мультик про маму и сына как он всю жизнь прожил с ней
Мать-кукушка и отсутствующий отец-лягушка: какими были родители в советских мультиках
© Кадр из мультфильма: «Лягушонок ищет папу»
Новый взгляд на знакомые сюжеты
На этой неделе юбилей отмечает Союзмультфильм, и для нас это повод пересмотреть мультики нашего детства и проанализировать, каким образом в них были представлены родители и детско-родительские отношения.
Берите попкорн, платочки и свой любимый напиток, мы начинаем наш вечер разоблачительных историй.
Лягушонок ищет папу
Роман Качанов, 1964
Коротко: у лягушонка нет папы, лягушонок предлагает разным животным его усыновить, но все отказываются, тогда он решает стать папой кузнечика.
В советском кино этого времени был особый жанр фильмов об отсутствующем отце — красноречивым примером можно назвать ленту «Я купил папу». А вот и мультяшная разработка этой вечной темы. У лягушонка нет отца (кстати, мамы, кажется, тоже нет, но эта линия в фильме не получает никакого развития), лягушонок неприкаянно ходит по болоту и пытается убедить кого-то его усыновить. Все отказываются.
Столкновение с крокодилом вообще похоже на встречу со страшным абьюзером (лягушонок чуть не оказался съеденным). Отчаявшись, лягушонок идет дальше и натыкается на пути на маленького кузнечика, также познавшего горечь безотцовщины. Лягушонок решает стать папой кузнечика и дальше герои идут навстречу приключениям вместе.
Фильм артикулирует проблему скрывшихся с радаров отцов, но предлагает довольно странное ее решение: вместо того, чтобы пойти к терапевту, лягушонок применяет тактику замещения, и, как в треугольнике Карпмана, превращается из жертвы в спасателя.
Осьминожки
Раса Страутмане, 1976
Коротко: мама уходит в гости, а папа остается сидеть с детьми, но даже не может отличить собственных детей от детей соседа-осьминога.
Сюжет этого мультфильма можно разделить на две части. В первой — мы видим папу из многодетной семьи, который по обыкновению, забыл ключи, а попав домой, сразу же садится отдыхать и играть в шахматы. В это время мама как раз купает детишек в ванной и образцово-показательно проверяет температуру воды с помощью специального водного термометра.
Дети доводят маму тем, что им удается менять свою расцветку, и осьминожка не знает, кого из осьминогов она уже успела отмыть, а кого — нет. Поэтому папе приходится все же оторваться от шахматной партии с воображаемым противников. Он приходит, запихивает всех детишек в авоську и полощет их в ванной (можно трактовать это действие как манифестацию некоего интеллектуального превосходства папы над мамой).
Во второй части маму зовет в гости ее подруга, и осьминожка «сбегает» из дома, оставив папе to do list из пяти пунктов (накормить детей рыбьим жиром — один из них). Папа быстро устает от работы бебиситтером и возвращается к своему шахматному хобби.
В это время один из малышей стреляет из рогатки в медузу. Папа «ловит стрелка и слегка поколачивает» (такие детали сегодня особенно остро воспринимаются после признания дочери Эдуарда Успенского, сценариста этого мультика, в том, что он активно применял насильственные воспитательные методы).
Вскоре выясняется, что побитый осьминог — это был не сын осьминога-шахматиста, а чей-то другой осьминожка. Теперь все в осьминожьем мире настолько перемешалось, что оба папаши не знают, что делать дальше и вынуждены ждать своих жен, чтобы те все решили за них. Занавес.
Отрадно, что создатели этого мультфильма подарили маме возможность пойти по своим делам. Но ко всезнающему папе-шахматисту-любителю, который не в состоянии отличить собственных детей от детей соседа, конечно, есть вопросики.
Роман Качанов, 1972
Коротко: тревожная мать оставляет спящего сына одного дома и уходит за покупками; в магазине ей постоянно кажется, что с ребенком что-то случилось.
Если бы этот психологический саспенс вышел сегодня, маркировка бы у него наверняка была 18+. Мама оставляет дома спящего ребенка одного и уходит за покупками. Пока мама стоит в бесконечной очереди за молоком, ей кажется, что в дом к спящему малышу вломился грабитель, что мальчик сам проснулся и достал опасную бритву, что сын распахнул окно и вышел на карниз за голубем…. Она возвращается домой, и видит, что с ребенком все хорошо.
Очень хочется верить, что после просмотра этой картины кто-то из взрослых купит блокираторы на окна и позаботится о том, чтобы опасные предметы были спрятаны подальше от детей, (назидательный урок от сценариста Сергея Михалкова усвоен). А где в этот момент был папа и была ли у мамы какая-то альтернатива тому, чтобы оставлять ребенка одного дома — опять-таки тайна.
Письмо
Роман Качанов, 1970
Коротко: сын ждет папу из экспедиции, мама в это время все больше погружается в депрессию.
Еще один мультфильм, в котором настоящий папа героя остается за кадром. Только здесь он не полностью исчез из жизни мальчика, как это было в случае с лягушонком, а по долгу службы отправился в дальнюю экспедицию на своем корабле. Иногда моряк присылает письма семье.
Мама вместе с сыном этих писем очень ждут. Но вот писем опять нет. Мама грустит (и судя по ее поведению, можно предположить, что она близка к или уже находится в депрессии). В один из дней мама уходит из дома. Мальчик летит за ней на отколовшемся от дома балконе, как на корабле. Мальчику удается вернуть маму домой. Вскоре от папы все-таки приходит письмо. Конец.
Кажется, что если бы такой фильм вышел сегодня, в титрах обязательно были бы перечислены телефоны доверия — куда могут обратиться родители, если понимают, что проходят через эмоциональный кризис. Дети не должны брать на себя ответственность за состояние взрослых и не должны становиться их спасителями.
Мама меня простит
Анатолий Петров, 1975
Коротко: мальчику не понравился мамин подарок и теперь, чтобы мама его простила, он должен стать большим начальником.
Мультфильм нарисован в стилистике производственных плакатов, а в качестве саундтрека здесь весь цвет отечественной музыки 1970-х годов — Анна Герман и ВИА «Самоцветы». Но нас интересует в первую очередь не музыка и не эстетика, а взаимоотношения героев.
Итак, сюжет: ребенок мечтал получить в подарок от мамы машинку, но получил плюшевого мишку, мишка этот ему не понравился, от досады мальчик швырнул его в сторону, мама обиделась, пустила скупую слезу и ушла в игнор. Теперь мальчик считает, что для того чтобы получить прощение мамы, ему надо уйти из дома, поехать на производство в тайгу, сделаться начальником и вернуться к маме (что он и проделывает в мультике). Они мирятся.
В картине представлена та самая холодная, неприступная мама, чтобы добиться расположения которой нужно доказать, что ты и правда чего-то стоишь. А учитывая то, что дети действительно иногда уходят из дома, чтобы не расстраивать своих родителей, весь мультик выглядит сегодня скорее страшным, чем трогательным.
Северная сказка
Раса Страутмане, 1979
Коротко: многодетная мать-одиночка болеет и просит детей принести ей стакан воды, но дети играют и не приносят воду, мама превращается в птицу и улетает от них навсегда.
Пожалуй, это один из самых трагических советских мультиков. На дальнем Севере живет женщина, у нее трое детей, она ловит рыбу, собирает хворост, готовит и поет колыбельную песню своим детям (песня эта о том, что пока дети маленькие, мама носит их на руках, а когда дети вырастут, то будут сами носить на руках мать).
В какой-то момент женщина заболевает, ей плохо, она просит детей принести ей воды, но дети продолжают играть на улице, а когда они вспоминают про мать, она уже превращается в птицу (кукушку) и улетает. Дети бегут за мамой-птицей с ведрами воды, но закадровый голос наставительно говорит: «Поздно, поздно».
Крошка енот
Коротко: мама отправляет своего сына енота одного на пруд нарвать осоки, енот пугается собственного отражения в пруду и возвращается домой; мама отправляет его заново на пруд и говорит, что при встрече с грозным водным монстром достаточно будет просто улыбнуться.
Наверное, мама енота — одна из самых добрых и поддерживающих матерей советской мультипликации. Не отличает ее и повышенная тревожность — она, наподобие матери Красной Шапочки, спокойно отпускает сына одного затемно на пруд нарвать свежей осоки (здесь можно, конечно, обсудить, слабоумие это или отвага).
Когда енот возвращается домой без осоки, мама его не ругает, а просто интересуется, почему же он пришел домой с пустыми лапами. Она спокойно дает ему наставление не махать палкой, а просто «улыбнуться» тому страшиле из пруда, которого енот испугался.
Трактовать ее поучение тоже можно по-разному: с одной стороны, здорово, что она пытается научить сына таким образом доброжелательности к окружающим (от улыбки станет всем светлей), но, с другой стороны, должен ли енот действительно улыбаться незнакомым и не лучше ли было просто объяснить ему законы физики?
Мама для мамонтенка
Коротко: Мамонтенок проснулся после долгих сотен лет спячки и понял, что потерял маму, сердобольные звери находят ему новую приемную маму-слониху.
А вот и мультик, посвященный теме сиротства. Через много лет после гибели мамонтов один мамонтенок просыпается и отправляется на поиски мамы (о папе опять-таки, заметьте, ни слова). Самый мудрый житель Севера, дедушка морж, довольно аккуратно сообщает малышу, что все остальные его собратья из этих мест «ушли».
Мамонта решают отправить одного на льдине «к единственной маме на свете». Этой мамой становится слониха — она вначале скептически замечает, что мамонтенок очень лохматый, но потом все-таки соглашается его усыновить. В конце мультфильма говорится, что мамонтенок так боялся, что мама снова потеряется, что тихонько держал ее за хвостик.
Видимо, таким образом создатели фильма хотели рассказать о правилах поведения на улице: чтобы не потеряться, надо держать взрослого за руку (хотя держать на самом деле-то не обязательно и не всегда получается, а главное, чтобы ребенок научился не терять взрослого из виду).
Обезьянки
Леонид Шварцман, 1983
Коротко: мама пятерых обезьянок пытается победить хаос.
Сага об обезянках и их героической матери — это даже не отдельный мультик, а целый сериал по сценарию Григория Остера. У мамы обезьяны пятеро детей, один из них совсем маленький. Детям сегодня наверняка бы диагностировали гиперактивность, и мама на протяжении всех серий пытается хоть как-то за ними угнаться.
Особенно трогательны попытки мамы перевести дух: иногда на экране она просто сидит и смотрит в пустоту, но тут же готова включиться и за пару секунд убрать за детьми весь созданный ими хаос. Кажется, что главное умение этой мамы — это родительский дзен.
Кстати, недавно томский художник Евгений Швенк нарисовал «реалистичную версию» многодетной обезьянки — на его картине замученная мама сидит с детьми в клетке зоопарка, а пользователи в Сети под этим постом бурно обсуждают, как изменилось их собственное восприятие этого мультика после того, как они стали родителями: из комедийного он превратился в триллер. Ну и вопрос, звучащий снова и снова: где же все-таки обезьяний папаша?
Трое из Простоквашино
Владимир Попов, 1978
Коротко: артистичная мама ставит жесткие ультиматумы, а папа пытается убежать от конфликта, мальчик обосабливается и уезжает от родителей.
Как и в случае с «Осьминожками», в этом мультфильме по сценарию Эдуарда Успенского представлена полная семья. Женщине здесь даже «позволено» заниматься своей карьерой, хотя ненавязчиво показано, что делает она это в ущерб семье.
Наше знакомство с родителями дяди Федора начинается так: ребенок приютил в доме кота, папа благосклонно отнесся к этой затее, а мама поставила ультиматум: «Или он (кот), или я». Папа, чтобы избежать конфликта, встал на сторону жены. Вот и вся дискуссия. Поэтому дядя Федор покинул город и уехал жить в деревню.
Когда мама с папой обсуждают исчезновение дяди Федора (в этот момент они, надо признать, вместе занимаются бытовыми делами — папа моет посуду, а мама вытирает тарелки), мама говорит, что в отъезде ребенка виноват отец: «Ты слишком много ему разрешал». Так что лекций по конфликтологии мама явно не слушала.
(Безусловно, в связи с продолжением простоквашинской саги, анализу детско-родительских отношений в этой семье можно было бы посвятить целый отдельный разбор, и, возможно, мы этим скоро займемся).
Конечно, это далеко не полный список мам и пап из советской мультипликации, хотя он и показывает определенные тенденции в изображении родителей анимационных героев. Рассказывайте в комментариях, какие мультяшные родители больше всего запомнились вам из детства!
«Тайна Коко»: образ смерти в мультфильмах Disney и Pixar
В прокат вышел пиксаровский мультфильм «Тайна Коко» о путешествии мальчика в царство мертвых. «Афиша Daily» рассказывает, как он продолжает тему смерти в детской анимации.
«Музыка — это зло», — сообщает бабка своему амбициозному внуку Мигелю, отгоняя сандалией от него всех, кто возьмется за музыкальный инструмент. У семьи родовая травма от прапрадеда-певца, который когда-то бросил жену с дочуркой Коко и ушел в закат с гитарой, как ему велела свободолюбивая душа эль мариачи. Жена с тех пор возненавидела музыку и, забыв свое призвание певицы, посвятила себя обувному делу, положив начало клану башмачников, в котором песни столетиями будут под запретом. Однако бабкина проповедь: «Не забывай свои корни, помни» — срабатывает на внучка Мигеля ровно наоборот: в нем течет кровь музыкантов, втайне от всех он тренькает на гитаре по чердакам, поклоняется нелепо погибшей звезде Эрнесто де ла Крусу и хочет поучаствовать в конкурсе талантов. Дело происходит в Мексике, а на носу День мертвых, когда почившие родственники спускаются из загробного мира, а значит, на кладбище могут произойти любые чудеса.
Итак, Коко — вовсе не главный герой мультфильма, как можно подумать, а прабабушка мальчугана Мигеля, пребывающая в старческом беспамятстве — и в какой-то момент главная интрига картины, как и в недавнем мультфильме «В поисках Дори», пускается по волнам памяти. Становится важно, чтобы увядающая бабуля вспомнила своего отца, потому что в мире мертвых те, кого не помнят в мире живых (а еще не ставят их фотографии в День мертвых), исчезают навсегда. Чтобы это предотвратить, в ход пойдут и музыка, и пляски смерти, и дурной пес с подходящей для загробного мира кличкой Данте.
Первым делом «Тайна Коко» вышла в Мексике, где уже стала хитом, что неудивительно: мультфильм очень доходчиво и красиво презентует главный праздник страны. Сделать мультфильм, замешанный на ярком национальном колорите, — это продолжающийся корпоративный тренд Disney и Pixar: посмотрите недавнюю «Моану» в антураже полинезийских мифов или короткометражный «Санджай и его команда» про индийских божеств. Этот мультяшный мультикультурализм, безусловно, заслуживает уважения, но все-таки зашкаливающая экранная экзотика, особенно такая яркая, как индийская или мексиканская, — довольно специфическое зрелище. Чтобы от такого буйства раскрашенных черепов, песен под гитару, вскриков сеньоров и сеньорит не разболелась голова, нужно быть любителем этой эстетики хотя бы на базовом уровне. Многие сцены «Коко» производят неуютные ощущения — вроде той, где летает огромный леопард ядовитых цветов или где мертвая версия художницы Фриды Кало появляется под вскрики целого стадиона беснующихся скелетов. Наверняка во всем этом еще есть и элемент утрирования национальных клише, от которых любой нормальный мексиканец испытает испанский стыд, как если бы Disney вдруг сняла мультфильм про Россию с медведями и балалайкой.
Как Disney и Pixar показывали смерть
Хрустальный гроб, в котором покоится отравленная Белоснежка. Но это не настоящая, а «диснеевская смерть» — это лишь волшебный сон, от которого можно пробудиться при помощи поцелуя принца.
У олененка Бэмби охотники убивают мать. Миллионы литров пролитых слез, для юных зрителей это первое в жизни серьезное переживание смерти через мультик.
Загробную жизнь олицетворяет пугающий всадник без головы. Причем все сделано по канону Ирвинга, поэтому некоторые сцены с ним выглядят довольно жутковато.
Принцесса погружается в летаргический сон, но, как и в случае с «Белоснежкой», все поправимо при помощи поцелуя. Однако мысль, что можно уснуть и не проснуться, должна насторожить деток.
Охотники убивают маму лисенка, но происходит это за кадром и не так внезапно, как в «Бэмби».
Гастон смертельно ранил чудовище, но после признания в любви колдовство спадает и все заканчивается хорошо, потому что это «диснеевская смерть».
Лев Шрам убивает отца Симбы, но после смерти отцовская душа дает подсказки сыну с небес.
Потенциальный жених Покахонтас по имени Кокум застает ее за поцелуем с Джоном Смитом, из-за чего начинается драка — и англичане убивают Кокума из ружья. Неожиданно реалистическое и трагическое убийство для мультфильма.
Еще одно диснеевское убийство матери главного героя. В начале фильма судья убивает маму Квазимодо на лестнице церкви.
Представлен загробный мир Аида, куда Геркулес отправляется за возлюбленной после ее смерти.
Маму рыбки Немо съедает барракуда, после чего его отцу приходится воспитывать икринку в одиночку.
Жесточайшее начало мультфильма, когда любовь всей жизни главного героя умирает от старости незадолго до поездки ее мечты. Небывалое для семейной анимации высказывание о старении и утрате близкого.
Светлячок Рэй погибает в бою и очень печально угасает. Но после смерти ему уготовано место на небе в виде звездочки рядом с его возлюбленной.
На поезде слоник Бинго-Бонго жертвует собой, чтобы помочь Радости выбраться из пропасти. Трагичная сцена, рассказывающая о том, что друзья могут погибнуть, но их стоит помнить всегда.
Во время шторма динозавр-отец спасает сына, но погибает сам. Но даже после смерти он помогает маленькому динозавру побороть свои страхи — папа появляется в виде призрака. Загробный мир динозавров существует.
У Моаны погибает бабушка, но в момент отчаяния она появляется с того света и дает ценный совет. В Disney никто не уходит навсегда.
То, что все это подается в красочных декорациях Дня мертвых, тоже, кстати говоря, не в новинку для мира анимации. Пригодность и ценность мексиканского праздника в качестве основы для детского мультфильма студия Гильермо дель Торо доказала еще в 2014 году в «Книге жизни», на который создатели «Коко», конечно же, оглядывались. Если схожую колористику и настроение еще можно списать на традиции празднеств, но все-таки некоторые моменты откровенно заимствованы. Иначе не объяснишь, почему в обоих мультфильмах главным героем стал мальчик с гитарой, которому родные не дают заниматься музыкой из-за семейной профессии (в «Книге жизни» это было выступление на корриде).
Интересно сравнить, как эти два фильма работают с одной и той же мифологией. В «Книге жизни» главный герой смог попасть в город незабытых предков только после буквальной смерти, а вот в «Тайне Коко» нет никакого четкого ответа, почему мальчик оказался по ту сторону. Он просто украл гитару и взял на ней аккорд — и вот он уже не вполне живой, но и не вполне мертвый. Почему он во плоти смог попасть в мир иной? Волшебная гитара? Проклятие богов? Нет прямого ответа на ключевой момент мифологии. Зато очень просто объясняется, как можно попасть обратно в мир живых: потребуются любой лепесток и любой мертвый родственник. Тогда как в «Книге жизни» для этой же процедуры требовалось пройти нечеловеческие испытания и сражение с тысячами быков. Почему пес Данте без всякого труда может переходить в мертвый мир и обратно (и даже трансформироваться), конечно, тоже никак не объясняется.
Мультфильм от дель Торо предлагал стройную структуру божеств, которые управляли загробными мирами, а «Тайна Коко» предъявляет мир мертвецов без высших сил, где царит такая же бюрократия, как и на земле, и все делятся на привилегированных жителей и забытых бедолаг. В общем, это далеко не идеальное место, правила существования которого прописаны небрежно, поэтому быстро перестаешь его адекватно воспринимать. Впрочем, даже сами авторы в конце признают нелогичность происходящего, подсовывая сценку, где счастливые родители после смерти воссоединяются со своей дочкой, которой уже под сто лет.
Есть еще одно упущение, непонятно, намеренное или нет, но оно считывается вполне однозначно: поклоняясь певцу де ла Крусу, мальчик с гитарой как будто бы видит в нем фигуру отца, тогда как в кадре присутствуют его реальные мама и папа, но они настолько неартикулированы (парня в основном воспитывает бабка), что выглядят гораздо более призрачными фигурами, чем семья с того света. Поэтому вся чехарда с прапрадедушками считывается абсолютно как поиск своего настоящего отца. Что довольно забавно и двусмысленно в контексте фильма.
В остальном Pixar продолжает подпитываться зрительскими слезами, расставляя мелодраматические капканы настолько четко, что они уже выглядят вполне механической сюитой. Умом сразу понимаешь, что вот эта песня проведена через весь фильм, для того чтобы в конце на ней не смог сдержать слезинку только мертвый зритель. Глупо, конечно, обвинять в спекуляции на чувствах студию, которая всегда была такой вотчиной для производства мультяшной грусти, но той гениальности и радикальности, что была в «ВАЛЛ*И» и «Вверх», похоже, нам уже не дождаться. «Тайна Коко» куда более буквально, чем ее предшественники про тачки, рыбок и динозавров, акцентируется на семейных ценностях, превращая это практически в мексиканский сериал с выяснением внезапных родственных связей. Но чем крепче пиксаровские мультики вцепляются в плакатность доброго и вечного, тем неоднозначней и абсурдней это выглядит на фоне свежих обвинений главы Pixar Джона Лассетера в сексуальном харассменте, после чего тот ушел в вынужденный отпуск.
После не самых успешных сиквелов «Тачки-3» и «В поисках Дори» оригинальная «Тайна Коко» по большому счету стала последней надеждой Pixar на рывок вперед. Да, здесь та самая первоклассная анимация: мультяшные трехмерные герои отлично передают эмоции не хуже живых актеров, от некоторых кадров захватывает дух, но все равно это не шедевр на все времена от студии, которую всегда судишь строже, чем остальных, — ничего тут не поделаешь. Если посмотреть перед этим «Книгу жизни» и «Кубо. Легенду о самурае», то становится понятно, что авторы качественно прошлись по уже проторенной дорожке. Другое дело, что на фоне общей блеклости минувшего анимационного года даже при таких мощностях довольно легко выглядеть лучшим мультфильмом за отчетный период. Поэтому «Тайна Коко» далеко не лучший, но все-таки заслуживающий внимания мультфильм Pixar: он заработает свое, наверняка многим понравится и, скорее всего, получит свой «Оскар» и вряд ли станет могильным камнем для студии.
Детство золотое: мамы в советской мультипликации
То, какими должны (и не должны) быть матери и дети, мы усвоили с раннего детства, вместе с «молоком» родного советского мультика. О влиянии мультфильмов на неокрепшую детскую психику можно говорить долго и со вкусом, особенно это занятие любят психологи.
Мультики – первая «школа капитанов» для ребенка, его азбука поведения и энциклопедия. А художники – народ фривольный, и часто наполняют мультики совсем не детским содержанием, чем грешила даже нежно любимая нами советская мультипликация. И теперь мы, воспитывая детей, нередко вдруг обнаруживаем в себе черты знакомых с детства мульт-персонажей. Мы стали похожи не только на собственных родителей (что, конечно, ужасно, но еще куда ни шло), но и на тех мульт-мам, которых наблюдали в детстве на выпуклых экранах допотопных телевизоров.
Портал interfax.by представляет десятку мультфильмов, которые запомнились нам особо отличившимися мамами.
10-е место – «Непослушная мама» (1989), странный украинский мультик по мотивам стихотворения А.А. Милна, родителя Винни-Пуха. Все бы ничего, но зачем было лепить мультфильм по невнятному подстрочнику, неужели некому было сделать нормальный перевод? Однако, образ мамы здесь весьма запоминающийся – некоторым в жизни так не везет, что им достается мать-ребенок, за которой глаз да глаз нужен.
На 9-м месте – Умка и мать его, медведица. Трудно быть солидной мамашей сыночка, пусть и хорошего, но все же шалопая. Ты его учишь ловить рыбу и прятать нос в целях безопасности – чтоб враги не засекли, рассказываешь сказки и поешь колыбельные, а он в это время заводит дружбу с чукчами, приходит домой в чужой шапке, а в конце концов вообще улетает на вертолете незнамо куда, и неизвестно, когда вернется.
8-е место занимает мультфильм «Мама для мамонтенка». Нет слов, одни слезы. Громкие дружные рыдания взрослых и детей, годами сотрясающие постсоветское пространство так же, как ранее – советское. Добрая мама-слониха, без вопросов признавшая сыном бедного сиротку-мамонтенка – предмет нашего обожания и почитания.
На 7-м месте – мама артистическая. Всеми любимый мультик по книжке Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашина». Вам хочется на курорт, после сумасшедшего рабочего года поваляться на пляже, ничего не делая, и походить по ресторанам в новых платьях, и вообще, всячески развлекаться в соответствии со своей утоненной артистической натурой, а дорогое чадо рвется в деревню на дачу – коровам хвосты крутить. «Я тебя кормила, я из-за тебя ночей не спала, а ты – на электричке. ».
И даже после новогоднего концерта, где вы блистали и вам дарили цветы дяди с большими усами, приходится напяливать на себя спортивный костюм и пилить на лыжах все в ту же дальнюю деревню, потому что там дорогой ребенок, муж-растяпа, куча живности и мимобеглые почтальоны, совершенно неухоженные.
6-е место – «И мама меня простит», еще один мультфильм по стихотворению, на этот раз Эммы Мошковской, наполненный советской производственной романтикой и героикой, советскими же, знакомыми с пеленок песнями, и трогательный до слез. Нарисован в стиле плакатного соцреализма, поэтому в отличие от непосредственно стихотворения, в детстве мало кем был оценен, зато в более зрелом возрасте мы им прониклись.
5-е место – кукольный мультфильм Романа Качанова «Мама» никогда и не предназначался для детей, и в малышовом возрасте для нас был скучноват. Другое дело сейчас, когда мы в полной мере можем оценить и его форму, и содержание. Здесь описываются взрослые страхи, каких хватает у нас у всех, а также очереди в советских магазинах, которые мы тоже еще очень хорошо помним. И мчится мама домой к своему любимому ребенку, снося все на своем пути, и мерещатся ей всякие ужасы – грабители с пистолетами, гуляния по карнизам, да мало ли что еще…
4-е место занимает «Северная сказка», мрачно-воспитательный мультфильм про детей, у которых заболела мама, но никто из них не обращал на это внимания и не дал ей попить воды, когда она просила. И тогда мать превратилась в птицу и улетела в тундру. Урок, на самом деле, не только эгоистичным детям, но и чрезмерно самоотверженным мамашам, готовым лечь костьми, только бы любимое чадо не замарало рук работой и помощью по дому.
На 3-м месте – мультфильм «Зайчонок и муха», поучительная история про капризного зайчонка, который выбрасывал приготовленную мамой еду за окошко и раскормил муху до размеров слонопотама. Мама-зайчиха – классический образ матери-одиночки (папа проявляется только в виде фотографии некоего зайца – то ли капитана дальнего плаванья, то ли еще какого летчика-истребителя, давным-давно исчезнувшего с горизонта), растящей единственное чадо, ради которого она готова на все и которое тиранит ее почем зря.
2-е место – самая необычная эрзац-мама в мультфильме «Волк и теленок»: мама-Волк. Которого, в конце концов, конечно, признали папой, но до того бедолаге пришлось недоуменно глядеть в зеркало, восклицая «Вроде, и мужчина. » и вообще, пребывать в беспокойстве и расстроенных чувствах.
Ну и, наконец, 1-е место – мультсериал «Осторожно, обезьянки!» по сценарию Григоря Остера, буквально-таки эстафета материнского подвига. Кто из нас, женщин с подрастающими отпрысками, хоть раз в жизни не ощущал себя всклокоченной и реактивной мамой-обезьяной, живущей, как на вулкане, в постоянном ожидании очередного фортеля любимых чад? То-то же! А ведь наши дети (хотелось бы надеяться!) не подстригают людям волосы вместе с живой изгородью, не таскают за хвост тигров и не охотятся на улицах за интеллигентными владельцами новых телевизоров…
Как видим, в советской мультипликации нашлось место практически всем типам мам и всем житейским ситуациям, которые встречаются в жизни. Или это в жизни всегда есть место мультику?