морев принимает активное участие в личной жизни
Задание 2. Слова, употребленные без учета их семантики, замените нужными. Аргументируйте свой выбор. Отметьте предложения, в которых имеются логические ошибки.
1. Пискарев имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель. 2. Выбив Клякину зуб, обвиняемый приступил к его избиению. 3. Он сопровождал свои действия молча. 4. В нагрудном кармане его брюк было обнаружено две фотографии. 5. Помещение представляет собой куб размером 5 на 9 метров. 6. Севастьянов показал себя энергичным со стороны пьянства и прогулов. 7. Среди предъявленных мне голов крупного рогатого скота я признал быка по его физиономии. 8. Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание. 9. Преступники были задержаны бригадиров, который оглашал граждан села на очистку снега. 10. Пожар — такое мероприятие, которое приносит убытки. 11. При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым. 12. Я не собираюсь еще раз дублировать то, что совершила моя подзащитная. 13. Этот факт создал прямую угрозу пожарообеспечения. 14. Судом установлена невозможность взаимного проживания сторон. 15. Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой. 16. Аксеев, укрывшись мешком из-под картошки, остался на ночь в помещении склада для совершения недостачи.
Прошу вас тщательно подойти к моему делу, ибо я еще исправим.
Задание 3. Исправьте ошибки, вызванные многословием или пропуском слов. Выделите примеры, где пропуск слов создает логические ошибки.
1. Ну что из себя представляют, товарищи судьи, вот сами подсудимые, которые находятся сегодня на скамье подсудимых? 2. Справка выдана гр-ну Мухину Н. С. в том, что он работал на кирпичном заводе и убыл по случаю смерти. 3. Как измерить ту глубину бездны, в которую упал подсудимый? 4. Следует произвести неотложные действия по избиению потерпевшего Михалкина. 5. Неоднократно скот, закрепленный за ним, находился на посевах зеленки, по-прежнему пил, вел себя безобразно и был уволен из совхоза. 6. Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся. 7. В настоящее время работники отдела стали больше заниматься поджогами. 8. Брак изделий — сапоги яловые в количестве 19 штук — возложить на виновных ответчиков. 9. Ответчик иск не признал, показав, что иск не признает. 10. По мнению одного свидетеля, мнению которого, как и всех, верить мы не можем, Иванова давала прекрасные уроки. 11. Примерно в половине восьмого часа времени мы стали играть в хоккей. 12. Я видел, что эти мужчины пошли в сторону Парижской коммуны. 13. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения. 14. Допрошенный в качестве обвиняемого Шмаев в предъявленном ему обвинении виновным себя признал полностью. 15. Своим преступлением Иванов подорвал орган
ИВД. 16. Учитывая, что условия, способствовавшие совершению пре-:туплсния, явились результатом отсутствия недостаточно проводимой эаботы воспитательного характера среди населения, прошу принять иеры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. 17. Вещественные доказательства сданы в горотдел для привлечения к уголовной ответственности. 18. И, наконец, кабинет, который, так сказать, ненадлежащим образом, несоответственными мерами был закрыт. 19. Истец пояснил, что он расторгнул брак со своей бывшей женой потому, что она фарцовщица, т. е. спекулирует вещами по повышенным ценам. 20. Расследованием установлено: из дела усматривается, что Филиппова обвиняется в том, что 3 апреля 1999 года, придя в гости к своей подруге Симоновой, она учинила скандал, в результате которого развязала драку и причинила Симоновой К. С. легкие телесные повреждения.
Задание 2. Слова, употребленные без учета их семантики, замените нужными. Аргументируйте свой выбор. Отметьте предложения, в которых имеются логические ошибки.
1. Пискарев имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель. 2. Выбив Клякину зуб, обвиняемый приступил к его избиению. 3. Он сопровождал свои действия молча. 4. В нагрудном кармане его брюк было обнаружено две фотографии. 5. Помещение представляет собой куб размером 5 на 9 метров. 6. Севастьянов показал себя энергичным со стороны пьянства и прогулов. 7. Среди предъявленных мне голов крупного рогатого скота я признал быка по его физиономии. 8. Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание. 9. Преступники были задержаны бригадиров, который оглашал граждан села на очистку снега. 10. Пожар — такое мероприятие, которое приносит убытки. 11. При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым. 12. Я не собираюсь еще раз дублировать то, что совершила моя подзащитная. 13. Этот факт создал прямую угрозу пожарообеспечения. 14. Судом установлена невозможность взаимного проживания сторон. 15. Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой. 16. Аксеев, укрывшись мешком из-под картошки, остался на ночь в помещении склада для совершения недостачи.
Прошу вас тщательно подойти к моему делу, ибо я еще исправим.
Задание 3. Исправьте ошибки, вызванные многословием или пропуском слов. Выделите примеры, где пропуск слов создает логические ошибки.
1. Ну что из себя представляют, товарищи судьи, вот сами подсудимые, которые находятся сегодня на скамье подсудимых? 2. Справка выдана гр-ну Мухину Н. С. в том, что он работал на кирпичном заводе и убыл по случаю смерти. 3. Как измерить ту глубину бездны, в которую упал подсудимый? 4. Следует произвести неотложные действия по избиению потерпевшего Михалкина. 5. Неоднократно скот, закрепленный за ним, находился на посевах зеленки, по-прежнему пил, вел себя безобразно и был уволен из совхоза. 6. Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся. 7. В настоящее время работники отдела стали больше заниматься поджогами. 8. Брак изделий — сапоги яловые в количестве 19 штук — возложить на виновных ответчиков. 9. Ответчик иск не признал, показав, что иск не признает. 10. По мнению одного свидетеля, мнению которого, как и всех, верить мы не можем, Иванова давала прекрасные уроки. 11. Примерно в половине восьмого часа времени мы стали играть в хоккей. 12. Я видел, что эти мужчины пошли в сторону Парижской коммуны. 13. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения. 14. Допрошенный в качестве обвиняемого Шмаев в предъявленном ему обвинении виновным себя признал полностью. 15. Своим преступлением Иванов подорвал орган
ИВД. 16. Учитывая, что условия, способствовавшие совершению пре-:туплсния, явились результатом отсутствия недостаточно проводимой эаботы воспитательного характера среди населения, прошу принять иеры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. 17. Вещественные доказательства сданы в горотдел для привлечения к уголовной ответственности. 18. И, наконец, кабинет, который, так сказать, ненадлежащим образом, несоответственными мерами был закрыт. 19. Истец пояснил, что он расторгнул брак со своей бывшей женой потому, что она фарцовщица, т. е. спекулирует вещами по повышенным ценам. 20. Расследованием установлено: из дела усматривается, что Филиппова обвиняется в том, что 3 апреля 1999 года, придя в гости к своей подруге Симоновой, она учинила скандал, в результате которого развязала драку и причинила Симоновой К. С. легкие телесные повреждения.
Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова
Слово эффективно воздействует в том случае, когда употребляется в соответствии с присущим ему значением. Употребление слова без учета его семантики делает речь неточной: Ранее Прохоров был уже оштрафован за неграмотность выражений. На скамье подсудимых — подросток за совершение неприятного преступления. Подобные ошибки возникают вследствие непонимания значения слова, чаще — в результате небрежности. Следователь пишет: Драка носила взаимный характер со стороны всех указанных лиц, хотя драка— это «ссора, стычка, сопровождаемая взаимными побоями». В итоге образовалось многословие. Адвокат говорит: В суде тщательно анализировалась фразеология беседы экипажа между собой и землей, однако ни одно из зафиксированных в словаре значений слова фразеология— 1) устойчивое сочетание слов; 2) совокупность приемов словесного выражения; 3) красивые, напыщенные фразы — не вписывается в данный текст. Прокурор, выражая мнение о мере наказания подсудимому, говорит: Я полагаю назначить Стрелову меру наказания в виде 4 лет лишения свободы, а следовало сказать считаю необходимым назначить, так как назначать меру наказания будет суд, а не прокурор.
Крупный ученый-юрист, анализируя композицию судебной речи, пишет: «Именно здесь. имеется широкое поле для проявления способности к логическому мышлению, созданию убедительных психологических догадок». Но догадка — это «предположение, допущение, гипотеза, домысел, подозрение». На суде же нужны не предположения и подозрения, а выводы, убедительные мнения, решения, доказательства. Значит, в данном случае правильнее употребить вывод, заключение, обоснование.
Раздел 1. Точность словоупотребления 91
Довольно часто без учета семантики используется юристами слово пояснить. Пояснить — значит «внести ясность, сделать что-либо ясным», а в обвинительном заключении читаем: Давая заведомо ложные показания, Рыбинцев пояснил, что он на машине не выезжал и преступления не совершал (наиболее удачным здесь будет заявил). Есть юридический термин показать, который следует употреблять в сочетании со словами обвиняемый, подсудимый. Значит, в примере Обвиняемый пояснил допущена та же ошибка (надо: показал). Здесь вовремя будет привести слова адвоката Н. П. Кана. Вдумаемся в то, что он сказал в речи по делу Далмацкого: «Под давлением фактов Еременко впоследствии признал фальшивость первоначального показания. Нет, Еременко верить опасно, тем более, что и процессуально он не свидетель, а обвиняемый, чьи показания требуют особо тщательной проверки».
Нередко используются в несвойственном им значении слова обратно, занимать, достаточно. Обратно — значит «назад, в обратную сторону» (не опять!). Занимать — «брать на время, взаймы»; одолжить — «дать в долг». Поэтому в высказывании Семина занимала ей вот такие большие суммы денег следовало употребить одалживала или давала в долг. В примерах Достаточно бедные родители и достаточно плохое качество неточно употреблено слово достаточно, так как невозможно определить достаточность бедности или плохого качества; в примере достаточно много создается многословие: или достаточно, или много.
Еще пример: Достаточно большой уровень образования. Вы только вдумайтесь в эти слова! Во-первых, не сочетаются слова большой уровень (надо: высокий); во-вторых, как определить достаточность уровня образования? Или: Моему ребенку исполнился год. Он уже достаточно самостоятельный. Можно сказать, что слово достаточно стало «модным» и нередко употребляется без учета семантики. Чтобы не допускать ошибок в употреблении слова обратно, запомните пример: Обратно покойника несут.
Очень часто в процессуальных актах неуместно, без учета семантики используются термины трупи умерший. Труп гр-ка Борина Вячеслава Михайловича проживает в Красноярске по ул. Щорса, № 18, кв. 42; или: Труп летел несколько метров, а потом упал и скончался; или: Суд не может удовлетворить просьбу умершего о взыскании средств на погребение (в последнем примере пропущено родственников после слова просьбу). Как видно из последних трех примеров, употребление слов без учета их семантики нередко ведет к логическим ошибкам.
Нечеткая дифференциация понятий, подмена понятий также является причиной логических ошибок: Возвращаясь из рейса,
92 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста
Короткое задремал, что явилось результатом его столкновения со стоящим недалеко от обочины столбом (надо: что явилось причиной его наезда на. ).
Одной из причин логических ошибок является неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее в результате смешения родовых и видовых понятий, а также нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий, напр.: Из магазина была совершена кража пылесоса и другого медицинского оборудования (надо: кража пылесоса и медицинского оборудования); или: Воеводину вменяется в вину угон автотранспорта (надо: угон автотранспортного средства). Нелогичность высказывания, искажение его смысла появляется в результате несоответствия посылки и следствия: Рост преступности зависит оттого, насколько упорно и эффективно ведется борьба с правонарушениями (надо: Снижение преступности зависит. ). Еще пример: Солонин обвиняется в том, что он был задержан за управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (надо: Солонин обвиняется в том, что управлял автотранспортным средством в нетрезвом состоянии).
Пропуск слов, как мы видели, порождает логические ошибки и создает неуместный в официальной речи комизм: Я ударил его за то, что он выкрутил болт у моего брата (какой болт? откуда?); или: Подсудимый Миров продолжал вместе с умершей Мировой злоупотреблять спиртными напитками (надо: с ныне умершей, с ныне покойной).
Неточный выбор слова во многих случаях нарушает лексическую сочетаемость: Все соседи просят ликвидировать Пастухова от общества (не сочетаются ликвидировать от общества, надо: изолировать); или: Я спустился в подвал и встретил там мешок с двумя раковинами (не сочетаются встретил мешок, надо: увидел); или: тихо несущееся тело.
Нередко приходится наблюдать в уголовных процессуальных актах нарушение сочетаемости слова благодаря. Благодаря — значит «при помощи, с помощью», следовательно, сочетается со словами, имеющими положительную окраску: благодаря трудолюбию, благодаря стремлению к., благодаря помощии не сочетается со словами, имеющими негативную окраску: благодаря халатности, благодаря нежеланию работать, благодаря пьянкам и др.
Невнимательное отношение к значению слова вызывает многословие: Мовшенко всякий раз отзывается только положительно на просьбы своих соседей, с которыми он живет вместе; или: Соколов Тимофей Петрович за период своей работы к ра-
Раздел 1. Точность словоупотребления 93
боте относился добросовестно. Всегда создает многословие слово будучи, будучи в нетрезвом состоянии, будучи допрошенный в качестве обвиняемого. Исправим: в состоянии алкогольного опьянения, допрошенный в качестве обвиняемого.
Разновидностями многословия являются тавтология и плеоназм. Тавтология — это повторение одного и того же слова или одно-коренных слов: Я прошу вас, определяя меру наказания по статье 206, части 3, определить минимальную меру наказания по этой статье; или: Истец доказывает свои требования бездоказательными доказательствами. Повторение одних и тех же слов порождает бедность речи, как, к примеру, в обвинительных речах по делу Томашенко, по делу Легалина*. В отдельных случаях тавтология в тексте закона и процессуальных актов оправдана: это связано с необходимостью повторения терминов: Условно-досрочное освобождение от наказания или замена неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст. 53 УК РСФСР). Обвинительное заключение по делу Ивановой И. И., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 89 УК РСФСР; или: 21 января 1990 года в 2 часа дежурный милиционер ночной милиции РОВД младший сержант милиции Петухов и милиционер-шофер Ивлев заметили идущего с двумя чемоданами гражданина. Словосочетание выделить в отдельное производство употреблено в Уголовно-процессуальном кодексе, поэтому является нормой юридической речи».
Плеоназм — излишнее словосочетание, в котором первое слово включает в себя значение второго: 31 августа 1987 г. потерпевший Борисов поселился жить в гостинице «Огни Енисея» (поселиться — «устроиться на жительство», значит, жить лишнее). Подсудимый Нурразбаев стал пинать ногами потерпевшую (пинать — «наносить удары ногами», ногами надо убрать). Лишними являются слова хлеба в словосочетании булка хлеба, народа (толпа народа), денег (рублей денег), главная (главная суть), времени (2 часа времени), белая (белая блондинка), памятные (памятные сувениры), семинарские (семинарские Занятия; надо: семинары), назад (не оглянувшись назад).
Плеоназмы появляются и в монологической судебной речи из-за стремления к уточнению: ложный оговор, темные тени, около мертвого трупа; к сожалению, отмечен плеоназм и в тексте УК РСФСР: уклонение от призыва по мобилизации в Вооруженные Силы. Уберем призыва по и получим: Уклонение от мобилизации.
94 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста
Лингвистические термины
Семантика— смысловая сторона языковых единиц.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое слово? 2. Какова основная функция слова? 3. Что называется лексическим значением слова? Что составляет его основу? 4. Какие части речи не называют понятий? 5. Что такое лексическая сочетаемость? 6. К каким ошибкам ведет употребление слова без учета его семантики? 7. Какие ошибки в выборе слов являются причиной логических ошибок? 8. Что такое тавтология? плеоназм? 9. Что нужно знать об употреблении местоимений в речи?
Примерный план практического занятия
1. Слово — основная единица речи. Основные функции слова.
2. Лексическое значение слова. Соотношение: слово — значение — понятие.
Раздел 1. Точность словоупотребления 95
3. Речевые ошибки, вызванные употреблением слова без учета его семантики.
Задание1. Проанализируйте обвинительное заключение по делу Плескацевича (с. 314) с точки зрения точности словоупотребления. Обратите внимание на употребление слова забрал.
Задание 2. Слова, употребленные без учета их семантики, замените нужными. Аргументируйте свой выбор. Отметьте предложения, в которых имеются логические ошибки.
Задание 3. Исправьте ошибки, вызванные многословием или пропуском слов. Выделите примеры, где пропуск слов создает логические ошибки.
96 Часть II. Функционирование языковых единиц в речи юриста
1. Ну что из себя представляют, товарищи судьи, вот сами подсудимые, которые находятся сегодня на скамье подсудимых? 2. Справка выдана гр-ну Мухину Н. С. в том, что он работал на кирпичном заводе и убыл по случаю смерти. 3. Как измерить ту глубину бездны, в которую упал подсудимый? 4. Следует произвести неотложные действия по избиению потерпевшего Михалкина. 5. Неоднократно скот, закрепленный за ним, находился на посевах зеленки, по-прежнему пил, вел себя безобразно и был уволен из совхоза. 6. Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся. 7. В настоящее время работники отдела стали больше заниматься поджогами. 8. Брак изделий — сапоги яловые в количестве 19 штук — возложить на виновных ответчиков. 9. Ответчик иск не признал, показав, что иск не признает. 10. По мнению одного свидетеля, мнению которого, как и всех, верить мы не можем, Иванова давала прекрасные уроки. 11. Примерно в половине восьмого часа времени мы стали играть в хоккей. 12. Я видел, что эти мужчины пошли в сторону Парижской коммуны. 13. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения. 14. Допрошенный в качестве обвиняемого Шмаев в предъявленном ему обвинении виновным себя признал полностью. 15. Своим преступлением Иванов подорвал орган МВД. 16. Учитывая, что условия, способствовавшие совершению преступления, явились результатом отсутствия недостаточно проводимой работы воспитательного характера среди населения, прошу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. 17. Вещественные доказательства сданы в горотдел для привлечения к уголовной ответственности. 18. И, наконец, кабинет, который, так сказать, ненадлежащим образом, несоответственными мерами был закрыт. 19. Истец пояснил, что он расторгнул брак со своей бывшей женой потому, что она фарцовщица, т. е. спекулирует вещами по повышенным ценам. 20. Расследованием установлено: из дела усматривается, что Филиппова обвиняется в том, что 3 апреля 1989 года, придя в гости к своей подруге Симоновой, она учинила скандал, в результате которого развязала драку и причинила Симоновой К. С. легкие телесные повреждения.
Задание 4. Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов.
Раздел 1. Точность словоупотребления 97
видела. 21. Протоколом осмотра места происшествия установлено. 22. Экипажем самолета было допущено авиапроисшествие. 23. Я верю в возможность преобразования личности моего подзащитного. 24. Глухов учинил разбой сервиза. 25. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями. 26. Совокупность небрежного и неосторожного умысла в действиях подсудимого суд считает доказанной. 27. Жердин нанес неизвестному лицу травмы на лицо. 28. Эти показания противоречат показаниям того общества, в котором находилась Шаркут. 29. Карташов сопровождал рукоприкладство нецензурным содержанием. 30. Имею циркулярную пилу, оборудованную кустарным производством.
Задание 5.Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Подумайте, где тавтология оправдана.
Задание 6.Отметьте неуместное употребление местоимений и слова последний. Замените их, где надо, существительными.
1. Бортников обещал, что работа будет. Члены бригады стали говорить, что время идет, а заработка нет, что надо искать другую работу. Он вспомнил о разговоре с Ливиченко, обратился к нему, и он сказал, чтобы приходили и устраивались. 2. Поскольку СМУ-6 обеспечивало их транспортом недостаточно, а он ранее обещал Козабкову устроить его шофером в Норильске, то он попросил Бортникова переговорить по этому вопросу с начальником АТУ ТЭС, тот переговорил, а он затем пошел в отдел кадров и помог Козабкову устроиться шофером. 3. В тот же день колхозные и хозяйские коровы начали колоться, из-за этого между ними произошел скандал. В результате скандала Быкины стащили их с лошадей и немного потрясли за одежду. 4. Как в дальнейшем оказалось, ножом водителю угрожал гр-н Плескацевич, и он приезжал к своей бывшей жене, но во время его приезда он уже уехал к себе в общежитие по ул. Коммунальная, № 429. К его приезду в общежитие Плескацевич пьяный спал. 5. Руко-суева рассказала, что 5 февраля мы пришли с мужем домой, и он, и я были
98 Часть П. Функционирование языковых единиц в речи юриста
Задание7. Из обвинительного заключения по делу Чайкиной (см. с. 317) выберите примеры неточного словоупотребления. Исправьте ошибки.
Задание8. Подготовьте обвинительное выступление для импровизированного товарищеского суда над условным работником следственного отдела, который из-за небрежного отношения к языку допускает в уголовных процессуальных актах большое количество речевых ошибок, что затрудняет расследование преступлений. Используйте приведенный для упражнений материал.
Задание 9.Составьте протокол осмотра места происшествия (той аудитории, в которой находитесь). Не забывайте о точности словоупотребления. Форму протокола, его реквизиты проверьте по сборнику «Процессуальные акты предварительного расследования. Примерные образцы».
Задание 10. Обоснуйте уместность употребления местоимения свой в ст. 104 и 129 УК РСФСР.
Задание 11. Познакомьтесь со словарем: В. И, Даль. Словарь живого великорусского языка. Объясните, почему он так называется. Чем различается расположение слов в словаре В. И. Даля и
Раздел 1. Точность словоупотребления 99
в других толковых словарях? Как дается толкование слов? Чем Вам нравится этот словарь? В каком случае Вы обратитесь к нему? Расскажите об этом на практическом занятии.
Задание 12.Составьте тезисы своего выступления перед работниками РОВД, прокуратуры на тему «Точность словоупотребления в речи юриста». Отдайте их преподавателю на рецензирование.
Студенты МП-факультета активно участвуют в научной жизни
Несмотря на дистанционный формат обучения, студенты МП-факультета под руководством преподавателей кафедры теории права и сравнительного правоведения активно участвуют в научной жизни.
9 октября в Москве в рамках ХV Фестиваля науки на юридическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова состоялась Международная онлайн-конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Эволюция права — 2020», организованная при информационной поддержке компаний «Гарант» и «Консультант Плюс». В работе государственно-правовой секции конференции приняла участие студентка 3 курса МП-МИЭП Злата Егорова с докладом «Правовая природа дипфейков» (научный руководитель — старший преподаватель Д.М.Осина). Члены жюри высоко оценили уровень подготовки студентки. По итогам конференции будет издан сборник работ, индексируемый в РИНЦ.
В ноябре в рамках научного сотрудничества с преподавателями кафедрыстуденты МП-факультета приняли участие в Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2020». Студент 2 курса МП-факультета Эдуард Астафоров был признан победителем секции «История политических и правовых учений». По результатам конференции доклады студентов 2 курса МП-факультета Эдуарда Астафорова «Релевантность воззрений М.М.Ковалевского к современным проблемам сравнительного правоведения» (научный руководитель — доцент Е.А.Рыжкова), Ниджата Аскерова «Первые религии и священные тексты в Иране как источники права» (научный руководитель — доцент Е.А.Рыжкова), Никиты Макарова «Значение сравнительно-правовых исследований в сфере уголовного права» (научный руководитель — доцент В.М.Малиновская) и доклад студента 3 курса МП-факультета Дмитрия Копейкина «Значение практики органов публичной администрации Дании при разрешении споров в судебном порядке» (научный руководитель — доцент Е.А.Рыжкова) были опубликованы в Материалах Международного молодежного научного форума «Ломоносов — 2020».
На IV Международном конкурсе студенческих работ по ближневосточной проблематике им. Е.М.Примакова особо был отмечен доклад студента 2 курса МП-факультета Егора Васильева «Историческое развитие шиизма и его положение в современном Иране» (научный руководитель — доцент Е.А.Рыжкова), который прошел жесткий отбор для публикации в сборнике конференции.
6 ноября студент 2 курса МП-факультета Эдуард Астафоров принял участие во II Всероссийской научной молодежной конференции «Современные проблемы общей и отраслевой теории права», которая была организована Самарским национальным исследовательским университетом им. С.П.Королева. Доклад Э.Астафорова «Государство и право: что первично?» был посвящен крайне дискуссионному вопросу о соотношении государства и права с позиций различных типов правопонимания и школ правоведения. Доклад был подготовлен под научным руководством доцента А.М.Михайлова.
19-21 ноября в Университете имени О.Е.Кутафина (МГЮА) в рамках VII Студенческого юридического форума «Трансформация права в XXI веке: вызовы и перспективы» Эдуард Астафоров выступил с докладом «Особенности развития мусульманской правовой семьи в XXIв.» (научный руководитель — доцент Е.А.Рыжкова).
Кроме того, осенью вышел в свет сборник материалов XV Международной школы-практикума молодых ученыхюристов «Конституция и модернизация законодательства», которая была проведена Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации совместно с Международным союзом юристов 27 мая — 5 июня, где был опубликован доклад Эдуарда Астафорова «„Арабская весна“ в Марокко: уникальный случай модернизации конституции» (научный руководитель — доцент Е.А.Рыжкова).
Поздравляем студентов и их научных руководителей и желаем им дальнейших успехов!