музей как форма жизни культуры
Музей как «форма жизни культуры»: современные формы презентации художественного творчества
Несмотря на все трансформации в области изобразительного творчества, одним из основных центров презентации искусства остается музей. Как отмечает В. Турчин: «Сам музей — эстетический объект, и, в какой-то степени, он — фрагмент мира, переделанного согласно эстетике XX века (так, по крайней мере, обещал авангард)». [3] Социокультурные изменения, связанные с глобализационными процессами, затрагивают деятельность музея как особого культурного института. С одной стороны, демократизация культуры, смена ценностных ориентиров привели к тому, что институализационные стратегии, лигитимизирующие художественные тексты как особую ценность, перестали защищать искусство. Поэтому музей вынужден искать стратегии утверждения собственного места в современной культуре, адекватные новой социальной ситуации. С другой стороны, глобальные трансформации в сфере развития самого искусства, появление и утверждение новых репрезентационных практик, также приводят к изменениям в области презентации искусства. Отдельный вопрос — использование музеем современных технологий как для привлечения зрителя, так и для оптимизации хранения, изучения памятников искусства. Музеи (изначально менее гибкие образования) сегодня часто вынуждены сочетать исследования классического искусства с поиском новых форм презентации, перенимая стратегии развития, успешные в других сферах общества. Т. Калугина отмечает, что крупные музеи и коллекции превращаются в транснациональные корпорации, срастающиеся, организующие филиалы по всему миру и осуществляющие международную экспансию.
Формирование мультикультурного пространства, место в этом процессе искусства можно сравнить с подобными процессами в экономике. В качестве монополиста в культурных, как и в экономических процессах, так же выступает европейско-американская культура (это отмечают Б. Берштейн, Т. Калугина). Галереи, в силу большей гибкости и мобильности, выступают в роли посредника между художником и музеем, выявляя новое в потоке событий в искусстве. Трансформация места и функций музея в современной культуре, которая сегодня идет по двум основным направлениям: трансформации презентации музея как культурного института (через поиск новых форм взаимодействия с другими культурными, социальными, коммерческими структурами), трансформации форм существования собственно музейного пространства (через выстраивание диалогического пространства внутри музея).
Кроме исследования потребностей «целевой аудитории», нельзя забывать о «цели», специфике презентуемого материала. Поэтому важной проблемой является то, что сегодня часто происходит утверждение трансляции культурных ценностей на уровне «mass market». Защита искусства как носителя духовности, национальной и общекультурной ценности должна быть частью культурной политики на государственном уровне. Не случайно во многих странах поддержку музеям, биеннале оказывает государство, а спонсорство и меценатство для частных лиц и компаний является не только престижным, но и стимулируемым налоговыми льготами.
Порыв художника, разрывающего мир при помощи собирания и переназывания всего окружающего, часто привлекает глаз не кураторскими конструктами, а своими собственными достоинствами — игрой текстур, фактур, деталью или материалом, гармонией, чистотой линии. Написанная история, «объясняющая искусство», оказывается менее интересной, нежели само произведение, вынужденное прикрываться вербальным комментарием, чтобы гарантировано попасть в арт-дискурс. Мнение критиков/кураторов (превратившихся в координаторов смыслов искусства и философии) часто стирает и идеи, и смыслы, которые несет визуальная составляющая работ. Парадокс, но в ситуации максимальной визуализации современности экспансия вербального комментария часто делает визуальные искусства несамостоятельными от арт-дискурса и его институций.
В условиях информационного общества исследователи часто рассматривают культурную коммуникацию как ведущую функцию современного музея. В работах З. А. Бонами, Е. К. Дмитриевой, В. Ю. Дукельского, Т. П. Калугиной, Е. Е. Кузьминой, Н. Г. Макаровой, Т. П. Полякова коммуникационные представления видятся не только теоретической базой, но и практическим инструментом для работы, в том числе в области экспозиционной и образовательно-воспитательной. То, что эта рамка может быть расширена до границ предмета музееведения в целом, показано в работе Н. А. Никишина, где сквозь призму коммуникационного подхода рассматривается также фондовая работа и комплектование. На практике коммуникативный подход, вследствие некоторого упрощения системы общения, может быть выделен как один из элементов «понимающего музееведения», эффективный при решении некоторых задач, в частности, в анализе и формировании современных стратегий работы музея.
В современном мультикультурном обществе, где идет активный процесс перераспределения культурного капитала, где нет диктата идеологий, а «существует только соблазнение» (Ж. Бодрийар, Б. Хюбнер), человек позволяет увлечь свою персону тем, что соответствует его личному опыту и стремлениям. Поэтому искусство, чтобы не оказаться в вакууме, ищет новые способы соблазнения: от погружения в виртуальные художественные миры до медийного лоббирования, создания культурно-развлекательнымх комплексов, до развития музейной педагогики, новых подходов презентации искусства. Это соответствует амбициям деятелей искусства, ищущим свое место в современном обществе. Изобразительное искусство в битве за самостоятельность от других сфер культуры, начатой задолго до ХХI века, сегодня, кажется, получило свободу от содержательного и материального давления. В начале третьего тысячелетия мы переживаем новый этап, когда необходимо опять осознать искусство как особый синтез духовности, не теряя тот новый инструментарий, который подарило художнику искусство в поисках новых форм репрезентации. Это накладывает на сферу музейно-галерейной деятельности особую ответственность. Современный музей, защищая автономность искусства, вынужден играть роль координатора, следящего и за динамикой зрительской аудитории, и за современными технологиями, и за ситуацией в различных локусах развития художественного творчества.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
МУЗЕЙ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Суворова А.В.
Доцент, ФГБОУ ВО ВСГУТУ «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
МУЗЕЙ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Обоснована значимость музея в современной культуре как центра аккумулирования, исследования и трансляции культурного наследия, как материального так и нематериального. Выделены аксиологические и социальные функции музея как ведущие в современной изменяющейся социокультурной ситуации. Процессы информатизации и активного развития информационных технологий позволяют модернизировать коммуникативную деятельность современного музея, насытить ее инновационными подходами к представлению музейных экспозиций.
Ключевые слова: музей, музейная экспозиция, функции культуры, культурное наследие, сохранение и трансляция культурного опыта, «музейная коммуникация».
Suvorova A.V.
Associate professor, East Siberia State University of Technology and Management
THE MUSEUM AS A CULTURAL PHENOMENON
Abstract
Substantiates the importance of the Museum in contemporary culture as a center of accumulation, research and transmission of cultural heritage, both material and intangible. Has an axiological and social functions of the Museum as a leading in today’s ever-changing socio-cultural situation. The processes of information and active development of information technologies allow to upgrade the communicative activities of a modern Museum, to infuse it with innovative approaches to presenting Museum exhibits.
Keywords: museum, museum exhibition, functions of culture, cultural heritage, preservation and translation of culturalexperience, “Museum communication”.
Объем и многообразие социального опыта в современном мире постоянно увеличивается, соответственно, обостряются проблемы его трансляции на всех уровнях – историческом, межпоколенческом, этническом, и проч. При этом, единственным универсальным механизмом сохранения и трансляции такого опыта остается культура, определяемая как «социальная память человечества» (Б. С. Илизаров).
Исследования способов трансляции культурного опыта обширны и разнообразны (М. Мид, А. Моль, П. С. Гуревич и др.), однако, среди доминирующих форм в данном процессе следует назвать сохранение памятников и артефактов, главным образом, сосредоточенных в музеях различных видов и направлений.
Музей начал осознаваться как форма сохранения культурного опыта еще в древности; так Ф.И. Шмид рассматривает как протомузеи античные святилища. Им обосновано существование систематических коллекций в таких центрах эллинистической культуры, как Афины, Александрия Египетская, Пергам [7, с.9]. Это мнение нашло подтверждение в исследованиях В.П. Грицкевича, указывающего, что «в традиционных обществах архаической, древней и средневековой эпох постепенно складывались музейные принципы собирания, хранения и представления предметов, которые по различным мотивам изымались из сферы утилитарного употребления» [2, с.100]. Основным назначением музея становится популяризация культурного наследия с целью трансляции культурного опыта. Очевидно, что данная цель сохраняет свою ценность и актуальность до настоящего времени, что ставит музей в центр изменяющихся современных культурных процессов.
Вопрос о культурном наследии в настоящее время активно обсуждается в культурологии. Согласно общему определению, оно означает совокупность культурных достижений, которые обладают вневременной ценностью и способствуют сохранению определенного цивилизационного типа. ЮНЕСКО конкретизирует данное определение и относит к культурными ценностям предметы, имеющие историческую, художественную, научную или техническую ценность (движимые и недвижимые памятники, музеи, библиотеки и т.д.) [4]. В соответствии с подобным пониманием, музеи отнесены к научным и техническим учреждениям, сохраняющим и популяризирующим культурное наследие в рамках гуманитарной, просветительской, демократической миссии [3].
Для того, чтобы оценить музей как современный культурный феномен, следует обращаться к ключевым функциям культуры. Образовательно-воспитательная, интегративная (дезинтегративная), гносеологическая, регулирующая, семиотическая, информационная функции остаются равнозначимыми, отражающими способность культуры аккумулировать, сохранять и транслировать культурный опыт, но, на наш взгляд, особого внимания сегодня заслуживают аксиологическая и социальная функции.
Культура обеспечивает единство той или иной человеческой общности на основе общих мировоззренческих ориентиров, опираясь на мифологию, религию, философию, политико-правовые и моральные нормы, обычаи, идеологические доминанты и т.д. Именно они выступают основанием для формирования ценностной системы социума и отдельного индивидуума.
Согласимся с Е.В. Комиссаровой [3] в том, что транслируя традиции, зафиксированные в культурном наследии человечества, музей способен стабилизировать общественные процессы, поддерживать сбалансированность ценностных систем как на межпоколенческом, этическом, так и в целом, на социокультурном уровне.
Музей как важнейший социокультурный институт, документирующий, сохраняющий, исследующий природные и общественные процессы и явления (А.М. Разгон [5], А.И. Фролов [6]), становится одним из ведущих трансляторов культурного наследия, в особенности с учетом новых коммуникативных возможностей.
М.Г. Аверкин справедливо отмечает, что «образ музея должен соответствовать той культуре, которую он репрезентует» [1, с.161]. В связи с чем, актуализируются вопросы взаимодействия музея и зрителя, обновления и расширения коммуникативных каналов, ориентированных не только на информационную скорость, мощность, насыщенность, дальность действия, но и на иное качество коммуникации, способствующей взаимопониманию, сопереживанию людей.
Современная «музейная коммуникация» представляет серьезный научный интерес, поскольку, на наш взгляд, может влиять на содержание и регулирование социокультурных процессов. В частности, заслуживает внимания активный процесс включения в контекст современных музейных экспозиций не только объектов культурного наследия, но и среды их существования, и человека как его носителя [9]. Речь идет об этнокультурной среде, исторической застройке, природных условиях, тематическом туризме, досуговых формах музейной практики и т.д., использование которых меняет саму суть коммуникативных связей музея и современного человека: из гносеологического объекта музейная экспозиция превращается в субъект непрерывной культурной коммуникации с человеком. Красноречивым примером служат интереснейшие региональные краеведческие и исторические музеи. Интерактивные формы коммуникации с использованием ИКТ, внедряющиеся в традиционные условия музейной практики, расширяют возможности музея как пространственно-временного диалога поколений и культур в его аксиологическом значении.
При этом, мы считаем необходимым подчеркнуть, что внедрение современных информационных технологий в музейную практику с целью самой широкой их популяризации, не означает включение музея в массовую культуру, бесконтрольно тиражируемую СМИ. Музейные собрания, изначально ориентированные на достоверность, точность, объемность, подлинность, систематичность, способны противостоять механизмам восприятия массовой культуры, поскольку современный музей имеет возможность не только просвещать зрителя, но и активно формировать культурные ценности. Ресурс культурного наследия, транслируемого музеем практически неисчерпаем, тогда как коммерческий ресурс современной массовой культуры, по сравнению с ним, может расцениваться как краткосрочный.
Однако, сами по себе, новейшие достижения ИКТ, например, в формах виртуальных экскурсий по музею с точным воспроизведением расположения залов и экспонатов, реконструкций исторических битв и проч., хотя и оптимизируют процесс трансляции культурного наследия, не могут обеспечить передачу культурных смыслов, запечатленных в нем. С этим связана возрастающая актуальность вопросов интерпретации культурных смыслов, без которых невозможна деятельность современного музея как феномена культуры.
Осознание единства материального и духовного-нравственного культурного наследия как ведущей ценности современной культуры актуализирует и вопрос о внедрении в контекст современного музея памятников нематериальной культуры, например, народного художественного наследия. Выступления творческих коллективов, собирающих и сохраняющих аутентичный фольклор, давно стали неотъемлемой частью деятельности музеев-заповедников.
Празднование крупных исторических дат вызвало к жизни практику их театрализованной реконструкции под патронатом музеев, в которой может принять участие каждый гражданин. В настоящее время такая практика дополняется виртуальными проектами, моделирующими, например, важные военные сражения (как это происходит в музее-панораме «Сталинградская битва» и других российских военно-исторических музеях).
Таким образом, расширение и углубление комплексной деятельности современного музея дает основания не только считать его феноменом культуры, но и отметить его возрастающую роль в сохранении и трансляции материального и нематериального культурного наследия.
Список литературы/ References
Список литературы на английском языке / References in English
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Сущность феномена музея и его функций. Социокультурные функции музея. Современные подходы к их определению
Феномен музея и его функции
Феномен музея
Общая теория музееведения (метамузеология) объясняет место музееведения в системе других наук, ее структурные элементы, основные понятия, определяет феномен музейного предмета и музея.
Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но и показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие учреждения социокультурного характера. В вариативности существования музея есть, тем не менее, те основные «обязанности», которые определяют его феномен, т. е. возникновение и функционирование его в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять эти характеристики в процессе своего развития.
Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей — это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов».
К феномену музея и связанным с ним проблемам философская мысль обращалась крайне редко. Одним из первых отечественных философов, размышлявшим по этому вопросу и выразившим собственное отношение музею и музейному делу, был Николай Федорович Федоров (1829 – 1903).
Стремительный рост знаний, развитие информационного общества и информационных технологий, новые потребности человека необратимо меняют мир культуры и, соответственно, музеи. Сегодня исследователи вновь обращаются к философии музея. В трудах культурологов, музееведов, социологов наметился отход от институциональной трактовки музея как учреждения с определенными функциями, происходит переосмысление его феноменологии в рамках толкования музея как формы существования культуры или как способа отношения человека к окружающему миру.
В статье «Музей в системе культуры», помещённой в журнале «Вопросы искусствознания» за 1994 год, М.С. Каган рассматривает музей с позиций системного подхода, а именно не изолированно, но в системе высшего порядка, в которую музей «вписан» и в условиях которой он функционирует 1. Это позволило теоретическому музееведению сформировать представление о музее как о специфической социально-культурной информационной системе, органично включённой в структуру культуры.
Для того, чтобы оценить музей как современный культурный феномен, следует обращаться к ключевым функциям культуры. Образовательно-воспитательная, интегративная (дезинтегративная), гносеологическая, регулирующая, семиотическая, информационная функции остаются равнозначимыми, отражающими способность культуры аккумулировать, сохранять и транслировать культурный опыт, но особого внимания сегодня заслуживают аксиологическая и социальная функции.
Культура обеспечивает единство той или иной человеческой общности на основе общих мировоззренческих ориентиров, опираясь на мифологию, религию, философию, политико-правовые и моральные нормы, обычаи, идеологические доминанты и т.д. Именно они выступают основанием для формирования ценностной системы социума и отдельного индивидуума.
Сами по себе новейшие достижения ИКТ например, в формах виртуальных экскурсий по музею с точным воспроизведением расположения залов и экспонатов, реконструкций исторических битв и проч., хотя и оптимизируют процесс трансляции культурного наследия, не могут обеспечить передачу культурных смыслов, запечатленных в нем. С этим связана возрастающая актуальность вопросов интерпретации культурных смыслов, без которых невозможна деятельность современного музея как феномена культуры.
Расширение и углубление комплексной деятельности современного музея дает основания не только считать его феноменом культуры, но и отметить его возрастающую роль в сохранении и трансляции материального и нематериального культурного наследия.
В общем, товарищи, феномен музея — комплексное понятие, сочетающее в себе синтез функций музея (социокультурных) и видов деятельности музея. Как-то так.
Функции музея
Зарубежное и российское музееведение традиционно выделяют две основные социальные функции музея — документирования и образовательно-воспитательную.
А. М. Разгон выделил четыре основные функции:
Многие исследователи дополняют эти функции рядом других, расширяя таким образом понимание социокультурных функций музея. Так, выделяют аксиологическую функцию (ценностную, т. е. нацеленную на формирование в обществе ценностных критериев и установок), эстетическую, информационную, функцию социализации личности и др. В связи с определившейся в 1980-е гг. ориентацией музеев на организацию досуга населения, Д. А. Равикович предложила выделить рекреационную функцию. ИКОМ включил в перечень социальных функций музея хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение.
Однако весь этот многообразный спектр является, по сути, производным от двух основных уже названных функций — документирования и образовательно-воспитательной. Так, документирование предполагает хранение и исследование источников, а формирование ценностных установок и проведение досуга понимается как часть воспитания личности и т. д. Таким образом, многообразие взглядов отражает не противоречивость подходов к определению функций музея, а стремление исследователя к большей детализации в ходе их описания.
Функция документирования реализуется через отражение процессов развития природы и общества посредством сбора и сохранения специфических документов — музейных предметов. Эта функция связана с обязательным сбережением музейных источников, т. е. с охранной функцией, и с их изучением, т. е. с исследовательской функцией.
Образовательно-воспитательная функция реализуется через использование информационных и экспрессивных свойств музейных предметов для удовлетворения познавательных, культурных и других потребностей общества.
В связи с утверждением коммуникационного подхода в музееведении наметилась тенденция определить третью из основных функций музея — коммуникационную. Под коммуникационной понимают функцию удовлетворения духовных потребностей людей в общении с культурным наследием, с иными эпохами и культурами, а также с другими людьми. Сегодня существует точка зрения, в соответствии с которой музей способен сыграть важную роль в преодолении прогнозируемого коммуникационного кризиса, способствовать восстановлению взаимопонимания между поколениями, культурами, конфессиями, помочь найти собственное место в истории человечества. Производной от коммуникативной можно считать репрезентативную функцию музея, представляющего историю и культуру данного человеческого сообщества другим сообществам.
Социокультурные функции музея
К основным исторически сложившимся социокультурным функциям музея, выражающим его общественное назначение, можно отнести:
Необходимо иметь в виду, что в реальном пространственно-временном процессе (действительности), понятие «функция» объясняет процесс взаимодействия музея с обществом, т. е. его функционирование. Данный процесс взаимодействия происходит как в рамках самого музея, так и в отношениях музея с социокультурной средой.
Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.
Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.
Функция организации свободного времени обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.
Взаимодействие, которое прослеживается в структуре социальных функций, — одно из необходимых условий жизнедеятельности и перспективного развития музея.
Важными свойствами социокультурных функций музея является их стабильность и одновременно, как это ни парадоксально, динамизм, подвижность. Рассмотрение функций в историческом контексте показывает, что суть существования музея связана с наличием той особой деятельности его по отношению к обществу, без которой теряется смысл существования самого явления, т. е. функции музея стабильны, поскольку документирующие и образовательно-воспитательные значения музея остаются неизменными на протяжении значительных исторических эпох. Вместе с тем социокультурные функции находятся в постоянном развитии, так как общественные запросы к музею меняются в конкретной политической, экономической или культурной ситуациях. Музей по своей природе —идеологическое учреждение. Поэтому его концепция, лежащая в основе документирования и образования, определяется прежде всего социальными условиями и идеологией, господствующими в данном обществе на том или ином этапе его исторического развития.
Другой фактор, от которого зависит развитие социальных функций, связан с определенным уровнем развития науки и культуры, в частности как профильной, так и музееведения. Общественные потребности обусловливают соотношение социокультурных функций музея. В зависимости от конкретной ситуации в обществе и профиля музея может доминировать та или иная функция и соответственно по-разному могут быть расставлены акценты на различных аспектах его деятельности. Например, активное развитие образовательной деятельности отечественных музеев в 1920-е годы было связано с господствовавшей тогда государственной доктриной, направленной на «широкое просвещение трудящихся масс».
При этом чем острее возникающая социокультурная ситуация, тем резче меняется соотношение функций. Напротив, чем многообразнее требования, предъявляемые к музею обществом, тем гармоничнее это соотношение. В экстремальных ситуациях (война, революция и т. д.) превалирует задача сохранения музейных ценностей.
Современные подходы к определению социокультурных функций музея
Несмотря на то, что проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.
Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания.
Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.
Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств — звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.
Динамика и особенности развития социальных функций ярко проявляются и в современных условиях. Это выражается как в формировании новых задач, так и в изменении направлений деятельности музеев во всем мире. Так, музей, выполняя по отношению к обществу и культуре функцию документирования, испытывает на себе влияние экономического, культурного и научного характера, что проявляется в комплектовании, изучении и хранении музейных собраний.
Меняется сегодня и функция документирования. Это связано как с комплектованием, так и с сохранением и изучением имеющегося фонда музейных предметов. Данные изменения проявляются по-разному. Рассмотрим их более детально. Так, в комплектовании Источниковой базы музея существуют три тенденции:
К данной тенденции можно отнести увеличение количества музеев-заповедников, а также их концептуальное разнообразие. Это и историко-этнографический и средовой подход, положенный в основу формирования музеев деревянного зодчества в Костроме, Архангельске, Вологде и Перми, и сценарная концепция Ивангородского музея-заповедника, связанная с образно-сюжетным методом проектирования1. В последнее время активно развивается тенденция «мягкой» музеефикации, т. е. включение в музейный ансамбль прилегающих к музею архитектурных памятников и исторической территории. Так, в Санкт-Петербурге в конце 1990-х годов принята программа развития Государственного Эрмитажа и Дворцовой площади. Она призвана сохранить и использовать для различных целей музейной деятельности уникальный архитектурный комплекс зданий исторического центра Санкт-Петербурга и непосредственно примыкающих к ансамблю Дворцовой площади.
Помимо этого, функция документирования проявляется в сохранении и изучении уже имеющегося фонда музейных предметов. Она реализуется в двух основных направлениях:
Информационные и экспрессивные возможности воздействия музейных предметов на посетителей, а также познавательные и культурные запросы общества к музею обусловливают существование и развитие его образовательной функции, специфика которой заключается в том, что, аккумулировав историко-культурный опыт, музей его передает. Особенностью музейной формы передачи информации является то, что музейная модель действительности (экспозиция) через конкретные музейные предметы передает не просто факты, но суждения, представления и отношение к ним. Основные направления динамики образовательно-воспитательной функции связаны с новыми подходами к экспозиции, которые проявляются:
Образовательно-воспитательная функция музея реализуется не только через экспозицию (музейную модель действительности), но и через различные формы взаимодействия с посетителем. В современных условиях можно выделить следующие направления:
Важным фактором в реализации образовательной функции современного музея является выделение такой отрасли педагогической науки, как музейная педагогика. Это позволяет не только учитывать образовательные возможности самого музея, но и «педагогически» воздействовать на посетителей.
Музейно-педагогические исследования организуют образовательную деятельность в процесс, что позволяет разработать специальные «Программы», связанные с четкой адресной формулировкой целей и задач, с определением эффективности воздействия на разнообразные группы потенциальной и реальной аудитории музеев, которые являются стержнем взаимодействия музея и школы. Примером может служить экспериментальная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» для детей дошкольного возраста, разработанная Государственным Русским музеем.
Кроме исторически обусловленных социокультурных функций, современный музей все более активно включается в реализацию функции организации свободного времени. Социальные условия диктуют необходимость определения своих уникальных возможностей для того, чтобы занять место в системе досуговых учреждений. Поэтому для реализации функции организации свободного времени (рекреации) и развития в связи с этим специальной инфраструктуры в музейном пространстве организуются такие мероприятия, как спектакли, концерты, праздники, балы и т. д. Интересен опыт Музея А. П. Чехова в Мелехове по организации спектаклей в музее силами лучших театральных коллективов страны, или ставшие классическим примером Декабрьские вечера в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, концерты в Эрмитажном театре, Меншиковском дворце, престижные балы «Бокал шампанского» в Музее-заповеднике «Царское Село» и т. д. Рекреационные возможности музея открывают перспективу решения и коммерческих проблем современных музеев.
Создание материальных условий для рекреационной деятельности связано с совершенствованием как системы обслуживания в музее, так и осмыслением необходимости создания рекреационных зон (включающих в себя места для отдыха). Эта тенденция, получившая широкое развитие в зарубежных странах, достаточно уверенно утверждается и в отечественном музейном деле. Примером могут быть Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж и др.
Удовлетворение потребности в общении в рамках музейно-рекреационной деятельности решается благодаря активному использованию таких форм, как клубы (по интересам, знатоков города, любителей искусств и т. д.), любительские объединения, салоны, посиделки и т. п. Особенностью общения в условиях музея является его тематическая направленность, связанная с профилем музея, что дает возможность участникам процесса общения не только решать проблемы психологического характера, но и получать новые знания, а часто и навыки практической деятельности (например, клуб «Параскева» при Российском этнографическом музее).
Таким образом, понимание социокультурных функций музея связано с осмыслением его как саморазвивающейся социальной системы, меняющейся под воздействием определенных факторов политического, экономического и культурного характера.
Существование различных взглядов на определение функций музея позволяет нам сделать вывод о том, что исторически обусловленными и имманентно (внутренне) присущими музею являются: функция документирования подтверждения посредством музейных предметов развития общества, культуры или же природы; образовательно-воспитательная функция, обусловленная информационными и экспрессивными свойствами музейных предметов; функция организации свободного времени, отвечающая общественным потребностям в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Социокультурные функции музея, как мы видим, обусловлены государственной политикой в области музейного дела, социальным заказом, «встроенностью» в общество, а также возможностью музея стать основным мостом между современностью и прошлым, между человеком и культурным и природным наследием.
Превью: Вид на закате на музей принца Филиппа, Город искусств и наук, Валенсия, Испания. Площадь музея 40’000м², открыт 13 ноября 2000г., спроектирован Сантьяго Калатрава.