московский театр современник актеры

Московский театр «Современник»

Московский ордена Почёта государственный театр «Современник» — театр в Москве. Находится в Басманном районе, по адресу Чистопрудный бульвар, дом 19А.

Содержание

История театра

Московский театр «Современник» был основан группой молодых актеров в 1956 году. В годы оттепели, разоблачения культа личности Сталина он стал первым в стране театром, рождённым свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основателями театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв. К ним присоединились и другие выпускники школы-студии МХАТ.

15 апреля 1956 года группа выпускников Школы-студии МХАТ играет спектакль по пьесе Розова «Вечно живые». [1] Зрители были потрясены настолько, что не хотели уходить и всю ночь, пока не открылось метро, говорили с актерами… Через год снятый по этой пьесе фильм «Летят журавли» получит Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, трагическая история любви Бориса и Вероники станет визитной карточкой театра «Современник», а дата 15 апреля — его днем рождения. [1] Молодые актёры, все без исключения выпускники МХАТовской школы, создали новую студию Художественного театра — «Студию молодых актеров». В 1958 году было официально объявлено о создании театра-студии «Современник». [1]

«Современник» попытался восстановить в своей практике образ старого МХАТовского дома, его художественно-этические идеалы. Был сочинён устав, с надеждой возродить новое товарищество актёров, которое коллективно решало, брать или не брать пьесу в репертуар, выпускать или не выпускать спектакль на публику (демократия). Всей труппой решали судьбу актёров. Со всей строгостью обсуждали деятельность Ефремова. «Современник» во многом определяется характером его лидера. Долгое время художественным руководителем театра оставался Олег Николаевич Ефремов, который окончил Мхатовскую студию в 1949 году. Он учился у Кедрова и Топоркова, непосредственных учеников Станиславского.

После окончания Ефремов остался педагогом при студии МХАТ, из выпускников которой потом сформировался «Современник». Ефремова в своё время не взяли в Художественный театр и он оказался в ЦДТ (Центральном Детском театре), там переиграл более 20 ролей, в том числе играл в «Коньке Горбунке». Как будто роль напророчила ему характер ловкий, хитрый, бесконечно русский. Иванушка попадал в немыслимо трудные ситуации и каким-то непостижимым образом находил из них выход.

Ранняя программа «Современника» — советский вариант неореализма. В нашей стране он питался собственной историей, но корни были общие: осмысление итогов Второй мировой войны и всех видов фашизма. Студийцы долго искали пьесу для дебюта и выбрали «Вечно живые» Розова (в ней недавняя война с фашизмом была не только местом действия, но и временем всеобщего нравственного выбора). Рассказывая о войне, студийцы сумели передать судьбу своего поколения. Ефремов сыграл в спектакле Бориса Бороздина, юношу, уходящего добровольцем на фронт. Именно Ефремов произносил фразу, которая стала крылатой и вошла в главный лексикон театрального времени: «Если я честен — я должен».

Отношение «Современника» и Ефремова к понятию «театральность» были довольно сложными. Студийцы выступили под знаменем «антитеатральность» как новой правды театра. От правды жизни студия стала двигаться к правде театра. Одним из самых блистательных спектаклей театрального направления стал «Голый король» по пьесе Шварца (1960). Там открылось дарование Евстигнеева, одного из основных спутников по всей творческой жизни Ефремова.

В 1964 году «Современник» перестал быть студией и стал обыкновенным советским театром. В 1966 году в театре была поставлена пьеса по роману Гончарова «Обыкновенная история». Спектакль стал во многих отношениях переломным. Поставила спектакль Галина Борисовна Волчек.

В 1967 году Ефремов решил осуществить на сцене своего театра трилогию, посвященную русскому революционному движению — от декабристов до большевиков. Время было подходящее, страна готовилась к полувековому юбилею Октябрьской революции. В «Современнике» хотели защитить, очистить идеи революции от накипи и искажений. На этом строилась идеология шестидесятников.

В «Декабристах» Зорина Ефремов как режиссёр и актёр открывал сложную этическую загадку декабризма. В «Народовольцах» Александра Свободина проблема цели и средств обретала новый поворот. Ефремов пытался показать изначальную трагедию народовольчества. Народ, именем которого они клялись, был не просто равнодушен, но и враждебен революционерам. «Большевики» Шатрова завершали трилогию и выносили её проблематику в новый исторический контекст. Власть оказывалась в руках большевиков, которые ощущали себя прямыми наследниками декабристов и деятелей «Народной воли». Этот стопроцентно революционный спектакль попытались закрыть. Главное цензурное управление запретило пьесу, но Ефремов успел пригласить на прогон министра культуры E. A. Фурцеву. Та на свою ответственность разрешила спектакль. Он был сыгран 7 ноября 1967 года, в день 50-летия революции.

Летом 1970 года Ефремов выпустил свой последний спектакль в «Современнике» — чеховскую «Чайку». Пьеса, когда-то открывшая Художественный театр, на этот раз закрыла одну из его лучших студий. Все внутритеатральные отношения, груз накопившихся разочарований и неприязни, были выплеснуты в чеховский текст, который Ефремов попытался превратить в памфлет. Он внес в «Чайку» идейный разброд конца 60-х гг.

В сентябре 1970 г. Олег Ефремов принял предложение возглавить труппу Художественного театра. Вместе с ним из «Современника» ушли многие ведущие актёры; в сложившихся условиях работать театру было трудно; пресса писала об исчерпанности миссии театра и предрекала скорый конец «Современника».

В 1972 году художественным руководителем театра стала Галина Волчек. Начался долгий и сложный процесс восстановления. Со временем на афише театра появились новые яркие имена: Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев, Константин Райкин, Анастасия Вертинская, Елена Коренева, Юрий Богатырёв.

15 апреля 1996 театр был награжден орденом Почёта, за большой вклад в современное театральное искусство, заслуги в эстетическом воспитании молодежи и широкое общественное признание [2]

московский театр современник актеры. Смотреть фото московский театр современник актеры. Смотреть картинку московский театр современник актеры. Картинка про московский театр современник актеры. Фото московский театр современник актеры

Сегодняшний день театра

Здание

До 1961 г у театра не было своего здания. Спектакли игрались на сценах домов культуры и клубов, два раза в месяц на сцене филиала МХАТ. [3]

В 1961 г. театру было передано его первое здание на площади Маяковского, [1] которое освободилось после переезда оттуда Московского театра Эстрады. [4] Старое здание, где когда-то находился ресторан «Альказар», играл театр «Сатиры», [4] располагалось за памятником В. Маяковскому, имело запущенное состояние и было снесено в 1974 году. С тех пор на его месте — автостоянка.

Нынешнее здание театра «Современник» на Чистопрудном бульваре, построено в стиле неоклассицизма с элементами модерна в 1912—1914 гг. архитектором Р. И. Клейном для кинотеатра «Колизей». После закрытия кинотеатра и реконструкции, здание со зрительным залом на 800 мест передано «Современнику» в 1974 г.

В 2003 г. к театру было пристоен восьмиэтажный культурно-деловой комплекс «Бульварное кольцо» (авторы Евгений Асс, Кирилл Асс). В первых двух этажах офисного здания расположена новая «Другая сцена» театра на 200 мест. Автор дизайна фасада и интерьеров «Другой сцены» художник А.Боровский. [5]

В 2011 году Департаментом культуры Москвы была запланирована реконструкция театра, но в ноябре 2011 года было принято решение о замене реконструкции ремонтом. [6]

Источник

Московский театр «Современник»

Московский театр «Современник» основан группой молодых актеров в послевоенной истории страны. Он стал первым свободным творческим объединением группы единомышленников, сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основой репертуара театра всегда были произведения, созданные современными авторами. В первые годы «Современник» старался говорить со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира. Как и любой театр, «Современник» знал взлеты и падения, пережил полосу кризиса и мгновения триумфа, но в какой бы трудной ситуации ни оказывался, он всегда чувствовал поддержку зрителя, его заинтересованное, дружеское внимание.

Руководство театра «Современник»

Виктор Рыжаков
Художественный руководитель

Ольга Маркина
Заведующая труппой

Создатели спектаклей

Иван Вырыпаев
Кирилл Вытоптов
Сергей Газаров
Александр Галин
Айдар Заббаров
Евгений Каменькович
Павел Каплевич
Виктор Крамер
Андрей Маник
Егор Перегудов
Екатерина Половцева
Гарик Сукачев
Римас Туминас
Валерий Фокин

Труппа театра «Современник»

Мария Аниканова
Лия Ахеджакова
Алена Бабенко
Анна Банщикова
Дарья Белоусова
Александр Берда
Георгий Богадист
Владислав Ветров
Сергей Гармаш
Валентин Гафт
Сергей Гирин
Илья Древнов
Ольга Дроздова
Никита Ефремов
Светлана Иванова
Николай Клямчук
Елена Козина
Татьяна Корецкая
Клавдия Коршунова
Людмила Крылова
Ульяна Лаптева
Марина Лебедева
Илья Лыков
Татьяна Лялина
Кирилл Мажаров
Елена Миллиоти
Таисия Михолап
Марина Неелова
Рашид Незаметдинов
Глеб Осипов
Евгений Павлов
Полина Пахомова
Елена Плаксина
Максим Разуваев
Полина Рашкина
Виктория Романенко
Янина Романова
Мария Селянская
Мария Ситко
Дмитрий Смолев
Иван Стебунов
Владимир Суворов
Инна Тимофеева
Георгий Токаев
Виктор Тульчинский
Наталья Ушакова
Владислав Федченко
Олег Феоктистов
Марина Феоктистова
Дарья Фролова
Марина Хазова
Шамиль Хаматов
Чулпан Хаматова
Александр Хованский
Игорь Царегородцев
Анна Шевчук
Семен Шомин
Сергей Юшкевич

4 января 2020 года пост художественного руководителя театра «Современник» занял Виктор Анатольевич Рыжаков. Знаменитый режиссер сменил занимавшую эту должность более 45 лет и ушедшую из жизни в декабре 2019 года народную артистку СССР Галину Волчек.

9 января 2020 года начальник департамента культуры города Москвы Александр Кибовский представил коллективу московского театра «Современник» нового художественного руководителя, которым стал известный режиссер и педагог Виктор Рыжаков.

26 декабря 2019 года легенда театральной сцены, народная и заслуженная артистка Российской Федерации Галина Борисовна Волчек скончалась на 87-м году жизни в Боткинской больнице, куда ее экстренно доставили за два дня до этого с двухсторонним воспалением легких. Галина Волчек являлась художественным руководителем московского театра «Современник» более 45 лет.

15 апреля 1956 года Днем основания московского театра «Современник» считают день премьеры спектакля «Вечно живые» по пьесе Розова. В годы оттепели, разоблачения культа личности Сталина, он стал первым в стране театром, рожденным свободным творческим объединением. Основателями театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачев. К ним присоединились и другие выпускники школы-студии МХАТ.

Источник

История театра

Московский театр «Современник» основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив.

Основой репертуара «Современника» всегда были произведения, созданные современными авторами. Но не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни «Современник» старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира. Театр хотел выговориться в отпущенное ему время, как бы предчувствуя, что это время может пройти.

К исходу 60-х Московский театр «Современник» был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Театр много ездил по стране, и везде, где бы ни появлялись афиши «Современника», залы были заполнены до отказа. Спектакли «Современника»: «Вечно живые», «В день свадьбы», Традиционный сбор» Виктора Розова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Александра Володина, «Голый король» Евгения Шварца, «Без креста!» по Владимиру Тендрякову, «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, «Всегда в продаже» Василия Аксенова, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову, «Баллада о невеселом кабачке» Эдварда Олби, «На дне» М. Горького и многие другие стали театральной легендой.

Кризис наступил в 70-ом. Уже с конца шестидесятых годов «оттепель» стала сменяться холодным дыханием нового времени.

Работать театру стало трудно. Впрочем, ему и раньше не было легко, не все замыслы были осуществлены и в годы «оттепели», но тогда коллектив был един, и это помогало держать круговую оборону против произвола цензуры. В семидесятом же произошел раскол. Приняв приглашение возглавить МХАТ, ушел из театра его основатель и руководитель Олег Ефремов. За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений.

Уход Ефремова многие восприняли как конец «Современника». Особенно мысль о конце пришлась по душе прессе, которая, под аккомпанемент рассуждений об исторической исчерпанности миссии «Современника», многое сделала, чтобы внушить эту мысль зрителю.

Таким, в самых общих чертах было положение театра, когда в 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театров приняла на себя Галина Волчек.

Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко.

В труппу пришли новые актеры и среди них Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев.

Упорно работает над современной темой режиссер Галина Волчек. Она привлекает к сотрудничеству с театром одного из крупнейших мастеров современной прозы Чингиза Айтматова. Спектакль по пьесе Ч. Айтматова и К.Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму», поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что «Современник» жив! Сегодня с этим уже никто не спорит.

Этапной для театра стала и следующая работа Галины Волчек «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина, написанная специально для конкретных исполнителей ролей.

Шаг за шагом, привлекая и открывая новые имена, театр формирует репертуар, стараясь идти в ногу со временем. Он внимательно следит за современным литературным процессом. В 70-е годы возобновляется творческая дружба театра с писателем Константином Симоновым. Театр включает в репертуар сценические редакции его повестей «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой». Особенно был увлечен адаптацией литературных произведений для театра режиссер Валерий Фокин. Он перенес на сцену повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и повесть Григория Бакланова «Навеки девятнадцатилетние». Эта линия в репертуар театра будет продолжена.

Крупнейшей победой в освоении литературного материала средствами театра стал поставленный в 1989 году Галиной Волчек спектакль «Крутой маршрут» по автобиографической книге Евгении Гинзбург. Его значение никак не исчерпывается решением проблем сценической адаптации прозы, в этом спектакле выразилось зрелость художественного почерка всего коллектива и его гражданских, человеческих убеждений. Спектакль «Крутой маршрут», получивший международное признание во время гастролей «Современника» в США, Германии, Финляндии, убедительно продемонстрировал творческое состояние театра на современном этапе.

«Современник», как уже было сказано, одну из главных своих задач видел в необходимости говорить со зрителем на языке современности. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для «Современника» и впервые увидели свет рампы именно на его сцене. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по многим сценам нашей страны и за рубежом.

Оставаясь верным современности, театр ищет ее теперь и в классике, сквозь призму которой стремится увидеть живую, сегодняшнюю проблему.

Работа над зарубежными произведениями продолжается: в репертуар театра вошли новые для нашего зрителя имена американских драматургов Теннесси Уильямса и Ариэла Дорфмана, израильского автора Йосефа Бар-Йосефа, итальянца Ренато Майнарди.

Как и любой театр, » Современник» знал взлеты и падения, пережил полосу кризиса и мгновения триумфа. Но в какой бы трудной ситуации ни оказывался театр, он всегда чувствовал поддержку своего зрителя, его заинтересованное, дружеское внимание. Пожалуй, именно эта поддержка, эта вера зрителей в свой театр и помогла «Современнику» выстоять.

Источник

Две эпохи «Современника» в лицах и спектаклях

15 апреля исполняется 55 лет со дня основания непотопляемого «Современника». История легендарного театра началась в 1956 году с постановки пьесы Виктора Розова «Вечно живые», который вчерашние студенты школы-студии МХАТ играли в ночи на крошечных учебных подмостках.

На фото: сцена из спектакля по пьесе Евгения Шварца «Голый король».

московский театр современник актеры. Смотреть фото московский театр современник актеры. Смотреть картинку московский театр современник актеры. Картинка про московский театр современник актеры. Фото московский театр современник актеры

На фото: сцена из спектакля по пьесе Евгения Шварца «Голый король».

На фото: Людмила Крылова и Петр Щербаков в сцене из спектакля «Вечно живые». 1964 год.

московский театр современник актеры. Смотреть фото московский театр современник актеры. Смотреть картинку московский театр современник актеры. Картинка про московский театр современник актеры. Фото московский театр современник актеры

На фото: Людмила Крылова и Петр Щербаков в сцене из спектакля «Вечно живые». 1964 год.

На фото: Лилия Толмачева в спектакле «Вечно живые». 1966 год.

московский театр современник актеры. Смотреть фото московский театр современник актеры. Смотреть картинку московский театр современник актеры. Картинка про московский театр современник актеры. Фото московский театр современник актеры

На фото: Лилия Толмачева в спектакле «Вечно живые». 1966 год.

московский театр современник актеры. Смотреть фото московский театр современник актеры. Смотреть картинку московский театр современник актеры. Картинка про московский театр современник актеры. Фото московский театр современник актеры

На фото (слева направо): Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Тамара Дегтярева, Екатерина Маркова, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Валерий Хлевинский в спектакле «Спешите делать добро». 1981 год.

московский театр современник актеры. Смотреть фото московский театр современник актеры. Смотреть картинку московский театр современник актеры. Картинка про московский театр современник актеры. Фото московский театр современник актеры

На фото (слева направо): Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Тамара Дегтярева, Екатерина Маркова, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Валерий Хлевинский в спектакле «Спешите делать добро». 1981 год.

московский театр современник актеры. Смотреть фото московский театр современник актеры. Смотреть картинку московский театр современник актеры. Картинка про московский театр современник актеры. Фото московский театр современник актеры

Источник

О театре

Московский театр «Современник» основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив.

Основой репертуара «Современника» всегда были произведения, созданные современными авторами. Но не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни «Современник» старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира. Театр хотел выговориться в отпущенное ему время, как бы предчувствуя, что это время может пройти.

К исходу 60-х Московский театр «Современник» был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Театр много ездил по стране, и везде, где бы ни появлялись афиши «Современника», залы были заполнены до отказа. Спектакли «Современника»: «Вечно живые», «В день свадьбы», Традиционный сбор» Виктора Розова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Александра Володина, «Голый король» Евгения Шварца, «Без креста!» по Владимиру Тендрякову, «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, «Всегда в продаже» Василия Аксенова, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову, «Баллада о невеселом кабачке» Эдварда Олби, «На дне» М. Горького и многие другие стали театральной легендой.

Кризис наступил в 70-ом. Уже с конца шестидесятых годов «оттепель» стала сменяться холодным дыханием нового времени.

Работать театру стало трудно. Впрочем, ему и раньше не было легко, не все замыслы были осуществлены и в годы «оттепели», но тогда коллектив был един, и это помогало держать круговую оборону против произвола цензуры. В семидесятом же произошел раскол. Приняв приглашение возглавить МХАТ, ушел из театра его основатель и руководитель Олег Ефремов. За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений.

Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко.

Упорно работает над современной темой режиссер Галина Волчек. Она привлекает к сотрудничеству с театром одного из крупнейших мастеров современной прозы Чингиза Айтматова. Спектакль по пьесе Ч. Айтматова и К.Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму», поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что «Современник» жив! Сегодня с этим уже никто не спорит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *