мистер никто актеры и роли

Фильм «Господин Никто»: актеры и роли

В 2009 году на экран вышел фильм Жако Ван Дормеля «Господин Никто» (Mr. Nobody). Сюжет картины рассказывает о последнем смертном на Земле, очнувшемся в 2092 году.

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и ролиДжаред Лето в фильме «Господин Никто»

Главный герой по имени Немо Никто пытается вспомнить свое прошлое, оказавшееся похожим на дерево с множеством ответвлений. Беседующий с Немо психиатр пытается выбрать из мозаики воспоминаний настоящую судьбу, еще больше запутывая его и зрителей, ищущих объяснения сюжетным поворотам фильма.

Актеры, сыгравшие в фильме «Господин Никто», их роли и фото — в материале редакции 24СМИ.

Джаред Лето (Немо Никто)

Немо Никто — последний смертный, живущий на Земле в эпоху бессмертных жителей, искусственно обновляющих клетки. 118-летний старик — герой реалити-шоу, отсчитывающего дни до его кончины.

В фильме «Господин Никто» актер Джаред Лето исполнил роль Немо Никто. Популярность артисту принесли дуэты с голливудскими красавицами Алисией Сильверстоун («Крутые и чокнутые») и Вайноной Райдер («Лоскутное одеяло»). В 2013 году Джаред Лето получил «Оскар» за удачное перевоплощение в трансгендерную женщину в фильме «Далласский клуб покупателей».

Артист выступает как фронтмен рок-группы «30 Seconds to Mars» и режиссирует многие популярные музыкальные видеоклипы.

Диана Крюгер (Анна)

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и роли

Анна — возлюбленная Немо в одном из многих сюжетов, прожитых героем в параллельных судьбах. В одной из жизней Немо женат на Анне и гибнет в аварии, в двух других воспоминаниях Анна замужем за иным человеком или является сводной сестрой Немо.

Главная женская роль в фильме «Господин Никто» отведена не менее популярной, чем Джаред Лето, актрисе — Диане Крюгер. Попробовать себя в кино германской модели, случайно принявшей участие в кастинге «Пятого элемента», посоветовал Люк Бессон. Пройдя обучение актерскому мастерству во Франции, Крюгер заявила о себе в кино ролью Елены Прекрасной в исторической драме «Троя», снявшись в тандеме со знаменитыми Брэдом Питтом, Орландо Блумом и Шоном Бином.

Работу артистки можно наблюдать в таких проектах, как «Сокровище нации», «Бесславные ублюдки», «Неизвестный».

Сара Полли (Элиза)

Другая жена в параллельных воспоминаниях Немо — Элиза. В одной из версий жизни героя Элиза погибает, возвращаясь с их свадьбы, в другой — пара живет в несчастливом браке, воспитывая троих детей.

Роль Элизы исполнила канадка Сара Полли. Актриса сыграла в фильмах «Последняя ночь», «Славное будущее», «Тайная жизнь слов», «Джон Адамс» и др. Помимо актерской карьеры, Полли известна как режиссер: на 35-м Московском кинофестивале был представлен ее документальный проект «Истории, которые мы рассказываем».

В Канаде актриса, сценарист и режиссер до начала 2000-х была знаменита своей активной политической деятельностью, на одной из демонстраций протеста даже лишилась двух зубов от полицейской дубинки.

Фам Линь Дан (Джин)

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и роли

По одной из версий жизни Немо, Элиза отказывается выйти за него замуж. Возвращаясь от возлюбленной, герой решает жениться на первой девушке, встретившейся ему в клубе. Ею оказывается Джин.

Зрителей очаровала юная Камилла, сыгранная Фам Линь Дан в нашумевшей драме с Катрин Денев «Индокитай» 1992 года. Для актрисы роль в проекте «Господин Никто» стала «возвращением» к звездной карьере после долгого затишья.

Артистку также можно увидеть во французской мелодраме «Мое сердце биться перестало», боевике «Ниндзя-убийца», комедии «Все то, что сверкает».

Рис Иванс (отец Немо)

В одном из разветвлений сознания Немо в детстве остается жить вдвоем со сломленным, ставшим инвалидом отцом. Парень работает в магазине, свободное время проводя за сочинением повести о полете к Марсу.

