могила любови соколовой актрисы
Данелия сказал «Я полюбил другую». Драма актрисы Любови Соколовой
Любовь Соколову называли лучшей мамой нашего кино, и она действительно чаще всего играла именно матерей… Больше всего, конечно, Любовь Соколова нам помнится по роли мамы Надежды в «Иронии судьбы». Но только в кино её роли были комедийными.
Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в рабочей семье в городе Иваново-Вознесенск. Она успешно училась на педагогическом факультете в Ленинграде, но в 1940 году при киностудии «Ленфильм» организовали киноактёрскую школу… Знаменитый режиссёр Сергей Герасимов, набиравший творческую мастерскую, Любу сразу оценил: две шикарные косы, выразительные большие глаза. Кстати, абитуриентов, желающих поступить в школу, было 1200, а приняли только 22.
Её дебют мог бы состояться в 1940 году в картине «Фронтовые подруги» на Ленфильме. Но… сценарист фильма пропел пошлую частушку и скромница Соколова убежала со съемок. Потом вместо Соколовой эту роль сыграла актриса Тамара Алёшина.
И если в кино дебют не состоялся, то в личной жизни он был очень счастливым. Её избранником стал выходец из дворянской семьи Георгий Арановский. Они прожили вместе всего один год — он пролетел как один день, настолько счастливы они были.
После войны вышло постановление: ленинградские блокадники могут без экзаменов поступать в любое учебное заведение. Соколова решила воспользоваться своим счастливым шансом и воплотить давнюю мечту в жизнь — стать актрисой, играть в театре и кино. Её сразу зачислили на второй курс ВГИКА на курс Бибиковаи Пыжовой.
В кино её дебют состоялся в 1948 году в роли медсестры-партизанки Варвары в картине «Повесть о настоящем человеке». По сюжету в её дом приползает изувеченный Мересьев, которого сыграл Павел Кадочников. Но ни работа в Театре-студии киноактера, ни съемки не давали возможности снять даже угол — Соколовой приходилось жить в театральной гримёрке.
И всё же начало в кинематографе было положено, далее предложения ролей просто посыпались… За свою жизнь актриса Любовь Соколова снялась в порядка 400 картинах. «Тихий Дон», «Преступление и наказание», «Приваловские миллионы», «Серёжа», «Далеко от Москвы», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Во время съемок в 1959 году картины «Доброе утро» Соколова познакомилась с начинающим режиссёром Георгием Данелия.
Как рассказывала актриса в интервью, после смерти первого мужа она долгое время не хотела ни романов, ни замужества. Слишком тяжело она пережила уход из жизни любимого человека. Но Данелия начал ухаживать очень активно, буквально ходил за ней по пятам. Убедил Соколову, что они ровесники, узнав, что она не приемлет отношений с мужчиной младше неё.
В конце концов актриса сдалась и переехала в квартиру Данелия на Чистых прудах. Мать режиссёра — советский кинорежиссёр и сценарист, лауреат Сталинской премии первой степени Мария Ивлиановна Анджапаридзе. Тётя — знаменитая актриса Верико Анджапаридзе. Жили Соколова и Данелия, не расписываясь, но новые родственники Любашу обожали. Соколова была действительно создана для семейной жизни: она обожала домашнее хозяйство, целыми днями стирала, мыла, готовила. Вставала раньше всех в доме и ложилась позже всех. От многих ролей пришлось отказаться: она не могла бросить семью даже на неделю и отправиться в киноэкспедицию.
В 38 лет актриса стала матерью, родила в 1959 году сына Николая. Раньше забеременеть у неё не получалось, да и эти роды были сложными: ребенок шёл боком.
Но когда сын стал подрастать, она стала возвращаться в кино. Играла не только у собственного мужа, но и у других режиссёров. Если посмотреть её фильмографию, становится понятно: чаще всего актрису Любовь Соколову видели в качестве матери. Конечно, больше всего зрителю запомнилась роль Соколовой в «Иронии судьбы» — мама Нади, которую сыграла Барбара Брыльска. На съёмках Эльдар Рязанов требовал: «Это комедия! Больше импровизации». И Соколова вместе с Мягковым устроили в кадре очень смешные прятки в квартире. Рязанов всё это вырезал, что безумно обидело актрису.
Личная история была драматичной. Как рассказывала актриса в интервью, несмотря на то, что она прожила с Данелия 26 лет, ей было очень непросто. Он был, по её словам, человеком увлекающимся, мог здорово выпить, пропасть на несколько дней из дома. О романе Георгия Данелия с писательницей Викторией Токаревой не судачил в Москве разве что ленивый. Но ради сына Соколова терпела всё. Нарыдается в подушку — и дальше живёт.
А однажды режиссёр пришёл домой и сказал: «Люба, прости, я полюбил и решил жениться. Надо разъехаться» (брак с Любовью Соколовой Данелия так официально и не оформил).
Она собрала вещи и съехала в маленькую квартирку к матери. Началась депрессия. Не проронив ни слезинки, она целыми днями смотрела в одну точку. Узнав о ее состоянии, коллега Санаев позвонил и настоял, чтобы Соколова пошла к целительнице Джуне. На сеансах актриса рыдала так, что её тело буквально сотрясалось. К сожалению, и роль матери принесла огромные страдания — их сын Николай сначала попал в секту, а потом погиб при невыясненных обстоятельствах. Это окончательно подкосило Любовь Сергеевну.
В одном из последних своих интервью Любовь Соколова рассказала, что сосед предлагает ей пожениться, но она отказывается, потому что на сердце всё выжжено. Но она никогда не жалуется. Если становится грустно — моет полы, отправляется на прогулку…
Умерла актриса 6 июня 2001 года от сердечного приступа. Но в сердцах миллионов зрителей Любовь Соколова навсегда осталась лучшей мамой советского кинематографа…
Могила Любови Соколовой и её сына на Кунцевском кладбище.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Любовь Соколова
Имя: Любовь Соколова (Lubov Sokolova)
Отчество: Сергеевна
День рождения: 31 июля 1921
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), РСФСР
Дата смерти: 6 июня 2001 (79 лет)
Причина смерти: узнать инфаркт
Где похоронена: узнать Кунцевское кладбище, Москва
Карьера: актриса
Биография Любови Соколовой
Детство и юношеские годы
Соколовы жили в старом деревянном доме с большим земельным участком, доставшимся матери в наследство от ее отца. Сад, огород и домашняя скотина были большим подспорьем для семьи, поэтому Люба и два ее младших брата с ранних лет были приучены к труду и помогали родителям по хозяйству.
Артистические способности девочки проявились еще в глубоком детстве. В садике маленькая Любаша охотно декламировала стихи и пела частушки, а дома устраивала концерты, нарядившись в мамино платье. В школьные годы девочка активно участвовала в самодеятельности, в старших классах посещала драмкружок.
Люба очень любила бывать в местном театре музкомедии, не пропускала ни одной премьеры. Работники тетра ее хорошо знали и даже иногда пускали в зал без билета. В благодарность 16-летняя Соколова выступила с монологом Онегина на юбилейном концерте, посвященном юбилею Пушкина.
В 1939 году девушка успешно окончила среднюю образовательную школу №56 и уехала в Ленинград, чтобы продолжить образование в педагогическом институте. На втором курсе она узнала, что режиссер Герасимов открывает актерскую школу при «Ленфильме». Любу не смутило огромное количество желающих (более тысячи претендентов), она уверенно прошла все отборочные туры и в числе 22 счастливчиков была принята на курс великого мастера. Среди одногруппников Соколовой оказался и Георгий Араповский, который вскоре стал ее законным супругом.
