молитва главная цель моей жизни
Молитва в моей жизни
«Молитва есть врачевство от печали и уныния»
«Так говорит Господь, Который сотворил [землю], Господь, Который устроил и утвердил ее, — Господь имя Ему: воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.»
Духовная сила христианина прямо пропорциональна его молитвенной жизни. Когда мы читаем Библию, Бог говорит. Когда мы молимся — разговариваем с Богом. Личные взаимоотношения с Господом Иисусом Христом не могут расти и эффектно развиваться без правильного общения с Ним.
О молитве сказано очень много, уже написано множество книг и статей, а так же еще будут написаны в будущем. Моя цель не написать исчерпывающее исследование на тему молитвы. В этом небольшом размышлении, мне хотелось бы показать, что молитва значит для меня.
Итак, молитва для меня:
Во-первых, молитва — это то, что заповедал совершать Бог, в Своем Слове.
В Иеремия 33:3 мы читаем: «воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь». Здесь мы видим, что Бог поощряет нас молиться.
«Воззови ко Мне», — говорит Он. Бог хочет, что бы мы приходили к Нему,советовались с Ним и ожидали Его ответа. Он жаждет, чтобы мы приходили к Нему, как сын приходит к отцу. Размышляя о молитве, Чарльз Стэнли пишет: «Он — наш единственный достойный доверия Источник совета, самый доступный и близкий Друг. Он никогда не скажет нам, что слишком занят, хотя мы постоянно говорим Ему о своей занятости»2.
Апостол Павел, в Филиппийцам 4:6, передает Божью Волю относительно нас, говорит: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».
Мы должны все приносить Господу в молитве. Нет ничего, что показалось бы Ему слишком огромным или слишком ничтожным, а значит не стоящим Его заботы. Необходимо обратить внимание и на то, что желания свои мы должны открывать перед Богом с благодарением.
Второе, молитва — это общение с Богом.
В Иеремия 33:3 мы читаем: «воззови ко Мне — и Я отвечу тебе…». И текст из Иеремии показывает нам, что Бог говорит и не только слышит наши молитвы, но и отвечает на них. Молитва — это полноценный разговор с Богом. Мы обращаемся к Богу, а Бог обращается к нам. Позвольте Богу говорить с вами.
В-третьих, молитва — это то, что дает мир сердцу и разуму.
Говоря о молитве Апостол Павел, в Филиппийцам 4:7, добавляет такие слова: «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.»
Это значит то, что если молитва станет важной частью нашей жизни, то мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе. Мир Божий — ощущение святого покоя и удовлетворенности, наполняющее душу верующего, когда он твердо полагается на Бога. Этот мир охраняет и сердца, и мысли. Как же необходимо это тонизирующее средство всем нам в наш век неврозов, нервных истощений, зависимости от транквилизаторов и умственных переутомлений.
Иоанн Златоуст добавляет по этому поводу: «Молитва — священный посланник; она веселит сердце, успокаивает душу, возбуждает страх наказания и желание Небесного Царства; учит смиренномудрию, приносит познание греха»3.
И наконец, четвертое, и самое главное, молитва — это поклонение Богу.
Молитва — это форма поклонения Богу, которая непременно должна присутствовать в жизни христианина. Обращаясь к Богу, мы выражаем зависимость от Него, признаем, что не можем без Него жить, а также показываем, что полностью доверяем Ему себя, свои трудности и проблемы.
Поклонение Богу – это воспоминание и провозглашение в молитвенном состоянии различных сфер Божьего величия, силы, мудрости. Это смирённое восхищение чудными делами Божьими. Поклонение Богу – это умение видеть руку Божью и выражать свою признательность Божьего бесконечного превосходства.
Закончить это небольшое размышление хотелось бы цитатой Чарльза Сперджена, который хорошо подметил:
«Навык молитвы это хорошо, но Дух молитвы – лучше. Мы должны регулярно находить время для молитвы, тем не менее постоянное общение с Богом должно быть нашей целью. Как правило, служители никогда не должны проводить много времени без действительного возношения своих сердец в молитве. Многие проповедники могут подтвердить, что они редко проводят четверть часа не обратившись мысленно к Богу. Это уже не обязанность, это становиться инстинктом. Это навыки новой природы».
Три самые сильные молитвы Господу Богу
Чтение молитв – каждодневный ритуал обращения к Всевышнему. Читая молитву, мы обращаемся к Господу Богу с благодарностью или просьбой чего — либо. Молитва – это диалог. И иногда она бывает последним шансом для людей, которые отчаялись и хотят помощи. Главное – соблюдать правила при чтении мольбы, и тогда она будет услышана небесными силами.
Сегодня мы рассмотрим 3 самые короткие молитвы, которые помогут в любой жизненной ситуации.
Откуда произошли молитвы?
Большинство православных людей читают молитвы каждый день. Но никто из них не догадывается – откуда они произошли?
Говорят, что молитвы начали читать тогда, когда святые не были прославлены. У них были различные сложные ситуации в жизни, и они не знали, как раскаяться и попросить помощи у Всевышнего. Тогда они начали писать молитвословы – небольшие рукописи, куда святые записывали собственные мысли. Они говорили Господу Богу о своих взлётах и падениях, просили совета и раскаивались в грехах. Так появились первые молитвословы.
Считается, что первым рукописным изданием с молитвами был Псалтирь. Он имелся в церквях, у монахов, у богатых людей и царей. Для обычного народа он был не доступен. А со времён книгопечатания, люди смогли приобретать данные молитвословы. И то – это было большой роскошью для бедной семьи.
Также служители церкви писали очень много разных молитв. И для верующих ими был создан прекрасный молитвослов, который содержал в себе тексты молитв для различных жизненных ситуаций. Молитвослов передавался из поколения в поколение. Но для канонизации они были не пригодны – поэтому их часть отредактировали Святые Отцы.
А ещё очень большая часть текстов – переводные молитвы. Их смысл сильно исказился во время перевода. Мусульмане часто упрекают христиан по этому поводу, ведь они до сих пор обращаются на арабском языке к Аллаху.
Люди ещё в I веке собирались целыми деревнями на песнопение молитв. Они пели не впопад, путали слова, но главная цель была у них – делать это вместе. Люди чувствовали, что объединяются любовью, верой в Бога и в церковь.
Они делали такие ритуалы 3 — 4 раза в день. А позже, в церквях, начали появляться хоры, где песнопением занимались специально обученные люди. Считается, что первой молитвой была именно «Отче наш». Никто до конца не может сказать, о чём эта молитва, но каждый закладывал в неё свой личный смысл.
Можно сказать, что люди до сих пор создают собственные тексты молитв. Это давняя традиция, которую никогда не нарушали – моления создавались во все времена (особенно в тяжёлые – войну, голод и т.д.). Верующие пишут собственные моления, в которые закладывают огромную силу и глубокий смысл. И они уверены – их тексты работают лучше, чем заученные тексты тех времён. Говорят, что именно поэтому только у христиан есть молитвы для детей и детская библия.
Ведь только в православии есть условие, что человеку будет лучше молиться самому, своими словами, нежели заученным текстом. Таким образом, он будет ещё ближе к Всевышнему, укрепит с ним духовную связь, обретёт гармонию и спокойствие в душе, станет добрее и получит заряд огромной энергии.
Для чего нужны молитвы?
Если вы посетите церковь и обратитесь к священнику, то он ответит Вам на этот вопрос примерно так: «С помощью молитвы, мы прокладываем наш путь к Господу Богу». И это будет верный ответ.
Когда мы читаем молитву, то силой мысли посылаем сигнал в небеса, к Богу. А он, в свою очередь, отвечает нам – ставит на путь истинный и преподаёт жизненно важные уроки.
Молитва – это беседа с Господом Богом.
Если Вы будете иметь тесную связь с Богом, то он никогда не предаст Вас и не пожелает зла без причины. Раскрывайте Господу Богу свои тайны – это поможет выговориться и попросить помощи у небесной силы.
Обращайтесь к Всевышнему просто так – даже с обычной благодарностью за то, что у Вас есть крыша над головой, пища на столе и верный друг рядом. Господь обязательно примет Вашу благодарность и сделает так, чтобы Вы никогда не теряли то, что имеете. Главная ценность молитвы – укрепление связи человека с Богом.
В чём сила молитвы?
Молитвы имеют огромную силу, которую человек даже не может себе представить. Молитва может помочь обрести удачу, благополучие, верных друзей, счастливую семью. Также защитит от врагов и болезни, уберёт порчу и сглаз, поможет сделать правильный выбор. Главное – верить в то, что Всевышний услышит и поможет. И представлять, как Господь Бог помог Вам.
Но есть одно правило – Вы должны действительно нуждаться в том, что просите у Бога. Если Вы просите о чистой любви, но не нуждаетесь в ней, то Всевышний не услышит вашу мольбу. Он знает, что нужно вам на самом деле, ведь никогда не пожелает зла и не разгневается на Вас без весомой причины.
После чтения молитвы всегда ощущается бодрость, прилив энергии и сил – это благодарность от Всевышнего за доверие и обращение к нему.
Как правильно читать молитву?
К сожалению, не все знают правила чтения молитв. Правил существует большое количество. Вот самые главные из них:
Из этих правил можно вынести 2 основных: понимай и чувствуй. Молитвы нужно читать вдумчиво, произносить чётко каждое слово. Необходимо верить в её силу и в силу Бога, только тогда она подействует.
Можно ли попросить помощь у Господа Бога без чтения молитв?
Ответ простой – можно. Главное – делать это искренне, с душой. Очень часто человек получает помощь от Господа Бога, просто сказав: «Помоги мне, Господь». И для этого не нужны длинные и непонятные тексты молений.
Достаточно просто верить в силу Божьей помощи, искренне просить о ней и представлять, как Бог помогает вам достичь желаемого. Помните – небесные силы слышат Вас даже тогда, когда Вы не просите об их помощи.
Достаточно сказать: «Господь, благослови» перед тем, как Вы собираетесь начать важное дело. Также можно говорить: «Господь, помилуй», если нужно попросить у Бога помощи. Если хотите поблагодарить Всевышнего, то произнесите: «Слава тебе, Господь Бог».
Но если в жизни сложилась какая — то неприятная ситуация, то люди обращаются с молитвами за помощью к Богу. Так какие же есть молитвы, с которыми можно обратиться к Всевышнему для помощи в сложившейся жизненной ситуации?
Три самые короткие молитвы Господу Богу, помогающие в различных жизненных ситуациях
Ниже представлены распространённые молитвы к Всевышнему, имеющие недлинный текст. Их будет очень легко выучить наизусть.
Молитва «Отче Наш» — текст молитвы
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго;
ЯкоТвое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь.
Молитва «Да воскреснет Бог» — текст молитвы
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́. Я́ко исчезает дым; да исчезнут; я́ко тает воск от лица огня, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ любящих Бога и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы силою на тебе пропя́таго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сше́дшаго и попра́вшаго силу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помогай ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со всеми свя́тыми во веки. Аминь.
Молитва «Символ веры» — текст молитвы
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.
Подпишитесь на наш канал:
Заключение
Эти молитвы обязательно помогут Вам в сложных жизненных обстоятельствах. Но будет лучше, если Вы возьмёте за правило читать моление каждый день. Это укрепит Вашу связь с Богом, поможет обрести благополучие и защитит Ваше тело и разум от недугов. К тому же, этот ежедневный ритуал помогает обрести силы, энергию, уверенность в себе и желание радоваться каждому новому дню. Господь любит помогать нам и делает всё ради счастья на земле. Да прибудет с вами Бог!
Молитва в жизни и для жизни
Есть ли связь между нашей молитвой и нашими поступками и какая? Как отличить «мысленную руду» от «мысленной ерунды» и пробиться к Богу через себя и свое «я»? Что делать, когда «нет времени» молиться? И можно ли читать правило в трамвае?
«Как жизнь? Как молитва?»
Когда мы встречаем близких или просто знакомых нам людей, с которыми какое-то время не виделись, то обычно спрашиваем, как у них дела и как они себя чувствуют. К этому нас побуждает, с одной стороны, элементарная вежливость, а с другой – желание получить краткое представление о том, что является для собеседника важным: все мы прекрасно знаем, что состояние человека очень сильно зависит от состояния его дел и здоровья. Но слыша в повседневной жизни этот вопрос: «Как у вас дела, и как вы себя чувствуете?», я невольно вспоминаю, как приветствовали друг друга христианские подвижники древности. Встречаясь, они интересовались друг у друга: «Как молитва?»
Состояние нашей молитвы и есть наиболее верный и емкий показатель состояния нашей жизни
Наверное, было бы странно, если бы мы сейчас как-то нарочито решили обмениваться такой приветственной фразой. Но вместе с тем для верующих людей в ней заключается наиболее универсальная возможность в нескольких словах что-то узнать друг о друге, потому что состояние нашей молитвы и есть наиболее верный и емкий показатель состояния нашей жизни. Это такой замечательный чуткий прибор со многими шкалами, на которых отражается и уровень, и градус уклона, и глубина, и напряжение, и сопротивление в жизни человека. Не бывает молитвы в вакууме – молитвы, на которую не оказывало бы влияние всё то, что мы делаем по отношению к другим людям, что мы делаем со своим сердцем и с самими собой.
Мы часто совершаем ошибку, думая, что наша молитва зависит в первую очередь от того, насколько мы прилежно исполняем утреннее и вечернее правило, насколько продолжительны наши молитвословия. И усердие, и внимание, конечно, важны, но если бы молитва зависела только от этого, не было бы людей, которые годами ходят в храм, годами читают правило, Псалтирь, акафисты, изучают богослужение – и при этом ровным счетом ничего в их молитве не меняется, не происходит движения к Богу. Почему? Потому что молитва – это наша беседа с Богом, и это общение может быть настоящим только тогда, когда с нашей стороны в нем присутствуют стопроцентная честность и искренность. А откуда им взяться, если человек и с самим собой не бывает честным до конца, если он плутает по жизни, в чем-то обманываясь сам, в чем-то обманывая других? Порой человеку кажется: да, в жизни я кого-то могу ввести в заблуждение, но перед Богом никогда не лукавлю. Но дело в том, что обмануть Бога – это отнюдь не только «сообщить» Ему какую-то неправду. Мы пытаемся обмануть Бога в те моменты, когда делаем вид, что забыли, чего Он от нас хочет, чего от нас требует та или иная Его заповедь. Но Господь в каждое мгновение нашей жизни и видит то, что мы делаем, и знает то, о чем мы думаем.
Есть такое святоотеческое присловье: «Как живем, так и молимся…», но оно было бы, безусловно, неполным без второй его части: «…как молимся, так и живем». И здесь речь идет опять-таки не о количестве прочитанных акафистов и даже не только о том, уделяем ли мы молитве время и достаточно ли внимательно вникаем в ее слова. Суть в том, что, когда наша жизнь питает молитву, когда мы не рассматриваем обращение к Богу как что-то отдельно существующее, происходит и обратный процесс – молитва начинает изменять нашу жизнь.
И это с каждым из нас в той или иной мере происходит, даже если молитвенники мы, скажем так, далекие от совершенства. В принципе, чтобы в этом убедиться, можно провести такой эксперимент: перестать на какое-то недолгое время молиться совсем и понаблюдать за теми изменениями, которые будут с нами происходить. Регулярно молящийся человек уже на первые-вторые сутки с большой вероятностью почувствует, как его сердце остывает, как что-то меняется в его реакциях, как что-то во всей его повседневности начинает идти не так. А еще через некоторое время – до этого этапа, конечно, не нужно доходить – человек теряет ощущение молитвы как таковой, она становится для него чем-то внешним, и вместо памятования о Боге возникает недоумение: зачем вообще уделять молитве столько времени и внимания, зачем вообще она нужна? При этом его жизнь, по сравнению с прежней, идет вразнос, но он этого может уже даже не ощущать. Но если человек всё же опять возвращается к молитвенной жизни, если он просит Бога оживить его душу и постепенно отходит от состояния нечувствия, его жизнь вновь меняется, и он начинает думать: «Да как же я всё это время прожил…» И кажется, что это было сном каким-то, а теперь он наконец вновь очнулся, вернулся к нормальному бытию.
Вылезти из кустов
В этом утверждении кроется одна из важных причин того, почему нам так трудно бывает сосредоточиться на богослужении, почему нам с таким усилием приходится подвигать себя на молитвенное правило. Когда человек творит молитву только лишь в какое-то положенное время, а в «междумолитвенный» период о ней забывает, в это состояние обращенности к Богу бывает очень трудно возвращаться.
Постараемся всё делаемое, всё помышляемое проверять словом Божиим – тотчас же
Нужно сказать, что именно жизненные события, в которых мы – тут же, переживая их в настоящем времени, – к Богу обращаемся, становятся для нас самой главной практической школой молитвы. Ведь тогда мы действительно молим Бога, а не просто читаем строки молитв, и порой наше слово, произнесенное в такой ситуации с болью, из тесноты сердца, приобретает совершенно особую силу и особую цену.
В этой реальности своей жизни должно пребывать и во время ежедневной домашней молитвы, и на богослужении. Мы многократно повторяем просьбу о том, чтобы Господь нас спас и помиловал. Но чувствуем ли мы при этом, что действительно погибаем, что это не абстракция, не метафора? Как правило, не всегда. Но чем более осознанно человек живет, чем меньше он пребывает в своих фантазиях, тем чаще и эти, и другие слова оказываются наполнены для него конкретным смыслом и содержанием.
Я или не я?
Очень важно бывает, начав день с молитвы, на протяжении всего этого дня не уходить далеко от самих себя. Это, может быть, непросто объяснить в нескольких словах, но многим наверняка знакомо такое ощущение: встаешь вечером на молитву, открываешь молитвослов, начинаешь читать – а в голове неразбериха, в которой потерялся даже ты сам и не можешь себя найти. И тогда, конечно, молитва будет от нашей жизни оторвана, потому что нужно как минимум находиться в чувствовании самого себя, чтобы ощущать, перед Кем ты предстоишь.
Поэтому прежде, чем обратиться к Богу, нужно обратиться к себе. Что это значит? То, что каждый из нас – уникальная личность, которая не исчерпывается именем, характером, родом занятий, обстоятельствами нашей земной жизни, представлением о нас окружающих и тем, что мы думаем о самих себе. Наше «я» – это нечто, что описать словами невозможно. Это то, что по-настоящему знает только Господь и что только Он может нам самим открыть. И когда человек обращается к своему неповторимому «я» и следующим внутренним движением обращается к Богу, начинается процесс взаимодействия.
Почему это осознание себя так важно? Потому что человек, у которого ощущение своего «я» утрачено, способен на безумие. Он как в запое каком-то находится, он что-то творит, и ему самому толком непонятно, где во всем этом он, а где не он. В тяжелых случаях это вопрос медицинский, но важно понимать, что это и духовный процесс, который может для внутренней жизни человека иметь разрушительные последствия. И опять же, нельзя сказать, что это не касается хотя бы в какой-то степени очень многих из нас. Мы совершаем какие-то поступки, а потом приходим на исповедь и не можем их никоим образом объяснить. Мы кого-то обидели, кому-то чего-то наговорили, и вот мы рассказываем всё это о себе и понимаем, что это не укладывается в рамки здравого смысла, которым мы все же обладаем. И это вновь свидетельствует о том, как важно постоянно в себя приходить и хотя бы каждый раз перед тем, как мы встаем на молитву, себе об этой необходимости напоминать.
«Фотография» помыслов
Есть и еще одна причина того, почему так важна постоянная молитвенная обращенность человека к Богу. Что происходит с нами, когда мы забываем себя к этому памятованию о Боге побуждать? То же, что и с окружающими нас людьми, которые даже не знают о том, что можно и нужно молиться в каждое мгновение своей жизни: наша голова оказывается занята беспрестанными, перетекающими друг в друга размышлениями. И если, опять-таки в качестве эксперимента, взять тетрадь и попытаться в ней запечатлеть откровенно всё то, о чем мы в течение дня думаем, – результат с точки зрения здравого смысла будет ужасен. На самом деле очень у немногих на целый день хватит терпения, потому что два-три часа этого записывания за собой дают человеку такую картину, которая побуждает его без промедления начать свои помыслы упорядочивать.
