модуль введение в школьную жизнь
Рабочая программа к курсу «Введение в школьную жизнь
Надпредметный модуль «Введение в школьную жизнь»
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» составлена на основе : Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования и авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова, Москва, Просвещение, 2006).
Программа является пропедевтической для программы начальной школы. Курс рассчитан на 17 часов. Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» находит отражение в классном журнале. Для этого отводится первая страница журнала, о чем выполняется запись в листе «Содержание». На странице журнала оформляется список класса, и записываются темы занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Этот курс носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник. По форме, по манере общения «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоение отношений: на выработку умений договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Данный модуль адаптирован к УМК «Начальная школа 21 века» и УМК «Школа 2100».
В основе программы лежит технология контрольно – оценочной самостоятельности, деятельностный метод, технология учебного сотрудничества.
Цели учебного модульного курса :
— заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;
— оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования;
— создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.
— адаптировать первоклассника к школьной жизни;
— формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;
— формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
— развитие коммуникативных умений, умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;
— воспитание интереса к обучению.
Занятия по развитию познавательных способностей учащихся.
Занятия по развитию познавательных способностей и мелкой моторики руки обоснованы тем, что в адаптационный период необходимо помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». В связи с тем, что не все дети посещают дошкольные учреждения, родители не знают уровня развития своего ребёнка, не могут подобрать упражнения, которые помогут ребёнку улучшить те или иные познавательные процессы, эти занятия, которые могут проводиться в ГПД, направлены на диагностику и корректировку памяти, внимания, моторики рук.
По форме, по манере общения занятия строятся как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на выработке умения договориться, обменяться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.
Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, решаются проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации первоклассника к школе.
Развитие мелкой моторики рук.
Дети при поступлении в школу обладают слишком разным уровнем развития навыков изображения, техники письма и рисования.. Поэтому на занятиях поставлена задача сформировать до определённого уровня не только изобразительные навыки и развитие мелкой моторики, но и навыки, необходимые в школе: понимать и принимать поставленную задачу, слушать и выполнять указания взрослого, контролировать свои действия и уметь увидеть и поправить допущенные ошибки и неточности.
Ребёнка необходимо научить регулировать силу нажима, скорость, разках, равномерность, слитности, плавности. Необходим навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направленности движения, навык правильно положения кисти руки.
На занятиях ставится задача научить умению подчинять движение инструмента передаче любой формы, её конфигурации, относительно величины, пропорции, что требует от ребёнка умения соразмерять, подчинять движения контролю взора.
С этой целью на занятиях дети выполняют различные упражнения: штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш, обведение фигур по трафарету или шаблону, выщипывание геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них аппликаций обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание, написание по пунктиру элементов письменных букв.
Общая продолжительность занятия- 35 мин.
Основными разделами данного курса являются:
«Как учить себя с помощью взрослого»;
«Сотрудничество со сверстниками»;
«Отношение ребенка с самим собой».
Знакомство, режим дня школьника, схема класса. Формы устного ответа. Формирование положительного отношения к школе. Знакомство. Знаки «Я» и «Мы», парная форма работы. Приветствие детьми учителя и друг друга, введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я», оценка. Лента школьного времени. Школьные правила вежливости. Противоречие. «Люблю – не люблю» Противопоставление индивидуальной формы работы и работы парами, реакция на реплику, введение знаков «+», «-», самооценка, критерии, оценка. Обратная связь на уроке. Введение знака «Поднятая рука. Отработка введенных ранее знаков: «+», «-», «я», «Мы», «Хор», провоцирование детей на разные мнения, диагностика и отработка разных критериев оценки. Школьные принадлежности. Взаимодействие в группах. Учимся спорить. Введение знака «Вопрос», ситуация недоопределенного правила, оценка, общая работа как сумма индивидуальных. Понятие содержательной оценки.
Введение знака «Вопрос». Умение договариваться. Отработка знаков «+», «-», «?», групповые задания с недоопределенными правилами, адрес понятность сообщения. Отработка введенных знаков.
Праздник «Посвящение в ученики» проводится как итог успешности проведения надпредметного модуля.
Результатами обучения на курсе является формирование навыков работы в парах и группах, навыки развития самооценки, активизация процессов памяти, внимания, развитие мелкой моторики руки, что является необходимым условием для формирования навыков письма.
Процесс учения обладает рядом признаков:
контролируемость (учебное пространство учащегося опосредованно или непосредственно всегда находится в поле деятельности учителя);
временной регламент (учебная деятельность ученика всегда определяется расписанием или режимом дня. Регламентируется не только ее начало и конец, но и темп, и ритм);
заданность средств, способов действия (есть действия, которые учитель обязан указать ребенку для выполнения задания, есть же задания, где ученик должен осуществить выбор или изобрести для себя новый способ действия);
результативность (любая деятельность завершается получением какого-либо «продукта». «Продуктом» УД может быть и сам процесс «делания»);
оцениваемость (есть деятельность, которая подлежит оцениванию, а есть действия не предназначенные для оценки).
Программа курса «Введение в школьную жизнь» позволяет формировать:
личностные универсальные учебные действия:
— мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя);
— учебно-познавательный интерес к новому; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— принятие образа «хорошего ученика»;
-уважительное отношение к иному мнению;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
— самооценка на основе критериев успешной деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
познавательные универсальные учебные действия:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
— использовать знаково-символические средства (модели и схемы);
— строить сообщения в устной форме;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
— анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила;
— уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;
— рефлексия способов и условий действий;
— сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения.
регулятивные универсальные учебные действия:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— оценивать правильность выполнения действий;
— адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
— сличать способ действия и его результат;
коммуникативные универсальные учебные действия:
а) инициативное сотрудничество:
— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
— обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;
— формулировать свои затруднения,
— предлагать помощь и сотрудничество;
— формулировать собственное мнение и позицию,
— строить понятные для партнёра высказывания,
— строить монологическое высказывание,
— вести устный диалог,
в) управление коммуникацией:
— определять общую цель и пути её достижения,
— осуществлять взаимный контроль,
— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
— оказывать в сотрудничестве взаимопомощь,
— координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь», 1 класс, авторская программа К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман.
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман. 1 класс
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь», 1 класс, авторская программа К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман.»
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман.
Программа является пропедевтической.
Курс ведётся в 1 четверти, рассчитан на 27 часов.
Модуль «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Этот модуль носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник. По форме, по манере общения «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Используются дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоение отношений: на выработку умений договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Цель: психологическая адаптация детей к обучению в школе.
— знакомство с основными школьными правилами;
— привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
— обучение элементарным приёмам обратной связи;
— развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
— организация классного коллектива;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности;
— формировать интерес к интерактивным технологиям
Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Освоение правил взаимодействия со сверстниками.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера.
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Предметные:
— правилам работы в группе;
— соблюдать основные школьные правила;
– правилам индивидуальной, парной и коллективной работы;
– использовать элементарные приемы обратной связи;
ученик получит возможность научиться:
—вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
-выражать свои мысли в соответствии с возрастом;
-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
2. Содержание программы
— Основные задачи реализации содержания:
Создание фундамента для формирования общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств.
Основными разделами данного курса являются:
«Как учить себя с помощью взрослого»;
«Сотрудничество со сверстниками»;
«Отношение ребенка с самим собой».
Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. Правило поднятой руки, приветствие учителя, режим дня школьника. Знакомство со знаками «Звонок», «Мы готовы», «Хор», «Я», «Мы», «+», «-», «?». Самооценка. Школьные правила вежливости. Взаимооценка. Групповые задания, взаимодействие в группах. Экскурсия по школе. Безопасная дорога в школу и домой. Содержательная оценка.
3. Тематическое планирование
Виды деятельности обучающихся
Знакомство. Поговорим о наших именах. Введение знака «Поднятая рука»
Игры на внимание. Разучивание правила «Поднятая рука». Составление рассказа о себе.
Выбор приветствия. Приветствие учителя
Изучение правил «Готов к уроку», «Начало урока».
Ты – ученик. Режим дня школьника. Знак «Звонок»
Разучивание правил поведения в школе. Упражнения на развитие воображения.
Знакомство в группах. Умение договариваться. Введение знака «Мы готовы»
Игра «Зеркало». Знакомство с правилами работы в паре. Выполнение упражнений в паре.
Формы устного ответа
Игра «Будь внимательным». Обучение ответу по цепочке.
Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я»
Обучение хоровому и индивидуальному ответу. Игра «Я люблю», «Я не люблю».
Оценка. Критерии. Введение линейки оценок. Самооценка
Введение карточек «Светофоров». Игра «Внимательный водитель».
Школьные правила вежливости
Игры на внимание. Разучивание правил приветствия в школе. Игра «Вежливые слова».
Введение знака «Мы». Парная форма работы. Взаимооценка
Игра «Зеркало». Знакомство с правилами работы в паре. Инсценирование стихотворения В.Орлова «Кто кого?»
Игра «Да-Нет». Упражнения в применении знаков +,-
Введение знаков внимания
Игры на внимание. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Отработка введённых ранее знаков «Я», «МЫ», «ХОР», «+», «-»
Упражнения в хоровых и индивидуальных ответах. Инсценирование сказки «Теремок».
Столкновение мнений детей: «Как надо и как не надо спорить»
Составление диалога. Упражнение в различии понятий «Ссора» и « Спор». Игры.
Введение знака «?» (вопрос), его применение
Составление вопросов на заданную тему. Игра «Задай вопрос однокласснику».
Групповые задания. Взаимодействия в группах
Разучивание правил взаимодействия в группе. Игры: «Вот так!», «Снежный ком», «Выбери пару по сигналу».
Экскурсия по школе
Беседа о школе. Знакомство со школой. Рисование на тему «Моя школа».
Адресованность, понятность сообщения
Игры: «Повтори-отличись», «Сломанный телефон». Ответы на вопросы.
Безопасная дорога в школу и домой
Беседа о правилах дорожного движения.
Отработка знаков, введенных ранее. Ловушка
Повторение школьных знаков. Разрешение проблемной ситуации». Игра « Хлопки».
Умение выражать свои мысли и чувства
Упражнения на развитие речи. Игра «Угадай-ка». Рисование по инструкции.
Разгадывание загадок. Игры «Найди лишний предмет», «Волшебные превращения»
Адресованность действия при групповом взаимодействии
Упражнение в умении договариваться. Игра «Жесты».
Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности
Упражнения на развитие памяти, внимания и воображения. Разыгрывание проблемных ситуаций.
О профессиях и трудолюбии
Разгадывание загадок. Составление рассказов о профессиях родителей. Игра в конструктор ЛЕГО « Мы строители»
Отработка знаков, введенных ранее
Выполнение заданий по образцу. Взаимопроверка и оценка работ. Игра « Не собьюсь».
Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных работ
Знакомство с оценочной линейкой. Упражнения в оценивании своей и чужой работы.
Понятие содержательной оценки. Отработка знаков, введённых ранее
Игра «Школьники- дошкольники». Работа в парах, в группах.
4. Формы и виды контроля
— текущий контроль – наблюдение, устный опрос, рисунок, самоконтроль, творческая работа
— итоговый контроль в конце изучения курса в форме игры
1. Пособие для учителей первых классов «Первые дни ребёнка в школе» С.И. Гин, И.Е. Прокопенко Издательство «Вита» Москва
2. Демонстрационный материал ( предметные картинки, плакаты)
3. Дидактические пособия фирмы «Спектра»: «Палитра», «Кораблики», конструктор «ЛЕГО», альбом для рисования
6. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство «Просвещение»
2. Программа К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь».
3. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
6. Разработка занятий по программе К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь».
Программа Введение в школьную жизнь
Программа Введение в школьную жизнь. Первые дни ребенка в школе.
Просмотр содержимого документа
«Программа Введение в школьную жизнь»
2. Содержание модуля.
3. Планируемые результаты по окончании изучения курса.
4. Список литературы.
4. Календарно-тематическое планирование.
Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Десять дней школьной жизни посвящены вхождению в новый социальный статус и знакомству с новыми социальными ролями. Курс «Введение в школьную жизнь» носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но и еще не школьник.
Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» находит отражение в классном журнале. Для этого отводится первая страница журнала, о чем выполняется запись в листе «Содержание». На странице журнала оформляется список класса, и записываются темы занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Предметные курсы по обучению грамоте и математике начинаются на следующий учебный день после окончания учебного модульного курса «Введение в школьную жизнь». Работа в рамках этих предметов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова).
Образовательный модуль «Введение в школьную жизнь» рассчитан на 30 часов (10 первых дней сентября, по 3 урока ежедневно).
Цели учебного модульного курса:
заложить основы навыков учебного сотрудничества и школьного товарищества;
оптимизировать переходный этап от дошкольного детства к обучению на ступени начального образования.
создать у ребенка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком — со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что все это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.
— адаптировать первоклассника к школьной жизни;
— формировать у первоклассника первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках, о групповых формах работы, об учебном сотрудничестве;
— формировать первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
— развитие коммуникативных умений, умений участвовать в диалоге, строить монологические высказывания;
— воспитание интереса к обучению.
Противопоставление школьной и нешкольной форм поведения.
Знаки «Я», «Хор», «Вместе», «Плюс», «Минус», «Ловушка», «Вопрос»
Индивидуальная работа. Работа парами. Работа в группе. Коллективная работа.
Представление о ленте времени.
Ориентирование в пространстве (работа со схемой)
Оценивание по линеечкам. Самооценка. Внешняя оценка. Оценка работы товарища. Критерии оценивания.
Противопоставление правильности и оригинальности.
Правила ведения дискуссии. Отличие спора от ссоры. Доказательства.
Адресованность и понятность сообщения.
Толерантность как признание права на иную точку зрения.
Ситуация недоопределённого правила.
По окончании модуля у первоклассников:
— процесс адаптации к школьной жизни будет протекать мягко, безболезненно;
— сформируются первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках,
-сформируются представления о групповых, парных, индивидуальных и коллективных формах работы, об учебном сотрудничестве;
— сформируются первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
— сформируются первоначальные представления о критериях оценивания,
— сформируются представления о правилах ведения спора, о дискуссии.
В ходе программы нормы совместных действий и общения, на которых в дальнейшем строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми. Этот курс не совмещен с учебными предметами. Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
Основные разделы курса
Основными разделами данного курса являются:
«Как учить себя с помощью взрослого»;
«Сотрудничество со сверстниками»;
«Отношение ребенка с самим собой».
Календарно-урочное планирование по курсу «Введение в школьную жизнь. 1 б класс» на 2016-2017 учебный год