музыкально театральная жизнь алтая как фактор формирования культурной среды региона в начале хх века
Музыкально театральная жизнь алтая как фактор формирования культурной среды региона в начале хх века
Журнал «Культура Алтайского края» стал первым краевым отраслевым изданием, которое освещает значимые события в сфере культуры, рассказывает об интересных людях, явлениях, происходящих в отрасли. На его страницах читатель встречается как с нашими земляками, создающими культурную среду края, так и с людьми, имена которых сегодня известны всей культурной России.
Издание выходит в свет при поддержке Администрации Алтайского края и управления по культуре и архивному делу. Первый номер вышел в марте 2011 года. Главный редактор журнала «Культура Алтайского края» — известный в крае журналист Лариса Александровна Вигандт.
Коллекция содержит 41 номер журнала.
Журнал состоит из рубрик: «Слово», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Театр», «Кино» и др. Известные деятели культуры и искусства освещают главные событии в сфере культуры в прошедшем году и ожидаемые – в следующем (рубрика «Яркие события, заметные люди»). Изюминкой издания стала рубрика «Коллекция», в которой размещаются репродукции картин известных художников Алтайского края. Каждый номер также рассказывает о культуре того или иного района Алтайского края. В числе авторов журнала – профессиональные журналисты, известные в Барнауле преподаватели вузов, студенты.
Издание поступает во все муниципальные и государственные библиотеки Алтайского края, школьные библиотеки, краевые учреждения культуры.
Журнал «Культура Алтайского края»:
2021 г. (№ 1- ) № 1 (pdf, 32,8 Мб); № 2 (pdf, 4,58 Мб); № 3 (pdf, 6,31 Мб)
2020 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 18,1 Мб); № 2 (pdf, 5,60 Мб);№ 3 (pdf, 6,04 Мб); № 4 (pdf, 4,60 Мб).
2019 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 4,27 Мб); № 2 (pdf, 3,29 Мб); № 3 (pdf, 9,77 Мб); № 4 (pdf, 15,4 Мб).
2018 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 2,75 Мб); № 2 (pdf, 3,19 Мб); № 3 (pdf, 2,72 Мб); № 4 (pdf, 3,13 Мб).
2017 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 59,7 Мб); № 2 (pdf, 5,25 Мб); № 3 (pdf, 3,41 Мб); № 4 (pdf, 3,28 Мб).
2016 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 10,5 Мб); № 2 (pdf, 71,2 Мб); № 3 (pdf, 7,84 Мб); № 4 (pdf, 6,87 Мб).
2015 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 11,4 Мб); № 2 (pdf, 14,7 Мб); № 3 (pdf, 18 Мб); № 4 (pdf, 10 Мб).
2014 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 13,6 Мб); № 2 (pdf, 14,3 Мб); № 3 (pdf, 12,1 Мб); № 4 (pdf, 14,3 Мб).
2013 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 14,34 Мб); № 2 (pdf, 14,9 Мб); № 3 (pdf, 13,9 Мб); № 4 (pdf, 14,2 Мб).
2012 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 12,93 Мб); № 2 (pdf, 9,6 Мб); № 3 (pdf, 9,03 Мб); № 4 (pdf, 5,84 Мб).
2011 г. (№ 1-4) № 1 (pdf, 13,34 Мб); № 2 (pdf, 14,79 Мб); № 3 (pdf, 13,75 Мб); № 4 (pdf, 16,14 Мб).
Интересное в журнале:
«Я немного средневековый человек» : полный текст интервью с писателем Евгением Водолазкиным.
Подготовила Галина Батюк, опубликовано в журнале «Культура Алтайского края», 2017 г. № 2, с. 2-6.
Полный текст (pdf, 366 Кб)
Музыкально театральная жизнь алтая как фактор формирования культурной среды региона в начале хх века
Новое монументальное и большое здание театра кукол скоро вновь откроет свои двери для зрителей.
В ноябре симфонический оркестр филармонии удивит поклонников классической музыки новым музыкально-драматическим спектаклем «Пиковая дама» по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина с музыкой Петра Ильича Чайковского. А в обновленном театре кукол пройдет фестиваль всероссийского уровня, который соберет 11 театров страны.
Барнаульский народный дом
Народный дом был создан по инициативе Общества попечения о начальном образовании в Барнауле и открылся в 1900 году. Проект безвозмездно выполнил петербургский архитектор, академик архитектуры Иван Ропет. На то время это было самое большое строение Барнаула. Его главное достоинство состояло в наличии большой сцены и вместительного зрительного зала.
Особенность Народного дома была в том, что его могла посещать разночинная публика, в том числе и «простой люд», которому ранее театральное искусство было недоступно.
После Октябрьской революции театральное дело в России перешло под контроль государства. 26 августа 1919 года вышел декрет СНК «Об объединении театрального дела». Согласно этому декрету, все театральное имущество национализировалось, а руководство всеми театрами, независимо от их принадлежности, передавалось в исключительное ведение Наркомпроса.
Важной мерой по реорганизации управления театрами всей страны стало создание в ноябре 1920 года Главполитпросвета, за которым закреплялось идеологическое руководство. К ноябрю 1921-го в Алтайской, Омской и Томской губерниях при политпросветах были созданы губернские управления театрами. Так театр стал проводником революционных идей и начал принимать участие в организации всевозможных политических мероприятий, кампаний и праздников, таких как недели помощи школе, «Красному инвалиду», недели Воздухофлота, Красного флота, «Красного пахаря», дни работниц и так далее. Но художественная работа театральных трупп того времени все-таки этим не ограничивалась: период 1920-х годов называют расцветом советского театрального искусства.
Деятельность любителей драматического искусства – наглядный пример того, что у людей была внутренняя душевная потребность – служение общему благу.
К ноябрю 1921-го в Барнауле осталось два театра: Центральный, который стал именоваться Первый Гостеатр, и Первый Рабочий театр (Второй Гостеатр). Начало сезона показало низкую посещаемость театров. Оба театра получали содержание от Губполитпросвета, но вырученных средств катастрофически не хватало. В ноябре 1921 г. труппы этих двух театров были объединены в одну труппу Гостеатра (Гортеатра).
Первый спектакль объединенной труппы состоялся 27 ноября 1921 г. Этот день считается днем рождения Алтайского краевого театра драмы имени Василия Шукшина.
Хотя эта труппа просуществовала всего один сезон.
Само театральное дело еще долгие годы велось по дореволюционным канонам, когда труппа артистов собиралась на один сезон, отработав который она распадалась.
Содержать театр было сложно в финансовом плане. Уже с весны 1922-го театры начали сдавать в аренду, антрепризы снимали театральные помещения не более чем на один сезон. Следует отметить, что в Западной Сибири антреприза не получила широкого развития.
С лета 1923-го по лето 1924 года антрепризы работали лишь на сцене Барнаульского Гостеатра, причем все драматические.
Из-за очень неустойчивого финансового положения работники театра в 1918 году создали свою общественную организацию – РАБИС, своего рода профсоюз по защите прав работников данной сферы. В Сибири она появилась в 1919-м, после победы над армией Колчака. Характеризуя состав союза РАБИС, важно отметить, что его членами становились не только представители творческих профессий. В союз входили все работники, так или иначе связанные с искусством: суфлеры, костюмеры, монтировочный состав, билетеры и даже уборщицы, работавшие на зрелищных предприятиях.
Помимо антрепризы, в годы НЭПа получили распространение актерские товарищества. Из периодических изданий 1920-х гг., освещающих театральную жизнь, можно установить, что актерские товарищества представляли собой артели, поровну делившие прибыль, а также товарищества на марках.
Подобное товарищество актеров работало в Барнауле в Театре-саду «Молодняк» летом 1923 года.
Тогда же с постоянным актерским составом появился Алтайский совхозно-колхозный (по сути – передвижной) театр, который в дальнейшем базировался в Рубцовске. Свои труппы сформировались в Бийске и Камне-на-Оби, а при Концертно-эстрадном бюро был организован Театр кукол.
В 1939-м в Барнауле было открыто Алтайское театральное училище. К сожалению, с началом Великой Отечественной войны от многих начинаний пришлось отказаться, а жизнь сохранившихся театральных коллективов очень изменилась в суровых реалиях времени.
«Легенды нашего города» от театроведа Ирины Свободной (краевой театр драмы). Начало Сибирского театра. История первая. Театр есть школа народная
Екатерина Великая признавала за театром высокое воспитательно-образовательное значение. Достоянием всех прописей стало известное изречение императрицы:
«Театр есть школа народная; она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой первый ответ Богу».
Начало театральным традициям в Барнауле было положено в начале 1760-х гг., когда на Алтай прибыл горный командир Андрей Иванович Порошин, назначенный императрицей Екатериной Великой еще в 1753 году, но несколько лет управлявший Колывано-Воскресенскими заводами из Санкт-Петербурга. Во исполнение сенатского указа «для обучения в горных науках молодых дворян небогатых и доброго состояния», Порошин привез с собой группу молодых кадетских сержантов, набранных в Петербургском Кадетском корпусе и Московском университете. Хорошо знакомые с традициями столичной «учебной сцены», порошинские кадеты явились инициаторами и устроителями первых светских театральных представлений в Барнауле. Эти представления поначалу носили чисто любительский характер и не были регулярными, но со временем театральное любительство в Барнауле все более «профессионализировалось».
«Театральный дом» в Барнауле
Барнаульский «Театральный дом» был построен в 1776 году. Это было первое в Сибири и одно из первых в российской провинции специально возведенное для театра здание. По аналогии со столичным, «екатерининским» театром, его называли еще «Оперным домом».
Деревянное одноэтажное строение театра, срубленное из половинных бревен и крытое тесом, было около 30 метров длиной и шириною – 13 метров. Внутри здание имело квадратную, со стороною 6,4 метра, сценическую площадку, приподнятую от пола на 0,7 метра, и зрительный зал, площадью около 100 кв. метров. В зале были установлены в два ряда скамьи для публики и имелись специальные кресла для знатных особ. Вместимость первого барнаульского театра была не менее 100 человек. При сцене имелась комната для переодевания актеров – «горенка убиральная», помещения для театрального гардероба, различных сценических принадлежностей и декораций. В здании была установлена кирпичная печь, отапливающая и небольшое зрительское фойе с гардеробом, и зрительный зал со сценою.
Строительство и начало деятельности «Театрального дома» осуществлялось в бытность начальника Колывано-Воскресенских заводов А.А. Ирмана. Новый горный правитель, также как и его предшественник, Порошин, был направлен на Алтай волею императрицы Екатерины II, и вместе с собой тоже привез целую команду молодых выпускников Санкт-Петербургского Горного Кадетского корпуса, которые активно поддержали местные театральные традиции.
Труппа первого барнаульского театра была набрана из «охотников играть комедии», добровольных актеров-любителей из числа младших горных офицеров и солдат Колывано-Воскресенского горного батальона, и составляла не более 10 человек. По традиции «кадетского» театра женские роли в спектаклях исполняли юноши. Известно даже имя одного из «актиоров» барнаульского театра – Афанасий Волков, сержант горного батальона, «27 лет от роду, из заводских детей Барнаульского завода». Сержанту горного батальона Ивану Пузину было поручено «смотрение» театра, то есть осуществление хозяйственной стороны представлений. Управлял делами театра и ведал его художественной частью в 1780-е гг. капитан Николай Олин, асессор воинского суда, учрежденного при Колывано-Воскресенском горном батальоне.
В ведении капитана Олина находился и военный оркестр, числившийся в штате Колывано-Воскресенского батальона. Оркестром руководил капрал Степан Иванов, создавший в Барнауле первую музыкальную школу. Оркестр был непременным участником всех театральных представлений, кроме того, давал на сцене «Театрального дома» концерты и музыкальные вечера.
Спектакли устраивались обычно в праздники: на святки и масленицу, а также в воскресные и «викториальные» дни. Исключались, в соответствии с указом 1783 года, для «играния комедий» семь недель Великого поста, пасхальная неделя и две недели поста Успенского, а с 1790 года деятельность театра была сокращена еще на три недели Рождественского поста.
Барнаульская труппа за зимний театральный сезон могла давать 20-30 спектаклей, а за летний – 8-10. Таким образом, «охочие комедианты», в свободное от основной службы время, в течение года готовили не менее 30 новых пьес и опер.
Спектакли были платными, и приносили неплохой доход, позволяющий содержать большой и дорогостоящий театральный гардероб, изготовлять приличные декорации и бутафорию.
С уверенностью можно сказать, что «Театральный дом» в Барнауле явился первой сибирской моделью екатерининского «кадетского» театра – «школы народной», предназначенной для воспитания и «полирования» молодых людей. Об этом говорит и уникальная запись в Книге ведомостей казенных строений Барнаульской горной конторы за 1780 год, раскрывающая «назначение» «Театрального дома»:
«Во оном производится разного звания молодым людям обучение или разговоры от светских гисторий, для чего оный дом только и состоит».
Основной целью театрального заведения в Барнауле было просвещение молодой развивающейся части барнаульского общества, воспитание верноподданеческих и патриотических традиций, благородных чувств и стремлений, посредством представления на сцене в качестве своеобразных «уроков», нравственно поучительных «разговоров от светских гисторий», «гисторических и людских комедий, трагедий и всяких разных интермедий».
Находился Барнаульский «Театральный дом» рядом со зданием архива горнозаводской конторы (по улице Ползунова). В 1794 году здание архива было разрушено наводнением. Пострадал и театр. Но в ближайший год «оперный дом» был отремонтирован и просуществовал еще около двух десятилетий. В 1817 году, когда П.К. Фролов принимал должность начальника Колывано-Воскресенских заводов, в представленной ему «Ведомости городских строений в Барнауле» театральное здание значилось «ветхим», и представления в нем, очевидно, уже не устраивались.
Роль и значение «Театрального дома» в истории культуры Барнаула трудно переоценить. Достаточно значим сам факт первой не только в Сибири, но одной из первых в российской провинции, попытки организовать театр не как «великосветскую затею», а с целью просвещения и воспитания молодой и активной части общества, от которой в дальнейшем зависели все судьбы культурного развития города.
А знаете ли Вы, что.
На сценах театров Барнаула впервые увидели свет рампы 13 пьес барнаульских драматургов : «Ползунов», «Так добывалась правда», «Голубая дама», «Сказ о беглеце Сороке» Марка Юдалевича, «Угол и овал»,«Чудак-человек», «Товарищ Икс», «Высоко в синем небе» и «Кругом шпионы» Льва Квина., «Лисицы в развалинах», «Дивертисмент», «Якутия», «Долгая жизнь дождя» А. Строганова.
На сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии начали свою театральную жизнь в России музыкальные комедии «Верю в тебя» Б. Троцюка, «Принцесса из Марьиной рощи» Н. Богословского, «Настоящие мужчины» В. Баснера, музыкальные сказки «Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича, «Король и брадобрей» С Пожлакова, родился спектакль «Человек из легенды» В. Рубашевского по пьесе артиста театра Э. Овчинникова. Первым в России театр осуществил постановку балета по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».
Со сцены Алтайского краевого театра драмы шагнула в жизнь пьеса известного российского драматурга М. Ворфоломеева «Лето красное».
На сцене Алтайского краевого театра кукол была создана первая кукольная опера для детей «Жили-были Дед и Баба» Н. Бурой, впервые были инсценированы для кукольного театра поэма А. Блока «Двенадцать», созданы первые в России кукольные спектакли для взрослых по повести Н.В. Гоголя «Шинель», произведениям «Декамерон» Дж. Боккаччо и «Тиль Уленшпигель» Гр. Горина.
Уважаемые жители Барнаула!
Вы можете стать стать соавторами народной истории родного города и направить на официальный сайт Барнаула www.barnaul.org (т.393341, электронный адрес пресс-центра администрации г.Барнаула pressa2@barnaul-adm.ru ; почтовый адрес г. Барнаул, 656056, просп.Ленина, 18, каб.1) легенды об исторических событиях, людях, которые оставили заметный след в памяти потомков, и тех, имена которых сохранились только в отдельных рассказах. Расскажите известные вам истории о местах, зданиях и сооружениях Барнаула, связанных с легендами.
С опубликованными на сайте легендами можно ознакомиться здесь.
Культурное развитие Алтая в XIX – начале XX века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:25, реферат
Описание работы
Российская империя не могла не включать крайнее разнообразие региональных культурных традиций; необъятность территории превращала ее отдельные части, в том числе и огромную Сибирь, в замкнутые культурные организмы. В оценке самобытности сибирской культуры отчетливо прослеживаются противоречивые тенденции, корни которых уходят в XIX век. В 50–60-е гг., когда продвижение русских за Урал набирало силы, на страницах периодических изданий широко обсуждались самые разные аспекты колонизации, при этом и правительственные структуры, и либералы, и демократы оказались единодушны в утверждении: «Сибирь – та же Русь»
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Начало культуры (первая половина XIX века) 4
2. Культура. Становление капитализма. (Вторая половина XIX века). 8
2.1 Развитие грамотности на Алтае. 9
2.2 Исследование Алтая. 11
2.3. Развитие архитектура Алтая. 12
3. Культура. Период строительства социализма. (Начало XX века). 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Файлы: 1 файл
реферат по истории.doc
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Бийский технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения высшего
«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
Кафедра гуманитарных наук
Культурное развитие Алтая в XIX – начале XX века
студент группы ИИТТ-84
ВВЕДЕНИЕ
История развития культуры на различных этапах становления государственности знает взлеты и падения, перемалывает предрассудки для оттачивания своих лучших качеств. Процесс очищения идей не только в масштабе мира или страны, но и в различных местностях нашего необъятного государства. Культура Алтая в этой связи является крупицей огромной культурной массы страны, но эта крупица служит вкладом, без которого не могут существовать люди, живущие и жившие в Сибири, на Алтае.
Российская империя не могла не включать крайнее разнообразие региональных культурных традиций; необъятность территории превращала ее отдельные части, в том числе и огромную Сибирь, в замкнутые культурные организмы. В оценке самобытности сибирской культуры отчетливо прослеживаются противоречивые тенденции, корни которых уходят в XIX век. В 50–60-е гг., когда продвижение русских за Урал набирало силы, на страницах периодических изданий широко обсуждались самые разные аспекты колонизации, при этом и правительственные структуры, и либералы, и демократы оказались единодушны в утверждении: «Сибирь – та же Русь»
Начало культуры (первая половина XIX века)
Как и в предшествующие годы, процесс становления культуры шел медленными темпами. Частая смена царствующих особ в стране только сдерживала культурное развитие. В рассматриваемый период России правили до 1796 года Екатерина II, потом Павел I, Александр I, Николай I и Александр II.
В последние годы царствования Екатерины II были характерны усилением крепостнических порядков. Тем не менее, в 1786 году в области просвещения был обнародован Устав о народных училищах, новое губернское деление России давало возможности культурного развития по регионам страны. Екатерина II сама активно занималась литературной деятельностью.
Павел I за короткий период правления освободил некоторых политических заключенных, что на время ослабило культурную реакцию. В Петербурге были основаны Екатерининский и Мариинский институты, открыто ведомство учреждений императрицы Марии. В это же время была введена строжайшая цензура, закрыты частные типографии, запрещен ввоз иностранных книг, введены чрезвычайные меры для преследования передовой общественной мысли.
Александр I начал с умеренно либеральных реформ, которые готовил негласный комитет. Была уничтожена введенная Павлом I Тайная экспедиция, низшему сословию – купцам, мещанам и казенным поселянам император дал право покупать ненаселенные земли, издал Указ о свободных хлебопашцах, который позволял по сделкам с помещиками крестьянам освобождаться от крепостной зависимости с землей.
В 1802 году была утверждена Комиссия училищ с положением об устройстве учебных заведений. Основывались училища, приходские и губернские гимназии, институты, лицеи. Однако после победоносной войны с Наполеоном обстановка изменилась. Было восстановлено право помещиков ссылать крепостных без суда в Сибирь, созданы ненавистные народу военные поселения. Передовая наука и культура подвергались гонению. Пышно расцвели различные религиозные организации.
Время царствования Николая I стало наивысшим расцветом абсолютной монархии в ее военно-бюрократической форме. Казарменные порядки господствовали во всех учреждениях, гимназиях, университетах.
Александр II начал с давно признанного зла – крепостного права. Помимо его отмены были проведены первые государственные реформы в угоду буржуазии. Университеты по уставу 1863 года получили самоуправление. Женское образование было преобразовано на широких началах: возникли высшие курсы для женщин по университетским программам. Печать стала гораздо свободнее прежнего, и начали развиваться провинциальные газеты.
В борьбе с рутиной и консерватизмом передовая культура все больше овладевала сознанием широких слоев русского народа, оказывала возрастающее влияние на все другие народы России. Это делает возможным оценивать культуру Сибири уже в более высоком диапазоне. Дальнейшее развитие получило народное просвещение и здравоохранение. В просвещении на смену духовных, военных и профессионально-технических учебных заведений пришли общеобразовательные школы. Специальные школы стали базироваться на общеобразовательных дисциплинах. В Барнауле работало Горное училище, готовящее кадры горных мастеров. В нем изучались основы металлургии, минералогии и другие специальные дисциплины. Школы для детей рабочих появились при некоторых винокуренных заводах, где учителями были ссыльные поселенцы. На базе солдатских и казацких школ появились военно-сиротские отделения, в которых к 1820 году насчитывалось более 7 тыс. человек. Здесь детей учили грамоте, арифметике, геометрии, игре на флейте, барабанному бою и военному делу. Некоторые казацкие школы в станицах превратились в сельские.
Среди сибирских учителей были замечательные педагоги, энтузиасты своего дела: И.П. Менделеев (отец великого химика), поэт П.П. Ершов, натуралист С.С. Щукин, географ Р.К. Маак и другие. В Западной Сибири в 1817 г. было 4 городских приходских училища, в 1830 г. их число возросло до 7, к 1840 г. до 9, а к 1855 г. до 15. Основная масса Сибири была неграмотной и это отражалось на культурном развитии. Свою письменность имели только буряты и татары. У большинства народов широко использовалась пиктография. И в просвещении местного населения велика роль христианских миссионеров. Среди миссионеров много было людей просвещенных, искренне стремящихся принести пользу народу.
Таким был работавший на Алтае миссионер Макарий Глухарев. Для Алтайских тюрков он создал особую национальную письменность, основанную на русском алфавите. Глухарев придерживался либерально-буржуазных взглядов и был связан с отдельными декабристами. Он не был одинок в своем культурном призвании, а среди народов Сибири распространялась знание русского языка и многие овладевали уже русской грамотой.
Здравоохранение в Сибири так же делало свои новые шаги. Если в первой половине 18 века в Сибири возникли госпитали в воинских частях и при некоторых заводах, то в 1783 и 1784 г.г. открываются первые гражданские больницы в Тобольске и Иркутске, в 1807 г., созданная на средства купца Чупалова, открывается больница в Томске. В 1822г. в Томской губернии было 6 больниц, создавались госпитали при некоторых заводах. В Алтайском горном округе вся медицинская служба объединялась под руководством главного лекаря.
В 1851 г. в городах Западной Сибири уже насчитывалось 18 больниц. Однако медицинских работников было очень мало. Холера, оспа, сибирская язва, корь нередко приводили к эпидемии. В наихудших санитарно-гигиенических условиях быта находилось коренное не русское населения Сибири.
Большое значение на культурное развития Сибири имело изучение ее природных богатств, географии, этнических особенности, истории. Рассматриваемое время в этом направлении дало новые страницы сибиреведения. Изучение шло по двум направлениям: морским и сухопутным путем. При этом уже не только представители центральной России, но сами сибиряки стремились познать свой край, его природу, богатства, населения.
В начале 19 века алтайский горный мастер П.М. Залесов разработал проект первой русской турбины, на Барнаульском заводе С.В. Литвинов сконструировал воздуховодную машину. Технические мыслители не всегда находили поддержку, но они обогащали становления производства. И это были не только технические достижения, но они обогащали культурную жизнь.
На развитие литературы, театра и искусства Сибири уже влияло то, что в рассматриваемый период о ней знали передовые люди России, находили в ее широких просторах много прекрасного и замечательного. Однако следует заметить, что уже тогда в оценки Сибири бытовали два противоположных друг другу направления. Одни видели в освоении Сибири прирост России, а другие сомневались и усматривали бесполезную трату сил и средств. Потому, наверное, русский человек с опаской относился к Сибири, особенно тогда, когда Сибирь все сильнее превращалась в места ссылки для неугодных людей.
Мы говорили о роли духовенства в становлении культуры. Для Бийска это имело особое значение. Кирпич в городе стали делать в 1785 г., а вместе с ним стали появляться каменные строения. Наиболее ранним был новый каменный Успенский собор. Рядом с городом вверх по течению Бии в 1813 г. появилась монашеская женская община, которая позднее превратилась в Николаевский женский монастырь.
С 1828 г. позиции духовенства расширяются. Указом царя Николая I была утверждена в городе Алтайская православная миссия, архимандритом которой стал высоко эрудированный и культурный для своего времени отец Макарий. В тот год ему исполнилось 36, и он был полон сил для приобщения к православию народов Алтая.
2. Культура. Становление капитализма. (Вторая половина XIX века).
Рассматриваемый период исторического развития связан с изменениями в экономике и в культуре, на которые повлияли отмена крепостного права и последующие буржуазные реформы в России. Это было время царствования Александра II, Александра III и Николая II. Проведенные Александром II реформы оказали глубокое нравственное влияние на общество. Университеты по уставу 1863 г. получили самоуправление. Женское образование было преобразовано на широких началах: возникли высшие курсы для женщин по университетским программам. Земство и городские думы взяли в свои руки начальное народное образование и поставили народные школы на твердую почву. Печать, по временному закону 1865 г. стала гораздо свободнее прежнего, и начали развиваться провинциальные газеты.