В фильме «Господин Никто» британский актер Рис Иванс сыграл отца Немо. В начале 90-х артист начал работу на телевидении Уэльса, дебютировав в детской викторине. Прорыв в кинокарьере Риса Иванса состоялся в фильме «Город-близнец», в котором актер сыграл вместе с младшим братом.

Наиболее известные работы в кино — Спайк в романтической комедии «Ноттинг Хилл», Ксенофилиус Лавгуд в экранизации седьмой книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 1», Гэвин Кавана в музыкальной драме «Рок-волна» и др.

Наташа Литтл (мама Немо)

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и роли

Немо верит, что судьба каждому известна до рождения. Главная цитата — «Все возможно, пока не сделан выбор». Дети сами выбирают себе родителей, а при рождении забывают об этом.

Маму Немо сыграла Наташа Литтл, известная по роли Бекки Шарп в адаптации романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». Дебют актрисы в кино состоялся в 1994 году в многосерийной драме «Между строк».

В многочисленной фильмографии Наташи Литтл — Анна Болейн в британской комедии «Кевин и Перри уделывают всех», Лили Фэйрберн в криминальной картине «Кровь», Джейн Бадэм в боевике «Добро пожаловать в капкан».

В фильме «Господин Никто» также снялись актеры Тоби Регбо, Джуно Темпл, Клер Стоун, Томас Бирн, Аллан Кордунер, Дэниэл Мейс и др.

Фильм «Господин Никто» — официальный трейлер (видео):

Источник

Господин Никто (фильм, 2009)

134 мин. (155 мин. режиссёрская)

Выход фильма «Господин Никто» (оригинальное название — Mr. Nobody)

«Господин Никто» (англ. Mr. Nobody ) — фильм режиссёра Жако Ван Дормаля, вышедший в 2009 году и рассказывающий о судьбе главного героя картины, Немо Никто, и многих возможных её вариантах.

Содержание

Сюжет

Главный герой, называющий себя Немо Никто (англ. Nemo Nobody ) — 118-летний старик, последний смертный человек на Земле. Дни, оставшиеся до его кончины, стали объектом реалити-шоу и транслируются для бессмертного населения планеты. Вокруг — вечно молодые клоны. Они бессмертны.

Для меня было важным то, чтобы главный герой оказался последним из смертных. Так, чтобы он оказался в окружении бессмертных… Меня особенно привлекала идея контраста между бессмертными, которые не должны больше заниматься собственным воспроизводством и которые не ведают больше ни секса, ни любви, и пожилым человеком, который только и делает, что говорит о любви. Тут обязательно возникает вопрос, что лучше: быть бессмертным и не знать секса или все-таки остаться смертным, но испытывать такие радости.

— Интервью режиссёра Жако Ван Дормаля [1]

Сам Немо утверждает, что ничего не помнит о своем прошлом, но психиатр и тайком пробравшийся в палату к господину Никто журналист вытягивают из него подробности его жизни, все больше и больше запутывая себя и зрителя. Весь фильм представляет собой хаотические обрывки воспоминаний господина Никто, из которых складывается несколько взаимоисключающих историй его жизни. Непонятно, какие из воспоминаний реальны, а какие — просто возможное развитие жизни Немо, которое так и не произошло.

Сюжет фильма имеет древовидную структуру, то есть начиная с момента рождения главного героя, зрителю показывают многие из возможных вариантов развития его жизни, которые в целом образуют несколько «ответвлений».

Рождение

Согласно концепции древнегреческого философа Платона, бессмертная душа человека обладает абсолютным знанием, однако перед рождением это знание «забывается», при этом весь процесс познания человека в ходе жизни трактуется как «воспоминание» душой забытого материала

Первый свой выбор маленькому Немо приходится совершать при выборе родителей, второй при их разводе: он должен решить с кем ему остаться с мамой или папой. Сцена происходит на вокзале с названием chance (шанс), мама уезжает на поезде, а отец остается. В одном случае он бежит за мамой и она успевает втянуть его в поезд, а в другой он остается с папой, в зависимости от этого меняется его судьба.

