мнимый больной спектакль малый театр актеры и роли
Мнимый больной
Государственный академический Малый театр России. Основная сцена
Ф рагмент статьи Марины Зайонц «Лечащий врач» в журнале «Итоги» (2005 г.):
«Вот как хотите, а Малый театр для Сергея Женовача — правильное место. Третий спектакль он здесь ставит, и один другого лучше выходит. Какая-то глубинная, кровная связь тут открывается, от прошлых веков идущая, она, надо полагать, и делает эти спектакли такими радостными, нежными и теплыми. Женовач, всегда тяготевший к психологически подробным сочинениям русской литературы, Мольера ставит впервые, казалось, это не его материал. Простенькая комедия, напичканная всякого рода обманами и превращениями, — ну где тут развернуться режиссеру с запросами, «Мальчиков» Достоевского только что успешно поставившему? Тут ведь свое умение требуется, тут легкость нужна, чувство юмора и чувство меры, импровизационность и стиль особый, простотой и естественностью (а спектакли Женовача этим славятся) здесь не отделаешься. Трудно, конечно, но кто сказал, что ставить спектакли легко? Навалились всем миром, друг друга поддерживая, вот и вышел этот «Мнимый больной» таким славным, глазу и душе приятным, стильным, изящным и очень красивым».
Фрагмент статьи Глеба Ситковского «Обнимитесь, миллионы» в газете «Газета» (2005 г.):
«Если кому-то на ум вдруг придет чудаковатая идея выявить самого радостного в Москве театрального режиссера, то такой конкурс почти наверняка выиграет Сергей Женовач. Не то чтобы он был сильно остроумен, не то чтобы ставил себе целью потешить честной народ, но ощущение необыкновенной полноты бытия и гармоничной упорядоченности мира возникает от самых разных его спектаклей, на каких бы литературных текстах они не основывались. Выразить это тихое благодатное чувство получилось у Женовача даже с таким желчным господином, как Александр Сергеевич Грибоедов, чью комедию «Горе от ума» он поставил несколько лет назад в Малом театре. Ну, а с Мольером все вышло и того проще.
Василий Бочкарев сыграл самого жизнерадостного и обаятельного Аргана, какого только можно вообразить. Симуляция этого «мнимого больного» не более убедительна, чем у мультяшного Карлсона, который, назвавшись самым больным человеком в мире, был готов ровно через полсекунды опрокинуть в себя трехлитровую банку с вареньем. Ни капли нытья, ни на грош занудства — просто Арган давным-давно играет с чадами и домочадцами в увлекательную детскую игру под названием «Папа болен».
Фрагмент статьи Александра Машукова «Здорово живешь» в газете «Ведомости» (2005 г.):
«Постановки Сергея Женовача в осенне-зимний период надо прописывать наравне с витаминами: например, «Мнимый больной» в Малом театре поможет при синдроме хронической усталости, утрате вкуса к жизни и общей тревожности.
«Мнимый больной» Мольера в постановке Женовача, во-первых, очень красив. Глаз ведь понемногу отвыкает от гармоничной картинки в театре: не броской или аттракционной — просто красивой. А здесь смотри и наслаждайся: на сцене обшитый деревом зал дома XVII века, веселые отблески камина, высокие окна, сначала уютно закрытые портьерами, потом щедро пропускающие солнечный свет. Сценограф Александр Боровский и художник по костюмам Оксана Ярмольник не позволили себе ни единой тревожной ноты: только открытое пространство и ясные четкие линии, только теплая гамма — от красного дерева стен до темно-коричневой обивки любимого кресла Аргана, от светло-кремовых платьев дам до рыжих волос служанки.
Во-вторых, этот «Мнимый больной» — бальзам на душу тех, кто тоскует по семейным ценностям. Потому что главное в нем не причуды Аргана (Василий Бочкарев), решившего, что он болен, и даже, наверное, не обаятельная импровизационная игра артистов, главное — это идея дома. Дом Аргана крепок и наполнен любовью, но не лишен проблем, которые, однако же, здесь стараются решать, время от времени без обиняков говоря друг другу правду».
Купить билеты на спектакль «Мнимый больной»
Продолжительность: 2 часа 40 минут (с 1 антрактом)
Организатор: Малый театр [ репертуар театра ]
Режиссер: Сергей Женовач
Актеры: Василий Бочкарёв, Евгения Глушенко, Ольга Молочная, Александр Клюквин, Глеб Подгородинский
Коротко о спектакле: Комедия в двух действиях
Расписание сеансов и продажа билетов
Если у вас возникли вопросы по приобретению билетов на спектакль Мнимый больной в Малый театр, наши менеджеры с радостью проконсультируют вас по телефону +7 (995) 880-75-05
— Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
— Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
— 100% гарантия подлинности официальных билетов.
— В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.
У нас вы сможете купить билеты на спектакль Мнимый больной в Малый театр даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!
Краткое содержание спектакля Мнимый больной
Спектакль «Мнимый больной» в Малом театре
Комедия в 2-х действиях
В 2007 году спектакль был удостоен премии «Золотая Маска» в номинации «Спектакль большой формы».
«Мнимый больной» – последняя и, может быть, самая загадочная пьеса великого Мольера. Можно играть ее как сатиру на врачей или уморительно смешной фарс. А можно посочувствовать одинокому чудаку, который в хлопотах о своем здоровье хочет укрыться от равнодушия окружающего мира.
Понравился спектакль Мнимый больной? Расскажите друзьям!
Мнимый больной спектакль малый театр актеры и роли
– Что случилось?
– Ничего.
– Вот в этом доме никто ничего не говорит, что случается…
В Государственном Академическом Малом театре премьера спектакля «Рождество в доме Купьелло» по пьесе Эдуардо Де Филиппо. Главные роли исполняют Василий Бочкарев и Евгения Глушенко – дуэт, ради которого постановка непременно попадает в список обязательных для просмотра.
Режиссер-постановщик Стефано Де Лука сделал все в лучших традициях классической театральной школы. Так что для тех, кто не приемлет современные интерпретации, это самый подходящий вариант. Здесь все просто, понятно, хорошие шутки только подчеркивают весь драматизм истории и заставляют задуматься о простых семейных ценностях.
«Каждый играет свою роль. Кто-то хуже, кто-то лучше…»
В семье Купьелло все перемешано, как в жизни. «Дом этой семьи – это дом-театр, место, где возможен целый спектр человеческих эмоций, от смеха до трагедии», – отмечает режиссер-постановщик спектакля Стефано Де Лука.
Лука (Василий Бочкарев) все время мастерит свой вертеп и считает это главным делом своей жизни. Он очень хочет, чтобы он понравился его сыну Томазино (Александр Наумов). Но тот не готов продолжить дело отца, зато «мамина радость», как называют его домочадцы, любит спать до обеда и ворует ботинки, пальто и деньги у собственного дяди (Владимир Дубровский), чтобы продать их. Он свято верит, что тот долго не проживет: «Доктор сказал, что болезнь очень опасна. Вот я и продал твои ботинки и пальто». Впрочем, тот и сам оказывается нечист на руку, но возмущенно восклицает: «Хороши мои родственники. Ждут не дождутся, пока я помру». А Лука все время упрекает свою жену Кончетту (Евгения Глушенко) в плохом воспитании сына. «Это все ваше воспитание!» – постоянно твердит он. И это несмотря на то, что Томазино нередко буквально копирует своего отца.
Больше всего Купьелло мечтает сделать из своей семьи идеальную – как вертеп, который он мастерит – символ Рождества и идеальной семьи. Но все идет не так, постепенно рушится, и единственное, что остается герою – уйти в себя и забыться. Отсюда и трагический финал пьесы: Лука заболевает и потихоньку забывается, сходит с ума, он воспринимает действительность сквозь бред и свои неисполненные желания, что еще больше усугубляет ситуацию.
«Стоит только лечь в кровать, тут же наступает утро следующего дня»
«Рождество в доме Купьелло» – это возможность заглянуть в жизнь одной небогатой семьи. Весьма скромный быт: ободранные обои с подтеками, тесная комнатушка, холод и очень скромные обеды, где только по праздникам можно позволить себе овощной бульон с килограммом макарон, заставляют родителей выдать свою дочь за состоятельного человека. Но без любви нет семейного счастья. И как бы ни пыталась мать наставить дочь на путь истинный и заставить терпеть ради сохранения семьи, все же этот брак рушится, в том числе не без участия отца, который, как говорится, не ведает, что творит.
Вообще, вся комичность ситуации как раз и состоит в том, что тут каждый – заложник какого-то незнания и неведения: хотят как лучше, а получается – как всегда.
Рождество – особый семейный праздник, к которому тщательно готовятся обитатели дома, особенно сам Купьелло, ведь мастерить вертеп – давняя традиция, передаваемая из поколения в поколение. Но что делать, если твоим собственным детям чужды эти обычаи, если они откровенно смеются над ними и в прямом смысле рушат все, что было создано непосильным трудом и любовью? Именно ложь и равнодушие друг к другу приводят к трагедии.
Трагикомедия обнажает фальшь всех членов семьи. Им проще веселиться, шутить и пребывать в иллюзиях, чем признать горькую правду жизни. И это бегство от проблем в первую очередь не хочет признавать сам глава дома: «Это нормальная семья. Мы ругаемся немного, но потом миримся. Мы любим друг друга». Но на самом деле ни о какой любви здесь не может быть и речи. Тут каждый любит только свои надежды и мечты…
«Завтра Рождество. Мы будем жить в мире, любви и согласии…» – говорит Купьелло и отдает роковое письмо мужу своей дочери, в котором говорится о том, что она намерена бежать к другому.
Красноречивыми оказываются и костюмы действующих лиц. Сын носит пиджак с короткими рукавами, из-под жилетки, которая едва сходится – того и гляди порвутся пуговицы, – нелепо торчит желтый галстук, и очевидно, что, как ни наряжайся, все равно «мамина радость» будет выглядеть глупо и нелепо. А сам отец в прямом смысле слова теряет штаны, которые ему явно велики, зато отдает свои подтяжки любимому зятю, от которого бежит дочь. Но даже те, кто «одет с иголочки», так же несчастливы, как и те, у кого нет денег на приличную одежду.
И невольно получается, что праздник света, мира и согласия отменяется. Он просто невозможен, когда рядом сварливая жена, непослушный и избалованный сын, докучливый брат, несчастная дочь… И главному герою остается только воскликнуть: «Да что вы? Кто мне может помочь? Я сам все сделал!»
Полвека назад эту пьесу уже играли на подмостках Малого театра. Сегодня она получила новую жизнь и звучит, как ни странно, очень современно, ведь в каждой семье есть свои планы и надежды, а вот сбудутся ли они – зависит только от нас самих.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!
2 июля исполняется 60 лет заслуженному артисту России Сергею Леонидовичу Тезову. От души поздравляем Сергея Леонидовича с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья, благополучия, хорошего настроения и новых творческих свершений на театральных подмостках и в кино!
К нашим поздравлениям присоединяется ЦДА им. А.А.Яблочкиной:
Дорогой Сергей Леонидович!
Коллектив Дома актёра сердечно поздравляем Вас с юбилеем! Талантливый, востребованный в профессии актёр, наделённый богатым творческим потенциалом и неиссякаемой энергией, Вы создали целую галерею разноплановых запоминающихся образов, воплощённых на театральной сцене и в кинематографе. От всей души мы желаем Вам здоровья, радости творчества, хорошего настроения и удачи! Счастья и благополучия Вам и Вашим близким! Двери нашего Дома всегда открыты для Вас!
Директор ЦДА Золотовицкий И.Я.
ДОХОД ИЛИ ЧЕСТЬ?
