можно ли спланировать жизнь
Основы стратегического планирования жизни
Подойдите к зеркалу. Что вы видите? Нос с горбинкой? Родинку на щеке? Брови, а-ля, Брежнев в Ессентуках? Берите выше! Перед вами президент корпорации. Название которой «Жизнь моя».
Чтобы корпорация начала приносить прибыль и не затерялась среди прочих бородатых, бровастых корпораций с родинками и без, ей необходим план. План действий.
Всем, кто учился на экономиста или менеджера, известно: планирование деятельности организации – очень нужная штука. И скучная. До безумия! Пока слушаешь лекцию, можно десять раз порвать рот, зевая. Где организация с ее стратегиями и планами, а где юный студент, у которого даже плана на вечер нет?!
К сожалению, в университетах не рассказывают, как планировать деятельность самой важной организации – жизни человека. Статья намерена исправить это упущение. Мы расскажем, зачем и как планировать свою жизнь, чтобы зевота не стала единственным ее развлечением.
Стратегическое планирование жизни: что такое и зачем нужно?
Стратегическое планирование жизни – это её эскиз. Планируя, человек решает, каким хочет видеть себя через год, 5 лет, 10 и больше. Ставит цели. Высокие, конкретные и вдохновляющие. Попросту, стратегическое планирование жизни – это планирование будущего.
Когда речь заходит о манере существования, люди задаются вопросом: план или импровизация? Конечно импровизация! Если всё, что нужно человеку от жизни – это свежий воздух, теплотрасса и гранёный стакан. Если же романтика теплотрасс – вариант на двоечку, то без плана на жизнь не обойтись.
Представьте. Забытый дядюшка Джо оставил вам наследство. Наконец, можно осуществить давнюю мечту – построить шикарный дом. Свой! Милое гнёздышко. Вы нанимаете бригаду. А усатый прораб заявляет: у нас плана строительства нет, мы свободные художники. Сейчас мантру споем, и как-нибудь с божьей помощью само устроится.
Вызывают доверие такие «профи»? Вряд ли. Безопасно ли жить в доме, построенном при помощи песнопений вместо плана? Вряд ли.
Строительство жизни – дело куда более серьезное, чем сооружение дома. И если у человека нет плана, у него нет ориентира. Нет мотивации. Нет смысла. Одни лишь фантазии и надежды. Мягкий диван, телефончик и бесцельное течение по накатанной.
Планировать жизнь – значит:
В сутках 24 часа. Успешные люди наполняют их планами и действиями. Безуспешные – пустотой. Эффективные люди при помощи плана делают из своей жизни долгосрочный проект, приносящий весомый профит. Неэффективные – будущее не моделируют. Прожили день и ладно.
Стратегическое планирование подходит тем, кто хочет жить своей жизнью. С результатом, который радует. Со смаком.
С кого всё началось?
Тот, кто первым начал планировать жизнь, теперь изображен на стодолларовой купюре. Пятнадцатый ребенок в семье нищего свечника. Угадайте, как его зовут? Бенждамин Франклин. А ведь он даже не был президентом, чтоб получить честь украшать своим портретом банкноты.
Зато был физиком, писателем, политиком, оратором и полиглотом. Придумал электрический «-» и «+», молниеотвод, переход на летнее время, конституцию США, библиотеки. Кресло-качалку и эффективную печку для обогрева, наконец! Он создал типографский бизнес, и был одним из самых богатых людей города.
Франклин сделал себя сам. Человек из многодетной эмигрантской семьи, без наследства, образования, и, казалось бы, перспектив, в 20 лет решил творить свою судьбу в столице. Он, как ежик из известного мультика, буквально, повязал мешок на палку и отправился в туман. Только вот ежик в тумане заблудился, а Франклин стал хозяином своей жизни.
Все потому, что он ставил четкие цели и разработал генеральный план их достижения. Если Франклин смог, то получится и у вас.
Еще примеры. Главный богач Китая, основатель Alibaba Group Джек Ма. Создатель империи ИКЕА с оборотом около 40 млрд евро Ингвар Кампрад. Бизнесмен из списка Forbes, бывший президент Starbucks Говард Шульц. Эти люди росли в бедности. У них не было первоначальных ресурсов. Зато был план собственной жизни на 10 лет вперед.
С помощью самоконтроля и грамотного управления временем шаг за шагом они двигались к своим целям. В итоге план будущего стал их настоящим.
Достижение жизненных целей за 9 шагов
Ключевое в стратегическом планировании жизни – это постановка целей. Достижение которых и приведет вас к жизни мечты. Возникает вопрос. Как? Как правильно поставить цель? Как быстро и легко ее достичь? Для этого нужно пройти путь в 9 шагов.
Сформулируйте свои цели в каждой сфере жизни
Главных или второстепенных сфер жизни не бывает. Богатый и больной – плохой вариант. Женатый, но безработный – тоже. Только баланс во всех областях сделает вас гармонично развитым и счастливым человеком. Поэтому пройдитесь по каждому аспекту жизни:
Существует несколько правила постановки целей.
Можно немного поиграть с внутренним мазохистом и представить, что вам осталось жить полгода. Обычно фактор безысходности отлично развязывает руки. Устраняет страхи. И высвобождает энергию, которая способна без рычага перевернуть мир.
Запишите цели на бумаге
Обязательно! 97% людей пропускают этот шаг. И проигрывают. Важность этого процесса объяснима:
Шариковая ручка весит 4 грамма. Это тяжело? Пустяк. Который поможет вам попасть в 3% победителей.
Найдите выгоду
Какая она, морковка, которая подстегнет ваше движение к цели? Определите ее в самых ярких красках. Нейробиологи утверждают, позитивная мотивация – дрожжи, на которых растут гормоны счастья. А вместе с ними и желание действовать.
Определите дедлайны
Помните, что цель всегда должна быть четкой, измеримой. Именно срок исполнения превращает эфемерную мечту в конкретную цель. Ученые доказали, что наш мозг очень чувствителен к границам. Как только он их осознает, продуктивность увеличивается. Поэтому дедлайны дисциплинируют и стимулируют к действиям.
Вы спросите: как определить срок, да еще и уложиться в него? Проще простого! Станьте владыкой времени. Повелителем мгновений. Хроносом во плоти! К счастью, для этого есть все инструменты.
Разделите мамонта на части
То есть большие цели – на мелкие задачи. Мозг сойдет с ума, если вы решите: надо сделать ремонт в квартире. Катастрофа, сообразит он, нужно срочно придумать веские аргументы, чтобы увильнуть. И придумает! Если же вы составите перечень всех возможных мелких шагов, которые способны привести к цели, мозг станет вашим другом.
Например: зайти в Интернет и посмотреть дизайны квартир; определиться с цветовой гаммой обоев; сходить в строительный магазин, прицениться; позвонить подруге Зиночке и узнать контакты строительной бригады, которая так профессионально отремонтировала Зинаидину спальню и т.д. Подъемные задачи? Вполне.
Систематизируйте задачи
Сделать это можно двумя способами:
Выбирайте тот способ систематизации, который для вас комфортен.
Сделайте первый шаг
Решили перейти на ЗОЖ? Отлично. Ваш первый шаг – лечь сегодня не позднее 22:00. Или подняться по лестнице два этажа. Или отдать холестериновый бургер врагу. Просто начните! Каждый новый шаг будет прибавлять вам опыта и уверенности.
Делайте хоть что-то, но каждый день
Вкладывайте в жирненького, румяного поросёнка под названием «Мое благополучие» хотя бы по 10 копеек усилий ежедневно.
Не вешайте нос. Не пасуйте. Не сдавайтесь!
Каким бы блестящим ни был ваш план, с каким бы энтузиазмом вы ни брались за решение задач, спады будут. И это нормально. Представьте, что вы на американских горках. Поймайте кураж. Кричите, когда совсем страшно. И наслаждайтесь каждым новым крутым виражом.
Будем объективны. Наличие плана не гарантирует, что жизнь сложится копейка в копейку, как вы запланировали. Зато его отсутствие гарантирует, что управлять вашей жизнью будут либо обстоятельства, либо другие люди. Не сдавайте позиции. Единственно возможный президент корпорации «Жизнь моя» – это вы сами. Будьте мудры. И успехов!
Как правильно планировать свою жизнь и рационально использовать время
Как правильно распланировать свою жизнь?
Рано или поздно каждый из нас задается вопросом: чего я хочу от жизни? Как мне достичь поставленных целей? Как грамотно распределить свое время, чтобы в итоге добиться желаемого? А главное: как прожить жизнь так, чтобы в старости не было мучительно больно за потраченное впустую время?
Ответ прост: нужно правильно распланировать всю свою жизнь. Не просто прикинуть в голове: закончу институт, найду работу, создам семью, уйду на пенсию. Нужно тщательно продумать каждый этап своей жизни: чего я хочу добиться к 25 годам? К 50-ти? Также есть методика, предложенная Стивеном Кови в его книге «Семь навыков высокоэффективных людей»: вообразите, что вам 80 лет. Чего бы вы хотели достичь к этому времени? Что позволило бы вам сказать, что вы прожили эти годы не зря? Исходя из своего ответа, начинайте строить план на свою жизнь.
С чего начать? Отложите все свои дела, возьмите ручку и бумагу и сядьте за стол. Сосредоточьтесь, ведь вполне вероятно, что те решения, которые вы примите сейчас, повлияют на ваше будущее. Для начала определите главную цель вашей жизни, каким бы сложным это задание вам ни показалось. Кем вы видите себя через несколько десятков лет? Большим начальником? Успешным бизнесменом, ездящем на Rolls-Royce? А может, вы хотите состариться в кругу большой и дружной семьи? Напишите эту цель на бумаге. Это будет главный пункт в вашем плане.
Далее возьмите меньший промежуток времени: не всю жизнь, а скажем, 10 лет. Так же пропишите на листе бумаги то, чего вы хотите добиться за это время. При этом помните, что отталкиваться вы должны от своей главной мечты, ни на шаг не отступая от ее реализации. Если ваша цель на 10 лет хоть немного противоречит вашей основной задаче, то тут же вычеркивайте ее из своего плана, подумайте еще. Затем возьмите промежуток еще меньше: 5 лет, потом 3 года и, наконец, год. Определив цели на это время, продумайте свои задачи на месяц, неделю и день. И вот, становится очевидно, что большие цели складываются из небольших, ежедневных.
На пути к покорению своих вершин никогда нельзя забывать и о времени для отдыха. Не стоит отдавать себя всего работе или семье: это может привести к хронической усталости, что скажется на вашей продуктивности. Оставьте в своем плане минуты для того, чем вы любите заниматься: возможно, это какое-то хобби или просто просмотр любимой телепередачи. В жизни есть также место отпуску, который не только не повредит достижению вашей мечты, но и ускорит ее реализацию, ведь хорошо отдохнуть не менее важно, чем хорошо поработать. Так что пусть в вашем плане на жизнь останется пара пробелов: потратьте это время на что-нибудь приятное.
Наконец, не думайте, что составленный вами план должен остаться неизменным до того, как вы достигните своей главной цели – не загоняйте себя в узкие рамки! Вы всегда можете скорректировать свой план, дополнить или сократить его, ведь это только ваша жизнь, вы в любой момент можете изменить свое решение. Вдруг в одно утро вы проснетесь и решите, что стоит жить не ради работы, а ради семьи? Сожгите старый лист и начните жизнь с нового, чистого листа, в прямом и переносном смысле! Но все же перед этим стоит как следует подумать: готовы ли вы опять начинать с нуля, отказавшись от всех своих прежних достижений? Нужно тщательно взвесить все за и против и только затем принимать решение.
Но даже если вы грамотно составили свой план, будьте готовы, что все может резко пойти не так, как было вами задумано, ведь многое в жизни зависит не от нас. Главное – не опускать руки, а как можно быстрее подстроиться под новые обстоятельства, подкорректировать свой жизненный маршрут. И тогда вы обречены на успех!
Как научится рационально использовать свое время?
Известно, что в сутках всего 24 часа. Из них около 8 часов уходит на сон, 8-10 часов на работу или учебу… а остальное время пропадает в безделье или рутинных делах. Как же настроить себя на продуктивный день, который будет включать в себя не только отдых после рабочего дня?
Первым, что следует сделать, это обозначит и записать свои основные цели. Для начала, стоит обзавестись дневником (или органайзером) в удобном формате (электронном или бумажном). В него удобно заносить возникающие идеи, текущие задачи. Преимущество электронного дневника – установка напоминаний, срабатывающих в назначенное время.
Итак, принципы продуктивного ведения ежедневника:
• Глобальные задачи.
В первую очередь нужно определить круг основных, наиболее важных и всеобъемлющих целей. Постановка этих задач поможет определится с направлением деятельности, наглядно покажет, какие шаги сделаны и упростит их анализ. Выглядит это примерно так:
• Сферы жизни
Выделив сферы жизни, в которых будет осуществлена деятельность, стоит разбить основную цель на подпункты. И, самое важное, определить, для чего стоит выполнить ту или иную задачу.
• Корректировка изначального плана.
По мере построения кривой выполнения поставленных задач, стоит вносить правки, чтобы усовершенствовать и доработать план.
• Временные рамки.
Для достижения той или иной цели, выполнения задачи, следует ограничиться временным промежутком. Это даст дополнительный стимул к движению и поможет при составлении статистики.
• Расстановка приоритетов.
При планировании отдыха или в те моменты, когда заниматься делами не хватает жизненных сил, поможет расстановка приоритетных задач. Тогда выполнить можно будет только то, без чего обойтись невозможно.
Что нужно сделать, чтобы система планирования работала?
• Определить цикличные задачи.
Те действия, которые необходимо выполнять ежедневно. Следует выделить соответствующее количество времени для их выполнения.
• Умения.
Создать список знаний, навыков и умений, планируемых к приобретению к концу года. Следует анализировать пользу приобретаемых умений и оставлять для изучения исключительно то, что приносит непосредственную пользу.
• Постепенное внедрение системы.
Стоит осуществлять вход в систему рационального использования времени, постепенно внедряя полезные привычки в обыкновенный уклад.
• Отношения.
Стоит завести отдельную папку, в которой будет вестись учет новых знакомств, динамика развития состоявшихся отношений. Возникающие в процессе общения идеи и проекты.
Ведение дневников, личных записей поможет помнить все возникающие идеи, счастливые события или видеть личностный рост, стоит вести запись своих достижений в дневнике. Это поможет также научится выражать письменно собственные мысли. Также важно вести спортивный дневник (вместе с дневником питания), который покажет прогресс и пользу выбранного направления. Анализ записей поможет выявить приоритетные и прогрессивные направления развития.
Жизнь — как служба доставки: получаем то, что заказывали.
Стивен Кови
Читайте также статьи по теме:
Поделиться
3 комментария
Хорошая статья, спасибо автору. Могу сказать, что если хотя бы распланировать свои дни на месяц, и ставить напоминания, в назначенное время не ленится и выполнять задачи, то времени становится больше. Как говорил мой преподаватель, «больше делаешь, больше успеваешь».
Я вышла в декрет, мне казалось, что я не чего не успеваю, а ребенок забирает все мое время и жизнь. Впав в болота, я сделала как написано в статье, расписала хотя бы все свои дни в ежедневники, и когда стала выполнять все и не лениться. У меня появилось время и на мужа и на себя, хотя раньше я нечего не успевала. Думаю надо будет и правда, хотя бы на год расписать попробовать.
Согласен со статьей. Но поставил бы на первое место 1. Семья 2. Бизнес 3.Спорт, а далее уже как получиться. Изначально же первое место должно занимать образование, так как жениться рано, а денег не заработаешь без него. Каролине наверное помогал муж все таки с детьми, что бы все успевать. У меня жена тоже успевает, так как для меня семья на первом месте. Каждый планирует все по своему, так как воспитан, кому что важнее. Или кто-то не согласен?
Согласен со статьей! Но есть и много факторов которые не дают просто взять и исполнить запланированные задачи в назначенное время. Семья один из важных аспектов и всегда влияет на ваше распоряжение временем. Так же имеют место быть и непредвиденные обстоятельства. Но если вы справляетесь со всем этим, то думаю успех вам гарантирован!
Дариус Форо: план всей жизни. Как распланировать свои дни, месяцы и годы
Последние шесть лет я работал над планом всей жизни. Я планировал свои дни, месяцы и годы. В этой статье я расскажу, как я это делаю и как это повлияло на мою жизнь и карьеру.
На работу над долгосрочным планированием меня вдохновил Джим Рон. Он говорит об этом на своем классическом семинаре «Как взять на себя ответственность за свою жизнь». Ему 30 лет, но его совет актуален как никогда.
У нас так много возможностей и блестящих вещей, которые привлекают наше внимание, что мы часто оказываемся парализованы нерешительностью. Многие из нас просто блуждают без ясной цели. С помощью планирования вы можете избежать бесполезной траты времени и бесцельности.
Для меня есть пять основных причин, по которым я планирую свои дни, месяцы и годы.
Есть одна оговорка при планировании, от которой я хочу избавиться, прежде чем мы начнем процесс. Вы можете планировать жизнь и ставить цели, но не можете контролировать результаты. Фактически, планирование не имеет ничего общего с контролем — оно имеет прямое отношение к началу работы.
Чтобы эффективно спланировать свою жизнь и обеспечить выполнение этих планов, я рекомендую составить 5-летний, 1-летний, ежемесячный и ежедневный план — именно в таком порядке.
Как составить 5-летний план
Итак, вы начинаете с очень далекого будущего. Где вы хотите в итоге оказаться? Чтобы лучше понять весь процесс, я расскажу вам о пятилетнем плане, который я разработал в 2015 году, прежде чем начать вести блог и строить карьеру в Интернете.
План — это не что иное, как сочетание целей (чего вы хотите достичь) и действий (как вы собираетесь их достичь). Как и большинство любителей, я начал с чуши вроде: «Я хочу зарабатывать миллион долларов в год, через пять лет!»
Я больше не ставлю цели в отношении вещей, которые не контролирую. Но в то время это была хорошая цель, потому что она помогла мне начать думать по-другому. Чтобы зарабатывать большие деньги, нельзя быть наемным работником. Вы должны быть предпринимателем.
Чтобы составить пятилетний план, просто запишите несколько больших целей, на которых вы хотите сосредоточиться. Если вы еще не уверены в своем пятилетнем плане или вам кажется, что ваши цели слишком расплывчаты, возможно, у вас в целом отсутствует направление в жизни. И это нормально. Важно то, что теперь вы осознаете это и можете внести позитивные изменения.
Вот почему я настоятельно рекомендую вести дневник. Письмо — это процесс самовыражения. Письмо помогает вам лучше выражать себя, свои желания и, в конечном итоге, найти свою настоящую карьеру.
Я всегда призываю своих читателей, даже тех, кто «не писатель», научиться писать лучше. Чем лучше вы научитесь писать, тем лучше вы станете думать.
Помимо того, что я хотел зарабатывать больше, я также хотел жить в тепле, и чтобы на меня работало несколько человек. Заметьте, что мой пятилетний план был очень неоднозначным. «Где-то в тепле» могло означать много мест. Мне нравится оставаться гибким, потому что это наиболее реалистичный подход к жизни.
Я не достиг всех своих пятилетних целей, но это нормально. Наличие плана указало мне правильное направление. Теперь я финансово свободен, и на меня работают еще два человека. И хотя в настоящее время я не живу где-то в тепле, я, вероятно, скоро перееду.
Как составить годовой план
Вы можете думать: «Зачем переходить с пятилетнего плана на годичный?» Для меня не имеет смысла создавать план на следующие 2, 3 или 4 года. Цель 5-летнего плана — помочь вам двигаться в определенном направлении. Цель годового плана — помочь вам предпринимать конкретные шаги.
Всегда важно ставить реалистичные цели. И процесс составления годового плана заставляет вас оценить, достижимы ли ваши цели в этот срок. Например, предположим, что ваша общая цель — бросить текущую работу и стать предпринимателем.
Когда мы строим планы, то, естественно, хотим многого достичь. Возможно, вы захотите создать веб-сайт, нанять людей, создать продукты и услуги и так далее.
Сможете ли вы сделать все это в течение года? Возможно нет. Так что вам нужно решить, на чем вы в первую очередь сосредоточитесь. Итак, спросите себя: чего мне нужно достичь в этом году, чтобы немного приблизиться к достижению целей в рамках пятилетнего плана?
Самая большая ошибка амбициозных людей, которую я вижу, заключается в том, что они переоценивают то, чего могут достичь в течение года. Помните, что ключ к постоянному прогрессу — делать последовательные шаги вперед. И тогда вы удивитесь, чего смогли достичь за пять лет.
Как создать ежемесячный план
С этого момента я начал разбивать вещи на ежемесячные действия. Сначала я написал книгу, затем создал сайт и так далее.
Каждый месяц выбирайте что-то, над созданием чего вы будете сосредоточены. То, что приближает вас к достижению поставленных на год целей. На этом этапе все дело в исполнительности. Позже вы будете благодарить себя за то, что сели и обдумали порядок достижения ваших целей. Мне нравится сосредотачиваться на чем-то одном в каждой сфере моей жизни.
Допустим, ваша цель — создать веб-сайт в этом месяце. Прежде чем завершить проект, четко обозначьте каждый шаг, который необходимо выполнить.
До сих пор я использую Evernote, чтобы записывать свои цели и действия в виде маркированного списка. Мне не нравятся красивые визуальные приложения, в которых все выглядит вылизанно. Достаточно простого списка.
Но когда дело доходит до моего ежемесячного плана, мне нравится использовать Trello для управления своими проектами. Я использую их доски и списки, чтобы прояснить все, что мне нужно сделать. Для веб-сайта у вас может быть список технических действий, другой список для создания контента, еще один для дизайна.
Я не вдавался в подробности, потому что все думают по-разному. Все это решать вам. Просто спросите себя: это ВСЕ шаги, которые мне нужно предпринять, чтобы достичь своей цели? У вас должно быть хорошее представление о том, что вам нужно делать.
Как составить ежедневный план
Когда вы определитесь со всеми шагами, которые вам нужно предпринять в этом месяце, просто выберите 3-4 действия, на которых вы будете сосредоточиваться каждый день. Обычно я каждый вечер выделяю несколько минут, чтобы подумать о том, что я собираюсь делать завтра. Я смотрю на свою доску Trello и спрашиваю себя: «Что важно? И что я хочу делать завтра?»
Во-первых, сделайте важные дела. Затем делайте то, над чем вам хочется работать. То, что вам нравится. У меня такой же подход к письму. У меня огромный список идей для статей, и перед тем, как написать, я пролистываю его и выбираю ту, которую хочу написать. Когда вам нравится задача, ее намного проще выполнить.
Большинство из нас уже потратили свою жизнь на то, что ненавидели. И, честно говоря, нам все равно приходится постоянно делать то, что нам не нравится. Я не люблю покупать продукты, оплачивать счета, заниматься спортом каждый день и так далее. Но я все еще это делаю.
Поэтому, когда дело касается работы, выберите другой подход. Делайте работу, которая вам действительно нравится.
Но чтобы попасть сюда, вам нужен план. Так что попробуйте эту стратегию.
Продолжайте корректировать свои планы
И последнее. Избегайте создания жизненного плана и следования ему с туннельным взглядом. Никто не хочет идти по жизни, как собака, лающая на машины.
Вот почему я регулярно пересматриваю свои планы на дни, недели, месяцы и годы. Я даю себе время и место, чтобы оценить их. Если ваш план не работает, не стоит упрямо ему следовать.
Если ваш план не работает, измените его. И продолжайте настраивать, пока он не сработает. Мы должны оглянуться назад и критически оценить себя. Иначе мы не будем расти.
И в конечном итоге это единственная реальная цель создания плана. Если вы добьетесь всего, что поставили, это здорово. Но даже если вы этого не сделаете, ситуация будет лучше, чем если бы вы просто плыли по течению.
Секрет долгосрочного успеха в карьере — это рост. Если не растёшь — умираешь. Выбор прост. Каков твой план?