Жизнь с матерью

Немо остается с матерью и её новым мужчиной. Он ведёт себя в новой семье вызывающе, говорит, что может предсказывать будущее, и не ладит со своим отчимом, Гарри. Тут он знакомится с дочерью маминого ухажёра, Анной. Немо сидит на пляже. К нему подбегает Анна. Далее следует разветвление: Она зовёт его купаться, но он не умеет плавать. В одном варианте он говорит, что её подруги дуры, и «Я с дурами не купаюсь», чем отпугивает её. Всю жизнь он жалеет о тех словах. Однажды, много лет спустя, он встречает Анну на вокзале с двумя её детьми, происходит неловкий разговор, у обоих на лицах читается сожаление, они снова расходятся. Во втором варианте он по секрету признаётся ей в неумении плавать, она остаётся с ним, и они сближаются. Она — первая настоящая любовь Немо и отвечает ему взаимностью. Они счастливы, но их чувствам придётся пройти через суровое испытание: Гарри расстается с матерью Немо, и пятнадцатилетняя Анна уезжает с ним в Нью-Йорк. Они теряют связь друг с другом. Через много лет Немо работает чистильщиком бассейнов. Его надежда увидеть Анну ещё живёт в его душе, но с каждым днём становится всё слабее. И вот однажды он её находит, они встречаются светлым днём на вокзале и моментально узнают друг друга в толпе прохожих. Через столько лет Анна не готова сразу возобновить отношения и просит Немо подождать. Она просит позвонить ей через два дня по телефону и встретиться у маяка. Но листок, на котором она оставляет свой номер, намокает под дождем, и они опять теряют друг друга. Немо каждый день подходит к маяку, у которого они хотели встретиться, но Анны всё нет. Но наконец она приходит к назначенному месту и утопает в объятьях Немо.

Жизнь с отцом

Итак, маленький Немо остался с отцом, который превратился в беспомощного инвалида. Немо ухаживает за больным отцом, становится замкнутым, необщительным, не следит за внешностью. Работает в магазине, а свободное время проводит дома за печатной машинкой, сочиняя фантастическую повесть о путешествии на Марс. Однажды он приходит на школьную дискотеку, где встречает юную Элизу, и влюбляется в неё с первого взгляда. Он приезжает к дому Элизы с целью объясниться с ней. Здесь следует разветвление.

Немо видит Элизу с её 22-летним другом, понимает, что ему не на что рассчитывать, и уезжает. Расстроенный, он несётся на мотоцикле по ночной лесной дороге, падает и оказывается в больнице в состоянии комы. Он чувствует запахи, тепло, видит свет через закрытые веки, может думать, но не может пошевелиться. Присутствует намек на воссоединение его родителей, они вместе приходят его навестить. Немо продолжает пытаться вспомнить пальцами движения по клавиатуре, и в последней сцене из этой линии ему удаётся пошевелить пальцем.

Жизнь с Элизой

В другой реальности Немо и Элиза заводят троих детей. Их брак очень несчастен: Элиза страдает хронической усталостью, депрессией и практически не выходит из дома. С каждым днем ей все хуже: у неё начинаются приступы истерики, попытки уйти из дома. Немо как может старается сохранить их брак, делает вид, что все в порядке, но наедине сам с собой признает, что все его действия беспомощны и нелепы. Элиза уходит из дома.

Жизнь с Джин

Немо объяснился с Элизой, но она отказывает ему, потому что любит другого. Немо приходит домой и говорит отцу: «Я женюсь на первой девушке, которая со мной потанцует». Парень полон решимости и в тот же вечер отправляется в местный клуб, где встречает Джин. Они танцуют. Позже, увозя её домой из клуба на своем мотоцикле, Немо принимает «множество глупых решений» (как он сам их позже оценит):

Все свои планы Немо претворяет в жизнь и, казалось бы, добившись всего, что хотел, оказывается несчастным. Немо здесь — заложник собственных юношеских порывов и амбиций, и жизнь его скучна и неприятна. Устав от подобного существования, Немо снова начинает полагаться на случай (монету) в принятии решений. Он подходит к человеку, встречающему мистера Джонса, и называется этим именем. Затем получает его номер в гостинице. Здесь следует ещё разветвление. В первом случае его по ошибке убивают в ванной выстрелом в голову и закапывают в лесу. Во втором случае убийца стреляет в шею и Немо попадает в реанимацию.

Не родился

Немо находясь в странном городе, следуя подсказкам, которые находит буквально везде, попадает в старый заброшенный дом, где смотрит видео. На видео он видит самого себя в будущем, который объясняет Немо, что в этой реальности он не существует. Возможными причинами он называет (разветвление): отец не поскользнулся, начался дождь и родители не встретились, отец погиб в детстве, при катании на санках, родителям не удалось зачать ребёнка, в доисторические времена погибла его прародительница (здесь применяется теория о том, что есть некое пространство, в котором находится всё, что могло существовать, но по каким-то причинам не существует).

Странности

Иногда по ходу сюжета мы можем видеть, как Немо наблюдает странные явления, людей и объекты из другой версии его жизни, сны о другой жизни, однажды один человек (сосед Анны) даже говорит ему: «Немо! Ого! Я слышал, что ты умер. Утонул.» — это является намёком на другую его жизнь, когда он тоже был телеведущим, но жил с Анной. Всё можно объяснить тем, что это всё происходит в голове маленького мальчика или тем, что Немо может делать выбор своего жизненного пути (режиссёр акцентирует на этом вопросе особое внимание, но ответа не даёт).

Конец фильма

Перед смертью господин Никто говорит журналисту, что ни он, ни журналист не существуют на самом деле: они все находятся в воображении того мальчика, вынужденного сделать выбор на вокзале. 12 февраля 2092 года, 05:50 утра господин Никто делает последний вздох, и в этот же самый момент время начинает идти вспять.

Параллельно основному повествованию главный герой фильма в образе ведущего документалиста сообщает зрителям всевозможные научные и псевдонаучные факты. В частности зрителю рассказывают о Большом Взрыве, в результате которого, по мнению многих учёных, возникла Вселенная. И бесконечное течение времени есть ни что иное, как расширение Вселенной после взрыва, которое, однако, имеет предел. Делается предположение о том, что когда ресурс расширения будет исчерпан, время пойдет вспять и Вселенная устремится к свертыванию.

Когда я готовил этот фильм, я прочел несколько научных трудов о временных факторах и соотношении пространства и времени. Это были сочинения по физике. Один из авторов — Илья Пригожин. Ничего из этих научных трудов я не понял, но в них была удивительная научная поэзия…

— Интервью режиссёра Жако Ван Дормаля [1]

У фильма есть несколько концовок: Немо с Анной кидают камни с пирса, повтором сцены с медленным танцем.

Работа над фильмом

Цвет в фильме

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и роли

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и роли

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и роли

Цвет имеет в фильме особое, символичное значение. Каждая из трёх основных сюжетных линий имеет свой неповторимый оттенок, что подчеркивает их оригинальность и непохожесть друг на друга. Цветовая дифференциация прослеживается ещё в детстве главного героя.

Вот три девочки сидят на скамейке. Это будущие возможные жены Немо: Джин, Элиза и Анна. Одна в жёлтом, другая в синем, третья в красном платье. Объединив свою жизнь с Элизой, Немо познаёт мир полный депрессии и уныния, это — этюд в синих тонах. Выбрав Джин, Немо добивается материального благополучия и независимости. И жёлтый — цвет жизни и богатства — только подчёркивает это. А притча о прекрасной любви Немо и Анны — этюд в красных тонах, рассказ о любви и страсти.

Примечательно, что само пребывание маленького Немо перед рождением в некой всеобщей плаценте показано в белых тонах. Белый включает в себя все цвета видимого спектра, он аллегорично представляет идею фильма о том, что всё возможно, пока не сделан выбор. К концу жизни Немо становится дряхлым стариком и лежит в обстановке белого (комната, одежда, доктор). Получается, что судьба привела героя в точку, где сходятся все пути, цвета сливаются в белый поток.

Научные факты и идеи

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и роли

На протяжении всего фильма зрителю рассказывают факты научного или околонаучного характера.

Эффект бабочки

Гипотеза, согласно которой самые простейшие поступки в настоящем (или в прошлом) могут привести к грандиозным изменениям в будущем (и, соответственно, в настоящем). Вошла в (около)научный оборот после рассказа Рэя Бредбери «И грянул гром», персонажи которого попали в далекое прошлое, а один из них случайно наступил на бабочку. По возвращении в настоящее герои не узнают мир, который когда-то покинули.

Эксперимент с голубем

Голубя помещают в коробку, в которой находится кнопка с проводом, и окошко, за которым находятся зерна. При нажатии на кнопку створка окна поднимается, и голубь может взять еду.

Как и большинство живых существ, голубь быстро связывает поднятие шторки с появлением еды. Но если подавать зерна каждые 20 секунд, голубь задумается: «Чем я это заслужил?» Если в этот момент он хлопал крыльями, он будет хлопать ими и дальше, в полной уверенности, что это и есть определяющее действие. Мы называем это «голубиным суеверием».

Что было до Большого Взрыва? Дело в том, что не было никакого «до»: до Большого Взрыва время не существовало. Рождение времени — результат расширения Вселенной. Но что будет, когда Вселенная перестанет расширяться и движение пойдет в обратную сторону? Какой тогда будет природа времени? Если теория струн верна, во Вселенной есть 9 пространственных измерений и одно временное. Можно предположить, что в начале все измерения были переплетены, а после Большого Взрыва выделились три известные нам: высота, ширина и глубина и ещё одно измерение, известное нам как время. Остальные пять остались в зачаточном и перекрученном состоянии. Если мы живем в мире перекрученных измерений, то как же мы отличаем иллюзию от реальности? Мы привыкли, что время движется в одном направлении. Но что если одно из измерений не пространственное, а временное?

Влюбленность

Что происходит, когда мы влюбляемся?

Под воздействием стимула гипоталамус выбрасывает мощный заряд эндорфинов. Но почему именно эта женщина или этот мужчина? Может, индивидуальный набор феромонов подает нам генетический сигнал? Или мы узнаем черты чьей-то внешности? Мамины глаза? Запах, пробуждающий приятные воспоминания?

Врождённый страх

До какой степени врождённы наши страхи?

Если над головами гусят, выращенными в инкубаторе, провести силуэт летящего гуся, птенцы вытянут шеи и запищат. Но если поменять направление движения, силуэт станет похож на сокола. Птенцы отреагируют мгновенно: они прижмутся от страха к земле, хотя никогда в жизни не видели сокола. Без чьих-либо подсказок врождённый страх помогает им выжить.

Но у людей, к каким древним опасностям апеллирует врождённый страх?

Принцип энтропии

Почему дым не возвращается в сигарету? Почему молекулы разлетаются друг от друга? Почему клякса не принимает снова четкую форму? Потому что Вселенная стремится к распаду. Это и есть принцип энтропии, стремление Вселенной к состоянию растущего беспорядка. Принцип энтропии связан с понятием стрелы времени, результатом расширения Вселенной. Но что если сила гравитации перевесит расширяющую силу, или энергия квантового вакуума окажется слишком слабой? В этот момент во Вселенной может начаться стадия сжатия, «Большой Хлопок». Так что же произойдет со временем? Пойдет ли оно вспять? Никто не знает ответа.

Актёрский состав

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и роли

мистер никто актеры и роли. Смотреть фото мистер никто актеры и роли. Смотреть картинку мистер никто актеры и роли. Картинка про мистер никто актеры и роли. Фото мистер никто актеры и роли

В съёмках фильма приняли участие следующие актёры [9] :

Съёмочная группа

Награды

Фильм получил четыре награды и был номинирован ещё на три [10] :

Награды

Международный кинофестиваль в Каталонии2009Лучший грим
Международный кинофестиваль в Стокгольме2009Лучшая операторская работа
Венецианский международный кинофестиваль2009«Золотая Озелла» за выдающийся технический вклад
Награда «Biografilm»

Номинации

Международный кинофестиваль в Каталонии2009Лучший фильм
Международный кинофестиваль в Стокгольме2009«Бронзовая лошадь»
Венецианский международный кинофестиваль2009«Золотой лев»

Критика

… Костюмы и оформление фильма впечатляют и дают всевозможным линиям сюжета свой доминирующий цвет… Хотя всё хорошо написано и инсценировано и также весьма остроумно и многозначительно, отдельные сцены фильма редко добавляются к общей картине фильма.

… Как и «Бенджамин Баттон», фильм является интеллектуальным с серьёзной концепцией о бесконечном количестве возможностей, которые предлагает человеческая жизнь. Мужчина Немо Никто проследует сквозь всевозможные жизни, которые он из-за различных обстоятельств мог бы прожить. Это англоязычное произведение с большим бюджетом, в котором есть псевдо-научные факты, с комплексом технически сложным, вполне может конкурировать с другими.

Источник

Детально о кинофильме «Господин Никто»

«Господин Никто» построен на такой же очаровательной игре деталей, как «Амели» Жан−Пьера Жене, но начисто лишен уютной неомещанской морали. «Господин Никто» так же лукаво исследует границы между мечтами и реальностью, как «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри, но возводит личную драму маленького человека в ранг вселенского эпоса.

«Господин Никто» так же смело выворачивает наизнанку представления о биографическом жанре, как «Загадочная история Бенджамина Баттона», но обходится без изнурительных клише. «Господин Никто» так же отважно разрушает представления о реальности (экранной и внеэкранной), как «Матрица», но избегает претенциозной псевдофилософии.

Интервью с Жако Ван Дормелем:

Как писался сценарий, конструкция которого настолько изощренна и непроста?

Я записывал отдельные сцены и эпизоды на карточках, а потом помещал в общую картотеку и перемешивал в свободном порядке. Из сочетаний рождалась финальная версия сценария.

Помните, что было на первой карточке?

Уже нет. (Смеется.) Может, первая давным−давно потерялась. Но ведь и единой идеи в основе фильма тоже не было — идей было очень много, они рождались одна за другой, наслаивались друг на друга. А началось все с короткометражки, которую я снял двадцать пять лет назад — именно там впервые появлялся мой герой: мальчик на перроне, который не знает, кого из родителей ему выбрать. Похоже, я бесконечно повторяюсь… Но та идея не отпускает меня до сих пор. Я убежден, что каждый из нас, совершая выбор, выбирает не из двух возможностей, а из бесконечного множества. Значит, не бывает «правильного» и «неправиль− ного» выбора. Я не знаю, по каким причинам совершаю тот или иной выбор, но когда я его совершаю, могу ли я назвать его

Возможно, причины существуют — просто мне они неведомы. Влюбляясь, я выбираю одну женщину из множества, но почему я влюбляюсь именно в нее? Самый важный выбор в жизни, как правило, находится вне зоны нашего контроля. Обычно фильмы дают простые ответы на сложные вопросы. Я хотел бы этого избежать. У меня свои вопросы. Ответов на

них я не нашел и притворяться не хочу.

Какой из многочисленных Господинов Никто ближе Вам самому?

Все они — это я! И в то же время каждый — всего лишь плод воображения. Я, как сценарист, создаю персонажей−призраков, а потом место фантомов занимают реальные люди, актеры.

Персонажи на экране — нечто среднее между созданным мной призраком и плотью актера. Господин Никто — не персонаж, а все персонажи вместе взятые. Такого написать, очевидно, сложнее всего. Или нет? Такого героя создавать забав− нее. Ведь он показывает, как наш опыт влияет на личность, изменяет ее в ту или иную сторону. Работа любого сценариста состоит из бесконечных «Что, если…». Все, что мне недоступно в реальной жизни, я проживаю на бумаге. Но вот как воплотить это перед камерой? Джаред Лито выполнил невероятную работу. Все сыгранные им Господины Никто — разные, они

по−разному дышат и ходят.

Что объединяет их всех?

Все они — ветви одного дерева. У них общие корни. В каждом скрыт ребенок, родители которого расстались. А потом — уже два разных тинейджера: один уехал в Канаду, другой остался в Англии. Из двух тинейджеров рождаются восемь разных

взрослых. Влюбиться, не влюбиться? Соблазниться, не соблазниться?

Сказать правильное слово или неправильное? Быть счастливым или несчастным? Каждая из возможностей скрыта в ребенке.

А Вы сожалеете о каких−либо возможностях, упущенных в жизни?

