Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
№
Критерии оценивания ответа на задание 24
Баллы
24.1
Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
№
Критерии оценивания ответа на задание 24
Баллы
24.1
Раскрытие темы по существу
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта
2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)
0
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
План по теме «Мораль и нравственность», 11 класс, обществознание
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ.
Этика – философская наука, рассматривающая целостное теоретическое представление нравственной жизни общества.
Философия выявила обусловленность нравственного сознания и деятельности социальными условиями жизни человека, самосознанием личности.
Мораль – первая форма общественного человеческого сознания, выделившая человека из животного стада.
Мораль обеспечивает социальную стабильность, сплоченность и устойчивость.
Моральные нормы, требования обеспечивают развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.
В морали существуют познавательный, оценочный, регулятивный аспекты; все проявляются в индивидуальном сознании человека.
Нравственность – уровень морального поведения людей.
Итог позитивного закрепления моральных норм в индивидуальном сознании – моральные убеждения, моральные принципы, ставшие правилом ее практического применения.
Этические категории – это фундаментальные понятия морали, отражающие события в жизни с точки зрения самых общих моральных оценок:
— честь и достоинство личности;
10. Нравственная культура – осуществление на практике нравственного идеала.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-068098
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал поддерживать сельские школы
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год
Время чтения: 1 минута
Понятие «образовательные услуги» будет исключено из закона об образовании
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Цель урока – ознакомить с основными понятиями темы.
Образовательная: познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.
Развивающая: развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Организационный момент ( 5 минут)
Изучение нового материала (25 – 30 минут)
1. Вводно-мотивационный этап
Без Доброты нам было б слишком тесно,
Без Доброты, нам было бы темно…
Лишь с Добротой хватает в сердце места,
Чтобы любить и помнить все равно.
И даже если все давно остыло,
Нам Доброта поможет пережить,
Все то, что в сердце болью долго ныло,
Чтобы опять виновного простить.
Лишь с Добротой способны к Состраданью,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!
— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы детей)
Итак, тема нашего урока «Мораль и нравственность» (слайд 1)
Моральную и нравственную сторону жизни рассматривает наука Этика (слайд 2 )
План урока: (слайд 3)
Мораль в жизни людей
Мир моральных категорий
Основные понятия и термины ( слайд 4 )
2. Операционно-содержательный этап
1. Мораль в жизни людей
-Мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принципиально отличаться от животного стада. Утрата морали означает превращение человека в человекоподобное существо. Именно это имел в виду французский философ Э. Мунье (1905 — 1950), говоря, что неандертальский человек еще сидит в каждом из нас и для его проявления достаточно ≪снять культурные одежды≫. Все известные формы организации человеческого общества (род, племя, этнос, нация, государство), как правило,
достаточно бережно относятся к морали, рассматривая ее в качестве важнейшего структурного элемента духовной сферы, обеспечивающего социальную стабильность, сплоченность и устойчивость. (слайд 5)
В истории общественной жизни можно найти немало периодов, отмеченных кризисными явлениями в духовно-нравственной сфере того или иного общества или отдельных социальных групп, включая и молодежь. (Примеры из учебника)(слайд 6)
-В морали существуют познавательный, оценочный и регулятивный аспекты, взаимодействующие друг с другом. Все они непосредственно отражаются в индивидуальном сознании человека, в котором представлены нормы, принятые общественным мнением. Эти нормы многообразны и отличаются друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения и уровнях одобрения. (Привести примеры из учебника) Нормы функционируют на основе принципов морали, представляющих собой предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной
группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм и др.). (слайд 8)
-Итак, мы рассмотрели понятия морали и нравственного сознания, узнали про существование 3х моральных аспектов, теперь необходимо поговорить про функции морали. Каковы они на ваш взгляд? (ответы ребят)(как вывод учащиеся просматриваютслайд 9, делают записи в тетрадях)
— А что такое нравственность? (ответы детей)
Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни(слайд 10)
— Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важнее руководствоваться ими в повседневной жизни. Итогом позитивного закрепления моральных норм в индивидуальном сознании становятся моральные убеждения как принятые личностью моральные принципы, ставшие правилом ее практического поведения. Одним из порождений моральных убеждений выступает моральный автоматизм, когда поле человеческих действий заранее ограничено сферой морально допустимых поступков и соответственно другие варианты поступков просто не воспринимаются личностью. В итоге она обречена непрерывно решать практические, а не моральные проблемы, всегда предполагающие свободный выбор.
2.Мир моральных категорий(слайды 11 и 12)
Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.
Рассмотрим более подробно моральные категории. Дайте характеристику следующих моральных категорий (работа в мини-группах):
честь и достоинство личности
Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? ( факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний)(слайд 13)
Факторы развития нравственной культуры (слайд 14)
3. Рефлексивно-оценочный этап
— Подытожить наш разговор я предлагаю при помощи синквейна.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Технологическая карта урока «Мораль и нравственность
Технологическая карта занятия № 31-32 (Практическое занятие № 8)
по теме «Мораль и нравственность»
дисциплины/МДК/УП) Обществознание (включая экономику и право)
преподаватель/мастер Морозова И.С.
оборудование: Тетради для практических работ, методические рекомендации
1.Написать мини сочинение-рассуждение (эссе) по одному из трех высказываний философов (на выбор):
¾ «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» И.Кант
¾ «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» Б. Паскаль
¾ «Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений» П. Гольбах
2.Выявить сложные моменты и определить способы устранения сложностей.
Предметная : Сформировать у учащихся умение давать оценку современных процессам, происходящим в обществе, выражать свою позицию, уметь делать личностный прогноз.
актуализация личностного опыта обучающихся при изучении темы; создание условий для самореализации учащихся при решении задач, поставленных в ходе урока.
Развивающая: Развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность;
научить использовать формы, приемы и методы работы, способствующие развитию критического мышления; умение анализировать, делать выводы; развитие дисциплинированности, способности к саморегуляции.
Образовательная : Организация комплексного применения знаний и умений на практике.
Основные понятия, термины
Мораль, моральные нормы, нравственность
Формируемые образовательные результаты (знания, умения, компетенции)(из рабочей программы дисциплины, модуля)
¾ характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
¾ анализировать актуальную информацию о социальных объектах,
¾ осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
¾ формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
¾ подготавливать, творческую работу по социальной проблематике;
¾ уметь организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
¾ осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
¾ знать моральные ценности; понимать значение нравственности в жизни человека и общества.
Этап занятия, время
Результат (знания, умения, компетенции)
Организационный момент (2 мин).
Организация начала занятия, настраивание учащихся на учебную деятельность.
Преподаватель проверяет готовность аудитории и студентов к занятию (наличие необходимого оборудования, технических и наглядных средств, тетрадей и др. принадлежностей), раздает с помощью дежурных дидактические материалы к занятию, отмечает отсутствующих на занятии.
Подготовка к уроку.
уметь: организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка занятия (3 мин).
Активизация познавательной деятельности и интереса учащихся к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия.
Преподаватель обозначает тему занятия, подчеркивая ее значимость и актуальность (обсуждение проблемного вопроса: Нужны ли мораль и нравственность современному человеку? ) ; формулирует цель занятия, обозначает план предстоящей работы на занятии.
Обсуждение проблемного вопроса
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
Актуализация опорных знаний по изучению темы (5мин).
Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности учащихся к занятию.
Преподаватель задает учащимся следующие вопросы:
Нужна ли современному человеку мораль? Каковы её функции?
Что такое нравственность? Чем нравственность отличается от морали?
Ответ учащихся на вопросы преподавателя:
Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.
Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам. «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать так: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.
Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
знать моральные ценности; понимать значение нравственности в жизни человека и общества.
Методические указания преподавателя к самостоятельной работе студентов (3-5мин).
Подготовка учащихся к самостоятельной работе
Информационный (устное объяснение, рассказ)
Преподаватель разъясняет цели и задачи самостоятельной работы; определяет план выполнения практической части.
Преподаватель организует и контролирует выполнение студентами практических манипуляций, направленных на формирование практических умений и развитие способностей применять теоретические знания в практической деятельности.
Самостоятельная работа учащихся. Написание эссе по одному из высказываний философов (на выбор):
1. «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» И.Кант
2. «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» Б. Паскаль
3. «Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений» П. Гольбах
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
подготавливать, творческую работу по социальной проблематике.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации
Подведение итогов. Рефлекия (2 мин)
Подведение итогов занятия, формулирование выводов, оценивание деятельности учащихся на занятии.
Беседа, методы мотивации и эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха)
Преподаватель совместно с учащимися обсуждают итоги работы на занятии, обращаясь к поставленным целям занятия, делают выводы об их достижении; преподаватель дает оценку деятельности учащихся.
Обсуждение итогов работы на занятии вместе с преподавателем.
уметь организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.