морфий актеры и роли
Рецензия на фильм «Морфий»
«Морфий» Алексея Балабанова пересказывает Булгакова так, что «Записки молодого врача» превращаются в лютую опиумную сказку.
Кадр из фильма «Морфий»
Молодой доктор Поляков приезжает из столицы в скромную сельскую больницу, чтобы вершить свой благородный труд – на дворе 1917 год, но люди продолжают болеть как ни в чем ни бывало, будто и нет никаких революций. В помощь – солидный фельдшер, две медсестры, граммофон с Вертинским и прекрасная, прекрасная аптека. Первой же ночью один из пациентов в больничке негостеприимно врезает дуба, доктор же, приняв от греха дифтеритную сыворотку, получает жестокий аллергический приступ и решает снять приступ морфием.
То, что следует дальше, можно, при желании, назвать русским «Трейнспоттингом» с Вертинским вместо Лу Рида и Угличем вместо Эдинбурга. А можно – Лесковым на опиумной ломке. В любом случае, Михаил Булгаков тут, вобщем, ни при чем – чисто медицинское хладнокровие, с которым написаны его врачебные повести и рассказы, в «Морфии» (2008) отсутствует начисто. Зато Балабанов следует сценарию Сергея Бодрова-младшего, от новеллы к новелле – «Первый укол», «Зима», «Волки», и чем дальше он движется, тем яснее становится, что ни сценарий, ни Булгаков, ни даже морфий не имеют тут никакого значения.
Кадр из фильма «Морфий»
В известном смысле, ключевая сцена фильма – нападение волков на саночки с доктором, которого неотложная нужда в уколе погнала сквозь ночную метель. Вьюга, неясные тени на снегу, бешеная скачка сквозь темень и только и остается, что палить наугад из верного браунинга… Вот из этой темени и ведет Балабанов свои «Спокойной ночи, малыши» в прямом эфире и жуть от этого берет нешуточная. Весь прочий декаданс – пластиночки с Вертинским, элегантная кокетка, которой даже гинекологическое кресло не мешает изящно держать мундштук с сигаретой, морфинисты, минеты, комиссары, офицеры, мелкие бесы в кожаных тужурках, полудикие крестьяне, похабные романсы и совершенная непристойность медицинских инструментов – все это вздор. Ну, то есть как – вздор… пластическое совершенство «Морфия» имеет очертания вполне классические, в него падаешь, как с высокой температурой – в постель, сыгравший Полякова Бичевин как тут и был, Дапкунайте и Панин – что уж тут говорить. Но кажется, что если бы Сельянов убедил Балабанова поставить «Дядю Степу», эффект был бы тот же – Алексея Октябриновича ведет что-то пострашнее литературы, кино и размышлений об истории страны.
Кадр из фильма «Морфий»
Проще всего назвать это распадом – тела, личности, отношений, социальных связей, страны. Все истерлось до дыр, и из дыр этих страшно дует чем-то скверным. «Мухи у нас», как было замечено в «Грузе 200» (2007). Медицина – не та пластиковая, одноразовая, стерильная, что сегодня, а вчерашняя, хромированная, стеклянная, устало-многоразовая – лучшая метафора для тела, лишенного духа. История не заслуживает обсуждения, потому что движется как тупой автомат и Углич 17-го мало чем, в сущности, отличается от Питера 90-х. Внимательного вглядывания заслуживают только лица, взгляды, жесты в которых словно невольно проступает повод для надежды, что механическое скотство человека такой же морок, как волки в ночи, что в мясной избушке таки помирает душа, странница нежная.
Кадр из фильма «Морфий»
Это равнодушие к сюжету, конечно, сбивает с толку – словно тебя отвели в лес и бросили. Бредешь, бредешь, деревья все одинаковые и только птицы над тобой хохочут. А потом за деревьями проступает лес как из сказки.
Сказки, еще не прирученной изложением в солидном издательстве, а такой, какой бывают настоящие сказки – лютой.
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!»?
Ко дню учителя: лучшие песни из фильмов про школу!
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание фильма «Особенности национальной рыбалки»
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма бабушка!
Журнал
Рассказы о съёмках фильма «Морфий»
Сценарий к фильму по мотивам произведений Михаила Булгакова написал Сергей Бодров-мл. Он же должен был играть главную роль, но случилась трагедия в Кармадонском ущелье. Алексей Балабанов снял фильм в память о друге.
Режиссер Алексей Балабанов: «История очень простая: я взялся за этот сценарий, потому что его написал Сережа Бодров. Он мой друг, и мы много чего хотели вместе делать, обсуждали разные проекты. Он действительно мой друг, и поэтому я решил продолжить то, что он не успел, его дело. Он очень хотел этот сценарий снимать. Вот и все…» [источник]
«Морфий», к/к СТВ, 2008, реж. А. Балабанов
«Все принципиальные вещи придумал Сережа, все главное придумал он — то есть он рассказ „Морфий“ вписал в „Записки юного врача“. Воткнул и провел главного героя, потому что это был сам Булгаков, это автобиографическая вещь. И он отчасти писал про себя, отчасти про меня, отчасти про каждого русского человека…» [источник]
«Морфий», к/к СТВ, 2008, реж. А. Балабанов
В фильме звучат записи Александра Вертинского. Некоторые песни были написаны им в 30-х годах, и герои фильма никак не могли их слышать — события разворачиваются в 1917−18 гг… Песню «Кокаинетка» за кадром исполняет питерская актриса и исполнительница шансона Татьяна Кабанова, в кадре — актриса Юлия Дейнега.
Режиссер Алексей Балабанов: «Я музыку уже нашел. Это музыка той эпохи, ее попсовые песни. Там будет настоящая музыка времени…»
Леонид Бичевин, исполнитель главной роли
«Морфий», к/к СТВ, 2008, реж. А. Балабанов
«Проходил пробы. Причем шел уже двадцать пятым актером. У Балабанова был подобран парень на роль Полякова, но ему пришлось отказаться из-за занятости в театре, а Балабанов требовал, чтобы актер переехал в Питер и, грубо говоря, жил на съемочной площадке. И тогда Леша позвонил и предложил принять участие в кастинге к новому фильму. На пробах мне сразу примерили костюм и очки, сделали прическу, но Балабанов был не уверен, заметил, что я повзрослел, а ему нужен был герой помоложе… Пришлось приехать к нему и во второй раз — на пробы сцены из фильма. Он сам их снимал, и я отметил, что после них он довольный, значит, что-то получилось из моих стараний…» [источник]
Ингеборга Дапкунайте, исполнительница роли Анны
«Морфий», к/к СТВ, 2008, реж. А. Балабанов
«Я готовилась. Пошла в больницу, научилась делать уколы. Разумеется, поведение Анны определяется эпохой, ведь это другой период времени. Например, моя героиня не сидит так, как я сейчас за столом, не пьет так чай. Для меня работа над образом — это перемещение в другой мир, и мир этот создан не мной…» [источник]
Светлана Письмиченко, исполнительница роли Пелагеи
«Морфий», к/к СТВ, 2008, реж. А. Балабанов
«Морфий» вообще шел у нас трудно. Были бесконечные сцены на морозе, настоящий пожар и чумазые погорельцы в кадре, в автобусе тоже холод, не согреться. В последний съемочный день Балабанов снимал главную сцену под условным названием «купание голых дев»: меня и Ингеборгу Дапкунайте посадили обнаженными в корыто. Корыто притащили в павильон «Ленфильма». Но тут выяснилось, что на студии нет горячей воды. Воду грели кипятильниками, потом оказалось — корыто протекает, стали стелить на дно полиэтилен. А мы с Ингеборгой все это время стояли в холодном павильоне мокрые и полуодетые. В итоге Леша своего добился — обнаженную натуру сняли. Мы же чуть не поссорились с Дапкунайте. Я постоянно прикрывалась, не желая вставать к камере лицом, она считала, что «обнаженки» должно быть поровну у обеих…» [источник]