Блокадные годы и учеба во ВГИКе
Люба была одной из самых заметных студенток на курсе, впереди маячили большое будущее и самые радужные перспективы. Впервые на экране Любовь появилась в массовке драмы Сергея Герасимова «Маскарад» (1941), хотя ее дебютом должна была стать роль медсестры в картине «Фронтовые подруги». Но фривольное поведение сценариста фильма, классика советской литературы Сергея Михалкова, показалось Соколовой недопустимым, и она отказалась от столь лестного предложения.
Начавшаяся война стала трагическим периодом в жизни нашей героини, как и всего советского народа. Вместе со свекровью и мужем, которого не взяли на фронт по причине слабого зрения, Соколова осталась в блокадном Ленинграде и пережила все ужасы того кошмарного времени. Двадцатилетняя девушка работала слесарем на авиационном заводе, помогала раненым в госпитале, а по ночам тушила зажигательные бомбы.
На ее руках от голода умерли муж и его мать, а сама Соколова чудом осталась жива. Зимой 1942 года она, под бомбежками, по льду Ладожского озера, сумела выбраться из осажденного города, а попав на большую землю, еще на некоторое время задержалась на сборном пункте, помогая раненным и истощенным жителям блокадного Ленинграда.
Вернувшись в Иваново, Люба долго не могла прийти в себя – потеря любимого мужа и крайняя степень истощения серьезно подорвали ее моральные и физические силы. Вернуться к жизни ей помогло известие о том, что блокадникам предоставили льготы при поступлении в московские вузы. Соколова отправилась в столицу и добилась, чтобы ее приняли сразу на второй курс ВГИКа.
Театральные работы и первые шаги в кинематографе
Пять лет (с 1951 по 1956) актриса провела в Германии, где в составе Театра Западной группы войск, организованного в Потсдаме, выступала перед военнослужащими советских гарнизонов. Об этом периоде своей жизни актриса вспоминать не любила, хотя сыграла в ГДР множество классических ролей, о которых всегда мечтала.
Сниматься в кино Соколова начала сразу же после окончания ВГИКа, в 1946 году. Маленький эпизод в картине «Поезд идет на восток» остался практически незамеченным, а вот роль колхозницы Варвары в военной драме «Повесть о настоящем человеке» (1948) стала для актрисы серьезной заявкой на успех.
Встреча с Данелия и лучшие роли в кино
Личная жизнь Любови Соколовой
Он был очень настойчив и обаятелен, шутил, осыпал цветами и подарками, и даже пошел на обман, прибавив себе десяток лишних лет (Данелия был на девять лет младше Любы). Сердце Соколовой оттаяло, и когда Данелия при всей съемочной группе встал на колено и попросил ее руки, актриса дала свое согласие. Георгий тут же перевез любимую женщину в свою московскую квартиру, где жил вместе с матерью, прославленным советским режиссером Мэри Аджапаридзе.
Любовь Сергеевна прожила с Данелия двадцать шесть лет, родила ему сына Николая (1959 г.р.), но так и не стала его официальной супругой. Георгий оказался еще тем ветреником, о его многочисленных романах знала вся Москва, к тому же режиссер любил выпить. Люба философски относилась к загулам мужа – с появлением Коленьки она полностью растворилась в ребенке и делала все, чтобы мальчик рос здоровым и счастливым. Со свекровью у нее было полное взаимопонимание – женщины старались не выносить сор из избы и, как могли, опекали своего любимого Гию.
Сначала Соколова не восприняла его слова всерьез – у режиссера и до этого были любовные романы, об его многолетних отношениях с писательницей и сценаристкой Викторией Токаревой судачила вся Москва. Но в этот раз Данелия был настроен серьезно и действительно ушел к своей новой пассии, актрисе Галине Юрковой, которая вскоре стала его законной женой.
Любовь Сергеевна тяжело переживала расставание с мужем, но самая главная трагедия была еще впереди. В 1985 году при невыясненных обстоятельствах скончался сын Николай, которого она любила больше жизни. Юноша подавал большие надежды, окончил режиссерский факультет ВГИКа, писал стихи и сценарии. В последнее время увлекся баптизмом, что, возможно, и привело его к неожиданной смерти.
У Николая осталась жена и дочь Маргарита, которые стали для безутешной матери смыслом ее существования. Пережить страшную трагедию ей также помогла работа – актриса снималась до последних дней жизни, играла в театре и выступала перед публикой с творческими вечерами.
Однажды Данелия сказал: «Чтобы завтра тебя тут не было». Оказалось, он женится. Актриса собрала вещи, поцеловала его, и ушла
Ей многое пришлось испытать. И ленинградскую блокаду, и потерю любимого мужа. На грани отчаяния Любовь Соколова столкнулась с настоящим чудом, в которое свято верила всю свою жизнь. Ей удалось завоевать народное признание и известность, встретить большую любовь, пережить предательство, а потом лишиться самого дорогого.
Но невзгоды не сломили ее. Она находила в себе силы отдавать всю себя работе и заботе о близких людях. «Всесоюзная мама», «мамочка»,— она и сегодня есть и остается одной из самых любимых русских актрис.
Когда началась война, Люба уже была студенткой Ленинградского педагогического института, и одновременно посещала актерский курс Сергея Герасимова в школе-студии при «Ленфильме».
Здесь же встретила свою первую любовь — Григория Араповского. Высокий, широкоплечий красавец. Интеллигент из обеспеченной семьи. Они полюбили друг друга и поженились, мечтая о большой дружной семье. Но их счастье оборвала война. Гришу на фронт не взяли по состоянию здоровья. Когда фашисты взяли город в кольцо, молодые супруги пошли работать на завод.
Люба Соколова в юности
Вот только простоять долго у станка он не смог. Голодные обмороки происходили всё чаще, молодой сильный мужчина таял на глазах. Люба из-за всех сил ухаживала за обессиленным мужем, отдавая ему и свою долю пайка. Но это его не спасло.
Став вдовой, Любовь ушла из дома, в надежде сгинуть вслед за ним. Она стояла, закрыв глаза, когда услышала чей-то голос: «Ты будешь жить долго и тебя будут любить люди». Очнувшись, молодая женщина увидела перед собой лицо старика, так похожее на лик Николая Чудотворца.
Любовь Сергеевна будет помнить ту историю всю жизнь. Этому святому она будет молиться до конца своих дней, его именем назовет сына, вот только счастья ему это не принесет.
После окончания блокады, Соколова уехала на родину в Иваново, чтобы оправиться от пережитого. Восстановившись, приехала в Москву, поступать во ВГИК. Ее карьера актрисы начнется в 1946 году с Театра киноактера, этому же театру она отдаст всю свою жизнь.
Через два года состоится и ее дебют на экране. В картине «Повесть о настоящем человеке», Соколовой достанется небольшая, но очень заметная роль медсестры. Всего за всю свою карьеру народная артистка снялась в нескольких сотнях фильмах, и была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая снимаемая актриса.
После потери первого мужа, Любовь Сергеевна еще долго не думала о мужчинах, буквально поставив на себе крест. Но в 38 лет, на съемках кинокартины «Хмурое утра» она встретила ЕГО. Свою большую любовь, отца своего единственного сына, интеллектуала и человека с огромным чувством юмора Георгия Данелию.
По словам самой Соколовой, поначалу она даже не смотрела в его сторону. Худенький, неказистый грузин совсем ей не нравился, к тому же он был младше почти на 10 лет. Актриса как могла отбивалась от натиска Георгия. Но устоять перед его обаянием было просто невозможно, она сдалась.
Поселившись в его квартире, Люба целиком погрузилась в семейную жизнь. Актрисе очень нравилось быть просто женщиной, — заниматься домашним хозяйством, заботиться о муже, готовить вкусную еду, наводить уют. Редкой красоты женщину приняли и в грузинском семействе мужа. Она была необыкновенно счастлива, ей казалось так будет всегда.
Первые нехорошие звоночки начались в их семье после того, как Георгий узнал, что Люба беременна. Режиссер не хотел ребенка, но женщина всё-равно родила Коленьку.
Георгий Данелия с сыном Николаем
Даже после рождения сына, Данелия не спешил заключать брак, а Любовь очень этого хотела. С каждым годом популярность мужа набирала обороты, он становился знаменитым, востребованным режиссером. В то время, как сама актриса частенько отказывалась от серьезных ролей в пользу мужа и ребенка. Ей хотелось быть с ними каждую минуту.
26 лет продолжалась их совместная жизнь. О многочисленных романах мужа артистка знала, но терпела. Но и такой странной семейной жизни скоро пришел конец. По словам близкой подруги актрисы Лидии Смирновой, которой Люба доверяла все свои секреты, в один из дней Георгий попросил жену собрать вещи и покинуть его квартиру.
На тот момент Соколовой было уже за 60 лет, она собрала вещи и переехала в свою небольшую квартиру, которую получила еще в начале карьеры. Народная любимица никого не упрекала, не жаловалась и уж точно никогда не говорила о своем бывшем муже плохо. Просто так случилось. Нужно было жить дальше, тем более работа, которая была у актрисы всегда, ей в этом помогала.
Спустя год к Соколовой пришла настоящая беда. Николай рано женился и давно жил отдельно от родителей. В тот день его телефон не отвечал на звонки матери. Женщина забила тревогу. И не зря, её сына нашли в квартире без признаков жизни.
Любовь Сергеевна никогда не выносила семейные радости и печали за порог дома. Пережить трагедию тогда ей снова помогла работа и невестка Маша. Вдова и внучка Рита до последнего дня заботились об актрисе, и никогда не оставляли её одну.
Любимая актриса Любовь Серггевна Соколова
Все те, кто был лично знаком с актрисой утверждают, — Любовь Соколова и в жизни была такой же, как на экране: доброй, отзывчивой, мягкой. За всю свою жизнь она побывала «мамой» сотни известных актеров- Валерия Золотухина и Олега Янковского, Юрия Соломина и Никиты Михалкова, Ирины Муравьевой и Барбары Брыльска.
Как здорово, что и в настоящей жизни эта замечательная женщина смогла познать счастье материнства и до конца своих дней быть нужной кинематографу. Она ушла тихо, без мучительных болезней, за 1,5 месяца до своего 80-летия. Летом 2001 года её доброе сердечко перестало биться.
Любовь Сергеевна Соколова
Фото Все
Видео Все
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ. ЛЮБОВЬ СОКОЛОВА
Любовь Соколова, народная артистка СССР (РЕТРО)
Любовь Соколова — биография
Имя этой актрисы вписано золотыми буквами в историю отечественного кинематографа. Не обошла вниманием советскую актрису Любовь Соколову и знаменитая книга рекордов Гиннеса, в которой она значится, как самая востребованная актриса СССР. Ведь на счету великой артистки триста семьдесят сыгранных персонажей, причем все ее героини были настоящими мамами, и даже бабушками, любящими и бесхитростными. Соколова была экранной мамой для Барбары Брыльской, Ирины Мирошниченко, Валерия Золотухина, Никиты Михалкова, Олега Янковского. Она излучала какой-то внутренний свет, особую теплоту и сердечность, поэтому все, кто хоть раз имел счастье сниматься с актрисой Соколовой, называли ее «нашей мамой».
В фильмографии актрисы Любовь Соколовой всего несколько главных ролей, в основном ей доставались роли второго плана, но все они были очень значимыми и реалистичными. За ней прочно закрепилось звание «всенародной мамы», которое она носила с особой гордостью. Известность к актрисе пришла после фильмов «Две жизни», «Семья Ульяновых», «Тихий Дон», «Хождение по мукам».
Детство и юность
Родной город Любови Соколовой Иваново-Вознесенск, где она и родилась 31 июля 1921 года. Семья была очень простой: папа Сергей Максимович был профессиональным столяром-краснодеревщиком, мама Прасковья Федоровна работала обычным продавцом магазина, потом окончила торговую академию и получила должность директора универмага. В их владении было небольшое хозяйство, они садили огород, держали скотину, причем Люба принимала непосредственное участие в домашних делах. Родители много времени были на работе, поэтому Люба выполняла почти всю домашнюю работу.
Фото: Любовь Соколова в молодости
Творческие наклонности родители заметили у дочери очень рано. Девочке было всего пять лет, когда она впервые напялила на себя мамино нарядное платье, обмоталась шалью, и решила устроить своеобразный концерт. Когда Люба стала немного постарше, то записалась в драматический кружок, и не пропускала ни одной репетиции в художественной самодеятельности родной школы.
Люба старалась побыстрее справиться с домашними делами, потом выучить уроки, чтобы как можно быстрее оказаться в своем любимом месте – театре музыкальной комедии родного города. Она так часто там бывала, что сотрудники театра привыкли к юной почитательнице искусства, и разрешали ей смотреть спектакли совершенно бесплатно.
Маме очень хотелось, чтобы дочь стала студенткой консерватории, но после консультации с руководителем драмкружка, оставила эти мечты. Дело в том, что руководитель сказал, что Люба не обладает никакими способностями к музыке. Поэтому после окончания школы в 1940-м, Соколова уехала в Ленинград и стала студенткой пединститута им.Герцена.
Во время учебы в институте Люба случайно узнала, что «Ленфильм» начал набор слушателей для своей актерской школы. Девушка не раздумывая отправилась на прослушивание, прочитала монолог из пьесы «Чайка», и сумела понравиться членам приемной комиссии.
Руководителем курсов был назначен Сергей Герасимов, которому тоже приглянулась эта талантливая девушка. На кастинг пришли больше тысячи желающих попасть на курсы к известному педагогу, но выдержать испытание сумели только двадцать два человека. Одной из них была и Любовь Соколова. С того самого времени ее биография неразрывно связана с искусством театра и кино.
Девушка была очень счастлива, она старалась везде успеть – не пропустить ни одной лекции в вузе, ни одного занятия в школе актеров, и попасть на подработку. В те немногие свободные часы, которые оставались от занятий, Люба подрабатывала носильщиком на вокзале, носила тяжеленные чемоданы, чтобы заработать себе на жизнь.
Именно на занятиях в школе актеров Люба познакомилась с Георгием Араповским, который стал ее первой любовью. В мае 1941-го состоялось их бракосочетание, молодые люди были очень счастливы. Вскоре Соколову позвали сниматься в кино. Картина называлась «Фронтовые подруги», режиссером был Сергей Михалков, который делал актрисам недвусмысленные предложения. Люба была очень правильной и целомудренной, поэтому сильно возмутилась поведением Михалкова, и отказалась от участия в картине. Девушка не сомневалась, что впереди еще много ролей, и вообще жизнь прекрасна и удивительна.
Блокадный Ленинград
Счастливая жизнь была перечеркнута в одно мгновение – началась война. Люба, ее муж и свекровь остались выживать в блокадном Ленинграде. Молодые люди пошли работать на завод, Люба работала на станке, изготавливала запчасти для самолетов. Наравне с ними трудилась и уже пожилая свекровь. Георгия не призвали на фронт, потому что у него было плохое зрение.
Семья работала не покладая рук, им выдавали ежедневный паек, но его не хватало, чтобы выжить. Первой не выдержала испытаний Любина свекровь, женщина совсем ослабела, и вскоре умерла голодной смертью. Потом не стало Георгия, который умер практически у Любы на руках. После смерти любимого, Люба очень горевала, но смогла найти в себе силы, и дожить до 1942-го, когда появилась возможность эвакуироваться. Соколова уехала из блокадного города по открывшейся тогда «Дороге Жизни», на грузовике, под непрерывными бомбежками вражеской авиации.
Когда Люба попала на Большую землю, то не спешила уехать дальше. Девушка попросилась работать на приемный пункт, куда поступали эвакуированные жители Северной столицы, ухаживала за ними, делала перевязки и давала лекарства. Спустя некоторое время Соколова все-таки уехала, оказалась в городе Иваново, а потом добралась до Москвы.
В то время правительство издало указ о льготах при поступлении в столичные вузы для переживших блокаду ленинградцев. Люба узнала об этом приказе совершенно случайно, и решила не упускать такой шанс. Она добилась приема у самого министра кинематографии, и попросила, чтобы ее приняли во ВГИК. Соколовой пошли навстречу, и вскоре она стала студенткой второго курса. В то время театральный вуз находился в эвакуации в Алма-Ате, и Люба отправилась в Казахстан.
Соколовой повезло с наставниками – она попала на курс к Борису Бибикову и Ольге Пыжовой. В студенческие годы Люба была задействована во всех постановках студенческого театра, часто бывала во МХАТе, наблюдала за игрой прославленных артистов, и ловила себя на мысли, что она могла бы сыграть эту роль намного лучше.
Люба Соколова была очень красивой молодой девушкой, с выразительным взглядом внимательных глаз, роскошными волосами и правильными чертами лица. На нее обращали внимание не только все коллеги, но и многие зрители, но она была непреклонна. На первом месте у Соколовой сразу была учеба, потом служба в театре. На своей личной жизни она поставила крест, потому что еще сильно тосковала по своему любимому Георгию.
Театральная карьера
Красный диплом ВГИКа Любовь Соколова получила в 1946-м, и оказалась в труппе Театра-студии киноактера. Этому театру она оставалась верна до последних дней. Правда несколько лет она не выходила на его подмостки, потому что работала в Германии, в составе труппы Театра советских войск.
У Соколовой уже были наработки в театре, и несколько работ в кинематографе, когда в 1951-м ее пригласили в Германию. Она согласилась, и на протяжении нескольких лет участвовала в гастролях театра в Германии, переезжая из одного советского гарнизона в другой. Базировался драматический театр в городе Потсдам.
В Германии Соколова проработала 5 лет, была задействована во многих постановках театра, на ее счету самые разные персонажи.
В 1956-м командировка в Германию закончилась, и Соколова снова оказалась в Москве, в труппе только что открытого Театра-студии киноактера. Но судьба готовила Любови Соколовой совершенно другую карьеру, ее ждали многочисленные роли в кино, и звание самой востребованной актрисы советского кинематографа, поэтому о театре пришлось забыть.
Фильмы
Дебют актрисы в кино состоялся в 1948-м, еще до командировки в Германию. Соколову пригласили сниматься в картине «Повесть о настоящем человеке», где ей нужно было перевоплотиться в медсестру Варвару. Главная роль в этом фильме досталась Павлу Кадочникову, который стал летчиком Маресьевым. Но эта картина не сыграла в судьбе актрисы никакой роли, ей даже не выплатили гонорар, поэтому местом жительства Соколовой по прежнему оставалась театральная гримерка.
Потом актриса сыграла еще в двух картинах, в которых снова были роли в эпизодах. После пятилетнего перерыва Соколову начали звать на съемочную площадку намного чаще. Роли были второстепенные, актриса справлялась с ними блестяще, и была уверена, что смогла бы сыграть и главную героиню.
50-е годы принесли Соколовой славу непревзойденной актрисы второго плана. Она снималась в фильмах «Две жизни», «Тихий Дон», «Ночной гость», «Хождение по мукам». Именно на съемочной площадке «Хождения по мукам» она впервые увидела режиссера Георгия Данелия, за которого впоследствии вышла замуж.
Любовь Соколова была очень разноплановой актрисой. Она появляется в драмах, комедиях, мелодрамах и классике. Становясь зрелой женщиной, она постепенно перешла к ролям мам и бабушек — добрых, душевных, отзывчивых, именно таких, какой была и сама актриса.
Почти все режиссеры предлагали ей стать мамой главных персонажей в их картинах. Коллеги в шутку стали называть ее «всенародной мамой».
Сама Соколова очень любила своих второстепенных персонажей, она считала, что без них картина многое утратит. Героини Любови Соколовой были хорошим фоном основным персонажам, с ними картина ставала более полной и целостной, жизненные ситуации более глубокими и реалистичными. Казалось, что Соколова не играет, а по настоящему живет чужой жизнью, полностью растворяясь в своем образе.
Примечательно, что среди героинь Соколовой нет ни одной отрицательной роли, она никогда не играла злобных и отчаявшихся женщин легкомысленного поведения. Правда было одно исключение – в ленте «Единственная» у Соколовой роль матери, которая всеми силами старается разрушить брак собственного сына.
Все персонажи Любови Соколовой были добрыми и светлыми, они дарили любовь и надежду, потому что это самое важное в жизни любого человека.
Личная жизнь
Кинематографическая карьера актрисы складывалась более, чем успешно, Соколова была успешна, ее любили зрители и режиссеры, уважали коллеги по цеху. А вот в личной жизни актрисы все складывалось не так удачно. После того, как в блокадном Ленинграде она похоронила своего Георгия, женщина долго не могла решиться на новые отношения. Ей оказывали знаки внимания, добивались ее любви и привязанности, но Соколова даже не видела окружающих ее мужчин.
Единственным мужчиной, который смог обратить на себя внимание Любови Соколовой, был режиссер Георгий Данелия. Он был моложе ее на девять лет, но тщательно скрывал это, потому что знал, что Любовь даже не посмотрит на молодого.
Фото: Любовь Соколова и ее муж
Их брак был гражданским, но супруги и так были счастливы. Со стороны их отношения казались прочными и идеальными, но на самом деле это было далеко от истины. Вначале их отношений Георгий уделял жене много внимания, женщина поселилась в его квартире, сумела найти подход к свекрови, тоже очень знаменитой личности в искусстве. Мать Георгия Данелии звали Мэри Анджапаридзе, она известный режиссер и сценарист.
Люба сама вела домашнее хозяйство, взвалив на свои плечи уборку и готовку. Она сумела расположить к себе новую родню. В 1959-м у них родился первенец – сын Николай. Соколовой было очень страшно рожать, ведь в то время она уже была тридцативосьмилетней первородкой, но все прошло отлично.
Прошло немного времени, и их счастливая жизнь закончилась. Георгий постоянно волочился за женщинами, не ночевал дома, много пил.
Его очередной музой была писательница Виктория Токарева, об их романе знали все. Люба долго закрывала на все глаза, прощала мужа и плакала по ночам в подушку. Когда Данелия слег, то именно Люба взяла на себя все заботы о нем, и выходила больного.
Их отношения закончились через 26 лет семейной жизни. Однажды Данелия просто сказал, что в его жизни появилась другая – Галина Юркова. Соколова не говоря ни слова, собралась, и уехала жить к маме.
Но самая страшная трагедия, подкосившая актрису, связана с ее сыном. Николай женился в 17, у него родилась дочка, но это не стало помехой для окончания института. Он стал режиссером, и даже снял несколько картин, которые получили высокую оценку критиков. В 80-х Николай вступил в секту баптистов, отказался от общения с родными. В 1985-м парня нашли мертвым в московской квартире. Причину смерти так и не установили. Ему было всего 26.
Спустя 9 лет случилась еще одна трагедия – в автокатастрофе погибла актриса Майя Булгакова, которая была лучшей подругой Соколовой. В этой машине они были вместе, но Соколова отделалась реанимацией, а Булгакова скончалась спустя несколько дней.
Смерть
Любовь Соколова снималась до последнего. Актриса умерла 6 июня 2001 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. Местом упокоения Любови Соколовой стало Кунцевское кладбище столицы.
Фото: Могила Любови Соколовой