муслима латыпова хабриевна латыпова биография
Муслима Латыпова
Муслима Латыпова, предприниматель, владелец крупной региональной сети супермаркетов «Бахетле».
Биография
Муслима Латыпова родилась 7 ноября 1951 года в деревне Клачи Арского района Татарстана. Окончила институт социальных и гуманитарных знаний Джорджа Сороса.
Все о советских магазинах знала с раннего детства, родители Латыповой работали в торговле. Успела поработать заведующей столовой. В 25 лет юная Муслима уже сама работала директором магазина. В 1991 году Муслима Латыпова открывает несколько торговых точек, занимающихся оптовой продажей кондитерских изделий. Мечтает построить собственный большой магазин с огромным ассортиментом продуктов. В 1994 году становится руководителем коммерческой фирмы, а затем и генеральным директором ООО «Бахетле».
Первый магазин розничной торговли под маркой «Бахетле» открывает в 1998 году. На дворе кризис, но бесстрашная молодая бизнес-леди, а также молодая мама познает все трудности и прелести собственного дела. В 2006 году первый супермаркет «Бахетле» Латыпова открывает в Москве. Четко вырисовывается политика фирменных супермаркетов «Бахетле» — это товары собственного производства. На них сегодня приходиться около 40% всей продукции сети. В Казани за эти годы появилось 10 супермаркетов под брендом «Бахетле», также открыты магазины в Набережных Челнах и Нижнекамске. В Москве на сегодняшний день функционируют 4 супермаркета, продукты собственного производства, в которых занимают половину обширного — до 40 000 наименований — ассортимента товаров. В планах компании нарастить количество Московских точек до десяти.
Оборот сети супермаркетов «Бахетле» равен 8 млрд. рублей. Бренд давно стал одним из крупнейших ритейлеров в России. Супермаркеты домашней еды активно учувствуют в общественной жизни города, проводят благотворительные акции для незащищенных слоев общества. В Казани работает масштабный благотворительный проект Муслимы Латыповой — социальные столовые «Бахетле». В этих столовых бесплатно могут поесть более 1500 человек — детей из малоимущих семей, сирот, инвалидов, тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Сейчас работают 6 таких столовых. За свои достижения в предпринимательской сфере и в общественных проектах хозяйка «Бахетле», Заслуженный работник торговли Республики Татарстан, много раз была отмечена званиями и наградами.
Муслима Латыпова награждена медалью Ордена «Слава России», статуэткой «Бегущий Меркурий», Дипломом «Человек торговли-2004», а также она дипломант Российского конкурса программы «100 лучших товаров России», несколько раз отмечена как лучший Менеджер года и Руководитель года. Замужем, имеет взрослую дочь.
«Я эту историю своим внукам передам!»: как Муслима Латыпова дарила Путину икону
Список Казанской иконы Божией Матери — такой царский подарок преподнесла Владимиру Путину основательница «Бахетле» Муслима Латыпова. Самый известный и знаковый женский образ в российской истории, символизирующий преодоление Смуты, неожиданно, но ярко вписался во встречу президента РФ с женщинами накануне 8 Марта. О том, чем еще отметились две бизнес-леди из Татарстана, — в материале «БИЗНЕС Online».
Из трех десятков бизнес-леди, которых тщательно выбирали со всех регионов, Татарстан на встрече с Владимиром Путиным представляли целых две — это Муслима Латыпова и Лариса Бикмуллина Фото: kremlin.ru
ВЛАДЕЛИЦУ «БАХЕТЛЕ» И СОЗДАТЕЛЬНИЦУ «БАЙТИКА» ПРИМЕТИЛ БЕЛОУСОВ?
Как стало известно «БИЗНЕС Online», организацию события курировал помощник президента Андрей Белоусов. Приглашая татарстанских женщин, в Москве предварительно проконсультировались и с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Латыпову и Бикмуллину пригласили на предварительную беседу и только после этого включили их в список. Логика выбора читается легко. Латыпова — это действительно одна из самых успешных бизнесвумен страны, создавшая свой бизнес с нуля. У Бикмуллиной же двойное попадание в повестку президентской кампании — тут и молодежь, и современные IT-технологии.
Встреча продлилась около двух часов. Вначале президент ожидаемо поздравил женщин с 8 Марта и, конечно же, отметил: для того чтобы быть владельцем крупного и влиятельного бизнеса, не обязательно быть мужчиной. «А если лидерские качества сочетаются с женскими — в прямом смысле этого слова — чертами характера, то результат часто бывает гораздо выше, чем просто пробивные возможности крепких мужчин», — сделал реверанс дамам президент и признался, что даже слегка побаивается диалога, ведь присутствующие бизнес-леди — «люди конкретные, работающие, сталкивающиеся с проблемами», но пообещал постараться достойно представить в беседе мужскую половину.
