мотив быстротечности жизни в русской поэзии
ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16. АРГУМЕНТЫ. Философская, вольнолюбивая лирика, тема мечты и реальности, человека и общества, быстротечности жизни.
Часть 2
1.А.С.Пушкин « К Чаадаеву»
ТЕКСТ
ТЕКСТ
Стихотворения поэтов объединяет общая мысль: человеку свойственно желание быть свободным, стремление к воле. Любые попытки лишить свободы отдельного человека, народ, страну вызывают резкий протест. Будь то несвобода в своей стране, либо это борьба с захватчиками, напавшими на родную землю. Мечты о лучшем будущем России, когда не будет оков, звучат в данных произведениях. Авторы верят, что лишить свободы людей уже невозможно.
Поэт принимает жизнь со всеми её радостями, даже обманами. Всё, что в ней было — «мило». Надо всегда верить, что всё будет хорошо, «День веселья, верь, настанет». Смысл жизни в самой жизни, в каждом её мгновенье, в вере в лучшем будущее, несмотря на то, то «прошлое уныло». Найден ли героем «перстень счастья»? Скорее всего, нет, во мгле жизни он не смог его найти, прожив жизнь «кстати», случайно, не найдя истинной цели. Даже любовь уже не приносит лирическому герою спокойствия души. « И тебя любил я только кстати, Заодно с другими на земле».Противоречивое по мыслям, чувствам стихотворение. Но главный мотив- желание жить.
ТЕКСТ
«Просто, мудро» жить нужно на земле, считает А.Ахматова, радоваться простым житейским радостям — видеть красоту природы, писать весёлые стихи. Жизнь тленна, но так прекрасна. Нужно просто научиться забывать обиды, ведь жизнь так быстротечна. «И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу».
ТЕКСТ
Поэт пытается понять, кто он, каков смысл его жизни на этой земле. Вопросы он задаёт не случайно. Растерянность, непонимание происходящего, да и всей своей жизни испытывает он. Жизнь — «обман», на сердце- тоска. Счастье было там, в далёкой молодости. Всё исчезло, ничего хорошего от жизни уже он не ждёт.
ТЕКСТ
Очень разные по настроению произведения: от восхищения жизнью до сожаления, что она прошла не так, как хотелось бы. Но всех поэтов объединяет желание осознать смысл жизни, назначение человека на этой земле, стремление прожить короткий земной миг счастливо и любя.
Автор пишет о быстротечности времён, о том, что ничего не останется от деятельности человека, со временем исчезнут цари, царства, народы. И даже если что-то на время уцелеет, то и это «вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы» Пессимистический настрой у лирического героя, нет ничего вечного, всё исчезнет, считает он.
ТЕКСТ
Человек смертен, всегда приходит конец жизни, такой быстротечной. Но поэт находит слова восхищения ею, благословляет её. Конечно, жаль прошлого, ушедшей молодости, и сердце уже бьётся не так сильно, и желанья стали скупее. Жизнь промчалась, «словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне», она словно приснилась человеку. Но жизнь была и ещё есть, пусть и немного мгновений её осталось. Благодарность за жизнь звучит в этом стихотворении за то, что человек получил такую возможность – жить на земле.
Жизнь – это череда мгновений, так она быстротечна. Одни проходят бесследно, другие становятся судьбоносными в жизни человека и целого народа. Необходимо помнить, что человек в ответе за каждое мгновенье прожитой долг, не нужно забывать о своём долге. Автор не пишет о том, останется или нет в памяти потомков жизнь человека, но прожить нужно достойно «от первого мгновенья до последнего».
ТЕКСТ
Тема быстротечности жизни звучит в стихах многих поэтов. Именно эта тема сближает все эти стихи. Желание понять, как прожита жизнь, всё ли сделал человек свойственно людям. Однако ответы на эти философские вопросы поэты дают по-разному. Одни пишут о том, что всё исчезнет и никакой памяти не останется не только о человеке, но и о целых государствах и народах. Другие верят, что ничего не проходит бесследно. Но всех объединяет одно — желание понять, что такое жизнь, это мгновенье на земле.
Одинокая сосна, живущая в суровом северном климате, мечтает о пальме, свете, солнце. Её образ, созданный в фантазиях, нереальный, недостижимый, но он так прекрасен, так согревает сосну в этом мире холода и одиночества. Главный мотив человека- стремление мечтать, пусть мечты и не всегда осуществимы, но они согревают душу.
ТЕКСТ
Человеку свойственно мечтать, стремиться к чему-то. Часто мечты и реальность так далеки друг от друга, но именно мечта успокаивает человека, вселяет в его сердце хоть маленькую надежду на изменения в жизни. Эти мысли сближают все данные стихотворения.
Поэт создал портрет эпохи, в которой жил, очень критично показав общество и человека в нём. Будущее его современников «иль пусто, иль темно». Жизнь без цели, стремлений, равнодушие поколения приведёт к ранней старости. «И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…». Людям не свойственно пылкое чувство, они не могут полностью насладиться жизнью. Человек, живя в таком обществе, не может реализовать себя, проявить свой талант. Стихотворение наполнено болью за целое поколенье.
ТЕКСТ
Поэт пытается дать картину веку, в котором он жил. С горечью он понимает, что нет в людях духовной опоры, поэтому они осознают, что их жизнь пуста. Самое страшное — это потеря веры в любовь, в жизнь, в Бога. Поэт просит этой веры у Бога: «Приди на помощь моему неверью. » Людям всегда было свойственно желание выйти к свету. Этого хочет каждый человек в отдельности и целое поколение, «век». Только вера и любовь могут спасти человека.
ТЕКСТ
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Человек может посвятить себя любому делу, но кем бы он ни был, прежде всего он должен служить обществу. Только так, и не иначе. Не должен человек противопоставлять себя обществу, а тем более чувствовать своё одиночество, неспособность что-то делать. Надо действовать- это долг каждого.
В ком чувство долга не остыло…
Тому теперь не должно спать…
Общее
Человек живёт в определённую эпоху. Он связан с судьбой страны, народа, должен быть её гражданином, служа Отечетсву. Эта мысль звучит во всех данных стихотворениях. Горестно, если нет единения, понимания, веры и любви. Тогда жизнь становится одинокой. Все поэты пытаются понять место отдельного человека среди современников. Им хочется, что бы люди жили по законам любви и веры. А если этого нет- то поэты подвергают резкой критике и себя, и своё время, и целое поколение.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Мотив быстротечности жизни в русской поэзии
В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. ».
Элегия — стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. (номера укажите в порядке возрастания)
5) риторический вопрос
Повтор: «Дух бродяжий! ты все реже, реже». Повтор усиливает эмоционально-образную выразительность художественной речи.
Анафора: «Не жалею, не зову, не плачу», «Все мы, все мы в этом мире тленны». Анафора — повторение в строфе, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.
Риторический вопрос: «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, обращенный к читателю или слушателю, чтобы привлечь их внимание к изображаемому.
Разве в этих строках есть анафора? «Не жалею, не зову, не плачу», «Все мы, все мы в этом мире тленны» Это максимум лексический повтор, здесь нет единоначалия.
Анафора имеет множество разновидностей, в том числе существует и лексическая анафора, с которой мы и имеем дело в данном случае.
АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.
Почему как правильный ответ тут идет анафора? Тут нет двух и более строк с одинаковым началом.
И всё-таки это анафора. В школе не разбирают примеров лексической анафоры, ограничиваются синтаксической.
Примеры лексической анафоры можно найти и в стихотворениях Тютчева, Фета.
Например, у Тютчева:
«Сумрак тихий, сумрак сонный»,
где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
2. Если Вы утверждаете, что этот вид анафоры не проходят в школе, зачем давать его здесь? По-моему,экзамен проверяет знания, полученные в школе, а этот сайт призван помочь к экзамену подготовиться. Несостыковочка у Вас.
Да это же не мы даём, это давали на экзамене в 2013 году на Урале.
И я не согласна с тем, что это анафора.
Но ладно. Предположим, анафора.
Как в таком случае отличать анафору от повтора?
Во многих стихотворениях, произведениях и прочем есть высказывания аналогичного построения, однако везде кодификатор засчитывает это как повтор, в пояснениях тоже дан повтор.
Вы знаете, да я согласна, что задание составлено некорректно. О том, что в стихотворении есть анафора, да ещё такого вида, о какой в школе говорить не принято, можно говорить бесконечно и бесконечно с этим не соглашаться. Прочтите пояснения к заданию и ответы на предыдущие вопросы, уже заданные здесь по этому поводу. Но вариантов других ответов на вопрос задания нет. Что ж, действуйте методом исключения. Вы же не станете утверждать, что из оставшихся неназванными можно выбрать еще хоть один вариант, кроме анафоры? Эпифоры в стихотворении нет точно, равно как и гротеска.
Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении, завершаются светло и спокойно?
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит — об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями — и это прекрасно.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть, —
говорит поэт в последней строфе и от этих слов остается ощущение покоя и света.
В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина?
Мотив быстротечности жизни присутствует во многих произведениях отечественной лирики. Например, в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Элегия». Лирический герой в нем, как и герой Лермонтова, с грустью рассказывает о прошедших счастливых временах, воспоминания о которых теперь навевают в тоску:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Герой замечает, что молодость осталась лишь в памяти. С каждым годом мысль об этом становится все больнее, а настоящее и будущее представляются полными страданий и разочарований:
Но как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл, сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
В стихотворении Пушкина — и это его отличает от есенинского — всё же звучит надежда на новое счастье:
Но не хочу, о други, умирать.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
И ведаю, мне будут наслажденья
Средь горестей, забот и треволненья.
Заполните пропуски в следующем отрывке. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложениях без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит — об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями — и это прекрасно.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть, —
говорит поэт в последней строфе и от этих слов остается ощущение покоя и света.
Мечту младенчества в меня вдохнула ты;
Твои прозрачные, роскошные черты
Припоминают мне улыбкой вдохновенья
Младенческого сна отрадные виденья…
Лирический герой в стихотворении Лермонтова «И скучно и грустно» предстает перед нами в образе одинокого человека, которым овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает, как быстро течет время, что «годы проходят – все лучшие годы!» и он не в силах противиться судьбе:
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно.
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
— Такая пустая и глупая шутка.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу. »? (ЕГЭ по литературе)
Тема быстротечности жизни встречается у многих русских поэтов.
Например, в стихотворении Пастернака «Снег идёт» лирический герой наблюдает за снегопадом и сравнивает его с временем. Снег, как и ход жизни, нельзя остановить:
«Снег идет, густой-густой. / В ногу с ним, стопами теми // Может быть, проходит время?» Лирический субъект стихотворения Есенина так же сравнивает время с природным явлением: «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
К тому же герой Пастернака говорит о том, что время неумолимо быстро идёт: «Потому что жизнь не ждет. / Не оглянешься — и святки».
Для лирического субъекта стихотворения Есенина время так же настолько скоротечно, что прожитая жизнь ему начинает казаться сном: «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?»
Таким образом, во многих стихотворениях русских поэтов встречается тема быстротечности жизни. Каждый раскрывает ее по-разному, но при этом сходства также прослеживаются.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id70659
В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина? (ЕГЭ по литературе)
Во многих произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни.
Так, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» лирический герой одинок и печален. Его «лучшие годы» проходят, а жизнь становится лишь тяжелее и унылее. Он убедился, что не все желания сбываются и больше не видит «пользы напрасно и вечно желать». Лирический персонаж уверен, что настоящей любви не бывает, а его существование является «пустой и глупой шуткой».
Сходство двух стихотворений заключается в том, что в них лирические герои сожалеют, что время быстротечно и молодость безвозвратно уходит. Однако в «Не жалею, не зову, не плачу» лирический субъект, несмотря на горести, проживает множество радостных и ярких моментов, в то время как в «И скучно и грустно» лирическому персонажу не удаётся найти себя и быть по-настоящему счастливым.
Кроме того, в стихотворении А. С. Пушкина «Элегия» также звучит мотив быстротечности жизни. Лирический герой вспоминает «угасшее веселье» его молодости и сожалеет, что время уже не вернуть. Его «путь уныл», а будущее «сулит ему труд и горе». Но во второй строфе лирический субъект заявляет, что не будет сдаваться и верит, что впереди его ждут множество радостных моментов. Сходство двух стихотворений состоит в том, что в них лирические герои вспоминают свою яркую молодость и скучают по тем временем. Однако в «Не жалею, не зову, не плачу» лирический субъект сожалеет, что его лучшие годы уже прошли, в то время как в «Элегии» лирический персонаж верит, что в будущем он снова будет счастлив.
Таким образом, многие русские поэты поднимали в своих стихотворениях тему быстротечности жизни, но каждый из них делал это по-своему.
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
3. Привлечение текста произведения для аргументации
Первый аргумент насыщен примерами из произведения, но анализ к ним поверхностный. Можно было добавить, что герой стихотворения Ю. Лермонтова в финале произведения называет жизнь «пустой и глупой шуткой», ведь в духе романтизма осознаёт несовершенство мира, призрачность человеческих ценностей, именно поэтому и не может найти смысл жизни. Также, присутствует фактическая ошибка. Лирический герой в «Элегии» убеждён, что закат его будет «печальным», в стихотворении не написано о том, что он снова будет счастлив, как раньше, поэтому персонаж лишь таит надежду на то, что хотя бы любовь ненадолго его порадует перед смертью
4. Логичность и соблюдение речевых норм
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
- Что значит постановка на кадастровый учет объекта недвижимости
- наваи бакиров личная жизнь