мораль играет особую роль в регулировании жизни общества она представляет собой форму а особые
Тема 8. Мораль. Нравственная культура
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
– натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
– теологический подход – мораль дарована человеку Богом;
– социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
– культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «не убий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos – обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Важнейшие функции морали в обществе
– Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
– Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
– Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
– Конститутивная (от лат. constitus– утвердившийся, установленный) – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
– Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.
Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.
Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления(умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Таким образом, нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.
C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.
Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.
Мораль
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.
Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.
Марксистское обществознание отстаивает тезис о том, что мораль есть явление, во‑первых, производное от экономики и, во‑вторых, служебное, обслуживающее базис. Эта мысль подтверждается ссылками на историческую изменчивость моральных норм, на сословно‑классовую сущность многих моральных кодексов. Действительно, моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни.
При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.
Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких‑то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.
Единство между ними выражается в том, что:
1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
2) у норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения;
3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;
4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.
Однако между нормами права и морали существует много отличий:
1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов;
2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных нормах — общественное мнение;
3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом морали выступают совесть индивида и общественное мнение, общественная оценка поведения людей;
4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. п.);
5) для правовых норм характерна большая, нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;
6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:
1) реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали;
2) право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости обществе;
3) в некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм Именно через право шел процесс преодоления кров ной мести — одного из постулатов морали прошлого времени;
4) нравственные воззрения являются той основой, на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы и, в конечном счете, содержание правовых норм;
5) некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, уголовные нормы).
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения.
Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Мораль дарована человеку Богом
Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки)
Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)
Распространяется на членов данной общины
Мистическая боязнь определённых актов или существ
Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах
Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора
Авторитет общественного мнения
Традиция (от лат. traditio — передача)
Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения
Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора
Авторитет общественного мнения
Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение
Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения
Разложение родового строя
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И всё же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)
Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего)
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия
• Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на всё общество
• Имеют один объект регулирования — общественные отношения
• Выступают мерой свободы в обществе
• Связаны с категорией «социальная справедливость»
• Имеют сходную структуру
• Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении
• Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
• Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений
• Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
• Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей
• Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
• Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы
• Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определённость формулировок
• Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.)
• Регулируют отношения, подконтрольные государству
• Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого
• Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного
Мораль выполняет в обществе важнейшие функции.
Регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни
Утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию
Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности
Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный)
Принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде
Обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества она представляет собой форму а особые
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Обществознание (Вариант 21)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества. Она представляет собой форму ___(А), особые духовные правила, регулирующие поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль не только регулирует___(Б) между людьми. Она участвует в формировании индивидуального ___(В), морального сознания и человека. Цель ___(Г) состоит в формировании свободной и ответственной духовной личности, способной к ___(Д). Кроме того, мораль представляет собой особого рода ____(Е): через мораль человек познает законы добра, различные формы проявления добра и зла в мире, получает представление о таких понятиях, как жизнь, справедливость, счастье».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Подборка тестовых заданий к ЕГЭ
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Учёные установили, что в процессе социализации индивиды перенимают мо дели поведения представителей своего пола. (Б) Социализация предполагает усвоение принятых в обществе образцов поведения, норм и ценностей, знаний и навыков.
(В) Исследователи доказали, что она обеспечивает функционирование индивида в обществе. (Г) К сожалению, тендерная социализация связана с при нятием многих стереотипов. (Д) В обществе сложилось представление о мягко сти, беззащитности и домовитости женщин, силе и предприимчивости мужчин.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено опре делённой буквой.
(А) Важность политического участия граждан трудно переоценить. (Б) Полити ческое участие — действия, посредством которых рядовые граждане в рамках любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности. (В) Согласно социологическим опросам, 2/3 граждан участвуют в политической жизни, исполняя роль избирателя. (Г) Досадно, что не все граж дане реализуют свои политические права. (Д) В современном западном обществе получил распространение политический абсентеизм.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочета ний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходи мо вставить на место пропусков. Каждое слово (словосочетание) мо жет быть использовано только один раз.
«Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества. Она представля
ет собой форму (А), особые духовные правила, регулирующие
поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль не только регулирует (Б) между людьми. Она
участвует в формировании индивидуального морального сознания и (В)
человека. Цель (Г) состоит в формировании свободной и ответ-
ственной духовной личности, способной к
Кроме того, мораль представляет собой особого рода
мораль человек познаёт законы добра, различные формы проявления добра и зла в мире, получает представление о таких понятиях, как жизнь, справедливость, счастье».
4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
Глобальные проблемы — проблемы, создающие угрозу выживанию человече ства как биологического вида. (Б) Группа учёных во главе с А. Печчеи органи зовали так называемый Римский клуб — международную неправительственную организацию, цель которой — изучение глобальных проблем современного мира. Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе
современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разре шить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочета ний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходи мо вставить на место пропусков.
«Заботы профессиональных союзов непосредственно связаны с _____ (А)
той работы, которой занимаются их члены. И всё же у всех профессиональных объединений есть общие задачи. Важнейшими из них являются улучшение_____- (Б) и обеспече ние его безопасности. Заботит их и предоставление ______ (В) под
росткам и женщинам (особенно беременным или имеющим малолетних детей). Постоянная забота профсоюзов — снижение _____- (Г) работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты_______- (Д) и нормы, обеспечивающие снижение производственного травматизма. Но в мире экономики всё имеет свою цену. Такая деятельность профсоюзов при водит к реальному удорожанию труда для _______ (Е)».
условия труда 6) заработная плата
профессиональность 7) особенности
риск гибели 8) фирмы-покупатели
специальные законы 9) страхование
6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено опре делённой буквой.
(А) Рост цен в стране Z в зимние месяцы оказался «скромнее» ожиданий боль шинства экономистов. (Б) Инфляция составила 1,9 % (2,8 % за зиму предыду щего года). (В) Скорее всего, этому способствует снижение цен на нефть на ми ровых торговых площадках. (Г) Возможно, сыграла свою роль и стабилизация цен на энергоносители на внутреннем рынке. (Д) Динамика цен является осно ванием для корректировки объёма денежной массы в обращении.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В современной науке нет однозначного мнения о том, какие факторы влияют достижение молодёжью социальной зрелости. (Б) Фактор — причина, дви сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. (В) Учёные относят к таким факторам семью, систему образования, и массовую культуру, молодёжные организации и стихийные группы. (Г) К сожа.
нию, не все молодые люди готовы к трудностям взрослой жизни и ответственности за свои действия. (Д) Плохо, что уровень запросов и притязаний современной мо.т:- дёжи непомерно завышен и слабо соотносится с её реальными возможностями.
Определите, какие положения текста имеют
фактический характер 2) характер оценочных суждений 3)характер теорий
8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочета ний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходи мо вставить на место пропусков.
«Безработица представляет собой социально-экономическое явление, которое на
ступает в случае превышения (А) трудовых услуг над___- (Б) и проявляется в том, что часть трудоспособных граждан не занята в производстве товаров и услуг. На характер современной безработицы су щественное влияние оказывают уровень____ (В), освоение но вых территорий, появление новых видов деятельности, усиление внешнеэкономиче ской конкуренции._______(Г) не означает абсолютного отсутствия безработицы. Ей соот ветствует__ (Д) безработицы, который связан с поиском наибо лее подходящих рабочих мест, обучением новым специальностям._________ (Е) изменениями спроса и др.».
9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
А) Нормальный товар — товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приоб ретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Установлено, что товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых про дуктов питания. (Д) Немецкий статистик Э. Энгель сделал вывод о зависимости спроса от уровня доходов.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
10.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный институт — это механизм воспроизводства социальных коммуни
каций и поддержания порядка в _____— (А). Социальные институты выполняют функции социального ________ (Б) и контроля. Их функции социального контроля сводятся, с одной стороны, к при менению________ (В) в отношении поведения, нарушающего установлен ные ________ (Г), а с другой — к поддержке желательного поведения. С внешней стороны социальный институт представляет собой совокупность лиц, организаций, наделённых определёнными____________ (Д) и осуществляю
щих конкретную социальную функцию, а с содержательной стороны — систему
___________ (Е) определённых лиц в конкретных ситуациях».
11.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Сергей Петрович дал в долг большую сумму денег своему коллеге. (Б) Ког да подошло время, коллега отказался возвращать долг. (В) Хорошо, что сделка была оформлена в соответствии с законом. (Г) Сергей Петрович истребовал вы плату долга через суд. (Д) Суд — орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного государства про цессуальном порядке.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд словосочетаний. Выберите из предлагаемого списка словосочетания, которые необходимо вставить на место пропусков.
Преобладали ________(В) и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпора тивной,_________ (Г)._________ (Д) не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведённого продукта зависело от положения чело века в ________ (Е)».
экстенсивная технология 6) частная собственность
государственная собственность 7) примитивное ремесло
традиционное общество 8) интенсивная технология
мануфактурное производство 9) индустриальное общество
13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Во время социологического опроса учёные задавали жителям страны Z воп рос: «Какую роль семья играет в жизни человека?» (Б) 75 % опрошенных отметили важную роль семьи в развитии личности. (В) В то же время настора живает, что почти четверть опрошенных считает, что семья как социальный институт не выполняет своих функций. (Г) Социальный институт — это истори чески сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей обще ства и направленная на реализацию в нём определённых социальных функций. (Д) К сожалению, часть молодых людей ценит семью только за оказываемую ею материальную поддержку.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
14.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочета ний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по __ (А) граждан,объеди нившихся на основе общности интересов для их реализации. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организацион но-правовых форм: общественная организация, общественный фонд,_______ (Б). Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед_____ (В). Деятельность общественных объединений основывается на принципах добро вольности, равноправия, (Г) и законности. Общественные объедине ния свободны в определении своей внутренней структуры, ________ (Д), форм и методов своей деятельности.
Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — (Е)».
15.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Международный политический процесс — совокупность действий и взаимо отношений субъектов мирового сообщества по реализации своих и общих инте ресов. (Б) ООН была создана для поддержания мира и безопасности во всём мире, укрепления сотрудничества между государствами. (В) Организации, дей ствующие под эгидой ООН, борются за реализацию прав человека во всех сфе рах общественной жизни. (Г) Однако ООН в значительной мере дискредитирова ла себя предвзятостью и скандалами. (Д) Можно рекомендовать руководству ООН большей объективности в оценке мировых политических процессов.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
16.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд словосочетаний. Выберите из предлагаемого списка словосочетания, которые необходимо вставить на место пропусков.
« (А) — идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу лю дей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гума нистические течения общественной мысли. Историческая практика показывает, что оно недостижимо. И не только из-за различия способностей людей, но и вследствие неодинаковости___ (Б), а также качества и продуктивности их труда.
В этом смысле________ (В) неустранимо и лишь меняет свои формы и раз меры.
Стремление занять более высокое положение в _______ (Г) побуждает людей
к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки
ввести (Д) собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но и чрезмерное богатство, как и маргинальная бедность, гасят импуль сы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают ______(Е) общества».
17.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено опре делённой буквой.
(А) Социологи строят предположительную концепцию поведения интересую щей их социальной совокупности людей, исходя из фактов, определённого по ведения. (Б) Концепция — это теоретическое осмысление, обоснование поведе ния человека или любой социальной группы. (В) Психологи очень в этом пре успели. (Г) Например, если человек любит гулять один, да ещё в дождливую погоду, то это означает с большой долей вероятности, что он замкнутый чело век или склонен к самосозерцанию. (Д) Социологи также фиксируют различ ные зависимости.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
18. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
«В основе любой (А) — ограниченность ресурсов, разделение труда и (Б) продуктами. Система здесь необходима для установления опреде лённого (В) между ограниченными ресурсами для производства (Г) и безграничными потребностями людей в них. Совместить эти факты экономического________ (Д) можно лишь в условиях такой системы хозяйствова ния, при которой производство реально было бы заинтересовано в (Е) ис пользования ограниченных ресурсов, выпуске товаров, пользующихся спросом по требителей».
эффективность 4) технология 7) экономика
зависимость 5) обмен 8) бытие
равновесие 6) блага 9) цена
(А) СМИ — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают бы струю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. (Б) Люди узнают из СМИ, что происходит в их населённом пунк те, регионе, стране, мире в целом. (В) В нашей стране издаются тысячи печат ных СМИ, вещают сотни радиостанций и телеканалов. (Г) К сожалению, СМИ навязывают аудитории односторонний взгляд на проблемы общественного раз вития. (Д) Это опасно, поскольку общественные процессы чрезвычайно сложны и противоречивы.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
20.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочета ний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходи мо вставить на место пропусков
«Ограниченность — недостаточность объёма имеющихся____________(А) всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить. Ограниченность труда связана с тем, что число_________ (Б) жителей любой страны строго фиксировано в любой момент времени. Кроме того, по своим ______- (В), имеющимся навыкам лишь часть граждан пригодна для вы полнения конкретных видов работ. Эти ограничения можно ослабить, например, за счёт приглашения рабочих из-за рубежа или переобучения и подготовки работ ников по наиболее _______ (Г). Но на всё это нужно время, а моменталь ного расширения рамок рабочей силы добиться невозможно. Ограниченность земли (природных ресурсов) определяется страны и наличием в её недрах месторождений полезных ископаемых. Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны, тем, ка кой ______ (Е) она успела накопить».
21.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
22.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочета ний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходи мо вставить на место пропусков.
«Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера. Вера — особое ______ (А) уверенности в чём-либо при недостаточ ной информации. Религиозной вера становится при условии веры в _______ (Б) существование сверхъестественного, священного, возмож ность _________ (В) человека с ним. Содержание религиозной веры симво лично. Важным компонентом религиозного сознания являются эмоциональное отношение к сверхъестественному в соединении с религиозной ве рой. Религии присуща соответствующая ________ (Д), одним из проявле ний которой является культ. Содержание культа определяется религиозными иде ями. _____(Е) культовой деятельности являются осознаваемые в форме религиозных образов объекты и силы».
1)активность 6) восприятие
2)объективный 7) психологическое состояние
3)предмет 8) религиозные чувства
4)общение 9) субъективный
23.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Социальные изменения — это различные перемены, происходящие в тече ние некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, органи зациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индиви дами. (Б) Учёные различают эволюционный и революционный характер социальных изменений. (В) Эволюция — это процесс постепенного непрерывного изменения путём реформ. (Г) Революция — быстрое и глубокое изменение основных устоев политического, социального и культурного порядка, произведённое с преодолением сопротивления. (Д) Революционный процесс, как прави ло, негативно влияет на жизнь общества, дестабилизирует её.
Определите, какие положения текста имеют
характер оценочных суждений
характер теоретических утверждений
24.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Любой человек, занимающий высокую социальную позицию, стремится соот ветствовать своему______ (А) и вести себя должным образом. Так, от политика окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их_____ (Б) о поведении. Следовательно, статус и_______ (В) связывают ожидания людей. Если ожидания фор мально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер ___________ (Г). Требования и правила поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли следует _________ (Д), за неправильное — наказание. Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние
знаки отличия. Одежда является (Е), который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) мо жет быть использовано только один раз.