моя жизнь вечная мука
Слово о вечном мучении в четвертую неделю Поста
Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема;
и идеже колиждо имет его, разбивает его,
и пены тещит, и скрежещет зубы своими,
и оцепеневает
Мк. 9, 17–18.
Представьте себе, слушатели мои, мрачную подземную темницу тьмы кромешной, глубочайшую пропасть, смрадный гроб, безотрадное место плача и горести, или ужаснейшую печь темного огня, неугасимого пламени – широты безмерной, глубины несказанной, и вообразите в ней заключенным, погребенным, горящим в пламени несчастного грешника. Державная десница Вышнего непрестанно поражает его тремя стрелами в три главные силы души: ум, волю и память – и причиняет ему три страшные раны: горькое раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды, – так что этот несчастный пригвожден памятью к земле, умом – к аду, желанием – к небу. Памятью – к земле, ибо вспоминает прошедшую жизнь; умом – к аду, ибо ясно сознает свое мучение; желанием – к небу, ибо всегда, но безнадежно будет желать небесной славы. Что такое крест в сравнении с этой мукой? Скрежет зубов, червь неусыпающий, тьма кромешная, огонь неугасающий, совместное мучение с бесами и все подобное, что мы знаем из Священного Писания, есть только малейшая часть мучений, – все эти муки телесные, которые совсем незначительны в сравнении с муками душевными, на которые я указываю.
Истина бесспорная, утвержденная на общем мнении богословов, что все сходящие в ад, лишенные всех сверхъестественных даров Божественной благодати, однако сохраняют все дары естественные. У них целы все пять чувств телесных: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание; целы и три силы душевные: ум, воля и память. Мало того, и внешние телесные чувства, и внутренние душевные силы еще более становятся восприимчивы, чтобы они и страдали сильнее, и глубже сознавали свое страдание. Отсюда-то и происходит истинная мука вечная.
О, прошедшая жизнь, представлю ли себе твою краткость, воображу ли твою продолжительность, ты одинаково горькое для меня воспоминание. О, золотые годы, драгоценные дни, прошедшие и потерянные, навсегда для меня потерянные!
Кто теперь даст мне хоть один из тех часов, которые тогда казались мне такими долгими? Кто даст мне теперь хоть немного того времени, которое я расточил на грехи или провел в суете? Кто даст мне одно-единственное мгновение для покаяния? Но нет больше времени, оно уже прошло, и только напрасно я желаю его и буду вечно желать. О, стрела, поражающая мою память! Моя вина – капля меда, а наказание – вечные мучения. О, горькое воспоминание, бесполезное покаяние!
А когда от воспоминания прошлой жизни он перейдет к сознанию настоящего положения, как велико будет его страдание! Это – вторая стрела, поражающая его ум. Душе Святый, удели мне сейчас от Божественной Твоей силы, дабы я мог разъяснить своим слушателям, какую боль причиняет эта стрела! Состояние грешных в аду есть вечная жизнь мучения, как и состояние праведных на небе есть вечная жизнь блаженства. Но что же вообще значит «вечная жизнь»? Богословы дают нам материальный образ и разъясняют ее так. Большой железный шар на подставке по свойству сферических тел только в одной точке касается ее. Вся тяжесть шара сосредоточивается в ней одной; сколько весит весь шар целиком, столько же весит он и в каждой отдельной точке, когда на нее опирается.
Подобным образом вечная жизнь, какова она вся целиком, такова же и в каждый отдельный миг, ибо она неразделима.
Потому вечную блаженную жизнь апостол называет «тягостью бессмертной славы» (см.: 2 Кор. 4, 17), а ученые богословы говорят, что она совершенное наслаждение для полной бесконечной жизни в одном мгновении. «Мгновенное и совершенное» значит, что праведник в каждый нераздельный миг вечной жизни радуется всей во мгновении и всей в совершенстве той радостью, которою ему надлежит наслаждаться в течение всей той блаженной бесконечной вечной жизни. Он наслаждается всей славой и весь век, и в каждый миг вечности. Эта вечность в своей полноте открывается перед блаженным умом праведника и всегда делает блаженство его беспредельным.
Что с праведными делает Божественное милосердие в раю, то же с грешниками делает Божественное правосудие в аду. Тяжесть бессмертного наказания есть вечная мука, в каждом мгновении полная и совершенная. Насколько она тяжела во всей вечности, настолько она тяжела и в каждый миг, т. е.грешник в каждый нераздельный миг вечной муки терпит все вместе и совершенно то наказание, которое ему надлежит нести в течение всей бесконечности мучительной жизни. Он терпит все наказание в течение всей вечности и в каждый ее миг, так что она в одно и то же время и распространена на всю долготу бесконечности, и сосредоточена в каждом мгновении. Вечность в каждый момент представляется ему вся и как одно целое, и прошедшее, и будущее, и поэтому всегда делает всю муку настоящей; а мука, далее, как бесконечна во всем своем продолжении, так необъятна и в каждый миг. Кто премудр и сохранит сия? (Пс. 106, 43) Вот в чем заключается вечность в отличие от времени, которое делится на части, на первое и предыдущее, на начало и конец. И этим-то грозит Бог во Второзаконии, говоря: соберу на них злая, и стрелы Моя скончаю в них (32, 23). Соберу. злая – состояние грешников есть собрание, соединение всех зол. Вся горечь печали собрана в одной чаше, все пламени ог-ня неугасимого соединены в одном пламени – в вечной муке.
В каждую минуту она вся целиком. И стрелы Моя скончаю. Какая ядовитая стрела, какое тяжелое копье для растерзанного ума грешника. Перед его глазами вся его мука, и нисколько не уменьшается, так как неразделима, – она и всегда перед его глазами, и никогда не кончается, так как вечна. Это и означает беспредельное мучение, безнадежное и бесконечное. Если бы мучение было бесконечно, но была бы надежда хоть на временное облегчение, и тогда оно невыносимо. Но без облегчения и бесконечное, оно невыносимо и непостижимо. Кто премудр и сохранит сия? Какой ум может постигнуть это крайнее несчастье?
Без облегчения? Да! В аду царит глубочайшая скорбь, но нет сна, чтобы утишить ее. Раны смертельны, но нет бальзама, чтобы излечить их. Неисцелима болезнь, но нет елея, чтобы успокоить ее. Невыносимо пламя, и нет ни капли воды, чтобы его потушить. Послушайте богатого грешника, о котором повествует Лука. Чего он хочет? Отче Аврааме, помилуй мя и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем (Лк. 16, 24). Отче Аврааме, ты – отец милости, окажи милость мне. Я объят пламенем, я горю и мучаюсь в печи огня неугасимого. О, пришли счастливого Лазаря омочить только конец перста в той капле воды и прийти оросить мой воспаленный язык. Но что отвечает ему Авраам? Нет, нет, сын мой, ты достаточно насладился своим благом в прошлой жизни – восприял еси благая твоя в животе твоем (Лк. 16, 25), не надейся больше ни на что. О, великое бедствие! Он так немого просит – и не находит ничего решительно. Прибегает к самому Аврааму, отцу сострадания, морю милости, только за каплей воды, чтобы хоть немого охладить свое пламя, – и не получает. Итак, его просьба не услышана? «Нет, – говорит Златоуст, – для грешника даже в море нет воды, т. е. у Бога милости». Поэтому, как я сказал, огонь ада есть только огонь, но без росы, только мука, но без облегчения.
Зенон был самым недостойным и несчастливым Византийским императором. За его буйную и развратную жизнь им стали тяготиться народ, вельможи и войска, но особенно сама императрица Ариадна, жена его; и вот что она с ним сделала. Однажды, как это часто случалось, от сильного опьянения он впал в бесчувственное состояние, как мертвец. Императрица приказала опустить его в глубокую могилу и прикрыть ее и приказала также, чтобы никто не осмелился извлечь его оттуда и чтобы, таким образом, живым был погребен царь, не достойный ни престола, ни жизни. Все это было исполнено. Наконец император пробудился от опьянения и, увидев себя в тьме и зловонии, стал кричать, звать на помощь, стенать, но не оказалось никого, кто, слыша его вопли, посочувствовал бы ему, открыл могилу и вызволил его оттуда. Тяжелый камень положен на него. Он погребен раз навсегда, погребен навеки.
От могилы несчастного Зенона я переношу свой умственный взор на кромешную тьму ада, где как будто вижу жалкого грешника, там погребенного Божественным правосудием. Евангелие говорит о грешном богаче: умре. богатый и погребоша его (Лк. 16, 22). Мне слышится его плач, его жалкие крики: «Отче Аврааме, помилуй мя!» Но, увы, никто его не слышит, ибо «бездна глубока, а тьма безысходна», говорит Василий Великий. Бог держит в Своих руках ключи от этой подземной темницы, и никто не отворит ее. Тягчайший камень вечности покрывает несчастного, и на камне Святой Дух начертал надпись: и будет время их в век (Пс. 80, 16). Он погребен раз навсегда, навеки. Оттуда он никогда не выйдет. Ты мне скажешь: за один временный грех – и такое вечное мучение наказание? Может ли быть какое-нибудь соответствие между виной и карой? Я тебе отвечу, если возможно сравнение между временным грехом и вечной мукой, то оно никоим образом невозможно между подобным тебе человеком, непотребным человеком земли, и Всевышним Богом, Которого ты оскорбил своим грехом. Если бы ты жил вечно, вечно же и грешил бы. Поэтому-то тебя и постигла вечная мука. Перед твоим взором печь неугасимого огня, и ты все же грешишь? Значит, ты достоин вечного огня. Ты должен быть бесконечно благодарен Божественному правосудию, которое отверзло целую бездну бесконечных мучений, чтобы пресечь путь твоих злодеяний. Если бы адское наказание не было вечным, какова была бы жизнь христиан? Праведен суд Божий! И будет время их в век. Мука на веки, а облегчения и конца – никогда! Это вторая стрела, поражающая ум грешника, кажется, сама по себе уже составляет всю муку.
Почему же грешник не может надеяться? Потому что он отделился от Бога, а разделение вечно. Мы по опыту в этой жизни знаем, как тяжела разлука с людьми наиболее любимыми, когда разлучается, например, отец или мать с детьми, брат с братом, а невеста с женихом. Во времена Михаила Палеолога агаряне вторглись в азиатские пределы империи и много людей увели с собой в плен. Среди пленных были две сестры, которые попали по жребию к разным господам. Они должны были разлучиться и уйти в разные стороны за своими хозяевами без надежды когда-либо увидеться. Кто может описать, кто может изъяснить их плачь, когда настал час расставания, когда они, оплакивая свою судьбу, пролили целый поток слез, крепко обнялись и устами прильнули друг к другу? И вот, когда они целовались в последний раз, как будто души их перешли в их уста и согласились между собой не подвергаться такому тягостному разлучению. Соединившись, они вознеслись к небесам, оставив на земле свои обнявшиеся трупы. Я хочу сказать, что обе сестры умерли, обнимая и целуя друг друга в сильных муках расставания, как будто природа не могла согласиться на разделение тел раньше разделения душ, как говорит Никифор Григора, передающий эту печальную историю.
Это я вам рассказываю, чтобы дать понять, как мучительно разлучаться от Бога, ждать Его и во веки не надеяться Его видеть. Но это никто не поймет, не познав сначала, что есть Бог. Представьте себе, что если бы светлейший и блаженнейший лик Божий на одно мгновение скрылся от праведных в раю, рай превратился бы в ад; и если бы на миг явился грешным в аду, ад превратился бы в рай. Надежда хоть раз увидеть это Божественное Лицо превратила бы в ничто все беззаконное мучение грешников. Поймите, что вся мука вышеизложенная гораздо легче, даже бесконечное множество таких мук ничто в сравнении с лишением видеть Божий Лик. Как это утверждают два великих учителя Церкви: «Отвращение и отчуждение Бога для падшего гораздо мучительней ожидаемых в загробном мире мучений» (Василий Великий); «подвергнуться тысячам мук ничего не значит по сравнению с лишением блаженной славы» (Златоуст). Отсюда вы можете заключить, как мучительно отлучение от Бога, желание Его без надежды во веки узреть Его.
О, острейшая стрела в волю грешника! О, желание без надежды, желание Бога без надежды на Бога! О, мука, которую испытает воля, но не постигнет ум! А мы все-таки не ставим это ни во что. Для нас было бы великим несчастьем потерять хоть на один день милость нашего начальника, близость друга, привязанность блудницы. Но ничего не составляет потеря любви, милости и славы от Бога. Нам говорят, что существуют муки, а мы продолжаем идти по пути, к ним ведущему.
Кто раскаивается? Кто исправляется? Кто обращается от пути погибели? Одно из двух: или мы не верим в ожидающие нас муки и потому неверны, или мы неразумны, если, веря в воздаяние, ведем жизнь, достойную мучений. Итак, мы подвергаемся мукам или по неверию, или по неразумию нашему.
Будет ли Милосердный Бог вечно мучить грешников?
Вот что на это ответила мне Элла:
«Игорь, я настроена на разговор с Вами, но не хотела бы вступать в спор.
Да, конечно, я верю в существование ада. И в подтверждение своих слов приведу Вам три примера из Евангелий.
В главе 25-ой стих 31-46 Евангелия от Матфея говорится следующее:»Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет на престол славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов- по левую. Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его»придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
. далее пропускаю.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону:»идите от Меня, проклятые, в ОГОНЬ ВЕЧНЫЙ, УГОТОВАННЫЙ ДИАВОЛУ И АНГЕЛАМ ЕГО.»
. далее пропускаю.
46 И пойдут сии В МУКУ ВЕЧНУЮ, А ПРАВЕДНИКИ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.
Следующий пример №2, хотя этого одного было бы достаточно.
Евангелие от Марка глава 9, стихи 42-48, где тоже напрямую говорится об аде.
И последняя (3-я)ссылка, я думаю, ЭТОГО будет более чем достаточно.
Это известный рассказ о Лазаре и богаче.
Евангелие от Луки 16 глава, стихи 19-31.
«И в АДЕ, будучи в МУКАХ, увидел Авраама и Лазаря на лоне его.
И возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я МУЧУСЬ В ПЛАМЕНИ СЁМ.»
С уважением к Вам, Элла.
*****
«После этих цитат, Элла, взятых из Евангелий, которые Вы привели выше, я с удовольствием поделюсь с Вами своим видением данного вопроса.
Начнём с Евангелия от Матфея 25 глава, тексты 31-46.
Матфея 25, 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его.
Давайте, Элла, вместе попробуем вспомнить, где ещё в Библии упоминается о том, что дьявол будет брошен в огонь?
Первое, что мне сразу приходит на ум – вот этот текст:
Откровение 20, 10 А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Вопрос: «Когда произойдёт это событие?»
Ответ можно отыскать, прочитав целиком всю 20-ую главу книги Откровение, и ответ станет очевиден: «Дьявол будет брошен в озеро огненное после окончания великой борьбы, которую он вёл против Бога и людей на Земле.»
Откровение 20, 13-15 Показывает нам Последний Судный День Бога Вседержителя, на котором всем людям, которые грешили в своей жизни и не захотели раскаиваться, выносится смертный приговор, который тут же и приводится в исполнение.
Итак, мы видим, что и люди-грешники, и дьявол оказываются в озере огненном.
В Откровении 20, 14 о людях, туда попавших, сказано определенно, что они, в результате пребывания в этом озере огненном, умирают второй смертью. (После этой смерти воскресения из мёртвых уже не будет никогда)
А что произойдёт с самим дьяволом, попавшим туда?
Ответ на этот вопрос находится в другом месте Библии. Читаем:
Книга пророка Иезекииля 28,18 (здесь о дьяволе говорит Сам Господь Бог):
Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; И Я извлеку из среды (изнутри, то есть) тебя огонь, который и ПОЖРЁТ тебя: и Я превращу тебя в ПЕПЕЛ на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и НЕ БУДЕТ тебя вовеки.
Вот мы видим, Элла, что произойдёт с дьяволом в озере огненном. Он превратится в пепел. Таким образом, Бог истребит из Вселенной главного зачинщика восстания против Добра и Справедливости.
Но кто-то скажет: «Позвольте! Давайте ещё раз прочитаем Откровение 20,10:
Откровение 20, 10 А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Почему здесь сказано, что мучения дьявола в огне будут продолжаться во веки веков?
Дело в том, что в Библии есть тексты, читая которые, становится ясно, что под словом «вечно» понимается не бесконечно длящийся отрезок времени. Вот пример:
Как долго этот конкретный человек будет оставаться рабом своему господину?
Только на протяжении его собственной жизни. Как только его жизнь оборвётся, закончится и этот период, обозначенный словом «ВЕЧНО».
Точно также случится и с дьяволом, который будет брошен в озеро огненное. Пока огонь Божий не совершит своё дело уничтожения сатаны, он будет жить в этом огне, но это будет не бесконечно длящийся отрезок времени. Поэтому и сказано, что в конечном итоге дьявол превращается в ПЕПЕЛ.
Об этом же самом событии говорит и пророк Малахия.
Малахия 4,1 Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома! И попалит их грядущий день, говорит Господь, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
Вопрос: «Что останется от грешников после того, как огонь Божий попалит их?
После приведённых выше текстов, нам теперь можно легко объяснить, почему огонь, пожирающий грешников и самого дьявола, назван НЕУГАСИМЫМ и ВЕЧНЫМ. (Евангелие от Марка 9,43)
Посмотрите, Элла, ещё одно место из Нового Завета, где встречается это же словосочетание – «огонь вечный»:
Послание Иуды 1,7-8 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие…, подвергшись казни ОГНЯ ВЕЧНОГО, поставлены в пример, так точно будет и с сими мечтателями.
Взгляните сами, что произошло с Содомом и Гоморрой после того, как Бог пролил на них огонь и серу:
Книга Бытие 19, 27-28
И встал Авраам рано утром и пошёл на место, где стоял пред лицом Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на всё пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.
Мы видим, что после того, как ВЕЧНЫЙ Божий огонь совершил своё дело, он погас.
Утром Авраам увидел лишь дым, который ещё некоторое время свидетельствовал о недавно бушевавшем на этом месте пламени. Но и дым вскоре развеялся, осталось лишь пепелище.
А НЕУГАСИМЫМ этот огонь назван потому, что никто не сможет погасить его до тех пор, пока он полностью не истребит нечестивых людей и самого дьявола.
В этом месте Господь Бог предсказал, что однажды Иерусалим за нечестие его жителей будет сожжён огнём. И было сказано, что этот зажжённый Богом огонь никто не сможет погасить до тех пор, пока он полностью не совершит своё дело уничтожения. Это пророчество в точности исполнилось в 70-м году после Р.Х., когда войска римского полководца Тита захватили и сожгли Иерусалим дотла.
Здесь же необходимо остановиться ещё вот на каком моменте: «Почему в Евангелие от Матфея 25,46 сказано «И пойдут сии (нераскаявшиеся грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»?» Неужели Иисус так и сказал: «Грешники пойдут в МУКУ вечную?»
Смотрим интересующее нас место: Матфея 25,46
В чём разница между этими двумя фразами?
Вопрос: «Почему переводчик допустил такое серьёзное искажение смысла при переводе этой фразы?»
Чтобы получить быстрый ответ на этот вопрос, приведу краткую историческую справку, взятую в интернете:
Но почему переводчики при переводе греческого слова њdhw (гАдес) выбирали именно значение «ад», а не «могила»?
Священный Синод Русской Православной Церкви поручил комиссии духовных училищ поискать для этого непростого дела переводчиков.
Таковыми оказались ректор Петербургской академии Филарет, профессора Г. Павский и архимандрит Моисей, а также ректор семинарии Поликарп.
И вот, у нас остаётся последняя история – О богаче и Лазаре. (Евангелие от Луки 16,19-31)
Итак, Элла, я понял, что Вы верите в то, что и ад и Рай, описанные Иисусом в данном месте Нового Завета, представлены именно такими, какими они и являются в действительности?
Хорошо. Давайте предположим, что так оно и есть.
Попробуйте представить себе, какие мысли и чувства наполнили бы Ваше сердце, если бы Вы оказались вдруг в таком Раю?
Вот Вы видите вдалеке место, как мучаются и кричат от боли грешники. Что бы Вы стали делать в этой ситуации?
Может быть, Вы поскорее побежали бы в глубину Рая, чтобы не видеть человеческих мучений и не слышать криков страдальцев? Но разве смогли бы Вы заставить себя не думать об этом, даже оказавшись в глубине такого Рая? Постарайтесь, Элла, честно ответить самой себе на эти вопросы.
А разве Вам не пришла бы в этой ситуации в голову мысль, что Бог мог бы как-то иначе решить участь нераскаявшихся грешников, чем определить их на БЕСКОНЕЧНО-ДЛЯЩИЕСЯ мучения?
Слава Господу Богу, Который никогда не будет мучить грешников в вечно горящем пламени ада!
Согласно тому, что мы прочитали с Вами ранее в Библии, Бог, после Справедливого Суда над грешниками, просто остановит их жизнь навсегда.
Вопрос: «Откуда же появилось это представление об аде, где будут мучиться грешники?» Вот ответ:
«Упразднив Слово Божие, фарисеи заимствовали многое из философии Платона относительно природы человека. Из смеси греческих представлений, древних египетских и вавилонских мифов они создали учение о чистилище и о молитвах за мёртвых. Иосиф Флавий заявляет, что фарисеи учили о том, что каждая душа бессмертна, но что лишь души добрых перейдут в другое тело, а души злых будут наказаны вечными страданиями. Они считали, что в душе находится вечная сила, и что под землёй существует награда и наказание для тех, кто в этой жизни жил соответственно добродетельно или порочно.» (Цитата из статьи А. Бармса «Богач и Лазарь»)
Все исследователи Библии соглашаются с тем, что в Священном Писании встречаются, как истории о реально происходивших событиях, так и истории-вымыслы, которые рассказывались пророками для того, чтобы донести до слушателя какую-то важную мысль и подтолкнуть слушателя к тому, чтобы он сделал для себя определённые выводы, а в каких-то случаях, и принял какое-то жизненно важное решение.
Очень показательна в этом плане история, которую рассказал царю Давиду его друг – пророк Нафан после того, как Давид согрешил с Вирсавией.
Вы помните, эту историю? Она записана во 2-ой книге Царств в 12 главе, с 1-го по 4-ый стих.
После того, как Нафан рассказал Давиду эту историю – о богаче, отнявшем у бедняка его единственную овечку, Давид отреагировал на услышанное так:
2-ая книга Царств 12,5
Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это.
2-ая книга Царств 12,7
И сказал Нафан Давиду: Ты – этот человек.
Очень интересная ситуация получилась, правда?
Нафан рассказывал Давиду притчу, а Давид воспринял всё услышанное, как абсолютно реальную историю, взятую из жизни.
Помню, как со мной однажды произошло нечто подобное. Прочитал я одну коротенькую историю у одной поэтессы и спрашиваю её: «Неужели эти события, действительно, имели место в реальной жизни?» А она мне отвечает: «Нет, не волнуйтесь! Это всего лишь вымысел!»
Вы понимаете, Элла, к чему я клоню?
Не все слова Иисуса Христа, которые Ему пришлось сказать людям в Своей земной жизни, описывали реальное положение дел.
Вот пример – случай со смертью Его друга по имени Лазарь.
Когда Иисусу сообщили, что Лазарь сильно заболел, Иисус ещё целых два дня оставался на том месте, где к Нему пришла эта весть, и совсем, казалось, не торопился идти на помощь к Своему другу. Но вот, наконец, Он говорит Своим ученикам:
Интересно, отметить, что ученики в этой ситуации восприняли слова Спасителя буквально. Это видно по их словам:
Евангелие от Иоанна 11,12-14
12 Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет!
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер.
Вот, что сказано в Евангелии от Матфея 13,10-11:
И приступивши, ученики сказали Ему: Для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: Для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано!
Исследователи, очень просто объясняют, почему Иисусу приходилось говорить о многих вещах притчами. Во-первых, это был очень распространенный и очень популярный в то время, в той культуре метод преподавания. А во-вторых, если бы Иисус говорил обо всём открытым текстом, то Его озлобленные противники очень быстро нашли бы повод для обвинения Спасителя, поставив Ему в вину Его собственные высказывания.
Чтобы нам убедиться в том, что в Своём рассказе о богаче и Лазаре Иисус не говорил о реально существующих аде и Рае, нам нужно взглянуть на то, в присутствии кого Он рассказывал эту историю.
Евангелие от Луки 16,14 говорит нам о том, что кроме учеников слушателями Спасителя были в тот момент фарисеи.
Известно ли Вам, Элла, что это были за люди?
Почитайте комментарии о фарисеях из разных источников в интернете, и Вам всё сразу станет ясно.
Это была небольшая (я встречал цифру – около 6000 человек) группа очень богатых людей, которые, фактически, захватили в то время всю реальную власть в Израиле.
Да, римляне, считали себя полноправными хозяевами в этой стране, но всю духовную власть над умами народа держали всё же в своих руках именно фарисеи.
Власть и влияние фарисеев были настолько сильными, что простой народ понимал – сказать что-то вопреки тому, что говорят фарисеи, означало вынести себе почти что смертный приговор.
Если кого-то из людей фарисеи заклеймляли словом «грешник», то такой человек лишался, фактически, всех прав в Израильском обществе того времени. Судьи отказывали такому человеку в защите его законных прав. Любой человек мог обидеть и унизить «грешника» и никто не вставал на его защиту потому, что на нём было клеймо отверженного. Если «грешник» оказывался в трудном материальном положении, никто не смел, боясь гнева фарисеев, оказывать ему материальную помощь и так далее.
Фактически, фарисеи захватили во времена Иисуса место духовных наставников Израиля. Помните, Элла, что сказал Иисус о фарисеях в 23-ей главе Евангелия от Матфея?
Бог не сажал фарисеев на это место. Они сами захватили его, чтобы учить народ тому, как правильно нужно поклоняться Творцу.
Фарисеи ввели по собственному усмотрению очень много поправок в религиозные предписания Израиля. Они придавали огромное значение преданиям старцев. Когда эти человеческие предания входили в противоречие с заповедями закона Божьего, то известно, что фарисеи в этом случае отдавали предпочтение именно преданиям. (Взгляните на спор Иисуса с фарисеями о преданиях! – Евангелие от Марка 7-ая глава)
Чтобы хоть как-то сгладить недовольство бедных людей их положением, фарисеи учили, что после смерти все бедняки получат от Бога награду за их терпение и попадут в место под названием Лоно Авраамово. О том же, что всем богатым место в Раю Божьем «забронировано», так это подразумевалось само собой.
Осознав, что он жил неправильно, богач, по рассказу Иисуса, просит Авраама послать к нему в земной дом, воскрешённого из мёртвых, Лазаря, чтобы Лазарь предупредил его братьев, чтобы те изменили свой образ жизни и «не попали в это место мучения». А что отвечает на эту просьбу Авраам? Он говорит: «У них есть Моисей и пророки. Пусть их слушают!» (Луки 16,29)
Вот, Элла, то средство, которое предусмотрел Бог для просвещения нашего разума. Это – Слово Божие! И нужно отметить, что с этим Словом мы не можем поступать по своему усмотрению – хочу приму какое-то место из Библии за реальное описание событий, а хочу – скажу о прочитанном, что это иносказание.
Каждое место Священного Писания нужно не просто читать, но тщательно исследовать, как это и рекомендовал делать наш Спаситель Иисус. (Евангелие от Иоанна 5,39)
Подробно об этом можно прочитать во многих других моих рассказах.
Когда Авраам сказал богачу о Моисее и пророках, богач ответил: «Нет, отче! Этих свидетельств для моих братьев будет недостаточно! Нужно, чтобы кто-то из посланников с того света пришёл и предостерёг бы моих братьев лично!»
На что Авраам ответил: «Если Моисея и пророков не слушают, то если к ним придёт кто-то из мёртвых – они и им не поверят!» (Луки 16,31)
Иисус, рассказывая эту историю о богаче и Лазаре, не стал опровергать ложные представления фарисеев об аде и Рае, но используя их же представления об этом, заставил их задуматься о своём собственном положении перед Богом. Фарисеи очень ясно увидели, что их вера в Бога, очень часто не основана на Писаниях Моисея и пророков.
Думаю, Элла, что на этом мне стоит остановиться в размышлениях на эту интересную тему. Надеюсь, что та информация, которой я с радостью поделился с Вами, не будет оставлена Вами в пренебрежении, но поможет Вам ещё внимательнее исследовать Библию.
Желаю Вам самых обильных Божьих благословений во всём! Счастья Вам, мира и любви!
С самой искренней человеческой симпатией к Вам, Игорь Плохатнюк».