mubert генератор музыки что это
Mubert генератор музыки что это
Как пройти модерацию / База знаний по работе с ордерами
Мы внимательно относимся к уровню контента, который размещается в приложении Mubert®, поэтому заинтересованы в высоком качестве семплов, загружаемых в базу нашего алгоритма. Если вы создали семпл-пак, который должен пройти модерацию, проверьте его на соответствие критериям, перечисленным в ТЗ, а также ознакомьтесь с самыми частыми ошибками, которых нужно избегать.
Если коротко
Чаще всего редакцией отклоняются заказы, для которых характерна комбинация из нескольких пунктов ниже:
Подробное оглавление
Что такое Mubert
Mubert Inc. — инновационная музыкальная компания, пионер в области популяризации генеративной и ИИ музыки. Приложение Mubert имеет больше миллиона установок, стало ‘App of the Day’ в App Store в более, чем 150 странах (Япония, США, Россия, etc.), победило в номинации ‘The Best Everyday Essentials 2019’ в Google Play Russia.
В 2020 году компания сконцентрировалась на создании удобного музыкального сервиса для бизнес-клиентов. Сейчас основным продуктом компании является Mubert API — решение, которое позволяет интегрировать музыку в любое приложение, сайт, игру и т.д. Ключевыми преимуществами генеративной музыки Mubert является адаптивность и отсутствие проблем с авторскими обществами.
Клиентами сервиса уже являются PicsArt, Sleep Cycle, Mail.ru, Adidas.
Mubert создаёт музыку из семплов с помощью специальных алгоритмов. Генератор берёт семплы из библиотеки звуков и создаёт бесконечный музыкальный поток на основе заданных настроек.
Это очень важное отличие от линейного создания композиции в DAW, где автор сам решает, в какой момент времени будет играть тот или иной элемент. Из этого различия следует принцип универсальности семплов — любой семпл (в пределах стрима) должен в любой момент времени сочетаться с остальными с точки зрения ритма, гармонии и мелодии.
Работа с платформой
Все манипуляции с готовыми семплами осуществляются на платформе MUBERT PRO. Платформа стабильнее всего работает в браузере Google Chrome.
При работе с платформой в рамках системы коммерческих заказов в первую очередь необходимо разобраться с основными элементами.
Ордер — заказ на создание набора звуков. Детали ордера приходят на указанную электронную почту после обработки заявки на создание семпл-пака. Оставить заявку и просмотреть список доступных ордеров можно на этой странице.
В ордере указывается:
Stream (стрим) — сущность, которая объединяет в себе семплы и настройки их воспроизведения, в результате являясь генеративным музыкальным произведением. В стриме задаются такие параметры, как название, темп, тональность, лад, жанр и др.
Sample (семпл) — в данном контексте это цифровой звуковой отрывок, луп, используемый алгоритмом Mubert для генерации музыкального звукового потока.
Все семплы делятся на 12 функциональных групп (тег INSTRUMENT на платформе):
Можно разделить эти группы на две категории по гармоническому тяготению:
К тональным семплам чаще всего относятся:
Тональные семплы, загруженные на платформу, должны иметь соответствующие теги KEY и SCALE, где указывается тоника и лад. На данный момент тональность можно использовать любую, а лад ограничивается натуральным мажором и минором. Минорный лад может быть:
По умолчанию необходимо работать в натуральном мажоре/миноре, в ином случае информация указывается в письме с деталями ордера.
В тегах KEY/SCALE у таких семплов ставится значение ALL.
Атональные семплы более универсальны с точки зрения гармонии. Исключением являются некоторые семплы FX / Riser / Impact с выраженной нотой или тяготением к определённой тональности — у них должны быть заполнены теги тоники и лада.
Все семплы должны быть в размере 4/4.
Длительность лупов может быть 1/2/4/8/16/32/64 такта(ов). Предпочтительной длиной лупа является 4-16 тактов.
Ритмические элементы могут быть короче, так увеличится вариативность. Семплы с “хвостами” ревера или релиза и/или высоким уровнем сустейна рекомендуется делать длинней — так стрим будет играть более органично и непрерывно.
Основная задача — сделать максимально универсальные лупы.
Результат может напоминать адаптивную музыку для игр: легкие вариации лупов для развития, разные уровни интенсивности (ямы, half time, и т.д). При этом нужно сделать так, чтобы партии из разных категорий при смешивании не превращались в какофонию и играли вместе без диссонансов.
Хорошо работает такой подход — берёте одно звучание и делаете 5 вариаций партий (без радикальных отличий, как будто развитие внутри одной композиции). Далее переходите уже к другому звучанию, новой партии и делаете уже её вариации. Изменения могут касаться обработки, нот, ритма, тембра, артикуляции.
По поводу бочки: это могут быть как вариации рисунка одной бочки, так и разные звучания. Всё зависит от жанра. Если стиль жёстко определяет рисунок бочки, то нужно менять звуки.
Если вариативность партий допустима и не сильно отдаляет от референса, то хорошо работает формула — 5 вариаций с одним звучанием, потом переход к другому звуку.
Ableton или Bitwig Studio — удобно работать в режиме сессии (вертикальная аранжировка).
Также можно попробовать создать непубличный стрим на платформе и закинуть лупы из своих уже написанных треков и проектов. Сразу будет понятнее, как работает AI и алгоритмы.
Практика
Технические требования
После того, как указанное количество семплов было экспортировано в формате 44100/16/WAV/AIFF, необходимо загрузить их на платформу.
Загружать лупы можно как в специально созданный для ордера стрим, так и во вкладку SAMPLES. Во втором случае необходимо загруженные семплы вручную привязать к соответствующему стриму (установить тег “STREAM”).
Рекомендуем также ознакомиться с записями прошедших зум-вебинаров для прояснения некоторых деталей.
Создание стрима
В этом видео показан процесс создания стрима на платформе.
В случае, если стрим будет назван по-другому, он может быть проигнорирован модерацией.
Количество семплов, отправленных на финальную модерацию, должно соответствовать заявленному в ордере.
Мы высылаем все подробности и детали в письме с подтверждением о выдаче ордера.
Отправка семплов
Финальное количество семплов и точное количество в каждой каждой категории указано в деталях ордера.
Перед отправкой семплов на модерацию, убедительная просьба выполнить следующие действия:
Загрузка семплов осуществляется с помощью функции Upload, которая есть либо во вкладке Samples, либо внутри стрима (раздел Add / Edit Samples)
Модерация
После того, как все семплы были загружены в соответствующий стрим, необходимо оставить заявку на модерацию.
Модерация — процесс проверки семплов на соответствие техническим требованиям и референсу (настроение, жанр).
Проверка семплов занимает от 1 до 3 рабочих дней.
После проверки на электронную почту высылается письмо с результатами модерации.
Список возможных проблем
Звучание
Брак в семплах
Аранжировка
Нет ритмической согласованности между инструментами, ноты или удары не попадают в ритмическую сетку. Инструменты звучат слишком “сумбурно”.
Диссонансы и тоника
Тональные и атональные семплы
Инструменты DRUMS/CLAPS/HATS/PERCS/FX/RISER/IMPACT, обладающие характерным ярко выраженным тоном, должны соответствовать тональности стрима. Если тональность стрима “C”, то и тон инструмента должен звучать в гармонии с тональностью «C”.
Предпочтительно использовать атональные эффекты (FX/RISERS/IMPACTS), например, Noises, Crashes, Cymbals — такие эффекты являются универсальными для большого количества жанров и одинаково хорошо звучат в разных тональностях.
Требования к отправке семплов
Семплы названы некорректно, в названии должна отображаться информация о следующих параметрах:
Стримы названы некорректно. В названии через дефис должно быть указано следующее:
Пример: “ORDER-100-C” или “ORDER-100-G”.
На премодерацию нужно отправлять минимум половину семплов от общего числа каждого инструмента.
Например, если у вас в заказе 10 басов, отправить нужно 5; если 20 эффектов, отправить 10. Если число нечётное, нужно разделить на 2 и округлить до большего (если семплов 9, отправляем 5 и т.п.)
Требования к семплам
Ниже приведен пример правильного обозначения всех типов семплов:
Такие семплы необходимо найти и разделить по своим категориям, ниже приведён пример правильного обозначения всех типов семплов:
Такие семплы необходимо сделать более разнообразными, ниже приведён пример параметров уникальности семплов:
Если у семпла изменяется по крайней мере 2 из характеристик, такой семпл считается уникальным.
Лицензирование
Семплы передаются с исключительными правами на воспроизведение, аранжировку, адаптацию и изменение. Система сохраняет авторское право за исполнителем, фиксируя в системе имя автора.
По умолчанию Mubert считает, что авторское и эксклюзивное право принадлежит пользователю, который загрузил семплы в систему. Если вместо автора семплы загружает другой пользователь, то нужно поставить в полях тегов Author и Exclusive имена зарегистрированных на Mubert Pro аккаунтов, которые принадлежат автору и владельцу фонограммы соответственно.
Mubert автоматически транспонирует звуки в несколько тональностей, а также меняет темп в несколько значений быстрее и медленнее оригинального. Авторские права на модифицированные таким образом семплы остаются за исполнителем, эксклюзивные права принадлежат Mubert Inc.
Категорически запрещено загружать в Mubert Pro семплы с неочищенными правами — в случаях, когда из-за загруженного в систему лупа у правообладателей возникнут вопросы, ответственность будет лежать на пользователе, загрузившем семпл.
Ответственность за использование нелицензированных для создания библиотек семплов лежит на вас. Мы рекомендуем ознакомиться с лицензией всех VST и семплов, которые вы планируете использовать в своей работе, и не использовать популярные сэмпл-библиотеки и пресеты.
Оплата
Если ордер прошел модерацию и был отправлен без опоздания, то заключается договор о передаче прав, и оплата приходит в течение 7-10 рабочих дней. Если дедлайн просрочен, то выплата переносится на начало следующего месяца. Если нет возможности выполнить заказ в срок, то об этом необходимо сообщить на orders@mubert.com
Платежи осуществляются через сервис Veem
Работа оплачивается по количеству лупов, созданных в рамках ордера и прошедших модерацию.
Стоимость одного уникального лупа любой категории составляет 0.5$
Средний месячный гонорар составляет
Указанные суммы перечисляются исполнителю в полном объёме. Стоимость зависит от количества уникальных семплов. В начале месяца мы выдаём большие ордеры на 300-600 семплов. При первом опыте с платформой рекомендуем брать ордеры на 100-150 семплов, чтобы научиться работать с платформой.
Mubert генератор музыки что это
Краткое описание:
Прослушивание радиостанций Mubert
Описание:
Mubert — первый стриминг сервис «генеративной музыки». Бесплатное музыкальное приложение, основанное на технологии генерации бесконечной музыки алгоритмом в реальном времени. Выбирайте жанр или активность и наслаждайтесь современной электронной музыкой в один клик.
Алгоритм Mubert генерирует бесконечный непрерывный музыкальный поток, используя базу сэмплов, записанных экспериментальными электронными продюсерами. В генеративной музыке нет пауз, интро или аутро. Такая музыка хорошо подходит для фокусировки, сосредоточения во время работы, учебы или медитативных практик.
Мы твердо верим, что генеративная музыка — это будущее персонализации: в конечном итоге она заменит плейлисты и ограниченные редакторские подборки.
Каждый канал представляет собой автоматически разработанный набор уникальных сэмплов, которые объединяются в бесконечный непрерывный музыкальный поток. Некоторые каналы бесплатны, другие доступны по подписке (75 ₽ в месяц за канал). Платные каналы генерируются из бесконечно растущей базы эксклюзивных сэмплов. Бесплатные каналы имеют ограниченный набор данных.
Муберт постоянно меняет правила создания и прослушивания музыки. Генеративная музыка — «новичок» в мировой музыкальной индустрии, но она способна предложить вам новые возможности взаимодействия с музыкальным контентом.
Найдите новые возможности применения генеративной музыки и поделитесь своим опытом в комментариях.
В приложении доступны бесплатные и платные каналы. 30-дневная подписка в приложении на 1 платный канал сотавялет 0,99$. Бесплатный пробный период не предоставляется. Оплата будет снята с вашей карты при подтверждении через учетную запись Google. Подписка автоматически продлевается, если автоматическое продление не отключено минимум за 24 часа до окончания текущего периода. С аккаунта будет взиматься плата за продление в течение 24 часов до окончания текущего периода, при этом цена продления будет равна цене подписки на период продления. Вы можете управлять подписками и отключить автоматическое продление, зайдя в настройки своего аккаунта после покупки.
Требуется Android: 5.0 и выше
Русский интерфейс: Нет
Mubert is a limitless source of music.
Co-created by humans and AI.
The new audio ecosystem for content creators, musicians,
developers and brands.
Mubert Render
Mubert Studio
Mubert API
For developers and brands.
Mubert Play
Music made by AI has no boundaries
The abilities of Artificial Intelligence and the creativity of music producers make possible a symbiotic relationship between humans and algorithms. Millions of samples from hundreds of artists feed into Mubert, and the AI takes it from there.
Each new piece of royalty-free music is instantly generated and flawlessly suited to its purpose. Collaboration like no other, humans and technology unite to bring the perfect sound every time.
Create with Mubert Render
The music you’ve been searching for, generated in seconds.
Effortlessly create a soundtrack of the perfect length, mood and style. Mubert instantly generates tracks perfectly tailored to your content on any platform. Royalty-free background music for YouTube, Tik Tok, podcasts and video!
Select the parameters of your future soundtrack in a matter of seconds, and generate extraordinary music right away.
Need more inspiration?
Here’s what other creators made in just 3 clicks:
Develop with Mubert API
Bring music to your product.
Integrate Mubert to enhance your app or game. Create soundtracks that suit your brand and bring an infinite amount of quality audio material to your platform. Get royalty-free music to use commercially however you like.
Tell us about your project, get a demonstration of how Mubert could work with your business.
Create and earn with Mubert Studio
Don’t waste a single beat.
Become a Mubert Studio musician to unlock the infinite potential of your music with AI. Get paid for riffs, loops, samples and full tracks that are sitting on your hard drive. Reach more people with your music and make every sound count.
Contribute to Mubert, make money, and help create something incredible.
Create and earn with Mubert Studio
Don’t waste a single beat.
Become a Mubert Studio musician to unlock the infinite potential of your music with AI. Get paid for riffs, loops, samples and full tracks that are sitting on your hard drive. Reach more people with your music and make every sound count.
Contribute to Mubert, make money, and help create something incredible.
Что такое генеративная музыка
Это — подкаст с теми, кто создает контент. Гость выпуска — Алексей Кочетков, CEO Mubert, с рассказом о генеративной музыке и своем видении будущего аудиоконтента.
alinatestova: Поскольку мы рассказываем не только про текстовый и разговорный контент, естественно, мы не обошли вниманием музыку. В особенности, достаточно новое направление в этой сфере. Алексей, ты — CEO проекта Mubert. Это — стриминговый сервис, который создаёт генеративную музыку. Расскажи, как он работает?
Алексей: Генеративная музыка создаётся в реальном времени алгоритмами. Это — музыка, которая может быть адаптирована, применена в любой сфере, персонализирована и так далее. Она в реальном времени собирается из некоторого количества сэмплов.
А сэмпл — это отрезок музыки, который каждый музыкант имеет возможность записать. То есть генеративная музыка создаётся из, как говорят по-английски, human-made samples [сэмплов, созданных человеком]. Алгоритм анализирует их и создает стрим только для тебя.
Алина: Супер. Музыка создаётся алгоритмом, алгоритм — людьми.
Имеет смысл поговорить немного про бэкграунд этого проекта, про его начало. Почему ты решил им заняться? Связано ли это было с твоими музыкальными интересами?
Алексей: Как говорят, стартапы рождаются из боли. Я бегал, и у меня постоянно болело в боку от переключения музыки. В тот момент мне пришла в голову идея: почему бы не создать приложение, в котором сэмплы будут выстраиваться в бесконечную композицию, соответствующую темпу моего бега. Так родилась первая идея Mubert.
Команду собрали в этот же день и начали создавать продукт, который впоследствии, конечно, совершил несколько пивотов. Но сама концепция — та же, что была создана в первый день.
Это — музыка, которая не имеет начала, конца, пауз и междупесенных переходов.
Алина: А твоё музыкальное прошлое как-то повлияло на твой выбор или определённые шаги, которые были сделаны в процессе разработки приложения?
Алексей: Нет. У меня музыкальное джазовое образование, и здесь оно мало помогает. Я знаю ноты, знаю, как играть на контрабасе и из чего состоит музыка.
Я всегда отвечал за бас. Во всех коллективах, в которых я присутствовал, всегда брал самые низкие частоты и играл на контрабасе, на бас-гитаре, на синтезаторах басовых. Это не помогает в работе над Mubert. Просто я примерно знаю, как устроена музыка, очень много её слушаю, и у меня давным-давно есть убеждение, что нет плохой музыки или плохого вкуса.
Есть персональный вкус и персональный подход к музыке. У каждого человека он собственный, и каждый человек имеет право выбрать музыку и так показывать свой вкус.
Мне помогает немного знание нот, гармоний и прочего. Но в целом над Mubert работает, помимо меня, ещё около пятидесяти музыкантов, которые активно участвуют в разработке интерфейса, систем ранжирования музыки и систем искусственного интеллекта. Это — люди, которые постоянно дают советы и влияют на то, как сегодня звучит Mubert.
Алина: Можно ли сказать, что по сути генеративная — тот тип музыки, который максимально гармонично сочетается с другой деятельностью?
Например, обычно писать текст или работать под музыку — удовольствие на любителя. Кто-то может привыкнуть, а кто-то — нет. Может ли алгоритмизированная музыка дать синергетический эффект, который, наоборот, позволит войти в состояние потока?
Алексей: Это гипотеза, и мы её пытаемся проверить.
Под генеративную музыку скоро будут читать — мы делаем совместное приложение с Bookmate. Под генеративную музыку люди бегают марафоны, и это единственное приложение, которое даёт возможность бежать и не менять своего темпа на протяжении четырёх, восьми, шестнадцати часов и так далее. Под эту музыку работают, учатся. Это, возможно, классный подход к музыке — быть спонсором твоего увлечения. Но это — гипотеза.
Алина: И вы её проверяете коллаборациями?
Алексей: Её подтверждают подписки и прослушивания, которые в Mubert происходят каждый день. Например, медитация — самый покупаемый у нас канал.
Всего есть три платных канала: Meditate, Sleep и High. High — это даб, регги. Самый покупаемый — медитация, потому что в процессе медитации музыка не должна останавливаться или меняться. Mubert это исполняет.
Алина: А High для каких состояний, если не буквально это воспринимать? (смеётся)
Алексей: Отдыхать, расслабляться, чувствовать какую-то связь и так далее.
Алина: Супер. Скажи, пожалуйста, на твой взгляд генеративная музыка — алгоритмическая, повторяющаяся, длительная — это что-то принципиально новое или какое-то продолжение этнической, шаманской и медитативной музыки?
Алексей: Это что-то вроде репита.
Mubert начинался в 2000 году на самом деле, когда я перезаписывал с радио Monte Carlo [трек] Bomfunk MC’s. Как только он звучал по радио, я продолжал запись на кассете, пока у меня не записывалась целая сторона с этим треком. Потом я сделал то же самое с другой стороной. В итоге у меня была целая кассета, на которой был записан только Bomfunk MC’s — Freestyler.
Mubert возвращает к этим временам. Куча людей используют музыку на репите. Они включают какой-то трек и работают под него целый день или занимаются спортом какое-то время.
Генеративная музыка в сегодняшнем её состоянии не до конца имеет всю ту драму, которую может дать диджей. Он в реальном времени понимает, что сейчас нужно поднять BPM, сейчас опустить, расширить гармонию или сузить. Генеративная музыка только стремится к этому.
И мы — первопроходцы в создании драмы в генеративной музыке, которую мы научились создавать бесконечно долгой, плавной и понятной. Сейчас учимся создавать в ней драму.
Как мы недавно показывали в магазине adidas. Мы создали диджей-сет без диджея, и куча людей прекрасно танцевала под эту музыку. Звучало это на уровне немецких диджеев, которые в принципе и были авторами сэмплов. Но именно сет создавал Mubert.
Отвечая на вопрос, генеративная музыка берёт свои истоки от репита и закончит тем, что мы ещё себе представить не можем.
Алина: Как устроена работа алгоритма?
Алексей: Алгоритм анализирует множество параметров: мелодичность, ритмичность, насыщенность, «жирность» звука, инструмент. Его темп, тональность и так далее. Куча параметров, которые являются объективными. Далее начинаются субъективные параметры. Это — жанр, активность, твой вкус. Могут быть параметры, связанные с геоданными. Когда ты хочешь собрать, например, городской стрим — понять, как звучит город Берлин.
Система ИИ здесь — сопроводитель к тому, чтобы субъективные параметры исполнялись. Для того, чтобы ты в момент какой-то своей деятельности получала музыку, которая основана на твоём вкусе и на тех вещах, которые ты до этого успела уже показать на этой системе.
Скоро мы выпускаем приложение, в котором можно будет лайкать, дизлайкать, «фаворитить» музыку и влиять на собственный стиль. Это будет первое приложение в мире, в котором нет общего чарта. У нас нет даже в базе данных такого понятия как общий чарт популярности или непопулярности сэмплов и артистов. У каждого — свой чарт, в котором содержатся сочетания параметров. На их основе система учится и создаёт твой собственный саундтрек.
Алина: По сути мы говорим о том, что для каждого пользователя Mubert появляется множество саундтреков к разным аспектам его жизни.
Алексей: Да. Это первый настоящий персональный стриминг.
Алина: Супер. Ты уже начал говорить про коллаборацию с adidas, а расскажи, пожалуйста, про коллаборации с брендами в целом. Как они выглядят?
Алексей: Музыка — самый близкий к человеку вид творчества. Соответственно, если бренд хочет приблизиться к человеку, это нужно делать через музыку. Об этом пока немногие знают, но те бренды, которые знают, уже начинают это делать.
Например, adidas проводит pop-up вечеринки, которые возникают внезапно в каких-то их магазинах. Они не афишируются. Другие бренды — спонсируют тематические вечеринки.
К кому им двигаться, как не к новым технологиям? У них есть два варианта: они либо берут топового диджея, либо топовую технологию. Если есть возможность сочетать это — как мы сделали с adidas, когда у нас сэмплы предоставлял один из топовых продюсеров Берлина Atom TM — человек, который создавал электронику. Тогда и рождается самая яркая искра, которая сверкает для того, чтобы бренд мог о себе заявить.
Для любого бренда музыка — это инфоповод.
Алина: Если мы говорим про вечеринки… Там, естественно, людей много. Как Mubert понимает, какую музыку сделать? Как работает персонализация в этом случае?
Алексей: Вечеринка кастомизируется под вечеринку, город — под город. Это всё…
Алексей: Да, сущность, под которую мы можем настраиваться. Персонализация идёт от твоего времени суток и дня до каких-то вещей глобальных. Как я уже объяснял: есть объективные параметры, есть субъективные. Совокупность субъективных параметров — это жанр, город, ты, утро. Что угодно. Объективные — насыщенность звука, его темп, тон, гамма и так далее. Все те вещи, которые можно измерить объективно.
Алина: Как ты считаешь, как будет развиваться генеративная музыка и музыка в целом? Заменит ли в дальнейшем алгоритм человека-композитора или диджея?
Алексей: Ни в коем случае. Диджей-селектор останется. Круче, чем диджей, нельзя собрать музыку — будь то музыка трековая или сэмпловая. Раньше диджеев называли селекторами, и эта работа останется, потому что они собирают самый «жир».
Развитие генеративной музыки приведёт к тому, что она появится в каждом телефоне, потому что даёт немного другие возможности для адаптации и персонализации этой музыки. В ней так же будут присутствовать авторские подборки. Мы, например, сможем обмениваться какими-то генерациями и понимать, каким образом ты обучила свой Mubert, а каким — я свой. Это примерно как сегодня с плейлистами, только на более глубоком уровне.
Алина: Получается, что будущее генеративной музыки — симбиоз человека-творца и алгоритма, который анализирует всё происходящее более глубоко и точно?
Алина: Супер. И напоследок — наш блиц из двух вопросов. Музыка помогает…
Алина: Лучший трек — это тот,…
Алексей: Который «вставляет».
Алина: Класс, спасибо большое.
Мы помогаем IT-компаниям и специалистам записывать подкасты и готовить технологические лонгриды, хабрапосты, колонки для СМИ на русском и английском. Всегда на связи на Хабре и в Facebook! Вот пара материалов о нашей работе:
Что у вас вообще за контора такая?
Что там с подкастами: Apple размахивает баксами
Подкаст про тех, кто делает контент для компаний
Что там на Хабре: рост подписчиков у компаний
Видео: контент — это не про SEO, клики и переходы
Архетипы: почему работают истории
Глиф vs штатный сотрудник. Рассказываем про «инхаус-мифы»
Почему компаниям нужен англоязычный блог на Хабре
Что у вас за контора такая и чего так дорого-то?
Подкаст. Как работает аутсорсинг IT-редакции
Почему стамина — качество, без которого не обойтись