монтессори зона практической жизни
Зачем ребёнку упражнения практической жизни
Родители и начинающие Монтессори-педагоги часто недооценивают роль упражнений практической жизни (УПЖ), уделяя больше внимания материалам из зоны языка и математики, ориентируясь на механическое обучение счёту, чтению и письму. Тем самым они идут по пути традиционного подхода в обучении и развитии детей, который опирается на формальные показатели. Такие взрослые берут заинтересовавшие их Монтессори-материалы из языка и математики, стремясь сразу учить с детьми буквы и цифры. Это одно из серьёзных заблуждений.
Монтессори-метод опирается на психофизиологические законы развития, указывая на то, что счёт, чтение и письмо — не механические навыки, а сложные процессы, в основе которых лежат глубокие нейронные механизмы — формирование уровня зрелости коры больших полушарий мозга. Мы не можем насильно ускорить созревание нервных клеток, но можем создать условия для их оптимального развития, например, давая малышу работать в зоне УПЖ.
Что же дают упражнения практической жизни детям? Почему именно с них начинается работа в Монтессори-классе?
Адаптация
Упражнения практической жизни по Монтессори помогают дошкольнику адаптироваться к среде и подготавливают его к реальной жизни в обществе. Это делает малыша независимым и даёт ему чувство собственной значимости.
Презентации в зоне УПЖ подобраны и составлены таким образом, что они помогают детям быстро адаптироваться не только в Монтессори-среде, но и в социуме. С этой задачей не сможет справиться ни одна из оставшихся зон Монтессори-среды 3–6. Дошкольник начинает знакомство с Монтессори-классом с привычных ему вещей и видов деятельности, которые он потом легко может делать дома сам, например, сметать пыль со стола, подметать пол, вытирать пролитое.
Социализация
Монтессори-материалы УПЖ помогают детям социализироваться. С одной стороны, поливая цветы, убирая класс, малыши выполняют это для других. С другой, они делают это для себя, например, причёсываясь или одеваясь. Но и во втором случае они решают задачу выглядеть опрятно — так, как это приемлемо в обществе, то есть учатся адекватно представлять себя другим.
Многие материалы в зоне УПЖ взаимосвязаны между собой, что приводит к установлению связей между детьми. Например, есть упражнение «Пришивание пуговицы», за ним идёт «Отпарывание пуговицы» (это так называемый мини-цикл). Недавно в одном из наших классов мы наблюдали такую картину. Мальчику нравилось отпарывать пуговицы, но очень не нравилось их пришивать. Тогда он договорился с девочкой-одногруппницей, что она будет пришивать, а он отпарывать.
Развитие контроля и координации движений. Психофизиологическая подготовка
В работе с сенсорным, языковым и математическим материалом дети задействуют сложные когнитивные процессы, которые не возникают по мановению волшебной палочки в их голове, а должны созреть постепенно. Помогают в этом практические знания для жизни, полученные в УПЖ.
Для выкладывания красных штанг требуется определённый уровень развития глазомера и координации глаз-рука, которые тренируется, например, при переливании. Занимаясь с квадратными и кубическими цепочками, малыш должен аккуратно положить стрелки с цифрами к каждой бусине. Размер стрелок небольшой, что требует тонкой работы пальцев, а также готовности к длительному занятию с материалом. Иногда малыш выполняет упражнение весь рабочий цикл (3 часа), иногда — нескольких дней. Такой уровень концентрации возникает первоначально в УПЖ с длинным и сложным алгоритмом: стирке, мытье стола, аранжировке цветов.
Тренировка концентрации
УПЖ быстро увлекают дошкольника, постепенно подводя его к состоянию концентрации, без которого работа с более сложным материалом в остальных зонах невозможна.
Одним из признаков высокого уровня концентрации является многократное повторение одних и тех же действий в соответствии с целями занятия. Следующий признак — глубокое погружение малыша в выполнение упражнения, при этом дошкольник не реагирует на то, что происходит вокруг. Мария Монтессори считала, что в процессе концентрации объединяются умственная и физическая энергии, формируя личность ребёнка.
