мы победили и остались жить не во имя разрушений а во имя созидания новой жизни
Летят журавли – цитаты из фильма
Рассказ о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание. В центре киноповести — трагическая история двух влюбленных, которых разлучила война.
— А что ты мне подаришь?
— Секрет.
— Если что-то вкусное, я сразу съем и скоро забуду. Подари мне что-то на долгую память, чтобы помнить до самой старости.
Если дети не обгонят родителей, значит, родители плохи, и дети балбесы.
— Не ревнуешь?
— Некогда.
Письмо Бориса Веронике
— Ты думаешь, что кому-нибудь сына на войну отправлять хочется?
— Ты о чем?
— Или ты считаешь, что за твое благополучие, за твою жизнь кто-то должен терять руки, ноги, глаза, челюсти, жизни?! А ты — ни за кого и ничто?
Забудьте прошлое, человеку свойственно забывать многое.
— А я не хочу забывать! Мне этого не надо!
— Ну нельзя же самого себя всю жизнь казнить за ошибки!
— Надо! До конца!
Ждать! Опять ждать! Я и так все время чего-то жду, жду! Хватит!
Подумаешь, невеста сбежала! Радоваться должен. Копейка ей цена, если такого красавца, настоящего героя, на какую-то тыловую крысу променяла! Это она свое счастье потеряла, а не он! Так ей и надо! Недостойна! Мелкая у нее душонка! Разве понимают они, какие крестные муки вы несете за них же? Ты против самого страшного выстоял, против смерти. В глаза ее видел, сам на неё грудью шел, а она ничтожного испытания временем не выдержала. Таким, как она, всеобщее наше мужское презрение! Нет им прощения!
В госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович успокаивает его.
Журавлики-кораблики
Летят под небесами,
И белые, и серые,
И с длинными носами!
отрывок из стихотворения И. И. Косякова «Лягушечки»
Кто не вернется, тем памятник до неба, и каждое имя золотом.
Дорогие матери, отцы, братья и сестры!
Счастье нашей встречи безмерно. Ликует сердце каждого советского человека. Радость поет в сердцах! Эту радость нам принесла победа. Мы все ждали этих счастливых минут. Все от радости головы потеряли. Но мы не забудем тех, кто остался на полях великих битв. Пройдет время, люди отстроят города, деревни. Зарубцуются наши раны, но никогда не угаснет лютая ненависть к войне! Мы глубоко чувствуем горе тех, кто сегодня не может встретить своих близких. И мы сделаем все, чтобы будущие невесты никогда не теряли женихов, чтобы матери не дрожали за жизнь своих детей, чтобы мужественные отцы не глотали украдкой слезы. Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни!
Во имя созидания новой жизни: «Летят журавли» Михаила Калатозова
18 мая 1958 года были подведены итоги 11-го Международного Каннского кинофестиваля, который по заведенной традиции и сегодня приходится на весенние майские дни.
Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» (1957)
Победитель того киносмотра — военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли». Эта культовая картина стала единственным советским фильмом, отмеченным «Золотой пальмовой ветвью», главным призом Каннского фестиваля (с формулировкой «За единство и высокое качество всех его художественных компонентов и гуманизм»).
Фильм, изменивший ход дальнейшего развития отечественного кинематографа, покорил сердца миллионов зрителей в СССР и за рубежом. Среди них был и Пабло Пикассо, который перед демонстрацией ленты в Каннах сказал исполнительнице главной роли Татьяне Самойловой: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой», — а после просмотра фильма назвал его гениальным.
«Летят журавли» — рассказ о войне без единой батальной сцены. За весь фильм мы не увидим ни одного врага, ведь у него нет лица. Враг — это сама война. Безжалостная и страшная.
В центре сюжета — история любви Бориса и Вероники. В начале фильма перед зрителем предстает рассветная Москва. Всю ночь перед воскресеньем 22 июня 1941 года влюбленные гуляли по городу. На улицах почти никого. Мир словно кружится вокруг них. Как сказал отец Вероники, «любовь — это взаимное головокружение». Действительно, многие сцены картины вовлечены создателями фильма в круговорот. Например, где Борис бежит по лестнице за Вероникой, чтобы узнать, когда они встретятся в следующий раз. Вновь он «взбежит» по ней перед смертью: в голове вспыхнет образ несостоявшейся свадьбы…
На рассвете, возвращаясь по домам, они увидели пролетающий в небе журавлиный клин. «А журавлики-кораблики летят под небесами и серые, и белые, и с длинными носами», — глядя на птиц, вспомнила Вероника детскую считалочку.
Вскоре Борис и Вероника узнают, что началась война… Война, которая, вторгшись в их жизнь, разлучила их навсегда…
В фильме «Летят журавли» достойно восхищения всё — сюжет (в основе сценария положена пьеса Виктора Розова «Вечно живые»), игра актеров, труд режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, применившего новаторские методы работы.
Во время создания фильма Урусевский использовал различные приемы съемки, а также экспериментировал с техническими приспособлениями для камеры, которые сам же и сконструировал. Так, для того, чтобы снять эпизод, когда в начале фильма герой Алексея Баталова бежит по лестнице, был создан специальный механизм, поднимавший и закручивавший оператора на высоту нескольких этажей. Для съемки же сцены гибели Бориса Урусевский придумал специальные круговые операторские рельсы, не имевшие ранее аналогов.
Цитаты из фильма «Летят журавли»
Кто не вернется, тем памятник до неба, и каждое имя золотом.
— Противный он. — Мне он, может, еще противнее, да ничего не поделать, начальство. — Почему ты так лебезишь перед ним? — Милая Вероника, так же нельзя. Ты все время какая-то нервная, придирчивая. Скажи мне, что для тебя сделать? — Чтобы тебя никогда не было на свете.
— А я не хочу забывать! Мне этого не надо! — Ну нельзя же самого себя всю жизнь казнить за ошибки! — Надо! До конца!
Подумаешь, невеста сбежала! Радоваться должен. Копейка ей цена, если такого красавца, настоящего героя, на какую-то тыловую крысу променяла! Это она свое счастье потеряла, а не он! Так ей и надо! Недостойна! Мелкая у нее душонка! Разве понимают они, какие крестные муки вы несете за них же? Ты против самого страшного выстоял, против смерти. В глаза ее видел, сам на неё грудью шел, а она ничтожного испытания временем не выдержала. Таким, как она, всеобщее наше мужское презрение! Нет им прощения!
Любовь — взаимное головокружение.
— Не ревнуешь? — Некогда.
— А что ты мне подаришь? — Секрет. — Если что-то вкусное, я сразу съем и скоро забуду. Подари мне что-то на долгую память, чтобы помнить до самой старости.
Забудьте прошлое, человеку свойственно забывать многое.
Ждать! Опять ждать! Я и так все время чего-то жду, жду! Хватит!
— Ты думаешь, что кому-нибудь сына на войну отправлять хочется? — Ты о чем? — Или ты считаешь, что за твое благополучие, за твою жизнь кто-то должен терять руки, ноги, глаза, челюсти, жизни?! А ты — ни за кого и ничто?
Дорогие матери, отцы, братья и сестры!Счастье нашей встречи безмерно. Ликует сердце каждого советского человека. Радость поет в сердцах! Эту радость нам принесла победа. Мы все ждали этих счастливых минут. Все от радости головы потеряли. Но мы не забудем тех, кто остался на полях великих битв. Пройдет время, люди отстроят города, деревни. Зарубцуются наши раны, но никогда не угаснет лютая ненависть к войне! Мы глубоко чувствуем горе тех, кто сегодня не может встретить своих близких. И мы сделаем все, чтобы будущие невесты никогда не теряли женихов, чтобы матери не дрожали за жизнь своих детей, чтобы мужественные отцы не глотали украдкой слезы. Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни!
Если дети не обгонят родителей, значит, родители плохи, и дети балбесы.
Летят журавли
Дорогие матери, отцы, братья и сестры!
Счастье нашей встречи безмерно. Ликует сердце каждого советского человека. Радость поет в сердцах! Эту радость нам принесла победа. Мы все ждали этих счастливых минут. Все от радости головы потеряли. Но мы не забудем тех, кто остался на полях великих битв. Пройдет время, люди отстроят города, деревни. Зарубцуются наши раны, но никогда не угаснет лютая ненависть к войне! Мы глубоко чувствуем горе тех, кто сегодня не может встретить своих близких. И мы сделаем все, чтобы будущие невесты никогда не теряли женихов, чтобы матери не дрожали за жизнь своих детей, чтобы мужественные отцы не глотали украдкой слезы. Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни!
Похожие цитаты
Мы думаем что ничего не может изменится за одну секунду, мы глубоко ошибаемся. Лишь за одну секунду могут произойти самые неожиданные события, котоые представить не можем
Человек – странное существо. Он полон страхов и потому постоянно нуждается в защите. Часто именно любви дает он это задание – защищать его в его же собственном мире страхов и подозрений. Он дает своей любви работу. Не трудится для любви, но хочет, чтобы она трудилась на него.
Когда человек покупает себе домой живой цветок, он понимает, что должен ухаживать за ним, иначе тот погибнет. От цветка мало пользы, только радость. И за эту радость человек готов платить. Но в любви здравый смысл ему отказывает. Теперь любовь должна заботиться о нем, теперь она должна ему платить.
Почему человек поступает так? Почему не дорожит своей любовью? Почему подвергает ее испытанию? Верно, потому, что он слишком мал и незрел. Верно, потому, что он несмышленый ребенок. И потому, вероятно, он называет Бога – Отцом, а себя – «дитем Божьим». Да, он и в этом вменяет Богу обязанности.
Иногда кажется, что человек просто глуп. Но. Все было бы очень просто, если бы это было так. На самом деле он слаб и завистлив. А это куда страшнее.
Пронзительные фильмы о войне: «Летят журавли»
Фильм «Летят журавли» снят в 1957 году в лучших традициях советского кино, которое всегда отличалось глубоким нравственным посылом. Кино в СССР должно было воспитывать в людях любовь к Родине, а также важнейшие ценности русского менталитета – милосердие, справедливость, приоритет общественного надо личным.
Любовь накануне войны
Ночь накануне войны… Еще никто не знает, что рассвет нового дня разорвет рев подлетающих немецких бомбардировщиков, а голос Левитана возвестит о начале нового испытания для всей страны.
Но он уже не с ней. Он уезжает на фронт добровольцем, а она даже не успевает проводить его, сказать последнее «прости».
Бегство от самой себя
Первые же месяцы войны приносят девушке потери, с которыми трудно справиться одной. Во время бомбежки погибают ее родители. От Бориса нет никаких известий. Потом весточка: «Пропал без вести». Она сломлена. Она всего лишь хрупкая, одинокая девушка, которой не на кого опереться. И если бы не семья Бориса, ее некому было бы поддержать.
Однако брат Бориса – музыкант Марк, добывший себе бронь от армии, спешит воспользоваться ситуацией. Он давно уже влюблен в Веронику, и в момент бомбежки, когда ужас толкает ее в его объятия, он не упускает этой возможности. И вот они женаты.
Что этот брак для Белки? Бегство от самой себя, от страха одиночества. Но и тяжелый крест предательства любимого, стыд перед людьми. Многие ей не прощают – не дождалась. Она и сама себе не прощает – не хочет жить. В Сибири, в эвакуации она работает в госпитале медсестрой. Она как будто бы живет, но душа ее мертва.
Тяжелая сцена в госпитале, когда раненый солдат получает весточку от невесты, которая вышла замуж, не дождавшись его, беспощадные слова отца Бориса о том, что такая невеста не достойна быть женой героя, переполняют чашу терпения Вероники. Она бежит на вокзал, чтобы свести счеты с жизнью – броситься под поезд. Ее спасает маленький мальчик, чуть не попавший под колеса автомобиля. Кинувшись к нему, она не успевает спрыгнуть с моста.
— Как звать тебя?
— Борька…
Это судьба. Она будет жить. Ради него, если не ради себя.
Окончательно разваливается и ее брак с Марком. Она узнает, что он вращается в обществе местной богемы и бронь его – купленная. Она все еще верит, что ее любимый жив, даже когда солдат, которого вынес из разведки Борис, рассказывает, что видел, как он был убит.
…Превратились в белых журавлей
Светлым акцентом фильма становится день, когда бойцы возвращаются с фронта после победы. Всеобщая радость и ликование наполняют душу Вероники чувством надежды, что в толпе этих счастливых людей она встретит и Бориса. Она видит его друга Степана, с которым тот прошел свой короткий путь на войне. Но Степан лишь достает из кармана гимнастерки фотографию любимой девушки, которую друг передал ему перед тем, как погиб. Теперь нет сомнений – Борис не вернется.
Однако нет горя и безнадежности в этой концовке. Жертвы наши были не напрасны. Степан говорит: «Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни!» Вероника смотрит в небо и видит клин летящих журавлей, как тогда, когда они с Борисом еще были вместе в ту ночь. Жизнь продолжается. Ее надо строить заново. И только светлая грусть и благодарность за ту любовь наполняет ее сердце.
Стыдно не приносить пользу своей стране
Фильм «Летят журавли» снят в 1957 году в лучших традициях советского кино, которое всегда отличалось глубоким нравственным посылом. Кино в СССР должно было воспитывать в людях любовь к Родине, а также важнейшие ценности русского менталитета – милосердие, справедливость, приоритет общественного надо личным. Системно-векторной психологией Юрия Бурлана этот менталитет определяется как уретрально-мышечный. Давайте посмотрим этот фильм еще раз через призму этой науки о человеке.
Россия – страна с огромной территорией, границы которой не ощущаются физически. Именно поэтому мы не ограничены в проявлении своих психических свойств, щедры и хлебосольны. Мы не приучены к материальному комфорту, потому что суровый климат и природные лишения заставляли нас довольствоваться малым. Для нас не главное – быть сытым, главное – ощущать плечо рядом, потому что только вместе мы можем выжить в таких условиях.
Уретральный вектор дает его обладателю свойство отдачи, приоритет общественного над личным, отсутствие инстинкта самосохранения. Мы ради страны готовы, не задумываясь, пожертвовать жизнью. Мышечный вектор делает из нас коллективистов, способных объединяться, особенно во времена самой большой опасности для Родины.
Очень тонко показаны эти моменты в фильме «Летят журавли». Мужчины уходят на фронт. Люди провожают братьев, сыновей, мужей. А девушка, пришедшая проводить Бориса, говорит: «А у нас даже провожать некого – три сестры и мама. Даже неудобно…» Да вы радуйтесь, что никого не придется отрывать от сердца, а им – «неудобно», стыдно… Социальный стыд оказаться не нужным своей Родине беспокоит гораздо больше, чем личное счастье.
Мать Вероники говорит: «Ах, эта война… Горе горюй, а дело делай!». Как бы ни было тебе плохо, в тебе нуждаются люди, от твоих усилий зависит Победа.
И все это совершенно искренне. Именно так думали люди, жившие в СССР. Ведь советский строй был абсолютно комплементарен уретрально-мышечному менталитету. Он воспитал особую породу людей, которые не думали о себе, а думали только о всеобщем благе. Именно поэтому поколение наших бабушек и дедушек пережило ту страшную войну с таким достоинством и величием духа, что несмотря на прошедшие годы все еще хочется поклониться им до земли.