Нет. Даже самые печальные моменты содержали в себе какую−то внутреннюю красоту, с которой мне не хотелось бы расставаться. Хотя, разнообразные «Что, если…» преследуют меня, как каждого. Особенно в вопросах любви. Однако даже неудачный выбор может привести к неожиданно счастливым последствиям. Запланировать это невозможно. Мой герой страдает из−за того, что его жена находится в перманентной депрессии — но если бы он выбрал другую женщину, у него не родились бы дети, которых он обожает!

Политики не способны объяснить, что такое реальность, а ученые, которых Вы нередко цитируете в «Господине Никто»?

Они тоже не способны, но, по меньшей мере, пытаются. Им хватает на это любопытства, а любопытство — прекрасное ка−

чество. Готовясь к этому фильму, я тесно работал с ученым, лауреатом Нобелевской премии Ильей Пригожиным, который исследовал феномен времени. Он написал массу книг о том, что такое время, — я не понял ни слова ни в одной из них… А перед смертью издал книгу под названием «Конец уверенности», где разоблачил все свои теории и заключил: «Возможно, я ошибался». Потрясающе. Вот это по−настоящему научный подход: сказать «Я ошибался». Я тоже ни в чем не уверен.

То есть Вы сами не знаете, о чем «Господин Никто»?

Понятия не имею. До сих пор задаю себе этот вопрос.

Что такое для Вас «кинематограф Жако Ван Дормеля»?

Три фильма, сделанные одним и тем же человеком, не более того. Я не мог бы сделать их иначе, но анализ мне не по силам. Когда я стану дедушкой, то в один прекрасный вечер, сразу после обеда, усажу внуков на колени и покажу им все три фильма, что я снял. Они спросят: «Что, и это — все, чем ты занимался всю свою жизнь?» А я отвечу: «Да, извините уж».

«Господин Никто» начинается со смерти главного героя. Он лежит в морге, широко раскрыв удивленные голубые глаза, и произносит за кадром: «Что я сделал, чтобы заслужить такое?» Казалось бы, модель задана: теперь непременно возникнет титр «За несколько дней (часов, недель, лет) до того», и ретроспективно мы узнаем, что именно привело Немо к столь удручающему финалу.

Или не узнаем. Путаница настигает зрителя сразу, захлестывает с головой. Одну за другой мы видим взаимоисключающие смерти героя (он тонет в машине, упавшей с моста; выстрелом в голову его убивает гангстер; он погибает в момент взрыва космического корабля), а затем — его самого, уже старцем, весьма дряхлым, но, безусловно, живым.

Жизни, прожитые Немо Никто, складываются в головоломный лабиринт с множеством кончин тупиков, в сад с расходящимися

тропками. Время в этом саду нелинейно, и прямое развитие от причины к следствию, от поступка к финальной смерти, априори невозможно. Скорее, существуют две точки отсчета.

Первая — младенец Немо, обитатель мира не рожденных детей, подозрительно напоминающий рекламу памперсов. Его одного случайно миновали Ангелы Забвения (в роли ангелов две дочери Ван Дормеля), и теперь Немо знает все о своей грядущей судьбе.

Вторая точка — старик−маразматик из далекого будущего, для которого возможное и реальное давно бесповоротно смешалось и слилось. Переходя из гипотетического мира в зримый, мальчик Немо ныряет с головой в нежно−белое молоко, всеобщую плаценту. Умирая, старик Немо развоплощает окружающую действительность до белой пустоты. Между двумя белыми точками — разноцветные возможности. Девятилетний Немо идет домой мимо скамейки, на которой сидят три девочки, будущее в кубе: Джин в желтом платьице, Элиз в синем, Анна в красном. Миг счастья и детства, когда выбор еще можно отложить на потом. Но невинности приходит конец, когда родители Немо расходятся, и мать уезжает на другой континент, навстречу новой судьбе. Немо остается с отцом, который от горя уходит с работы и теряет рассудок. Он — любящий и надежный сын, интроверт, пишущий в стол научно−фантастические романы, безнадежно влюбленный в Элиз — которая, в свою очередь, любит нечуткого мачо Стефана. Он может добиться Элиз, жениться на ней, завести троих детей и терпеть истерические срывы жены, пока та не уйдет из дома, разбив его сердце. Он может махнуть рукой на Элиз, женившись на первой встречной, Джин. Та родит ему детей и будет его любить, а он ее — нет. Он может так и не повзрослеть, лишить себя будущего. Сбежать от невозможной дилеммы, нестись на мотоцикле по ночному шоссе, врезаться в дерево, впасть в кому — и над его неподвижным телом снова встретятся родители.

Не исключено, однако, что девятилетний Немо уедет с матерью. Анна, дочь ее любовника, будет ходить c ним в одну школу. Однажды он нагрубит ей на пляже, и их пути навсегда разойдутся — годами позже, случайно встретившись на вокзале, они едва узнают друг друга. Или он признается, что не умеет плавать, и она сядет рядом, а потом, вопреки обстоятельствам, станет единственной любовью его жизни; они будут жить долго и счастливо… если только Немо в один ужасный день, возвращаясь домой с работы, не попадет в страшную аварию и его машина не погрузится навсегда на дно озера.

Это не только разные жизни, а разные фильмы. Этюд в красных тонах — Немо и Анна (Дайан Крюгер). Романтическая история взаимной любви, идеальная мелодрама о подростковом увлечении, многолетней разлуке и счастливой встрече у маяка. О чудесной вере в благополучную развязку, об эйфорическом взлете над землей — снятая оператором Кристофом Бокарном в ярких, однозначных тонах, практически отрицающих разницу между чувством влюбленных тинейджеров и романом

повзрослевших людей. Этюд в синих тонах — Немо и Элиз (Сара Полли). Жесткая семейная драма об одиночестве и невозможности понять друг друга.

Немо — самоуверенный красавчик−плейбой. Однако «Господин Никто» — нечто значительно большее, чем виртуозная мешанина из стилей, жанров и форм, чем очередной клубок искусно спутанных сюжетов. Концептуальное единство головокружительному зрелищу придает герой — не случайно вынесенный в заголовок. Пусть его всеотрицающее имя не обманывает зрителя, как Полифема когда−то обвел вокруг пальца хитроумный Одиссей, назвавшийся «Никто». Скорее уж

герой Ван Дормеля — «Господин Все», everyman, душа человеческая из средневековых или барочных мистерий. Его ближайший родственник — земляк Ван Дормеля, самый знаменитый европейский комикс−персонаж ХХ века: брюссельский репортер Тэнтэн из альбомов писателя и художника Эрже.

Бессмертный и неизменный, всегда готовый отправиться на новые авантюры, он проживает десятки различных судеб (точнее, 24 судьбы, по числу изданных книг), каждый раз подстраиваясь под обстоятельства. Он превращается то в пирата, то в ученого, то в военного, то в политика, но всегда соблюдает свое неуловимо постоянное «я» — выраженное, кажется, лишь в обезоруживающей улыбке и белобрысом чубчике.

Главное свойство «Господина Никто» — его безнадежное и упорное движение против течения времени, вспять. В сторону вожделенного, обоготворяемого Ван Дормелем детства: когда предчувствия еще не сменились фактами, когда все возможно, а человек всемогущ. В войне со временем режиссер применяет собственную стратегию — он отменяет сиюминутное и актуальное, очищая персональную судьбу (или судьбы) своего героя от ненужной шелухи. Исчезают профессия, социальный

бэкграунд, профессиональное благополучие, политический контекст — все то, без чего себя не мыслит сегодняшний «фестивальный» кинематограф.

передаваемым наслаждением изобретает вновь. Его герои учатся любить и дышать, каждый раз открывая для себя незнакомые нюансы знакомых чувств, будто новые аранжировки знакомых наизусть мелодий Сати, или подражающего ему кинокомпозитора Пьера Ван Дормеля.

«Господин Никто» — фильм о лекарстве от смерти, о простейшем рецепте бессмертия.

Фантазия всемогуща, она создает и разрушает вселенные, создает бесчисленные альтернативы. Ее извечный источник, человек, не подвержен забвению и тлену. Это единственный неизменный закон — идет ли речь о недюжинном таланте, вроде Жако Ван Дормеле, или об обычном ребенке, который стоит на перроне и готовится сделать свой первый выбор. Пока для него еще все возможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *