музей панорама дорога жизни
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (Панорама)
В том самом месте, о котором пойдет рассказ ниже, решалась судьба не только нашей страны, но и всего человечества. Это не преувеличение. Дай слабину советские войска, и сложно сказать, как могла завершиться Великая Отечественная, а с ней и Вторая мировая война. И каким был бы в таком случае мир…
Важно. Музей-панорама «Прорыв» находится на одной территории с известным музеем-диорамой, который также посвящен прорыву блокады, хоть и менее масштабен. Панорама и диорама — это две разные экспозиции! При желании вы можете легко посетить оба музея в один день.
Панорама прорыва блокады Ленинграда: адрес, как добраться, билеты
Адрес: 41-й километр Мурманского шоссе, Ленинградская область, Кировский район, деревня Марьино (у Ладожского моста).
Как добраться:
Самый оптимальный способ доехать до музея «Прорыв блокады Ленинграда» — сесть на автобус № 565 или 575, или 572а, которые идут от метро Улица Дыбенко. Остановка находится на одном перекрестке с выходом из метро (выход один), на улице Дыбенко. Стоимость 74 рубля. Время в пути около 50 минут. Выйти из автобуса нужно на остановке «Музей-Диорама».
После выхода из автобуса поворачиваете направо и проходите под мостом. Спустя минуту вы окажетесь рядом с установленным на постаменте танком. Через дорогу от него находится сам музей.
Для приезжающих на личном транспорте есть парковка. Она находится рядом с въездом на территорию музея со стороны Магистральной улицы.
Телефон: +7 813 62 69 029
Время работы: вторник — воскресенье с 10:00 до 17.30 на вход, выходной — понедельник. В летнее время по субботам вход до 19:30.
Посещение музея-панорамы возможно только в составе сборной экскурсионной группы до 10 человек — вы приходите, и вас включают в группу.
Сеансы начинаются каждые 30 минут, продолжительность около 45 минут.
Билеты:
— взрослые — 250 рублей;
— дети 16-18 лет, пенсионеры, инвалиды III группы — 200 рублей;
— дети 7-16 лет — 150 рублей.
Билеты можно приобрести в кассе музея, где оплата принимается наличными и картой, или заранее онлайн в группе музея в VK по кнопке «Купить билет» в меню. Важно учесть, что при покупке билета онлайн невозможно применить льготы, но в остальных случаях это удобно, так как билеты зачастую заканчиваются, особенно в выходные дни.
Экспозиция панорамы прорыва блокады
Блокада Ленинграда — самая печальная, трагическая, вымученная страница в истории нашего города. Ее следы до сих пор можно увидеть своими глазами, прогуливаясь мимо Исаакиевского собора или по Невскому проспекту.
Память о блокадниках и освободителях бережно хранится и передается потомкам в школах и семьях. Дети, внуки, а уже и правнуки героев организовывают поисковые отряды и создают музеи, чтобы, как в разлетевшейся по миру строке стихотворения Ольги Берггольц — «никто не забыт и ничто не забыто!».
«Прорыв» — одно из многочисленных мест памяти Ленинградской области. Он находится прямо на месте событий, в районе ожесточенных боевых действий и многочисленных потерь с обеих воюющих сторон. В январе 1943 года на этой территории шли наступательные действия советских войск, итогом которых стал прорыв блокады.
Вход на территорию музейного комплекса свободный. На площади перед музеем и позади него выставлено несколько танков. К боевым машинам можно подойти вплотную, а малышня даже забирается наверх, хотя стоящие поблизости знаки делать этого не советуют.
Танки позади музея
Центральным зданием территории является музей-панорама. Кроме самого музея в здании есть кафе, где можно перекусить чаем с булочкой или «фирменной» солдатской гречневой кашей с тушенкой. Продают здесь также ИРП — индивидуальный рацион питания, проще говоря, сухой паек военнослужащих.
Кафе в музее-заповеднике `Прорыв блокады Ленинграда`
Музей открыт в 75-ю годовщину прорыва блокады 18 января 2018 (не путать с датой снятия блокады, она приходится на 27 января).
Есть гардероб. В ожидании экскурсии можно посетить сувенирный магазин (там продаются книги, буклеты, кружки с символикой музея, фигурки воинов и др.) или изучить интерактивный экран, который расскажет историю создания музея, о прорыве, его героях, поисковых работах.
