младшая сестра николая 2 биография
Ольга. Удивительная судьба сестры Николая Второго. История ее любви.
Семья как семья, скажете Вы, и в чем-то будете правы. Эта крепкая, дружная, любящая семья прошла через нелегкие, а порой, просто чудовищные испытания, и, всегда вместе., держась за руку, по жизни! Выстояли, как «стойкие оловянные солдатики». Тем более, что эта семья в вовсе могла не состояться.
(Император Александр Третий с императрицей Марией Федоровной)
История Ольги Романовой-Куликовской начиналась просто сказочно. В начале июня 1882 года в семье императора Александра Третьего и его супруги императрицы Марии Федоровны (урожденной датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар) рождается последний, шестой по счету, ребенок.
(Императрица Мария Федоровна Портрет великой княжны Ольги Александровны в детстве)
Девочка рождается богрянородной, ибо так называли детей, рожденной в период правления своих родителей. Малышка Оленька пришла в этот мир, чтобы стать опорой для своих близких. Но страшное будущее было еще далеко, а пока, любящие родители безмерно баловали свою крошку, исполняя ее маленькие детские прихоти. Яркий художественный талант проявился в юной княжне очень рано, и папа-император нанял для его формирования ведущих преподавателей Академии художеств, включая Маковского, Жуковского и Виноградова.
(Императрица Мария Федоровна и великая княжна Ольга Александровна)
Увы, Ольга не была писанной красавицей. Это признавала и она сама и ее мать. Однако, саму юную княжну это не волновало. Настоящей страстью стала живопись и новомодная тогда фотография. Проявлять фото Ольга предпочитала сама. А еще она тайно убегала в конюшню. Ольга обожала лошадей, да и животных вообще. Именно они станут первыми героями ее картин.
(Великая княжна Ольга Александровна 1893)
(Серов В.А. Портрет великой княжны Ольги Александровны 1893)
В своих мемуарах великая княгиня так вспоминала об этом периоде своей жизни: «Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы.»
Увы, три обстоятельство все же потрясли юную душу царской дочери.
Смерть любимого отца станет третьим потрясением для 12-летней Ольги.
Следует отметить, что не смотря на озорной характер, юная княжна имела удивительно добрый и покладистый характер. И эту черту (покладистость) так будет ценить вся семья.
Ольга взрослела, и, увы, не превратилась в писанную красавицу. Зато она стала компаньонкой и самым близким человеком для своей матери. Когда княжне исполнится 18 (в 1900 году) встал вопрос ее замужества.
Итак, Ольге Александровне суждено было вступить в этот странный брак (27 июля 1901 года в Гатчинской дворцовой церкви состоялось её браковенчание с принцем Петром Александровичем Герцогом Ольденбургским), удовлетворив амбиции обеих матерей. Императрица Федоровна оставалась с дочерью, принцесса Евгения Ольденбургская (свекровь Ольги) породнилась с царем Николаем Вторым (что было очень престижно). Не при делах оставалась отныне сама Великая Княгиня Ольга Александровна Романова, она же новоявленная принцесса Ольденбургская.
(Великая княгиня Ольга Александровна 1901)
(Великая княгиня Ольга Александровна и ее первый муж принц Петр Ольденбургский)
В первый год супружеской жизни Ольгу все устраивало. Она предпочла уединиться в поместье Ольденбургских, в Рамонь. Целый год Ольга Александровна упражнялась в живописи. Новоявленного мужа Петра Ольденбургского брак тоже в общем-то устраивал, он в очередной раз закрутил роман с юным любовником и признавался ему в любви в стихах. А что же Ольга. Дело в том, что о сексуальной стороне жизни она не знала. Вообще. Царских дочерей в такие тайны не посвящали до замужества, оставляя эту роль для будущего избранника. Такое незнание было на руку Петру. Но через год новоявленная жена все же забеспокоилось. Не было детей, а Ольге их сильно хотелось. У ее семейных друзей они появлялись и Ольга решила у них поинтересоваться. Узнав причину своей бездетности, Ольга Александровна поняла, что семьи, как таковой у нее нет.
В апреле 1903 во время парада в Павловском дворце, великая княгиня Ольга, увидела его Николая Александровича Куликовского, состоящего на службе в Кирасирском Её Величества лейб-гвардии полка, которым командовал родной младший брат Николая Второго Великий Князь Михаил Александрович. Ольга влюбилась и ее чувства оказались взаимны. Она почувствовала, что может стать счастливой женщиной. Именно с этого момента начинается ее отчаянная 13-летняя борьба за личное счастье.
(Полковник Н.А. Куликовский и Великая Княгиня Ольга Александровна.)
(Великая княгиня Ольга Александровна с братом великим князем Михаилом Александровичем)
И как насмешка, от собственного брата, царь лично проследил, чтобы полковник Куликовский был включен в свиту принца Ольденбургского. Ольга, принц Ольденбургский и Николай Куликовский должны были на протяжении многих лет жить в одном дворце.
В 1914 году, когда вспыхнула Первая Мировая война, полковник Куликовский был уполномочен командовать Ахтырскими гусарами в Ровно, около польско-австрийской границы. Ольга отправилась на линию фронта следом за своим Николаем сестрой милосердия, работала в госпиталях Ровно, Львова, а также Киева, где она на свои средства оборудовала главный госпиталь. Кстати, сама же Ольга Александровна носила звание Почетного командующего 12-го Ахтырского гусарского полка.
Порфирородная сестра милосердия
И сегодня имя ее не забыто – 4 ноября 2017 года в городе Павловске на здании Ольгинской гимназии была установлена мемориальная доска в честь великой княгини, являвшейся попечителем этого учебного заведения. Решение о присвоении гимназии наименования «Ольгинская» было принято в 1913 году, когда отмечалось 300-летие правления династии Романовых. «Государь Император, по всеподданнейшему докладу Министра Народнаго Просвещения, в 4 день февраля 1913 года, Высочайше соизволил на принятие Павловской, Воронежской губернии, женской гимназии под Августейшее Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны покровительство, с присвоением сей гимназии по Имени Ея Высочества наименования Ольгинской», – говорится в документе, хранящемся в «Полном собрании законов Российской империи».
Но не только это связывало Ольгу Александровну с Воронежским краем: здесь находилось и ее имение Ольгино, где она училась сестринскому делу. Поэтому увековечивание ее памяти стало большим событием не только в жизни города, но и всей Воронежской области: на открытии присутствовали заместитель председателя Правительства Воронежской области В.И. Логвинов, главы администраций муниципальных районов области, руководители сельхозпредприятий, прихожане, жители города и сел района.
В этот день в Казанском храме Павловска прошло праздничное богослужение. Божественную литургию совершил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий в сослужении епископов Россошанского и Острогожского Андрея и Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия, а также многочисленного духовенства.
Учащиеся гимназии в свою очередь подготовили для высоких гостей выставку фотографий, посвященную последней великой княгине, а логичным продолжением ее стала фотовыставка «Романовы – царское служение» в городском ДК «Современник».
Личность
Ольга Александровна Романова (1 (13) июня 1882 – 24 ноября 1960) была самой младшей дочерью императора Александра III Александровича и императрицы Марии Федоровны.
Детство княжны было светлой порой – по воспоминаниям самой княгини, брак родителей был счастливым, а семья дружной. Немалая заслуга в этом принадлежала самому императору Александру III – несмотря на множество государственных обязанностей (его называли «самым занятым человеком России»), он старался как можно больше времени проводить с детьми, иногда даже разделяя их игры и шалости.
Ольга Александровна во многом унаследовала характер горячо любимого ею отца – простоту вкусов, прямоту и непосредственность. Она не любила придворную роскошь; великолепным нарядам для торжеств, которые в шутку называла «доспехами», предпочитала льняное платье; с детства любила общаться с простым народом, имена слуг помнила и в глубокой старости, считая их друзьями семьи (в поздние годы в эмиграции она стала сиделкой для старой служанки своей матери, отказавшись отдавать ее в дом престарелых). Об общении с крестьянами в своем имении она писала: «Я видела их доброту, великодушие и несгибаемую веру в Бога. Как мне представляется, эти крестьяне были богаты, несмотря на их бедность, и когда я находилась среди них, я чувствовала себя настоящим человеком».
Ударом для юной Ольги Александровны стал неудавшийся брак с принцем Петром Александровичем, герцогом Ольденбургским. В возрасте 19 лет, послушная воле матери и не желавшая уезжать из России, княжна вышла замуж за человека, репутация которого была более чем сомнительной. Сама княгиня считала, что мотивом для такого решения ее судьбы стала дружба императрицы Марии Федоровны с матерью принца. Так или иначе, за 15 лет брака Петр Александрович не вступил с Ольгой Александровной в супружеские отношения, все время проводя вне дома за карточным столом, проигрывая деньги императорской сестры. В 1916 году император Николай II утвердил определение Святейшего Синода, признававшее ее брак с принцем Ольденбургским расторгнутым. Ольга Александровна вышла замуж второй раз за Николая Александровича Куликовского, офицера Кирасирского полка, в браке с которым у нее родилось двое сыновей.
Отношения с семьей Николая II
Отец княгини, император Александр III скончался, когда Ольга была еще ребенком. Ее воспитание продолжилось при дворе ее брата, царя Николая II. О Николае она писала с большой теплотой: «Он был добр и великодушен со всеми, с кем доводилось ему встречаться. Я никогда не видела, чтобы он старался вылезти вперед или сердился, если проигрывал в какой-то игре. И он искренно веровал в Бога». Княгиня Ольга говорила о том, что спокойствие и сдержанность Николая подданные часто принимали за холодность и чопорность, его, как и его супругу, не понимали или не хотели понимать.
Как известно, судьба супруги Николая II, императрицы Александры Федоровны, также складывалась драматично – с момента появления при дворе ее окружили сплетнями и домыслами, каждый ее шаг понимали превратно, и даже ее стеснительность воспринималась как надменность. Эти слухи впоследствии обрастали все новыми небылицами и клеветой. Княгиня Ольга говорила: «Я уже не в состоянии читать всю ложь и все гнусные измышления, которые написаны про нее». Несмотря на столь холодный прием при дворе, отношения молодой императрицы с Ольгой Александровной складывались прекрасно. Их объединяла простота вкусов, нелюбовь к высшему обществу и его нравам, а также милосердие.
После 1904 года княгиня Ольга особенно сблизилась с семьей Николая II: она почти каждый день бывала в их доме, в момент их отчуждения от петербургского света стала их доверенным лицом. «Для меня было такой радостью находиться среди них. Их любовь друг к другу служила для меня источником вдохновения, и я любила своих четырех племянниц», – говорила она. Она принимала активное участие в воспитании царских детей, вывозила их в Петербург, где устраивала для них вечера со сверстниками. Особенно она была привязана к младшей Анастасии, в которой, возможно, видела и свои черты – живость характера, энергичность, чувство юмора.
Йен Воррес писал: «Однажды я осмелился спросить Великую княгиню, молится ли она за него (Николая II). Немного помолчав, она ответила:
– Не за него – а ему. Он мученик».
Дела милосердия
Принадлежность к дому Романовых для Ольги Александровны в первую очередь означало служение своему народу и отечеству: «Между Царем и его народом существовала связь, которую вряд ли понимали на Западе. Связь эта не имела ничего общего с многочисленным чиновничьим аппаратом. Царь был связан с народом торжественной клятвой, которую он давал при короновании, клятвой быть Царем, судьей и слугой своего народа. В лице монарха сливались воедино воля народа и Царское служение подданным». Как только Германия объявила войну России, великая княгиня вместе с Ахтырским полком, шефом которого она являлась, отправилась на фронт, сначала оказавшись в районе города Проскурова (ныне Хмельницкий).
Порфирородная княгиня стала простой сестрой милосердия: участвовала в перевязках и присутствовала на операциях, не брезгуя выполнять самую грязную работу. Она оказывала помощь раненым даже на линии огня, за что была награждена Георгиевской медалью 4-й степени. «Совсем времени нет выходить на воздух, – писала она в одном из своих писем, – вчера 8 часов перевязывала, а третьего дня 10 (?) часов работали и только наскоро проглатывали свою еду во внеурочные часы. Я люблю, когда много-много работы». Опыт работы в больнице у нее уже имелся, когда в своем имении Ольгино она часто приходила в госпиталь, учась сестринскому делу.
Каждую недостачу на фронте она остро переживала, чувствуя личную ответственность за все происходящее. На собственные средства она оборудовала Главный госпиталь Киева, шефом и попечителем которого стала. Ольга Александровна продолжала работать, даже когда ожидала рождения своего первенца. Несмотря на ужасы войны, свидетелем которых она была, ее не охватила бесчувственность: «Я плакала над каждым – ужас как это раздирает душу, ведь привыкаешь и любишь тяжело больных как ребенка – и вдруг они умирают». Провожая гусаров своего полка в последний путь, она закрывала им глаза и клала на грудь медальон с образом Ахтырской Божией Матери.
В эмиграции дом Ольги Александровны стал центром для всех, разделивших горькую судьбу изгнания. Княгиня продолжала свою благотворительную деятельность и там: картины ее кисти выставлялись в нескольких европейских столицах, а средства от продажи шли на помощь русским эмигрантам, оказавшимся в тяжелом материальном положении.
В период Второй мировой войны Ольга Александровна помогала всем землякам в лагерях продуктами и вещами, при этом очень рискуя. Надо отметить, что она идейно никогда не поддерживала представителей эмиграции, примкнувших к гитлеровцам, считая их пособничество стране, напавшей на Россию дважды, трагическим заблуждением. Тем не менее после окончания войны советская власть предъявила Дании ноту протеста в связи с деятельностью Ольги Александровны: ее обвиняли в «пособничестве врагам народа». Даже королевская фамилия не могла помочь ей в сложившейся ситуации, поэтому вместе с семьей она отправилась в Канаду в качестве «сельскохозяйственных эмигрантов», что означало обязательную работу на ферме. Ее семья оказалась в весьма стесненных обстоятельствах: помимо труда на земле, доход приносила продажа картин. В меру сил, вопреки всему, она продолжала помогать русской диаспоре.
Особенной страницей в благотворительной деятельности великой княгини была помощь Церкви. Она имела представление о тех гонениях, которым подвергались православные в советской России и по возможности помогала им. Йен Воррес писал: «Ольга Александровна поддерживала связь со многими русскими православными общинами и, хорошо зная об их стесненных обстоятельствах, была глубоко растрогана отсутствием всяких жалоб и сетований в их письмах. Время от времени она посылала им небольшие подарки, выкраивая средства из своего бюджета. Русские монахи с горы Афон ежедневно молились за нее. Когда я посетил их монастырь и рассказал, что знаком с Ольгой Александровной, они заплакали и попросили меня отвезти ей в Канаду икону. Стены спальни в ее коттедже были увешаны иконами, завещанными Великой княгине многими мужчинами и женщинами, которые оставались столь же преданными ей, какими они были в начале революции».
Ольга Александровна упокоилась в 1960 году в возрасте 78 лет. Отпевание прошло в православном храме Торонто, а в карауле у гроба стояли офицеры 12 Ахтырского Е. И. В. Великой Княгини Ольги Александровны полка, с которыми она прошла войну и которых помнила поименно до глубокой старости.
Творчество
Интерес к живописи Ольга Александровна проявила в очень раннем возрасте. Учителя разрешали ей рисовать во время уроков, поскольку так она лучше усваивала материал. Ее отец, император Александр III, сам будучи коллекционером и знатоком живописи (его коллекция легла в основу Русского музея), поддерживал интерес дочери. Княжна обучалась у лучших художников-педагогов – Кирилла Лемоха, Владимира Маковского, Станислава Жуковского и Сергея Виноградова. Оказавшись в эмиграции, она совершенствовала свой талант, посещая художественные салоны. Ее картины продавали в Лондоне, Берлине, Париже. Их обладателями становились знатоки искусства из высших кругов европейского общества.
Наиболее известны пейзажи и натюрморты Ольги Александровны, хотя стоит отметить, что она писала и иконы, которыми благословляла своих родных, а также школы, богадельни, приюты. Ольга Александровна тонко чувствовала родную природу, отражая ее в нежных акварелях. Ее творчество лирично, а за видимой простотой скрывается выстраданное миропонимание. Она находила вдохновение в, казалось бы, обыденных вещах – цветы на подоконнике, праздничный пирог или кувшин на столе.
Простые радости жизни в эпоху мировых катастроф и личных трагедий нашли свое место на полотнах последней русской княгини. И ничуть не удивляет, что она продолжает писать безмятежные картины, находясь на фронте, напрямую сталкиваясь с ужасами войны XX века: «Сестра милосердия на прогулке», «Осень в парке» и «Осенний ландшафт». Или в Крыму, находясь фактически под арестом, в страхе за семью и перед неизвестностью: «Цветы в Крыму», «Цветущее дерево и кипарисы», «Дорога в Крыму». Или скрываясь в казачьей станице, где роды у нее принимала простая крестьянка, а красные в любой момент могли окружить: «Тихон с няней. Станица Новоминская», «Спящий Гурий». Находясь на грани жизни и смерти, она пишет радостные весенние пейзажи с цветущими садами и деревенскими девушками, переговаривающимися у забора. Никогда не унывающая, умеющая видеть красоту в повседневном, благодарная за каждый новый день, простая, смиренная и светлая – такой предстает княгиня в своих работах.
Особенную страницу в ее творчестве открывает переезд в Канаду. Эта северная страна напомнила ей родные просторы, и она вновь возвращается к теме России. Одинокая церквушка, дорога, теряющаяся в заснеженных полях, тройка – на полотнах воскресает любимая, навсегда покинутая, но все также любимая страна. А теплящаяся у икон лампада на одной из картин напоминает о том, что давало силы во всех испытаниях этой хрупкой, но мужественной женщине: «Освещая самые мрачные страницы жизни, проходила нитью из чистого золота бесхитростная, как у ребенка, вера в Бога ее предков и ее народа».
Ольга. Удивительная судьба сестры Николая Второго. История ее любви.
Семья как семья, скажете Вы, и в чем-то будете правы. Эта крепкая, дружная, любящая семья прошла через нелегкие, а порой, просто чудовищные испытания, и, всегда вместе., держась за руку, по жизни! Выстояли, как «стойкие оловянные солдатики». Тем более, что эта семья в вовсе могла не состояться.
(Император Александр Третий с императрицей Марией Федоровной)
История Ольги Романовой-Куликовской начиналась просто сказочно. В начале июня 1882 года в семье императора Александра Третьего и его супруги императрицы Марии Федоровны (урожденной датской принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар) рождается последний, шестой по счету, ребенок.
(Императрица Мария Федоровна Портрет великой княжны Ольги Александровны в детстве)
Девочка рождается богрянородной, ибо так называли детей, рожденной в период правления своих родителей. Малышка Оленька пришла в этот мир, чтобы стать опорой для своих близких. Но страшное будущее было еще далеко, а пока, любящие родители безмерно баловали свою крошку, исполняя ее маленькие детские прихоти. Яркий художественный талант проявился в юной княжне очень рано, и папа-император нанял для его формирования ведущих преподавателей Академии художеств, включая Маковского, Жуковского и Виноградова.
(Императрица Мария Федоровна и великая княжна Ольга Александровна)
Увы, Ольга не была писанной красавицей. Это признавала и она сама и ее мать. Однако, саму юную княжну это не волновало. Настоящей страстью стала живопись и новомодная тогда фотография. Проявлять фото Ольга предпочитала сама. А еще она тайно убегала в конюшню. Ольга обожала лошадей, да и животных вообще. Именно они станут первыми героями ее картин.
(Великая княжна Ольга Александровна 1893)
(Серов В.А. Портрет великой княжны Ольги Александровны 1893)
В своих мемуарах великая княгиня так вспоминала об этом периоде своей жизни: «Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы.»
Увы, три обстоятельство все же потрясли юную душу царской дочери.
Смерть любимого отца станет третьим потрясением для 12-летней Ольги.
Следует отметить, что не смотря на озорной характер, юная княжна имела удивительно добрый и покладистый характер. И эту черту (покладистость) так будет ценить вся семья.
Ольга взрослела, и, увы, не превратилась в писанную красавицу. Зато она стала компаньонкой и самым близким человеком для своей матери. Когда княжне исполнится 18 (в 1900 году) встал вопрос ее замужества.
Итак, Ольге Александровне суждено было вступить в этот странный брак (27 июля 1901 года в Гатчинской дворцовой церкви состоялось её браковенчание с принцем Петром Александровичем Герцогом Ольденбургским), удовлетворив амбиции обеих матерей. Императрица Федоровна оставалась с дочерью, принцесса Евгения Ольденбургская (свекровь Ольги) породнилась с царем Николаем Вторым (что было очень престижно). Не при делах оставалась отныне сама Великая Княгиня Ольга Александровна Романова, она же новоявленная принцесса Ольденбургская.
(Великая княгиня Ольга Александровна 1901)
(Великая княгиня Ольга Александровна и ее первый муж принц Петр Ольденбургский)
В первый год супружеской жизни Ольгу все устраивало. Она предпочла уединиться в поместье Ольденбургских, в Рамонь. Целый год Ольга Александровна упражнялась в живописи. Новоявленного мужа Петра Ольденбургского брак тоже в общем-то устраивал, он в очередной раз закрутил роман с юным любовником и признавался ему в любви в стихах. А что же Ольга. Дело в том, что о сексуальной стороне жизни она не знала. Вообще. Царских дочерей в такие тайны не посвящали до замужества, оставляя эту роль для будущего избранника. Такое незнание было на руку Петру. Но через год новоявленная жена все же забеспокоилось. Не было детей, а Ольге их сильно хотелось. У ее семейных друзей они появлялись и Ольга решила у них поинтересоваться. Узнав причину своей бездетности, Ольга Александровна поняла, что семьи, как таковой у нее нет.
В апреле 1903 во время парада в Павловском дворце, великая княгиня Ольга, увидела его Николая Александровича Куликовского, состоящего на службе в Кирасирском Её Величества лейб-гвардии полка, которым командовал родной младший брат Николая Второго Великий Князь Михаил Александрович. Ольга влюбилась и ее чувства оказались взаимны. Она почувствовала, что может стать счастливой женщиной. Именно с этого момента начинается ее отчаянная 13-летняя борьба за личное счастье.
(Полковник Н.А. Куликовский и Великая Княгиня Ольга Александровна.)
(Великая княгиня Ольга Александровна с братом великим князем Михаилом Александровичем)
И как насмешка, от собственного брата, царь лично проследил, чтобы полковник Куликовский был включен в свиту принца Ольденбургского. Ольга, принц Ольденбургский и Николай Куликовский должны были на протяжении многих лет жить в одном дворце.
В 1914 году, когда вспыхнула Первая Мировая война, полковник Куликовский был уполномочен командовать Ахтырскими гусарами в Ровно, около польско-австрийской границы. Ольга отправилась на линию фронта следом за своим Николаем сестрой милосердия, работала в госпиталях Ровно, Львова, а также Киева, где она на свои средства оборудовала главный госпиталь. Кстати, сама же Ольга Александровна носила звание Почетного командующего 12-го Ахтырского гусарского полка.