монумент дорога жизни около села сомино
Памятник автомашине «ЗИС-5» в Подборовье
Фото и описание
В небольшой деревне Подборовье Бокситогорского района проживает примерно тысяча человек, но именно в этом месте осенью 1941 года было начато строительство военной автомобильной дороги №102, которая стала неотъемлемой частью известной Дороги жизни.
Легендарный памятник установлен вблизи железнодорожной станции деревни Подборовье, прямо на привокзальной площади. Об истории появления и становления памятного монумента подробно рассказывается в книгах, посвященных блокаде Ленинграда. Монумент представляет собой автомашину «ЗИС-5» – популярную «полуторку», которая и стала необычным памятником, навсегда увековечившим память о доблестных подвигах водителей выстроенной в то время Дороги жизни. Как было отмечено, строительство дороги началось в конце ноября – первых числах декабря 1941 года – как раз в это время фашистские захватчики напали на Тихвин, по причине чего все имеющиеся точки снаряжения города Ленинград были перемещены на две станции: Подборовье и Заборье.
Захват Тихвина произошел 8 сентября, что полностью перекрыло ветку поездов Тихвин – Волхов, которая несла в себе особое стратегическое назначение для оборонительной тактики Ленинграда. Сложившаяся ситуация потребовала незамедлительного решения о строительстве военной автомобильной дороги, проходящей от железнодорожной станции Заборье и прямо до Ладожского озера. Выстроенная дорога получила название «Военная автомобильная дорога № 102» или ВАД-102. Дорога проходила по сложным маршрутам некоторых районов Ленинградской области. Наряду с местными жителями, дорогу прокладывали и советские солдаты, даже дети и женщины помогали в этом нелегком деле. В это время как раз выпал первый снег, покрывая землю ледяным настом, но вырубка деревьев, выкорчевывание корней и перемещение валунов так и продолжались с удвоенный силой. По истечении двух недель, по дороге уже смогла пройти первая автомобильная колонная с необходимыми боеприпасами и продовольствием для захваченного города. Общая протяженность ВАД-102 составила более 300 км и стала важной частью Дороги жизни.
Памятник «ЗИС-5» стал монументом, посвященным всем тем автомобилям, которые переправляли в обе стороны жизненно необходимые грузы. Неподалеку от него стоит памятник всем погибшим солдатам и воинам, которые отдали свою жизнь в борьбе за родину. Сооружение памятника стало инициативой жителей деревни Подборовье, открытие которого состоялось в 1968 году. Вес установленного на бетонном постаменте грузовика составил около трех тонн. Перед грузовиком «ЗИС-5» стоит доска, на которой нарисована схема участка той самой Дороги жизни, а также имеется надпись «Здесь начиналась Дорога жизни. Ноябрь-декабрь 1941 года». Возле переднего левого колеса грузовика на высоком постаменте нарисована краской гвардейская лента.
Памятник автомашине «ЗИС-5» входит в состав «Зеленого пояса Славы Ленинграда». За некоторое время до этого территория полностью была огорожена, а от ограждения остались только ворота. От частично уцелевших ворот прямо к памятному монументу ведет сделанная из бетона дорожка.
В мае 2005 года были проведены масштабные работы по реконструкции памятника первой Дороги жизни в Подборовье. Расположенный на станции памятник был тщательно отреставрирован в честь 60-летия Великой Победы и полностью приведен в надлежащий вид. К тому же, была обновлена памятная доска возле автомашины. Все работы производились на денежные средства Ленинградской области с привлечением местных предпринимателей.
До настоящего времени Дорога жизни, о которой до нас дошло столь мало информации, еще «жива» в сознании местных жителей. Именно по ней на легендарных грузовиках «ЗИС-5» в сутки проходило до пятисот тонн груза, что не давало погибнуть в наиболее страшные и безвыходные дни блокады Ленинграда 1941 года. Лишь неимоверные усилия местных жителей и советских воинов помогли одержать победу в кровопролитной схватке с фашистскими войсками. Дорога жизни стала ключевым звеном в снабжении и последующем освобождении Ленинграда.
«Дорога жизни. Часть 2. Мемориалы Дороги жизни»
Каменные страницы Великой Победы!
(Выпуск № 20 от 31.10.2019г. Выходит по четвергам с 20.06.2019г.)
На участке автомобильной трассы Дороги жизни от железнодорожной станции Ладожское озеро до железнодорожной станции Ржевка в послевоенные годы были установлены памятные стелы, мемориалы и памятники в честь защитников Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Но ещё до подъезда к железнодорожной станции Ржевка, в 1952-1953 годах на въезде в город со стороны Колтушей на ул. Коммуны были установлены два мощных Триумфальных пилона в честь защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», выполненные по проекту архитектора В. Я. Душечкиной и скульптора А.Е.Громова.
Пилоны облицованы розовым гранитом, украшены барельефными портретами Ленина и Сталина, смотрящими друг на друга и увенчаны пятиконечными звездами в венках.
«Ржевским коридором» названы первые семь километров дороги от станции Ржевка в сторону центра города.
Мемориальная трасса «Ржевский коридор» создана по концепции и эскизам архитектора В. С. Лукьянова к Сороковой годовщине Победы в Великой Отечественной войне в 1985 году. Вдоль многокилометрового пути, как верстовые столбы, установлены монументы со словами «Ржевский коридор».
Железнодорожная станция «Ржевка»
29 марта 1942 года район станции Ржевка, поселок Ржевка и завод «Краснознаменец» подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу из дальнобойных орудий.
Километровые столбы Дороги жизни
Вдоль всей трасы Дороги жизни установлены мемориальные километровые столбы. Всего на Дороге жизни установлено 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги.
Памятник «Регулировщица»
По словам Веры Ивановны: «От холода постоянно гноились губы, отмерзали щеки, а мы надевали ватники, валенки, старались согреться, как могли. От того, как мы помогали водителям, зависело, доедет ли до пункта мука, прочее продовольствие, доберутся ли люди».
Монумент является частью целого мемориального комплекса, состоящего из статуи, 85-миллиметрового зенитного орудия (52-К) и столба с отметкой «1 километр».
«Ржевский полигон»
Далее трасса Дороги жизни проходит мимо Ржевского артиллерийского морского полигона. Он являлся самым знаменитым артиллерийским полигоном, как в Российской империи, так и в СССР. В годы блокады здесь не только выпускались боеприпасы, но и отсюда вёлся огонь из дальнобойных морских орудий по немецким войскам. До нашего времени на полигоне сохранились 305-мм орудие, и главный калибр Советского Союза – самая мощная орудийная система калибра 406 мм.
Орудия калибром 406 мм были предназначены для вооружения линкора «Советский Союз». Но линкор к началу войны не успели построить, а вот орудие уже было изготовлено и доставлено на полигон для испытаний. Огонь из орудия вёлся прямо с испытательного «стола».
Рядом с КПП полигона установлена памятная стела, посвященная военнослужащим и гражданским работникам полигона – героям обороны Ленинграда.
«Цветок Жизни»
На 3-м километре Дороги Жизни возвышается пятнадцатиметровая ромашка. Это центральный памятник мемориала «Цветок Жизни», созданного в память о детях блокадного Ленинграда (архитектор Мельников П.И.). Дата открытия – 28 октября 1968 года. В сентябре 1941 года в городе было примерно 400 000 детей, каждый второй из них погиб от голода…
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Стихи Льва Ошанина
Рядом находится плита, на которой надпись:
Перед памятником высажено 900 берез, украшенных красными галстуками, по одной березе за каждый день блокады. А в овражке, за берёзовой рощей со времён войны остались противотанковые ежи…
За «Цветком жизни» вытянулась небольшая памятная аллея Дружбы с высокими стелами, повествующими о героизме юных защитников Ленинграда.
Вдоль нее в 1982 году установлены памятные знаки, посвященные юным партизанам и труженикам тыла, пионерам-героям. Памятные стелы изготовлены по проекту архитектора Левенкова А.Д., автор стихов – Суслов В.Н.
Завершается аллея небольшим высоким искусственным холмом, где, в окружении берез, установлены гранитные блоки с копиями страниц знаменитого дневника Тани Савичевой — это Траурный курган.
В зной и стынь лепестки к небу тянет.
Автору мемориалов Зелёного Пояса Славы обороны Ленинграда
Левенкову Александру Даниловичу. Вечная память».
Мемориал «Румболовская гора»
В городе Всеволожск у подножия Румболовской горы на перекрёстке 10-го километра Дороги жизни и Колтушского шоссе установлен мемориал, который так и называется – «Румболовская гора».
Памятник, установленный в 1967 году, представляет собой выполненные из металла изображения листьев дуба и лавра, символизирующих жизнь и славу, а желудь, расположенный около них – новую жизнь. Рядом с памятником находится стела с текстом стихотворения:
«Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги»
Мемориалы «Румболовской горы».
На Нагорной улице города Всеволожска, проходящей по вершине Румболовской горы, находится мемориал памяти.
Здесь размещены памятники и стелы, посвященные не только ленинградцам – героям и жертвам блокады, но и землякам, погибшим в «горячих точках» и катастрофах: Афганистан, Чечня, Чернобыль, авиакатастрофа над Синаем. Здесь же размещены мемориалы водителям и железнодорожникам Дороги жизни.
Рядом расположены две памятные стелы – погибшим ленинградцам и жертвам фашистских концлагерей.
Мемориал «Катюша»
На 17 километре Дороги жизни у посёлка Корнево в небо устремились направляющие пусковых установок легендарных «Катюш». Этот мемориал так и называется «Катюша».
Памятник установлен на месте, где в годы войны были расположены зенитные части, прикрывавшие Дорогу жизни.
Мемориал представляет собой пять 14-ти метровых железных балок, символизирующих направляющие знаменитых установок реактивных минометов «Катюша», и стелу с надписью:
Авторы монумента: архитекторы Л.В.Чулкевич, Дрогу, П.И.Мельников, А.Д.Левенков, инженеры Л.В.Изъюров, Г.П.Иванов. Открыт памятник в 1966 году.
Ленинградцам, погибшим при эвакуации
Вдоль трассы «Дороги Жизни» расположены братские могилы ленинградцев, не доехавших до Большой земли. Одна из таких могил находится на 30-м километре Дороги жизни.
На мемориальных досках, установленных на траурной стене мемориала, указаны 414 фамилии похороненных здесь жителей Ленинграда, умерших по дороге на «Большую землю». Они не доехали даже до Ладоги.
Мемориальный знак «Начало Дороги жизни»
На 39-м километре Дороги жизни, там, где трасса, идущая из Ленинграда, поворачивала вдоль Ладожского озера в сторону железнодорожной станции Ладожское озеро, установлен скромный обелиск – «Начало Дороги жизни».
На Дороге жизни, кроме километровых столбов, есть ещё несколько стел, посвященных проходившей здесь автомобильной дороге. Первая из этих стел находится на 9-м километре Дороги жизни при въезде в город Всеволожск со стороны Санкт-Петербурга.
Второй – «Защитникам Дороги жизни» находится в 2,5 км юго-восточнее «Начала Дороги жизни» на территории бывшего пионерского лагеря в деревне «Коккорево».
«Разорванное кольцо»
На берегу Ладожского озера расположился величественный монумент: две семиметровые арки, символизирующие прорыв кольца блокады Ленинграда. Зазор между арками олицетворяет знаменитую Дорогу жизни, а на площадке под памятником можно найти увековеченные в бетоне следы от колес многочисленных автомобилей, которые, ежедневно рискуя, несли спасение в осажденный город.
Мемориал «Разорванное кольцо» был открыт 29 октября 1966 года. Идея его создания принадлежит поэту, военному корреспонденту Михаилу Дудину. Он работал в блокадном Ленинграде и после окончания войны стал инициатором сооружения Зеленого пояса Славы — целого комплекса сооружений в память о героическом подвиге защитников города. Авторы памятника скульптор К.М.Симун, архитектор В.Г.Филиппов, инженер-конструктор И.А.Рыбин, соавторы: художник В.Н.Яковлев, скульптор В.Т.Дугонец.
Расположение памятника выбрано не случайно: именно с этого места в блокадные годы автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и сюда же потом возвращались, преодолев опасное расстояние в 30 километров.
Мемориальная композиция дополнена белыми бетонными шарами, которые имитируют прожекторные установки. Рядом с памятником по одну сторону установлено зенитное орудие калибра 85 мм.
9 мая 2015 в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне после реконструкции мемориала был зажжён Вечный огонь, доставленный сюда с Пискаревского мемориального кладбища.
Дорога жизни
Дорога жизни — это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. Перевозки по дороге жизни выполнялись с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка осуществлялась на буксирах с баржами и кораблях, а зимой машины шли по ледовой дороге.
За этот период в осажденный город по легендарной Дороге жизни, которая официально числилась военно-автомобильной дорогой № 101, в Ленинград было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов. За 500 дней блокады (до ее прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек.
Сохранившийся участок Дороги жизни
Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда она была полностью снята. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.
Если в наши дни лететь на вертолете над Ладогой, то под водой можно разглядеть сотни темных прямоугольников, это остовы грузовиков, ушедшие под лед в первую и вторую блокадные зимы. Вместе с машинами, которые везли муку и снаряды, часто гибли водители и рабочие трассы.
Ольга Берггольц писала о Дороге жизни:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.
Дорога жизни — карта
Дорога жизни — как добраться
Большинство памятников находятся вдоль современной трассы А-128, которая так и называется «Дорога Жизни». До всех памятников удобнее всего доехать на автомобиле, останавливаясь у каждого из них.
10-й км, мемориал «Румболовская гора»
Также можно доехать на электричке до станции «Ладожское озеро» (отправление с Финляндского вокзала). В поселке можно посмотреть Музей «Дорога жизни», Осиновецкий маяк и Паровоз Эш-4375 (находится прямо на станции). Кроме того, в поселке есть прекрасный песчаный пляж, поэтому летом экскурсию можно совместить с купанием и загоранием. Учтите, что в Ладожском озере вода чистая, но всегда холодная.
Памятники на Дороге жизни
Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все сооружения Дороги жизни входят в Зеленый пояс Славы.
Цветок жизни
Памятник «Цветок жизни»
Памятник, расположенный на высоком берегу небольшой речки Лубьи, выполнен в виде белого каменного цветка на 10-метровом стебле, возвышающемся над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». От мемориала 40-метровая лестница и березовая аллея Дружбы приведут Вас к насыпному холму, где установлены каменные листки дневника Тани Савичевой, ленинградской школьницы-пионерки, потерявшей всех близких, пережившей блокадную зиму 1941–1942.
Каменные листки дневника Тани Савичевой
Таня Савичева умерла в эвакуации в июле 1944 года, находясь в одном из детских домов Нижегородской области.
Разорванное кольцо
Памятник «Разорванное кольцо» на Дороге жизни
Памятник выполнен в виде двух железобетонных арок высотой 7 метров, символизирующих кольцо блокады, разрыв между ними — Дорога жизни. Под арками в бетоне можно увидеть следы протектора машин. Рядом расположены два железобетонных шара, имитирующих прожектора, а также зенитное орудие калибра 45 мм.
Осиновецкий маяк
Тонули корабли, гибли люди, но для спасения Ленинграда у Осиновского маяка приставали баржи, груженые зерном.
Катюша
Мемориал «Катюша» 12-й км Дороги жизни
Мемориал выполнен в виде пяти 14-метровых стальных балок, установленных под углом к горизонту и символизирующих знаменитую реактивную установку. На невысокой гранитной стене — надпись:
1941—1943 Эти грозные годы запомни
Здесь проходила Дорога Жизни
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава.
Дорога жизни — это название полностью соответствовало той роли, которую она сыграла: без нее Ленинград бы просто погиб.
История
8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, перерезали все сухопутные трассы и водный путь по Неве. Началась блокада Ленинграда и Ладога стала единственным путем, связывающим город с Большой землей.
С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него — в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец.
Осенью 1941 года лед на Ладоге долго не устанавливался и баржи шли по озеру, обходя ледяные участки. Первый санный обоз пошел 17 ноября, доставивший в город 63 тонны муки, а вскоре началось движение автомашин. Лед был еще очень хрупкий и чтобы не допустить провала транспорта, часть груза размещали на санях, что уменьшало давление на лед и позволяло перевезти больше продуктов.
Памятник ГАЗ-АА «Полуторка»
Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:
Мемориальный комплекс «Дорога жизни – первый километр», памятный знак «Регулировщица»
Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья — казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!
По Дороге жизни проходила эвакуация населения — в первую очередь вывозили женщин и детей, больных и стариков.
В первую блокадную зиму ледовая трасса действовала 152 дня до 24 апреля 1942 года. В апреле во время оттепелей машинам приходилось двигаться по воде.
19 декабря 1942 ледовая трасса вновь начала работать, а уже 18 января 1943 года советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав Ленинградскую блокаду. Для доставки грузов по южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы.
Но Ладожская трасса продолжала действовать еще почти год, до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.
Железная Дорога жизни
Есть в истории Дороги жизни страничка, о которой не пишут и стараются меньше вспоминать.
На второй год блокады Ленинграда предпринималась попытка построить ледовую железную Дорогу жизни, которая должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западной. На все работы строителям было отведено два месяца.
Одновременно с двух берегов Ладожского озера началось сооружение железнодорожного моста из дерева длиной 35 км, так называемую «свайно-ледовую железнодорожную переправу». Одновременно строились два пути — узкоколейка и расположенный в 100–200 метрах от неё путь обычной колеи.
Строители, в основном женщины, пробивали полыньи и забивали сваи. Укладывался настил, а сверху монтировали железнодорожное полотно. Работы шли в мороз и под обстрелом противника. В январе 1943 года, когда была построена половина пути и по нему стали ходить рабочие поезда, войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.
Необходимость в трассе отпала и все усилия строителей оказались бессмысленными. Возможно, по этой причине об этой железнодорожном пути предпочли забыть.
Малая Дорога жизни
Малая Дорога жизни начиналась от станции Бронка, расположенной у Ораниенбаума (Ломоносова) и шла по льду через Кронштадт к Лисьему Носу и Горской. Жители Ораниенбаума и защитники города испытывали те же трудности, что и жители Ленинграда. Они также голодали, так же умирали от голода.
В 1941 году норма выдачи хлеба была снижена. Но благодаря действию Малой Дороги жизни в январе 1942 года состоялось небольшое увеличение нормы выдачи хлеба, но несмотря на это, в 1941–1942 годах от голода здесь погибло 5000 человек.