моисеев руководитель ансамбля песни и пляски биография
Биография Игоря Моисеева
Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.
Игорь Моисеев — организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Игорь Моисеев является создателем нового жанра сценического искусства — народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива — ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого — развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.
Жизнь и судьба Игоря Моисеева — исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели — сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры.
Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, Игорь Моисеев превратил его в уникальный Театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.
Сегодня в репертуаре Театра народного танца Игоря Моисеева сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью.
Это чудо, которому вот уже семь десятилетий рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей Игорь Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.
Игорь Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приемами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.
Грандиозное значение творчества Игоря Моисеева оценить невозможно — его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов — творчеству Игоря Моисеева подвластно все.
Облеченные в стройные сценические формы, уникальные по благородству линий и ясности выражения художественной идеи, произведения Игоря Моисеева являются классикой хореографии, понятной зрителям всего мира. Они всегда современны, наполнены сочными народными характерами, проникнуты любовью, радостью, юмором, самой жизнью — всем, что всегда будет дорого каждому человеку.
Великий патриот своей страны, Игорь Моисеев признан человеком мира, посланником добра и справедливости. Страстный энтузиаст и бескорыстный даритель, Моисеев щедро делится с миллионами людей талан- том, знаниями, любовью к танцу. Чуждый пафоса, бес- конечно одаренный творец, всю жизнь он исповедует великий душевный принцип — отдавать, не задумываясь о благодарности. Благородство и гуманизм миро- вой культурной миссии Игоря Моисеева бесценны и беспримерны.
Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн.
Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И., затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.
В 1924-1939 годы Игорь Моисеев — солист балета Государственного Академического Большого театра.
В ГАБТ Игорь Моисеев исполнял партии:
• Иосиф — «Иосиф Прекрасный», постановка К.Голейзовского на музыку С.Василенко;
• Рауль — «Теолинда», постановка К.Голейзовского на музыку Ф. Шуберта;
• Раб — «Корсар», постановка А.Горского на музыку французких композиторов;
• Мато — «Саламбо», постановка А.Горского на музыку А.Арендса;
• Футболист — «Футболист», постановка Л.Лащилина и И.Моисеева на муз.В. Оранского.
Игорь Моисеев поставил на сцене ГАБТ балеты:
• «Футболист» на муз. В. Оранского (1930) (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным);
• «Тщетная предосторожность» (1930) (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ);
• «Саламбо» на музыку А. Арендса (1932);
• «Три толстяка» на музыку В. Оранского (1935);
• «Спартак» на музыку А. Хачатуряна (1958).
Также Игорь Моисеев поставил танцы в операх:
• «Загмуг» (1930);
• «Турандот» (1931);
• «Демон» (1932);
• «Любовь к трем апельсинам» (1933);
• «Кармен» (1933).
В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года («Футболист» на музыку В. Оранского (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным, 1930) – случай беспрецедентный в истории Большого театра.
В 1930-е годы Моисеев ставит физкультурные парады на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, дает уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподает в московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936).
Игорь Моисеев — организатор первого в мире профессионального ансамбля народного танца (10 февраля 1937 года), первой в мире профессиональной школы-студии при ансамбле (сентябрь 1943).
В 1966 году Игорь Моисеев организует Государственный хореографический концертный ансамбль «Молодой балет». За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игорь Моисеев награжден орденами, медалями и почетными званиями десятков стран.
Игорь Моисеев — профессор, лауреат международных премий в области хореографии, почетный член нескольких академий, автор статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь».
02 ноября 2007 года в Москве, на 102-м году ушел из жизни Игорь Александрович Моисеев.
Игорь Моисеев
Биография
Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.
Детство и юность
Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.
Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.
Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.
Хореограф Игорь Моисеев Москва, 1966-й год Фото Умнов Е.П. #ОМИМ
Уже через 3 месяца преподавательница отвела Игоря в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что мальчик должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Так и вышло, его зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра – Александра Горского.
В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.
В итоге, ему было 18, когда его взяли в труппу Большого Театра. Первые роли были малозаметными, танцевал в массовке, и зарплата была соответствующая. Получив первые заработанные деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник. Их старый уже давно исхудал и постоянно тек, им приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Эта покупка в семье вызвала гордость и ликование.
Балет
Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.
Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».
Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.
Евгений Умнов Хореограф Игорь Моисеев, руководитель Ансамбля народного танца СССР Дата съемки: 1956 год
Однако этот творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он захотел сам лично поставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.
А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.
В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.
На днях исполнилось 105 лет со дня рождения легендарного хореографа Игоря Моисеева. В течение многих лет он был бессменным художественным руководителем коллектива, известного во всем мире как «Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева». Через школу танца и ансамбль за долгие годы его существования прошло не одно поколение советских людей.
Собеседниками «Правды.ру» оказались люди, которые были непосредственно связаны с творчеством маэстро и с ним лично. Поскольку собеседники относились к советской номенклатуре, знавшими не только творческое закулисье, но и секреты политического бомонда, они попросили сохранить их имена в тайне. Вот каким предстал Игорь Моисеев и его ансамбль из их рассказа.
Игорь Александрович был гениальный деспот. Второго такого не найти. Основа танца Игоря Моисеева — это танец на раскаленной сковороде. Словно бы танцуют одними пальчиками. Он никого не брал по блату. Никогда. Не брал даже детей своих артистов, какими бы они не были заслуженными, народными и т. д. Он сам вел очень строгий отбор. Никаким другим путем попасть в труппу Моисеева не представлялось возможным. Может быть, поэтому у него был ансамбль высочайшего мирового уровня. У него была своя система, своя школа. Заменить такого гениального постановщика сейчас некем.
В ансамбле за глаза его называли Мойша — он же Моисеев. Его боялись и любили, потому что знали: если он поговорит с тобой, у тебя станет легко на душе. Он не был плохим человеком. Моисеев увольнял легко, если танцовщики не справлялись с дикой нагрузкой. Переводил в другие ансамбли. Он был жестким и жестоким, самодуром и тираном. Но всегда — гением.
Когда должен был сниматься фильм про Анну Павлову, а в его труппе была девушка, похожая на неё и ее пригласили сниматься в этом фильме, Моисеев не разрешил. Или в ансамбле — или в кино. К нему даже нельзя было подойти с таким предложением.
С возрастом он уже мало что видел своими глазами, хотя всегда сидел на всех репетициях. В его окружения находились доносчики (дрожавшие за такой лакомый кусок), которые говорили маэстро — вон та немного полновата. Моисеев вызывал «толстушку» и говорил, чтобы она за две недели похудела на 20 килограмм! Только девушкам маленького роста разрешалось быть пухленькими, а рослым и средним — нет. В результате девушки пили фуросемид и другие слабительные средства, чтобы только поддержать себя в норме. Многие после этого окончательно и бесповоротно испортили свое здоровье. Некоторые спились…
Читайте также: Аве Майе, балерине со Шпицбергена
Игорь Моисеев не был состоятельным человеком. В отличие от второй жены, в быту он был достаточно скромен. Когда он ушел от Тамары Зейферт, то забрал лишь чемодан с бельем и свою шикарную библиотеку. Всех, кому удавалось побывать у Игоря Александровича в гостях, своим количеством потрясала его домашняя библиотека. Больше книг было, наверное, только в знаменитой Ленинской, ныне Российской государственной библиотеке. В основном у него была собрана библиотека по искусству, картин у него не было. Моисеев собирал только то, чем сам жил в искусстве. Эти книги представляют большую ценность — много больших фолиантов в роскошном переплете, раритетные издания.
При зачислении первое, на что он смотрел, руки. Потом смотрел на ноги. Отбор обычно проходило человека три-четыре, не больше. Остальные шли в ансамбль «Березка» к Мире Кольцовой, который сначала возглавляла Надеждина, в ансамбль Александрова, в хор Пятницкого. Учиться начинали с восьми лет: днем в школе Моисеева, вечером — в общеобразовательной школе. Выпуск происходил раз в четыре года. Заканчивали школу примерно 25 человек. На выпускном — обязательно сольный номер.
Еще со сталинских времен члены правительства подбирали себе невест только из ансамбля Моисеева. В его школе учились и Конева, и Микоян, и многие другие. Девочки все красивые, молодые, статусные, проверенные — как и нужно было в то время. И вторая жена Моисеева была сначала замужем за сыном маршала Конева. Она перестала танцевать, кажется, в году 1980-м. Обычно их танцевальная карьера заканчивалась в 36 лет. Все получали статус артисток балета. При желании можно было уйти и в Большой. Хотя в Большом театре всегда существовала своя школа. В ней тоже учились с восьми лет, но немного подольше. Выпускниц ансамбля Моисеева туда всегда брали охотно.
В репертуаре ансамбля были не только танцы всех народов мира, но и одноактные балеты. Например, балет «Ночь на лысой горе» шел без перерыва в течение 2-х часов. У всех танцовщиков были шикарные костюмы, которые за большие деньги шили в Большом театре. Обувь, костюмы — за это драки никогда не было. У каждого свое. В чистку их не сдавали, всегда выдавали новое, с иголочки. Это был престиж государства, потому что со сцены каждое пятнышко видно. У всех были свои квартиры и машины. Даже во времена Хрущева и Брежнева правительство понимало, что эти рабочие лошадки везут в нашу страну валюту.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Биография Игоря Моисеева
Игорь Моисеев – артист балета, педагог, балетмейстер. Великий хореограф преобразил народный танец в наследие мировой культуры. Он провел на сцене 80 лет, поставил более 300 спектаклей (этот факт биографии Игоря Моисеева задокументирован в Книге рекордов Гиннеса).
Детские годы и семья
Родители артиста познакомились в столице Франции. Так как Моисеев-старший вел юридическую практику в Киеве, семья перебралась в Российскую империю, где 21 января 1906 г. родился Игорь.
Александр Михайлович – отец балетмейстера, трудился в юридической фирме, был выходцем из дворянской семьи. Мама – Анна Александровна, по профессии швея. Братьев и сестер у Игоря не было, вся любовь родителей доставалась ему одному. Мальчик с ранних лет свободно говорил по-французски.
Вскоре после его появления на свет Александр Михайлович попал в тюрьму за критику в сторону властей. Мать Моисеева отвезла будущего артиста в Париж, устроила в мальчика в пансион, сама отправилась обратно, добиваться освобождения мужа.
На чужбине ребенку пришлось нелегко. Мало того что Игорь был младше других воспитанников, и они его обижали, воспитатели пансиона наказывали мальчика за любую провинность, сажали в карцер. Когда Моисеева-старшего оправдали, Анна Александровна вернулась во Францию и забрала сына в Россию.
Отец Игоря приобщал сына к восточной культуре и истории. Когда парню исполнилось 14 лет, Александр Михайлович отвел его в балетную школу. Так, Моисеев стал заниматься под руководством В.И. Масоловой.
В те годы Моисеевы жили довольно бедно. Отец перебивался заработками от репетиторства французского, мать перешивала людям старые вещи. Артист настолько ослаб от недоедания, болел, что смог окончить техникум на год позже положенного.
Как все молодые артисты, начинал карьеру с небольших танцевальных партий в массовке. На первую заработную плату юноша приобрел новый чайник. Старая посудина давно прохудилась, но на ее замену у родителей не хватало средств.
Балет
Спустя некоторое время Касьян Голейзовский занял пост балетмейстера Горского. Артисты, привыкшие к постановкам прежнего руководителя, не хотели танцевать под его началом. Новому хореографу пришлось набирать труппу из начинающих.
Моисеев репетировал главную партию во втором составе в постановке «Легенда об Иосифе Прекрасном». Когда Василий Ефремов – исполнитель основной труппы заболел, Игорь Александрович смог показать свой талант. Позже начинающему артисту дали главную роль в балете «Теолдолинда».
Взяв хороший старт, в одно мгновение Моисеев впал в немилость к руководству Большого театра. Он выступил в защиту Голейзовского, за что был уволен. Позже Игоря восстановили, но в течение года он не выступал. Опала завершилась так же неожиданно, как и началась.
Один из ведущих артистов надорвал спину. Когда искали ему замену, выбор пал на Моисеева. Творческое бездействие, в котором Игорь пребывал целый год, заставило артиста посмотреть по сторонам. Он увидел, что мир не вращается вокруг танцев. Ему захотелось самому стать постановщиком спектаклей.
Вскоре Игорь Александрович получил предложение выступить хореографом на балете «Футболист». В 1937 г. Моисеев организовал первый в Советском Союзе ансамбль народного танца. Через 6 лет при нем открылась школа-студия. Впоследствии подобные ансамбли были созданы во всех республиках СССР, а также за рубежом.
Еще при жизни Игорь Александрович стал прославленным артистом, который сумел танцем объединить целые континенты. Начиная с 1938 г. Моисеев гастролировал во СССР, когда закончилась ВОВ, стал выезжать с труппой за границу. Из каждой поездки он возвращался с новыми идеями, которые выливались в танец.
Так, в репертуаре ансамбля появилась:
Награды, звания и премии
За заслуги в развитии хореографического искусства Игорь Моисеев удостоился различных наград, премий и званий. Среди них 3 ордена Ленина, ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медали «За доблестный труд».
За свою творческую биографию Игорь Моисеев получил много иностранных наград. Национальными орденами Моисеева наградили Испания, Монголия, Польша, Румыния, Ливан, Венгрия. Украина и Киргизия отметили вклад Игоря Александровича орденами с формулировкой «за значительный вклад в развитие культурных связей.
Моисеев трижды становился лауреатом Сталинской премии. В 1967 г. за концертную программу артисту вручили Ленинскую премию. Кроме российских национальных премий, балетмейстер дважды удостоен американского «Оскара» в области танца.
Звание Заслуженного артиста РСФСР Моисеев получил в 1942 г. После этого в разные годы Игорь Александрович стал Народным артистом СССР, Молдавской ССР, Киргизской ССР. В 1997 г. балетмейстер стал профессором Российской академии театрального искусства.
Личная жизнь
У Игоря Александровича было 3 жены. Впервые балетмейстер женился на приме-балерине Большого театра Подгорецкой Нине Борисовне. Их семейное счастье продлилось недолго. Несмотря на то что в 1940 г. артист женился на другой, первая супруга оставалась солисткой ансамбля народного танца до 1951 г.
Второй женой Моисеева стала артистка балета Зейферт Тамара Алексеевна. Разница в возрасте супругов в 10 лет не стала препятствием. Пара прожила в браке 30 лет, у них родилась дочь Ольга, которая пошла по стопам родителей.
Дочь Игоря Александровича стала балериной, ведущей артисткой ансамбля, внук хореографа – Владимир Моисеев, продолжатель династии. В третий раз счастье в личной жизни Игорь Александрович обрел с Чагадаевой Ириной Алексеевной. Они поженились в 1974 г. Супруга была моложе на 19 лет, в народный ансамбль пришла в 1941 г.
Смерть
Выдающийся хореограф умер в возрасте 101 год. Он прожил долгую, насыщенную яркими событиями жизнь. На закате лет Моисеев страдал от гипертонии и ишемической болезни сердца. Игорь Александрович скончался 2 ноября 2007 г. от сердечной недостаточности.
Прощание с балетмейстером состоялось в здании Московской государственной филармонии, в зале им. П.И. Чайковского. На этой сцене Игорь Александрович поставил более 300 спектаклей. Похоронили Моисеева в Москве на Новодевичьем кладбище.
Биография Игоря Моисеева
Игорь Александрович Моисеев родился 21 января (8 января по старому стилю) 1906 года в Киеве. Его отец, юрист, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Свою жену Анну Грэн, полуфранцуженку, полурумынку, модистку по профессии, Александр Моисеев встретил в Париже. Во времена царской России из-за своих анархических взглядов и высказываний он попал в тюрьму, и мать отдала мальчика на время в парижский пансион. После освобождения отца Игорь вернулся в Россию.
В 1920 году в Москве Игорь Моисеев брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Веры Мосоловой, затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который окончил в 1924 году по классу Александра Горского и в том же году был зачислен в труппу Большого театра.
В 1924-1939 годах он был солистом балета Государственного академического Большого театра. Исполнял партии Иосифа в «Иосифе Прекрасном» на музыку Сергея Василенко, Рауля в «Теолинде» на музыку Франца Шуберта, Раба в «Корсаре» на музыку французских композиторов.
С 1930 года Моисеев начал работать балетмейстером. В театре им были поставлены балеты «Футболист» на музыку Виктора Оранского (совместно с Леонидом Жуковым и Львом Лащилиным), «Саламбо» на музыку Андрея Арендса, в которых он исполнил партии Футболиста и Мато. Моисеев также осуществил постановки балетов «Тщетная предосторожность» (совместно с Асафом Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ), «Три толстяка» на музыку Оранского, а также «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна.
Он поставил танцы в операх «Загмуг», «Турандот», «Демон», «Любовь к трем апельсинам», «Кармен».
Он был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади.
В 1936 году заведовал хореографической частью Театра народного творчества.
В 1943 году им была создана первая в стране профессиональная школа народного танца — хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца, а в 1966 году — организован хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный академический театр балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева), которым Моисеев руководил до 1970 года.
Игорь Моисеев первым выработал художественный метод обработки фольклора, соединивший приемы народного и профессионального искусства, чтобы дать фольклору новую, сценическую жизнь.
В 1960-х годах за программу «Дорога к танцу» Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив — звания академического.
Балетмейстер поставил более 300 танцевальных номеров.
Он является постановщиком программ «Танцы народов СССР» (1937-1938), «Танцы славянских народов» (1945), «Мир и дружба» (1953), «В гостях и дома» (1983), одноактных спектаклей «Половецкие пляски» на музыку Александра Бородина (1971), «На катке» на музыку Рихарда Штрауса (1980), «Ночь на Лысой Горе» на музыку Модеста Мусоргского (1983), «Вечер в таверне» (1986) и многих других. Среди последних работ — сюита греческих танцев на музыку Микиса Теодоракиса (1991), сюита еврейских танцев «Семейные радости» (1994).
Одновременно с работой в ансамбле Моисеев в разные годы был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных юбилейным датам страны.
Многие годы Игорь Моисеев возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри различных международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.
2 ноября 2007 года Игорь Моисеев скончался на 102-м году жизни в Москве.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творчество балетмейстера было отмечено многочисленными наградами. Он был лауреатом Государственных премий СССР (1942, 1947, 1952, 1985) и России (1995), Ленинской премии (1967). В 1976 году ему было присвоено звания Героя Социалистического труда. Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Ленина, Октябрьской революции, а также российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степеней. Среди его иностранных наград — болгарский орден Святого Александра, румынский орден Офицера культуры, польский орден Полония Реститута, югославский орден «Братство и Единство», ливанский орден «Золотой Кедр», чехословацкий орден Белого Льва, почетный орден Аргентины De Mayo Al Mtrito.
В 1969 году он стал обладателем Американской премии журнала Dance Magazine в области танца.
У Игоря Моисеева осталась вдова Ирина Моисеева, бывшая солистка ансамбля, педагог-репетитор. Его первой гражданской супругой была прима-балерина Большого театра Нина Подгорецкая (1902-1977), затем он женился на солистке ансамбля Тамаре Зейферт (1918-2005), от брака с которой в 1943 году родилась дочь Ольга, солистка ансамбля, педагог-репетитор.
Внук Игоря Моисеева — Владимир Моисеев является художественным руководителем Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. Годенко.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников