муцоев амиран зелимханович биография
Биография
В молодости профессионально занимался метанием молота. После полученной травмы спины, решил не бросать спорт. Играл в регби.
Окончив школу, работал на стройке водителем самосвала. Проходил службу в армии с 1979 по 1981 год.
Окончил Волгоградский инженерно-строительный институт (заочное отделение факультета экономики и организации строительства) в 1989 году. В 1987−1988 годах открыл хозрасчетное швейное предприятие. Первая продукция — куртки-пуховики. Предприятие стало разрастаться, появились филиалы на Украине, в Москве, в Армении. Переехал в Москву, чтобы возглавить Ассоциацию внешнеэкономических связей малых и средних предприятий СССР, созданную совместно с партнерами.
С 1994 по 1995 годы был директором ТОО «Внешнеэкономическая фирма «Амир».
С 1995 по 1998 годы — генеральный директор ЗАО «Амир-Импэкс».
В 1998 году — председатель Наблюдательного совета ОАО «Первоуральский новотрубный завод».
В 1999 году избран депутатом Государственной Думы РФ по Первоуральскому одномандатному избирательному округу № 166 Свердловской области, по тому же округу был избран в 2003 году. В Государственной Думе РФ третьего созыва был членом группы «Народный депутат», членом Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; в Государственной Думе РФ четвертого созыва был членом фракции «Единая Россия», заместителем председателя Комитета по международным делам. В 2000 году З.А. Муцоев являлся доверенным лицом кандидата в Президенты РФ В.В. Путина.
В 2003—2005 — заместитель председателя Народной партии Российской Федерации.
В 2007 году избран депутатом Государственной Думы РФ пятого созыва в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия» (пятый номер в списке региональной группы 69: Свердловская область), заняв тот же пост заместителя председателя Комитета по международным делам.
В 2012 году избран депутатом Государственной Думы шестого созыва по спискам партии «Единая Россия». С 2013 года Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по СНГ и делам соотечественников.
В 2016 году избран депутатом Государственной Думы седьмого созыва по Первоуральскому одномандатному округу (Свердловская область). Член Комитета Государственной Думы по международным делам.
В 2018 году вошел в состав комиссии Президиума Генсовета партии «Единой России» по международной деятельности.
С июня 2019 года Зелимхан Аликоевич входит в Комитет Государственной Думы по обороне.
Член Партии «Единая Россия» с мая 2005 года, партбилет № 19202654.
Владеет семью иностранными языками: английским, турецким, фарси, курманджи, грузинским, армянским, азербайджанским. Также может объясняться на кубанаи (язык горских евреев).Автор колонок по ситуации на Ближнем Востоке в газете «Известия».
Проживает в Москве.
Награды
Награжден Орденом Мужества, Орденом Почета, Орденом Дружбы, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «Участнику военной операции в Сирии», медалью «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества», общественным орденом «Российская нация», юбилейной медалью «100 лет со дня учреждения Государственной Думы в России», медалью «200 лет МВД», медалью «Воздушно-десантным войскам 75 лет».
Доходы семьи Муцоевых сократились на 270 млн! Forbes опустил детей свердловского депутата в новом РЕЙТИНГе
Доходы семьи Муцоевых от аренды недвижимости сократились больше чем в два раза. «Короли российской недвижимости» Амиран и Алихан Муцоев оказались на грани вылета из знаменитого рейтинга раньте, по версии Forbes.
В 2016 году Амиран Муцоев, Алихан Муцоев и Амирхан Мори, владеющие торговыми центрами по всей России, заняли девятую строчку ежегодного рейтинга. Их доход от аренды недвижимости составил 250 млн долларов. Именно такую сумму, по информации издания, предприниматели получили с 496 тыс. кв. м. торговых площадей и со 143 тыс. — складских.
Таким образом доходы бизнесменов сократились вдвое. В 2015 году братья Муцоевы заняли пятое место в аналогичном рейтинге Forbes. На том же количестве площадей они заработали 520 млн долларов.
Напомним, в этом году предприниматели получили одобрение министра культуры России Владимира Мединского, мэра Москвы Сергея Собянина и Амирана Муцоева по поводу проекта тематического парка развлечений «Остров мечты». В отличие от первоначального проекта 2013 года (парк DreamWorks), в новом парке 60 % персонажей будут из советских мультфильмов. Объем инвестиций оценили в 1,5 млрд долларов к 2018 году. Также планируется строительство в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
«Доказано: самый длинный жизненный путь у семейных компаний»
Совладелец группы «Регионы» Амиран Муцоев о бизнесе, родственных связях и IPO
Девелоперская группа «Регионы», созданная депутатом Госдумы и экс-владельцем Первоуральского новотрубного завода Зелимханом Муцоевым, за пять лет существования собрала 1,6 млн кв. м коммерческой недвижимости, причем кризис помог ей увеличить портфель на треть: в начале года «Регионы» выкупили на аукционе у «Сбербанк капитала» недвижимость обанкротившейся продуктовой сети «Алпи». В интервью «Ъ» сын основателя и совладелец «Регионов» АМИРАН МУЦОЕВ рассказал, что группа планирует делать с покупкой и почему любой его бизнес становится семейным.
— «Регионы» строят торговые центры, зачем вам понадобилось выкупать у «Сбербанк капитала» разрозненные магазины сети «Алпи»?
— Для нашей группы эта сделка оказалась выгодна по нескольким причинам. Во-первых, мы единым лотом выкупили сразу 23 объекта общей площадью 340 тыс. кв. м. Это дало нам возможность увеличить совокупный портфель группы до 800 тыс. кв. м. Во-вторых, Сбербанк продавал объекты по голландской схеме, когда участники аукциона могли снижать стартовую цену лота. Это позволило нам выкупить всю заложенную недвижимость «Алпи» по нижней границе в 3,5 млрд руб. (стартовая цена лота составляла 6,5 млрд руб.— «Ъ» ). Еще одна немаловажная вещь знание специфики рынка Сибири. Мы не первый год присутствуем в этом регионе: в Красноярске действует наш торговый центр «Июнь» (82 тыс. кв. м), что позволило нам собрать профессиональную команду управленцев. И я надеюсь, что эта команда без серьезных проблем будет развивать бывшие магазины «Алпи». Тем более наши менеджеры хорошо знают эти объекты, так как почти год по поручению «Сбербанк капитала» мы управляли всей недвижимостью ритейлера.
— Группа «Ташир» Самвела Карапетяна, также участвовавшая в аукционе «Сбербанк капитала», как-то быстро сошла с дистанции. Накануне торгов выяснилось, что на реконструкцию этих объектов потребуются значительные средства, но вас это почему-то не остановило.
— Мы тщательно проанализировали, в каком состоянии находятся объекты, каковы арендные ставки. Конечно, мы рассчитали и необходимый объем инвестиций. Чтобы торговые комплексы «Алпи» стали пригодны для арендаторов, необходимо вложить 1,8 млрд руб. С учетом этого мы и посчитали, что целесообразно покупать эти объекты за 3,5 млрд руб. В результате вся сеть объектов достается нам за 5,3 млрд руб. К тому же нынешний кризис хоть и затяжной, но не вечный — придет время, когда стоимость этих объектов будет расти.
— Почему тогда Сбербанк не оставил себе бывшие магазины «Алпи», как это случилось с бизнесом «Мосмарта», который также за долги достался банку?
— Этот вопрос вам надо задать Сбербанку. Но с другой стороны, ответ на ваш вопрос очевиден. Если банк будет оставлять все заложенные активы себе, то он превратится в какой-то многопрофильный холдинг. Любой банкир вам скажет, что в большой степени непрофильные активы отягощают баланс банков. В период кризиса финансово-кредитным учреждениям достается куча непрофильных активов. Вместо того чтоб держать их у себя на балансе и нести убытки, лучше продать с дисконтом, зафиксировав определенный убыток, и пустить вырученные средства в оборот. К тому же в ситуации с «Алпи» Сбербанку необходимо было не только вернуть свои деньги, но и, как госбанку, соблюсти интересы региона.
— В чем же заключается интерес региональных властей?
— Будут ли объекты «Алпи» инкорпорированы в развиваемую вашей группой сеть торгово-развлекательных центров «Июнь»?
— Нет, это две разные по формату сети. «Июнь» строится в крупных региональных городах и имеет развлекательную составляющую. А бывшие объекты «Алпи» — это магазины целевых покупок, то есть покупатель приходит в гипермаркет. Мы проведем ребрендинг бывших магазинов «Алпи»: выберем название, которое будет ассоциироваться с Сибирью. Параллельно ведем переговоры с потенциальными якорными арендаторами, которые готовы открыть в бывших объектах «Алпи» свои магазины. Среди претендентов как региональные ритейлеры, например «Кора», так и федеральные и международные сети.
— Кто-то из крупных сетей уже заинтересовался вашим предложением?
— Я не могу комментировать переговоры, но интерес к сибирскому рынку, куда федеральные и международные сети долгое время не могут выйти, есть. Для ритейлеров одной из главных проблем было отсутствие четко налаженной логистики в Сибири. Чтобы строить магазины с нуля, им пришлось бы создавать свои распределительные центры. Но если строишь два-три магазина, затраты на логистику делают проект абсолютно невыгодным. Был другой вариант, который выбрала «Алпи»,— продавать в основном те продукты, которые компания сама производит. Но в большинстве своем ритейлеры просто ритейлеры, и им неинтересно запускать собственное производство. В итоге «Алпи» практически работала без особой конкуренции.
— Выходит, что банкротство «Алпи» на руку федеральным и международным ритейлерам?
— Можно сказать и так. Еще до кризиса у «Алпи» было доминирующее положение в Восточной Сибири. До банкротства сети ее доля на региональном рынке достигала в среднем 30%, а в некоторых городах, таких как, например, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Новокузнецк, составляла и все 65%. Я вам так скажу: та сеть, которая придет вместо «Алпи», автоматически займет треть рынка Восточной Сибири, где живет наиболее платежеспособное население. Эти покупатели, по моим наблюдениям, даже в кризис не сократили свои траты на покупку продовольствия и товаров первой необходимости. Если посмотреть данные Росстата, в кризис средний уровень зарплат в той же Кемеровской области достиг почти 18 тыс. руб., в то время как еще в 2007 году этот показатель составлял около 14 тыс. руб.
— До кризиса «Регионы» открыли два ТРЦ «Июнь» в Санкт-Петербурге и Красноярске. Сейчас вы развиваетесь так же активно или, как и многие девелоперы, приостановили запуск новых проектов?
— В кризис мы ввели в эксплуатацию торговый центр в Череповце, в самое ближайшее время «Июнь» откроется в Уфе. В конце мая этого года группа приступает к строительству ТРЦ «Июнь» площадью 200 тыс. кв. м в подмосковных Мытищах, и открыть его мы планируем в декабре 2011 года. Кроме того, к уже действующим в Санкт-Петербурге, Красноярске, Череповце, Уфе и строящемуся в Мытищах добавится еще один ТРЦ «Июнь» в Саратове, где общая площадь объекта составит 75 тыс. кв. м.
— Я не исключаю, что если IKEA все-таки построит в Мытищах свой четвертый в столичном регионе торговый комплекс «Мега», то конкуренция в этом районе может быть высока. Но я не стал бы драматизировать ситуацию. Шведский девелопер приобрел участок, от которого в свое время наша группа отказалась. На этой площадке практически невозможно строительство, поскольку этот земельный участок находится в сложившемся историко-культурном районе Московской области. Даже такой крупной компании, как IKEA, согласовать проект застройки будет невозможно. Проблема в том, что участок граничит с охранной зоной, так как в непосредственной близости находятся объекты культурного наследия федерального значения — церковь Благовещения Пресвятой Богородицы XVII века и дворцовая усадьба Тайнинское XIV-XVII веков.
— Какова общая долговая нагрузка «Регионов»?
— То есть вы не все свои объекты строили на кредитные средства?
— «Регионы» придерживаются такой инвестиционной стратегии, которая позволяет строить один объект по проектному финансированию (70% средств — банковские кредиты, 30% — собственные средства девелопера.— «Ъ» ), а второй торговый центр — исключительно на свои деньги. Если группа «Регионы» действовала бы по общему принципу, покупая площадки за счет наращивания долговой нагрузки, сейчас размер нашего девелоперского портфеля составлял бы не 400 тыс. кв. м, а все 1,5 млн кв. м. Мы не вели агрессивную скупку на кредитные средства девелоперских проектов, зато сейчас практически большая часть наших активов не находится в залогах у банков.
