можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству

Конспект урока по литературе «Н.С.Лесков. Жизнь и творчество.. «Левша» – сказ о таланте и обездоленности русского народа» (10 класс)

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему:

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. «Левша» – сказ о таланте и обездоленности русского народа.

Учитель русского языка и литературы Цинюрчина Ирина Николаевна

Вид урока : лекция с элементами беседы.

Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации героев произведений, компьютер, слайды.

создать целостное представление о личности и творчестве Н.С. Лескова, помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя;

Развивать умение воспринимать информацию, навыки восприятия монологической речи.

вызвать интерес к жизни и личности Лескова; прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова; создать условия для приобщения учащихся к нравственным ценностям, для формирования чувства гражданской ответственности.

Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить,

воодушевить Русь и начал «создавать для России

иконостас её святых и праведников». Его

праведники – маленькие великие люди».

— Прочитайте эпиграф к уроку? Какие суждения вы можете высказать о нем как гражданине, писателе, человеке? Какова тема нашего урока?

Творчество Н. С. Лескова – одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX века.

В его судьбе отразился такой образ праведника земли русской, который дан в «Очарованном страннике», «Левше» и других произведениях.

Творческая манера Н. С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык, неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников ХIХ века.

В произведениях Н. С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

Так, что же этот человек, откуда он «черпал» материалы для своих произведений?

3.Биографическая справка (знакомят подготовленные ученики).

Учился в Орловской гимназии, но учился неважно и не­долго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Служил в Орловской палате уголовного суда, Киевской казенной палате. В 26 лет оставляет государственную службу и переходит в коммерческую компанию «Шкот и Вилькинс», глава которой был мужем тетки Лескова. По делам фирмы Лесков изъездил всю Россию в самых разнообразных направлениях.

Служба дает обильный материал для творчества. Он стремительно и свободно вошел в русскую литературу.

Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произ­ведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в жур­нале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким про­никновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.

Все произведения писателя пропитаны фольклорными мотивами. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры.

Современники по-разному воспринимали его творчество. Для одних он был «талантом средней величины» (А. Скабичевский), для других даже «мертвым пи­сателем. анекдотистом» (В. Богданович). Потребовалось немало времени, чтобы этот «оригинальный, своеобразный, удивительный талант» (М. Горький) был признан читате­лями и историками литературы. Н.С. Лесков лишь недавно занял по праву достойное место в ряду классиков русской литературы.

В 1895 году, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некро­лога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будуще­го».

Имя Н.С.Лескова известно всем русским читателям по рассказу «Левша», который сумел подковать изготовленную английскими мастерами блоху.

Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны, как и его творческая манера. К ним нельзя подходить с обычными представлениями критериями. Лескова привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть все те, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера.

Создавая народные характеры, Лесков невольно обращается к живой русской речи, которая наиболее ярко запечатлена в фольклорной традиции – в былине, легенде, сказке, поговорках, присказках.

Замысел рассказа «Левша» возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А. Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н. Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали». Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал рассказ, сюжет которого построен на привлекшем его внимание «присловье».

Появление «Левши» почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 г. Лесков в письме к Аксакову подчеркнул, что ««Блоху» здесь очень заметили даже литературщики». Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, жанровые искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли и в «славянофильском шовинизме», и в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как «русский человек затыкает за пояс иностранца», и в принижении русского народа.

5.Беседа по вопросам

— Почему так много в тексте произведения необычных, искаженных слов?

Предполагаемый ответ : Рассказчик – простой человек, малограмотный, который изменяет иностранные слова, чтобы было «понятнее». Многие слова приобрели юмористический смысл в духе народного понимания.

— Какой вы находите речь героев?

Предполагаемый ответ: Речь героев необычна и непривычна для современного читателя за счет широкого употребления слов народно-этимологического происхождения.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества.

-Кто такой праведник?

Праведник — человек верующий, живущий по законам Христа, совершающий ежедневный подвиг любви к людям.

Обратимся вновь к эпиграфу урока.

-Кого можно назвать праведником в рассказе «Левша»?

Еще один рассказ, с которым мы познакомимся на следующем уроке «Очарованный странник» можно отнести к теме праведничества, почему, вы докажите это, прочитав произведение.

-Что давало Н.С.Лескову материал для его произведений?

Можно ли жизнь и творчество Н.С. Лескова назвать служением отечеству?

8. Домашнее задание.

1. Прочитать повесть «Очарованный странник».

2.Выделить сюжетную линию, подумать над смыслом названия произведения, о своеобразии изображения русского национального характера.

Источник

​60 интересных фактов о писателе Николае Лескове (4 фото)

можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству. Смотреть фото можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству. Смотреть картинку можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству. Картинка про можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству. Фото можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству

1. Знаменитый писатель Николай Лесков был чрезвычайно талантливым и плодовитым автором.

2. Николай Семёнович Лесков наряду с Гоголем считается одним из родоначальников такого литературного жанра, как сказ.

3. Свои первые произведения Н. С. Лесков публиковал под псевдонимом «М. Стебницкий». Всего же разных псевдонимов он использовал несколько десятков.

4. Самыми известными произведением Лескова считаются «Левша» и «Леди Макбет Мценского уезда».

5. Писатель резко отвергал революционные идеи, считая их вредными для общества.

6. Биография Лескова на протяжении долгих лет писалась его сыном Андреем. Опубликована она была в 1954 году.

7. В детстве будущий писатель получал образование на дому. Позднее, в возрасте 10 лет, он поступил в гимназию, но через 5 лет его оттуда фактически отчислили без аттестата, вручив лишь справку об окончании всего двух классов. Причиной послужил конфликт с руководством гимназии. Эта закрыло Лескову возможности для дальнейшего обучения.

8. По инициативе его отца писатель начал работать в судебной палате обыкновенным канцелярским служащим. После смерти отца Лесков в судебной палате смог вырасти до заместителя столоначальника суда.

9. Десять лет жизни Николай Семенович Лесков отдал службе государству. Он добился неплохих успехов, но, всем на удивление, внезапно уволился. Сам он объяснил это тем, что не может подолгу находиться на одном месте, так как ему не хватает новых впечатлений.

10. Горький был восхищен талантом Лескова и даже сравнивал его с Тургеневым и Гоголем.

можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству. Смотреть фото можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству. Смотреть картинку можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству. Картинка про можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству. Фото можно ли жизнь и творчество н с лескова назвать служением отечеству

11. Лев Толстой называл Лескова «самым русским из писателей».

12. Некоторые его произведения известны практически всем, в то время как другие в наши дни почти забыты. Но за свою жизнь Лесков написал множество рассказов и повестей, объединённых в увесистые книги, и все они в той или иной степени интересны.

13. Николай Лесков происходил из дворянского рода. Отец его был следователем, получившим потомственное дворянство за заслуги на государственной службе, да и мать тоже происходила из обедневшего московского дворянского рода.

14. У Николая Лескова было двое братьев и две сестры.

15. После учебы Лескову пришлось проживать в Киеве, где он и стал вольнослушателем гуманитарного факультета. Дядя Лескова был профессором медицины.

16. В юности Лескова с его семья много переезжала, и он часто общался с не самыми интеллигентными и грамотными представителями населения. Многие простонародные элементы речи впоследствии употреблялись им в творчестве.

17. Первые свои произведения Николай Лесков опубликовал, когда ему было 28 лет. Это были небольшие очерки и заметки, которые начали публиковать в некоторых газетах. Написал он их в те несколько лет, что жил вместе с семьёй в Пензе.

18. В начале 1862 года Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Там он и издавал свои передовые статьи.

19.Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

20. Во многих произведениях Лескова используются переработанные сюжеты древних народных преданий разных стран.

21. Роман Лескова «Чертовы куклы» был написал в стилистике Вольтера.

22.Публицистическая деятельность Николая Семеновича Лескова связана прежде всего с тематикой пожаров.

23. В одной из своих публикаций, посвящённых печально известный Петербургским пожарам 1862 года, Лесков резко раскритиковал деятельность пожарных. Сам император Александр II резко отреагировал на эту публикацию, назвав её ложью.

24.Спасаясь от гнева властей после вышеописанного случая, Николай Лесков отправился в длительное путешествие. Он посетил территории, где сейчас располагаются Литва, Латвия, Беларусь, а также заехал в Польшу и во Францию.

25. Помимо русского языка, Лесков неплохо владел польским.

26.Всю жизнь Лесков резко критиковал рост количества питейных заведений в разных городах России, обвиняя власть в том, что та спаивает народ.

Источник

Урок литературы на тему «Н.С.Лесков, биографическая и творческая справка.»

Урок 57. Н.С.Лесков, биографическая и творческая справка.

Методическая цель: создать условия для осознания значения творчества писателя для русской и мировой литературы

Задачи: создать целостное представление о личности и творчестве Н.С. Лескова, п омочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя; развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса; вызвать интерес к жизни и личности Лескова; прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова; создать условия для приобщения учащихся к нравственным ценностям, для формирования чувства гражданской ответственности.

Тип урока : изучение нового

Приемы: прогнозирование, чтение с пометками, учимся интерпретировать информацию.

Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью народного миросозерцания, артистизмом русского языка. Все это он стремится выразить в своем творчестве.

— Прочитайте эпиграф к уроку.

-Сформулируйте цель урока.

Работа по теме урока.

— Представьте, что вы никогда не читали произведения Н.Лескова. Какие суждения вы можете высказать о нем как гражданине, писателе, человеке на основании стихотворения Игоря Северянина «На закате»? (Звучит стихотворение «На закате»)

Отдыхала глазами на густевшем закате,
Опустив на колени том глубинных листков,
Вопрошая в раздумьи, есть ли кто деликатней,
Чем любовным вниманьем воскрешенный Лесков?
Это он восхищался деликатностью нищих,
Независимый, гневный, надпартийный, прямой.
Потому-то любое разукрасят жилище
Эти книги премудрости вечной самой.

Очевидно, это смелый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее.

Лесков, наверняка, знал русскую историю и культуру, верил в великое предназначение России.

Думаю, это писатель с «душой, которая болит».

— Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Его творчество долго находилось вне школьных и вузовских программ по литературе, оно было изъято из русского литературного процесса.

«Это не жизнь, а только житие», — так определил свой жизненный путь сам Лесков. Действительно, этот путь складывался не просто. А причины тому были разные, как внешние обстоятельства, так и внутренний мир автора.

2 стадия: осмысление

Соотнеси годы жизни известных писателей, и ты найдешь годы жизни Лескова:

а)1799 – 1837 И.С. Тургенев

б)1814 – 1841 А.С. Пушкин

в)1818 – 1883 Н.С. Лесков

г)1831 – 1895 М.Ю. Лермонтов

Соотнеси правильно родовые гнезда писателей и найдешь место рождения Н.С.Лескова:

а) с. Михайловское Псковской губернии Н.С.Лесков

б) с.Тарханы Пензенской губернии А.С.Пушкин

в) с. Спасское – Лутовиново Орловской губернии И.С.Тургенев

г) с. Горохово Орловской губернии М.Ю.Лермонтов

Используя прием «Чтение с пометками», учащиеся самостоятельно работают со статьей раздаточного материал по теме «Жизнь и творчество Н.С. Лескова».

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Отец его был чиновник, выходец из духовенства, добился личного дворянства и под конец жизни стал мелким помещиком, мать происходила из орловского дворянского рода Алферьевых.

Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек. ».

В 1841 году Лесков поступил в Орловскую гимназию, но учился неважно и недолго — умер отец, нужно было обеспечивать себя и семью. Этот трагический поворот, с одной стороны, «положил предел и правильному продолжению учености. » Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела. Действительно, детство, прошедшее в провинции, карьера провинциального чиновника как бы изначально предполагали изолированность от людей «лучших умов и понятий», незнание философских, идеологических, социально-политических исканий 30 — 40 годов. «Мы не те литераторы, которые развивались в духе известных начал и строго подготовлялись к литературному служению. Нам нечем похвастаться в прошлом: оно у нас было по большей части и мрачно и безалаберно. Между нами почти нет людей, на которых лежал бы хоть слабый след благотворного влияния кружков Белинского, Станкевича. Мы, плачевные герои новомодного покроя, все посрывались, «кто с борка, кто с сосенки…». Время нас делало литераторами, а не наши знания и дарования», — так метко и тонко охарактеризовал Лесков писателей своего поколения, писателей, пришедших в русскую литературу в начале 1860-х годов.

Но, с другой стороны, от жизни Лесков и получил немало. К тридцати годам он побывал и чиновником уголовной палаты, и помощником столоначальника по «рекрутскому столу ревшского отделения», и коммерсантом в фирме А.Я. Шкотта. Он жил в Орле, Киеве, Петербурге, изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу.

Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.

Первая «проба пера» — в 1860-м году. Лесков опубликовал свое первое произведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в журнале «Отечественные записки» (№ 4). С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России.

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с Западной Европой. В начале 60-хгодов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса, но после реформ мало что изменилось к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Его позиция в политической борьбе эпохи отличалась самостоятельностью и опиралась на близкое знание жизни низовых слоев русского общества. Лесков не разделял идею радикального преобразования общественной жизни, но понимал необходимость ее обновления. Революционному пути, на который призывали русские демократы, писатель противопоставил возможность «мирного и стройного разрешения общественных вопросов».

Проблемы национального сознания русского народа, национального самосознания человека из народа, веры и безверия становятся постоянными и актуальными в творчестве Лескова. Показательны в этом отношении самые первые — 1862 г. — беллетристические опыты Лескова: «Погасшее дело», «Разбойник», «В тарантасе». Первые художественные произведения — это «сильная позиция», своего рода заглавие или эпиграф ко всему творчеству писателя.

Дилогия «Разбойник» и «В тарантасе» «обещает» (если иметь в виду все творчество писателя) того Лескова, которого читатель знает по «Житию одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левше», «Очарованному страннику». Здесь уже реализованы характерные для него эстетические принципы изображения действительности, способы и приемы характерологии, стилистическая манера, формы авторского присутствия в тексте, жанрообразование. Уже здесь Лесков стремится выразить свои философско-религиозные взгляды, выделяя в социально-политических проблемах всегда волновавший его христианско-этический аспект.

С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и др. В художественном воплощении этой темы писатель проявил иное, чем у революционных демократов понимание перспектив и возможностей общественного развития России, иное видение мира и человека — христианское.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества. Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники – маленькие великие люди» ( М.Горький). В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др. В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Размах и масштабность лесковских творений были закономерным продолжением художественных опытов 1860-х годов.

Лесков на протяжении всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

Все произведения проникнуты фольклорными мотивами. В них звучат обрядовые песни, лирические, пословицы, поговорки. Сюжеты многих из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включают народные предания, суеверия.

Яркой особенностью творческой манеры Лескова является документальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле»,- признавался он. Многие герои имеют реальных прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).

Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны, как и его творческая манера. К ним нельзя подходить с обычными представлениями критериями. Лескова привлекают бунтари и чудаки, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть все те, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера. Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других. Это и «Очарованный странник», «Запечатленный ангел». Особое место в творчестве писателя занимает тема женской судьбы, как правило, трагичной («Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница»).

Искусство, по Лескову, должно служить «умножению в людях добра, правды и мира». «Все, что не поднимает духа человеческого, не есть искусство в том священном его значении», — утверждал Николай Семенович.

В 1895 года, в ночь с 20 на 21 февраля Н.С. Лесков умирает, прожив 64 года, из них 34 отдав литературе. Но ведь путь писателя не заканчивается строками некролога. Л.Н.Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будущего».

Таблица, составленная одним из учащихся:

Написал рассказ Левша»

Публицист,главное в творчестве — тема крепостничества в начале 60-х годов

Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других: «Очарованный странник»

Творческая манера самобытна

Произведения пропитаны фольклорными мотивами, включают суеверия, предания

Тема трагической женской судьбы: «Леди Макбет Мценского уезда»

Яркая особенность творчества- документальность изображения.

Выражение писателя: «Мне непристойно ни поднимать народ на ходули» ни класть его себе под ноги»

Использовал жанр сказа

Многие герои имеют реальных прототипов «Человек на часах».

Первый русский писатель, создавший картину русской жизни в повестях и рассказах

3 стадия: рефлексия

Обсуждение полученных результатов. Интерпретирование информации:

Каковы истоки мировоззрения писателя?

Что узнали о его общественно-политических взглядах?

Назовите основные темы произведений.

Как вы понимаете смысл слова «праведник»?

Праведник — человек верующий, живущий по законам Христа, совершающий ежедневный подвиг любви к людям.

В чем, на ваш взгляд, своеобразие творчества писателя?

Можно ли жизнь и творчество Н.С. Лескова назвать служением отечеству?

А теперь подумаем, почему в наше время возникла необходимость изучать произведения Н.С.Лескова?

Творчество Лескова одно из ярких и самобытных явлений русской литературы 19 века.Творческая манера Н.С.Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников 19 века.В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая противоречия русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неиссякаемые.

Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Домашнее задание: Прочитать повесть « Очарованный странник ». Записать вопросы, возникшие в результате чтения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *