монолог актеры и роли
25. Ирина Невзорова. Уйти или Монолог бездарной актрисы
Уйти или Монолог бездарной актрисы
Уйти… Мне надо уйти. И может быть это будет самый мудрый поступок в моей жизни.
Я бесконечно хочу быть рядом с тобой, держать тебя за руку, сидеть рядом, положа голову на твое плечо.
В сердце мерным маятником тупая боль: я так и не стала родным для тебя человеком.
Я ухожу со сцены пристыженной: ОБЫВАТЕЛИ ОКАЗАЛИСЬ ПРАВЫ. Ты не любишь меня. Пыльный занавес иллюзий падает к моим ногам. Трудно дышать. И немного стыдно: полный зал зрителей, а я забыла текст. Что говорят в таких случаях? Напомни. Мне всегда было трудно высказать то, что внутри. А теперь и подавно. Читай по глазам. Там всё.
Я думала, что уходят трусливые люди. Отнюдь. Уйти – значит отделить реальность от вымысла и шагнуть в сторону первого.
Мгновенье. Зал пуст. Я одна на сцене. А в зрительном зале только ты. Лучи прожекторов. Свет от одного падает на сцену, другой светит на тебя.
Подожди, не уходи. Я провалила спектакль, но мне есть, что сказать. Подожди. Проклятые слезы! Сидят комом в горле. Принесите воды.
Подожди… сейчас. Я скажу самый блистательный монолог в моей жизни. Вдох-выдох… Вот.
Я лучше спущусь к тебе в зал. Сяду рядом, возьму твою руку. Позволишь?
Смотри! Куда делась сцена и пыльный занавес?
Смотри, какое небо над нами! Звезды! Видишь вооон ту. Да-да! Которая яркая! Это ты.
Это ты для меня.
Боже как красиво! Какое большое-большое небо!! Синее! Бесконечное!
Это ты для меня.
Чувствуешь ветерок по щеке? Теплый, мягкий… С запахом лета и моря.
Это ты для меня.
Да. Верно. Теперь верно.
Яркие примеры монологов в кино и сериалах
Далее я представлю Вам примеры подобных монологов, которые произвели сильнейшее впечатление на меня во время просмотра.
«Шпион, выйди вон!»: персонаж: Джордж Смайли; актер: Гэри Олдман.
Самый мощный момент монолога: «Быть может, стоит наконец-то признать, что преимуществ на Вашей стороне не больше, чем на моей»
Признаюсь честно, я очень часто пересматриваю этот момент из фильма. Раз 30 так уж точно. Поверьте, он стоит того.
«Бердмэн»: персонаж: Сэм Томпсон; актриса: Эмма Стоун.
В отличие от предыдущего фильма, на «Бердмэна» я пошел в кино, уже зная про актерские номинации на «Оскар» Майкла Китона, Эдварда Нортона и Эммы Стоун. Дотошный профессионализм Нортона так или иначе привел бы его к номинации. Мощнейший «Ренессанс» Майкла Китона тоже не удивлял, а вот работа госпожи Стоун была очень интересна. Ответ на вопрос: «А за что Эмма Стоун получила номинацию?» был получен через 40 минут после начала, ведь именно тогда была показана сцена диалога между героями Китона и Стоун, в рамках которой Эмма выдала 1,5 минутную эмоциональную речь, снятую одним заходом без какого-либо монтажа. Бесспорная красота этой сцены достигается несколькими факторами.
Во-первых, прекрасно отыгранная ярость Сэм Томпсон, которая обвиняет своего отца в том, что он отстал от жизни, что ему интересна только его пьеса, которая вернет его на вершину славы и что он не понимает, насколько сейчас людям плевать на него.
Во-вторых, сразу после этой вспышки ярости Эмма Стоун очень круто отыграла то, как Сэм поняла, что она сказала своему отцу и в какой грубой форме.
Момент понимания сказанного ранее
Мощная речь, без сомнения.
Признаться честно, после просмотра подобных картин у меня возникала мысль, что получить номинации на значимые кинонаграды можно, если на запредельном уровне отыграть хотя бы один подобный эпизод.
«007: Координаты «Скайфолл»: персонаж: Рауль Сильва; актер: Хавьер Бардем.
Монологи нужны не только героям-протагонистам, но и антагонистам тоже. Возможно, им даже нужнее, ведь с помощью монолога можно очень четко прояснить мотивацию злодея на совершение всех зверств и преступлений. Конечно, это в какой-то степени «читерский» прием, ведь прояснить монологом мотивацию очень просто. Гораздо сложнее сделать это с помощью мимолетных действий, реакций на то или иное событие и прочих, гораздо более сложных кинографических приемов. Однако, грамотно прописанный и мощный монолог оставляет неописуемое впечатление на зрителя, заставляя его ненавидеть злодея, презирать антагониста или же ему сочувствовать.
Я с огромным уважением отношусь к Хавьеру Бардему. Его Антон Чигур действительно пугал. Поэтому, когда я узнал, что он будет главным злодеем одной из частей бондианы, я не волновался. И правильно делал. Хороших монологов у героя Бардема минимум два: первая встреча с Бондом и первая встреча с М. Я хотел бы остановиться на втором, ибо в нем намного сильнее эмоциональная связь участников конфликта и более личная реакция на собеседника, проявляющаяся в речи Рауля Сильвы.
Вкратце: Рауль Сильва заперт в стеклянной клетке и полушутя-полусерьезно общается с М. Но, в определенный момент, М задевает антагониста и провоцирует его на сильную тираду, которая проясняет мотивацию героя и его ненормальную зацикленность на героине Джуди Денч. Он описывает всю боль и страдания, которые ему причинили из-за М, и в буквальном смысле показывает на теле, за что именно он мстит. Этот момент добавил дополнительную красоту сцене своей неожиданностью и шокирующей натуральностью. Меня в этот момент пробила дрожь по телу.
Самый мощный момент монолога: «Взгляни на дело рук своих, мамочка»
У меня есть предположение, что именно за эту сцену Хавьер Бардем получил номинацию Гильдии киноактеров за «Лучшую мужскую роль второго плана».
«Игра престолов»: персонаж: Тирион Ланнистер; актер: Питер Динклейдж.
Перейдем от примеров кино к сериалам.
Одной из лучших сцен замечательного сериала «Игра престолов» небезосновательно считается сцена суда над Тирионом Ланнистером в 4 сезоне, а именно момент наполненного безудержной яростью и гневом монолога героя господина Динклейджа, которого обвинили в преступлении, которого он не совершал.
Весь монолог сквозь экран так и сквозит эта злость и обида на подставивших его людей и ненависть к своре зевак, которые наблюдают за этим фарсом. К тому же, в процессе монолога дополнительной энергией Тирион заряжает зрителей обвинением в предвзятости суда из-за его карликовости.
Самый мощный момент монолога: «I demand a trial by combat»
Кстати говоря, в некоторых монологах очень важную роль играет саундтрек. Конкретно в этой речи самая эпичная фраза подчеркивается музыкой Рамина Джавади, которая добавляет еще большие значение моменту. В каких-то диалогах этот прием используется, в каких-то нет. Но в данном случае он зашел просто на «ура».
«Мир Дикого Запада»: персонаж: Питер Абернати; актер: Луис Хёртэм.
Последний рассматриваемый мной монолог невероятен не только из-за сценария, героя и актера, но и по другим причинам.
На сериал «Мир Дикого Запада» общественность смотрела как на потенциального приемника «Игры престолов». Огромный бюджет, первоклассный актерский состав (Энтони Хопкинс и Эд Харрис только чего стоят), Джонатан Нолан в качестве продюсера/сценариста/режиссера. Ожидания запредельны. Люди ждут только шедевра. И вот выходит первая серия.
Кто такой Луис Хертэм? Это актер, про которого мало кто знает из массы зрителей кино и сериалов. Это знаете, такой актер, про которого в курсе продюсеры, режиссеры и, главное, люди, проводящие кастинг, ведь Луис относится к числу актеров, которым не дают главные роли в крупных фильмах, но все знают, что роль второго плана или даже третьего он отработает очень качественно и на весь свой гонорар. Качественно, но не более.
А тут происходит такое.
Очень короткий, но очень мощный монолог, составленный из строчек произведений «Гамлет» и «Король Лир» Уильяма Шекспира. Вкупе с невероятной актерской игрой Луиса Хертэма монолог обескураживает, заставляет трепетать и чувствовать страх неотвратимого возмездия. Также, как и в предыдущем примере, очень серьезную роль играет музыка все того же Рамина Джавади.
Самый мощный момент монолога: «Вы в заточенье своих собственных грехов»
Сразу после выхода на экраны этой серии, число подписчиков Луиса Хертэма в твиттере увеличилось в разы. И практически все подписавшиеся в комментариях благодарили его за такой невероятный отыгрыш. Луис был очень растроган и написал благодарственный твит всем поклонникам этой сцены и роли вообще. Он точно не ожидал, что на него такая слава свалится. Пусть и очень краткосрочная.
Признаюсь: я считаю данную сцену лучшим актерским перфомансом, который я когда-либо видел в жизни. Именно сцену. Не персонажа, не исполнение роли вообще в сериале или в кино, а конкретно одну единственную сцену. Такое можно пересматривать бесконечно. Невероятно круто.
Мой рейтинг не позволяет мне вставлять видео в пост, поэтому, если это Вас заинтересовало, посмотрите на YouTube. Смотрите лучше в оригинале с субтитрами, потому что голос актера/актрисы тоже очень важен для отыгрыша монолога.
Монолог актёра
Ну, вот он, долгожданный миг!
Я стою на сцене и всматриваюсь в темноту зала.
Такое ощущение, что в зале никого нет.
Нас разделяет оркестровая яма и полная тишина.
Мне уже пора начинать, но я не могу.
Мне не хватает поддержки. Поддержки Ваших глаз.
Я пристально бросаю взор в зал, в надежде
выхватить из темноты Ваш взгляд. Всё тщетно.
Лучи софитов освещают меня и сцену, тем самым
ещё больше отдаляя меня от Вашей поддержки.
Пауза затянулась. Мне так вообще казалось,
что прошла целая вечность и наступает крах.
Всё рухнуло!
Я стою на сцене, в этих ярких лучах и меня не
покидает ощущение абсолютной наготы.
Я словно оказался совершенно голым перед полным
залом, как на голгофе.
И вдруг осветитель, как будто прочитал мои мысли.
А может, у него просто дрогнула рука.
И он, на мгновенье, на долю секунды опустил луч
прожектора.
И тут я увидел зал. Из темноты на меня смотрели
сотни глаз и ждали.
Ждали, когда же закончится эта нелепая пауза….
Мне хватило этой секунды. Я увидел Ваши глаза.
Те самые глаза, которые я не видел, но чувствовал,
когда на меня светил прожектор.
Это был особенный взгляд. Я его никогда не забуду.
В этот миг, меня как будто пронзила молния.
Я встрепенулся, и ощутил себя всемогущим.
Теперь меня ничто не сдерживало.
Я знал, для кого я играю этот спектакль.
С первыми словами монолога, осветитель активно
включился работу.
Лучи погасли, сцену освещало верхнее бархатное освещение.
Теперь я отчётливо видел зал, и конечно, Ваши глаза.
Вы слушали с таким упоением и смотрели так проникновенно.
Я не мог играть плохо, забыть текст или не точно передать
характер.
Я играл как бог. Играл только для Вас.
Я часто вспоминаю тот дебютный спектакль.Он имел большой успех.
По окончании, публика завалила меня цветами.
Их было так много, что я был не в состоянии унести все.
Я складывал цветы на сцену.
Но вот подошли Вы, и протянули мне свой букет.
Не знаю почему, но я понял – это были именно Вы.
Это Ваши глаза поддерживали меня весь спектакль.
Я это почувствовал безоговорочно, хотя и не видел
Вашего лица. Вы передали мне цветы и отвернулись.
И я повернулся и пошёл за кулисы.Пошел с Вашим букетом.
Остальные цветы я оставил на сцене.
Я зашёл в гримерную, сел в кресло и ощутил полное отсутствие сил.
С тех пор, на каждом спектакле, я всегда ищу в зале Ваши глаза.
После того спектакля, коллеги рассказали мне,
что пауза была совсем недолгой. Её даже никто не заметил.
Но с тех пор, каждый раз, по сей день, после каждого спектакля,
я благодарю осветителя за профессионально выполненную работу.