С наступлением времени экскурсии сотрудник музея провожает группу в первый зал. Здесь мы располагаемся на стилизованных скамейках-ящиках и смотрим два видеоролика о блокаде Ленинграда и ее прорыве.
Первый расскажет о самой блокаде. Она началась 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска окончательно отрезали город от остальной страны по суше. Сообщение поддерживалось по Ладожскому озеру. Магистраль назвали Дорогой жизни, и название это говорящее: по воде летом и по льду зимой в осажденный город доставляли продукты питания и боеприпасы, а обратно везли эвакуированных жителей.
Второй видеоролик посвящен прорыву блокады. Во всю стену перед нами разворачивают карту боевых действий. Мы узнаем, что попыток прорыва было несколько, и лишь третья из них, получившая название «Искра», стала успешной.
Интерактивная карта военных действий
Операция продолжалась с 12 по 18 января 1943 года.
В первое же утро пехоте Ленинградского фронта под прикрытием установленных на правом берегу пулеметов удалось перейти Неву и закрепиться на левом. Вместе с пехотой по льду прошла также и легкая техника. Одновременно с этим началась укладка путей для прохода тяжелых танков: подготовленные бревна укладывались и скреплялись между собой на поверхности льда. Переправа была готова к 14 января. За это время советские войска успели занять несколько поселков и захватить немецкий танк.
Вечером 15 января противник был уже отброшен к Шлиссельбургу, но продолжал удерживать город и несколько поселков, отвечая яростными контратаками. Однако советские войска продолжали наступление.
Утром 18 января между войсками Ленинградского и Волховского фронтов оставалось несколько километров. Противник решил оставить Шлиссельбург и путем контратак прорываться на юг. Удары эти были отбиты, а Шлиссельбург освобожден от немецких войск (об этом подробно можно узнать на экскурсии в крепость Орешек).
Ценой огромных потерь блокада была прорвана, но бои продолжались. К концу января ширина пути, соединяющего Ленинград с остальной частью страны, составляла около 10 километров. Лишь через год, 27 января 1944, года блокада Ленинграда была снята полностью. И именно операция «Искра» стала первым шагом к этому успеху.
Обо всех этих событиях с применением современной графики и архивных фотографий и повествуют видеоролики в первом зале музея.
После их окончания экскурсовод приглашает группу во второй зал, и мы попадаем на воссозданный в реальном размере Невский пятачок — так назван небольшой участок земли, ставший плацдармом для военных действий по освобождению Ленинграда. Перед нами второй день операции «Искра».
Советский танк БТ-5
По-настоящему впечатляют фигуры бойцов: они стоят перед нами в полный рост, а их лица воссозданы по архивным фотографиям. Юные мужчины и девушки замерли в боевых позах.
Константин Непоклонов, гвардии старший лейтенант
С изображенными героями нас знакомит экскурсовод. Вот 18-летний Владимир, взявший на себя смелость командования отрядом. Он потеряет ногу, но будет спасен и доживет до 60 лет. А вот 19-летняя Маргарита, которая воспитывала собак, вытаскивала раненых и снимала мины.
Минер-кинолог Маргарита Меньшагина
Таких историй мы слышим около десяти, и каждая из них погружает нас в раздумья о ценности жизни каждого из этих людей и легкости, с которой на фронте эта жизнь могла оборваться, и обрывалась, зачастую спустя всего несколько часов боя. Даже школьники, которые с трудом сдерживали свое веселье в начале экскурсии, потому что приехали в музей вместо уроков, в этом зале совсем притихли.
Школьники на экскурсии
Завершает рассказ экскурсовода одна невероятно страшная «ночная» минута. Гаснет свет, и вокруг нас с помощью света и звука воссоздается сцена ночного боя. Вокруг летают пули и самолеты, все гремит, гудит и очень пугает.
Посещение музея-панорамы оставляет сильное впечатление благодаря погружению в атмосферу прорыва блокады, а размещение его на той самой территории, где до сих пор находят останки сражавшихся здесь бойцов и боеприпасы, только усиливает эмоции.
