музыканты привыкли играть в темноте но как же другие актеры
Струна
Струна
Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море. Даже не на самом острове, а на небольшом его клочке – на косе Цераль, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.
Оборона этого полуострова войдет в историю войны как одна из ее величавых страниц. Он прославлен бесстрашием советских людей. Эти люди дрались до последней пули.
Война застала на Эзеле нескольких советских актеров – мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.
«Хорошо, – скажете вы, – конечно, в темноте можно слушать пение или музыку (если актеры поют вполголоса, а музыканты играют под сурдинку, чтобы звуки не долетали до неприятеля), но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу, где мрак плотнее, чем в поле или над открытой водой. Что в этом мраке могли увидеть зрители? Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актеры?»
А они показывали морякам сцены из Шекспира, Чехова и «Профессора Мамлока» Фридриха Вольфа.
Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил. Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нем, хотя Елагина и молчала. В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в самом надежном уголке сердца.
– А Паганини играл и на одной струне…
Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!
Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.
Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.
фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула. Аплодировать в лесу было нельзя – могли услышать немцы.
Я рассказываю подлинный случай. Поэтому напрасно читатель будет ждать ловко придуманной развязки. Она оказалась очень простой: Егоров умер. Он был убит через два дня во время ночного боя. Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.
Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград. Летчик сразу же набрал высоту, чтобы уйти от немецких зениток. Десятки огней вспыхивали за хвостом самолета.
В Ленинграде летчик отнес скрипку главному дирижеру Консерватории. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся, – это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.
– Я передам ее лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, – сказал летчику дирижер Консерватории.
– простой белобрысый парень – кивнул головой и улыбнулся.
Где теперь эта скрипка – я не знаю. Говорят, что она в Москве. Но где бы она ни была, она играет прекрасные симфонии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне. Она играет мелодии Чайковского, Шостаковича и Шапорина.
Звуки симфонии так могучи, что рождают ветер. Вы, должно быть, заметили, как он порывами налетает на вас со сцены, шевелит волосы, заставляет сердца слушателей дрожать от гордости за человека.
Поют сотни струн, поют гобои и трубы, – победа придет! Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.
РУСТЬЮТОРС
Текст с досрочного ЕГЭ по русскому языку 2019. Паустовский. «Струна».
Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море. Даже не на самом острове, а на небольшом его клочке – на косе Цераль, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.
Оборона этого полуострова войдет в историю войны как одна из ее величавых страниц. Он прославлен бесстрашием советских людей. Эти люди дрались до последней пули.
Война застала на Эзеле нескольких советских актеров – мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.
«Хорошо, – скажете вы, – конечно, в темноте можно слушать пение или музыку (если актеры поют вполголоса, а музыканты играют под сурдинку, чтобы звуки не долетали до неприятеля), но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу, где мрак плотнее, чем в поле или над открытой водой. Что в этом мраке могли увидеть зрители? Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актеры?»
А они показывали морякам сцены из Шекспира, Чехова и «Профессора Мамлока» Фридриха Вольфа.
Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил. Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нем, хотя Елагина и молчала. В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в самом надежном уголке сердца.
Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:
– А Паганини играл и на одной струне…
Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!
Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.
Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.
Последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Она зажужжала, как шмель, и затихла. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула. Аплодировать в лесу было нельзя – могли услышать немцы.
Я рассказываю подлинный случай. Поэтому напрасно читатель будет ждать ловко придуманной развязки. Она оказалась очень простой: Егоров умер. Он был убит через два дня во время ночного боя. Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.
Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград. Летчик сразу же набрал высоту, чтобы уйти от немецких зениток. Десятки огней вспыхивали за хвостом самолета.
В Ленинграде летчик отнес скрипку главному дирижеру Консерватории. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся, – это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.
– Я передам ее лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, – сказал летчику дирижер Консерватории.
Летчик – простой белобрысый парень – кивнул головой и улыбнулся.
Где теперь эта скрипка – я не знаю. Говорят, что она в Москве. Но где бы она ни была, она играет прекрасные симфонии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне. Она играет мелодии Чайковского, Шостаковича и Шапорина.
Звуки симфонии так могучи, что рождают ветер. Вы, должно быть, заметили, как он порывами налетает на вас со сцены, шевелит волосы, заставляет сердца слушателей дрожать от гордости за человека.
Поют сотни струн, поют гобои и трубы, – победа придет! Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.
Музыканты привыкли играть в темноте но как же другие актеры
ВАРИАНТ 1
Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2014 году.
А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кУхонный
2) влилАсь
3) надОлго
4) пАртер
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ акция направлена на помощь пострадавшим от наводнения.
2) И нет вины автора пьесы, если зритель теряет ДОВЕРИЕ к спектаклю.
3) Ваше заявление настолько БЕЗОТВЕТНОЕ, что нет смысла на него отвечать.
4) Месяц светил в окно, луч его играл на ЗЕМЛЯНОМ полу хаты.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
3) двадцать три юноши
4) старые профессора
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изобразив ряд разных по мимике и настроению детских лиц,
1) получился необычный медальон.
2) на века сохранился семейный портрет.
3) создаётся произведение «педагогической» скульптуры.
4) скульптор проявил себя как умелый физиономист.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Одним из замечательных достижений республиканского римского искусства стал портрет.
2) Бунин считал своей лучшей книгой сборник «Тёмные аллеи», куда входят тридцать восемь рассказов-новелл.
3) Даже те, кто не интересуется спортом, знают имя основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.
4) По окончанию пансиона М. Глинка решил посвятить себя музыке.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В театральном коридоре, который подковой охватывал партер, стояли регистрационные столики.
2) В основе любой творческой профессии лежит природный дар, отсутствие которого восполнимо только трудом.
3) Комната, которая именовалась залом заседаний, была переполнена.
4) Без косы, которая обрамляла голову, я маму просто ни разу в жизни не видела.
А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
2) В Древней Индии добились, очевидно, больших успехов в обработке железа.
3) Проблемой защиты железа от коррозии люди заинтересовались ещё в древние века.
4) Колонна ставит в тупик современных учёных: они не могут определить способ её изготовления, предохраняющий железо от окисления.
А8. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
А9. Какое слово или сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) мы находим (предложение 2)
2) оно принимало участие (предложение 4)
3) сооружение превратилось в руины (предложение 5)
4) противостоять (предложение 6)
А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложное бессоюзное
4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛТОРА из третьего (3) предложения текста.
А12. Укажите значение слова ТРУДАХ в предложении 2.
1) усилие, направленное к достижению чего-либо
2) результат деятельности, произведение
3) целенаправленная деятельность человека на создание материальных и духовных ценностей
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Доподли(1)о известно, что в благоприятных условиях возможно соединение в определё(2)ом порядке многих тысяч атомов, при этом образуются такие сложные образования, как молекулы наследстве(3)ости ДНК.
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) зат. иться, сем. нарское, оз. рённый
2) уст. реть, к. лючий, ум. лять (заслуги)
3) пл. вучесть, сат. рический, осм. леть
4) вд. хновение, скл. нение, тр. ва
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр. стыдить, пр. вередливый, беспр. рывно
2) от. ехать, раз. яснить, без. аварийный
3) и. колесить, сни. хождение, ра. фасованный
4) об. грать, от. скать, за. нтересовать
1) родители хлопоч. т, хлещ. щие брызги
2) ребята хохоч. т, тяжело дыш. щий
3) солдаты служ. т, ищ. щий истину
4) слуги топч. тся, тащ. щий бревно
А. потч. вать
Б. раста. вший
В. одноклассн. ца
Г. доходч. во
А18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?
Как н(1) старались танкисты, они н(2) смогли н(3) вытащить танк из рва, н(4) сообщить об аварии.
А19. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)ТЕЧЕНИЕ недели произошли события, перевернувшие всё В(ВЕРХ) дном.
2) Дедушка чувствовал ответственность за поведение внука и в ТО(ЖЕ) время был готов спорить (В)ВИДУ не такой уж значительности проступка.
3) Жёлтая «Волга» ушла далеко (В)ПЕРЕД. Толик опасливо покосился на неё и ТО(ЖЕ) побежал.
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
На кораблях уже зажигали фонари () и от их света вечер казался неприветливым.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
А21. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Расположив (1) сжавшиеся в комок (2) фигуры (3) сидящих рядом (4) мужчины и женщины (5) мастер наполнил пластику скульптуры драматической эмоциональной силой.
А22. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) С Македонской династии в Византии начинается практика широкой раздачи знати и боевым командирам больших угодий и пустующих земель.
2) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
3) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской архитектуре.
4) Белый мохнатый щенок с черными ушами лаял на лодку с берега и рыл задними лапами песок.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
На ледник опустились сумерки, и пойти куда глаза глядят я не осмелился: в темноте угодишь в трещину и будешь аукать до конца жизни.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говориться в первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говориться в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
А25. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Основной чертой художественной программы поколения (1) становление (2) которого (3) происходило во время Первой мировой войны (4) стало следование традициям французского импрессионизма.
А26. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мастерская стояла в самом конце улицы (1) и (2) чтобы попасть к жестянщику (3) надо пересечь пустырь (4) который хорошо просматривался из окон мастерской.
А27. Прочитайте текст.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) СССР и США по-разному относились к Г. Форду: американцы ценили «деловую хватку» Форда-бизнесмена, советские люди считали его гением индустрии.
2) В Советском Союзе Г. Форда воспринимали как талантливого организатора, у которого можно было научиться самым передовым приёмам производства, чтобы победить капитализм.
3) Социалистическая промышленность перенимала передовой опыт капиталистического производства.
4) В Советском Союзе Г. Форд не зарабатывал деньги, а помогал организовать промышленное производство.
(1) Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2) Осталась только одна, последняя. (3) Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море.
(7) Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актёры? (8) Что в этом мраке могли увидеть зрители? (9) Война диктует свои правила и создаёт новые традиции. (10) Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков. (11) Лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое. (12) Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нём, хотя Елагина и молчала. (13) В её тёплой улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берёг в самом надёжном уголке сердца.
(18) Струны на скрипке были порваны, и невозможно было больше играть. (19) Он сказал об этом невидимым зрителям. (20) Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:
— (21) А Паганини играл и на одной струне.
(22) Паганини! (23) Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!
(24) Егоров медленно прижал скрипку к плечу. (25) Большая звезда спокойно горела на краю залива. (26) Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. (27) Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. (28) Егоров поднял смычок. (29) И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.
(30) Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (31) Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (32) Играть было легко, будто сухие, быстрые пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. (33) Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.
А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Даже на войне актёры играют с полной отдачей.
2) Молодая актриса напоминала солдатам об их возлюбленных.
3) Во время концерта ночная звезда вдохновляла скрипача Егорова.
4) Несмотря на бои, актёры каждую ночь устраивали концерты.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 7-9 представлено рассуждение.
2) 13 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в 12 предложении.
3) 32 предложение текста поясняет, конкретизирует то, о чём говорится в 30 и 31 предложениях.
4) В предложениях 4-6 представлено повествование.
А30. В каком предложении все слова употреблены в прямом лексическом значении?
ЧАСТЬ 2
В1. Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В3. Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В8. «К. Паустовский практически в каждом своем произведении создаёт яркие образы, его проза всегда поэтична. И даже рассказывая о войне, писатель остаётся верен себе и использует такие тропы, как _____ («антракт войны», «уголок сердца» и др.), _______ («тёплая улыбка», «томительный напев»), и синтаксические средства выразительности ______ (предложения 11, 17), ______ (предложение 23)».
1) риторический вопрос;
2) лексический повтор;
3) эмоционально-оценочные слова;
7) вопросно-ответная форма изложения;
8) сравнительный оборот;
9) риторическое восклицание
ЧАСТЬ 3
C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.