И это упорядочивание, это привязывание своих мыслей, как к некоему колышку, к памятованию о Боге, к стихам из псалмов, к просьбе ко Господу спасти и помиловать нас, к молитве своими словами высвобождает в человеке огромную внутреннюю энергию. Ведь мусор в нашей голове – это не просто некий шлак; это то, что забирает наши интеллектуальные силы, оказывает определенное воздействие на наше сердце, то, что рождает в нас совершенно реальную усталость, которая у современного человека так часто переходит в хроническую. В результате у нас нет сил думать о том, о чем думать действительно нужно, мы истощены напрасными, пустопорожними переживаниями и не находим в себе достаточно сочувствия к ближним.
Безусловно, мы не можем выстроить ход своих мыслей совершенно, не можем сказать себе: «Сейчас я десять минут думаю об этом, потом пятнадцать минут об этом» и так далее. Кроме того, порой и из хаотического движения мыслей складывается что-то такое, что заслуживает внимания. Но всё же нужно различать мысленную «руду», из которой что-то может выплавиться, и мысленную «ерунду», из которой ничего хорошего извлечь решительно невозможно. Если человек во все отрезки времени, когда его ум относительно свободен, стремится занять его молитвой, этого мусора неким удивительным образом становится всё меньше и меньше, он постепенно отсеивается.
Сеяние на камне
Нужно тянуть ниточку молитвы, чтобы она по возможности обвивала, заключала в себе целиком наши сутки. Каким образом это возможно? Это становится возможным тогда, когда христианин не просто начинает день с молитвы и заканчивает его молитвой, а когда он сознательно идет к этому вечернему времени, когда он вновь перед Богом встанет и будет подводить итог прожитому дню: вспоминать все свои поступки, свои дневные просьбы ко Господу, просить о прощении того, что в течение этого дня было не так, и вразумления в том, в чем он не смог разобраться. Тогда у человека будет возможность и в ночной период войти с памятью о Боге и с ощущением предстояния перед своим Творцом. Конечно, во сне мы молиться не будем, но утром, встав и прежде всякого дела обратившись к Богу, ощутим, что эта обращенность в нас никуда и не исчезла.
Нужно тянуть ниточку молитвы, чтобы она обвивала собой целиком сутки
Мы знаем, насколько редко это получается и как легко бывает – в дневной спешке, в вечерней усталости – сбиться с этого пути. Но нужно раз за разом находить, что нашей молитве мешает в нас продолжаться, и разбираться с этим.
Здесь можно вспомнить, например, такое утверждение преподобного Исаака Сирина: молитва злопамятного подобна сеянию на камне. То есть если мы на кого-то обижаемся, сердимся, то уже не сможем помолиться как следует. И хорошо, если человек отдает себе отчет в том, что именно мешает его молитве. А бывает, у человека столько обид на других, что это уже некий неосознаваемый груз, это уже просто постоянный фон его жизни, и почему его молитва оказывается такой сухой, скудной, он, по большому счету, не может понять.
К этому можно добавить, что, как говорил когда-то старец Иероним Эгинский, если ты встаешь на молитву и начинаешь в это время о чем-то, как тебе кажется, очень срочном и важном для себя думать, так что твой ум от молитвы удаляется, то знай: это появились твои враги. Запомни их в лицо, чтобы потом с ними разобраться, и продолжай во что бы то ни стало сосредотачиваться на молитве. Здесь нужно обязательно уточнить, что врагами являются, безусловно, не люди, не вещи, не дела, которые нам во время молитвы вспоминаются, а то, что с этими людьми, вещами и делами в нашем сознании связано и чересчур увлекает наше сердце. Это может само по себе не являться злом в нашей жизни, но в данный момент это то, чему мы позволяем встать между собой и Богом. Нужно понять, каким образом это для нас приобрело такую значимость и как эту значимость снизить. Здесь можно вспомнить эпизод из жития святого Василия Блаженного, когда тот указал царю Иоанну Грозному на его мысли, в которых царь был не на богослужении, а на Воробьевых горах – выбирал место под строительство своего дворца. У нас это может быть не дворец, а что-то гораздо менее грандиозное, но масштаб тут не первичен. Возможно, в возведении этого условного дворца мы совсем не даем действовать Богу, и нужно найти в себе силы сказать: «Господи, я Тебе это доверяю. Я сам всё, что в моих силах, сделать постараюсь, а Ты избавь меня от попечения об этом и дай мне возможность сейчас думать только лишь о Тебе и во всей моей жизни только к Тебе стремиться». И тогда, по милости Божией, нас это попечение внутренне отпустит, и мы сможем помолиться о наших нуждах духовных.
Но здесь может быть другой момент, который в корне отличается от того, о чем я сказал только что. Бывает, что мы во время молитвы вспоминаем человека, который нам причинил какую-то боль, а возможно, что и мы ему причинили боль тоже. И мы с чем-то другим хотим к Богу обратиться, а у нас всё это стоит перед глазами. В этом случае нужно, наоборот, не пытаться освободиться от этих помыслов, а сделать содержанием своей молитвы молитву об этом человеке. И это соединит нашу молитву с жизнью: если бы наши переживания и душевная мука в этот момент были бы об одном, а молились бы мы о другом, это было бы искусственно, а так наша молитва будет цельной и правдивой. Мне представляется очень важной мысль святых подвижников о том, что всё, касающееся нас в этой жизни, касается и Бога, – и поэтому не надо ничего, что нас тревожит и что касается наших ближних и нашего спасения, мимо Бога проносить. Обо всем нужно молиться, и обо всем нужно с Господом говорить.
Правило в трамвае
На этом, наверное, можно было бы и закончить, если бы… Если бы не вопросы, которые можно услышать порой от прихожан после бесед на эти темы. «Батюшка, я со всем согласна, что вы говорите: как нужно сосредоточиться во время правила, как отгонять посторонние помышления. Но на практике я, чтобы собраться, отправить детей в школу, доехать вовремя до работы, встаю в полшестого утра, и для меня единственная возможность прочитать правило – в трамвае…»
Пусть для сосредоточенной молитвы находится только пять-десять минут – но они обязательно должны быть!
Это не редкость. И я не могу сказать прихожанам, которые и так спят по пять-шесть часов в сутки, чтобы они вставали еще на полчаса раньше и успевали помолиться дома. Кто-то молится утром в транспорте, кто-то по дороге вечернее правило читает, возвращаясь поздно с работы, потому что понимает: потом просто от усталости отключится. Но это тоже – жизнь, и наша молитва, как я уже говорил выше, – часть этой жизни со всеми ее непростыми обстоятельствами. По аналогии можно сказать, что кто-то может позволить себе разнообразную, здоровую пищу, а для кого-то основой рациона становятся дешевые макароны. И точно так же, как у человека, не имеющего денег на что-то большее, не возникает вопроса сварить себе макароны или остаться вообще без пищи, у нас не должно возникать дилеммы, помолиться по дороге на работу или просто констатировать, что исполнять правило по утрам мы не можем. Но при этом так же, как человек, живущий в скудости, стремится при любой возможности насытиться, человеку, имеющему мало возможностей для полноценной уединенной молитвы, должно быть свойственно стремление устраивать себе хотя бы время от времени полноценную духовную трапезу.
Нужно постараться, чтобы в любых обстоятельствах хотя бы какое-то время для молитвы в уединении, молитвы сосредоточенной в нашей жизни присутствовало. Если это не может быть полчаса, значит, это должно быть хотя бы пять-десять минут: можно начать таким образом свое утреннее правило, а продолжить его уже в пути. Так же и вечером: можно прочитать в дороге молитвы до «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет…», а заканчивать свою молитву уже в тишине, когда ничто нас не отвлекает от предстояния перед Богом.
Возможно, в какой-то момент мы скажем Богу всего лишь несколько слов, прося у Него прощения за то, что молимся так, то на ходу, то в полусне, прося Его укрепить нас в жизненных трудностях, – и в этих словах будет сконцентрировано то, что не родилось бы в нас даже за много лет при идеальных условиях для молитвы. И если бы мы всё это время не пытались молиться, несмотря ни на что, то этого опять же не было бы. Ведь на самом деле суть молитвы заключается в покаянном, просительном, благодарственном обращении человека к Богу, происходящем непосредственно из его жизни. А всё остальное – лишь некие внешние вариации.