев упоминает, что Мясников «в каждом населённом пункте любил порасспросить старожилов, тех, кто помнит историю своего городка, села. Это редкость была, чтобы он уехал из какого-то села, не поговорив с людьми. Он умел в беседе не давить авторитетом на человека, а наоборот расположить его к откровенности. Люди перед ним раскрывались и говорили то, что думают». [30]
Михаил Устинов, описывая его общение с жителями Наровчата (при изучении вопроса по созданию дома-музея А.И. Куприна), подчёркивал, что Мясников располагал к себе простых людей «своей непосредственностью, доверием, уважительным отношением. Он умел вести беседу. Умел слушать и слышал собеседника, мало когда перебивал». [34]
Михаил Мясников писал о своём отце: «Меня всегда восхищали его искренняя любовь к простым людям труда. Человек огромной доброты и порядочности, он постоянно подчёркивал, что существует для них, а не они для него». [5]
По некоторым сведениям, помогал своим одноклассникам и односельчанам. Вера Анненкова, учившаяся с ним в сельской школе в Пензенской области, упоминает, что «после того, как Мясников вернулся из Москвы командовать Пензой», он встречался с ней и подарил бывшей однокласснице отрез материи на платье. [3]
Властный и жесткий руководитель
Советский писатель Пётр Проскурин вспоминал, что Мясников был «человек действительно интереснейший, умный… но, естественно, несущий на своей личности отпечатки своего времени и его противоречий [как партийный функционер высокого ранга]». [35]
Пензенский журналист и политик Александр Кислов подчёркивал, что Г. В. Мясников — «сильная личность, глыба, человек высокообразованный и властный». [36]
Как представитель высшего звена обкома КПСС обладал огромным влиянием и, по своим собственным словам, «почти безраздельно господствовал» в регионе. По словам Владимира Садчикова, имел сложный характер, «любил власть и умел ею пользоваться», мог позволить себе «начальственную небрежность в разговоре», но это причудливо сочеталось с «подкупающей простотой и мягкостью». [28] Михаил Мясников также подчёркивал, что его отец «считался очень жёстким администратором, но внимательным и отзывчивым человеком, за что всегда пользовался искренним уважением и любовью большинства сельских и городских жителей». [5] Как руководитель был очень жёстким и требовательным. «Страшно не любил опозданий и вранья». [30] «Совершенно не переносил халтуры и необязательности». [5] Мог очень сурово, а иногда и грубо критиковать административных руководителей городского и районного звена за промахи. По словам председателя Пензенского горисполкома Александра Щербакова, «умел и любил это делать» и был непредсказуемым человеком. [37]
В апреле 1979 года, когда первый секретарь Пензенского обкома КПСС Лев Ермин был назначен Первым заместителем Председателя Совета Министров РСФСР, второй секретарь Георг Мясников, наряду с председателем Пензенского облисполкома Виктором Дорошенко считался одним из наиболее вероятных преемников Ермина на посту главы области. Но в итоге регион возглавил секретарь Пензенского обкома КПСС Фёдор Куликов.
Оценки и значение деятельности
Подводя итоги своей деятельности в Пензенской области писал в личных дневниках:
«Сделать удалось многое. Пенза из захудалого и малоизвестного города стала центром российской культуры, образцом для подражания. И это — главное. Могут сохранить, могут ухудшить небрежением, но основного из того, что сделано, уничтожить невозможно. Останутся музеи, памятники, обелиски. Может, кто-нибудь и когда-нибудь помянет добрым словом. Это и даёт удовлетворение» (запись от 26.08.1985 г.). [38]
«…многое, что мною сделано в Пензе, внешне кажется результатом творческого поиска, фантазии, увлечённости, а на самом деле — от скуки, желания проявить свои способности в чём-то реальном, конкретном, выделиться из серости окружения. Удача состоит в том, что всё выдуманное и сделанное оказалось неожиданным не только для Пензы, но и для развития советской культуры, для страны» (запись от 13.06.1986 г.). [39]
Вплоть до настоящего времени является одним из самых известных и узнаваемых государственных деятелей в истории Пензенской области. Результаты его работы в регионе, как правило, вызывали и вызывают положительные отклики. Почти все сходятся во мнении, что за 25 лет работы на посту второго секретаря обкома, он чрезвычайно много сделал для культурного развития региона, который, благодаря этому, стал более известным и привлекательным.
Закир Курмаев подчёркивает, что Мясников «стремился действительно что-то создавать — особенно музеи, культурные учреждения. И говорил об этом: „Вот это мы действительно что-то обозначили. Это надолго!“ Когда в разных районах появлялись при его участии значимые объекты, и люди начинали о них говорить, он очень радовался, буквально жил этим». [30]
Участник создания пензенского Музея одной картины, писатель Владимир Порудоминский, размышляя о культурном строительстве в РСФСР, шутил, что всё хорошее везде обычно делалось вопреки воле начальства, и только в Пензе – по приказу Мясникова.
Академик Дмитрий Лихачёв неоднократно ставил в пример деятельность 2-го секретаря Пензенского обкома КПСС, называя его замечательным и удивительным человеком. В рецензии на книгу Г. В. Мясникова «Отчизна в сердце нашем» Лихачёв подчеркивал, что «пензенский опыт использования памятников истории и культуры, безусловно, самый передовой и самый деятельный [в РСФСР]». [46] В телеинтервью в марте 1986 года, говоря о Мясникове, Лихачёв заметил, что «деятельность таких людей имеет не только нравственно-воспитательный, но и экономический эффект… Потому что люди начинают любить свой край, свою область, свой город, своё село. Там образцовый порядок с памятниками культуры. И отъезд из этой области прекратился. …это очень трудно учитываемый эффект, но эффект совершенно определённый… Нужны привязанности в нашей жизни. Эти привязанности играют колоссальную роль». [25]
Пензенский культуролог и краевед Николай Инюшкин отмечал, что Мясников вписан в историю Пензенской области, так как помогал всей своей деятельностью сделать эту историю «частью души и сердца людей, которые здесь живут. Уроки Мясникова – это уроки, которые мы должны снова и снова повторять, если мы хотим, чтобы о Пензенской области говорили как о славном и достойном уважении крае». [44]
Под влиянием Мясникова, культурное строительство, наряду с активным развитием краеведения, стало одним из основных звеньев идеологической работы Пензенского обкома КПСС, что стало относительно новым веянием в РСФСР. В середине 1980-х гг. пензенский опыт этой деятельности активно пропагандировался центральными властями и был рекомендован к использованию другим регионам. [48] Уже на закате советской власти «ленинские комнаты» в СССР начали дополнять материалами по истории предприятий и организаций, архитектурных и скульптурных памятников региона, видами природы и т.п. [49]
В Советском (с ноября 1991 — Российском) фонде культуры
В 1986 году рассматривался в руководящих кругах СССР в качестве кандидата на пост министра культуры РСФСР, а затем — на должность руководителя создаваемого в тот момент Советского фонда культуры (фонд был создан 12 ноября 1986 года). Но в итоге председателем правления фонда стал академик Дмитрий Лихачёв, а Г. В. Мясников — его первым заместителем. Одним из членов президиума фонда стала Раиса Горбачёва — супруга Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва.
Осуществлял текущее и фактическое руководство деятельностью фонда культуры, так как Дмитрий Лихачев был уже в преклонном возрасте и жил не в Москве, где базировался фонд, а в Ленинграде. Самостоятельно принимал многие решения, напрямую контактировал с ЦК КПСС и Раисой Горбачёвой, не всегда информируя председателя фонда. Это стало причиной недовольства Лихачёва и создало некоторую напряженность в их отношениях. Лихачев намекал в интервью «Известиям», что «партократы» мешают ему руководить фондом, превращая его в «обком культуры». Мясников, в свою очередь, тяготился излишней, по его мнению, «опекой» академика, считая, что «не столько дело, сколько ревность движет им», давал понять, что не следует превращать фонд культуры в фонд Лихачёва. [35] [50]
Деятельность
За время работы в фонде много сделал для развития международных культурных связей, возвращения в страну культурных ценностей (архивных документов, картин, рисунков), развития благотворительности, попечительства, меценатства.
Содействовал созданию Фонда Рериха, Международного благотворительного фонда поддержки талантов «Новые имена», журнала «Наше наследие», дома-музея Марины Цветаевой в Москве, дома-музея Корнея Чуковского в дачном посёлке Переделкино Ленинского района Московской области, музея Сергея Лемешева в деревне Князево Калининского района Тверской области, дома-музея Петра Чайковского в г. Алапаевске Свердловской области, Музея частных коллекций, [51] Клуба коллекционеров СССР [52] [53] и других.
Содействовал созданию памятника Сергию Радонежскому в Подмосковье. Занимался вопросами создания в Москве памятника маршалу Жукову и мемориального комплекса на Поклонной горе (в частности, выдвигал инициативу переноса на Поклонную гору праха крупнейших советских полководцев времён Великой Отечественной войны и создания масштабного пантеона славы).
В 1988 году поддержал идею организации экспедиций на Соловецкие и Валаамские архипелаги с целью разработки программы возрождения этих святых для России мест. Предложения и выводы этих экспедиций впоследствии были использованы при возрождении и развитии монастырских комплексов на данных островах. [54]
Отставка и ее последствия
Ушёл из фонда культуры 14 февраля 1992 года, после затяжного конфликта с Дмитрием Лихачевым и его окружением. Его добровольная отставка была во многом вынужденной и неизбежной. Савва Ямщиков подчеркивает, что Мясникова «заставил уйти» Лихачев, Владимир Енишерлов и Борис Егоров открыто говорят, что Лихачев «отправил в отставку» своего 1-го заместителя. [40] [55] [41] [42]
Окружением Лихачева через ИТАР-ТАСС был запущен слух, что Мясников подал в отставку «по требованию членов Президиума фонда, которые выразили ему вотум недоверия». [56] Мясников назвал это ложью и потребовал опровержения.
Его преемник Владимир Нерознак призвал журналистов не представлять уход Мясникова «как революционный переворот», но подчеркнул в интервью ИТАР-ТАСС, что «заканчивается период, связанный с Советским фондом культуры, уходят его руководители». [56]
Уже через два месяца после отставки Г.В. Мясникова, 9 апреля 1992 года, Дмитрий Лихачёв на рабочем заседании Совета фонда констатировал, что «Фонд культуры в последние месяцы сократил сферу своей деятельности» и, что «ходят разговоры о развале Фонда». Лихачев также намекнул, что Владимир Нерознак оказался неспособен заменить Мясникова на посту первого заместителя руководителя фонда: «Кроме Владимира Петровича, который работает на полставки и, как научный работник, не может здесь проводить всё время, должен быть человек — вот как Георг Васильевич, который приходит к началу работы и до конца здесь находится, оперативно решая все вопросы». [57]
Многие сотрудники фонда культуры считали и считают уход Мясникова ошибкой Лихачёва, которая привела к форсированному кризису этой организации.
Борис Егоров вспоминал, что после того, как Мясникова заменили на «невыразительного и абсолютно лишённого опыта организационной работы научного сотрудника Российской Академии наук, Фонд культуры начал разваливаться на глазах. Это стало началом конца того удивительного культурного института, которым стал всего за 5 лет Советский Фонд культуры». [42]
Владимир Енишерлов считает, что, убрав Мясникова, Лихачёв «уничтожил тот Фонд и его удивительную, постоянно напряженную творческую атмосферу, которая была при Раисе Максимовне. Это стало началом конца лихачёвской эры Фонда культуры. Без поддержки Раисы Максимовны, отказавшейся к тому времени от работы в Фонде, без Г. В. Мясникова, отлично с ней сотрудничавшего, несмотря на нередко возникавшие проблемы, замечательная организация, первый в нашей стране общественный Фонд (это теперь их десятки тысяч) стал разваливаться на глазах». [41]
В мае 1993 года из-за продолжающегося кризиса фонда уйти в отставку с поста председателя был вынужден уже сам Дмитрий Лихачёв. Новым председателем Российского фонда культуры был избран кинорежиссер Никита Михалков.
Оценки деятельности и личности
Вплоть до настоящего времени, организационно-управленческую работу Мясникова в фонде культуры иногда приводят в пример, как образец грамотного и эффективного подхода, дававшего позитивные практические результаты.
Владимир Енишерлов вспоминает, что Мясников «был человеком очень непростым, умным и дипломатичным. Человек чрезвычайно увлечённый …знающий все ходы и выходы в коридорах партийной и советской власти, Г. В. Мясников оказался идеальной фигурой для этой должности в Фонде культуры». [41]
Борис Егоров также подчеркивает, что «Г. В. Мясников оказался идеальной фигурой для Фонда культуры. Став 1-м заместителем Д. С. Лихачёва, он много успел сделать и для Фонда и для русской культуры». [42]
Савва Ямщиков замечает, что Мясников был «принципиальным человеком» и тем «настоящим хозяином» фонда культуры, «на котором фонд держался, человеком порядочным, не укравшим ни копейки и не давшим украсть другим». [40] [55]
Последние годы и смерть
После ухода из фонда культуры работал консультантом Института гуманитарных проблем Российско-американского университета (занимался разработкой программы «Культура российской провинции»).
В последние годы работал консультантом общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», а затем — международной общественной благотворительной организации «Центр народной помощи „Благовест“».
Умер 18 июля 1996 года в Москве на 71-м году жизни.
Многие пензенские газеты сообщили о его смерти в передовицах и разместили трогательные прощальные материалы, посвященные его заслугам перед областью. [58] [28] [59] Памятную статью опубликовала «Литературная Россия». [13]
В то же время, руководство региона (главой администрации Пензенской области в 1993—1998 гг. был Анатолий Ковлягин) даже не выпустило традиционный некролог с подписями первых лиц. В Пензе о смерти Мясникова было официально объявлено лишь от имени областного департамента культуры и регионального отделения Российского фонда культуры.
Увековечивание памяти
В 2001 году в Пензе на стадионе «Темп», построенном по инициативе Георга Мясникова, проводился хоккейный турнир его памяти, в котором участвовали 6 команд. В церемонии торжественного открытия соревнований 17 марта 2001 года принимали участие губернатор Пензенской области Василий Бочкарёв и сын Георга Мясникова — Михаил Мясников. [22]
6 марта 2002 года по инициативе губернатора Пензенской области Василия Бочкарёва областное Законодательное Собрание приняло постановление, согласно которому имя Г.В. Мясникова было присвоено созданному им Музею одной картины «за особые заслуги перед Пензенской областью». [60] На здании музея была торжественно открыта (с участием губернатора) мемориальная доска, посвященная Мясникову.
18 марта 2006 года, накануне 80-летия со дня рождения Георга Мясникова, в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» прошёл вечер его памяти, на котором присутствовали коллеги Мясникова, деятели культуры и почётные гости из Москвы и Пензы. В церкви Михаила Архистратига была отслужена заупокойная лития. [44]
Награды
Ордена
Медали
Советские выборные должности
Семья
Был женат. Жена — Вера Ивановна Мясникова (1921-2002).
Их единственный сын — Михаил Георгович Мясников (р. 1946), кандидат технических наук, работал в Пензенском политехническом институте. В настоящее время живёт в Москве, работает в МИД РФ. Принимал непосредственное участие в подготовке к изданию дневниковых записей своего отца.
Внук — Георг Михайлович Мясников (р. 1974), офицер ВМФ РФ, хирург, кандидат медицинских наук.
Сочинения и дневники
Автор нескольких краеведческих статей, брошюр по наглядной агитации, двух книг и дневниковых записей.
Статьи и книги
В конце 1970-х — начале 1980-х гг. в областной газете «Пензенская правда» был опубликован цикл его статей по пензенскому краеведению: «Старые Черкасы» (1976; в соавторстве с Олегом Савиным), «О Старых Черкасах» (1980), «О времени основания города Пензы» (1981), «Крепость Пенза» (1982), «„Велено город строить“» (1986). Эти материалы составили основу его книги по истории Пензенского края XVI-XVIII вв. «Город-крепость Пенза», которая выдержала два издания (Саратов, 1984; Саратов, 1989).
В середине 1980-х гг. в соавторстве с Николаем Инюшкиным написал книгу-очерк об объектах культуры (музеях, памятниках, наглядной агитации и т.п.) современной Пензы и Пензенской области «Отчизна в сердце нашем», которая также выдержала два издания (М., 1985; М., 1986). Эта книга, изданная на мелованной бумаге и содержащая многочисленные цветные иллюстрации, на момент выхода явилась одним из лучших в СССР изданий подобного рода. Очень высокую оценку ей дал академик Дмитрий Лихачёв. [61] Для Пензы она представляет важность как одна из первых иллюстрированных книг-альбомов, рассказывающих о современных объектах культуры города и области.
Дневники
В 2001 году в журнале «Наше наследие» (№ 59-60) были опубликованы небольшие фрагменты его дневников разных лет под общим названием «Душа моя спокойна…». Его сын Михаил Мясников написал вступительную статью и составил комментарии. Смысл заголовка — оценка Георгом Мясниковым своей деятельности в Пензенской области: «Круг замкнулся на Пензе. Я и не очень теперь горюю — это моя родина. И если удалось что-то сделать для её прославления, душа моя спокойна и удовлетворена»; [62] «…душа моя спокойна — я максимум сделал для пробуждения самоуважения и патриотизма пензенцев. Дай бог, чтобы это кто-либо повторил». [63]
В 2008 году были изданы его обширные дневниковые записи — «Страницы из дневника» (под редакцией его сына Михаила Мясникова и историка-краеведа Михаила Полубоярова), которые охватывают период с 1964 по 1989 и с 1992 по 1993 гг. и затрагивают очень широкий круг проблем политического, социально-экономического и культурного развития Пензенской области и СССР в целом. Формат издания (776 страниц) представляет из себя лишь фрагменты настоящих дневников. По словам Михаила Полубоярова, «если их [дневники Г.В. Мясникова] издать полностью, получилась бы сенсационная книга (примерно 5-6 томов по 700 страниц). Просто время не пришло, люди не готовы воспринимать жёсткие оценки автора своего времени и своего окружения. Не щадил он и себя, выставляя в таком свете, что порой оторопь берет. Это доказывает, что дневник явно не предназначался для печати. Тем выше его научная ценность». [64] Несмотря на уникальность издания, у него отсутствует вступительная статья, почти нет комментариев, а биографический справочник недостаточно полон и имеет отдельные неточности.
Небольшие фрагменты из этой книги были опубликованы в пензенской газете «Улица Московская» в июле 2008 года (№№ 27 и 29). [65]
Мнения о дневниках
Валентин Мануйлов, пензенский журналист и политолог: «Первое впечатление — подвиг. На протяжении почти 30 лет Георг Мясников вел дневник, в котором регулярно записывал, что делал в тот или иной день, куда ездил, с кем встречался, какие поручения давал. Масса фактов, имен, оценок. Учитывая занятость Мясникова, нужно признать, что он совершил подвиг, находя желание и время вести летопись своей жизни. Учитывая, что Мясников почти 25 лет занимал пост второго секретаря Пензенского ОК КПСС, он по существу создал летопись жизни областной партийной организации, по факту – летопись жизни Пензенской области. Со всеми успехами и провалами. Второе впечатление — это великая книга. Великая тем, что в ней, в отличие от победных рапортов на партийных съездах, изображена жизнь взаправду. И неправда, что в то время было все хорошо и народ был счастлив. Мясников дает картину суровой реальности, о которой партийно-советское руководство, конечно же, знало. Но сделать враз всех счастливыми они не могли. …в то время, когда Мясников работал вторым секретарем ОК КПСС, обсуждать можно было только в рамках официальной линии ЦК КПСС. Если бы Мясников вылез со своими мыслями, которые он поверял дневнику, на партийную конференцию или пленум, то его сняли бы в 24 часа, а то и быстрее. Судя по дневникам, Георг Мясников был диссидент. Не антисоветчик, нет. Просто диссидент. Напоминаю, что слово диссидент означает инакомыслящий. Георг Мясников подвергал сомнению генеральную линию партии. В том смысле, что сомневался в выполнимости планов, спускаемых сверху. Он критически относился к раздуванию культа личности Брежнева и к раздуванию штатов столичных ведомств». [66]
Закир Курмаев, генеральный директор ЗАО «ГАТП № 3» (г. Пенза), личный водитель Г. В. Мясникова в 1976-1986 гг.: «Я читал их просто с упоением! Очень многое узнал и понял. Я считаю, что для нашей истории его дневники очень важны — о таких людях новые поколения должны знать. Ведь Мясников и его коллеги — это поколение руководителей, которые в начале 60-х взяли одну Пензенскую область, а оставили её после себя совсем другой, преображённой». [30]
Павел Крючков, московский литературный критик, научный музейный работник: «Редкий случай познакомиться с откровенным автопортретом партийно-культурного функционера. Немногие из них вели дневники. Ничего неожиданного или поучительного я здесь не нашел. Читать скучно и печально одновременно: Георг Васильевич искренен. Через сто лет, возможно, это станет памятником литературы, как дневники Никитенко. Даже сквозь купюры дневников 90-х видно, до какого разложения дошел возглавляемый несчастным Д. С. Лихачёвым Фонд культуры (Г. Мясников был заместителем и вовремя подал в отставку). Речь не о Лихачёве, перед которым у Мясникова в ранних записях — преклонение, а в поздних — плохо скрываемая неприязнь (то и дело выскакивает рождённое в коридорах Фонда узкожаргонное «академик»), дело, кажется, в тщательно маскируемой самоуговорами и хозяйственными нагрузками многолетней внутренней растерянности и пустоте. До откровенного цинизма Г. В. не дошёл, вот и утешается на старости лет, что в Пензенской области, где он был партийным начальником, трудился во благо. Что правда, то правда. Музей одной картины чего стоит». [67]
Утраченное и воссозданное наследие в Пензенской области
Отдельные объекты в Пензе и Пензенской области, созданные при непосредственном участии Георга Мясникова, были утрачены в 1990-х гг. Некоторые объекты перестали существовать из-за нехватки финансирования, другие были повреждены или уничтожены вандалами («охотниками» за цветными металлами, хулиганами и пр.). Так, из-за отсутствия финансирования оказался заброшен, а впоследствии разрушен и разворован самолет Ил-18 (детский кинотеатр «Илюша»). [19] Закрылся музей при Производственном объединении «Завод имени Фрунзе» (ныне ОАО «ЗИФ»), оказался в заброшенном состоянии и был осквернён памятник Михаилу Фрунзе перед бывшим главным корпусом завода. Хулиганами были уничтожены все деревянные скульптуры сказочных и былинных персонажей на «тропе здоровья» в Пензе. Охотниками за цветными металлами был частично изуродован родник «Самовар» на «тропе здоровья» (у бронзового самовара отпилили нос с краном и ручки). [68] Исчезла и металлическая мемориальная доска с пензенского городского монумента «Тамбовская застава». В середине 1990-х гг. по аналогичным причинам был разрушен Блоковский мемориал в Бекетовской роще в Колышлейском районе Пензенской области (исчезла бронзовая статуя Александра Блока и барельефы братьев Бекетовых).
В тоже время, некоторые идеи и проекты, которые были задуманы Г. В. Мясниковым, но по разным причинам не осуществились за время его работы в Пензе, были реализованы в начале 1990-х гг. и в наши дни.
Так, в 1991 году в Ленинском районе Пензы был открыт музей Василия Ключевского, работа по созданию которого была начата Г. В. Мясниковым ещё в середине 1980-х гг. В селе Вокресеновка Пензенского района, где родился Ключевский, в 1991 году был установлен его бюст. [69] В 2008 году в Пензе был установлен первый в России памятник Ключевскому. [70]
В 1991 году в Первомайском районе г. Пензы (на месте, где в годы войны находился сборный пункт) был открыт памятник «Проводы», идея создания которого относится к середине 1980-х гг. В дневниковых записях от 8 октября 1985 года Г. В. Мясников упоминал о намерении сохранить сквер на углу улиц Тамбовской и Куйбышева и «искать скульптуру проводов в армию». [71]
В 1990-х—2000-х гг. были проведены масштабные работы по завершению реконструкции, расширению инфраструктуры и обновлению экспозиций Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». [72] Была полностью отремонтирована барская усадьба, в 2007 году воссоздана старинная деревянная ветряная мельница (высотой с современный 9-этажный дом) и дом мельника. Идея строительства мельницы выдвигалась Г. В. Мясниковым в 1975 году (дневниковая запись от 27 июля 1975 г.: «Новая мысль — у стелы в поле, чтобы лучше обозначить дорогу к усадьбе и дать старину — строить ветряную мельницу»), но так и не была реализована при его жизни. В современных «Тарханах» также восстановлен барский сад, зарыблены пруды, начала функционировать пасека, возрождены конные и лодочные прогулки, воссоздан уникальный «конный балет» (конная карусель) времен XIX века, появились борзые щенки. [73] [74] [75] [76] Лермонтовский музей-заповедник окончательно стал важнейшей культурно-исторической достопримечательностью Пензенской области. [77]
В конце 1990-х гг. был завершен процесс реставрации Троице-Сканова монастыря в Наровчатском районе, начатый по инициативе Мясникова в конце 1970-х гг. В настоящее время, монастырский комплекс является одной из важнейших достопримечательностей Пензенской области. [77]
В 2000-х гг. серьезные и значительные масштабы приобрело строительство спортивных объектов в Пензе и районных центрах области, был реконструирован ряд памятников архитектуры и культуры, появились новые памятники. [78]
С 2007 года к уборке территорий пензенских достопримечательностей стали активнее привлекать городских школьников и волонтёров. [79] [80]