Пьеса «самого русского драматурга» Александра Островского «Доходное место» оказалась настолько злободневной, что первая ее постановка в Малом театре в 1857 году была запрещена цензурой в день премьеры. В 1923 году в театральное пространство Москвы ворвался спектакль Всеволода Мейерхольда, в котором режиссер сделал название пьесы символом, лозунгом, навязчивой идеей, определяющей смысл жизни и все стремления главных героев.
В конце 1960-х столичные театралы мечтали попасть на легендарный спектакль Марка Захарова в Театре Сатиры с харизматичным Андреем Мироновым в роли Жадова. Постановку тоже запретили вскоре после премьеры. Причиной стала ярко выраженная социальная проблематика пьесы и слишком явная сатира в адрес чиновничества. Премьера в Малом не претендует на звание революционной, но в ней удачным образом сошлись традиции и современный подход к классической драматургии.
Кроме вечно актуальных проблем в новом спектакле есть все, что может привлечь сегодняшнего зрителя: мастерски исследованная психологическая природа характеров главных героев, блестящий афористичный слог, современно звучащий в «доме Островского», прекрасные актерские работы корифеев Малого и тех, кто только начинает свою карьеру в театре.
В оформлении спектакля режиссер Андрей Цисарук и художник Дмитрий Разумов освободили героев от многочисленных деталей быта, лишив их поддержки той мещанской обстановки, которая является смыслом жизни обитателей купеческих домов. Лаконичные декорации вначале почти наглухо закрывают прямоугольными панелями пространство Малой сцены, затем, по мере сценического повествования, стена, отделяющая сцену от зала, постепенно разбирается, и публика оказывается рядом с артистами. Ритм почти трехчасового спектакля довольно напряженный, монологи, наполненные комическими элементами, перемежаются с драматическими моментами.
Спектакль начинается с утренней сцены в доме Вышневского, и исполнитель роли богатого и властного чиновника Александр Ермаков сразу же задает высокий тон спектаклю. Он не скрывает чувств к молодойжене (Мари Марк): «Я страстный человек: из любви к женщине я способен на все!». Под «всем» он подразумевает денежные средства, которые им были затрачены.
Образ главного героя, Василия Жадова, как правило, всегда интерпретировался, как положительный. Мечтательный юноша, романтик, полная противоположность остальным персонажам, часто изображался чуть ли не революционером, попирателем устоев и морали чиновничьего общества. Жадов в исполнении Михаила Марьянова скорее, неумен, негибок, эгоистичен в своих стремлениях, он не умеет, как сейчас модно говорить «выстраивать отношения» ни с женой, ни с тещей, ни с коллегами. И современному зрителю, начитавшемуся статей в журналах о психологии, оказывается интересен внутренний мир персонажа XIX века, к тому же артист «держит» зал на протяжении всего спектакля. В его многословии, пафосе, угловатой пластике и нелогичных поступках узнаются черты «лузера». Зачем, например, Жадов идет в трактир, зная, что там кутят ненавистные им чиновники во главе с Юсовым? К чему эти дерзкие и надменные речи, когда тот, кто их произносит, сидит в дырявых ботинках?
Посмеявшись вдоволь над Кукушкиной, публика начинает внимательнее приглядываться к героям. Особенно к Жадову, который на глазах превращается из вольнодумца в истеричного неудачника, едва сводящего концы с концами. Под натиском молоденькой жены, мечтающей о нарядах, Жадов сдается. В конце пьесы он принимает решение просить у дядюшки доходного места, что, конечно, свидетельствует о его поражении. Широким жестом отчаяния он срывает задрапированное красное полотно с декорации и оказывается перед зеркалами, как будто с ужасом заглядывая в потаенные закоулки своей души.
Помимо бенефисно исполненной роли Кукушкиной, перед зрителем раскрывается целая галерея женских характеров, объединяющая не только разные возрастные, но, что важнее, психологически разные портреты: трогательная Полина в исполнении Дарьи Шевчук, ее бойкая сестра Юлия (Карина Саханенко), лукаво выманившая из Белогубова признание, гордая Анна Вышневская в исполнении Мари Марк, защищающая собственную честь перед оклеветавшим ее мужем-стариком.
Александр Ермаков создает свой образ в лучших традициях исполнительного искусства Малого театра. Вышневский так искренне верит в незыбленность и правильность своих убеждений, что финальное разочарование становится для него воистину трагичным. Е1о не только горечь запоздалого прозрения и раскаяния вызывает у него слезы бессилия и отчаяния. Жесткий и властный Вышневский обнаруживает свою уязвимость не только перед постигшей его финансовой катастрофой, но и перед глубоким и безраздельно завладевшим им чувством любви по отношению к жене, которую он купил у родственников, как дорогую вещь. Он являет собой воплощение абсолютного чиновника, для которого вся система взяточничества и низкопоклонства стала естественной формой существования. Впрочем, о чем можно говорить, если Император Николай II утверждал, что во всей России только он не берет взяток?
Какое дело обществу, на какие доходы ты живешь, лишь бы ты жил прилично и вел себя, как следует порядочному человеку». В финале, узнав о своем крахе, Вышневский теряет былое величие и превращается в больного и усталого старика. Согнувшись, потеряв былую стать и величие, сломленный и растерянный, с невидящим взглядом, он следует мимо зрителей шаркающей походкой. Его не любит жена, отвергает свет, жить ему уже незачем.
«Доходное место» в постановке А. Цисарука стал одним из лучших спектаклей Малого театра за последнее время. В свете этого события можно не акцентировать отдельные просчеты постановки вроде некоторой суеты или длиннот прозаических сцен. Спектаклю, несомненно, предстоит долгая жизнь, это настоящий праздник для тех, кто идет в театр ради искусства, а не ради экспериментов.
Екатерина Амирханова, «Промышленный еженедельник» №23 2021
В Малом театре представили премьеру – спектакль «1900-й. Легенда о пианисте» по книге итальянского драматурга Алессандро Барикко в постановке Ирины Леоновой.
Как, каким образом рождается музыка? Как ей научаются? Школа, консерватория, частные уроки у великих? Да, но не только. У 1900-го Дэнни Будмена Т. Д. Лемона (именно так его, подброшенного на трансатлантический лайнер «Вирджинец», звали) не было и этого. Он вырос, прожил жизнь на пароходе, ни разу не сойдя на берег (была попытка, но он не смог, не решился). Каким образом мальчик научился играть на пианино, неизвестно. Но играл он виртуозно, так, что публика первого класса рукоплескала.
Мы не слышим пианиста, мы его видим на сцене. Он не говорит, только играет на рояле. И эту роль исполняет заслуженный артист России Борис Березовский. Думаю, так и должно быть – пианист должен играть. Рассказ дан на откуп его другу-трубачу (Александр Дривень), игравшему с ним несколько лет в оркестре на том самом лайнере. Лишь только от него зрители слышат удивительную историю о пианисте. Соревнования в игре, тяга к славе, зависть – всё это не для пианиста, а тех «собратьев», оказавшихся с ним рядом – пиджаки – то один, то другой спускаются на палубу лайнера сверху.
Марина Абрамова, «Музыкальные сезоны», 28 июня 2021 года
ПОЗДРАВЛЯЕМ С НОВОЙ РОЛЬЮ!
23 июня в спектакле «Тартюф» Ж.Б.Мольера роль Г-жи Пернель первый раз сыграла народная артистка России Алена Охлупина. Поздравляем и желаем новых творческих успехов!
«ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ» А.Н.ОСТРОВСКОГО
«Горячее сердце» откроет серию постановок по пьесам Александра Николаевича Островского, приуроченную к 200-летию драматурга, рассказал на читке худрук Малого театра Юрий Соломин. Этот очень важный для нас юбилей мы отметим в 2023 году.
Сама пьеса ставилась в Малом не так давно – в 1993 году она пошла в режиссуре Бориса Морозова. Главные роли тогда исполняли Александр Коршунов, Виктор Павлов, Василий Бочкарев, Афанасий Кочетков, Вячеслав Езепов, Евгения Глушенко, Борис Клюев и другие.
В новом спектакле заняты народные артисты России Сергей Еремеев, Александр Клюквин, Владимир Носик, Валерий Афанасьев, заслуженные артисты России Виктор Низовой и Василий Зотов, артисты Екатерина Казакова, Ольга Жевакина, Игорь Петренко, Сергей Потапов, Максим Хрусталев и другие.
Фоторепортаж Николая Антипова
«ИДИОТ» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
25 июня в Малом театре состоялся запуск сразу двух спектаклей, премьеры которых пройдут в новом сезоне. Первый из них – «Идиот» по роману Ф.М.Достоевского в постановке народного артиста России Андрея Житинкина. В спектакле заняты народные артисты России Ирина Муравьева, Борис Невзоров, Александр Клюквин, Владимир Носик, Евгения Глушенко, Александр Вершинин, заслуженные артисты России Варвара Андреева и Петр Складчиков, артисты Полина Долинская, Дмитрий Марин, Александр Волков, Игнатий Кузнецов, Варвара Шаталова, Мари Марк, Ольга Плешкова, Максим Хрусталев и другие. Роль князя Мышкина поручена сразу двум артистам – Александру Дривеню и Кириллу Шварценбергу.
Это второе обращение Малого театра к знаменитому роману Достоевского. Первая его инсценировка на нашей сцене увидела свет рампы в 1899 году. Спектакль прошел всего 8 раз. Роль князя Мышкина исполнял Н.Васильев, а Настасьи Филипповны – М.Ермолова.
Участников новой постановки приветствовал худрук Малого театра Юрий Соломин. Он отметил, что материал, с которым предстоит работать, очень богат для каждого из участников, маленьких или проходных ролей в нем нет.
Фоторепортаж Евгения Люлюкина.
К 265-ЛЕТИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА
К юбилею одного из старейших театров в стране смотрите на телеканале «Россия – Культура» 5 – 9 июля записи спектаклей разных лет.
30 августа Малому театру исполнится 265 лет. Его труппа была создана еще в XVIII в., а всем известное здание на Театральной площади появилось в бывшем особняке купца Василия Варгина в 1824 году. Поначалу входивший в дирекцию Императорского Московского театра и писавшийся со строчной буквы, Малый театр быстро обрел свой репертуар и целую плеяду выдающихся артистов. Именно на его сцене блистали великий Павел Мочалов и гениальная Мария Ермолова, здесь при жизни Пушкина поставили сценические версии трех его поэм, а Гоголь увидел премьеру своего «Ревизора». С появлением пьес Александра Николаевича Островского Малый театр становится настоящей колыбелью национальной русской драмы: здесь были поставлены все пьесы драматурга, а театр обрел неофициальное звание «Дом Островского».
С 5 по 9 июля в 11:30 смотрите на телеканале «Россия – Культура» записи спектаклей театра разных лет в постановках Бориса Бабочкина, Бориса Равенских, Юрия Соломина и Сергея Женовача.
5 июля в 11:30 Николай Рыжов и Елена Шатрова в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше». Постановка Бориса Бабочкина. Запись 1972 года. Фильм-спектакль по одноименной пьесе А. Н. Островского. В ролях: Н. Рыжов, Е. Шатрова, Л. Юдина, С. Фадеева, Б. Бабочкин, В. Колосов, П. Константинов и др. По пьесе А. Н. Островского. Композитор Г. Фрид.
6 июля в 11:30 Игорь Ильинский и Татьяна Еремеева в спектакле «Возвращение на круги своя». Постановка Бориса Равенских. Запись 1979 года. Фильм-спектакль о последнем годе жизни Льва Николаевича Толстого, разногласиях в семье, конфликтах с детьми и женой, о его уходе из дома. Пьеса Иона Друце. В ролях: И. Ильинский, Т. Еремеева, С. Конов, М. Овчинникова, Г. Кирюшина, Н. Верещенко и др.
7 июля в 11:30 Ирина Муравьева и Евгений Самойлов в спектакле «Лес». Постановка Юрия Соломина. Запись 2002 года. Действие происходит в поместье помещицы Гурмыжской, которая по своей воле вершит судьбы зависящих от нее людей. В ролях: И. Муравьева, А. Ермаков (Несчастливцев), С. Еремеев (Счастливцев), Е. Самойлов, О. Мартьянов, Н. Титаева и др. По пьесе А. Н. Островского. Композитор Г. Гоберник.
8 июля в 11:30 Василий Бочкарев и Евгения Глушенко в спектакле «Мнимый больной». Постановка Сергея Женовача. Запись 2006 года. По пьесе Мольера. Главный герой, господин Арган – настоящий ипохондрик, который терроризирует семью мнимыми болезнями. С этим готова мириться только его вторая жена – у нее свои расчеты… В ролях: В. Бочкарев, Е. Глушенко, А. Клюквин, Г. Подгородинский, Л. Титова, В. Носик, В. Низовой, О. Молочная и др.
9 июля в 11:45 Александр Потапов, Людмила Полякова и Борис Невзоров в спектакле «Ревизор». Постановка Юрия Соломина. Запись 2013 года. Знаменитая и вечно современная комедия Гоголя – снова на сцене Малого театра. Творческий коллектив спектакля следует замыслу автора, его «духу и букве». В ролях: А. Потапов, Л. Полякова, Э. Марцевич, Б. Невзоров, А. Клюквин, В. Низовой и др.
ДРАМА ПРОЗРЕНИЯ
Лет 25-30 назад страна заново открывала Островского. В обиход возвращались забытые на 70 лет денежные, имущественные отношения. То, что для уха советского человека звучало до определенной степени абстракцией, стало вновь наполняться конкретным смыслом, как, скажем, встречающееся в пьесах классика слово «вексель».
Уж не знаю, вспоминал ли Константин Богомолов эту линию у Островского, когда приступал к съемкам «Содержанок», но зритель «Доходного места», живущий в современном культурном или околокультурном пространстве, непременно вспомнит названный сериал. Хотя в нем речь, скорее, шла о купленном сексе, а герой Александра Ермакова, конечно, хочет любви.
Любви хочет и главный герой спектакля Жадов. Собственно, сущность внутреннего конфликта героя Михаила Мартьянова составляют все те же любовь и деньги. Но это тема второго акта, а в первом мы видим молодого прекраснодушного интеллигента в очках, убежденного поначалу, что мир устроен в соответствии с идеалами, внушенными университетскими учителями. На наших глазах происходит крушение этих идеалов и подчинение «нуждам низкой жизни». Очки придают Жадову образ «ботаника», но, видимо, их нужно воспринимать метафорически как розовые. Во втором акте никаких очков уже не будет. Надо полагать, что Жадов теперь увидит мир без искажений. Но до поры до времени Жадов ослеплен собственными воззрениями на устройство общественной жизни и любовью к Полине.
Очки носит и Юсов, но они придают ему в сочетании с седой головой, усиками и бородкой неожиданную интеллигентность и мужскую импозантность. Такого чиновника, каким его играет Сергей Тезов, заставить играть на своей стороне непросто, но для Фелисаты Герасимовны эта задача по силам. Елена Харитонова в этой роли убедительна и, можно сказать, победительна. В сцене представления дочерей Юсову звучит мелодия будто из музыкальной шкатулки, а Юленька (Дарья Мингазетдинова, Карина Саханенко) и Полина (Дарья Шевчук) синхронно вращаются в приветственном танце, как заведенные куколки. Понятно, что все пружинки механизма «домашнего воспитания» под надежным контролем Фелисаты Герасимовны. В какой-то момент и Юсов попадает под ее обаяние и позволяет сделать себе массаж воротниковой зоны и головы.
Пурпурные панели снова ставят на место. В своем уголке остаются держащиеся за руки Жадов и Полина.