мультистудия лаборатория интересной жизни в доу
Мультистудия лаборатория интересной жизни в доу
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Дьяченковский детский сад «Звездочка»
на заседании педагогического совета Заведующий МКДОУ
Протокол № ___ Иванова С. И.
от «___» ____________ 2016 г. Приказ № ___
от «___» __________ 2016 г.
Программа дополнительного образования «Мультстудия»
для детей дошкольного возраста
Срок реализации программы 1 год
воспитатель группы «Гномики»
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, а следовательно, искусством. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.
Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
— Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития).
− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
− формировать художественные навыки и умения;
− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
− развивать творческое мышление и воображение;
− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
− воспитывать чувство коллективизма;
− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
В ходе работы предусматриваются различные формы как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями.
Программный материал реализуется в процессе организации художественной деятельности детей, речевых игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта), через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.
В программе «Мультстудии» запланировано создание мультфильмов, посвященных календарным праздникам: «Наша елочка», «Видеопоздравление любимой маме», «На страже Родины».
Каждое занятие подчинено определенным принципам:
— тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу «Мультстудии» в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно;
— принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;
— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников (знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т.д., освоение анимационной техники перекладки).
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми.
Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках Программы.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, практической деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
— Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
— Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
— Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
— Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:
— видеокамера с функцией покадровой съемки;
— штатив, на который крепится видеокамера;
— компьютер с программой для обработки отснятого материала (монтаж осуществлялся в программе Zu 3 D );
— подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
— диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
— художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
— диски для записи и хранения материалов;
— устройство для просмотра мультипликационных фильмов:
DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.
Формы подведения итогов реализации Программы:
Выпуск дисков с мультфильмами, созданных дошкольниками, запись и демонстрация мультфильмов в детском саду и дома.
— дети видят идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие);
— развитие творческого потенциала;
— формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах;
— создавать мультфильмы в предложенных педагогом техниках;
— осуществлять контроль: находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;
— совершенствование навыков общения;
— самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.
Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения
1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское произведение родителей на основе конкурсного отбора.
2. Выбор анимационной техники.
3. Изготовление фонов и персонажей. Используется масса для лепки или пластилин, конструктор ЛЕГО, бросовый материал (бусины, бантики и т.д.), или готовые куклы. Фон для новичков лучше брать неподвижный. А затем он может и панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В этом случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.
4. Съемка анимационного фильма.
5. Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство выражения мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие c изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном, художественном плане. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
6. Монтаж фильма (верстка). В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для вёрстки и монтировать фильм.
кружка «Мультстудия» в подготовительной группе № 4 «Гномики»
Мультипликационная студия в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Наталья Афанасова
Мультипликационная студия в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Творческие способности и как их развивать. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А. Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12, 54-55/.
1. мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т. д.);
2. особенности телевизионного изображения мультфильмов, выполненных на высоком профессиональном уровне, получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни;
3. воспринимая мультфильм, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, т. е. происходит воспитание ребенка, его чувств, характера;
4. мультфильмы стимулируют творческие способности ребенка, развивают его воображение, фантазию, стимулируя возникновению определенной деятельности ребёнка.
Развитие творческих способностей детей в процесс создания собственного медиапродукта (мультфильма).
Создание короткометражных рисованных, пластилиновых мультфильмов, а так же песочной анимации, через развитие у детей дошкольного возраста личностного творческого потенциала.
Новизна и отличительные особенности.
Опыт работы с мультипликационной студией «Я творю мир», может быть очень полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования.
В состав образовательного модуля входит мультстудия, которую дополняют продукты деятельности ребёнка из любого материала. При этом тематика мультипликационных фильмов может быть самой разнообразной.
Этапы создания мультфильма:
Предварительная работа. Определение темы и написание сюжета мультфильма в процессе бесед. Дети самостоятельно выбирают тему своего мультфильма или при помощи родителей. Темы могут быть различные. На первом этапе прекрасно зарекомендовал себя метод трех вопросов.
Список примерных тем для мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста:
Времена года (зима, весна, лето, осень)
Региональный компонент (мультфильм с использованием местного колорита)
Животные, насекомые, птицы
Праздники (Новый год, 9 мая, 8 марта и т. д.).
Дорожная безопасность и другие.
Сюжет для мультфильма дети могут придумать самостоятельно или с опорой на стихи по выбранной теме.
2. Этап «Творческий».
Подготовительная работа. Создание героев для мультфильма и изготовление фонов.
Фон и декорации для мультфильма дети рисуют в различных техниках, лепят (пластилинография, склеивают (аппликация, складывают из бумаги (оригами) согласно выбранному сюжету.
Использование в процессе создания фонов и декораций для мультфильма нетрадиционных изобразительных техник оказывает большое влияние на развитие ребенка:
— активно развивает ориентировочно-исследовательскую деятельность, способность к экспериментированию и изобретательству;
— развивает у детей уверенность в собственных силах;
— учит детей свободно выражать свой замысел (самостоятельность, инициатива);
— побуждает детей к творческим поискам и решениям поставленной цели;
— развивает навыки ориентации на листе бумаги;
— учит детей работать с разнообразным традиционным и нетрадиционным материалами и инструментами;
— развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фантазию, эстетический вкус;
— оказывает влияние на развитие психических функций ребенка – развивается память, внимание, логическое и образное мышление, воображение;
— развивает тактильную чувствительность дошкольников;
— не утомляет дошкольников, повышает их работоспособность ;
— способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации;
— развивает творческие способности детей.
Пластилинография так же широко используется для создания фонов и героев. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Использование данной техники способствует развитию ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых, совершенствовать изобразительные умения, навыки и собственного творчества детей через продуктивную деятельность с применением нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.
Если в процессе съёмки понадобиться несколько локаций для героев, в таком случае подготавливаются несколько фонов и различные декорации.
Герои также изготавливаются из различных материалов (пластилин, различные материалы для творчества, ткани, нитки, помпоны и другие). Размер героя не должен превышать 12-15 см.
Так как чем больше герой, тем больше должны быть декорации в мультфильме. А значит камера должна будет располагаться очень далеко от фона.
2. Этап «Деятельностный».
Практическая часть. Покадровая съёмка героев, смена фонов и декораций согласно выбранного сюжета.
При работе с камерой необходимо учитывать следующие параметры:
1. Размер героя на экране по отношению к декорациям в мультфильме.
2. Плавность движений героя при ходьбе и движении рук на экране достигается за счёт постепенного изменения положения тела героя в пространстве.
3. В процессе съёмки мультфильма очень удобно совместно с мультстудией «Я творю мир» использовать интерактивную доску. Для отображения происходящего на экране ноутбука, на большом экране. Такой способ очень удобен для детей.
4. При песочной анимации дети рисуют песком на подсвеченном столе. Камера располагается над столом. Плавность изображения на экране достигается за счёт постепенного нанесения рисунка с одновременной покадровой съёмкой.
5. В детской анимации используется не 25 кадровая секунда, а 12-18 кадровая секунда. То есть 1 секунда мультфильма содержит минимум 12 кадров.
Работа над звуком мультипликационного фильма.
После окончания работы над созданием видео дорожки мультфильма дети могут просмотреть получившийся результат, внести коррективы скорости воспроизведения кадров на экране.
Для добавления музыки к мультфильму детям предлагается прослушать несколько аудио треков, подобранные руководителем.
Дети сами решают какую музыку они используют в мультфильме.
Для записи голосов героев или голоса диктора за кадром используется диктофон. Звуковая дорожка накладывается на отснятый видео материал.
Просмотр готового продукта (мультфильма). Анализ проделанной работы, высказывание детьми пожеланий на будущие проекты. Демонстрация мультфильма родителям, участие в различных творческих конкурсах.
Таким образом, давая детям свободу воли при выборе тем и способов съёмки мультипликационных фильмов мы способствуем развитию их творческого потенциала и креативных способностей, поддерживаем в них живой интерес и нацеленность на результат, что в дальнейшем позволит им доводить начатое дело до конца и сделает их более уверенными в своих силах в любом деле.
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.
Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды». Условия возникновения.
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.
План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.
Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.
Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.
Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.
Влияние исследовательской деятельности для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.