мосс актриса рассказ служанки
«Лента.ру»: Как «Рассказ служанки», по-вашему, соотносится с происходящим в нашем мире? Третий сезон развивает эту связь?
Мосс: Самая очевидная связь — в том, как этот сериал вдохновляет людей по всему миру, придавая им сил. Это я слышу о «Рассказе служанки» чаще всего. Вторая самая частая вещь, которую я слышу, — это слишком мрачный сериал, его трудно смотреть. Я от таких слов выхожу из себя, честно говоря: а вы видите, что в мире-то творится сейчас? Если вы не можете выдержать наш сериал, вымышленный, более того, снятый в жанре спекулятивной фантастики, то как вы новости о том, что в мире происходит, смотрите? Меня саму шокирует, насколько «Рассказ служанки» получился злободневным. И этот факт меня вовсе не радует, не подумайте. Тем не менее, по-моему, важно иметь возможность поднести зеркало современному обществу, чтобы люди могли хотя бы задуматься о том, что происходит, пока еще не слишком поздно.
Чего нам ждать от третьего сезона?
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Почему Джун решает остаться в Гилеаде в конце второго сезона?
Ответ довольно очевиден: она не может уехать из-за своей дочери Ханны. Конечно, это решение наверняка расстроило зрителей — все хотят, чтобы Джун спаслась. И ты, конечно, хочешь, чтобы она вместе с Николь уехала в Канаду, воссоединилась с Люком и они жили долго и счастливо. Но это было бы нереалистично. Реальность же в том, что ее дочь застряла в Гилеаде, и если Джун уедет, то никогда больше ее не увидит. Да, она могла бы бороться с ситуацией извне, из Канады, протестами и законами — но в нашей истории есть и другие люди, которые могут этим заниматься и занимаются. Единственный же человек, который может вести сопротивление изнутри, под прикрытием, это Джун. Мы знали, что зрители будут ошарашены финалом прошлого сезона и даже возненавидят нас. И я была тем, кто затянул удавку еще сильнее! Это была моя идея, чтобы Джун проделала весь этот долгий путь до спасительного фургона, практически забраться в него, а затем в последнюю секунду сказать о покидающей Гилеад дочери: «Передайте ей, что ее имя — Николь». И закрыть дверь снаружи. Я хотела сделать зрителям как можно больнее. Мы стремились взбудоражить финалом всю нашу аудиторию. В этом смысл драмы. И хорошего телевидения.
Роль Джун изменила вас как актрису? И повлияла ли она на ваше мировоззрение?
Эта роль, так уж вышло, совпала со временем невероятных перемен в том, как мы все смотрим на мир. Перемены, которые происходят вокруг нас, потихоньку пробуждают нас, открывают нам глаза на несправедливость и зло. Лично мне роль в «Рассказе служанки» помогла лучше понять и себя, и мир вокруг. Лучше понять, что значит быть женщиной, быть американкой, быть человеком.
Вы чувствуете свою ответственность перед аудиторией?
Конечно, и для меня это дар, а не бремя. Нет ничего лучше для человека искусства, чем возможность дарить людям силу, вдохновение, чувство, что их слышат и их истории звучат на весь мир. «Рассказ служанки» не отворачивается от проблем, пронизывающих современный мир. Наша цель — рассказать историю Джун, давая понять, как она олицетворяет многих из нас. Не только женщин, и мужчин тоже — вообще, всех, кто сталкивается с бедой или несправедливостью. Я чувствую ответственность перед теми, кто сейчас не способен быть тем, кем хочет, или не может жить свободно.
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Как Джун изменилась с первого сезона?
Мне она никогда не казалась идеальной, знаете. Я никогда не считала ее образцовой героиней. Она невероятно уязвима, полна недостатков. Она ошибается. Она совершает неправильные поступки. Она чувствует ярость и страх. Она предает. Я старалась сохранить это несовершенство и донести его и до третьего сезона. Думаю, третий сезон в целом доходит до предела в изображении того, как далеко можно зайти, чтобы добиться своей цели. Иногда человек вынужден совершать небольшие проступки ради решения более глобальной, важной задачи — и ровно этот конфликт переживает Джун. Она должна в чем-то переступить себя, чтобы покинуть Гилеад на своих условиях. Мне поэтому было даже интереснее играть ее в этом сезоне по сравнению с предыдущими.
Многих потрясло появление Джун в костюме марфы (каста домработниц в «Рассказе служанок» — прим. «Ленты.ру») в первом трейлере нового сезона.
Не раскрывая сюжет, могу лишь сказать, что Джун теперь куда лучше всех остальных персонажей представляет, как устроен мир вокруг нее и как Гилеад работает изнутри. В новом сезоне фигурирует тайная сеть марф, участвующих в сопротивлении. Как мы знаем, служанки не могут свободно передвигаться — за ними все время следят. Так что мы увидим, как Джун совершает поступки в диапазоне от шокирующих до рискованных и невероятно опасных. Ей уже, в сущности, нечего терять в этот момент сюжета, и поэтому она готова рискнуть многим. Ее появление в костюме марфы — небольшая затравка к предстоящим в сюжете откровениям.
Новый сезон начинается со сцены у мемориала Линкольну. Символизм трудно не заметить.
Да, это был очень особенный момент. Мемориал Линкольну — олицетворение демократии, памятник идеалам, на которых была построена Америка, идеалам, которые сейчас увядают. Поэтому оказаться там в костюме служанки, будучи окруженной другими служанками — в то время, как всего в паре километров действующий президент США принимает спорные решения, — было нереально. Никогда не забуду этот опыт.
Третий сезон «Рассказа служанки» выходит в сервисе Videomore с 6 июня
10 фактов о сериале «Рассказ служанки»
Сериал Hulu — десятая адаптация романа канадской писательницы Маргарет Этвуд, опубликованного в 1985 году. Первый спектакль показали на сцене частного исследовательского университета Тафтса в 1989-м. В 2000 году Пол Рудерс представил в Копенгагене оперу, а в 2002 году Брендон Бернс поставил свой спектакль в лондонском Королевском театре Хеймаркет. Адаптацией произведения для балета занималась Лиа Йорк, премьера состоялась в 2013 году. Роман Этвуд подошел и для моно-спектакля, который придумал и представил в США Джозеф Столленверк в 2015 году.
В 1990 году немецкий кинорежиссер Фолькер Шлендорф экранизировал «Служанку» с Наташей Ричардсон, Фэй Данауэй и Робертом Дювалем. Кроме того, по книге сделаны аудиокнига, музыкальный альбом и два радиоспектакля. Первый — режиссера Джона Драйдена для BBC Radio 4 — слушателям представили в 2000 году. Вторым занималось канадское радио CBC в 2002 году под руководством сценариста и драматурга Майкла О’Брайена.
У романа есть продолжение и оно выйдет осенью 2019 года. Маргарет Этвуд не планировала развивать историю: действие первой книги завершается более чем идеально. Однако в 2018 году стало известно, что Этвуд активно работает над сиквелом, который будет называться The Testaments («Свидетельства»). Читатель вернется в Гилеад спустя 15 лет после событий первой части, а повествование будет вестись от лица трех женщин.
Несмотря на то, что действие романа «Рассказ служанки» разворачивается в недалеком будущем в Новой Англии, Этвуд неоднократно приходилось уточнять, что ее произведение не имеет отношения к научной фантастике. Напротив, при создании романа автор старалась привнести в сюжет события, которые происходили в различных обществах в разные времена.
Автор романа получила камео в сериале. В потоке ужасающих сюжетных событий и на фоне яркого актерского выхода Энн Дауд сложно было заметить еще одну строгую надзирательницу над служанками, с седыми волосами и острым взглядом. Это и была Маргарет Этвуд. В пилотном эпизоде ей пришлось наказать непокорную Фредову (Джун) пощечиной. Писательница сама хотела сыграть «тетку», а вот пощечина была идеей создателя сериала — Брюса Миллера.
По словам сценариста, судьба главного персонажа Джун Осборн не получилась бы убедительной, если бы не современные женщины, объединившиеся в движение #MeToo. Вдохновение здесь работает в обе стороны: реальные события вдохновляют и подпитывают Джун в мире сериала. В то же время образ его главной героини давно стал примером мужества для всех поклонниц «Служанки».
«Рассказ служанки» никогда не транслировался на телеканалах. Это целиком продукт стримингового сервиса Hulu, и посмотреть сериал поклонники могут только онлайн. Однако это не помешало организаторам премии «Эмми» отметить достоинства шоу. «Служанка» стала первым стриминговым сериалом, получившим в 2017 году премии в четырех категориях, в том числе как лучшее драматическое произведение. Это уникальный случай, учитывая, что Netflix годами боролся за награды для своих сериалов, а Hulu с его антиутопическим кошмаром моментально удалось получить исключительные привилегии.
Один из центральных персонажей — начальник службы охраны командора Ник — в книге фигурировал без фамилии. Авторы сериала решили это исправить и назвали его Блейн. Внимательный зритель, заметив эту фамилию, вспомнит о Рике Блейне — протагонисте ленты «Касабланка». Герой Хамфри Богарта помогал «пленникам» Касабланки покинуть город, то же самое пытается провернуть и герой Макса Мингеллы в Гилеаде.
Белоснежные «крылышки» — отличительный элемент гардероба служанок наряду с красными плащами и платьями в пол — крайне неудобный головной убор. Актрисы признавались, что он радикально ограничивает угол зрения и практически ослепляет: если хочешь что-то увидеть, смотреть приходится только прямо перед собой.
Художник по костюмам Эн Крэбтри рассказала, что «крылышки» помогают отразить «психологическое, физическое и эмоциональное заключение служанок» Гилеада. Элизабет Мосс, исполняющая роль Джун, провела много времени вместе с партнерами по площадке, разучивая ритм шагов служанок, чтобы в кадре спокойно передвигаться группами и не сталкиваться друг с другом.
Актриса Аманда Бругел, исполняющая роль марфы Риты в доме командора Фреда Уотерфорда, в юности была поклонницей романа Маргарет Этвуд. Бругел прочла книгу в старших классах и испытала нечто вроде шока, оправившись от которого написала итоговую научную работу на основе «Рассказа служанки». Труд о героине романа Рите обеспечил Бругел стипендию на получение высшего образования.
Продюсерам пришлось пренебречь одной из важных деталей романа из-за дайверсити-тренда — требований расового и этнического разнообразия в кино. В книге среди жестокостей правительства Гилеада было изгнание всех представителей «не белой» расы, поэтому население республики было однородным. Однако Брюс Миллер так и не смог представить, как показать подобное положение дел, учитывая современные общественные тенденции.
«Будет ли разница между телешоу о расизме и «расистским сериалом», если в обоих случаях роли не достанутся «цветным» актерам?» — так спрашивал себя продюсер. В итоге зверства сериального Гилеада обошли стороной национальный вопрос и сосредоточились на религиозных и политических аспектах.
— 10 —
Поклонники воспринимают сюжетные повороты в сериале и героев слишком лично. Отчасти это происходит потому, что зрителю не составляет труда отыскать общее между вымыслом — Гилеадом — и реальностью, Америкой эпохи Трампа. Выход нового сезона снова резонирует с общественно-политическими событиями в США. Сопротивление в сериале развернется на фоне борьбы американок за право на аборты и историй о том, как разлучают детей и родителей на границе с Мексикой.
Рассказывая о 3-м сезоне, исполнительница главной роли Элизабет Мосс попыталась объяснить поступок своей героини в конце 2-го. Решения Джун раздражают многих поклонников. Весь год, пока велись съемки нового сезона, фанаты «Служанки» пытались простить Джун ее демарш с побегом в Канаду — у нее был шанс завершить свои испытания, но она сознательно его упустила, и теперь будет готовить революцию в Гилеаде. «Она должна быть не только сильнее и умнее своих противников, но и жестче, — объясняла Мосс, призывая поклонников разделить с Джун долгое и мучительное путешествие. — Она немного сходит с ума, но в этом безумии способна делать то, что другие не могут. Она способна совершать поступки ради общего блага».
«Кино наконец меняется», — Элизабет Мосс о расцвете хоррора
Мы поговорили с актрисой о «Рассказе служанки», «Ширли», «Французском диспетчере» и ее последней работе — психологическом триллере «Человек-невидимка»
Элизабет Мосс была и остается королевой качественного телевидения. Она сыграла Зои, дочь президента в сериале «Западное крыло»; Пегги, автора рекламных текстов в «Безумцах»; Робин, детектива в «Вершине озера», и Джун, женщину-рабыню, ставшую революционером, в «Рассказе служанки». За последнюю роль актриса получила «Золотой глобус», две премии «Эмми» и любовь телезрителей по всему миру в придачу. Теперь реальные протестующие надевают алые мантии и белые чепчики в знак сопротивления.
Уже несколько лет подряд буквально каждая работа Мосс заставляет задуматься: актриса одинаково устрашающе выглядела в фильмах «Мы» Джордана Пила и «Ее запах» Алекса Росса Перри, этот год обещает быть не менее интересным в ее карьере. Месяц назад на фестивале «Санденс» Элизабет искупали в восторженных отзывах за роль писательницы Ширли Джексон в психологической драме «Ширли». Летом выйдет еще одна грандиозная картина — «Французский диспетчер» Уэса Андерсона. Но это потом, а сначала Элизабет порадует нас хоррором — 5 марта в российский прокат выходит научно-фантастический триллер «Человек-невидимка», основанный на одноименном романе Герберта Джорджа Уэллса 1897 года. Сюжет разворачивается вокруг Сесилии, молодой женщины, уверенной, что ее бывший парень Адриан запугивает ее, облачившись в мантию-невидимку.
Накануне выхода одного из самых ожидаемых фильмов 2020 года на большие экраны Мосс рассказала Vogue о беседах с жертвами абьюза, сценах борьбы, которые напоминают танцы, и о значимости «вдумчивого кассового кино».
«Человек-невидимка» — не самая традиционная адаптация. Что вы подумали, когда впервые прочли сценарий?
Я уже работала с компаниями Bloomhouse и Universal над фильмом «Мы». Очень лестно, что они вспомнили обо мне, затеяв эту картину. Сценарий меня просто потряс своей уникальностью. Очень интересная сюжетная линия.
Это научно-фантастический триллер о психологическом насилии. Как вы готовились к такой непростой роли?
Достаточно было просто прожить 37 лет в женском теле! В основе фильма — наша повседневная реальность, именно это и делает его таким страшным. Он не о каких-то злодейских суперспособностях, которыми обладает Адриан, а о чем-то узнаваемом, о том, что у многих вызывает эмоциональный отклик. Вы смотрите на экран и думаете: да я же знаю этого парня, я с ним встречалась.
Можно ли сравнить роль Сесилии с ролью Джун в «Рассказе служанки»?
В фильме есть вселяющие ужас сцены, где Сесилия дерется с кем-то невидимым. Как вы это снимали?
С дублером в зеленом костюме, которого потом стерли из кадра. Мы тренировались неделями, каждое движение скрупулезно выверено. Это почти как танцы — ты все делаешь под счет. Я раньше занималась танцами, так что запоминать шаги и связки было не очень сложно. Когда отработали механику, главной задачей стало довести все до максимальной реалистичности, навести еще больше жути, никого при этом не поранив. Моим партнером был замечательный каскадер, он вечно твердил: давай активнее, жестче. Помню, Ли спрашивает: «Можешь еще сильнее?». А я такая: «Я и так до полусмерти его отметелила, куда сильнее?».
Во время подготовки к роли приходилось ли разговаривать с людьми, которые прошли через токсичные отношения?
Ли общался с реальными жертвами и потом пересказывал их истории нам. Мне, по правде говоря, хватило бесед с друзьями. У меня есть подруги, которые говорят словами Сесилии. Даже я сама могу пару-тройку ее реплик выдать в обычной жизни. Еще я прочла книгу Эми Шумер «Девушка с тату пониже спины». Книга превосходная, очень смешная, но там есть одна особенно интересная глава про токсичные отношения. Я связалась с Эми, рассказала, что ее опыт на меня очень повлиял. Эми такая сильная, потрясающе веселая и та еще сорвиголова. Никогда не подумаешь, что нечто подобное могло случиться в ее жизни, а она еще и осмелилась все рассказать. Нужно перестать это стигматизировать, так много сильных и умных женщин подвергаются насилию отнюдь не по своей вине, важно напоминать людям об этом.
Как вы считаете, во времена #MeToo и Time’s Up такие истории вызывают еще больший резонанс?
Полагаю, благодаря этим движениям и всему происходящему вокруг мы смогли сделать мир немного безопаснее. Именно поэтому подобный сюжет сегодня может лечь в основу серьезного студийного фильма. Мы, по большому счету, просто хотели сделать развлекательную ленту, которую зрители потом будут обсуждать. Джордан Пил называет такие картины «вдумчивым кассовым кино». В его «Прочь» и «Мы» заложены глубокие метафоры, затрагивающие расовые и политические проблемы. В нашем фильме то же самое происходит с вопросами насилия и феминизма.
То есть мы живем во времена расцвета социально-ответственного хоррора?
Мне кажется, сейчас мы приблизились к золотой эпохе 1970-х. И это касается не только ужастиков, есть, например, «Паразиты», которые взяли «Оскар». Я недавно снялась в ленте «Ширли», малобюджетной и экспериментальной, но ее купили Neon Films. Киноиндустрия наконец меняется, и, думаю, в ответ на то, что происходит на телевидении, там полно отличного контента. Фильмам приходится держать планку, становиться умнее.
Сериал «Рассказ служанки» внес немалый вклад в этот сдвиг. Когда приступаете к четвертому сезону?
Уже! Это будет очень крутой сезон, трудный, но интересный для нас самих в самых разных аспектах. Мы намерены прыгнуть выше головы с точки зрения продакшена и финансов — будем стараться изо всех сил. У нас есть шанс развивать сюжет, выйти на новый уровень, и мы его не упустим.
Что чувствуете, когда видите перед Конгрессом протестующих, облаченных в костюмы служанок?
Это большая честь. Сама, когда надеваю мантию, будто становлюсь сильнее. Это как супергеройский костюм, он, собственно, им и стал для множества людей. Разве не круто?
И о ближайшем будущем: вы снялись во «Французском диспетчере» Уэса Андерсона. Можете что-то об этом рассказать?
Это было замечательно. Мы жили все вместе в этом отеле в городке Ангулем во Франции. Когда работаешь над фильмом Уэса Андерсона, ты живешь в его вселенной: у тебя соответствующая прическа и макияж, мимо проходит Билл Мюррей в феске, вдруг появляется Тильда Суинтон во всем великолепии. Потом сам надеваешь костюм, и вы всей командой едете на место съемок. Все равно что быть частью театральной труппы.
Продюсер «Рассказа служанки»: о секретах, Канаде и расизме
Мистер Литтлфилд, не могли бы вы коротко рассказать, как родился проект?
Уоррен Литтлфилд: Маргарет Этвуд написала «Рассказ служанки» 34 года назад. В этом романе она использовала исторические реалии, характерные для различных видов тирании и фашизма по всему миру. MGM и Hulu почувствовали, что сейчас подходящее время для того, чтобы сделать из него телесериал.
Да, успех «Рассказа» огромен. Сериал выиграл ряд больших наград, включая несколько «Эмми» и «Золотых глобусов», к тому же получив потрясающую критику и кучу восторженных зрительских отзывов. Позвольте поздравить вас с этим. Скажите, в чем, на ваш взгляд, секрет успеха? В чем феномен «Рассказа служанки»?
У Элизабет есть такое потрясающее качество: когда камера нацелена на ее лицо, она безо всяких слов способна передать настоящую бурю эмоций, что делает сцену невероятно экспрессивной. В ней может ничего не происходить, достаточно лица Элизабет. Она очень хороша в этой роли.
И еще я думаю, что Брюс Миллер осознал всю мощь романа Маргарет Этвуд и понял, как правильно его адаптировать. И это отлично сработало.
Кстати, работа над сериалом началась до того, как разразились многочисленные голливудские скандалы вокруг домогательств и нарушений прав женщин. Не кажется ли вам, что огромный зрительский интерес к «Рассказу служанки» частично связан с атмосферой, созданной этими скандалами? Или высвеченные им проблемы вечно актуальны?
По мнению некоторых, образ будущего, созданный Этвуд и воплощенный в сериале, пугающе реалистичен и убедителен. Как вы думаете, всё действительно так плохо с человечеством?
Мне кажется, мы создаем замечательный развлекательный продукт, который одновременно является предупреждением.
Во втором сезоне у нас был бюджет побольше, мы развили этот мир и стали амбициознее. Теперь мы больше внимания уделим жизни колоний, а также взглядам в прошлое, чтобы понять: как это случилось, как мы от нашей прекрасной Америки докатились до Галаада. Мы на самом деле пытаемся многое показать.
Что касается фильма 1990 года, когда я его смотрел, я не почувствовал, что это все реально. Я думаю, над ним работало немало замечательных людей, но в итоге это не вполне сработало. Так что нам оставалось только учиться на их ошибках и не повторять их.
Уоррен Литтлфилд: Мы вовсе не намеревались «обновлять» роман. Когда мы обдумывали то, каким будет население Галаада, мы хотели, чтобы и среди представителей власти, и среди служанок были люди разных цветов кожи.
Все-таки как возникла идея продления сериала после первого сезона, где была изложена почти вся основная история?
На роман и саму Маргарет мы смотрим как на путеводные звезды. Но большую часть того, что будет показано во втором сезоне, в книге вы, конечно, не найдете.
«Рассказ» только что продлили на третий сезон. Уже есть представление о том, сколько еще он может продолжаться, или пока рано загадывать? И есть ли уже готовые идеи по третьему сезону?
Уоррен Литтлфилд: Я думаю, что в любом времени можно найти что-то, что подходит книге Маргарет. Маргарет задействовала факты из различных периодов истории.
Например, мы начинаем второй сезон так: служанки сталкиваются с наказанием за то, что произошло в конце первого, когда они взбунтовались против Тетки Лидии и отказались забивать камнями Джанин. Эта сцена массовой казни проходит на знаменитом бейсбольном стадионе «Фенуэй Парк» в Бостоне, где играют «Ред Сокс». Фашистские режимы делают то же самое в разных частях мира: используют футбольные стадионы, публичные места для казней и убийств, чтобы произвести должное впечатление. Так что мы используем реальные исторические факты для того, чтобы создать собственный мир. Я думаю, мы несем большую ответственность, и наши авторы пристально следят за тем, что происходит в мире.
И напоследок такой вопрос: после просмотра первых трех эпизодов второго сезона можно утверждать, что уровень жестокости, натурализма и общей мрачности происходящего заметно возрос. Стоит ли ожидать дальнейшей эскалации насилия и увеличения количества страданий в сериале?
Первый и второй сезоны «Рассказа служанки» можно посмотреть в онлайн-кинотеатре ViP Viasat Play