моне портрет актрисы жанны самари
Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари
Портрет Жанны Самари, кисти Огюста Ренуара, молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный в 1877 году. Хранится в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Женские образы занимают центральное место в творчестве Ренуара (1841-1919). Очаровательная актриса театра «Комеди Франсез» Жанна Самари всегда привлекала внимание Огюста Ренуара. Он находил в ее внешности и характере особое неуловимое очарование. Надо сказать, что симпатия художника была взаимной. Однако, как остроумно заметила артистка, Ренуар был совершенно не создан для семьи — он сочетался браком с каждой женщиной, которую рисовал.
В 1877-1878 годах Ренуар создает три портрета актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга. Очаровательная актриса не только понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар.
Жанна Самари жила недалеко от мастерской живописца и сама приходила к нему позировать. Делала она это, надо заметить, довольно свободно и иногда пропускала сеансы, что огорчало и сердило Ренуара. Работая над портретом, художник дорожил каждой минутой — комната, в которой он трудился, хорошо освещалась только в течение несколько часов.
Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, грацию, живой ум, открытый и непринуждённый взгляд, лучезарную улыбку.
Она изображена до пояса. Актриса сидит, опираясь локтем левой руки на стол, обхватив ладонью слегка тяжеловатый подбородок. Рыжие пушистые волосы, выразительный пытливый взгляд ее глаз — во всем этом столько прелести и шарма! На актрисе — зеленое платье с глубоким декольте, один короткий рукав слегка съехал, обнажив прекрасное округлое плечико Жанны. Чрезвычайно привлекательная, с пушистыми волосами и сияющими глазами — актриса словно родилась для того, чтобы стать моделью Ренуара.
«Я думаю, не так уж много наберется в мировой живописи портретов, где так естественно сочетается мысль и чувство, румянец женщины и обаяние человеческого разума, – пишет искусствовед Леонид Волынский. – Кажется, вот-вот улыбнется и заговорит эта синеглазая и рыжеволосая женщина, так умно и доброжелательно глядящая на вас, подперев щеку рукой».
Многое могло измениться в жизни Ренуара с появлением этой юной актрисы, но изменений так и не последовало. Прелестная голубизна глаз, шаловливая улыбка, свежее, как цветок, лицо. Модель, судя по всему, была влюблена в художника.
«Но, – сожалеюще утверждала Жанна, – Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти». «Их глазами смотрит на вас сама душа Франции», – подчеркивает Л. Волынский, размышляя о женских портретах Ренуара.
Сам же Огюст говаривал:
«Мне жаль мужчин – покорителей женщин. Тяжкое у них ремесло! День и ночь на посту. Я знавал художников, не создавших ничего достойного внимания: вместо того чтобы писать женщин, они их соблазняли».
Жанна из артистической семьи. Её бабушкой по материнской линии была знаменитая актриса Сюзанна Броан. Отец Жанны, Луи-Жак Самари был виолончелистом Парижской оперы. Младший брат Жанны, Анри Самари, также стал актёром. В 14 лет Жанна поступила в Консерваторию. В 18 лет получила свой первый приз.
Дебютировала в 1875 году в театре Комеди Франсез в роли Дорины в «Тартюфе» (с 1879 г. 305-й постоянный член труппы в истории театра[1]). Играла в основном служанок и субреток в пьесах Мольера. В 1879 г. вместе с труппой театра гастролировала в Лондоне. Между 1877 и 1880 годами Ренуар изобразил её на многих своих полотнах.(Использованы Материалы Викип.)
Умерла от брюшного тифа в 1890 году.Ей было 33 года.
Жанна Самари в жизни и в живописи: «вкусные» портреты Ренуара, которые хочется есть ложкой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Все, кто видел фотографии актрисы Жанны Самари и портреты работы Огюста Ренуара, наверняка замечают разительную несхожесть прототипа с тем образом, который создал художник. Не искажая ни одной черты, Ренуар словно доводит каждую из них до совершенства. На портретах актриса выглядит куда более изысканно, утонченно и аристократично, чем в жизни.
На фотопортрете Жанны Самари знаменитого фотохудожника Феликса Надара заметны все недостатки, которых Ренуар словно не замечает: тяжеловесный подбородок, простоватая внешность, будничная прическа, полноватая фигура – словом, ничем не примечательная заурядная женщина «из народа».
Жанна Самари была на тот момент начинающей, но уже довольно популярной актрисой театра «Комеди Франсез». Она дебютировала в 18 лет в роли Дорины в «Тартюфе» Мольера. На момент знакомства с Ренуаром ей было 20. Говорят, на сцене она преображалась. Ее актерским амплуа были субретки – традиционные комедийные персонажи, бойкие и хитрые служанки, помогающие господам в любовных интригах. Такие образы вполне соответствовали ее внешнему облику.
Ренуар написал три портрета Жанны Самари, в период с 1877 по 1880 гг. Они познакомились в салоне мадам Шарпантье, после чего родители Жанны заказали ее портрет. Уже в этой работе Ренуар создал тот невероятно пленительный и нежный образ, который до сих пор ассоциируется с именем Жанны Самари. Первый портрет находится в коллекции театра «Комеди Франсез».
Через месяц художник приступил к работе над следующим портретом, который вызвал противоречивую реакцию. Эмиль Золя писал: «Несомненный успех выставки – белокурая веселая головка мадемуазель Самари». Некоторые критики были возмущены: «Какой странный портрет! Невозможно представить себе что-либо более далекое от оригинала».
В 1878 г. Ренуар создает еще один портрет, на котором актриса изображена в полный рост, в бальном платье. Женщина настолько красива, что от нее невозможно отвести взгляд – настоящая аристократка! Наверное, нельзя сказать о портретах Жанны Самари лучше, чем Луи Леруа: «Приятная неопределенность в исполнении, неподдельная примитивность рисунка и небольшие зеленоватые оттенки на полной груди прекрасной дамы долго держали меня в плену! В блюдо из красок одновременно входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Жанна Самари» Ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете
Один из самых узнаваемых портретов в мире (1877). Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.
Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.
Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?
Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?
1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту
Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.
Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.
Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.
Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.
Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org
Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.
2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари
Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.
Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.
Фото Жанны Самари. 1876-1880 гг.
Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.
На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.
Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.
3. Реакция публики на портрет была неоднозначной
Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На сентиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.
Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org
Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась. Но у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, Анри Лероль или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями.
В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”.
Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org
Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”
4. Ренуар написал 5 портретов Жанны
Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).
Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.
Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.
А знаменитый этюд к этой картине хранится в Пушкинском музее. Несмотря на свою этюдность, он считается лучшим портретом Жанны Самари кисти Ренуара.
Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org
5. Жанна заказывала портреты у других художников
Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.
Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.
И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.
Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж. Wikimedia.commons.org
Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.
6. Личная жизнь актрисы
Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.
Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.
Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.
Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.
Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.
7. У картины есть один секрет
У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.
Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.
Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “ Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Шедевры Эрмитажа: портрет актрисы Жанны Самари
Один из самых запоминающихся портретов импрессиониста Огюста Ренуара, который при его жизни не был оценён по достоинству, можно увидеть в Эрмитаже. И мастерская передача цвета, и переливы света на ткани платья, и чуть улыбающееся выражение на лице девушки — все это приковывает к себе внимание и вызывает эстетическое удовольствие.
Французский художник-импрессионист Пьер Огюст Ренуар познакомился с актрисой театра Жанной Самари, когда ей едва минуло двадцать лет. Несмотря на столь юный для артистки возраст, имя её уже произносили с восхищением даже самые строгие театральные критики, а на постановки в одном из популярнейших театров Парижа «Комеди Франсез», где только недавно была сыграна премьера с её участием, теперь нельзя было достать лишнего билета: их раскупали моментально, так всем хотелось увидеть прекрасную Жанну, сверкающую своими проникновенными глазами с подмостков театра.
Впрочем, действительно, глаза у Жанны Самари были красоты необыкновенной. Даже Дюма-сын не смог пройти мимо, сказав как-то в свойственной ему грубоватой манере, плотно завуалировавшей комплимент: «Ну и глазищи же у вас, Жанна! Так и подмывает их выколоть!».
К художнику актрису привели родители и предложили написать её портрет, коли ему требуется натурщица, тем более, что и Жанна, по её личному признанию, находилась под большим впечатлением от работ Ренуара. Художник же, уже много слышавший об актрисе, сразу же согласился, как будто предчувствуя, насколько светлым будет этот период в его творчестве. Позднее его друг, Жорж Ривьер, вспоминал: «Ее радостный смех, ее очаровательный детский характер, ее милые шутки — все в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот».
Приступая в 1877 году к написанию портрета, который сейчас хранится в фонде Государственного Эрмитажа, художник сначала написал к нему небольшой этюд. Однако работа вышла настолько безупречной и дивной в своём исполнении, что по праву стала считаться полноценной картиной. Сейчас её можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
На картине Жанна Самари изображена во весь рост на фоне японской ширмы, ковра и пальмы, которые Ренуар специально принёс в комнату на время их совместной работы. Являясь тонким мастером по работе с цветом, он особенно красиво прописал перламутровый цвет кожи, пушистые локоны волос и полуоткрытые в улыбке красные губы актрисы. Фигура её чуть наклонена вперёд, чтобы у зрителя создалось ощущение будто девушка вот-вот шевельнётся и стремительно направится навстречу в своём бело-серебристом платье, которое словно подсвечивает её снизу вверх.
Увы, парижане так и не оценили этой работы Ренуара. Когда её представили на выставке, то зритель мало обратил на неё внимание, так как картину расположили слишком высоко и в дальнем зале. Когда же через несколько лет портрет взял на комиссию коллекционер и галерист Дюран-Рюель и не смог найти для него покупателя, Ренуар и вовсе пришёл в негодование, воскликнув: «Они его просто не понимают! Это какой-то обман зрения».
В России портрет оказался в начале XX столетия благодаря брату знаменитого московского купца Ивана Морозова Михаила, который приобрёл его у Дюран-Рюеля. После смерти Михаила картина очутилась в Третьяковской галерее, а в 1948 году, при распределении, потрет было решено отправить в Эрмитаж. С тех пор самобытная экспрессионистская работа Ренуара находится в фонде Эрмитажа и является одним из самых его известных шедевров. Увидеть портрет можно в зале № 320.
Жанна Самари. Неизвестная женщина с полотен известного художника
Огюст ренуар писал портреты актрисы теарта «Комеди Франсез» Жанны Самари с завидной регулярностью. Кто и когда заполнил бы облик этой прекрасной женщины, если бы Ренуар не увековечил ее красоту в своих бессмертных творениях.
Судьба этой молодой актрисы впечатляет. Прожив всего 33 года, она успела родить троих детей и сыграть во множестве знаковых спектаклях.
Портрет актрисы Жанны Самари — портрет, кисти Огюста Ренуара, молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный в в 1877 голу. Хранится в московском музее имени Пушкина.
В 1877- 1878 годах Ренуар написал четыре портрета Жанны Самари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать.
Этот портрет Жанны Самари считается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны.
Облик героини излучает пленительную женственность. Жанна жила недалеко от мастерской Ренуара и позировала ему для своих портретов. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника. Она играла в спектаклях с 18 лет, а в 25 вышла замуж и родила троих детей. Но прожила, к сожалению, недолго: в 33 года заболела брюшным тифом и скончалась.
Первый из основных представителей импрессионистов, кто стал мастером светского портрета и снискал популярности у богатых парижан. Используя контрастную игру светотени, которая делала изображения на его картинах почти скульптурными, создал такие шедевры, как «Качели», «Обнаженная», «Ложа», «Тропинка в высокой траве». Отдельное место в творческом наследии Ренуара занимает портрет актрисы театра Комедии Франсез Жанны Самари. С ней Ренуар познакомился, когда той было 20 лет у мадам Шарканье, портрет которой тоже рисовал.
Художник был очарован красотой актрисы, ее светлой кожей и рыжими волосами. Внешность Жанны великолепно можно было бы изобразить именно кистями и красками великого французского художника. Всего было написано 4 портрета Жанны Самари, которые не только обессмертили красоту актрисы, но и сделали ее символом для кокетливых и изысканных парижанок.
Все портреты, хотя на них изображена одна и та же женщина, отличаются друг от друга композицией, колоритом и размерами. На них нужно смотреть с дальнего расстояния, как и на многие произведения импрессионистов, чтобы мазки слились воедино и создали тот образ, который хотел передать для нас художник.
В 1878 г. Ренуар создает третий, самый значимый и большой портрет актрисы, портрет в полный рост. Изысканная женщина в модном по тем временам розоватом платье с декольте и длинным шлейфом. Ее обнаженные руки по локоть в перчатках. Фигура женщины чуть наклонена вперед, как бы приближаясь к смотрящему на нее. Нежная, будто бы светящаяся кожа (о которой Ренуар говорил «Что за кожа! Настоящий солнечный луч»), контрастно выделяется на фоне богатого интерьера с пальмой и массивной подставкой сзади женщины. Краски плавно перетекают от одного тона к другому, изысканно сочетая цвет платья с рыжеватым цветом волос актрисы. Темно-синие глаза шаловливо и непосредственно смотрят на поклонников таланта Ренуара.
Судьба Жанны Самари трагична, она умерла в 33 года, но благодаря картинам художника, на которых запечатлен ее внутренний и внешний облик, актриса Жанна Самари навсегда оставит свой след в истории человечества.
«Я смотрю на портрет Жанны Самари, как я смотрел бы на портрет моей умершей сестры»- говорил Ренуар.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов