муся хочет водочки актер
За кадром фильма «Девушка без адреса»: Почему Эльдар Рязанов предпочитал молчать о своем втором фильме
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эльдар Рязанов начинал как режиссер-документалист, и когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев доверил ему съемки музыкальной комедии «Карнавальная ночь», в успех этой затеи не верил никто, даже сам режиссер. Ему было всего 29 лет, он мечтал снять драму, пробы 21-летней Людмилы Гурченко его не впечатлили, многие сцены приходилось переснимать, смету перерасходовали, от сроков отстали. Но результат поразил всех: фильм стал лидером кинопроката, собрав у экранов 50 млн зрителей. После этого успеха Рязанов планировал продолжить сотрудничество с Гурченко, и когда он через год приступил к съемкам новой лирической комедии «Девушка без адреса», в главной роли видел только эту актрису. Но тут снова возникли сложности.
Режиссер снова был не восторге от предложенного материала, но соглашался на любые предложения, «лишь бы не погнали с работы», как он признался позже. От Рязанова все ждали повторения громкого успеха «Карнавальной ночи», и его залогом режиссер считал участие тех же звезд – Игоря Ильинского и Людмилы Гурченко. Но неожиданно худсовет выступил категорически против этой идеи. Рязанову заявили, что нет никакой нужды снимать вторую «Карнавальную ночь»: это совсем другая история, поэтому актерский состав должен быть новым – мол, в стране, кроме Ильинского и Гурченко есть немало других достойных артистов.
Рязанов даже думал о том, чтобы отказаться от работы над фильмом. Он подготовил второй список актеров, но на кандидатуре Людмилы Гурченко настаивал до последнего. Тогда Иван Пырьев вызвал режиссера к себе в кабинет и по секрету сообщил ему о том, что по решению министра культуры Гурченко не утвердят на главную роль ни при каких обстоятельствах по той причине, что она якобы отказалась сотрудничать с комитетом госбезопасности. Об этом Рязанов счел возможным рассказать только в 1990-х гг., а тогда ему пришлось смириться с решением руководства.
На главную мужскую роль утвердили Николая Рыбникова. На тот момент он находился в зените славы после главных ролей в фильмах «Весна на Заречной улице» и «Высота». Однако новое предложение его совсем не обрадовало – до этого он сыграл сталевара-передовика и бригадира монтажников, и тут ему снова предстояло воплотить на экранах образ «простого парня из народа», в котором актер не видел ничего интересного. Рыбников опасался навсегда «застрять» в этом амплуа, и его фильмография в дальнейшем подтвердила то, что эти опасения были небезосновательными.
Однако на этом неприятности не закончились. На роль Кати Ивановой выбрали актрису Ленинградского театра музыкальной комедии Зою Виноградову. Она даже успела записать все песни к фильму, но тут в театре ее поставили перед выбором: либо спектакли, либо съемки. И она выбрала первое. Правда, ее голос все же прозвучал в фильме – именно Виноградова исполнила все песни Кати Ивановой.
В итоге на главную роль утвердили непрофессиональную актрису – никому не известную студентку филологического факультета Ленинградского государственного университета Светлану Карпинскую. Она попала на съемочную площадку благодаря счастливому случаю: по легенде, однажды в метро ее увидел автор сценария «Девушки без адреса», сатирик Леонид Ленч и сразу же предложил ей главную роль. По его словам, именно такой он и представлял свою героиню, когда работал над сценарием. Сама актриса рассказывала историю куда более прозаичную: она с юности занималась в театральной студии, однажды их спектакль сняли на «Ленфильме», и ассистент режиссера обратила внимание на талантливую актрису. Как бы то ни было, Карпинскую утвердили на главную роль. Рязанова очень расстроил такой выбор, но ему с ним пришлось смириться.