Гвардии лейтенант Лев Мосунов в рукопашной схватке
Одно дело читать о тысячах людей, погибавших ежедневно на этом месте, но совершенно другое — пройти по воссозданным окопам и заглянуть в лица нескольким из героев войны в отдельности, услышать их истории, узнать их судьбы. Каждый из них жил, любил и во что-то верил. Ценность каждой человеческой жизни огромна, и здесь мы получаем возможность задуматься именно об этом. Сухая статистика погибших, при обороне ли Ленинграда или при других обстоятельствах, обретает гораздо более глубокий смысл.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»
Решение о создании мемориального комплекса фактически приняли в 1970-е годы. 7 мая 1985-го в Южном Приладожье, на территории современного Кировского района — в зоне прорыва блокады — открылся музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Чуть позже, в 1990-е, он преобразовался в музей-заповедник. Сейчас в него входят комплексы «Невский пятачок» и «Синявинские высоты», а также ряд памятных мест и знаков, посвящённых защитникам города на Неве. C 1988 по 2015 годы его частью на правах филиала был музей «Дорога жизни» в деревне Кобона. Площадь музея-заповедника насчитывает порядка 200 гектаров.
Основная экспозиция музея — это диорама «Прорыв блокады Ленинграда», посвящённая событиям января 1943 года. В историю они вошли под общим названием операция «Искра». В создании диорамы принимали участие военные консультанты: кандидат исторических наук полковник В.П. Зайцев, полковники в отставке, участники операции Д.К. Жеребов и И.И. Соломахин. Художественную часть курировал руководитель Студии военных художников имени Грекова полковник М.И. Самсонов, предметный план диорамы выполнен бригадой ленинградских макетчиков — специалистов объёмного проектирования.
Частью танковой экспозиции является выставка бронированных огневых точек, собранных на оборонительных рубежах Ленинграда. Здесь гости увидят надолбы с линии Волховского фронта, бронеползунок, бронедом и превращенную в долговременное укрытие танковую башню.
В январе 2018 года на преддиорамной площади комплекса открыли музей-панораму «Прорыв». Она посвящена Невскому пятачку — плацдарму на левом берегу Невы, удерживаемом советскими войсками в битве за Ленинград. Несмотря на все усилия, попытки расширить плацдарм и развить наступление оказались тщетными. Однако в историю Невский пятачок вошёл как символ героизма, мужества и самопожертвования советских солдат.
Историко-художественная трёхмерная панорама воссоздаёт фрагмент боя, который ведёт на плацдарме 13 января 1943 года 45-я гвардейская стрелковая дивизия, наступающая на правом фланге 67-й армии ленинградцев. Разведчики, стрелки, пулемётчики, связисты и санитары представлены в драматических мизансценах во время атаки на левобережные укрепления немцев. Почти каждый образ имеет своего прототипа — реального участника операции «Искра». Панорама дополнена ночным боем, атмосфера которого создаётся с помощью аудиосветовой инсталляции в формате 3D-mapping.
В вводном зале размещена мультимедийная экспозиция. На экранах демонстрируется документальный фильм о жизни блокадного города, а трёхмерная световая карта-схема представляет собой иллюстрацию пяти попыток прорыва блокады, в четырёх из которых был задействован Невский плацдарм.
В витринах зала хранятся вещи, найденные на полях сражений поисковыми отрядами Ленинградской области. Волонтёры вносят большой вклад в сохранение памяти о героях-защитниках Ленинграда.
В выставочном зале заповедника в Кировске, который открылся в 1994 году, регулярно экспонируются не только коллекции музея-заповедника, но и собрания музеев Санкт-Петербурга и других городов страны.
Основной фонд музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» насчитывает свыше 11 000 предметов.
Ленинградская область, Кировск, Ладожский мост, 2, тел. +7 (81362) 69-029
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Фотоотчёт о музее
Музей Великой Отечественной войны в музее «Дорога жизни»
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро — обязательно стоит посетить каждому. Места эти связаны с героической страницей жизни города на Неве. События недавних лет, будут лучше и нагляднее поняты всем, кто неравнодушен к истории нашей Родины. Мой рассказ — о месте, свидетельствующем об истории блокадного Ленинграда. Обязательно приезжайте сюда сами. Берите с собой детей.
О месте, где расположен музей «Дорога жизни» Ладожское озеро
Приезжаю я в эти места достаточно часто. Здесь очень красиво. Песчаный берег Ладожского озера, пляжи, сосны. Тут же находится и один из самых высоких маяков России — Осиновецкий. Но место это известно не только своей природой.
Именно здесь, на этом берегу Ладоги, брала своё начало переправа на Большую Землю из блокадного Ленинграда. Зимой — по льду озера. Летом — по открытой воде. В этих местах находилось руководство Осиновецкой военно-морской базы в годы войны. Не случайно, что именно здесь создан музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Большой комплекс- мемориал, с обширной экспозицией документальных, «живых» свидетельств ушедшей войны.
Здесь проходят мероприятия посвящённые блокадным событиям. Которые мне доводилось снимать.
Несколько кадров с реконструкции «Прибытие поезда Победы». Станция «Ладожское озеро».
Поезд Победы. Музей «Дорога жизни». Ладожское озеро
Реконструкторы в военной форме времён ВОВ
Поезд Победы. Юный реконструктор
Ну, а теперь о самом музее.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Экспозиция и история музея
История мемориала началась в далёком 1968 году. Открытие его было утверждено приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. Этот комплекс — филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни». До этой даты в двух залах Осиновецкой школы размещалась лишь выставка об участниках событий на Дороге жизни.
С 12 сентября 1972 года филиал открыл свои двери для посетителей.
Этот музейный комплекс я посещал только до времени его реконструкции 2015-го года. И помню его совсем другим.
После реконструкции он сильно изменился. Стал более современным. А его площадки пополнились новыми экспонатами.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро сейчас полностью реконструирован. К Дню Военно-Морского Флота 2016-го года здесь достроили новое здание выставочного павильона. Который выполнен в виде гигантской ледяной глыбы. (Фото на заставке статьи)
Справа от входа в комплекс — небольшая часовня:
Часовня. Музей «Дорога жизни»
Левее часовни — Центральный выставочный павильон. Он двухэтажный. Первый этаж — большие, высокие залы со множеством экспонатов. Осмотр экспозиции я и начал отсюда.
Тут находятся стенды посвящённые истории освоения Ладожского берега. С моделями первых деревянных судов:
Модели деревянных судов Петровской эпохи
Но основная часть музейной экспозиции посвящена блокадным событиям:
Зал экспозиции
За стеклом — Ли-2. Самолёт, экспонат экспозиции под открытым небом
Схематичная карта фронтов времён Блокады Ленинграда:
Посетитель музея у карты боевых действий
Представлены образцы вооружения и техники:
Артиллерийские снаряды
Турельная пулемётная зенитная установка:
Знаменитые пулемёты «Максим»
Во время Блокады Ленинграда по дну Ладожского озера на Большую Землю был проложен электрический кабель и линии связи
Работой по прокладке кабеля и другими вспомогательными работами занимались подразделения водолазов. Образцы водолазной экипировки также представлены в экспозиции:
Манометр водолазной помпы:
Манометр помпы для подачи воздуха
Водолазная экипировка
Схематичная модель-карта Осиновецкого берега:
Осиновецкий берег. Схема
Модели техники тех лет и событий:
Экспозиция музея
Уменьшенная копия легендарной «полуторки». Грузовика «ГАЗ-АА». Самого известного отечественного транспортного средства ВОВ. (Кстати, настоящую «полуторку» можно увидеть в другом зале музея. И даже на ней прокатиться. Но об этом — ниже)
Модель «полуторки»
Второй этаж выставочного павильона
Осматривая экспозицию залов музея я поднялся на второй этаж. Здесь представлены образцы обмундирования Красной Армии. Вооружение и техника воюющих сторон.
Образцы формы бойцов Красной Армии
Дальномер
Стенд — демонстрирующий работу переправы по льду на Дороге жизни.
Музей «Дорога жизни». Ладожское озеро. Фрагмент экспозиции музея
Интерактивная часть экспозиции
Кабина симулятора ГАЗ-АА
В кабине симулятора
С управлением грузовика справится даже не подготовленный водитель-подросток. Передачи рычагом переключать не нужно. Повернул ключ зажигания — машина завелась. Дальше только жмём педаль газа и рулим. Кабину будет трясти по ходу движения. Руля грузовик слушается, но совсем не как современный авто. Педаль газа в пол — едем быстрее. Чуть отпустим — начинаем притормаживать. В общем, впечатления достаточно реалистичные. С учётом того, что пред глазами будут вполне натуральные картины зимней дороги. Одну часть пути проезжаем днём. И две трети — в ночное время. «Опустится» ночь и автоматически включатся фары. (Вот, успел я одновременно с вождением снять картинку. «На ходу». Вид из кабины грузовика):
Едем по Ладожскому льду. Дорога жизни
Экспозиция под открытым небом
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро расположился на живописном берегу Ладожского озера. На набережной — башни артиллерийских батарей. Вдоль них — прогуливаются посетители. Сложно представить себе, какие страшные события разворачивались здесь во время войны. Мирно покоящиеся орудийные стволы батарей — свидетели того времени.
Башни орудий на набережной
Рядом с орудиями — самолёт ЛИ-2. С уважением рассматривал я этот экспонат. Самолёт- трудяга. Он широко применялся во время Великой Отечественной войны. В разных модификациях. Созданный на базе американского Douglas DC-3, этот самолёт конструкции Лисунова выпускался с 1942-го года. И широко применялся в военно-транспортной авиации. Использовался для переброски диверсионных групп в тыл врага. Для доставки грузов на передовую. И многие жизни ЛИ-2 спас в блокадном Ленинграде. Эвакуируя ленинградцев из осаждённого города на Большую Землю.
Ли-2
Ли-2
Между прочим, использовался ЛИ-2 и как бомбардировщик дальней авиации. И широко использовался как ночной бомбардировщик.
Самолёты эти хорошо знали и любили в войсках. Все без исключения модификации называя «Дуглас».
Шасси ЛИ-2
Рядом с самолётом, на вечную сухопутную стоянку встали военные катера и суда. Они несли основную нагрузку жизнеобеспечения Дороги жизни в период навигации.
Экспозиция под открытым небом
Многие гражданские суда несли суровую военную службу. Например, как этот буксирный пароход «Ижорец 8»:
Буксирный пароход «Ижорец 8». Музей «Дорога жизни»
Серп и молот на дымовой трубе парохода
За кормой судов этой сухопутной (уже) флотилии — расположился павильон групногабаритных экспонатов. Я приехал в музей уже под вечер. И достаточно долго уже гулял по экспозиции. Кто-то из персонала меня вежливо спросил:
-А вы были уже в павильоне крупногабаритных экспонатов? Если нет, то поторопитесь. А то мы скоро закрываемся.
Я внял совету и засобирался в указанный павильон. Он как раз находился рядом.
Павильон крупногабаритных экспонатов. Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро
В этом павильоне я осмотрел достоверные экспонаты военной поры. Здесь представлены тщательно отреставрированные экспонаты.
ГАЗ-АА «Полуторка» (обращает на себя внимание открытый тип радиатора и только одна фара. Война. Не до роскоши. «Всё для фронта. Всё для победы»)
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. «Полуторка»
Справа от легендарного грузовика расположился автобус АТУЛ-АЛ-2. Советский городской автобус. Выпускавшийся с 1935-го года. Заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ). В военное время на этом автобусе удлинили раму. Взяв её с 3-х тонного грузовика ЗИС-5. Добавили ещё одну, неведущую ось. А деревянный каркас кузова обшили листовой сталью. В годы войны этими автобусами вывозили детей из блокадного Ленинграда. Пассажировместимость АТУЛ-АЛ-2 — 26 человек.
АТУЛ-АЛ-2
Решётка радиатора автобуса
Салон автобуса
А рядом с автобусом — другой военный грузовик. ЗИС-5. Или как его тогда называли — «трёхтонка». Это второй по массовости грузовой авто 30-40-х гг. Один из самых массовым грузовиков Красной Армии во время ВОВ. Выпускался автомобильным заводом им. Сталина с 1933 по 1948 год. Этот авто настоящий участник военных действий. Входил в состав 5-ой роты 390-го отдельного автотранспортного батальона. 17-ой отдельной автотранспортной бригады. Грузовик использовался на ледовых трассах Дороги жизни в 1941-43 гг. Перевозил грузы и эвакуируемых
ЗИС-5
ЗИС-5
Осмотрев колёсную технику я продолжил свою экскурсию по залу экспозиции. Здесь собраны различные виды вооружения и техники, которые использовались в период военного времени.
Вот два буя петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4:
Буи ПЭМТ-4
Образцы морских мин, которые этот трал (в том числе) обезвреживал.
Морские мины
В зале представлено множество видов арсенала вооружений и вспомогательной техники.
Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Экспозиция групногабаритной техники
Полевая кухня
Осмотрев этот экспозиционный зал, я прогулялся по набережной комплекса и засобирался на выход. Время работы музея подходило к концу. И вежливые сотрудники музея мне об этом напомнили.
«Разорванное кольцо», паровоз «Комсомолец» и станция «Ладожское озеро»
В моих планах было посещение ещё двух объектов, связанных с историей Блокады Ленинграда. Расположенных по соседству с музейным комплексом. И если вы (как и я) приехали в музей «Дорога жизни» Ладожское озеро, то стоит обязательно осмотреть и эти два памятных места.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Я путешествую на авто. И отправившись на берег Ладожского озера у Осиновецкого маяка добирался сюда из Санкт-Петербурга по дороге А-128. (Дорога в отличном состоянии).
И попав сюда — не проехать мимо памятника «Разорванное кольцо». Мемориала, входящего в Зелёный Пояс Славы. Именно здесь я сделал свою первую остановку. Перед тем, как отправиться дальше. В музей «Дорога жизни» Ладожское озеро.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Памятник представляет собой две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров). Они символизируют кольцо блокады. А разрыв между ними — Дорогу жизни.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Мемориал открыт 29 октября 1966 года. Находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров.
Мемориал «Разорванное кольцо»
На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки, и подлинное 85-мм зенитное орудие.
Приехал сюда я в выходной день. И в момент моего посещения приехала большая группа китайских туристов.
Туристы
Китайские туристы фотографируются у зенитного орудия
У подножия кольца выбиты строки:
Потомок, знай: в суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели дорогу Жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда. После реконструкции мемориала 9 мая 2015 в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на площадке под бетонными арками был зажжён Вечный огонь, доставленный сюда с Пискарёвского кладбища. Возле чаши Вечного огня, выполненной в виде пятиконечной звезды — всегда свежие цветы. Паровоз «Комсомолец» и вокзал станции «Ладожское озеро»Если вы приехали сюда на электричке, то первое, что вас встретит — это здание вокзала и восстановленный паровоз. Если же вы путешествуете на автомобиле, то после мемориала «Разорванное кольцо» нужно ехать до самого конца асфальтной дороги. Проехав мимо музея «Дорога жизни». Чуть дальше. И совсем немного. Все три мемориальных объекта находятся в пределах пары километров друг от друга. И легко обойти их даже пешком. Вдоль удивительного по красоте берега Ладожского озера. Здание вокзала представляет собой стилизованную танковую надолбу. Вокзал — действующий. Возведён в 1974-ом году. Архитектор — Э.И. Казарновский. Внутри зала музея есть небольшая экспозиция. Посвящённая труду и доблести работников этого железнодорожного узла в годы войны. А также всех железнодорожников защищавших «Дорогу жизни». Рядом со зданием вокзала — паровоз «Комсомолец» Это настоящий участник событий времён Блокады Ленинграда. Паровоз Эш-4375 за 1941-42 гг. доставил 2312 тяжеловесных состава с 2 млн тонн груза для фронта и в блокадный Ленинград. Грузы с боеприпасами, топливом и продовольствием. Ряжом с «Комсомольцем» установлен поклонный крест, дровоколка, и километровый столб «47» «Дорога жизни». На паровоз можно свободно забраться и даже пройти в кабину машиниста. «Комсомолец» установлен на вечную памятную стоянку 7 мая 1975-го года. А в январе-апреле 2015-го года в честь 70-летия Победы был полностью отреставрирован силами сервисного локомотивного депо «Санкт-Петербург — Сортировочный — Московский». За что, низкий поклон вам, железнодорожники! P.S. Об этой поездкеЕсли вы собрались посетить эти места, то стоит осмотреть не только музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Поездка по-настоящему станет очень поучительной, если вы не знакомы в деталях с историей блокадного Ленинграда. Я специально не стал давать подробных исторических описаний событий тех лет. Это должен знать каждый, уважающий себя, соотечественник. Для того, чтобы лучше представлять себе, что происходило в те трагические и героические дни нашей истории, для того, чтобы более полно представлять всю картину событий — приезжайте в эти места. Почтите память героев, погибших и выживших. Расскажите и покажите эти экспонаты и музейные экспозиции детям. События тех лет — очень важная страница нашей истории. Поездка может быть однодневным выездом выходного дня. Кроме всех памятных объектов, здесь расположен один из самых красивых маяков Ленинградской области. Осиновецкий. О красоте этого берега, инфраструктуре и самом маяке я рассказываю вот в этой своей статье: Россия. Ленинградская область. Станция «Ладожское озеро» Музей «Дорога жизни» Ладожское озеро. Время работы, стоимость посещения, как добратьсяСреда-воскресенье, с 10:00 до 18:00. Касса закрывается в 17:15.
|