Противоположности. Марк
Чтобы сила нашего менталитета засияла еще ярче, подвиг советского человека показан в контрасте с другим отношением к жизни. Марк – обладатель кожного вектора, который имеет ценности, противоположные уретральному. Он индивидуалист, ставящий личное благополучие выше общественного. Так происходило далеко не со всеми представителями кожного вектора времен Великой Отечественной войны. Большинство из них, развитые и реализованные как личности, становились героями, офицерами и солдатами, отдававшими свои жизни ради Победы нашей Родины.
Когда же свойства вектора не очень развиты или человек не может реализовать себя, не может справиться со сверхстрессом, он использует свои способности исключительно для личного выживания. Человек с кожным вектором обладает гибкой психикой, высокой способностью адаптироваться к любой ситуации, приоритетом пользы-выгоды. И в случае с Марком мы видим проявление не ментальных особенностей русского человека, а проявление не самых удачных свойств кожного вектора, как это бывает, когда вектор у человека недостаточно развит, он не может держать сверхстресс, не может реализовать себя в жизни по максимуму.
Как только над страной нависает реальная угроза уничтожения, Марк начинает искать лазейки, чтобы выжить самому. Он покупает бронь, отбивает у брата невесту, уезжает в эвакуацию, где тепло и спокойно. Его способности музыканта используются не для того, чтобы вдохновлять солдат на победы, а для увеселения местной богемы. Он лебезит перед начальством, чтобы не потерять свое тепленькое местечко. На фоне высоких нравственных ценностей, которые проявляет народ с уретральным менталитетом, он смотрится уродливо, и ничего, кроме отвращения, не вызывает.
Вероника очень скоро понимает, какую ошибку она совершила, выйдя за него замуж: «Я хочу только одного – чтобы тебя не было!» Эти отношения претят ей и как человеку, воспитанному в ценностях русского менталитета, и как женщине с, в общем-то, прекрасными душевными качествами. Она способна любить по-настоящему, быть жертвенной и милосердной. Что же толкает ее в эти отношения?
Любовь и страх. Вероника
Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, Вероника – обладательница зрительного вектора, который дает человеку высокую эмоциональную амплитуду, способность глубоко чувствовать. В начале фильма она всецело предается своей любви. Любовь – это ее стихия, ее смысл жизни. Недаром, потеряв Бориса, она спрашивает: «В чем смысл жизни?» и не находит ответ на этот вопрос, потому что ее смысл в любви. А когда любви нет, нет и смысла. Незачем жить.
Для зрительного человека невероятно важны эмоциональные связи с людьми. Цепь потерь (родители, Борис) делают Веронику очень уязвимой, ввергают в глубокий стресс. В таком состоянии она попадает в нижнюю точку своей эмоциональной амплитуды – глубокую тоску и страх, безотчетный страх одиночества. Она теряет чувство защищенности и безопасности.
Но человек не может без этого чувства. Это основа для его психического благополучия. Когда женщина со зрительным вектором теряет его, она стремится найти его в мужчине. Именно это толкает ее в объятия Марка в момент ужаса, который она испытывает во время бомбежки.
А потом наступает расплата. Нет любви – нет жизни. Она ощущает себя душевно мертвой, как ощущает себя любой человек со зрительным вектором без любви, без чувств. Что заставляет ее пока что жить? Работа в госпитале – она нужна раненым солдатам. Нужна ее душевная красота, ее мягкость, ее стремление помочь и выслушать. И надежда, что Борис вернется…
В конце фильма Вероника исцеляется окончательно. Она понимает, что ей есть ради чего жить. Есть столько людей вокруг, которых можно любить, которым можно помогать. Лишь светлая грусть и благодарность наполняет ее сердце, когда она смотрит на летящих в небе журавлей, вспоминая своего любимого.
Фильм, исцеляющий душу
Пересмотрите фильм «Летят журавли» вместе с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Вы не только омоете свою душу той кристальной чистотой чувств и отношений, которые заложены в этот фильм его создателями, но и увидите новые грани человеческой личности, которые раскрываются через знания о векторах. Этот фильм и переживается так трогательно и сильно, потому что он глубоко системный.