Переживания режиссера были напрасными: дебютантка без актерского образования отлично справилась со своей ролью. С ее героиней у нее оказалось немало общего: она выглядела такой же искренней и наивной провинциалкой, как и Катя Иванова, приехавшая покорять столицу. И у актрисы был такой же «неуживчивый характер». Светлане отчаянно хотелось быть похожей на настоящих кинозвезд, и она очень переживала из-за того, что выглядела в кадре некрасивой: ее одевали в нелепые наряды и запрещали ей гримироваться.
Карпинская сокрушалась: « Рязанов запретил накладывать какой-либо грим. Тогда я очень расстроилась. Даже мой партнер Рыбников говорил: «Какая чудная девочка! Что же она у вас все время в какой-то убогой юбке ходит и в этом жутком платке? Да вы хоть волосы ей распустите!» Ведь у меня была коса до колен, которую так никто и не увидел. А еще Рязанов заставил меня за несколько недель перед съемками срочно сбросить вес, так что приходилось каждое утро начинать с пробежки и сидеть на строгой диете ». Тем не менее попадание в образ получилось стопроцентным, и зрители присылали актрисе мешки восторженных писем. После такого успеха она искренне недоумевала по поводу того, почему Эльдар Рязанов не зовет ее в новые свои фильмы и затаила обиду на режиссера.
Конечно, залогом успеха фильма был и удачно подобранный актерский состав, ведь даже в эпизодах снимались мэтры советского кино: деда главной героини блестяще сыграл Эраст Гарин, модельера из экспериментального ателье – Рина Зеленая, супружескую пару Комаринских – Зоя Федорова и Сергей Филиппов. Они появлялись на экранах всего на несколько мгновений, но этого было достаточно, чтобы зрители тут же запомнили их ярких персонажей и повторяли за ними фразы, ставшие крылатыми: « Советская девушка должна смело носить то, что мы внедряем! » (героиня Рины Зеленой в ателье), « Масик хочет водочки! » (персонаж Сергея Филиппова) и т. д.
В 1958 г. «Девушка без адреса» заняла второе место среди лидеров кинопроката, уступив «Тихому Дону» Сергея Герасимова. Комедию посмотрело 36,4 млн зрителей. Однако, несмотря на всесоюзное признание и зрительскую любовь, сам режиссер так и не изменил своего мнения. Он по-прежнему был убежден в том, что фильм очень проиграл из-за того, что в нем не снялась Людмила Гурченко, и позже не любил вспоминать о своей второй киноработе, считая ее гораздо проще и слабее «Карнавальной ночи».
Однажды в 1980-х гг. Рязанов заявил в интервью, что эта комедия могла бы стать более динамичной, более лиричной и более смешной, если бы на заре своей режиссерской карьеры он мог принимать решения самостоятельно. В своей книге «Неподведенные итоги» режиссер рассказал о съемках всех своих фильмов, кроме «Девушки без адреса», – очевидно, он считал эту работу незаслуживающей даже упоминания. К счастью, зрители с ним не были согласны – трогательная и лиричная комедия до сих пор вызывает у всех очень теплые чувства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Масик хочет водочки»
FLB: «В СССР его популярность была сравнима только с гагаринской». 30 лет назад ушёл из жизни выдающийся актёр Сергей Филиппов, создавший незабываемые образы в комедиях «Укротительница тигров», «Карнавальная ночь», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»
В феврале 2020 года в Санкт-Петербурге скончался известный на Западе художник и дизайнер интерьеров Юрий Филиппов – единственный сын актёра. Значительную часть жизни проживший в США, куда они мамой, Алевтиной Горинович, уехали в 1970-е, Юрий Сергеевич вернулся в Россию в конце 90-х. Все эти годы он тяжело переживал разрыв с отцом (ведь тот не простил им эмиграцию, посчитав её «предательством родины», фактически прокляв) и последние годы посвятил поиску архивных материалов, фотографий и воспоминаний о нём его друзей и коллег. Незадолго до смерти он издал книгу «Сергей Филиппов. Есть ли жизнь на Марсе…», которую сам иллюстрировал.
Предлагаем статью о знаменитом комике обозревателя FLB Андрея Колобаева (она была опубликована 4 сентября 2017 в газете «Совершенно секретно», которую в то время делала наша команда Агентства федеральных расследований FLB.ru) с уточнением деталей биографии актёра, изложенных в книге Юрия Филиппова.
«МОЕ ПРИЗВАНИЕ – «НОГИ»
В семь лет мальчик пошёл в школу, но учился из рук вон плохо. Обожал только литературу и химию, остальные предметы игнорировал, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Однажды во время своей любимой химии, пока в классе не было учителя, любознательный юноша устроил эксперимент: смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару найденных в шкафу «неизвестных» реактивов. Результат превзошёл все ожидания – по всей школе мгновенно распространился такой резкий запах, похожий на ядовитый газ, что учащихся и преподавателей спешно пришлось эвакуировать.
Сергей Филиппов с мамой Евдокией Терентьевной. Конец 1920-х
Своё истинное предназначение он открыл случайно. Шли они как-то с приятелем мимо клуба, заглянули в окно. В своих воспоминаниях Сергей Николаевич описывал увиденное и последовавшие за этим события так: «В окне увидели девчонок в коротеньких юбках. Ногами что-то выделывали, какие-то кренделя. Ноги понравились. И решил я, что это моё призвание – ноги. Мы заглянули в комнату. На двери была табличка «Хореографический кружок» Мы понятия не имели, что значит «хореографический», от слова «харя», что ли? Но оказалось – нет».
По совету преподавателя летом 1929 года юноша отправился поступать в балетное училище при Большом театре, но опоздал – приёмные экзамены уже закончились. Оставался запасной вариант: он поехал в Ленинград и подал документы в только что открывшееся балетное отделение ленинградского Эстрадно-циркового техникума, куда и был принят.
Педагоги сразу увидели в начинающем танцовщике незаурядный дар. Сергею Филиппову прочили блестящее балетное будущее. Правда, было одно «но». Некоторые отмечали, что в самые пафосные балетные номера он «почему-то» стремился вносить комическую пародийную нотку, чем то и дело изрядно смешил окружающих.
Один из мастеров его курса, известный в то время артист и балетмейстер Пётр Гусев, так характеризовал ученика: «Филиппов мог стать непревзойдённым классическим танцовщиком. Для этого ему было отпущено всё: превосходные великолепной формы и невероятной силы ноги, прыжок, жест… Настоящий самородок! Я старался тянуть его в Театр оперы и балета, но он не поддавался. Вся атмосфера классического балета с его возвышенными романтическими чувствами претила ему. Он чувствовал себя в ней плохо, наверное, от того, что не находил здесь выхода своему комическому дарованию».
Сергей Филиппов в спектакле Театра комедии «Страшный суд». Конец 1930-х
ИГРАЛ ГЛАЗАМИ, БРОВЯМИ, НОСОМ
Говорят, в тот период за кулисами можно было безошибочно определить, когда он находился на сцене – хохот стоял такой, что, казалось, стены не выдержат и вот-вот потолок рухнет. Публика размазывала по лицу слезы восторга, топала ногами, так как смеяться уже просто не было сил.
Естественно, мимо такого дарования не мог пройти бурно развивающийся в то время кинематограф. На экране Сергей Филиппов впервые появился в 1937 году, сыграв в идеологически выдержанной картине «За Советскую Родину» крохотную и бессловесную роль белофинна. Там его задача была, на первый взгляд, не ахти какая сложная: перебегая по бревну ручей, выстрелить в красноармейца, в момент взрыва гранаты поскользнуться и камнем рухнуть в воду. Правда, с небольшой оговоркой: падать приходилось почти в ледяную кашу, ведь сцену снимали при температуре минус 30. И так четыре дубля! Каждый раз его вытаскивали, растирали задубевшее тело спиртом, переодевали, и вновь звучала команда: «Камера, мотор!» Согласитесь, крутое испытание для дебютанта, да ещё с пороком сердца. У любого другого подобное «боевое крещение» окончательно подорвало бы здоровье или отбило охоту сниматься навсегда. Но Филиппов выдержал все стоически!
Сергей Филиппов в роли палача в фильме-сказке «Кащей Бессмертный», 1944 г.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ
«Алмазов» имел бурный успех, публика была в восторге, но это была ещё не слава. Настоящая слава пришла к актёру, когда молодой режиссёр Эльдар Рязанов пригласил его в свой дебютный фильм «Карнавальная ночь» на роль лектора Некадилова из «общества по распространению». Выбор на Филиппова пал не сразу и случилось это в большей степени… от безысходности. Съёмки были уже в разгаре, а Эльдар Александрович все не мог подобрать подходящего актёра. И тут он вспомнил об исполнителе роли Казимира Алмазова. Вот кто мог бы стать настоящей «палочкой-выручалочкой»!
Кадр из фильма «Карнавальная ночь», 1956 г.
Критики тех лет отмечали, что помимо уникального комического дара Филиппов обладал не всегда свойственными актёрам качествами – ловкостью, смелостью, склонностью к риску. Многие опасные трюки он исполнял без дублёров. Например, в той же «Укротительнице тигров» он без всякой подготовки бесстрашно вошёл в клетку к тигру Пуршу (и стал первым актёром, кто на такое отважился!), «обнимался» в кадре с настоящим медведем на съёмках «Косолапого друга», летел с моста в воду, ломая своим телом перила в фильме «Беспокойное хозяйство», не умея водить машину, с радостью брался за роль шофёра… Его вообще трудно было удержать от экспериментов.
Сергей Филиппов в роли дрессировщика тигров Казимира Алмазова в комедии «Укротительница тигров», 1954 г.
«ДАЙТЕ МНЕ ЖИТЬ, КАК Я ХОЧУ»
Популярность Сергея Филиппова в 50-60-е годы 20 века была просто феноменальная. Зачастую один эпизод с его участием, одно его имя на афише «вытаскивало» любой провальный фильм и «делало» кассу, поэтому недостатка в предложениях не было. Он играл в эксцентрических комедиях, мелодрамах, сказках, детективах, в сюжетах для сатирического киножурнала «Фитиль».
Актёр Театра комедии Геннадий Воропаев рассказывал случай, как в 1959 году во время гастролей в Свердловске они с Сергеем Николаевичем вышли на улицу и… Весь транспорт остановился! «Остановились все трамваи, троллейбусы и автобусы. Люди выбегали и бросались к любимому артисту. А когда завод «Уралмаш» пригласил на творческую встречу, то вообще прекратили работу: ну, Филиппов же приехал! Примерно то же самое было и на гастролях в Киеве. Люди стояли живым кольцом, кто-то смеялся, а кто-то плакал. »
Сохранилась ещё одна безумно красивая история, правда, уж очень похожая на байку. Якобы когда в ноябре 1959-го в Париже скончался французский актёр Жерар Филип, несколько подвыпивших мужчин ввалились в питерский автобус, буквально захлёбываясь слезами: «Серёня наш помер… Серёня Филиппов!» Когда более осведомлённые сограждане объяснили им ошибку, они счастливые выскочили на улицу: «Ура! Ура! Наш Серёня жив. »
Со временем Филиппова подобное отношение стало настолько обременять, что, будучи, как и многие комедийные актёры, человеком нелёгкого, нелюдимого характера, он буквально возненавидел свою популярность и своих поклонников. Бывало, срывался и кричал: «О господи, что я вам – животное? Вы можете пройти мимо и дать мне жить, как я хочу?»