Муслима Хабриевна не стала грузить президента проблемными вопросами — она довольно мудро передала помощникам папочку с предложениями, попросив, чтобы ее пригласили на комиссию по их проработке Фото: kremlin.ru
СЧАСТЛИВАЯ МУСЛИМА ЛАТЫПОВА И КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Муслима Хабриевна не стала грузить президента проблемными вопросами — она довольно мудро передала помощникам папочку с предложениями, попросив, чтобы ее пригласили на комиссию по их проработке.
При президенте же она кратко рассказала о своем бизнесе, несколько раз поблагодарив Путина за стабильное развитие страны, за рост благосостояния народа и вообще за возможность с ним встретиться. «Такого подарка я как женщина за свою жизнь не получала. Запомнится мне, я смогу эту историю своим внукам передать. Это будет история моей семьи. » — сказала Латыпова. Было видно, что она действительна полна волнения и благоговения.
— Начинали мы в сложное времена кризиса 1998 года, одновременно с вами. Вы начинали руководить государством в сложное время, а я — создавать свой бизнес, — провела красивую параллель Латыпова
— У вас получилось, и у нас получилось, слава богу, — поддержала Латыпова.
Но все это было лишь прологом к неожиданной концовке. Муслима Хабриевна сделала Владимиру Владимировичу поистине царский подарок — список с Казанской иконы Божией Матери XIX века (1870–1880 годов), расписанный и освященный в Казанском Богородицком монастыре. «Вы знаете, какую роль она сыграла, когда Россия переживала смутное время. Сейчас тоже очень непростая ситуация и в стране, и за ее пределами», — вложила большой символический смысл в свой дар Латыпова.
Бизнес-леди пригласила Путина на открытие храма Казанской Божией Матери, который в данный момент восстанавливают под Казанским кремлем под кураторством первого президента РТ Минтимера Шаймиева. Напомним, что строительный работы и фасад планируется завершить уже к нынешнему 4 ноября, дню прославления иконы, а полностью завершить отделку воссозданного храма — до 2020 года.
Напоминание о, пожалуй, главном женском образе российской истории, прозвучавшее из уст татарской предпринимательницы, выглядело довольно символично. Напомним, казанская чудотворная икона, которой патриарх Гермоген благословил ополчение, освободившее Москву от поляков, считается символом преодоления Смуты, да и вообще хранительницей России. Для Путина этот эпизод имеет особый смысл, о чем он не раз говорил.
«Вот я вчера разговаривал с одним человеком. Она очень известный человек, очень уважаемый, очень образованный и грамотный. Но вот не знала, что праздник народного единства посвящен освобождению Москвы ополченцами, а во главе ополчения‑то стоял этнический татарин. Это было так удивительно: как же так? Но это потрясающе. Он собрал деньги, все свое имущество отдал, для того чтобы собрать ополчение, князя призвал, во главе ополчения поставил фактически. Собрал деньги, понимаете, для спасения России. И это о многом говорит. Это говорит о внутреннем единстве многонационального российского народа, который кожей чувствует опасность от раскола, от раздела страны, от раздробленности. Опасность для всех вне зависимости от этнической принадлежности или религиозной принадлежности. Вот эти вещи чрезвычайно важны», — так он высказался на встрече с историками в 2014 году, уже после присоединения Крыма.
Было видно, как президент очень удивился, увидев, что ему дарят. Он поблагодарил Муслиму Хабриевну, а ценный подарок был передан помощникам.
Муслима Хабриевна сделала Владимиру Владимировичу поистине царский подарок — список с Казанской иконы Божией Матери XIX века (1870–1880 годов), расписанный и освященный в Казанском Богородицком монастыре Фото: Сергей Елагин
БИКМУЛЛИНА — ПУТИНУ: НУЖЕН ЗАКОН О ДЕТСКОМ ОТДЫХЕ
Как рассказала «БИЗНЕС Online» Лариса Владимировна, на встречу с Путиным ее пригласило агентство стратегических инициатив, а ему, в свою очередь, кандидатуру рекомендовала аудиторская компания Ernst & Young (в 2016 году Бикмуллина принимала участие в конкурсе EY «Деловые женщины», где заняла первое место в номинации «Социально значимый бизнес»). «Понятно, что встреча была посвящена 8 Марта, но прошла она в деловом ключе, — рассказала „БИЗНЕС Online“ Бикмуллина. — Мне понравилось, что на вопросы самого разного характера президент отвечал сам и большинство из них поставил на контроль исполнения. Понравился формат, место проведения встречи. Всех выслушали, ни один человек не был проигнорирован».
Бикмуллиной удалось задать Путину сразу два вопроса. Первый касался детского отдыха — сейчас организаторы детского отдыха в работе руководствуются 92 нормативно-правовыми актами, так как законы о детском отдыхе устарели. «К нему очень много дополнений и разъяснений, много противоречивых положений, которые по-разному трактуются ведомствами», — уточнила Лариса Владимировна. По ее словам, должен появиться единый закон о детском отдыхе.
Второй вопрос касался возможности вывода детского отдыха из-под закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». «Он создает предпосылки для ухудшения выполнения услуги, потому что во время конкурса снижается стоимость услуг, а это ведет к снижению качества, — сказала гендиректор „Байтика“. — Выявляются недобросовестные участники, которые не понимают, что нужно делать, снижают цену до какого-то минимума и потом приходят к нам, чтобы арендовать базу для проведения смен, мероприятий. Такие участники торгов еще часто встречаются».
«Для государственных лагерей медосмотр бесплатный, а для частных — платный, — уточняет директор „Байтика“. — Мне кажется, это должно быть бесплатно и в том и в другом случае, потому что наша бесплатная медицина должна быть и здесь бесплатной. Это все-таки наши граждане».
«Вы знаете, в действительности образ Владимира Путина приятно удивил меня своей мягкостью, внимательностью к людям. Встреча прошла в теплой атмосфере», — подытожила Бикмуллина.
В целом темы беседы оказались весьма обширны: сокращение проверок бизнеса, налоговые льготы, организация детского отдыха, борьба с опасными группами в соцсетях Фото: kremlin.ru
СКУЛШУТИНГ, УДУШАЮЩИЕ ПРОВЕРКИ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
В целом темы беседы оказались весьма обширны: сокращение проверок бизнеса, налоговые льготы, организация детского отдыха, борьба с опасными группами в соцсетях. Владелица московской сети детских ресторанов «АндерСон» Анастасия Татулова пожаловалась президенту на массовые проверки, измучившие ее бизнес, и поблагодарила его за реформу контрольно-надзорной деятельности, рассчитанную на облегчение проверочного бремени. «Плановые проверки вы отменили, а теперь мы погибаем под внеплановыми проверками, которых бывает 9 в месяц. Я очень прошу: давайте с этим что-то сделаем», — заламывала руки женщина. В ответ президент напомнил, что целый блок своего послания уделил этой проблеме, и пообещал в ближайшее время представить правительству целый набор решений.
Президент завершил встречу замечанием о том, что, казалось бы, мы все говорим об уравнивании прав мужчин и женщин, да и в беседе прозвучало, что женщинам приходится сложнее, и все же, по мнению Владимира Владимировича, «у нас женщина остается женщиной, а мужчина остается мужчиной». «Слава богу, у нас нет смешения понятий в голове, в душе и в нашем культурном коде», — порадовался он под одобрительный смех.
Муслима Латыпова: «Раньше брали полкило колбасы, а сейчас штуками – две сосисочки. »
«Не могу сказать, кто конкретно был для меня учителем в бизнесе. Скорее это трудности, которые я преодолевала», — говорит гендиректор сети «Бахетле» Муслима Латыпова. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» она рассказала, почему считает своими покупателями все социальные слои — от пенсионера до миллионера, зачем продавцы в ее магазинах сами складывают продукты в пакеты и в чем секрет фирменного чак-чака.
Муслима Латыпова: «Я не могу заставить повара в один треугольник положить нормальную порцию мяса, а в другой — чуть-чуть, для запаха! У них руки уже работают на определенную порцию» Фото: Сергей Елагин
«НОВЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ МЫ СВОЙ ЧЕК НЕ ДАЛИ УРОНИТЬ»
— Муслима Хабриевна, как изменился покупатель за последние 20 лет?
— Покупатель стал очень грамотным, ему особо объяснять про товар ничего не надо – он сам все знает, информацию на упаковке читает.
— Кризис повлиял на спрос покупателей?
— Конечно! Если раньше люди приходили и брали по полкило колбасы или сыра, то сегодня не вес называют, а штуки: «Мне две сосисочки, четыре кусочка колбаски нарежьте. »
— Даже в «Бахетле» так?
— Да, ведь наши покупатели – от пенсионера до миллионера. Конечно, объем продаж у нас упал, везде шли различные акции, а акции – это снижение дохода. И в таких условиях поднялась стоимость кредитных денег. Нам кредит обслуживать было очень сложно.
— Кредитная нагрузка у вас большая?
— Большая. Кредиты мы брали под строительство торговых центров, и объем кредитной нагрузки у нас уже три года держится – с тех пор, как в 2015 году банки в одностороннем порядке начали поднимать ставки. Сами заемные деньги обеспечены залоговой массой – практически все помещения магазинов в Казани находятся в нашей собственности. Если нам потребуется избавиться от кредита, мы можем любой торговый комплекс продать и кредит погасить.
— А сейчас как с кредитом?
— Ставка ЦБ уже 7,5 процента. Мы с банка начинаем рабочий день, банком заканчиваем.
— Покупательский спрос после 2015 года так и не восстановился?
— Я так говорю: доход наших покупателей не упал. Средний чек у нас не упал, потому что мы постоянно акции проводим, новые предложения делаем. И стали производить продукцию эконом-класса, например, салат можем предложить и с мясом, и без мяса – пусть покупатель выбирает. И фитнес-продукцию начали делать – она более легкая по содержанию и более дешевая по себестоимости. Все пользуется спросом. Новыми предложениями мы свой чек не дали уронить.
— Халяль-индустрия уверенно набирает обороты, и в сети «Бахетле», пожалуй, лучше всех представлен ассортимент ее продукции. Какие планы у компании на текущий год по расширению и продвижению ассортимента «разрешенной» продукции? (Дамир)
— Наш магазин халяль на улице Тукая не в убытках, конечно, но идет по нулям, потому что мало покупателей. Если в среднем за смену в магазинах по две-три тысячи покупателей бывает, то там – всего порядка 500. Жители округи туда не ходят, потому что им обычная продукция нужна. Если в магазине на Ямашева ассортимент продукции 35 тысяч наименований, то на Тукая – всего 8 тысяч.
— Удивительно, что и 8 тысяч наименований халяль нашли!
— Дополняем продукцией собственного производства. А чтобы все правильно делать, привлекли ДУМ РТ, представитель которого все время там присутствует и контролирует продукцию, поступающую в магазин, чтобы харам не было.
— У вас есть ответ, почему так мало покупателей на халяль-продукцию?
— Ответ простой, мне кажется: женщины практикующих мусульман обычно дома сидят с детьми и сами готовят всю еду.
— У вас была сеть «Продуктовая лавка». Почему она так быстро закрылась? И планируете ли вы открыть что-то подобное еще? (Евгения)
— Проект не пошел, потому что мы с этим форматом не смогли работать. Все-таки мы ориентированы на высокое качество, а это проект типа «магазин у дома».
— То есть должно быть подешевле?
— Да. В свое время РЖД предложили нам делать для них треугольники. Пассажирам качество понравилось, а по цене надо было подешевле. А что такое «подешевле»? Это значит, что треугольники будут с запахом мяса. Я не могу заставить повара в один треугольник положить нормальную порцию мяса, а в другой – чуть-чуть, для запаха! У них руки уже работают на определенную порцию.
«Наш магазин халяль на улице Тукая не в убытках, конечно, но идет по нулям, потому что мало покупателей»
Фото: «БИЗНЕС Online»
«ЭТО МИФ, ЧТО В «БАХЕТЛЕ» ВСЕ ДОРОГО»
— Почему в «Бахетле» всегда высокие цены на продукцию по сравнению с другими магазинами? (Айрат Ахметзянов)
— Во-первых, качество не может быть дешевым. Вот, например, основное в треугольнике – мясо, и мы его покупаем у фермеров – без жилок, свежее, охлажденное, а не замороженное. И у нас много ручного труда, а это на себестоимость ложится. Бывают продукты в эксклюзивной таре. Например, было у нас оливковое мало в бутылочке, оформленной хрусталем Swarovski. Конечно, это будет дорого стоить. Но ведь покупают! И у некоторых покупателей может сложиться впечатление, что у нас все дорого, а на самом деле цены разные.
— То есть ваша наценка не выше, чем в других магазинах?
— Абсолютно нет! У нас есть и ниже цены, чем у других, и акции мы также проводим. Не может колбаса стоить 60 рублей, если цена мяса – 200 рублей за килограмм, где еще и кости есть. Это миф, что в «Бахетле» все дорого. У нас высококачественная продукция, и ее много.
— Нарекания на качество вашей выпечки среди знакомых можно услышать. Может быть, масло другое стали применять?
— Масло «Любительское» дороже «Крестьянского», потому что у него процент жирности больше. Обычно люди едят «Крестьянское», а у нас на торты идет только «Любительское» – оно по калькуляции заложено. А вообще, некоторые производители в тортах используют масло «Крестьянское», чтобы цена продукта была поменьше. Когда мы открывали первый магазин, я сказала, что в тортах будем применять только «Любительское» масло. Мне сказали: «Никто так не делает, ты на этом ничего не заработаешь». А я так ответила: «Мы на качестве заработаем имидж и будем на этом развиваться. Больше никак!» Меня даже коллектив не понимает: как это можно для украшения торта использовать «Любительское» масло. Но мы все равно делаем так.
Как мы отбираем поставщика масла, например, для кыстыбый? Принесли нам на пробу пять кыстыбый, в которых использовалось масло пяти поставщиков. Выбираем того поставщика, чье масло было в продукте, который нам больше всего понравился. И всегда так! Мы используем натуральное сливочное масло. А сказать, что повар из дома принесла что-то другое и подмешала, – это исключено.
— Вы критику любите?
— Я же сказала – прошу всех знакомых звонить, если что-то не так. Меня этим в конфуз не ввести, мне это нужно.
«Качество не может быть дешевым. Основное в треугольнике — мясо, и мы его покупаем у фермеров — без жилок, свежее, охлажденное, а не замороженное»
Фото: «БИЗНЕС Online»
— А вот критика от наших читателей. «Я в Казани покупаю продукты только в ваших магазинах. Рекомендую и своим друзьям в других городах, но в ответ получаю нелицеприятные отзывы: мол в Казани качество хорошее, а в Новосибирске и Москве много нареканий. Мне даже сказали, набери в интернете запрос „Бахетле, качество товара, отзывы“ – и все прочитаешь. Пишу вам, так как хочу, чтобы наша торговая марка, представляющая республику, была на высшем уровне». (Ильсур)
— В Новосибирске мы ведем контроль вот по таким жалобам, есть у нас и «горячая линия». Что касается Москвы, то там работают все наши специалисты. Приведу пример. В Москву летит Фатих Саубанович Сибагатуллин (депутат Госдумы РФ – прим. ред.) и из Казани везет чак-чак. Спрашиваю: «Зачем из Казани везти, если рядом с Госдумой есть магазин „Бахетле“, где такой же чак-чак?» Отвечает: «В Казани вкуснее». Не может такое быть, потому что мы чак-чак производим централизованно и развозим по всем своим магазинам, в том числе московским! Срок хранения чак-чака – три месяца, поэтому готовим централизованно.
Что касается продукции ручной работы – вкус может отличаться в разных магазинах «Бахетле», и покупатели привыкают к «своему» вкусу. Пробуют из другого магазина – им кажется не такой вкус. Даже в одном магазине вкус может быть разным. Но критику я принимаю, она нам нужна.
— Как в ваших магазинах построена работа с покупателями в плане получения обратной связи о качестве обслуживания? (Сергей)
— Всех прошу сообщать свои замечания по телефону горячей линии 8-800-2000-790. Работа с горячей линией у нас даже входит в систему мотивации, чтобы работали с ней, откликались на замечания и пожелания. Если по горячей линии поступает серьезный сигнал, мы сразу туда свою службу контроля направляем. Мы даже в Москву ее десантируем. Правда, в Новосибирск не отправляем.
«Кассир уложит товар быстро и правильно, и покупатель донесет его до дома в хорошем качестве. А представляете, если салат разольется по пакету? Кого будут ругать? Конечно, магазин!»
Фото: «БИЗНЕС Online»
«ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ АПРЕЛЯ ЗАПУСТИМ НОВУЮ ПРОГРАММУ ЛОЯЛЬНОСТИ»
— Почему при таких высоких ценах на продукты вы предоставляете такие маленькие скидки? (Марат); Хочу предложить пересмотреть политику работы ваших дисконтных карт. Сейчас она практически бесполезна. (Арсен); Почему в магазинах не принимают дисконтные карты с экрана мобильных телефонов? На дворе XXI век, а ты вынужден таскать с собой в кошельке вашу дисконтную карту. (Гульнара)
— Во второй половине апреля мы запустим новую программу лояльности. Будет бонусная накопительная система, зависящая от количества покупок. Специальное программное обеспечение позволит сканировать карточку и с экрана телефона. А вообще, после 8–9 часов вечера вся наша продукция продается с 20-процентной скидкой. Вы даже можете не заметить, что вам скидку делают.
— Мы производим продукт из пророщенных зерен. Можно ли с вами сотрудничать? (Рима)
— Такие продукты у нас уже есть, но если нас устроит соотношение «цена – качество», то можем завести этого поставщика в сеть. Пусть сделают заявку в наш коммерческий отдел по электронной почте.
— Откуда пошла ваша философия здорового питания, что все должно быть без консервантов?
— У нас изначально это было, с первого дня. Сеть «Бахетле» и создавалась под эту философию: готовить здесь и сейчас, без консервантов.
— Кто придумывает новую продукцию?
— Производство. И я привожу новые рецепты отовсюду, где бываю. Привозила из Европы торты и хлеб разный, но у наших кулинаров так не получалось. Тогда директора мучного производства и директора хлебного производства я отправила в Италию на стажировку. Жили они в семьях, у которых свой семейный бизнес. И теперь результат у нас есть.
— Вообще, здоровое питание – это тренд, который вы почувствовали?
— У нас есть специалист, который только здоровым питанием занимается. В свое время, когда на рынок хлынул большой ассортимент импортных продуктов для здорового и детского питания, а на упаковке еще не было стикеров с информацией на русском языке, люди просто не могли разобраться во всем этом изобилии. И для того чтобы людям помочь, чтобы создать специальный трафик для здорового питания, мы в часы пик и дни пик приглашали в магазин эндокринолога и педиатра, чтобы они консультировали покупателей. И у нас продажи поднялись. А сегодня уже есть информация на русском языке, каждый покупатель сам может прочесть. У нас выделены специальные отделы для продуктов здорового питания.
«Наличие или отсутствие покупательских корзинок зависит от формата магазина. В небольших магазинах у нас корзинки. Если площади позволяют, то мы используем тележки. Они же удобнее — руки свободы, тяжесть носить не надо»
Фото: «БИЗНЕС Online»
— Почему в магазинах сети «Бахетле» нет корзин для покупок, а только крупные тележки? Таким образом вы надеетесь увеличить сумму среднего чека, думая, что покупатель начнет набивать тележку до верху? Зря. (Рустам)
— Наличие или отсутствие покупательских корзинок зависит от формата магазина. В небольших магазинах у нас корзинки. Если площади позволяют, то мы используем тележки, причем разного размера. Они же удобнее – руки свободы, тяжесть носить не надо.
— У вас в магазинах кассир укладывает покупки в пакеты. Откуда такая традиция?
— Это лично моя идея. Таким образом мы благодарим покупателя за то, что он пришел к нам в магазин, доверил нам. Есть и практическая сторона этого дела: кассир уложит товар быстро и правильно, и покупатель донесет его до дома в хорошем качестве. А представляете, если салат разольется по пакету? Кого будут ругать? Конечно, магазин!
— Сотрудники массово увольняются из головного офиса «Бахетле» на Павлюхина, говорят, компания продана. Можете прокомментировать? (Олег)
— В Казани мы ничего не собираемся продавать. Что касается увольнений, то ротация кадров есть, но никто массово заявления не писал. У нас высокие требования к качеству работы, есть своя корпоративная этика, которую не все могут соблюдать. И воровство есть.
— Какова средняя зарплата в вашей компании? (Марина)
— По-разному. В офисах и 70, и 80, и 100 тысяч получают, кассиры – порядка 25–30 тысяч. А средняя по сети – 20–23 тысячи рублей.
— Какими качествами должен обладать ваш сотрудник (повара, пекари)? (Инара)
— Главное качество – профессионализм.
«Ротация кадров есть, но никто массово заявления не писал. У нас высокие требования к качеству работы, есть своя корпоративная этика, которую не все могут соблюдать»
Фото: «БИЗНЕС Online»
«МОИМИ УЧИТЕЛЯМИ БЫЛИ ТЕ ТРУДНОСТИ, КОТОРЫЕ Я ПРЕОДОЛЕВАЛА»
— В чем секрет успешности вашего бизнеса? У вас есть принципы, которых вы придерживаетесь и по жизни, и в бизнесе? (Лилия Кабирова)
— Я всю жизнь искала эти принципы успеха. Думаю, этот принцип в человеческом коде заложен, он внутри. Только потом ты понимаешь, по какому пути ты шла и как всего добилась.
— Был ли человек в вашей карьере, кто оказал на вас влияние? (Александр)
— Не могу сказать, кто конкретно был для меня учителем в бизнесе. Есть много литературы о том, как заработать деньги, но я ее вообще не читаю, время свое драгоценное на это не убиваю. Так думаю: если бы человек знал, как заработать деньги, он на книгах не стал бы зарабатывать. (Смеется.) Моими учителями были те трудности, которые я преодолевала. Это 90-е годы. Особенно было тяжело в 1998 году: рубль обвалился, а тут открытие первого магазина. Поставщики куда-то ушли, в магазинах опять начали появляться трехлитровые банки с соками. Платежи перестали проходить, денег нет ни у кого, и, естественно, поставки товаров прекратились.
— Как вы кризис 2008 года пережили?
— Как раз в это время мы открыли магазин на Оренбургском тракте. Начали грандиозную стройку своей централизованной производственной базы, но из-за кризиса стройку остановили и больше не продолжили. А у людей был период испуга, страха, отсутствия уверенности в завтрашнем дне. В это время люди ужимаются в своих расходах. Это как мы боимся намочиться под дождем – стоим под зонтом. Или боимся шаровой молнии – форточки закрываем. Кризис – это та же шаровая молния. Но этот период проходит, человек адаптируется к новым условиям, потому что жизнь-то продолжается.
— То есть после всего пережитого вы кризиса не боитесь?
— Вы знаете, кризис дал нам понять, что люди ели и будут есть. Вопрос только – сколько. Период страха проходит, благосостояние людей повышается, и человек опять начинает думать о правильном питании. Думаю, опыт «Бахетле» — уникальный, его никто не может повторить, а готовая еда – это очень удобно.
— Какие есть перспективы у формата «Бахетле» в горизонте 2018–2021 годов? Какой вектор развития выбирает для себя «Бахетле» на этот период? Какие причины у этого вектора развития «Бахетле»? Какие факторы роста капитализации «Бахетле» могут быть в случае сжатия массового потребительского спроса в среднем ценовом сегменте? (Сергей)
— Я считаю, что ручная работа всегда будет в приоритете, потому что это всегда связано с качеством, со здоровьем. Это всегда будет востребовано. Мы же все любим шерстяные носки, вязанные бабушкой. Это в нас генетически заложено. Если мы будем держать качество (а мы его держим уже 20 лет), то востребованность нашей продукции будет всегда. А форма продаж будет развиваться, без продавцов и кассиров магазин будет: покупатель проходит с товаром, и все сканируется, расплатиться можно через смартфон. Но, думаю, совсем без общения в магазине скучно будет, потому что поход в магазин — это своего рода отдых. Мы вообще пытаемся быть первыми во многих начинаниях. Все новое мне интересно.
— Открыть магазин – это дорогая вещь?
— Смотря какой магазин. Если уровня «народный», то одна цена, там все попроще. У нас же все оборудование импортное, оформление брендовое. Все стоит денег.
— Наверное, основные инвестиции уходят в производственные цеха?
— Это однозначно, потому что там нужны соответствующие коммуникации и оборудование.
— Какой один продукт вашего производства вы назвали бы визитной карточкой компании? (Маргарита)
— Чак-чак, конечно. Что везут в подарок из Казани? Чак-чак. Наш чак-чак – самый настоящий. Национальный чак-чак готовится на топленом масле, а топленое масло – это дорогой продукт. Многие производители в целях экономии готовят чак-чак на растительном масле, а мы только на топленом. Вкус совсем другой! Или татарская лапша: она должна быть только на желтках, и мы так и делаем. Конечно, такие продукты не могут быть дешевыми.
«В СОЦИАЛЬНЫХ СТОЛОВЫХ ЕЖЕДНЕВНО КОРМИМ ПОРЯДКА 1,5 ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ»
— Как у вас появился проект социальных столовых?
— Первая социальная столовая была нами открыта в 2006 году, сейчас их семь (шесть в Казани и одна в Камских Полянах). Решение открыть социальные столовые — это чисто свое, внутреннее. Я так всегда говорю: если Всевышний дал человеку жизнь, здоровье, то человек, понимая это, тоже должен кому-то что-то отдать. Да, у меня получилось заработать деньги, получилось компанию вывести на высокий уровень. С президентом России я встретилась благодаря своей работе. И я не должна одна все это иметь! Я решила: когда «Бахетле» встанет на ноги, я построю мечеть в маминой деревне в Арском районе. Мечеть я построила.
А как возник вопрос социальных столовых? Когда я была во Франции, видела наших соотечественников, которые там не работают, а кормятся за счет социальных столовых. Там можно помыться, привести себя в порядок и поесть. И тогда я поняла, как могу помочь нашим пожилым людям с маленьким достатком. Если бы все осознавали, что этим людям надо помогать, и помогали бы, то мир был бы совершенно иной вокруг нас: он был бы добрее, злых людей было бы меньше.
С идеей социальных столовых я пришла в мэрию Казани и попросила под них помещения в аренду. Но сказала, что платить за аренду не буду, потому что это не бизнес, я бесплатно буду кормить нуждающихся. Поэтому проект я назвала «Бизнес и власть». Город дает мне помещение, я за свои деньги делаю там ремонт, оплачиваю работу персонала и продукты. Мы сами печатаем пригласительные талоны и отдаем в отделы социальной защиты, а уж они их раздают по своим спискам.
— В каком режиме ваши социальные столовые работают?
— Столовые работают в определенные часы шесть дней в неделю, только в воскресенье закрыты. Ежедневно кормим порядка 1,5 тысячи людей. В год социальные столовые обходятся нам в 30 миллионов рублей. Обед полноценный: первое, второе и третье блюдо, выпечка. Могут в столовой поесть, а могут и с собой забрать. Лежачим больным соцработники еду уносят.
Хочу, чтобы наши покупатели знали, что, покупая в «Бахетле» товары, они тем самым помогают бедным, обездоленным, одиноким старикам. Если бы у нас не было покупателей, у меня не было бы возможности ежедневно 1,5 тысячи людей кормить бесплатно.
«Кризис дал нам понять, что люди ели и будут есть. Вопрос только — сколько»
Фото: Сергей Елагин
«ДЕТИ И ВНУКИ ДОЛЖНЫ ПРОБИВАТЬСЯ САМИ»
— Как вы относитесь к продаже «Магнита»? (Алмаз Валериевич Сергеев)
— Я в чужой бизнес не лезу, это не мой вопрос.
— Но вы удивились этой продаже?
— Зная, с каким энтузиазмом Галицкий работал, как любил свою компанию. Ну, может быть, со здоровьем связано, может, захотел отдыхать. Может, влюбился неудачно. (Смеется.)
— Вы себя в такой ситуации представляете?
— А ваша дочь «эстафетную палочку» не подхватывает?
— У дочери трое сыновей, пускай она их воспитывает. Кроме того, у нее ювелирный бизнес. А большой бизнес «Бахетле» – это не ее. Вот ювелирка у нее хорошо получается, в свое время я ее отправляла в Москву учиться на геммолога, чтобы в камнях разбиралась. Красивый бизнес, пусть работает. А внуки сами себе дорогу выберут.
— Внуки для бизнеса еще маленькие?
— Старшему 16 лет. Я им ничего не обещаю и не говорю по поводу бизнеса. Кто захочет, тот будет работать. А такого, что «я вам передам по бизнесу», — этого нет. Внуки увлекаются разными компьютерными играми. Подхожу однажды к ним, внук говорит: «Я дом построил, сейчас буду его продавать». Хорошо, занимайтесь. Они поиграли и подходят ко мне: «Можно мы пойдем в магазин за чупа-чупсом?» Конечно, можно, ребята, идите. А внуки говорят: «Денег дай». Я им отвечаю: «Зачем, вы ведь только что дом продали? Вот на что время потратили, вот на это идите и покупайте. »
— Вы такая строгая бабушка?
— Я им не говорю, как мы живем, откуда деньги. Ничего! Все мое – это мое. Я и дочери с детства говорила: «Ты не думай, что после моей смерти бриллианты тебе останутся, я все с собой унесу. » Дети и внуки должны учиться сами, пробиваться сами. Этим летом среднего внука, которому 12 лет, я отправила в «Бахетле» работать, а директору магазина сказала, чтобы она никому не говорила, что это мой внук. Пусть, говорю, он на разных фронтах постоит: и овощи упаковывает, и картошку чистит, и товар в зале выкладывает. Положенный месяц работы он выдержал. У внуков вообще нет манеры спорить или капризничать, у нас это не принято. У них и мама строгая.
— Но бабушки-то добрые должны быть!
— Но я же их не бью. Помню, когда они были еще совсем маленькими, их мама решила трудотерапию к ним применить. Они звонят мне: «Приезжай скорее, наша мама с ума сошла!» Спрашиваю: «Что случилось-то?» Отвечают: «Мама лопаты купила и выгоняет нас на улицу снег чистить!» (Смеется.)
— Газету «БИЗНЕС Online» читаете?
— Каждое утро я первым делом не ретейл открываю, а сайт «БИЗНЕС Online»! Мне нравится, что у вас в течение дня обновление информации идет. Все, что мне интересно, я читаю. У меня к вам претензий нет, а когда претензий нет, это, я считаю, уже хорошая оценка.
— Муслима Хабриевна, спасибо за очень интересный и поучительный разговор. Успехов вам!