В результате концентрации у детей возникает позитивное эмоциональное состояние. Она ведёт их к нормализации. Неслучайно АМИ-тренеры рекомендуют Монтессори-педагогам давать малышам, которые впервые пришли в класс, поработать в практической жизни не менее двух недель, и только после этого предлагать материалы из сенсорики, языка и математики. По этой же причине зона практической жизни всегда располагается первой — у входа в класс: с неё малыш начинает работу и знакомство со средой Монтессори.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут познакомиться с основными принципами Монтессори-метода и применить их на практике
Алгоритмизация
Работа с упражнениями практической жизни алгоритмизирует деятельность детей, закладывая основы математического мышления. Когда педагог показывает презентацию, он всегда совершает действия в определённой последовательности. Например, переливая воду из кувшина в стакан, взрослый сначала:
В самой простой презентации уже имеется довольно длинный список последовательных шагов. Навыки выполнения действий таким образом потом пригодятся при работе с математическим материалом.
Алгоритмы УПЖ выстроены от простого к сложному, что помогает детям прийти к выполнению трудной интеллектуальной деятельности постепенно и плавно.
Свобода выбора и формирование воли
Возможность разумного выбора, представленная в зоне практической жизни, развивает волю. Внешним проявлением воли является свобода выбора и контроль за своими движениями. Если дошкольник обладает двумя этими свойствами, то можно говорить о развитии у него воли.
Другой показатель — настойчивость, которая формируется при выполнении занятий из УПЖ. Например, на начальном этапе шитья по картону малыш не всегда попадает иголкой в отверстия, но, каждый раз напрягая мышцы, чтобы управлять рукой с иглой, дошкольник добивается позитивного результата — движения становятся точными, а нитка на картон ложится красивыми ровными стежками.
Развитие чувства порядка
Практическая жизнь — это стимул формирования чувства порядка, реализующийся
Переключение внимания
УПЖ работает весь учебный год, в каждый период выполняя различные функции для разных детей. На начальном этапе они помогают малышу «войти» в среду, адаптироваться, позже служат средством расслабления и переключения внимания, помогая отдохнуть от сложной интеллектуальной деятельности, подключив простую мышечную работу.
Например, около 2 часов ребёнок 4,5 лет решает задачи на математическом материале «Марки». Через некоторое время у него возникает перегрузка, что проявляется в усталости и падении интереса к работе. Многие дети в этот момент интуитивно прекращают деятельность в зоне математики и переходят в УПЖ, например, взяв мытьё стола. Если малыш не может сделать этого сам, то педагог предлагает ему подобный материал.
Снятие агрессии и напряжения
Дети могут приходить в класс перевозбуждёнными или агрессивно настроенными. Помочь им «выпустить пар» и расслабиться, прийти к состоянию умиротворения опять-таки помогут упражнения практической жизни.
Подготовка к работе в других зонах
Мария Монтессори считала, что практическая деятельность — это внешний стимул для учебного процесса. Она обеспечивает мотивацию и побуждает детей организовать свои движения. Без соответствующего опыта работы в зоне УПЖ успешная деятельность дошкольника в других зонах невозможна. Например, в прокалывании шилом трёхлетка готовит руку к тому, чтобы позже правильно держать письменные принадлежности, а в занятии стиркой участвуют крупные мышцы спины и рук, от которых также зависит успешная общая моторная деятельность.
Подводя итоги, можно выделить следующие цели, которые преследуют упражнения практической жизни:
Фото: Монтессори-школа «Алиса»
Фотограф: Ольга Кардашова
Мини-курсы для родителей за 199 рублей
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов. Каждую неделю — новая тема.
Упражнения практической жизни
Не стоит думать, что зона практической жизни в методе Монтессори является чем-то вроде «трудотерапии» для ребёнка. Ему очень интересны каждодневные бытовые процессы, которые происходят вокруг него. Этот интерес является проявлением адаптивных возможностей ребёнка. Он инстинктивно поглощает всю информацию, которая гипотетически может пригодиться ему для выживания.
Но если в древнем охотничьем сообществе, к примеру, ребёнок учился бы ставить силки, выслеживать дичь, коптить мясо на костре и т. д., то сейчас возможности ребёнка по получению конкретных жизненных навыков весьма затруднены. Ребёнок хочет делать то же, что и окружающие его близкие взрослые. Но зачастую родители ограничивают его участие в повседневной деятельности с понятной и достижимой целью (стирка, утюжка, подметание, накрывание на стол, переодевание и др.), ещё и ссылая в комфортный, со взрослой точки зрения, мир игрушек.
В Монтессори-пространстве создаётся специальная зона навыков практической жизни. В этом разделе всё реально.
Как устроены упражнения практической жизни в Монтессори
Упражнения практической жизни не являются искусственным порождением, они гармонично вписываются в повседневную жизнь ребёнка. В Монтессори-пространстве создаётся специальная зона навыков практической жизни. В этом разделе всё реально. Ребёнок чистит при помощи щётки, крема и бархотки обувь. Он по-настоящему стирает и полощет тряпочки, полотенца и салфетки. Ему позволяется чистить и полировать зеркала, а также настоящие деревянные и металлические предметы. Он моет за собой посуду, пришивает пуговицы и гладит бельё настоящим, удобным для детской руки утюжком.
Все предметы в этой зоне: кувшины, тазы, щётки, ведра – соразмерны ребёнку, причём не только по размеру, но и по весу, поэтому ему удобно ими пользоваться, да и располагаются они на удобной низкой мебели (столы, стеллажи). Для этой зоны специально изготавливаются маленькие полотенчики, фартуки (тканево-промокаемые и клеёнчатые-непромокаемые), вяжутся маленькие салфеточки из гигроскопичной пряжи и т. д.
Деятельность ребёнка должна быть реальной, а не вымышленной. Ребёнок полирует зеркало, при этом он загрязняет тряпочку; при уборке материала ребёнок унесёт эту грязную тряпочку в зону стирки. Когда накопится много грязного, ребёнок постирает и повесит их на просушку. А после их надо погладить, аккуратно сложить и положить на полку пополнения. Такие замкнутые циклы активности весьма полезны дошкольникам, они помогают вникнуть в реальные жизненные процессы и научиться принимать десятки повседневных решений.
Материалы
В этой зоне необходимо использовать эстетичные, красивые, хрупкие, натуральные материалы. Такие материалы «зовут» ребёнка, предлагают ему поработать с собой. Среда развивает восприятие красоты и чувство прекрасного, а культура просто впитывается ребёнком. Эстетичное окружающее пространство становится необходимой внутренней потребностью. Кроме того, специально подготовленная среда должна нести некий «культурный отпечаток» местности, где проживает ребёнок.
Все материалы, с которыми работает ребёнок, должны быть полными, иначе ребёнок не сможет завершить свою работу, и это будет являться препятствием для развития самостоятельности и независимости. Материалы расставляются на полках в порядке постепенного увеличения сложности заданий.
Приветствуется кодификация материалов по цветам, это даёт ребёнку ощущение порядка и независимости, в которых он так нуждается. В презентации мы показываем ребёнку приёмы работы, куда отнести грязное и мокрое, где взять сухие и чистые расходники, чтобы вернуть на место материал в идеальном состоянии. Это воспитывает, в том числе, и ответственность.
Ребёнок по-настоящему стирает и полощет тряпочки, полотенца и салфетки. Он моет за собой посуду, пришивает пуговицы и гладит бельё настоящим, удобным для детской руки утюжком.
Каждый материал должен иметь точку интереса – делать презентацию надо так, чтобы ребёнок был заинтересован в этом действии, этот момент презентации приглашает ребёнка повторить действие и, как следствие, повышает его концентрацию. Когда гид видит, что ребёнок начал концентрироваться, он может спокойно оставить его наедине с материалом. Сделав презентацию, гид даёт ребёнку возможность работать так, как он может. Если у ребёнка не получается какое-то упражнение, то скорее всего, он «застрял» на одной из этих точек. В таких случаях можно показывать только их репрезентации, а не всю презентацию от начала и до конца.
Материалы и презентации выбираются в соответствии с той культурой, в которой живет ребёнок (выпечка блинов, высаживание местных растений). Но гид может расширять словарь и кругозор детей: «А вот на Востоке люди едят палочками». Можно попробовать поесть с помощью палочек в качестве упражнения. И палочки, и ложки мы можем использовать только по назначению, но иногда для более маленьких детей, в виде исключения, возможно использование с целью развития навыка правильного держания и развития руки.
Анализ движений – очень важный процесс: когда гид делает презентацию, то каждый шаг выполняет очень тщательно, чтобы ребёнок мог увидеть точно, что и как происходит. Следует всегда после движения делать маленькую паузу, чтобы ребёнок мог абсорбировать информацию. Давая презентацию, гид анализирует свои движения, и тогда ребёнок тоже будет анализировать свои.
Создание алгоритмов
В каждом материале просто обязана присутствовать определённая логическая последовательность шагов. Деятельность ребёнка постепенно алгоритмизируется, и более простые алгоритмы постепенно включаются отдельными блоками во всё более сложные. Примеры: шитьё по картону – пришивание пуговицы, выжимание тряпочки – стрика белья.
Косвенная подготовка – материалы подготавливаются таким образом, чтобы самый сложный момент презентации подготавливал ребёнка к выполнению более сложных задач. Пример: при выполнении упражнения выжимание губки косвенная цель – укрепление мышц руки и запястья, а также подготовка руки к письму.
Зона освоения навыков практической жизни должна находиться неподалёку от входа в специально подготовленную среду, чтобы ребёнок, попадая в это развивающее пространство, сразу погружался в так необходимые ему упражнения. Адаптационный период ребёнок проводит, по большей части, именно в этой зоне. В первую очередь ребёнку презентуются предварительные упражнения (переноска мебели, открывание-закрывание двери, перекладывание ложкой, переливание из кувшина в кувшин, скатывание и раскатывание коврика, протекторы и многие другие презентации), чтобы ребёнку было легче ориентироваться в новом для него пространстве.
Зона практики также создаётся неподалёку от источника воды, так как во многих упражнениях она необходима (стирка, мытьё стола, выжимание губки, наливание в одинаковые стаканы по метке и т. д.). Для слива использованной воды нужна канализация, но иногда ещё используется и специальный бак для рециркуляции воды. К примеру, воду, задействованную для наливания, можно затем использовать для полива растений.
Жизненная практика очень востребована и необходима всем детям Монтессори-группы, причём всех возрастов, но каждый ребёнок находит в ней что-то своё. Для более младших детей результат не является определяющим, они получают удовольствие уже от самого процесса. Старшим этого уже недостаточно, они хотят справиться со своей работой качественно, быстро и эффективно.
Следует понимать, что если в классе царит беспорядок, то, скорее всего, дети недостаточно работают в зоне упражнений практической жизни.
Фото из архива Юрия Филёва и Международного Монтессори-центра «Отрада»
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Краткое разъяснение основных педагогических идей Монтессори
Монтессори метод – это один из самых распространенных педагогических подходов не только к обучению, но и к целостному воспитанию личности. На чем же строится технология Монтессори?
В основе метода лежит убежденность, что дети достигают лучших результатов и развиваются гораздо гармоничнее в среде, которая соответствует их возрасту и не сковывает их возможности приобретения новых знаний.
Сторонники школы Марии Монтессори постоянно повторяют, что воспитание человека должно быть всесторонним и захватывать его эмоциональное, физическое, социальное и когнитивное развитие.
Педагогическая теория М. Монтессори строится на убеждении, что ни один человек не может получить знания напрямую от другого человека – этому процессу всегда предшествует проживание собственного опыта, а значит, только мы сами с самого первого дня нашей жизни творим свое образование.
Сперва это может звучать глупо. Какое может быть самообразование у ребенка двух-трёх лет?
Дело в том, что дети любознательны по своей природе (вспомните, как едва начавшие ходить малыши становятся настоящим домашним ураганом). Эту природную склонность к приобретению знаний через опыт Монтессори назвала «впитывающий ум», именно взращиванием природной любознательности и переводом её в конструктивное русло и занимается Монтессори педагогика.
Основные понятия Монтессори педагогики
Несмотря на достаточную простоту цели, реализация подобного подхода требует огромных усилий: необходимо правильно подготовить пространство и материалы и понимать, как взаимодействовать с ребенком.
Давайте выясним, из каких элементов складывается подход к воспитанию и обучению детей выросший на педагогических идеях Марии Монтессори.
Подготовленная среда по Монтессори
В данном подходе принято уважать ребенка и его индивидуальность уже с первых дней жизни. Соответственно ребенок должен иметь право выбирать себе занятие и самостоятельно заботиться о себе, и это должно быть предусмотрено средой.
Методический материал в Монтессори педагогике
Монтессори материал – это все те увлекательные задания, которые ребенок выполняет в период свободной работы в Монтессори пространстве. Материал может быть как приобретенным в детских магазинах, так и сделанным в домашних условиях, главное, чтобы он соответствовал идее Марии Монтессори о развитии ребенка:
Краткое описание зонирования пространства по технологии Монтессори
Монтессори активности обычно располагаются в различных зонах, объединённых общей целью и знакомящих ребенка с конкретной областью человеческих знаний или свойствами мира.
Зона упражнения практических навыков – визитная карточка идей Марии Монтессори. Она первая обратила внимание, что детей нужно учить, как правильно ухаживать за собой и поддерживать порядок. Помимо пользы для моторики и когнитивного развития, упражнения практических навыков позволяют ребенку стать более независимым, эффективно общаться с людьми и относительно быстро освоить базовые правила этикета.
Зона сенсорного развития ещё один важный пункт Монтессори педагогики. Ребенок в первые годы жизни как бы настраивает все свои органы чувств: учится воспринимать визуальную картину мира, тренирует остроту слуха, знакомится с разнообразием вкусовых и тактильных ощущений. Все, даже самые высшие мыслительные функции, в первую очередь связаны с точностью интерпретации ощущений, поэтому сенсорное развитие занимает особое место в Монтессори методе.
Зона русского языка расширяет словарный запас ребенка, а в старшем возрасте знакомит с чтением и письмом. В обучении письму Монтессори технология часто использует шершавые карточки и письмо по песку, это дает ребенку возможность запомнить очертания букв. Также в этой зоне много карточек, развивающих фонетический слух и готовящих к чтению.
Зона математики – это первые уроки математики и логики, где дети связывают понятия числа и количества, осваивают числовой ряд, порядки, базовые операции с числами. Даже такая абстрактная наука в Монтессори подходе изучается на основе практического опыта с помощью счетных цилиндров, бусин и так далее.
Зона наук об окружающем мире. Здесь происходит много интересного: изучается биология, химия, физика и науки об обществе. Всё также в формате мини-проектов и практических занятий.
Кратко о подготовке взрослого к работе по Монтессори технологии
Профессионалы обычно проходят официальный тренинг по Монтессори подходу, на котором изучают возрастные особенности детей и их образовательные потребности. Также многое педагогам приходится узнать о составление учебных планов, диагностике и работе с конкретными материалами. В идеале взрослый, сопровождающий ребенка в его развитии должен отвечать следующим качествам:
Педагоги и родители – это главные помощники ребенка, но не абсолютные источники знания для него. Взрослые являются проводниками, а значит, несмотря на свой опыт и знания, они должны помочь ребенку проделать путь познания самостоятельно.
Отношение Марии Монтессори к оценкам в педагогической системе
Мария Монтессори не поощряла сравнение детей друг с другом и оценку их развития по стандартизированной шкале. Часто учреждения используют аналоги отметок – солнышки, звездочки и смайлики. Такой подход лишь вводит в заблуждение, так как по сути своей является той же самой оценкой.
Вместо этого в Монтессори педагогике используется сбор индивидуальной обратной связи, которая состоит в основном из наблюдений за ребенком. Целью таких оценок является не похвалить или отругать, а совместно с родителями определить, что необходимо ребенку для дальнейшего развития в данный конкретный момент.
Сам же ребенок получает обратную связь в беседе с педагогом, который обращает внимание на работу ребенка с конкретным заданием. Это позволяет сформировать у ребенка адекватную и устойчивую самооценку, не зависящую от мнения других людей, но чуткую к достижениям.
Другие важные характеристики организации обучения в соответствии с педагогическими идеями Монтессори
Помимо основных принципов, есть множество других условий, которые также обязательны в полноценной Монтессори среде. Перечислим главные из них.
Выводы
Несмотря на кажущуюся простоту педагогические идеи М. Монтессори непросты в реализации. Предоставить ребенку «полезную» свободу можно только в правильно подготовленном пространстве, а, несмотря на самостоятельную работу ребенка с материалами, от взрослого требуется много знаний и умений, чтобы по-настоящему поддержать малыша. Тем не менее, направление имеет миллионы сторонников по всему миру, так как результаты подхода поражают: дети становятся увереннее, лучше держат внимание и демонстрируют успехи в учебе.
Заключение
Познакомиться с технологией М. Монтессори вживую можно в детских центрах сети «Созвездие». Мы специализируемся на дошкольном Монтессори образовании и предлагаем групповые и индивидуальные занятия для детей с первого года жизни.
Специально для родителей, которые ещё не уверены, подойдёт ли Монтессори конкретно их ребенку, мы предлагаем посетить бесплатное пробное занятие в любом нашем клубе. Для записи достаточно заполнить форму на сайте или просто позвонить нам. Мы ждём вас в гости!
Особенности программы развития Монтессори для дошкольников
Давайте разберёмся, чем план занятий по Монтессори отличается от занятий в детском саду обычного типа.
Многие родители, прочитав уже достаточно про принципы Монтессори, всё равно не могут понять, как конкретно проходят занятия в садике. Сегодня мы разберёмся, как будет устроена жизнь малыша, если вы решитесь выбрать для него Монтессори садик. Помните, распорядок дня в каждом центре нашей сети может незначительно отличаться, но общие принципы остаются всегда одинаковыми.
Как меняется программа М. Монтессори в зависимости от возраста?
Монтессори группы намеренно создаются разновозрастными, так как это позволяет детям учиться друг у друга, тем не менее, дошкольные группы разделяются на две основные категории: от нуля до трёх и от трёх до шести.
Дело в том, что в возрасте до трёх лет малыш ещё находится в стадии «психического эмбриона»: он не осознаёт себя, поэтому, несмотря на зарождающийся характер, личность ещё находится в стадии формирования. К трём годам же ребенок открывает себя и свой внутренний мир, личность окончательно формируется и осуществляется переход на совершенно новый этап функционирования. Этот переход хорошо проиллюстрировала сама Мария Монтессори, которая называла возраст от 0 до 3 стадией «Бессознательного творца», а детей от 3 до 6 лет «Сознательными тружениками».
Материал для Монтессори занятий в группах также различается: если в программе Монтессори 0-3 всё направлено на сенсорное развитие и обретение самостоятельности, то в группе 3-6 дети уже начитают получать свои самые первые научные знания о мире, хотя этот переход происходит далеко не за один раз.
Организация среды по программе Марии Монтессори
Помещение по программе развития Монтессори вне зависимости от возраста представляют собой большой зал, оформленный в сдержанных тонах, разделённый на зоны различной направленности. Разные клубы по-разному комплектуют свои зоны, но, как правило, они придерживаются стандартного набора для двух возрастных групп.
Для детей от 0 до 3 лет:
Для детей от 3 до 6 лет:
Как организована программа занятий Монтессори для каждой зоны
Материалы из любой зоны сперва презентуются педагогами, а затем предлагаются детям для использования во время, отведённое на самостоятельную работу в Монтессори пространстве. Это значит, что большую часть времени дети сами выбирают себе занятия, а педагоги приходят на помощь лишь при возникновении сложностей.
Оборудование клуба обычно сильно зависит от размера помещения, предпочтений педагогов и родителей и требований местных контролирующих инстанций, но мы постарались подобрать усредненные списки материалов.
Зона упражнений крупной моторики
В зоне развития крупной моторики ребенку предлагается множество упражнений на развитие координации и ловкости, ощущения границ тела и развитие мышечного корсета. В «Созвездии» мы также выделяем отдельно в распорядке дня время для игровой гимнастики и подвижных игр. Вот примерный список оборудования, которое используется для развития крупной моторики в Монтессори центрах:
Зона упраждений для установления причинно-следственных связей
В этой зоне программа Монтессори уделяет особое внимание развитию мышления детей и освоение целых последовательностей действий, объединенных общей целью и ожидаемым результатом. Здесь мы включаем и первые упражнения из зоны развития практических навыков.
Зона упраждений для сенсорного развития по методике Монтессори
В этой зоне ребенок знакомится с характеристиками предметов: размер, цвет, форма, текстура, запах, высота звука и так далее.
Зона упраждений с сыпучими продуктами и водой по программе методики Монтессори
Эти зоны оказывают воздействия буквально на все сферы развития ребенка: мелкая моторика, острота зрения и чёткость восприятия, мышление и речь, произвольное внимание.
Зона продуктивной деятельности
Эти зоны знакомят малыша с творчеством, ребенок учится оставлять отпечатки различных предметов, лепить из пластилина и осваивать разные краски. В этой зоне преимущественно используются безопасные детские краски, природный материал, цветная бумага, гофрированная бумага, клей, пластилин и другие средства для детского творчества.
Зона развития речи
Здесь используются средства для расширения словарного запаса ребенка и первых знакомств с понятиями звука и буквы. В этой зоне располагаются картинки с изображение различных предметов, последовательные картинки-истории, фигурки животных, людей и других предметов, книжки, набор для кукольного театра, наборы для сопоставления предмета и его изображения на карточке.
Зоны по Монтессори методике для детей от 3 до 6 лет
Программа для старших уже начинает знакомить детей с научными знаниями о мире.
Зона по математике знакомит ребенка с понятием числа, показывает начертания цифр, знакомит с десятичной системой счисления и показывает первые операции с числами. Так, например, для знакомства с понятием единиц, десятков и сотен используются стержни, на которых умещается ровно 10 бусин. А очертания цифр предъявляются ребенку в виде шершавых силуэтов букв и задачек, где эти очертания нужно нарисовать на разных поверхностях.
Зона языкового развития соотносится с программой Монтессори занятий по русскому языку: дети знакомятся с буквами (например, с помощью сенсорных карточек), развивают фонематический слух (здесь часто используются коробочки, в которых объединены предметы на одну букву), выкладывают слова с помощью подвижного алфавита, учатся писать буквы своего имени. Сама программа Монтессори обучения русскому языку состоит из нескольких наборов материалов идущих от простого к сложному.
Зона Космоса – это упражнения, объединяющие в себе естествознание и науки об обществе. Включают в себя исследовательскую деятельность, изучение закономерностей жизни, чтение книг об окружающем мире.
Также не стоит забывать о развитии бытовых навыков. В Монтессори обстановке дети учатся самостоятельности: по окончанию полной Монтессори программы они сами справляются со своей одеждой и обувью, умеют ухаживать за собой, пользоваться расческой и носовым платком, знают, как привести в порядок комнату.
Типичный день в детском центре по развивающей программе Монтессори
Разумеется, дети не предоставлены сами себе в течение всего дня. Самостоятельные занятия перемежаются с групповыми активностями, а в некоторых программах подразумевают также приглашение специалистов, работающих по другим подходящим по идеологии методикам.
Монтессори группы могут быть распланированы на целый день, на половину дня или на несколько часов один-два раза в неделю или каждый день. Всё это сильно влияет на распорядок дня группы. Тем не менее, мы предлагаем вам ознакомиться со средним планом Монтессори развивающей программы.
Утром мы выделяем 15 минутный интервал для того, чтобы дети могли без спешки зайти в помещение, снять верхнюю одежду попрощаться с родителями. В это время педагоги и ассистенты приветствуют детей и дают им время поздороваться и пообщаться друг с другом.
Когда большинство детей расположились, мы начинаем утренний круг. Обычно мы считаем количество ребят в группе, поём любимые песенки, используем пальчиковые игры, обсуждаем предстоящий день, вспоминаем названия дней недели и месяцев. Иногда на кругу мы также представляем новые активности, которые малыши cмогут найти на полках.
По окончании обсуждений педагог просит детей подумать, чем бы они хотели заняться, закрыть глаза и представить, как они занимаются желаемым делом. Это учит их концентрироваться и снимает чрезмерное возбуждение.
Затем примерно в течение примерно часа-двух дети работают самостоятельно в Монтессори среде, а педагоги помогают им и при необходимости устраивают индивидуальные и групповые демонстрации.
После работы с Монтессори материалами в некоторых группах мы устраиваем игровую гимнастику, занятие музыкой, тренинги с педагогами-психологами и логопедами (занятия распределяются по дням недели).
Завершается день обычно чтением и обсуждением книжек вслух в общем кругу. Малыши слушают истории педагогов, отвечают на вопросы и стараются пересказать услышанное. В это время как раз подходят родители.
В группах, где малыши проводят в клубе продолжительное время предусмотрен также перекус, а в группах полного дня четырёхразовое питание и время дневного сна.
Выводы
Сегодня мы рассмотрели, как организована программа развивающих занятий по Монтессори. Преимущество Монтессори заключено в разнообразии активности и свободе, которая предлагается ребенку. У малыша большую часть времени есть возможность выбирать то, что ему по душе, но при этом и про режим и дисциплину на занятиях не забывают. Дети учатся слушать друг друга и выражать свои мысли, договариваться с ребятами и вместе выполнять общие задачи.
Заключение
Детский Монтессори центр «Созвездие» предлагает широкий выбор занятий для детей от 9 месяцев до 7 лет. Мы предлагаем занятия разной продолжительности и регулярности: можно подобрать программы исключительно по системе Монтессори, группы, где Монтессори занятия удачно дополняются творческими занятиями и подготовкой к школе, а также кружки по интересам. Расписание наших клубов создано так, чтобы каждая семья могла создать малышу индивидуальную программу.
Запишитесь на бесплатное пробное занятие прямо сейчас, чтобы познакомиться с нами поближе и самостоятельно оценить все возможности для развития вашего малыша!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана