моя жизнь моя ответственность классный час
Классный час «Поговорим об ответственности».
Тема: «Поговорим об ответственности».
Цель: рассмотреть содержание понятия «ответственность».
— способствовать развитие у школьников чувства ответственности;
— содействовать формированию у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
— убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
Начинаем классный час.
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
Игра «Паровозик» Условия проведения:
Все участники строятся у доски по командам в затылок друг другу. Руки кладут на плечи впередистоящего соседа.
Глазки открыты только у водящего, а у остальных закрыты. Водящий ведёт свой паровозик по классу и рассаживает по местам. Вы должны чётко выполнять его команды. Глазки можете открыть только когда сядете на своё место.
— Молодцы. Все паровозики добрались до места назначения.
— Как вы чувствовали себя в этих ролях?
Подведение итогов игры: (3 слайд)
Ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и за который несёте ответственность.
— как вы понимаете эти слова?
— Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?
— Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа, опираясь на игру и слова.
3. Работа с толковыми словарями – практическая работа в группах.
Тема: «Поговорим об ответственности»
— Что значит быть ответственным?
— Найдите в толковых словарях определение, что такое вообще «ответственность»?
(Устные ответы – зачитывание определений из словарей разных авторов)
Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.
Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.
Ответственность – это категория этики, характеризующая личность.
Коллективное обсуждение ситуаций
Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
— Кто поступает ответственно?
— Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
— Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
— Кого можно назвать ответственным? Почему?
— Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
— Кого из них можно назвать самостоятельным?
— Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?
— Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…
— Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?
Соотнесите это чувство с цветом. Покажите листок.
— Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?
– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.
— Какие чувства вы испытывали, когда поступали безответственно?
— Соотнесите эти чувства с цветом? Покажите листки.
-А какой вывод можно сделать о безответственности?
-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
— Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
Самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека.
Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
— А какие обязанности у родителей?
— Перед кем они ответственны?
— Если вы не знаете, как поступить, то, что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте и делаете шаг вперёд, а если не делаете, то садитесь и ничего не говорите.
— Вы сами всегда одеваетесь;
— Часто сваливаете свою вину на других;
— Сами наводите порядок в своей комнате;
— Вначале закончите работу, а потом играете;
— Сами всегда собираете портфель;
— Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;
— Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;
— Сначала думаете, а потом делаете;
— Сначала делаете, а потом думаете.
Молодцы! Все справились с заданиями, значит, отнеслись к игре ответственно.
Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:
— Личная, ответственность перед собой (Я);
— Ответственность перед другими (Другие);
— Ответственность к делу (Школа).
Я вам сейчас предлагаю посмотреть мультфильм и рассудить кто из героев был ответственным, а кто совершал безответственные поступки.
Просмотр мультфильма «Антошка»
Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности.
— Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.
– Делай всё как можно лучше. Каждый день.
— Любишь кататься, люби и саночки возить.
— Не лежи на печи, если хочешь есть калачи.
Ответственность в школе
а) Работа в группах
Теперь, когда вы разобрались с тем, что следует делать, чтобы быть ответственным, давайте посмотрим, что вы знаете об ответственном поведении в школе.
У вас листочки на столах, напишите на них, что вы считаете
« Что значит быть ответственным в школе?»
(Выслушиваются ответы детей)
б) Самооценка и взаимооценка (работа в парах )
Сейчас вы будете работать индивидуально и в парах. С помощью шкалы оцените себя, насколько ответственно вы поступаете в школе. (Отметьте крестиком)
——— Не всегда ответственно. (Есть и то, и другое)
— А теперь пусть вашу ответственность оценит ваш сосед по парте галочкой на шкале.
— А я после урока посмотрю и отмечу свое мнение на ваших листочках и верну их вам.
9. Коллективное обсуждение вопроса и поиск ответа. Работа в группах.
(Каждая команда получает карточку с вопросом для обсуждения)
Неделю назад вам был предложен список книг для чтения. Если вы их прочитали, то легко справитесь с предложенными заданиями.
Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком?
Что заставило царя в сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» прыгнуть в кипящий котёл?
(Зависть к красоте и молодости Ивана)
Какая черта характера девочки, привела к трагическим событиям в сказке «Красная шапочка»?
Что погубило раджу – героя мультфильма «Золотая антилопа»?
10.Работа над пословицей
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
– Как вы понимаете пословицу?
— Возможно ли избежать ошибок в жизни?
— Что хуже: ничегонеделание или ошибка?
А вы знаете, ребята, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, а в некоторых случаях даже и уважать.
— Вспомните прочитанные произведения, какой сказочный герой достоен уважения, несмотря на его глупость, легкомыслие, безответственность?
Вывод:Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения.
11. Анкета. Самооценка
Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
12. Практическая работа (Лист висит на доске и дети выполняют задание)
Посмотрите на экран. На экране указаны слова.
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый
— Что они обозначают?
— Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски?
А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки. Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску.
— Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу?
— Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?
— Что случилось бы, если бы, один из учеников отказался рисовать свою полоску?
(Радуга бы не получилась)
— Как поступил бы ученик?
— По отношению к кому он поступил бы безответственно?
— Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
— Чем вам было полезно это занятие?
— А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?
Ответственность – это хороший способ показать, что вы движетесь от детства к взрослой жизни.
Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.
Ответственность – это категория этики, характеризую- щая личность.
Класный час на тему :Ответственность
Классный час на тему: «Ответственность» для детей начальной школы.
В архиве добавлены:
3. Мультфильм «Антошка» (который используется в презентации)
В конспекте урока говорится не только об правах детей, но и о их обязанностях, о правилах поведения в школе,дома, и на улице.
Содержимое разработки
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и желаю хорошего вам настроения и успехов на нашем классном часе! Все ли готовы к занятию? (Да)Тогда вперед!
В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.
Например. Прозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую. Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт ученик. Что произойдёт?
Как повлиял ваш поступок на другого человека?
— Когда вы, таким образом открыли дверь, то подумали о последствиях?
— Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию в результате чего пострадал другой человек.
Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же. Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной.
Ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и за который несёте ответственность.
— как вы понимаете эти слова?
Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
— Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему классному часу?
О чем пойдет речь на нашем уроке?( об ответственности)
— Подберите однокоренные слова к слову ответственность. (Ответ, отвечать)
— На основе однокоренных слов, предположите, что такое ответственность? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия)
. Обзанность, необходимость давать отчет в своих действих, поступках и отвечать за их возможные последстви, за результат
Ответственность – это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
Ответственность – это умение принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит.
Коллективное обсуждение ситуаций
Таким образом, каждый из нас должен поступать ответственно, т. е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
— Кто поступает ответственно?
— Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
— Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
— Кого можно назвать ответственным? Почему?
— Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
— Кого из них можно назвать самостоятельным?
— Можно ли назвать ответственного человека самостоятельным?
— Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…
— Какие чувства вы испытывали, когда поступали ответственно?
Соотнесите это чувство с цветом. Покажите листок.
— Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?
– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.
— Какие чувства вы испытывали, когда поступали безответственно?
— Соотнесите эти чувства с цветом? Покажите листки.
-А какой вывод можно сделать о безответственности?
-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
— Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
Самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого человека.
Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
Я буду называть некоторые поступки, а вы, если это можете и делаете, встаёте и делаете шаг вперёд, а если не делаете, делаете шаг назад.
— Вы сами всегда одеваетесь;
— Часто сваливаете свою вину на других;
— Сами наводите порядок в своей комнате;
— Вначале закончите работу, а потом играете;
— Сами всегда собираете портфель;
— Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная;
— Оставляете свои вещи в беспорядке, чтобы за вас убирали другие;
— Сначала думаете, а потом делаете;
— Сначала делаете, а потом думаете.
Молодцы! Все справились с заданиями, значит, отнеслись к игре ответственно.
Из этой игры видно, что ответственность делится на 3 вида:
— Личная, ответственность перед собой (Я);
— Ответственность перед другими (Другие);
— Ответственность к делу (Школа).
— Ответственность к делу (Школа).
Я вам сейчас предлагаю посмотреть мультфильм и рассудить кто из героев был ответственным, а кто совершал безответственные поступки.
Просмотр мультфильма «Антошка»
Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности.
— Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.
– Делай всё как можно лучше. Каждый день.
– Думай, прежде чем сказать.
— Думай, прежде чем решать.
— Любишь кататься, люби и саночки возить.
— Не лежи на печи, если хочешь есть калачи.
Ответственность в школе
а) Работа в группах
Теперь, когда вы разобрались с тем, что следует делать, чтобы быть ответственным, давайте посмотрим, что вы знаете об ответственном поведении в школе.
У вас листочки на столах, напишите на них, что вы считаете
« Что значит быть ответственным в школе?»
(Выслушиваются ответы детей)
б) Самооценка и взаимооценка (работа в парах)
Сейчас вы будете работать индивидуально и в парах. С помощью шкалы оцените себя, насколько ответственно вы поступаете в школе. (Отметьте крестиком)
——— Не всегда ответственно. (Есть и то, и другое)
— А теперь пусть вашу ответственность оценит ваш сосед по парте галочкой на шкале.
— А я после урока посмотрю и отмечу свое мнение на ваших листочках и верну их вам.
9. Коллективное обсуждение вопроса и поиск ответа. Работа в группах.
(Каждая команда получает карточку с вопросом для обсуждения)
Неделю назад вам был предложен список книг для чтения. Если вы их прочитали, то легко справитесь с предложенными заданиями.
Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком?
Что заставило царя в сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» прыгнуть в кипящий котёл?
(Зависть к красоте и молодости Ивана)
Какая черта характера девочки, привела к трагическим событиям в сказке «Красная шапочка»?
Что погубило раджу – героя мультфильма «Золотая антилопа»?
10.Работа над пословицей
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
– Как вы понимаете пословицу?
— Возможно ли избежать ошибок в жизни?
— Что хуже: ничегонеделание или ошибка?
— Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые)
— Назовите примеры из жизни поправимых ошибок. (Двойка по самостоятельной работе, опоздал в музыкальную школу, разбил стакан, потерял кошелек и т. д)
— О какой ошибке вам труднее будет вспоминать и говорить? Почему?
А вы знаете, ребята, что совершившего ошибку человека можно не только осуждать, а в некоторых случаях даже и уважать.
— Вспомните прочитанные произведения, какой сказочный герой достоен уважения, несмотря на его глупость, легкомыслие, безответственность?
Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения.
11. Анкета. Самооценка
Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
12. Практическая работа (Лист висит на доске и дети выполняют задание)
Посмотрите на экран. На экране указаны слова.
— Что они обозначают?
— Определите, что мы будем рисовать, используя эти краски?
А теперь я попрошу выйти к доске детей, которым я дала кисточки. Нарисуйте радугу на листе, но каждый из вас должен использовать только одну краску.
— Почему детям так быстро удалось нарисовать радугу?
— Виды какой ответственности присутствовали при выполнении этого задания?
— Что случилось бы, если бы, один из учеников отказался рисовать свою полоску?
(Радуга бы не получилась)
— Как поступил бы ученик?
— По отношению к кому он поступил бы безответственно?
— Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
— Чем вам было полезно это занятие?
— А кто ещё хотел бы продолжить разговор на эту тему?
Содержимое разработки
Что такое ответственность?
необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках и отвечать за их возможные последствия.
Кто поступает ответственно?
Кто поступает ответственно?
Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме с помощью пословиц.
Признать ошибку потрудитесь
И перед другом извинитесь.
От этого авторитет
Ваш вовсе не сойдет на нет.
«Быть человеком-это чувствовать свою ответственность»
Классный час «Что значит быть ответственным»
Классный час может быть проведен как в 1, так и во 2 классе.
Просмотр содержимого документа
«Кл.час»
КЛАССНЫЙ ЧАС «Что значит быть ответственным»
Цель: Воспитание ответственного поведения
1.способствовать развитию у школьников чувства ответственности;
2.содействовать формированию у детей умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий:
3. убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.
(Образуем круг радости, взявшись за руки стоя у парт)
Здравствуйте, все, кто к нам пришёл сегодня.
Здравствуйте, все, кто верит доброте.
Здравствуйте, все, кто, не жалея сил,
Делится счастьем своим.
Прошу вас, ребята, повернуться лицом друг к другу, взяться за руки и передать своё душевное тепло по кругу всем одноклассникам. Оно умножится в несколько раз и вернётся вам теплом, нежностью, хорошим настроением. Садимся за парты.
Общество людей делится на детей и взрослых.
-Скажите, чем отличаются взрослые от детей?
(дети отвечают, что у взрослых больше ответственности за детей, они отвечают за воспитание детей, они образованные люди, мудрые и опытные, у них больше прав, взрослые стараются, чтобы у детей было счастливое детство).
-А ваше детство вы считаете счастливым?
— «Я отвечаю за свои поступки». Как вы понимаете эти слова? ( Каждый может высказаться по теме, в зависимости от того, как он это понимает).
а) Я (акцент на этом слове) и никто другой.
б) Акцент на слове отвечаю (значит, думаю, принимаю решение, поступаю так, как обдумала и несу ответственность за свои поступки).
в) За свои и ничьи другие.
г) Отвечаю за поступки, значит осознанно делаю выбор, понимаю, что будет в результате, какие будут последствия моих действий.
— Сегодня мы поговорим об ответственности., выясним, что значит быть ответственным? Всё чаще от взрослых вы слышите «БУДЬ БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫМ!» Проявляя ответственность, вы определённо вырабатываете характер.
— Что такое вообще ответственность?
Ответственность – это значит выполнять свой долг, совершать свои поступки, думать, прежде чем что-либо сделать, стараться делать всё как можно лучше.
Ответственность – обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.
— Сейчас я попрошу вспомнить случай из вашей жизни, когда вы поступили ответственно и неответственно…
На доске выставка рисунков «Мой хороший поступок»
Расскажите о случае, когда вы поступали ответственно с вашей точки зрения.
Соотнесите это чувство с цветом.
(предположите то же самое только с противоположной ситуации)
— Какой вывод можно сделать об ваших ответственных поступках?
– проявляя ответственность, мы получаем благодарность, подарки, мир кажется светлым и ярким.
-А какой вывод можно сделать о безответственности?
-когда ведем себя безответственно, вызываем порицание, наказание, мир представляется в темных красках.
-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к заданию ответственно.
4. Игра на внимание (Дети становятся в круг или около парт.)
Я буду называть некоторые поступки. Если я назову то, что означает выполнение своих обязанностей, вы делаете хлопаете в ладоши и говорите «ответственность», если я назову нехороший поступок, вы садитесь и ничего не говорите.
— Наводить порядок дома или в школе (+)
— Свалить вину на других за свой поступок (-)
— Вначале закончить работу, а потом играть. (+)
— Вы продолжаете работать, даже если работа очень трудная. (+)
— Оставляете вещи в беспорядке, чтобы за вами убрали другие (-)
— Сначала думаете, а потом делаете. (+)
-Не обращать на прозвеневший звонок на урок, играть (-)
-Поднимать руку, если хочешь спросить или ответить (+)
-Не убирать со стола и не мыть посуду, мама всё сама сделает (-)
-Быть внимательным, активным на уроке (+)
-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.
5.Определение СЕКРЕТА ЖИЗНИ
Вы, наверное, заметили, что выбор может быть различным в разных ситуациях.
Есть поступки, которые мы уже настолько выработали в своей жизни, что даже не замечаем, что поступаем всегда правильно:
1)например, здороваемся со старшими, знакомыми, друг с другом;
2)говорим «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.
Это стало нашей привычкой, воспитанной с детства.
Но даже эти хорошие поступки постоянно проявляются в каждом из нас, если мы этого хотим, если мы отвечаем за них. Это и есть проявление доброй воли. Но всегда ли мы правильно пользуемся этим выбором?
Мы сегодня начали сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор.
Давайте проанализируем, что может случиться в итоге в нашей повседневной жизни, если руководствоваться принципом: “Хочу и могу”, “Не хочу, но надо”.
“Хочу и могу”. (доскажи словечко)
1)хочу «отлично» учиться – … выучу;
3)хочу много знать – …. буду читать книги;
4)хочу быть здоровым –…. буду закаляться;
5)хочу быть сильным – …. буду заниматься спортом;
6)хочу научиться плести из бисера – …. буду посещать кружок;
7) хочу стать уважаемым человеком- … делать правильный выбор своих поступках
«Не хочу, но надо» – выступление от лица родителей.
Я работаю водителем автобуса. Мне приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но я прекрасно понимаю, что если я не выйду на работу или опоздаю, то … Как вы думаете, что тогда будет?
Я работаю врачом на “Скорой помощи”. Мне приходится работать не только днем, но и ночью. Наша бригада выезжает к больным сразу же, как только поступит вызов. Мы знаем, что нам надо торопиться, чтобы скорее оказать помощь больному. А как вы думаете, что было бы, если бы мы сказали, что не хотим ехать?
-Молодцы! Работали активно, с заданием справились, значит, вы делаете всё ответственно.
А сейчас ребята представят вашему вниманию сценку
АЛИНА: мама, можно я пойду с девчонками на каток.
МАМА: Нет, Алина! Я не разрешаю тебе себе сегодня пойти с подружками на каток.
АЛИНА: мама, ты мне не доверяешь?
МАМА: Ты права, Алина. Я тебе не доверяю. Почему? Подумай сама, Алина. Подумай. (Мама уходит, качая головой).
АЛИНА (сама с собой). Что это она имеет в виду? Мне 10 лет. Я её дочь. Она должна мне доверять.
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 1: Эй, Алина! Это я, твоя совесть!
Помнишь, на прошлой неделе пропустила занятия в школе без уважительной причины, а учителю сказала, что болела. Если человек может солгать, то он может совершать и другие поступки. Где была твоя честность?
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 2: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! А помнишь, как твоей старшей сестре попало за сломанную тобой настольную лампу, и ты ничего не сказала. Где была твоя порядочность?
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 3: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Раз уж ты начала вспоминать, то вспомни-ка, как ты сдерживаешь свои обещания. Сколько раз ты обещала прибрать в своей комнате и просто все спихивала под свою кровать. И все бы ничего, если бы твоя мама не нашла там семейство обживающихся мышат.
Сколько раз ты обещала вовремя возвращаться с прогулки, и каждый раз опаздывала на две временные зоны. Где твоя аккуратность и настойчивость?
СОВЕСТЬ-ГОЛОС 4: Эй, Алина! Это я, твоя совесть! Что случилось с твоей ответственностью. Когда ты ушла к подружке и оставила своего трёхлетнего брата без присмотра, а ты обещала поиграть с ним, пока мамы нет дома. Где твоя ответственность? Где твоя надёжность и заботливость?
АЛИНА: Ну, ладно, ладно, хватит на этом. Может быть, я, правда, не всегда была честна, порядочна, ответственна, надёжна. Никто не совершенен. С сегодняшнего дня я начну быть достойной маминого доверия. Буду делать хорошо и не буду плохо!
— Как вы считаете? Удастся ли Алине быть достойной маминого доверия?
— Что для этого надо ей делать?
-Когда это может произойти?
Отвечай за свои поступки перед своей совестью и другими людьми
-Молодцы, вы ответственно подготовили это задание.
7. Работа с картинками «Как избежать неприятностей» №1,2,3(дидактическая игра)
Ребята называют опасные ситуации, в которые попали дети на рисунках.
— Какой вывод можно сделать?
«Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения».
Отвечай за свои поступки перед самим собой
8. Таблица возрастающей ответственности
С годами ответственность человека не уменьшается, а только растет
Ответственность перед собой
Ответственность перед совестью, другими людьми
Ответственность перед законом, государством
9. Двустишия собственного сочинения об ответственном поведении (читают вслух сами)
1.Бумажку бросил- убирай,
Школьный двор не засоряй!
2. Я поливаю цветочки, чтобы не завяли в горшочках!
1.Сделал дело- потом играй
Маме по дому всегда помогай!
2. Бросил бумажку- убирай,
Другим пример показывай!
1.Сам ошибки исправляй и соседу помогай!
2.Трудное дело всегда выполняй и за работу ты приступай!
3.Не бросай свою работу,
4.За собой порядок наводи, а потом гулять иди!
1.Сам ошибки исправляй и других не совершай!
2.Трудное дело всегда выполняй, не ошибайся и не унывай.
3. Сделал дело, потом играй и гуляй смело
4.Школьную парту не обдирай, не рисуй, а вытирай!
1.Помогай с большой охотой,
Не бросай свою работу!
1.Если мама заболела,
Всё вокруг тебя верх дном,
Принимайся-ка за дело,
Без тебя не может дом.
1.Сам ошибки исправляй
2.За собой порядок наводи
14 человек вывешивают части радуги на доске ( или рисуют) с правилами
Составление кластера. Звучит песня «Дорога добра»
Р (красный) Не подводить никого.
А (оранжев.) Соблюдать правила поведения.
Д (желтый) Уметь отвечать за свои дела, поступки.
У (зеленый) Хорошо выполнять обязанности.
Г (голубой) Быть надежным, исполнительным.
А (синий) Выполнять обещанное.
(фиолет) Не ждать напоминаний, проверок.
-Молодцы! Все с заданием справились, значит, отнеслись к игре ответственно.
(Радуга бы не получилась)
— Как поступил бы ученик?
Над радугой прикрепляется солнце (1 ученик), на котором написано: “Правила ответственности”.
-Уметь отвечать за свои поступки… Что это значит?
(читаем правила ответственности)
Дополнительно прикрепить облака (3 ученика):
1.Применять в своей жизни опыт других.
2.Понимать, что необдуманные действия могут принести вред мне и другим.
3.Понимать, что с плохими привычками надо постоянно бороться, так как плохое прививается быстро, а хорошее только через усилие воли.
-Посмотрите на нашу доску.
Солнце, радугу и облака мы можем назвать “Счастьеграммой”, потому что, когда помогаешь окружающим, делаешь добро людям, тогда и на душе становится тепло и радостно.
И уж если вы окончательно решили сделать что-либо хорошее, то делайте все с душой, с чистым сердцем. И вот сейчас мне вспомнились слова С.Я. Маршака
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет.
Круг «От сердца к сердцу» (показывают движениями «тебе»- на соседа, «мне»-на себя рукой, «везде»-вокруг себя)
Мир в тебе, мир во мне!
Свет, свет, свет везде.
Свет в тебе, свет во мне!
Любовь, любовь, любовь везде,
Любовь в тебе, любовь во мне!
(сердца ответственности раздать)
-Когда вы будете совершать какой-то поступок, раскрывайте свои сердца для лучших поступков задавайте себе вопросы, которые написаны на ваших сердцах ответственности: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?
11.Итог занятия. ( 2 ученика читают стихотворение)
Очень нужно любому.
Этим важным секретом.
Итогом нашего разговора будут не только наши правильные слова, но и дела. Пусть народная мудрость “Семь раз отмерь, а один раз отрежь” будет для вас постоянным ориентиром.
Сядьте удобней, расслабьтесь.
Закройте глаза и мысленно продолжите фразу:
“Сегодняшний разговор помог мне понять, что …”