КОМИК И БИОГРАФ КИРОВА
С первой супругой, внучкой царского генерала Куприянова и своей сокурсницей по эстрадно-цирковому техникуму – Алевтиной Ивановной Горинович – Сергей Филиппов познакомился в 1929 году. Роман вспыхнул нешуточный! Правда, расписываться влюблённым пришлось тайно – бабушка невесты, Любовь Ипполитовна, столбовая дворянка, воспитывавшая внучку в одиночку, категорически была против этого, как она считала, мезальянса и наотрез отказалась общаться с новым родственником, которого называла «хамом», «клоуном» и «паяцем». В этом браке в 1938 году родился единственный сын Филиппова – Юрий. Молодой отец его обожал.
Филиппов и его первая жена Алевтина Горинович. 1930-е.
А затем… У получившего вскоре вожделенную славу актёра появилось множество друзей, поклонниц. Все чаще своё свободное время он стал проводить в ресторанах и весёлых компаниях с легко доступными красотками, являясь домой под утро и сильно навеселе. Алевтина Ивановна, после родов оставившая сцену и отныне преподававшая английский язык в Военно-воздушной академии, десять лет стоически терпела эти его гулянки с друзьями и романтические увлечения на стороне. И в конце концов однажды не выдержала. Во время очередной ссоры она указала Филиппову на дверь (как потом описывал сцену расставания родителей Юрий Филиппов, «выгнала отца поленом»), а тот, не на шутку обидевшись, проявил характер. Бросив фразу: «Вы ещё пожалеете об этом. На коленях приползёте! Ко мне, обожаемому всей страной!», ушёл на улицу с одним чемоданчиком в руках. Думал, на время, оказалось – навсегда. Причём, потом, по свидетельству близких знакомых Сергея Николаевича, он об этом разрыве жалел всю жизнь.
Сергей Филиппов и Антонина Голубева, 1970-е г.
ССОРА С ЭЛЬДАРОМ РЯЗАНОВЫМ
Тем временем тяга Сергея Николаевича к спиртному постепенно приобретала всё более глобальные размеры. Всё чаще Филиппова видели заходящим в подвальчик под вывеской «Коньяк. Шампанское» на углу Невского и Садовой, где ему тут же наливали коньяка. Он выпивал и молча уходил. Об этом периоде жизни отца Юрий Филиппов написал в своих воспоминаниях так: «Случалось, папа выходил из дома наглаженный, ухоженный и в галстуке. А к вечеру, бормоча «Как низко я пал», возвращался уже без галстука, без рубашки и даже без носков!»
Его запои и загулы не раз становились темой обсуждения в актёрской среде. В этом состоянии его характер, и без того неангельский, иногда становился просто невыносимым. Он запросто мог обматерить назойливых поклонников, устроить дебош и побить в ресторане посуду, оскорбить и даже ударить человека, который «показался ему подозрительным» или «не так посмотрел».
Даже на многое закрывавший глаза худрук Театра комедии Акимов (до этого говоривший «Для меня талантливый пьяница дороже десятка бездарных трезвенников») в конце концов не выдержал его пьяных выходок, прогулов репетиций и в 1965 году со скандалом уволил из театра. Да и многие кинорежиссёры, прежде буквально охотившиеся за Филипповым, под разными предлогами перестали его звать в свои фильмы.
Но впереди его ожидало ещё одно серьёзное испытание, даже два. В 1965 году у Сергея Николаевича обнаружили обширную опухоль головного мозга. Острые приступы головной боли порой не давали работать, съёмки срывались. Ещё больше его подкосило известие, что бывшая жена Алевтина и сын Юрий уехали на ПМЖ в Америку. Филиппов посчитал этот поступок предательством.
Сергей Филиппов с сыном Юрием, 1940-е
ДУРАК, А УМНЕЕ ФУРЦЕВОЙ
С тех пор он снимался во всех фильмах Леонида Гайдая. Приступая к новым съёмкам, режиссёр имел привычку: первым делом садился за стол и составлял список актёров, которых он хотел бы в этой картине снимать. Начиная с «12 стульев», в этом списке всегда стояла фамилия «Филиппов».
«ПОСКОРЕЕ БЫ УМЕРЕТЬ»
Помню, за несколько дней до своей кончины он мне вдруг сказал: «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину. Сценарий так меня потряс!»
Сергея Филиппова не стало в апреле 1990 года. На надгробном памятнике, который позже поставил его сын Юрий, стоит дата: 19 апреля. К сожалению, она условная. Как вспоминал актёр Евгений Моргунов, легендарный Бывалый: «Ленинградская общественность бессердечно отнеслась к артисту, который смешил всех, которого боготворили все. Он умер один в своей квартире и пролежал две недели, пока его хватились. Соседи обратились на «Ленфильм», и там приняли ужасающее решение: он пенсионер, вот собес пусть его и хоронит. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актёров, которые были уже на пенсии, у актёров, которые знали Филиппова. Сделали гробик и закопали».
Любовь Тищенко вспоминала похороны Сергея Филиппова так: «На кладбище пришли и его старые друзья, не имеющие к кино никакого отношения, и все наши актеры. А вот из родственников не было никого. И поминки тоже мы сами устраивали. Часто пишут, что Гильдия актёров и киностудия устранились, но это неправда — они очень помогли… К сожалению, у Сергея Николаевича не было ни костюма, ни даже ботинок, в которых мы могли его похоронить. На его сберкнижке не оказалось ни копейки. Мы обратились в одну из крупных газет с просьбой, чтобы о Филиппове напечатали некролог, но нам отказали, сославшись на то, что этот актёр… никому не известен. Едва успели его похоронить, а уже на следующий день, откуда ни возьмись, появились люди, которые назвались друзьями Филиппова и начали растаскивать его вещи. Забрали всё! Мебель, посуду… Вот так закончилась жизнь великого актёра!»
Гениальный комический актёр, так и не реализовавший свою мечту сыграть главную положительную роль в трагедии, покоится на непрестижном Северном кладбище Санкт-Петербурга, рядом со своей любимой Барабулькой – Антониной Голубевой. Эпитафией артисту стали стихи неизвестного автора: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Говорят, это были его любимые стихи.
Беседу вёл Андрей Колобаев
Сергей Филиппов: сто и одна актерская роль
Актер с неординарной внешностью, непревзойденный комик, мечтающий сыграть трагическую роль, знаменитый «мерзкий тип», реплики которого цитировала вся страна: «Масик хочет водочки», «Я сюда попал или не сюда?», и, наконец, Киса Воробьянинов в «Двенадцати стульев» — это Сергей Филиппов. Великий мастер эпизода ушел из жизни 19 апреля 1990 года.
Филиппов — выходец из семьи рабочих, он родился и вырос в Саратове. Нельзя сказать, что мечтал об актёрской карьере с детства: поначалу он и вовсе не думал о том, чем будет заниматься всю свою жизнь. В школе будущий актёр прослыл хулиганом, причём таким злостным, что даже был исключён. Тогда Филиппов бросил все силы, чтобы добиться успеха на поприще кулинарии, однако, это ни к чему не привело. Молодой человек пробовал себя ещё в нескольких амплуа: плотника, токаря, а затем судьба неожиданно забросила его в балетную студию.
Именно в балетной студии Сергей Филиппов почувствовал своё призвание: уже вскоре он стал лучшим учеником и в 1929 году решил поступать в один из творческих вузов столицы. На экзамены в московское балетное училище при Большом театре Филиппов опоздал, в ленинградское хореографическое училище тоже, и потому подал документы в эстрадно-цирковой техникум. Там Филиппов проучился четыре года и в 1933 году Сергея приняли в труппу Театра оперы и балета. Но о танцевальной карьере пришлось вскоре забыть, на одном из спектаклей у Филиппова произошёл сердечный приступ. И Сергей поступает в эстрадный театр-студию.
В 1937 году состоялся кинодебют молодого актёра Сергея Филиппова: фильм «За Советскую Родину» о гражданской войне в Карелии, роль — без слов. Филиппов был счастлив: он окажется на экране пусть даже и без слов. По сценарию его герой падает в ледяную воду и, может быть, кого другого это бы и остановило, но только не Сергея Филиппова. Ничего, что дублей пришлось делать ни один и ни три, а значительно больше, как сам потом признавался актер, с каждым новым дублем его желание быть актёром только росло.
После выхода на экран первого фильма Сергею Филиппову посыпались предложения сниматься в кино, к 1939 году насчитывалось уже три серьёзные картины. Критики неоднократно отмечали уникальный комедийный талант Сергея Филиппова, его своеобразную манеру, непохожую ни на одну другую. Как признавался Филиппов в конце своей жизни, а он всегда мечтал сыграть большую серьёзную трагическую роль.
В конце 30-х годов Филиппов женился на своей сокурснице Алевтине Горинович, и в 1938 году у супругов родился сын Юрий. Удивительней всего было то, что молодой актёр не побоялся в столь непростые для страны времена связать свою жизнь с девушкой дворянского происхождения, а та, в свою очередь, отважилась выйти замуж за актёра, у которого мало что было за душой. У Филиппова был непростой характер, да и актерская среда не располагала к тихой семейной жизни: сотни поклонниц, шумные актёрские посиделки отдалили супругов друг от друга. Прожив пятнадцать лет, жена актёра ушла от него вместе с сыном, не оформляя развода. Вскоре Сергей Филиппов стал жить в гражданском браке с писательницей Антониной Голубевой, которая была старше на двадцать лет.
В это время Филиппов переживает новый творческий взлёт: теперь его приглашают в основном на эпизодические роли. Но, какие это были роли, какое мастерское исполнение! Лектор в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, певец в «Не может быть!» Леонида Гайдая — многие зрители запомнили отличного актера именно по этим эпизодическим ролям. Следующий виток успеха начался у актера с картины «Укротительница тигров», где Сергей Филиппов сыграл дрессировщика Казимира Алмазова. Затем последовал фильм «Девушка без адреса», где у Филиппова была роль начальника конторы.
Но, как известно, взлёты не обходится без падений. Режиссер Николай Акимов уволил его из ленинградского Театра Комедии, режиссер Эльдар Рязанов категорически в последствии отказывался снимать, и это-то после их совместного триумфа в «Карновальной ночи», «Девушки без адреса». Кто-то винит в этом непростой характер Филиппова, а, возможно, причина скрывалась в не самых удачных картинах, куда приглашали Филиппова, чтобы за счёт непревзойдённого таланта короля эпизода вытянуть скучный фильм…
В середине 60-х Филиппову удалили опухоль головного мозга, но и после перенесённой операции он продолжал работать. Последовали запоминающиеся роли в картине «Иван Васильевич меняет профессию» и в «Двенадцати стульях» — долгожданная драматическая главная роль Кисы Воробьянинова, подаренная актеру режиссером Леонидом Гайдаем.
Бывшая жена Сергея Филлипова вместе с сыном эмигрировали в США в семидесятых, и это стало для актёра настоящим ударом, ведь у него осталось не так уж много близких людей. В восьмидесятые годы актёр сильно болел, практически не снимался, кроме небольшого эпизода в «Собачьем сердце» и в фильме «За спичками». После смерти своей второй жены и отъезда сына за границу Сергей Филиппов мало с кем общался: всего лишь несколько друзей навещали больного немощного старика, помогали по хозяйству, готовили еду. Сергея Филиппова, актера, сыгравшего больше ста ролей, не стало 19 апреля 1990 года.
Читайте самое интересное в рубрике «Культура»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.