можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Учебник. Обществознание. 8 класс. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Н.И. Городецкая. § 3.Общество как форма жизнедеятельности людей. (ТЕЗИСЫ).

можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть картинку можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Картинка про можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

§ 3.Общество как форма жизнедеятельности людей.

«Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».Т. Карлейлъ (1795—1881), английский историк, философ, писатель.

Давайте вспомним.

Как история объясняет происхождение человека и общества?

Подумаем.

Может ли человек жить вне общества?

Человек как биологический вид жить вне общества может, только тогда он не будет личностью. Примеры тому есть – это так называемые дети «маугли», которые выживали в стае животных, но это были уже не люди в нашем понимании, так как они не прошли процесс социализации, не стали личностью.

Личностью можно стать только обществе. Только именно среди людей человек учится говорить, общаться, трудиться, отвечать за свои дела, творить, мечтать, прогнозировать.

Является общество простой суммой живущих людей?

Нет, общество – это не просто сумма людей. В обществе происходит взаимодействие людей друг с другом, взаимовлияние. Ни один человек не может прожить в обществе, не общаясь с другими, не вступая с ними в определённые отношения.

Зависит ли судьба человека от судьбы общества?

Да, судьба каждого человека зависит от общества: если общество процветает, то и каждый в отдельности живёт полноценной жизнью, чувствует свою защищённость; в периоды потрясений – революций, войн – люди переживают горе, несчастье, они вынуждены изменить ход своей жизни, чтобы вместе с другими решить уже общенародные проблемы, например, победить враг в годы войны.

можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть картинку можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Картинка про можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Возникновение человека и возникновение общества — это единый процесс. Нет человека — нет общества. Нет общества — нет и человека.

Что мы называем обществом?

Общество в узком смысле (в повседневной жизни):

В широком смысле общество – это

Живя в обществе, каждый человек, занимаясь той или иной деятельностью, взаимодействует с другими людьми, вступает с ними в многообразные связи и отношения.

Структура общества.

Структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей. Родившийся человек оказывается в семейном коллективе. Затем он входит в учебный, трудовой и другие официальные коллективы, а также в коллективы неофициальные, неформальные (например, приятельские компании).

Существуют также и большие группы людей, которые отличаются рядом общих признаков. Так в древних и средневековых обществах были рабы, рабовладельцы, крестьяне, ремесленники и другие общественные группы, складывались народности, а затем и нации.

Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями.

Каждый человек неизбежно вступает в существующие общественные отношения.

В ходе развития меняются общественные отношения, меняется и облик общества. Эти изменения связаны с возникновением новой техники и новых способов хозяйственной деятельности, с иными, чем прежде, отношениями людей в процессе производства, с переменами в отношениях различных общественных групп к государственной власти, с изменениями в их сознании.

Основные сферы жизни общества.

можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть картинку можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Картинка про можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Слова «область» и «сфера» употребляются как часть целого, часть общества.

Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.

Экономическая сфера – одна из важных сфер, ведь от её уровня развития зависят остальные сферы общества.

Социальная сфера включает в себя:

Политическая сфера жизни общества включает в себя:

Духовная сфера включает в себя:

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

Социальные нормы.

На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы — правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть картинку можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Картинка про можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Виды норм.

Социальные нормы – образцы поведения, они служат мерой его поведения, которой он руководствуется. А для общества нормы являются критерием оценки этого поведения.

Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается, а нарушение законов может повлечь за собой строгие санкции (то есть ответ общества на несоблюдение норм): лишение свободы и другие наказания.

Ступени развития общества.

можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть картинку можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Картинка про можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Традиционное (аграрное) общество.

можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть картинку можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Картинка про можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Признаки:

Индустриальное общество.

можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть картинку можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Картинка про можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Признаки:

Постиндустриальное (информационное) общество.

можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Смотреть картинку можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Картинка про можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп. Фото можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Признаки:

Задумайся: должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

Конечно, человек должен стремиться изменять жизнь к лучшему. Поэтому не нужно приспосабливаться к условиям, которые окружают и делают жизнь несчастной, а изменять их, стремиться к движению вперёд, не останавливаясь на достигнутом.

Источник

Можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Подробное решение Параграф § 13 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. О каких видах социального расслоения говорит автор?

Экономической, политической, профессиональной дифференциации общества.

Вопрос 2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопрос 3. Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

Да, можно. Так как фраза «независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам» указывает на то, что, при монархическом укладе такая ситуация тоже могла сложиться.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

Социологи объясняют возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности людей. Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование слоёв населения, различающихся по уровню доходов, с политической — существование в обществе лидеров и масс, управляющих и управляемых.

Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет наличие в современном обществе этнических и религиозных групп.

Вопрос 2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?

Устройство российского общества

Класс А. Богатые. Занимаются в основном продажей сырья, накоплением личного капитала и вывозом его заграницу. 5-10% населения.

— Подкласс B1. Большинство в своём Классе. Наёмные сотрудники, офисные, на хорошей зарплате.

— Подкласс B2. Меньшинство в своём Классе. Владельцы собственного среднего бизнеса и небольшого частного капитала.

Класс С. Мелкие собственники. Как таковой в России практически отсутствует.

— национальный Подкласс D1. Русские и по сути обрусевшие народы.

— национальный Подкласс D2. Толерантные национальности.

Класс Е. Человеческий ресурс стран СНГ + Китай.

Возникли в связи с формированием капитализма, с появлением в России частной собственности и с расслоением общества.

Вопрос 3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

Наличие частной собственности делит общество на владельцев средств производства, и рабочих. Соответственно кто владеет средствами производства получает прибыль от их использования, а рабочие обычную зарплату. Отсюда социальная структура богачи и простые рабочие.

Рыночные отношения делят общество на производителя и потребителя. Также существует большая конкуренция между производителями. Что тоже разделяет общество. Существуют товары, которые способны приобрести только определенные группы общества, они не доступны для низших слоёв населения.

Вопрос 4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?

По оценке Всемирного банка, российский средний класс определяется как домохозяйства, чей уровень потребления в полтора раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума), но ниже минимального уровня потребления так называемого «среднего класса мирового уровня», и составлял 55,6 % в 2008 году. Однако, по расчётам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается с 3500 долларов и к данному классу можно отнести всего не более 8 % от всего населения мира.

В 2009 году, по оценке Всемирного банка, средний класс России мирового уровня сократился на четверть от пикового докризисного уровня в 12,6 % и составил 9,5 %.

Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой.

Вопрос 5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?

В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства — соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).

В современных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Вопрос 6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?

Современное общество стало открытым. В нём не существует запретов на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате активизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Например, переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности нередко способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.

Вопрос 7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.

Меньшиков – из продавца пирожков в «полудержавного властелина» России при Петре I.

М. М. Сперанский – из крестьянина превратился в правую руку императора, затем стал губернатором.

Вопрос 8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи.

Это каналы перехода индивида от одной социальной позиции к другой в рамках социального слоя. (брак, карьера, образование, семья и т. д.)

Выбор лифта (канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала:

• Школа и научные организации.

• Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.

• Пресса, телевидение, радио.

Вопрос 9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?

Каждой социальной группе свойственны общие для всех её участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными этот предмет. Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Социальные интересы воплощаются в деятельности — её направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян, фермеров в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей решений. Такими средствами могут быть письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступления в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей, митингов, пикетирования и других акций социального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определённые целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в её осуществлении. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.

Вопрос 10. В чём состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?

Практическое значение знаний о социальной структуре общества позволяет выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Национальный демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?

Любая кампания, избирающаяся на тот, или иной пост путем голосования должна в первую очередь представлять интересы граждан. Какие именно интересы следует представлять? Что беспокоит, или наоборот, радует население сейчас, и чего они хотят в будущем? На эти вопросы помогает ответить именно изучение своей целевой аудитории. Будет проще победить на выборах, так как люди услышат то, что хотят услышать, однако будет честнее, если они еще и увидят это на практике.

Вопрос 2. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

Источник

Можно ли понять политическую жизнь общества вне деятельности социальных групп

Проблемы политики, политической жизни выдвинулись на одно из первых мест среди многих вопросов современности. Воздействуя на все стороны общественных отношений, формируя социально-политическую обстановку, политическая жизнь выступает фактором социального прогресса или застоя.

Рассмотрим сущность понятий, явлений и процессов, которые образуют и характеризуют политическую жизнь общества.

1. Политическая жизнь и властные отношения.

2. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

3. Политическое участие: формы и методы.

4. Политическая система и политический режим общества.

Сущностью политической жизни, ее фактическим содержанием выступают политические отношения, т. е. отношения людей, их общностей, организаций и объединений по поводу социального управления и власти, по поводу реализации социально-политических потребностей и интересов.

Политическая жизнь общества представляет собой совокупность политических отношений, постоянное производство и воспроизводство этих отношений. Она развертывается как совокупная деятельность социальных общностей и институтов, организаций и отдельных лиц, преследующих политические цели.

Осуществляя свои интересы, люди вынуждены вступать в контакт друг с другом, взаимодействовать. Поскольку политические отношения формируются на основе совпадения или расхождения социально-политических потребностей и интересов, постольку отношения проявляются в форме сотрудничества или соперничества субъектов политической жизни.

Ключевым понятием, которое позволит осмыслить всю систему политических отношений, является понятие «власть».

Власть в широком смысле, применительно ко всем сферам жизни общества, означает форму социального воздействия, когда субъект власти (индивид, группа) навязывает свою волю объекту (массам, их организациям) и побуждает (принуждает) действовать в своих интересах ненасильственными или насильственными средствами.

Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая основана исключительно на авторитете. К примеру, власть родовых старейшин в доклассовом обществе, родительская власть в семье, власть сильного духом над слабым духом, власть неофициальных (неформальных) лидеров в любом коллективе.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия «власть». Каждый из подходов характеризует какую-либо сторону, грань этого понятия, что свидетельствует о многогранности самой власти как социального явления1.

Политическая власть зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма отношений, прежде всего между социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями, отстаивающими интересы людей. Власть закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов как общих, обязательных для всех.

Функции политической власти: а) обеспечение в обществе приоритета определенных социальных групп и их организаций; б) управление общественной жизнью с позиций интересов тех или иных социальных групп; в) поддержание целостности и единства общества.

Политическая власть может существовать в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т.п. Отличие государственной власти от других видов в том, что она опирается на узаконенные (легитимные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Однако политическая власть может функционировать, не опираясь на институт права, а при помощи организации с присущими ей нормами, не носящими правовой характер, на основе политических и идеологических ценностей (принципов, программ, идеалов). Примером такой власти могут послужить партийные, региональные и международные политические организации и их центры.

Политическая власть может быть как легитимной, так и нелегитимной. Макс Вебер выделил три основных вида легитимной власти:

2. Традиционный тип власти основан на вере в святость, незыблемость традиций, т.е. передаваемых из поколения в поколение обычаев, порядков, правил поведения. Право властвовать закрепляется за теми, кто получил власть в силу данных традиций. Решения и действия субъекта, осуществляющего эту власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся традициям.

Детально анализируя каждый тип власти, М. Вебер особо отмечает значение рационального типа1. Для большинства современных государств характерна рациональная легитимность, когда основным правовым актом является демократическая конституция, а властные отношения формально регулируются нормами права. Однако общественное признание политических лидеров, их положительная оценка массами нередко зависит и от разумного сочетания лидерами рационализма с традициями данной страны, с обладанием в известной степени харизмой.

Лоббисты проводят своих представителей в законодательные и исполнительные органы, совершают подкуп законодателей, ответственных чиновников, политических лидеров, представителей печати.

Скрытность механизма лоббирования, его нелегальность создают почву для политической коррупции, грубейших злоупотреблений властью.

Практически в каждой стране существует «политическое лобби», мощно воздействующее на государственную власть и политику государства. К этому следует добавить и тот факт, что нередко власть лоббируют и мафиозные структуры, преследующие сугубо криминальные цели.

Обобщенный перевод слова «политика» с греческого «полис» означает «государственные или общественные дела». В практической жизни и в науке это понятие трактуется по-разному. Приведенное выше определение сформулировано в результате взаимодополняемости нескольких критериев, подходов. Политику невозможно выделить, если руководствоваться одним критерием.

Одним из подходов является идентификация политики с феноменом власти. При этом выделяют две позиции. Первая: политику определяют как отношения по поводу государственной власти, ее организации, направлений деятельности. Вторая: политику идентифицируют со всеми видами власти, то есть политика не сводится только к государственной власти, и осуществляется не только государственными органами. Макс Вебер определил сущность политики как достижение поставленной цели или руководство по достижению цели. Он писал: политика «охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков. о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем»1.

Идентификация политики со всеми видами власти дает возможность ее изучения на всех уровнях, в том числе и на микроуровне, между конкретными субъектами (малая политика).

Достижение полной целостности, то есть гармонии в рамках общества в целом,— это утопия. Однако возможны и необходимы стабильность и устойчивость общества, признание всеми гражданами определенных норм и целей, определенных ограничений. Все это, вместе взятое, должно служить предотвращению в обществе социальной напряженности и социально-политических конфликтов. Социальная напряженность возникает, когда удовлетворение жизненно важных потребностей, интересов и прав народа находится под угрозой или становится невозможным. В таких обстоятельствах конфликтное противостояние между руководителями и массой можно и нужно преодолеть уступками, компромиссами.

Опыт показал, что такое развитие политики приводит к подмене общественных интересов групповыми, к возможности выдавать групповые интересы за общие, что в конечном итоге разрушительно для общества и самой политики. Тем не менее, в зависимости от социальных и экономических условий, остроты размежевания социальных групп, в политике существует ориентация и на силовую победу в противостоянии, на подавление политического противника. Однако абсолютизация силы, борьбы может исказить социальное назначение политики, ее социальную природу.

Выражение политикой общего интереса постоянно проявляется в те периоды, когда в обществе преобладает стабильность, налаженность отношений во всех сферах жизни. Если же общество переживает большие изменения, вызванные революциями в производстве, структурной перестройкой, формированием новых классов, политика становится ареной острых столкновений социальных групп, «верхов» и «низов», традиций и инноваций. В частности, российское государство, создающее цивилизованную рыночную экономику, по-видимому, еще долго будет ареной острой борьбы разных интересов, конфликтного поиска общего согласия и вариантов реализации общего интереса.

Политические судьбы общества требуют разумного соотношения, сочетания интегративных и дифференцирующих процессов в политике. Наибольший успех сопутствует тем, кто находит оптимальные формы такого соотношения. Сплошная борьба, как и полная стабильность в обществе бывают только в воображении.

В число субъектов политики входят действующие в сфере политики граждане, социальные группы, слои, общественно-политические организации, движения, институты, государственные органы. Будучи субъектами политики в одной из политических ситуаций, они выступают в качестве объектов в другой. Политическая ситуация определяется расстановкой и взаимодействием политических сил, характером их движения к поставленной цели.

Особо отметим значение внутренней политики, которая охватывает в той или иной мере все сферы общественной жизни, всю систему общественных отношений. Она находит свое выражение в осуществлении планов и программ социально-экономического и культурного развития страны.

Внутренняя политика призвана реализовать как интересы общества в целом, так и всех регионов, социально-этнических образований, а также обеспечить механизмы правовой, экономической, политической и социальной защиты граждан.

Как институт воздействия на общество политика выступает одновременно и наукой, и искусством.

Политическое участие позволяет выявить конкретную роль гражданина, отдельных социальных групп и слоев общества в политике. Вне политики человек не может находиться. Все политические деятели, особенно в период избирательных кампаний, различных опросов, референдумов, рассчитывают на каждого человека. Подчас задолго до выборов они формируют свой электорат, стараются привлечь народ на свою сторону многообещающими посулами, пропагандистскими мероприятиями.

Однако проблема сознательного политического участия заслуживает специального разговора.

С понятием «политическое участие» тесно связано понятие «политическое поведение». Оно выражает определенные нравственные позиции, нормы, оценки, служит средством самореализации, самовыражения участников политического процесса. Политическое поведение может быть активным или пассивным, организованным и стихийным, санкционированным и несанкционированным властью. Оно реализуется либо в конструктивных действиях, направленных на совершенствование политической системы, либо в действиях деструктивных. Чем выше уровень стихийности, тем большая роль в политическом поведении принадлежит подсознанию, эмоциям, инстинктам.

На формирование политического поведения влияет ряд факторов: тип политического режима и состояние экономики, их стабильность или кризисное состояние, политическая культура общества и личности, возраст человека, его статус, образование, уровень дохода и др. Поведение обусловливают и чисто психологические факторы, такие как мышление, восприятие, установка, суждения, убеждения. Политическое поведение в значительной мере влияет на формы, масштабы и конкретные результаты социально-политических изменений в обществе.

Важным проявлением политического участия, пожалуй, высшей формой социально-политической активности является постоянная политическая деятельность, т. е. сознательная, в том числе профессиональная работа в сфере политических отношений.

В нашем отечестве десятки лет исповедовали идею, будто панацеей от всяких общественных бед является поголовное участие граждан в политической деятельности, в управлении делами общества и государства. На деле было формализованное участие, а фактически безучастие, отчуждение человека от власти, от управления, от политики, особенно от принятия политических решений.

Реализация политики непосредственно массами в известной степени возможна лишь на микроуровне участием индивидов и социальных групп в политических действиях (демонстрации и митинги, забастовки и голодовки, подача петиций и ультиматумов, участие в переговорах сторон, в выработке соглашений). Участие же масс в большой политике фактически ограничено лишь правом выбора лидера.

В основе деятельности политиков находятся научные, объективные принципы политической практики. Назовем и охарактеризуем некоторые из них:

— принцип учета и гармонизации потребностей и интересов людей;

— принцип системности и комплексности;

— принцип объективности и конкретности;

— принцип эффективности и оптимальности.

Данный принцип означал, что среди разнообразных задач выделялась такая, на решение которой и направлялись главное внимание и основные силы. Разумеется, на практике это происходило в ущерб решению других проблем, которые нередко откладывались на неопределенное время или навсегда. (Например, некоторые проблемы демографической, экологической политики и др.)

В политике целесообразнее использовать не принцип «основного звена» (хотя на определенных этапах, в экстремальных условиях, он может быть уместен), а принцип системности и комплексности. Что касается современного цивилизованного общества, то его развитие может быть успешным не благодаря решению каких-либо одних проблем (пусть даже на самом важном участке), а от согласованного взаимодействия всех сфер нашей жизни, всех элементов внутри каждой сферы. Такой подход является условием нормального существования общества.

Принцип объективности и конкретности означает учет объективных правил и законов политической деятельности, принятие решений на основе глубокого анализа действительности, достоверной и научно обработанной информации, статистических данных. Объективность и конкретность несовместимы с поверхностностью, самотеком, стихийностью, субъективизмом.

Принцип эффективности и оптимальности означает наиболее эффективное использование сил и ресурсов, достижение поставленной цели в наиболее благоприятных условиях. Например, при переходе к рыночным отношениям преобразования в экономике должны бы предшествовать преобразованиям в политической сфере или идти рядом, а не наоборот, как у нас.

В специальной социально-политической литературе можно встретить и иное количество принципов политики и политической деятельности. Это не столь важно. Необходимо усвоить, что политика не должна быть стихийной, что существуют научно обоснованные, объективные принципы, которыми следует постоянно руководствоваться.

В содержательном отношении политическая деятельность профессионалов включает выработку политики и ее практическую реализацию.

Выработка политики непременно должна иметь научно-аналитический характер. Без научного анализа невозможна эффективная политика. В самом деле, прежде чем решать вопросы: «Что делать?» и «Как делать?», нужно знать, в чем имеется необходимость.

Одной из наиболее сложных проблем для определения направленности той или иной формы политики является определение политической ситуации, т. е. совокупности конкретных обстоятельств политической жизни в соответствующей сфере в конкретный период времени. Это необходимая сторона компетентной политической деятельности. Определение ситуации возможно на основе социально-политического и экономического анализа, опирающегося на высокую профессионально-методологическую культуру исследователя.

В-третьих, обобщение фактов, формулировка обобщающих выводов. Дело в том, что за фактами, т. е. событиями, действиями людей находится более глубокая реальность: движущие причины действий. Их также необходимо определить, потому что в научном и практическом познании нельзя останавливаться лишь на констатации фактов. Надо определить мотивы и тенденции действий людей, закономерное или случайное в действиях отдельных общественных структур.

На основе социально-политического анализа составляется программный документ (платформа, декларация, программа и т. п.). Он должен включать в себя следующие компоненты:

— формулировку стратегической цели и общего направления работы;

— описание того уровня, на котором находится общество в данный момент;

— описание желаемой модели как результата преобразований;

— тактику достижения предлагаемой модели.

Процесс реализации политики включает в себя конкретную деятельность по выполнению поставленных задач, устранение возникших помех, возможные изменения тактики в зависимости от изменения условий, обязательное подведение итогов, выяснение причин неудач, поиск неиспользованных возможностей.

Реализация политических задач может быть успешной лишь при условии разносторонней, кропотливой работы с массами. Только в результате такой работы можно рассчитывать на влияние в массах и их поддержку. Необходимы прежде всего конкретные, эффективные действия по решению экономических, социальных и культурных проблем страны, систематическая правдивая информация.

Только постоянная конструктивная работа может создать положительное общественное мнение о партии или какой-то политической группе, создать ее положительный образ. Если же партия или какая-либо политическая группа рассчитывает на захват и осуществление власти без названной подготовки, тем более неконституционным путем, то ей нужно помнить, что такие действия в абсолютном большинстве своем заканчиваются крахом, который может наступить или сразу, в ходе попытки переворота, или через десятилетия.

Конкретно охарактеризуем содержание основных элементов политической системы.

Основным субъектом политической организации является государство и его органы. Только государству принадлежит право официально представлять все общество как внутри страны, так и за ее рубежами, только государство издает законы для всех и осуществляет правосудие. (Государству, как субъекту социально-политической деятельности, посвящена специальная тема.)

Важной составной частью политической организации общества являются политические партии, различные общественные организации, трудовые и другие коллективы (объединения) граждан. (О партиях и общественных организациях, трудовых коллективах, как субъектах социально-политической системы, сказано в отдельных разделах.)

Политическое сознание оказывает сильнейшее влияние на политическое поведение масс. Большое значение при этом имеет официальная идеология, а также неофициальные идеологические течения и направления. Оказывая влияние на политические взгляды и поведение людей, идеология выполняет в обществе либо консолидирующую, стабилизирующую, либо дестабилизирующую, деструктивную роль.

Важное значение в структуре политического сознания имеют правовые нормы и принципы, которые составляют нормативную основу политической жизни. Нормы регулируют политические отношения, определяют дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления системы. При их помощи вырабатываются своеобразные «модель поведения» и «правила игры» участников политической жизни.

Обратим особое внимание на функции политической системы. Таковыми являются координирующая и интегративная функции.

Координирующая функция состоит и в том, чтобы определить приоритетные для системы социальные интересы и добиться отражения именно этих интересов в принимаемых государством политических решениях.

Интегративная функция выполняет своеобразную стабилизацию политической системы, способствует единению всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу государственной власти, обеспечивая ей поддержку большинства.

Политический режим детерминируется воздействием разных факторов природно-географических, социально-экономических, национально-этнических; исторических традиций; такими явлениями, как законность (легитимность) или нелегитимность власти, влияние политических режимов других стран, и др.

В мировой политической литературе принято выделение двух видов режимов по критерию «способы функционирования власти»: автократический и демократический.

В автократическом режиме выделяют две его формы: тоталитарный (тоталитаризм) и авторитарный (авторитаризм).

Назовем основные, наиболее существенные черты демократического режима.

2. Верховенство закона и равенство всех перед законом.

3. Выборность основных органов власти.

4. Подотчетность руководящих органов избирателям.

Плюрализм реализуется в экономической, социальной, политической и духовной (идеологической) сферах общества.

Экономический плюрализм означает, что в обществе наличествуют разнообразные формы собственности (государственная, групповая, частная, смешанная и т. п.), разнообразные формы распределения материальных благ и услуг (государственные, частные, смешанные, рыночные, централизованные и т. п.).

Социально-политический плюрализм предполагает обилие социальных групп и общностей, многопартийность, наличие многих общественно-политических объединений, находящихся зачастую на взаимоисключающих, антагонистических позициях. Социально-политический плюрализм демократического общества предполагает наличие многопартийного парламента, где разные партии взаимодействуют на официальном уровне, сопоставляют свои взгляды, ведут политические дискуссии.

Идеологический плюрализм предполагает множественность мнений и суждений о нашей реальности, в том числе мнений абсолютно противоположных и антагонистических. При этом никакая идеология не может утверждаться в качестве общегосударственной или общеобязательной.

6. Разделение функций власти, то есть разделение государственной власти на три ветви: законодательную (формирование законов), исполнительную (реализация законов), судебную (защита гражданина и законов). Это необходимо для того, чтобы все виды власти были сбалансированы и сдерживали друг друга от попытки какого-либо произвола.

7. Широкая и полная гласность в обществе.

Под гласностью понимается: во-первых, открытый, доступный обозрению граждан характер деятельности государственных и общественных организаций и институтов; во-вторых, открытая, свободная система распространения информации о деятельности государственных и общественных учреждений, о положении дел на различных участках хозяйственной, социально-политической и культурной жизни; в-третьих, широкое развитие критики и самокритики.

В условиях тоталитарного и авторитарного режимов гласность либо отсутствует, либо находится в стадии становления. И ныне в нашей стране нередки факты, когда подготовка решений, нормативных документов на разных уровнях носит закрытый внутриведомственный характер. Результаты выполнения социально-политических решений и программ носят секретный характер. Результаты исследования общественного мнения, которые не подтверждают мнение официальных руководителей, либо уничтожаются, либо уходят в закрытые архивы «для служебного пользования». Немало пока еще и проблем, связанных с реальным осуществлением свободы слова и печати.

8. Существенной чертой демократического режима является обеспечение в обществе законности и правопорядка, личной безопасности граждан.

Даже краткий перечень важнейших черт демократического режима свидетельствует, что таковой в нашей стране находится в стадии становления, и формирование демократического режима возможно лишь в рамках конституции. Неконституционные действия могут сильно затормозить или сделать неосуществимым достижение идеалов демократического общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *