моя эко школа жизни
В Темиртау стартовал республиканский проект «Моя экошкола жизни»
Впоследствии он будет внедрен во все организации образования Темиртау. Суть его в том, что экологическое воспитание будут интегрировать школьные уроки. Старт проекта отметили семинаром, на котором ученики рассуждали о важности экономии воды, энергии, раздельного сбора мусора и делились своими идеями.
В Темиртау на старт проекта «Моя Экошкола жизни» прибыла Татьяна Немцан, эксперт по продвижению экологической культуры Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. Пилотными территориями проекта, рассказала она, стали четыре города Казахстана – Нур-Султан, Темиртау, Шымкент и Семей: два города-миллионника, и два города с наиболее острой экологической ситуацией. В самой столице проект действует в 87 школах, 96 детских садах, в 32 колледжах.
Темиртауская школа №16 занимается проблемами экологии на протяжении 20 лет, и школьный эколог Елена Варганова уверена: привитое ребятам желание сохранить природу обязательно принесёт свои плоды. Если за 20 лет, говорит она, даже по 10 человек из выпуска обрели устоявшиеся экологическими привычки – это уже 200 человек. А 200 человек на планете, которые живут экологично – капля, которая может оздоровить море, считает Елена Варганова.
На встрече в школе ученики поднимали важные вопросы экологии и способы её улучшения. Из-за экологических проблем, отмечали ученики, многие жители покидают Темиртау, и ребята не уверены, что их ждет чистое будущее. Дети поделились своими впечатлениями об участии в экологической акции «Накорми зелёный контейнер», призванном сортировать бытовой мусор и таким образом сделать город чище. «Если каждый начнёт элементарно, сортировать мусор дома – пластик, стекло и бумагу, мы внесем свой вклад в то, что этот мир станет чище».
Итоги проекта «Моя экошкола жизни» подведут в декабре 2020-го года, в канун празднования Дня Независимости.
Учебно-методический центр развития образования
Карагандинской области
От всей души поздравляем вас с самым прекрасным и долгожданным праздником весны – Международным женским днем! Пусть в этот светлый день исполнятся все ваши сокровенные мечты.
В праздник женственности и красоты хотелось бы пожелать весеннего настроения, творческого успеха, личностного роста и радостных перемен. Пусть ваш нелегкий труд в сфере образования ознаменуется новыми победами и свершениями!
Директор учебно-методического центра
развития образования Карагандинской области
28 октября в онлайн формате состоялся круглый стол «Внедрение инновационных образовательных технологий в развитие интегрированного экологического образования». В ходе мероприятия подведены итоги реализации республиканского пилотного проекта «Моя Экошкола Жизни» и дан старт экологического марафона «ЭкоАсар».
В заседании круглого стола приняли участие представители ТОО «Оператор РОП», руководители районных и городских отделов образования; заведующие методическими кабинетами; директора пилотных школ, дошкольных организаций, колледжей города Темиртау, директора и педагоги организаций среднего образования и колледжей Карагандинской области.
Работу круглого стола открыл заместитель акима Карагандинской области Абзал Нукенов, подчеркнув актуальность экологического образования в условиях глобализации.
ТОО «Оператор РОП» подвел итоги реализации республиканского пилотного проекта «Моя Экошкола Жизни».
Стоит отметить, в проекте «Моя Экошкола Жизни» при поддержке Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, Министерства образования РК, Программы развития ООН в Казахстане, с декабря 2019 года участвуют 29 школ, 22 детских сада, 4 колледжа города Темиртау.
В рамках данного проекта, сертификатом «Qazagstadagy ekologialyg bilim berydegi uzdik uium» и благодарственным письмом Министра экологии, геологии и природных ресурсов награждены школа №16 города Темиртау и детский сад №12 «Алтынай».
Благодарственными письмами за подписью вице-министра экологии, геологии и природных ресурсов награждены педагоги Темиртауского высшего политехнического колледжа, школы-лицея №14 и специальной школы-интерната №8.
Также активным участникам проекта вручили благодарственные письма ТОО «Оператор РОП».
Российским школьникам объяснят основы экоповедения в видеороликах
Уроки в «Зеленой школе» рассчитаны на привычные 45 минут. За это время надо посмотреть ролик, в котором расскажут, как найти зеленые товары, куда сдавать раздельно собранные отходы или почему пластиковый пакет менее вреден для природы, чем бумажная сумка. Ролики не загружены дидактикой, смотреть их будет интересно не только детям, но и взрослым.
После ролика закрепить и углубить знания можно, прочитав своеобразный опорный конспект, усиленный инфографикой. И затем останется только решить тест, который в «Зеленой школе» называют квиз.
В этом году уже в тысяче школ прошли выездные уроки «Зеленой школы» ППК «РЭО». На очереди еще 2 тысячи учебных заведений.
По мнению Исмаилова, занятия в «Зеленой школе» будут особенно эффективны в семьях, где уже практикуют разделение отходов.
Моя эко школа жизни
1.Мектептің көміртектің қалдық ізінің мәнін есептеу, сыныптардың көміртектің қалдық ізінің мәндері туралы жиынтық кестелерді құру,
2. Көміртекті шығарындылардың (сабақтар, практикум, бейне қосымшалар) негіздерін түсіндіру бойынша балалармен және ата-аналармен жұмысты көрсететін материалдарды әдістемелік құралдарды қолдану арқылы ұсыну.
Төмен көміртекті даму стратегиясын ілгерілету бойынша тұрақты экологиялық білім беру моделін іс жүзінде көрсете отырып, экологиялық күнді әзірлеу және өткізу.
26 қазан-Нұр-Сұлтан қ. мектептерінің оқу-тәрбие процесіне төмен көміртекті даму стратегиясын енгізудің практикалық құралдарын үйрету арқылы семинар-тренинг өткізілді. Семинарға география пәнінің мұғалімдері қатысты.
2019 жылы 2 қарашада биология пәнінің мұғалімдеріне арналған семинар-практикум өтті. Педагогтар климаттық өзгерістер тақырыбын, тұрақты даму мақсаттарын, төмен көміртекті даму стратегияларын оқу үдерісіне қалай біріктіруге болатынын талқылады. Мұғалімдер көміртекті ізді есептеу, төмен көміртекті даму стратегияларын есепке ала отырып, био-бағыттағы элективті курстарды дамытуда жаңа нысандарды қолдану практикумдарына қатысты.
9 қараша 2019 жылы Нұр-Сұлтан мектептерінің физика пәнінің мұғалімдеріне арналған семинар-практикум өтті. Физиктер, анағұрлым ынталандырылған ұстаздар тобы, себебі сабақ барысында «жылу энергиясы», «жарық», «шығарындылар», «температураның жоғарылауы», «агрегаттық күйлер» және т.б. ұғымдармен үнемі жұмыс істейді. Сабақта мектептегі физика сабақтары арқылы практикалық-бағытталған тапсырмаларды шешуде әдістемелерді, тәсілдерді қолдану туралы кәсіби әңгіме болды. Жасалған оқу құралының жарағын тәжірибеде пайдалану үшін көптеген ұсыныстар алынды.
16 қараша-математика пәнінің мұғалімдеріне арналған семинар тренинг. Бұл күні барлығы саналды: шығарындылар, температуралық өзгерістер, импорттық және отандық өндіріс тауарларын пайдалануды есепке ала отырып, СО2 саны, ҚТҚ-ны дұрыс емес кәдеге жаратудан және қайта өңдеуден шығарындылар саны. Пікір бір мағыналы болды: төмен көміртекті даму стратегиясы мектептегі оқу-тәрбие үдерісін ұйымдастыруда ұстаздардың шешен, тақырыптық міндеттері мен басқа да әдістемелік әзірлемелерінің мәтіндеріне нәтижелі жазылуы мүмкін.
Молодо-зелено: экошколы, где детей учат любить природу
В 2018-м беречь смолоду надо не только честь, но и природу. По всему миру появляются школы и университеты с гордым, как советское «ордена Трудового Красного Знамени», словом sustainable в названиях. Образцово-показательная экошкола работает, само собой, на острове Бали, в долине реки Аюнг – генсек ООН Пан Ги Мун в 2014-м назвал ее «самым впечатляющим учебным заведением в мире». В Green School задачки по алгебре решают на досках из переработанных автомобильных стекол, электричество для столовой и пары ламп на случай вечерних занятий вырабатывается при помощи солнечных панелей на крыше. Стен в школе нет, крыша держится на бамбуковых шестах – чтобы чудные крошки занимались на свежем воздухе, в единении с природой: то ящерица в класс заползет, то обезьяна утащит маракуйю с подноса (он, конечно, сделан из переработанной бумаги). Разбит огород (лонганы и мангостины подают в столовой на полдник), на заднем дворе бегают кролики и цыплята. Четвероклассники придумали целое предприятие: взяли цыплят у школы «в кредит», планируют вырастить их на органических кормах, продавать на рынке в Убуде яйца (а потом и взрослых кур), заработать, вернуть школе деньги за цыплят, а прибыль потратить на еще какую-нибудь благотворительность. За этот бизнес-проект дети уже получили высшие баллы по введению в экономику.
Учащиеся постарше активно готовятся к жизни у самого края рампы экоактивизма. Пять лет назад тринадцатилетние сестры Мелати и Изабель Вейсен запустили кампанию Bye Bye Plastic Bags: составили онлайн-петицию с целью запрета использовать на всем острове полиэтиленовые пакеты и за пять месяцев собрали семьдесят тысяч подписей. В итоге с сестрами встретился губернатор Бали и подписал меморандум, пообещав ввести запрет к 2018 году (дальше меморандума дело, как вы можете догадываться, не зашло). Сейчас сестры с двадцатью другими школьниками устраивают субботники на утопающих в пластике балийских пляжах, выступают с просветительскими лекциями перед жителями острова.
Стен в Green School Bali нет – для естественной вентиляции и единения с природой.
На уроках физики в Green School законы Ньютона изучают с меньшим интересом, чем способы экономить воду и электроэнергию. Тех, кто – страшное дело – отказывается сортировать отходы, и педагоги, и сами ученики осуждают не меньше, чем тех, кто имеет смелость прийти в школу в чем-нибудь кожаном. Пластиковые ланч-боксы заменены соломенными корзинками ингка. Даже баскетбольное кольцо на спортплощадке сделано из бамбука.
Открыли чудо-школу Джон и Синтия Харди, они знакомы даже тем из татлеровских мам и пап, кто ходит на родительские собрания в любимых лоферах из кенгуру. Джон Харди, до того как основать экошколу, был уважаемым ювелиром и уже тогда думал о вечном: продавал под именной маркой сделанные на Бали золотые браслеты под бамбук и подвески из переработанного серебра. А потом на остров заплыла кругосветная путешественница, сознательная американка Синтия, которая вообще-то хотела поступать в Беркли на юридический. Сразу после свадьбы Харди решили продать ювелирный бизнес, а деньги вложить в своих будущих детей – построить школу, где те будут учиться жить с умом.
В 2018-м учебном году в Green School занимается четыреста детей, включая дошкольников, старшеклассников и иностранцев – для них в школе придуманы короткие курсы на время родительских отпусков или новогодних каникул на Бали.
Фасад Copenhagen International School покрыт солнечными панелями.
Титул sustainable заслужить не так просто. Для начала надо получить сертификаты соответствия здания принципам экостроительства: материалы должны быть экологичными, зеленые насаждения и ландшафт, пострадавшие во время стройки, требуется восстановить. Дальше каждая школа изощряется по-своему. В Green School на Бали школьный автобус работает на использованном растительном масле из столовой и лапшичных из окрестных деревень: масло загрязняет воздух на восемьдесят процентов меньше, чем бензин (правда, когда автобус едет, пахнет так, будто у кого-то вот-вот подгорит картошка фри).
Кампус Acharacle Primary School в городке Акаракл на западе Шотландии отапливается за счет тепла, выделяемого самими школьниками, учителями и компьютерами – здание спроектировано таким образом, что традиционная система отопления просто-напросто не нужна. Кампус сложен из массивных деревянных панелей, как конструктор, без капли клея и иной строительной химии. Во внутренней отделке использовались только натуральные краски, необработанное дерево и глиняная штукатурка. Электроэнергию вырабатывает ветряная турбина на холме в трехстах метрах от кампуса – инженеры подсчитали, что на таком расстоянии шум ветряка школьников отвлекать не будет. Когда дневного света в классах достаточно – это решают автоматические датчики, – лампы сами выключаются. Полы в здании моют дождевой водой, стекающей в накопительный бак с крыши. Ею же ученики поливают огород – благо в Шотландии с дождями все в порядке. На мониторах, установленных на стенах классов, высвечивается уровень парниковых газов в атмосфере – чтобы школьники каждую минуту думали об ожидающем их несветлом будущем.
Школьный автобус работает на использованном масле из столовой и пахнет картошкой фри.
В холодных европейских странах, где об экологии начали заботиться даже раньше, чем об иммигрантах, «устойчивые» школы растут как на дрожжах. В 2017-м в новом районе Копенгагена Нордхавн, на месте бывшего порта, открылся кампус Copenhagen International School. Фасад здания покрывают двенадцать тысяч сине-зеленых солнечных панелей – половину электроэнергии, потребляемой за год, школа получает таким образом. Цвет панелей был выбран не просто так – он символизирует чистое море.
В школе говорят, что хотят быть в авангарде перемен – Копенгаген к 2050 году планирует стать углеродно-нейтральным (выбросы парниковых газов будут сведены к нулю во всем городе). Сейчас в Copenhagen International School идет активная кампания по популяризации трех китов осознанного потребления, «трех R»: Reuse («использовать повторно»), Reduce («сокращать потребление») и Recycle («перерабатывать»). В школьном кафетерии установлены контейнеры для несъеденной еды – объедки отправляются на производство биотоплива.
Отечественные школы пока в отстающих. Тем не менее консалтинговая компания «Экобюро Greens» еще в 2016-м выпустила первый рейтинг «Зеленых школ России». В него попали две сотни учебных заведений из семи регионов страны. Чтобы называться «зеленой», российская школа должна сделать совсем немного: вести раздельный сбор отходов, экономить воду и электроэнергию, ответственно использовать бумагу и, конечно, рассказывать учащимся о необходимости заботиться о природе на классных часах.
Лидер рейтинга – столичная школа No 949 в Орехово-Борисово Южном: там проводят лекции с эко-ликбезом для жителей всего района. В тройку лидеров вошла также школа No 354 им. Д. М. Карбышева в Басманном районе: там школьники выращивают помидоры, огурцы, клубнику с помощью гидропоники. А, например, младшеклассники 152-й и 1352-й школ пока сконцентрированы на выращивании лука, моркови и укропа.