— По итогам 2009 года стоимость аренды в торговых центрах сократилась в среднем на треть. В первом квартале этого года арендные ставки снизились еще примерно на 5%. Сильно ли сократился денежный поток, который приносят ваши действующие объекты?
— Мы снизили скидки для наших арендаторов на 6-7%, что автоматически повлекло сокращение денежного потока. По сравнению с Москвой, где и произошло упомянутое вами 30-процентное сокращение ставок, наши скидки могут показаться микроскопическими. Но в тех регионах, где мы работаем, и до кризиса арендные ставки были намного меньше, чем в столице, поэтому даже небольшой процент снижения ставок в региональных торговых центрах приводит к существенному снижению доходов девелоперов в денежном выражении.
— Еще пару лет назад «Регионы» параллельно с ТРЦ «Июнь» собирались развивать отдельную сеть по продаже мебели. Вам удалось открыть хоть один объект?
— Пока мы приостановили этот проект из-за кризиса. Возможно, через пару лет мы вернемся к этой идее. Сейчас мы рассматриваем другой проект, а именно развитие в регионах такого формата торговой недвижимости, как ритейл-парки.
— Как планируете развивать этот проект?
— В ближайшие пять лет мы намерены построить ритейл-парки в Пензе, Сыктывкаре, Омске по 50 тыс. кв. м каждый. В таких объектах 70% площадей будут отданы якорным арендаторам, на оставшемся пространстве расположатся торговые галереи. Земли под эти проекты мы уже нашли.
— До кризиса ваша группа заявляла, что планирует расширить сферу своей деятельности и помимо строительства торговых центров заняться развитием бизнес-парков.
— Откуда такая уверенность, что зарубежные инвестфонды, большая часть которых из-за кризиса свернула свою работу в России, заинтересует ваш проект бизнес-парка?
— Мы предлагаем схему, когда «Регионы», оставляя у себя небольшую долю в проекте, после сделки остаются управлять строительством. Тем самым наша группа сама будет заинтересована быстрее запустить объект, чтобы он приносил доход не только инвестору, но и нам, миноритариям. Постоянное общение с зарубежными инвесторами убедило меня, что решение фондов раз и навсегда прекратить инвестировать в российскую недвижимость — миф, придуманный нашими же девелоперами. Зарубежные инвесторы по-прежнему рассматривают наш рынок как перспективный, и группа «Регионы» постарается воспользоваться этой ситуацией.
— Мы планируем продать не менее блокирующего пакета группы «Регионы» в ходе IPO, который, скорее всего, проведем на одной из бирж Юго-Восточной Азии либо Великобритании. Тамошние инвесторы не испытывают такого дефицита ликвидности, как, например, их коллеги в России. Мы уже начали подготовку к размещению, например, переводим отчетность группы на стандарты МСФО. Надеюсь, через год-два, когда ситуация на финансовом рынке нормализуется, мы успеем нарастить свой девелоперский портфель.
— Как вы оцениваете стоимость «Регионов»?
— Изначально ГК «Регионы» создавалась вашим отцом депутатом Госдумы Зелимханом Муцоевым и основным владельцем АФК «Система» Владимиром Евтушенковым как совместный девелоперский бизнес. Но затем господин Евтушенков решил отдельно развивать свои проекты на рынке недвижимости в рамках «Системы-Галс». Какие у вас сегодня отношения с бывшим партнером?
— У нас хорошие отношения, потому что раздел бизнеса проходил мирно, по обоюдному согласию.
— Кто кроме вас является собственником группы «Регионы»?
— Группа принадлежит мне, моему брату Алику и нашему дяде Амирхану Аликовичу Мори. У каждого из нас по 33% компании. Дядя, как председатель совета директоров «Регионов», принимает стратегически важные решения для компании, выходить ли нам на IPO, покупать или не покупать тот или иной торговый комплекс, как развиваться нам в течение года, ну и в принципе руководит компанией как ее председатель. Алик возглавляет входящее в группу ООО «Регион менеджмент», которое занимается управлением объектов. Я возглавляю «Регион девелопмент», который занимается подбором участков, строительством, привлечением финансирования.
— Ваш отец помогает вам вести бизнес?
— Только советами. Отец сосредоточен на своей депутатской работе и не занимается оперативным управлением бизнесом. Я и Алик многому научились в институте: как правильно управлять, строить грамотную финансовую политику и стратегию группы. Но нам помогает тот жизненный опыт, которым обладают Зелимхан Аликович и дядя Амирхан Аликович. Это лучше любого университета: полчаса общения с ними в неделю — это как один год обучения в бизнес-школе. Мы также почти по всем вопросам, связанным с бизнесом, и личным вопросам советуемся с дядей: все проекты, которые бы мы ни делали, совершаются под руководством Амирхана Аликовича.
— Ранее ваш двоюродный брат Павел Мори говорил «Ъ», что возглавляемая им региональная сеть кинотеатров Mori Cinema является семейным бизнесом. Это ваш совместный проект?
— Павел, я, Алик и Амирхан Аликович владеем этим бизнесом на паритетных началах. В активах у компании уже 12 залов в Петербурге и Красноярске, кстати, идея создании сети кинотеатров принадлежит дяде Амирхану Аликовичу. Он руководит компанией, ежедневным управлением руководит мой брат Павел. Это бизнес, который мы развиваем отдельно от нашего девелоперского направления.
— Mori Cinema — это ваш единственный бизнес, не связанный с девелопментом?
— Недавно я с братом под руководством нашего дяди начал развивать сеть фитнес-центров Wellfit. На начальном этапе мы планируем открывать подобные центры в торговых центрах «Регионов». Кроме того, мне и моему брату принадлежит компания «Регион трейдинг», которая займется производством пельменей. В июне планируется выпуск первой партии продукции под премиальным брендом «Вкусовъ». Этот проект я развиваю совместно с моим двоюродным братом Георгием Намояном, совладельцем компании «Дуняша», выпускающей пельмени и свежезамороженную продукцию. Вложения в этот проект небольшие. В этом случае я выступаю больше как инвестор. Оперативным же управлением бизнеса занимается наш партнер.
— Получается, что развитие бренда «Вкусовъ» — единственный несемейный бизнес?
— Любой бизнес, который начинаем мы с братом, автоматически становится семейным. У нас изначально такая семейная традиция, что все делаем вместе, вне зависимости от того, кто, что и где придумал. На практике доказано, что самый длинный жизненный путь у семейных компаний. В семейном бизнесе есть главное преимущество — отсутствие серьезных корпоративных конфликтов, как это происходит в компаниях, где совладельцы, например, просто друзья.
«Наша задача — войти в десятку самых посещаемых развлекательных парков в мире». Амиран Муцоев — о будущем «Острова мечты»
«Остров Мечты» открылся не так давно и стал крупнейшим тематическим парком в Европе. В планах у «Острова мечты» — создание целой экосистемы, где различные сферы деятельности будут взаимосвязаны. О том, как будет реализовываться этот проект и какие направления окажутся в центре внимания, рассказал председатель совета директоров холдинговой компании «Остров Мечты» Амиран Муцоев
Много идет разговоров о том, что «Остров Мечты» затевает что-то новое, какой-то крупный проект. Как случилось, что вы решили поделиться новостями?
Амиран Муцоев: «Остров Мечты» — компания, которая развивается не только в офлайн сегменте. Мы идем в ногу со временем и в ближайшем будущем в планах построить большую экосистему, где все продукты будут взаимосвязаны. Большое направление, которому мы сейчас уделяем особое внимание — это развитие онлайн-продукции под рабочим названием Dream Island Home Entertainment. Мой главный девиз: «человек, который уходит из «Острова Мечты», должен оставаться на «Острове Мечты»».
Первый проект — это маркетплейс, интернет-магазин Dreamstore.ru. Мы не будем конкурировать с такими крупными игроками, как Озон и Amazon. Мы собираемся занять определенную долю рынка в сегменте дети и молодежь до 15 лет. Когда я говорю про товары для детей и молодежи, я имею в виду не только одежду и игрушки, а всё, что потребляет ребенок в этом возрасте — и компьютеры, и мебель для геймеров.
Сегодня в мире существует много интернет-магазинов, которые работают в узкой нише, например, «М-видео» — это только электроника. А есть магазины, которые торгуют исключительно сегменте фэшн. И магазинам-гигантам сложно перехватить люкс-аудиторию, потому что человеку, который хочет купить себе свитер по цене выше среднего, неудобен поиск в крупном магазине, где предлагают и пылесосы, и телевизоры. Подход должен быть адресным.
Понимаете, онлайн будут работать те же принципы торговли, что и офлайн. Не зря же есть специализированные магазины: продуктовые гипермаркеты, магазины электроники, спортивных товаров. Наша задача — забрать у каждой площадки свою целевую аудиторию. Мы должны стать лидером в своей нише. Бренд «Остров Мечты» ежегодно будет укрепляться на рынке, его узнаваемость растет. Сейчас наш сайт посещает 50 — 70 тысяч человек в день, и уже более 8 миллионов человек посетили сайт за шесть месяцев работы. Это очень хорошие показатели, и мы уверены в успехе нашего интернет-проекта.
Также не стоит забывать, что у нас своя большая линейка по производству товаров: от одежды до игрушек. Но наше производство будет занимать не более двух-трех процентов, потому что работать мы будем в сегменте маркетплейс.
Второе, мое любимое направление — это игры. Но самое главное — это большая игра «Остров Мечты» по типу Roblox и Minecraft. Мы сейчас детально прописываем ее сценарий и приступаем к разработке архитектуры. Это будет не просто игра, а большая социальная сеть, где дети играют, общаются, зарабатывают деньги. В игре ребёнок сможет создавать свои развлечения в полностью воссозданном онлайн-мире «Остров Мечты». Для этого у нас будет создана криптовалюта, которая будет называться Dream Coin. Например, на «Острове Мечты» есть аттракцион «Заброшенный дом». Через набор конструкторов ребенок может построить виртуальный аналог развлечения, а потом заключать смартконтракты с другими детьми, которые захотят туда зайти и заплатить за вход.
А заработанный Dream Coin можно потратить не только в онлайн-продуктах, но и офлайн. Это и есть большая экосистема, где все продукты взаимосвязаны между собой.
Фото: пресс-служба парка «Остров мечты»
На эту игру мы будем выделять много сил и ресурсов, потому что я верю в будущее этой индустрии. Успех игры будет стопроцентный, ведь ребенок, играя, будет понимать, что мир «Острова Мечты» существует в реальности, и сюда всегда можно приехать. И это очень важное преимущество! Многие популярные игры мечтают воссоздать свои миры в реальности в составе крупного парка, чтобы придать им жизнь и дополнительный успех, а у нас все это уже есть.
В самом деле, одной статьи не хватит, чтобы рассказать про этот проект. Игра «Остров Мечты» займёт достойное место среди лидеров этого рынка, как, например, Roblox, капитализация которой достигла 37 миллиардов долларов. Вот сами посчитайте, сколько может стоить одно наше направление игры «Остров Мечты».
Третье направление в онлайн, это создание канала Dream TV. Это стриминговой канал для детей и молодежи. Но прошу заметить, что в каждом проекте мы не соревнуемся с существующими игроками, а хотим всего лишь забрать у них нашу целевую аудиторию. Говоря о стриминговом канале, мы подразумеваем создание целой индустрии по производству контента: фильмов, мультфильмов, а также сериалов для детей и молодежи.
Все эти проекты мы реализуем в течение 3-5 лет. Но это далеко не все проекты, которые находятся в разработке.
Наша задача — войти в десятку самых посещаемых развлекательных парков в мире и стать одной из самых технологичных компаний в индустрии развлечений с полным циклом офлайн и онлайн.
Конечно, онлайн-продукты — это неотъемлемая часть нашей жизни, но и офлайн будет развиваться. Мы также будем развивать офлайн-продукты в Нагатино. Уже закончили проектирование открытого парка развлечений на 25 гектаров — в итоге мы войдем в тройку крупнейших парков мира. Мы объединим крытую часть с открытой, и посетитель сможет пользоваться инфраструктурой парка с единым билетом как внутри, так и снаружи. И наше самое главное преимущество будет в том, что вне зависимости от прогноза погоды, семья может запланировать поход в парк развлечений.
В июне откроем крупнейший в Европе аркадный центр на 18 тысяч квадратных метров в городском променаде «Острова Мечты». Там будет компьютерный клуб, боулинг, более 350 призовых аппаратов и многое другое. Также откроем крупный VR парк, кинотеатр на 18 залов и в этом году начнет работу концертный зал «Москва» на 4800 мест.
Не боитесь безнадежных расходов?
Нет, я не боюсь. Дорогу осилит только идущий. Мы не можем сидеть и ждать, пока закончится пандемия, мы должны развиваться. Есть страны, где индустрия развлечений находится на высочайшем уровне, в других странах она недоразвита, но в России эта ниша отсутствовала до появления «Острова Мечты». Сегодня мы лидеры индустрии развлечений и формируем ее, обогнать нас будет сложно. Любой компании, которая захочет с нами конкурировать, нужно будет вложить миллиарды долларов, а это очень рискованно.
Если кто-то приступает к проектированию, то они должны знать, что мы их планы уже начали реализовывать. И планируем то, о чем даже еще никто не думает. Главный наш актив — команда. Мы построили вертикально интегрированную и единственно правильную управляющую компанию в индустрии развлечений в России и СНГ.
Фото: пресс-служба парка «Остров мечты»
У Вас окупается операционная деятельность?
Да, окупается, и тенденция хорошая, нас устраивает.
А обслуживание долга тоже?
Банк ВТБ сделал реструктуризацию, мы довольны этим решением. И вообще руководители банка, а именно Костин Андрей Леонидович и Соловьев Юрий Алексеевич, поверили в нас, и мы не подвели их и не подведём. Мы не виноваты, что грянула пандемия коронавируса, это невозможно было просчитать в бизнес-модели.
Посмотрите с другой стороны: мы построили сложный большой проект за два с половиной года, самостоятельно создали управляющую компанию и вписались в бюджет, что почти нереально, если взять мировые аналоги. Запустили проект, все работает как часы, мы выполнили все обещания. Дайте чуть-чуть времени, и все наладится.
Помогал ли город в реализации проекта?
Я считаю, что Сергей Собянин — один из самых успешных руководителей этого времени. Ведь если бы не мэр и его команда, мы бы не смогли построить этот проект. В последние годы Москва созрела для «Острова Мечты»: город преобразился, туристический поток существенно увеличился, да и категория туристов поменялась. Если раньше в основном были бизнес-туристы, то теперь это семьи, которые проводят больше дней в столице. А еще была проделана титаническая работа в транспортной инфраструктуре города и районе Нагатино. Я никогда в жизни не видел такой слаженной работы.
Я очень доволен тем, что мы сделали. Мне еще нет 40 лет, а мы построили коммерческий проект, который посетил президент и похвалил нас. Я этим горжусь, и вся наша команда этим гордится.
Фото: пресс-служба парка «Остров мечты»
Учитывая пандемию, может можно привлечь деньги не только кредитом, но и в виде участия дополнительных инвесторов?
Конечно, мы думаем об этом и готовим компанию к выходу на биржу либо стандартным путём, либо через СПАК.
А вы считаете это возможно с учётом сегодняшних доходов?
Сегодня фундаментальные принципы оценки бизнеса уже не работают. Если раньше определяющим был показатель Ebitda, мультипликатор 10-12 лет, и складывалась оценка, то сегодня так не работает. Восприятие инвесторов теперь составляется из следующих факторов: занимаем ли, или в будущем займем лидирующие позиции на рынке в нашем направлении. Каково главное конкурентное преимущество, и что за проекты собираемся реализовать в будущем. Как онлайн-сегмент может быть встроен в проект, и идет ли он в ногу с новым временем. Какая команда реализует проект.
Если учесть эти факторы, то можно с уверенностью сказать, что мы идем в правильном направлении. Потому что мы заняли лидирующие позиции на рынке парков развлечений, создали сильную управляющую компанию, создаем экосистему вокруг «Острова Мечты», где все продукты будут взаимосвязаны. Развиваем онлайн-сегмент, который вписывается в офлайн-проект «Остров Мечты», у нас большая программа развития офлайн.