муслимов шабан салихович биография

Шабан Муслимов — в кадре и за кадром

Такие телесериалы, как «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе», «Солдаты» знают, пожалуй, все россияне. Дети и взрослые разных возрастов с удовольствием их смотрят или смотрели, отмечая особый юмор и легкую подачу. В марте 2014 года на ТНТ вышел новый комедийный сериал «Дружба народов». Одним из авторов этих популярных телесериалов является наш земляк Шабан Муслимов.

За его плечами яркое КВНовское прошлое: он играет в КВН с 1992 года, был капитаном нашей известной команды «Махачкалинские бродяги». В 1997 году Шабан Муслимов, что называется, «отправился покорять Москву». Можно сказать, что это ему удалось – его проекты пользуются популярностью, правда, сам он в большинстве случаев остается за кадром. Мы решили исправить эту ситуацию.
В рамках проекта «Дагестанцы за пределами республики» Шабан Муслимов поделился с корреспондентом «Проджи» воспоминаниями о Дагестане, рассказал о жизни в Москве и своей такой юморной деятельности.
– Шабан Салихович, давайте перенесемся в 80-е – начало 90-х годов, в то время когда вы жили в Махачкале. Какие воспоминания у вас сохранились о самом городе, людях и вашей жизни в Махачкале?
– Город был веселый, солнечный и люди в массе своей такие же. Жили мы на улице Энгельса. 80-е годы в моей памяти – это школа (до третьего класса я учился в СШ №22, потом построили СШ №11 – она была ближе к дому и я перешел туда, а с 7 и до 11 класса я учился в СШ №17), музыкальная школа, море, поездки в горы, начало учебы в университете, студенческий театр, КВН… В школе у нас КВНом называли всякие викторины по алгебре, географии и другим предметам. Мы тогда были уверены, что только такой КВН и бывает. А когда я увидел КВН по телевизору, то был удивлен, что бывает и такой «неправильный» КВН, странный, без каких-то задач, а с какими-то нелепыми шутками, не имеющими отношения к науке. А потом мы играли у себя в университете, пробовали копировать телевизионные образцы и были уверены, что у нас получается лучше, чем в телевизоре. А в 90-м году мы завязали с КВНом, сели писать диссертации, поступать в аспирантуры и т. д. На фестиваль в Воронеж в 93-м году мы просто поехали, как говорится, тряхнуть стариной, но выступили успешно и потом решили, что надо попробовать и дальше. В 1996 году мы стали Чемпионами Высшей Лиги КВН, и начались гастроли по всей стране…
– Как повлиял на формирование вашей личности и характера Дагестан?
– На меня Дагестан сильно повлиял, я уехал, когда мне было почти 26 лет, в общем-то уже сформировавшимся человеком.
– Уехать из Дагестана –это ваша мечта с детства или же вы пришли к этому уже в зрелом возрасте? Как вас там приняли? С какими трудностями сталкивались в первое время?
– У меня не было мечты уехать, у меня была мечта стать писателем, просто во время игры в КВН выяснилось, что писатель на ТВ имеет большую аудиторию, чем обычный писатель, а главные телеканалы находятся в Москве, поэтому я и уехал. Больших трудностей у меня не было, так как я знал, куда еду и как себя нужно вести. Сложно было перестроиться в плане работы, понять, как нужно писать для телевизионных проектов,
так как до этого я писал для КВН.
– Как часто сейчас вы бываете в Дагестане? Что вас сюда тянет?
– Я приезжаю в Дагестан в среднем один раз в год к своим родным и друзьям. Для меня поездки на родину – это всегда приятные эмоции.
– Соблюдаете ли вы дагестанские обычаи, находясь за пределами нашей республики?
– Специально не стараюсь соблюдать. Думаю, что многие обычаи настолько крепко в подсознании, что я выполняю их просто не задумываясь. Стараюсь быть гостеприимным, с уважением относиться к старшим.
– Есть ли в вашем доме вещи, которые напоминают вам о Дагестане?
– Конечно же, есть, причем их очень много. Это и посуда, и предметы интерьера, да и в телефоне у меня почти треть номеров – дагестанские!

– Расскажите немного о вашей семье. Насколько мне известно, ваша супруга – КВНщица, получается ли у вас в семейной жизни на все смотреть с юмором и быть всегда в хорошем настроении?
– Моя жена играла в КВН в институте, но в телевизионном КВНе не участвовала, она профессиональный драматург и телепродюсер. Несмотря на то, что у нас обоих хорошее чувство юмора, всегда на все смотреть с юмором не получается, мы ведь живые люди, но мы стараемся, и, в основном, нам это удается. У нас трое детей – старшая дочь учится во ВГИКе на продюсера, а сын и младшая дочь еще ходят в детский сад.
– На ваш взгляд, в чем отличие женского юмора от мужского юмора?
– Думаю, мужской юмор более острый, в какой-то степени более агрессивный, хлесткий, поэтому он часто вызывает больше хохота, женский – более мягкий, сентиментальный и добродушный, он чаще вызывает счастливую улыбку. Впрочем, по-настоящему высококлассный юмор не зависит от половой принадлежности.
– Как вы считаете: чувство юмора – это врожденное качество или приобретенное? Его можно развить?
– Я бы сказал, 50 на 50.
– Вы сочиняете шутки уже много лет. Приведите, пожалуйста, пример шутки, над которой вы недавно смеялись.
– Водитель троллейбуса-гармошки, попеременно нажимая педали «газ» и «тормоз», сыграл «калинку-малинку».
– На телевидении вы были и режиссером, и автором, и креативным продюсером. А не возникало ли у вас желания быть актером, вспомнить, так сказать, свое КВНовское прошлое?
– Я не профессиональный актер, поэтому у меня лично не возникает острого желания сниматься в кино. Иногда меня приглашают сниматься, если это мне интересно, и я понимаю, что моя кандидатура там будет уместна, то снимаюсь с удовольствием.
муслимов шабан салихович биография. Смотреть фото муслимов шабан салихович биография. Смотреть картинку муслимов шабан салихович биография. Картинка про муслимов шабан салихович биография. Фото муслимов шабан салихович биографиямуслимов шабан салихович биография. Смотреть фото муслимов шабан салихович биография. Смотреть картинку муслимов шабан салихович биография. Картинка про муслимов шабан салихович биография. Фото муслимов шабан салихович биография

– В марте этого года на ТНТ вышел ваш новый сериал «Дружба народов». Расскажите об идее его создания.
– Это история о семейной жизни лезгина и казачки – Лены и Джабраила Муслимовых. Сценарий я готовил вместе со своей женой, и в его основу легла история нашей семьи – я – лезгин, супруга – украинка с казачьими корнями. Герои, конечно же, собирательные, но мы им дали свою фамилию, все-таки история достаточно личная. Давать им другую фамилию показалось некорректным. Поэтому они тоже Муслимовы. Любовь в сериале – сила, которая способна преодолевать любые предрассудки и препятствия, мы хотели показать, что национальность счастью не помеха. Это развлекательный сериал для всей семьи. Но есть в нем и примеры бытового национализма, конфликтов, которые возникают между людьми в обычных житейских ситуациях. Иронизируя над проблемой, ситуацией, а иногда над собой, человек перестает бояться, освобождается от стереотипов, лучше чувствует других. Главных героев играют не муж и жена, а давние друзья, звезды КВН – Екатерина Скулкина и Тимур Тания, а брата главного героя – Халил Мусаев. Над этим сериалом мы работали довольно долго, съемки проходили в Москве, но несколько человек из нашей группы выезжали в Махачкалу, чтобы приобрести определенные дагестанские предметы быта. Все они в Дагестане были впервые, и им у нас понравилось. Первый сезон «Дружбы народов» состоит из 20 серий, если он найдет своего зрителя, мы планируем продолжение, и, возможно, выедем на съемку в Дагестан.
– Что бы вы хотели пожелать дагестанцам?
– Мужчинам я желаю мужества и ответственности, женщинам – мягкости и мудрости, и всем-всем – побольше веселья каждый день!

Источник

Разговор с двумя незаметными дагестанцами, которых знает вся страна

Шабан Муслимов и Бенке Анисимов — из породы незаметных дагестанцев, хотя их работа на виду у всех жителей России: Шабан пишет сценарии для сериалов «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе», «Солдаты» и программу «Дураки, дороги, деньги». Он — заслуженный артист Дагестана. Беня — народный артист той же республики. Оба они выступали в знаменитой команде КВН «Махачкалинские бродяги». Шабан приехал в Москву в 1997 году, а Беня — в 2007-м, и к этому времени уже открыл собственное ивент-агентство. Есть еще и третий друг, тоже незаметный дагестанец — Саид Давдиев, который пишет «Прожекторперисхилтон» и даже дважды получал «Тэффи». Он рвался на встречу с корреспондентом «РР», но помешала срочная командировка.

муслимов шабан салихович биография. Смотреть фото муслимов шабан салихович биография. Смотреть картинку муслимов шабан салихович биография. Картинка про муслимов шабан салихович биография. Фото муслимов шабан салихович биография

(на фото: Шабан Муслимов)

Шабан — уже москвич, видно, что его уже давно ничего не парит. А Беню еще парит, хотя, по словам Шабана, он уже пережил акклиматизацию. Сначала они отказывались идти на интервью — время такое, тема щекотливая, но потом решили — если незаметные культурно-творческие массы московских дагестанцев не вылезут из тени, о дагестанцах так и будут судить по тем, кто танцует лезгинку.

— Вы когда-нибудь сталкивались с проявлением национализма? — спрашиваю я.

— Мелкого, бытового национализма — да, — спокойно говорит Шабаш. — Однажды въезжал на стоянку, и водителю, который выезжал, показалось, что я его подрезал. Вместо того, чтобы разобраться по факту, он начал с фразы: «Вам русские надоели?» И дальше со всеми прилагательными, — вздыхает Шабан, которого, видимо, это происшествие не парило ни тогда, ни сейчас.

— Приехав сюда, я начал общаться с Шабаном, с другими ребятами из той сферы, которая мне близка, и… Ты все равно чувствуешь, кто ты здесь… — Беня не договаривает: его ситуация еще парит. — Вот я обожаю свою родину!

— А ваша родина — это…?

— Россия! Дагестан я вообще безумно люблю, но я не отделяю понятие «родины» от Дагестана. Как-то Расул Гамзатов сказал: «Нас очень долго сюда затягивали, теперь вытолкнуть не смогут». И этот патриотизм у дагестанцев есть. Но я нахожусь в столице своей родины, и точно так же, как любой другой, хочу чувствовать себя свободным россиянином!

Шабан лениво слушает все, что говорит Беня, и я понимаю, что он еще любого москвича в московскости переплюнет.

— Но вы оба сильно отличаетесь от тех дагестанцев, которых не любят, — замечаю я.

— В день, когда на Манежке была толпа, Беню или меня на улице могли вполне принять за тех, кого не любят, — без эмоций говорит Шабан.

— Живя в Москве, мы постоянно сталкиваемся с нашими известными в своей сфере дагестанцами, которые москвичам вообще не заметны, — горячо говорит Беня. — Поверьте, здесь много хороших дагестанских врачей.

— Врачи у нас сильные, — говорит Шабан. — Речь ведь не идет о добыче газа и нефти. В серьезную медицину невозможно попасть по куначеству или землячеству. В Дагестане очень хороший мединститут.

— Как? — давлюсь соком. — Там же все покупается и все продается…

— До известной степени, — вздыхает Шабан. — Мы о прошлом поколении говорим. Заведующие отделениями — все же не двадцатилетние люди.

— Я, к примеру, не знала, что сценарии «Няни» и «Перисхилтон» пишут дагестанцы. Отчего вы всегда остаетесь за кадром?

— Я не пустобрех, — говорит Беня, видимо потому, что сам замечает — в отличие от Шабана, он, не имеющий такого стажа столичности, слишком горячится. — Но я готовился к встрече с вами. И мне хочется донести через вас. У нас есть очень хороший потенциал. Но когда ты хочешь снять современное кино о Кавказе, СМИ тут же говорят — это не пройдет, народ это не примет.

— Видите, как вы сразу ставите вопрос! Мы тут же нарываемся на такую же реакцию. А почему бы не снять просто кавказское юмористическое кино.

— Хотя бы потому, что веселого на Кавказе мало.

— В 1996 году, Шабан, ты помнишь, вы выступали, ситуация была очень тяжелая.

— Да, — отзывается Шабан, — поезд «Махачкала-Москва» ходил через воюющую Чечню. Мы тогда шутили немножко по-другому, задевали политику, были шутки о войне в Чечне. Беня, ты помнишь?

— И передано законным бандформированиям, — хором говорят они.

— Я не думаю, что сейчас можно снять легкое веселое кино про Кавказ, — говорит Шабан. — Когда я был там в последний раз, проходили две спецоперации, одна — на той же улице, выстрелы звучали в восьмистах метрах.

— И что вы чувствовали?

— Чувствовал — плохо, неприятно, гибнуть люди.

— Для вас важно, с какой стороны?

— Для меня важно, что люди. Я — гражданин России, как и Беня. Но и по другую сторону часто оказываются молодые обманутые люди, и их тоже жалко, им по восемнадцать лет всего, и они не знают — как хорошо.

Мысленно я сразу цепляюсь за эти его слова — «они не знают, как хорошо». Что такое хорошо, знают Шабан и Беня. У них был советский университет, у них были преподаватели, не имеющие в собственности банкетных залов и ресторанов и не готовые за деньги поставить любую оценку. У них был КВН, студенческие весны и поездки в Москву, но не в качестве черножопых, а в качестве артистов. Те дагестанцы, кому двадцать сейчас, знают какое оно — это хорошо — только в том случае, если их родители способны заплатить крупную сумму, порой в несколько десятков тысяч долларов, за поступление в государственный вуз. Кстати, мединститут котируются очень высоко — поступление в него одно из самых дорогостоящих.

— Есть чувство огромной обиды, — прерывает Беня мои мысли. — Обиды на то, что все это происходит в крае, который считался одним из самых красивых на Северном Кавказе. Не потому что я там родился и по-сумасшедшему его люблю… Какие там горы, какое побережье…

— Очень загаженное побережье, — вставляю я, и Беня смиряется.

— Все попытки рекламировать Дагестан как туристическую зону обречены на провал, — говорит Шабан.

— Ну, а если там так хорошо, отчего дагестанцы едут сюда? — спрашиваю я.

— А куда им ехать, Господи?! — оживляется Шабан.

— Но вы же бываете в Махачкале! Там ресторанов больше, чем в Москве, на каждой улице они натыканы, и, да, везде очень вкусно. Салонов красоты на душу населения больше, чем в Москве. Сфера обслуживания очень развита. А рождаемость, наряду с Чечней и Ингушетией, самая высокая в стране. Но куда им идти? Когда я переезжал в Москву в 1997 году, никто из нашей команды не хотел покидать Дагестан — никуда не поедем, нам и здесь хорошо. Я был первый, а сейчас в Москве шестнадцать человек из нашей команды КВН. Все, кто мог уехать, уехал. Сейчас еще один товарищ, которого раньше было невозможно заставить, переехал. А молодым что делать?

— По крайней мере, вести себя культурно.

— Их поведение — это отдельный вопрос и отдельная головная боль.

— Скажите мне, почему дагестанская молодежь, не знающая, что такое хорошо, приезжает в Москву, видит, как здесь хорошо, все же не хочет интегрироваться?

— Мне кажется, поступить должен самый способный и самый талантливый, — отвечаю я. — Но это при условии отсутствия в вузе коррупции.

— И я считаю, что эти квоты не нужны. Очень талантливому парню из Махачкалы или Дербента они не помогают. А раздражение вызывают. Поступают и учатся в основном люди обеспеченные, которые, поступив в престижный вуз, не очень этим дорожат. У которых масса свободного времени и масса бабла, масса возможностей с гангстерскими пробуксовками проехаться по московским улицам. Вот на этом в первую голову нужно заострять внимание, иначе нас скоро захлестнет. Никто и не представляет масштабов — до чего это может дойти. Но если все заявленное президентом будет работать, если никто даже за сто тысяч долларов не уйдет от ответственности — ни кавказец, ни русский, — вот это будет здорово. Тогда и националистическую карту разыграть не смогут.

— А как вы думаете, почему именно сейчас обострились межнациональные отношения?

— Я, честно говоря, удивлен, что раньше этого не произошло, — отвечает Шабан. — Для меня эти события стали шоком, но шоком ожидаемым. Задайте в интернете слова — кавказцы, славяне, разборки — и сразу вывалится миллион ссылок на стычки мелкие и крупные по всей России.

— И какая сторона, по вашему мнению, в ней является провокатором?

— Знаете, я случайно нарвался на голосование в интернете, это — не кавказский сайт, просто люди провели опрос: как вы думаете, кто виноват в событиях на манежной площади и иже с ними? Процентов семь ответили, что кавказцы, четыре-пять процентов — что националисты, а шестьдесят пять процентов назвали отсутствие национальной политики.

— Я думаю, что тут еще сказывается неосведомленность многих Россиян в том, что Дагестан — все же часть России, в отличие от Таджикистана, Узбекистана и Казахстана, — говорю я.

— Беня переехал в 2007 году, — говорит Шабан, — а меня это уже не задевает. Ну и что? Они могут думать, что Тува — тоже не часть России.

— Но это неправильно! — горячится Беня.

— Почему неправильно? Это вопрос плохого образования, а не плохого отношения к Кавказу.

— Но вы мне так и не объяснили, почему именно неглупые дагестанские дядьки москвичам незаметны, — говорю я.

— А почему дагестанцы должны быть заметны? Мы сейчас банальностями будем говорить, но у криминала все-таки действительно нет национальности. У меня есть приятель со славянской внешностью и славянской национальности, он говорит: я бы всех этих гопников, которые у меня под балконом не дают спать ребенку, убивал бы. Просто они славянской национальности и не так заметны.

— Лет пять назад я бы с вами согласилась. Но молодежь в Дагестане сейчас другая. И вы не сможете меня убедить в том, что дурное поведение для молодой массы — не норма. Вести себя все же не умеют.

— Не умеют. Многие. И норма, — соглашается Шабан. — Но у них сильно поменялись условия жизни. Мы когда заканчивали вузы, которых было пять, а теперь их восемьдесят, мы знали, что получим свои дипломы и пойдем работать, мы будем жить, у нас там красиво, море, горы. У нас тепло, и мы с этими дипломами будем вполне успешными людьми. А они не знают… Они получили дипломы, но есть двадцать или сорок рабочих мест, а их — полторы тысячи. Что им делать-то?

Шабан спрашивает и молчит. Какое-то время молчит даже Беня. Что им делать, я не знаю. Но знаю, кому делать — тем бизнесменом и политикам, которые из года в год обещают дагестанской молодежи рабочие места. И эти слова, перетекая из одного года в другой, все отчетливей звучат пустотой. Их перестают слышать те, кто не знает, что такое хорошо, но хочет, чтобы это хорошо, наконец, наступило. Пустота обещаний каждый день убивает чью-то надежду, и это обезнадеженные люди либо уходят в лес, либо едут в Москву… танцевать лезгинку, чтобы позлить других обезнадеженных — таких же молодых, но с другим цветом глаз и волос. Можно только гадать, во что выльется столкновение этих двух безнадежностей.

Источник

Мой Дагестан

0 Аналитика / В хитросплетениях дагестанского социума

муслимов шабан салихович биография. Смотреть фото муслимов шабан салихович биография. Смотреть картинку муслимов шабан салихович биография. Картинка про муслимов шабан салихович биография. Фото муслимов шабан салихович биография

Живя в Дагестане, порой начинаешь невольно подмечать в общении с односельчанами, друзьями, коллегами интересные черты общественной структуры нашей республики. К ней трудно применить стандарты и клише, заимствованные из кино, телевидения, российской прессы.

Получается, что жить в Дагестане — значит следовать определенной сложной культуре поведения, лавируя между разными социальными прослойками и группами. Вот их-то и явления, с ними связанные, и хотелось бы описать в общих чертах.

С развалом СССР поменялись приоритеты в обществе. Звания, привилегии, госдолжности, различные социальные статусы, ордена и даже титулы сегодня доступны каждому при наличии соответствующих финансовых средств.

В Дагестане общество за последние 20 лет сильно расслоилось не только в результате рыночных реформ, и в силу бытовавших ранее, но просто вылезших наружу причин.

Повсеместно появились «новые дагестанцы», стало набирать силу и влияние духовенства, рабочий класс же сдал позиции, ведь многие заводы и фабрики закрылись.

Богатые и бедные

Это самое примитивное деление в нашем социуме.

Первые — зачастую имеют спину и покровителей, влиятельную родню, вторые — без всего этого. Имеют значение и членство в клане, и родовое село, и профессия и т. д. Наличие/ отсутствие (влиятельного) отца, дяди, братьев — также предмет градации. И не только в школе и вузе, но и при трудоустройстве, и создании семьи. Каким состоянием нужно обладать, чтобы быть богатым в Дагестане? Не менее миллиона долларов, или иметь бизнес, стоящий столько. Богачи играют своим детям свадьбы, тратя миллионы, покупают недвижимость в Москве и других регионах России.

А бедняк сегодня — это не только безработный, но и работающий дагестанец-бюджетник — врач, учитель, воспитатель детсада. Ведь их зарплаты, за вычетом расходов на питание и коммунальные услуги, хватает разве что на редкую покупку одежды себе и детям, зачастую в «секонд хэндах».

Клановая (тухумная) система в девяностые годы укрепилась — почти в каждой дагестанской народности есть разделение по кланам. Кланы родственные происходят из одних селений. Клановость приоритетна при трудоустройстве и выборе жениха/невесты. Также представители клана, состоящие на руководящих должностях, помогают соплеменникам решать какие-то проблемы.

Главой дагестанского клана — его лидером — может быть депутат или крупный бизнесмен, зачастую самый успешный представитель клана. Клановость выше национальности, представители разных национальностей могут быть членами одного клана.

Кланы в Дагестане контролируют не только районы и предприятия, но и некоторые отрасли, уцелевшей после реформ девяностых, промышленности.

Деление же по национальному признаку было всегда, но открытым такое, скрыто существовавшее в советское время явление, как «бытовой национализм», появилось лишь в пос-ледние годы.

В Дагестане затрагивать эту тему, называя те или иные народы, просто неполиткорректно. Очевидно, что представители нескольких самых многочисленных этносов имеют преимущество при трудоустройстве на госслужбу ввиду того, что в руководстве больше их представителей. Хотя, оговорюсь, в каждом конкретном случае все зависит от воли руководителя данной организации.

Бытовой национализм также проявляется в выборе друзей и невест.

Религиозное деление в дагестанском обществе — сегодня тема крайне щекотливая. Отмечу только, что в Дагестане имеются представители самых разных мусульманских течений — салафиты, сунниты, шииты, тарикатисты и т. д. Регулярно совершающих все обряды городских жителей не так уж много, на селе же все зависит от районов — в некоторых районах молятся все, в других — лишь единицы. Но распространено многоженство, шариатские браки. Положительная черта исламизации — она отрицает клановое и национальное разделение: «все мусульмане — братья». Но экономическая сторона этого явления покрыта мраком: можно ли на одни пожертвования жить так богато, как живут некоторые представители духовенства — остается загадкой.

Сельские и городские

Такое деление — одно из самых распространенных в республике. Доля городского и сельского населения почти равна, но уровень жизни на селе крайне низок. Это проявляется как в одежде, так и в выборе досуга — в селах сегодня развалилась система клубов, в то время как в городах появилось очень много новых развлечений — от бильярда до боулинга. В селах традиционно высока рождаемость, сложилась жесткая система воспитания. Однако там нет развлечений.

В девяностые годы многие сельские жители повалили в города ввиду коллапса колхозов и совхозов. Однако процесс изменения их мышления идет крайне медленно — раскрепощение и освобождение от влияния села в городах приобретает крайние формы.

Образование: интеллигенты и не очень

Сегодня наличие диплома — только обуза: количество рабочих мест ограничено, в то же время развивается строительство, ремесленное производство, транспорт и т. д. Уровень профессиональных навыков и общего развития у выпускников вузов крайне низок. «Люмпен» — работник сапожной будки с дипломом вуза — явление обыденное. Дипломы, благодаря системе частных вузов, утратили свой вес и значимость.

Что же касается интеллигенции — она раскололась: некоторая ее часть — бюджетники — работники библиотек, ПТУ, сельских школ и т. д. — оказались за чертой бедности. Другие ее представители — учителя из элитных городских школ, преподаватели вузов — обогатились, потому что смогли в полной мере реализовать свои способности (обвинять всех поголовно в коррумпированности неправильно, просто отмена советской уравниловки помогла более способным людям стать богатыми).

Среди образованных особняком стоит старая профессорско-преподавательская прослойка. Она сохраняет левые коммунистические взгляды.

Уздени и лаги

Старинное разделение на благородных (потомков представителей горского среднего класса и правящей верхушки — беков и ханов) и неблагородных — «лагов» — различных переселенцев, потомков невольников, пленных, рабов и т. п. «Уздени» сегодня почти забыты, а ведь их можно сравнивать с испанскими идальго или с арабскими бедуинами.

В республике еще остались потомки горской знати, много и тех, кто сам себя к таковым причислил — в итоге это стало еще одним пунктом социальной градации.

На деле состоятельного и уважаемого человека в Дагестане легко описать. Уважение его может складываться из (если следовать общепринятым клише): 1. Хорошего бизнеса — сети магазинов, заправок и т. д. (зачастую теневого). 2. Большого особняка. 3. «Джипа» или «мерседеса». 4. Еще одного особняка в родном селе. 5. Еженедельного посещения мечети: религиозность сегодня — модное явление. 6. Участие в судьбах родственников — выдал дочек за хороших людей, сыновья на хороших местах работают — зачастую они получили образование или учатся в Москве, и все родственники заняты в его бизнесе. Бесспорно, этот состоявшийся человек и есть представитель современного дагестанского среднего класса — дагестанский буржуа!

— Чиновники — отдельная каста дагестанского общества. Представители различных гос-организаций в Дагестане стремятся отдалиться от народа, подчеркнуть свою важность. Депутаты, главы районов и городов окружают себя пышной свитой охранников, ездят на дорогих машинах, строят себе роскошные резиденции. При этом эффективность их работы крайне низка.

Достучаться до чиновника и спросить с него практически невозможно.

Разделение по полу

Хотя женщины и отличаются большими успехами в школах и вузах (как правило, девочки в школах лучше учатся), их во власти и в управлении традиционно около 10 процентов. Доминируют они только в сфере культуры и образования, представлены в бизнесе и СМИ (хотя большой массив СМИ республики — это, скорее, госучреждения). Дагестанки-бизнесвумен, конечно, существуют, но традиционно в семьях господствуют мужчины. Пользуется успехом многоженство.

Что же до политических предпочтений наших людей, дагестанское общество сегодня крайне аполитично, и для большинства победа той или иной партии на выборах менее важна, чем победа представителя того или иного клана, села, этноса. То есть пусть он и «сукин сын — но наш сукин сын. »

Голоса за ту или иную партию и явка избирателей рисуются негласным постановлением власть предержащих.

Однако нельзя сказать, что все в Дагестане закостенело: несмотря на экономическое лихолетье, появляются ростки капитализма, в частности, при трудоустройстве. Это связано с появлением филиалов российских компаний, открытием новых офисов и т. д.

По большому счету cложная социальная структура дагестанского общества — это и дань историческому прошлому, и влияние инстинкта самосохранения наших народов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *