миссия в жизни женщины
В чем высшее предназначение женщины?
В чем высшее предназначение женщины?
Наше высшее предназначение
Так названа статья, опубликованная в газете «Джерузалем пост» журналисткой Taль Мандельбаум.
Настало время, когда слово «еврейский» стало означать героизм; героизм, который знает себя, знает как преодолеть свое эго и любить других, и помогает им достичь того же.
И именно в наше беспокойное и тяжелое время, с ростом мирового экономического кризиса и надвигающейся военной угрозы со стороны Ирана, это особенно важно. Недавно я принимала участие в одной встрече, которая оказалась очень насыщенной и интересной, она поставила передо мной вопрос о нашем ближайшем будущем.
Будет ли оно ужасным, хаотичным – политически, финансово, социально и экологически, или нет. Может быть, пройдя через это будущее, мы найдем его вдохновляющим и преобразующим.
Я сидела рядом с моим университетским профессором, известным ученым, очень добрым, мудрым человеком, психологом д-ром Калманом Капланом, специалистом в области библейской психологии, автором «Модели успеха совместной жизни» (Teaching Individuals to Live Together Model). И здесь же находился человек, чью глубину я не в состоянии постичь – д-р Михаэль Лайтман, учёный и. Каббалист.
Это была не обычная дискуссия о том, где мы находимся и куда движемся; во время этой дискуссии у меня возникло щемящее чувство, что что-то важное должно произойти, и что это сможет произойти только в результате сотрудничества многих людей.
Тема была: «Мы – евреи». Что происходит с нами, с нашей идентичностью, с нашим мироощущением? Осознаем ли мы себя? Используем ли мы ресурсы нашей великой древней мудрости и видим ли мы, какое отношение она имеет к вопросам сегодняшнего дня? К сожалению, все участники встречи пришли к выводу, что ситуация сложилась менее чем благоприятная.
«Многие евреи в Америке утратили связь с библейскими ценностями и самобытностью», – отметил д-р Каплан. «Богатая психологическая мудрость, которая могла бы научить нас всех мирной совместной жизни, используется редко», – сказал он. А что же нам важнее всего в глобальном взаимосвязанном мире, чем мирная совместная жизнь?
«Назначение нашего народа всегда было – донести нашу роль и этот свет до всех людей мира», – сказал д-р Лайтман. Именно в эти дни растущей взаимозависимости и постепенно раскрывающегося кризиса отношений мы можем, наконец, совершить эту работу. Мы говорили о тенденциях экстремального индивидуализма, которые послужили основой многостороннего кризиса.
«В этой сложной системе связей и взаимозависимостей, отсутствие общих ценностей, а также безрассудная самоозабоченность, приводят к опасному дисбалансу», – объяснил д-р Лайтман, а д-р Каплан добавил, что еврейская традиция считает важным правильное сочетание между заботой о себе и заботой о других.
У меня возник ряд вопросов. Все мы знаем, что «Возлюби ближнего своего, как самого себя» является высшим законом, но как этого добиться? Как мы можем объединиться так, чтобы мы и система, частью которой мы являемся, находились постоянно в балансе? Как мы можем построить мосты через все наши разногласия, как согласовать различные точки зрения, традиции и привычки? Я вспомнила о тех усилиях, которые позволили нам вопреки всему создать государство Израиль, и поняла, что нам важнее всего – сильная и высокая общая цель.
Рав Кук писал, что «единство, которое происходит от потребности личного блага каждого человека, – это случайное единство, которое основано на любви к себе, и оно не будет существовать, ибо оно не имеет истинного центра. И даже если это, так называемое единство, растет, то оно, в конечном итоге, перерастает в пламя ненависти и гражданской войны, поскольку каждый тянет в сторону своего наполнения. Но единство, которое исходит из осознания значения высшей цели, которое проходит только через благо других, оно основано на истинной любви ко всем, и оно будет длиться долго, и чем дольше оно будет существовать, тем больше и сильнее будет становиться».
Известно, что трудные времена сближают нас быстрее, мы сотрудничаем, помогаем друг другу и чувствуем единение, которое несомненно мощнее. Благодаря общей цели выживания, мы возвышаемся над нашими мелкими спорами и разногласиями.
Представьте себе, как было бы замечательно, если бы все проблемы нашего времени (Иран, кризис экономики, загрязнение окружающей среды) служили бы только переключателями, напоминающими нам о нашей великой, истинно общей цели: жить единым любящим народом, подавая пример всем.
Я узнала от доктора Лайтмана, что Каббала является скрытым тайным учением Торы, говорящим именно об этом. Она учит самопознанию и умению любить других людей, раскрытию в себе силы, объединяющей со всеми. Это чувство связи уже находится глубоко в нашем сознании и нуждается в пробуждении. Как написано в Торе, тысячи лет назад оно давало силу нашему народу, защищало от врагов, и только его утрата привела к разрушению Храма и великому изгнанию.
Я согласна с ним, что мы получим большую пользу, даже если будем просто помнить об том, что имеем, что спрятано глубоко в нашем сознании и на наших книжных полках.
Создание образовательных программ, которые будут учить и напоминать нам о важности наших традиций и применении их к нашей повседневной жизни, помогут всем нам объединиться и вернуть нашу еврейскую идентичность, независимо от того светские мы или соблюдающие традиции евреи.
Это не была бы та идентичность, которая существует сейчас, а была бы именно та, от которой мы так далеко отошли в погоне за более «современным» и «свободным» её выражением. Эта будет гораздо более глубокая и расширенная идентификация, утверждающая наши цели и ответственность.
Два ученых серьезно говорили о том, что мы, к сожалению, забыли. Нам нужен шофар, – говорили они, – рог, готовый пробудить наших спящих братьев к сотрудничеству во имя нашего высшего предназначения. Д-р Лайтман упомянул об Институте АРИ, который занимается созданием программ, обучающих законам целостности, интегральности, т. е. тому, как мы должны жить в этом новом глобальном мире в гармонии с природой (взаимосвязанной системой), частью которой мы являемся; эти программы обучают нас методам более глубокого самосознания и любви к другим. Я была рада услышать, что эти программы уже доступны. Больше всего наш мир нуждается в любви, добрых связях и вдохновении.
Мне трудно было поверить, что эти недостающие компоненты всегда существовали здесь, рядом со мной, в моей еврейской традиции. Может быть, я была единственная, кто был этим удивлен, но я убеждена, что эти методы, эта мудрость, должны быть реализованы сейчас таким образом, чтобы мы вышли из этого кризиса не как жертвы, а как герои. Настало время когда «еврейский» означает героизм, который знает, как преодолеть свое эго и любить других, и помогает другим, достичь того же.
Какая чудная была встреча! Чувство чего-то значимого не покидало меня, ведь предстоит так много сделать. Но в то же время я была рада уверенности, что мы СМОЖЕМ это сделать. И действительно, необходимо только осознание того, что существующее положение вещей может быть изменено.
Я знаю, что понимание и сотрудничество многих выдающихся людей, читающих эту статью, будет способствовать решению этой задачи. Нам надо противостоять постоянно растущим тенденциям антисемитизма, показать пример единственно верного решения глобального кризиса. Это даст нам надежду на выход из него. Это мы сможем сделать даже только тем, что вспомним кто мы есть, и принесем свет нашему народу и всему миру.
Предыдущие сообщения на эту тему:
Спасение Израиля – в его предназначении
«Избранность» – это ответственность перед миром. Есть желающие?
Народ Исраэля: возродить взаимосвязь
Тема : Израиль и народы мира, Пресса и мы
Миссия женщины
Недавно было праздник мужчин, а сегодня — у женщин. Вопрос однако не в празднике. Просто есть повод приоткрыть некоторые тайны. Как, например, получить женское счастье? Тема, как вы понимаете интересна тем, что на этот вопрос есть ответы.
Главное, что нужно здесь уловить, так это то, что женщина — это источник мужчины. Она входит в его сердце ни сексом и ни хорошей хозяйкой, а деланием его успешным. Только вот мужчина должен довести свой образ жизни до одного главного действа: он должен обеспечить ей безопасность. Тогда женщина способна включить свою божественную функцию: «светить» ему.
Он может многое, но только не в темноте. Он «слеп», хотя и силён. Ему нужно показывать дорогу. Он сам не видит. Его глаза — Она. Но всё, что для этого нужно, не так легко добыть! Он должен дать ей безопасность. Причём не просто физическую. Женщина должна быть спокойна душой. А вот отчего это спокойствие — это забота мужчины.
Мужчине нужно понять, что если женщина ревнует, то это не её ответственность, вернее в меньшей степени её. Это мужчина что-то делает, что женщина чувствует себя не спокойно. Не важно, что создало неспокойствие для неё: отсутствие денег, болезнь ребёнка или взгляд свекрови. Мужчина должен стоять на страже её спокойствия. Он должен действовать! Как менеджер, или даже Генеральный директор предприятия под названием «душевное спокойствие своей женщины»!
Как это выглядит? Внешние признаки таких мужчин видны, но не в них дело. Да, они не ноют, не паникуют на её глазах и не выясняют с ней отношений, доказывая свою правоту. Главное — другое. Эти мужчины помнят как бы свою миссию. А если забывают о ней… перестают помнить об этом… «прожектор» прекращает работать — теперь у него неудача за неудачей. Мужчина — это пограничник собственной успешности. Только вот граница — это душа его возлюбленной. Он охраняет границы её внутреннего мира, создавая среду, в которой она может «светить». А дальше можно просто стоять с ней рядом — всё, ведь видно… Он знает, куда идти.
Есть только один нюанс, который нужно понять женщине. Мужчина не служит ей напрямую. Он служит своему делу, ибо оно и является «руками» женского счастья (спокойствия). Так что если вы, милые дамы, полюбили мужчину, у которого нет дела — это довольно неприятная ловушка… У вас здесь два варианта: или бежать от него стремглав, или начать служить ему! Если к такому мужчине вы начнёте предъявлять требования — вы можете его разрушить окончательно. Он превратится в инфантильного ребёнка, а вы в мамочку. А там и самой — до «бабушки» не далеко, сколь бы вам лет ни было.
Помните, большая часть мужского успеха — в ваших руках, а не в его. Странно? Но это так. Тут часто вопросик один вылезает… Что значит служить мужчине. После слов, всяких там про служение мужчине… Много женщин злится, услышав ответ на него. А служить — это довольно просто: не требовать. Тогда женщина «светит»! «Светить» — это значит не требовать, то есть служить мужчине без условия! Звучит вызывающе? Согласен. Но никто не говорил, что «трофеи», да и само женское счастье добывается легко.
А вот мужчина служит не ей. Так уж это устроено. Он служит своему делу. И то, что оно на самом деле предназначено для его возлюбленной, это сокрыто от него самого. А если он случайно и прочитает об этом, его всё равно заставят забыть. Мужчине нужна иллюзия свободы, иллюзия своего превосходства и иллюзия значимости (служение делу).
Последнее самое важное. Так, незаметно для себя, он и строит безопасность для Неё. Есть только момент один. Важный. Служить — это не просто не требовать! Безразличие — это не об этом. Служить любимому мужчине — это создавать ему комфорт без условия. Когда у Него есть комфорт, он успевает расслабиться, чтобы опять вступить в бой, чтобы знать, куда волочь в зубах добытые трофеи. Туда, где комфортно, уютно и тебе почешут спинку. Служение выражено двумя женскими мирами, и умудриться стоять двумя ногами в одном и втором ещё то умение! Один мир во вне — это приготовление «блюда» под названием комфорт.
Второй мир внутри — не требовать. Но не требовать именно внутри. Снаружи можно и покапризничать, и слёзы пролить. А вот внутри — нет. Прожектор сразу затухает. И зачем тогда вам «слепой» мужик? Так что требовать — это чисто женское преступление. Когда женщина требует или просит своего мужчину, она убивает в нём защитника. Он сам должен принести… и сам должен предложить. Сам! А до того момента служите ему. И чем это будет сильнее, тем быстрее он включается в свою миссию. Помните, служение — акт одностороннего порядка. Вот так, отдавая себя друг другу, они способны идти по жизни, но в такт. Нужно знать, что именно преподносить, а не просто готовить еду (ей) или вручать зарплату (ему). Как завладеть сердцем мужчины? Делать его успешным, «светить» ему.
Митрополит Иларион: Главная миссия женщины – это передача жизни
6 июля 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал член рабочей группы Открытого правительства по демографической и семейной политике Алексей Ульянов.
Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о демографической проблеме и о проблеме абортов. У меня в гостях – член рабочей группы Открытого правительства по демографической и семейной политике Алексей Ульянов. Здравствуйте, Алексей Сергеевич!
А. Ульянов: Здравствуйте, Владыка! Проблема абортов действительно стоит весьма остро в нашей стране, особенно учитывая тяжелейшую демографическую ситуацию, в которой мы оказались.
С одной стороны, ветви печально известного «русского креста», то есть превышения смертности над рождаемостью, которое у нас наблюдается уже с 1992 года, несколько сблизились. Сегодня смертность превышает рождаемость уже не так сильно, как в прошлые годы, – за последний год меньше, чем на 100 тысяч. Тем не менее, нас ждет очень непростой период, когда в активный возраст будет вступать поколение, рожденное в 90-е годы, а это поколение весьма малочисленно. Соответственно, Россию ждет своеобразная демографическая яма, выхода из которой пока, к сожалению, не видно.
В этой связи особенно остро стоит проблема абортов, потому что их по числу в расчете на одну женщину, на одно рождение, к сожалению, Россия держит пальму первенства. Это не удивительно – ведь именно советская Россия в 1921 году указом Совнаркома под руководством Ленина первой в мире легализовала аборты. У нас очень многие, к сожалению, думают, что аборт – это признак какой-то цивилизованности, соблюдения прав женщин. Но это отнюдь не так – ведь именно большевики первыми легализовали аборты. Именно по их настоянию вслед за Советским Союзом в 50-е годы аборты были легализованы в странах Восточной Европы.
На Западе аналогичные процессы проходили более сложно – после так называемой сексуальной революции 1968 года. В обществе проходили бурные дискуссии, активное участие в которых принимали противники абортов – в частности Католическая Церковь и протестантские церкви. И в результате позицию противников абортов удалось учесть. Поэтому на Западе, несмотря на формальное разрешение, государство делает все, чтобы женщину от аборта отговорить. Есть целый ряд механизмов, направленных на это. Самое главное, что аборты по желанию женщины являются платными – те же католики, например, никогда бы не согласились оплачивать как налогоплательщики детоубийство. Для них это немыслимо. Бесплатные аборты по желанию женщины совершаются только в некоторых провинциях Канады.
Хотя мы до сих пор имеем самое либеральное в мире абортное законодательство, в последнее время наше государство предприняло ряд шагов по ограничению числа абортов. Был ограничен список социальных показаний для искусственного прерывания беременности, была ограничена реклама абортов. Введена так называемая «неделя тишины», то есть женщине, решившей сделать аборт, дается время подумать, стоит ли это делать. Врачу дано право на отказ от аборта по религиозным соображениям.
Нельзя не сказать о той огромной роли, которую сыграла здесь Церковь. Она первой заявила о проблеме абортов, выступила с определенными инициативами. Но, тем не менее, наблюдается такая печальная картина: если мы посмотрим на карту распространения абортов в мире, то ярко красным цветом будут выделяться, скажем так, страны православного мира. По числу абортов лидируют Россия, Украина, Болгария, Румыния, Сербия. Как только мы переходим в католический мир, то почему-то сразу имеем резкое снижение числа абортов. С чем это связано? Может быть, Церкви стоит еще в большей степени активизировать свою позицию по этому вопросу?
Митрополит Иларион: Во-первых, я бы хотел отметить, что Православная Церковь, так же как и Католическая, считает аборт смертным грехом. В Православной Церкви аборт приравнивается к убийству. Как священнослужитель (я уже 26 лет несу это служение) я общался с очень многими женщинами, которые, приходя на исповедь, даже не подозревали, что аборт – это грех. Приходит такая женщина на исповедь, перечисляет всякие грехи и, кажется, исчерпывает весь их список. Но когда задаешь ей потом этот, к сожалению, традиционный вопрос: «Аборты Вы делали?» — выясняется, что делала, причем не один и не два. Эта ситуация без всякой статистики показывает нам, пастырям, какие трагические последствия имеет нравственный кризис в нашей стране. Я глубоко убежден, что главная причина этого красного пятна на карте, о котором вы сказали, – не в экономической, не в финансовой ситуации, а в нравственных установках. Если шкала приоритетов у человека выстроена таким образом, что рождение и воспитание потомства стоит не на первом месте, а, может быть, на десятом или вообще не вписывается в эту шкалу, тогда и происходит то, что происходит у нас: женщина с большой легкостью идет на аборт, а условия для этого создаются самые благоприятные. Врачи иной раз склоняют женщину к аборту, когда нет никаких медицинских показаний к этому. Если говорить о каких-то особых случаях, когда, например, жизнь матери находится в опасности, то всегда существуют исключения из правил, но, к сожалению, у нас вошло в правило, что аборт совершается по первому требованию, по первому желанию женщины. Причем, как Вы отметили, это делается на деньги налогоплательщиков, то есть за эти узаконенные убийства платим мы с вами, платят те люди, которые являются по внутренним убеждениям нравственными противниками этого.
Роль Церкви, прежде всего, заключается в просвещении, потому что мы не сможем справится с этой проблемой каким-то механическим путем. Мы лишь частично сможем ее решить при помощи правильно выстроенной демографической политики, при помощи материальных пособий, которые абсолютно необходимы, но главное – мы должны попытаться «перекодировать» наше собственное сознание в моральном и духовном плане. Люди должны осознать, что рождение и воспитание детей – это священная обязанность. Причем обязанность радостная, приносящая счастье и удовлетворение. Мы, священнослужители, об этом говорим с амвонов и в средствах массовой информации. Но очень важно, чтобы мы имели поддержку и от гражданского общества. Посмотрите телевизионные передачи: если там показывают благополучную семью, то, как правило, это семья с одним ребенком. Мы практически не видим на телеэкране многодетных семей – разве что в тех случаях, когда речь идет о каких-то острых социальных проблемах. И эта психологическая промывка мозгов, которая происходит через просмотр такого рода телепередач и фильмов, сводит на нет просветительскую работу. Чтобы решить эту проблему, нужны совместные усилия и государства, и Церкви, и всех здоровых сил общества.
А. Ульянов: Владыка, Вы сказали про работу Церкви. Я вспоминаю, что в регионах действует очень много церковных центров. Есть замечательный центр «Материнство» в Ивановской области. Есть центр в Красноярском крае, в Вологодской области. В Москве есть такие священники, как отец Максим Обухов, отец Димитрий Смирнов. Все они делают колоссальную работу. Я вспоминаю те замечательные плакаты, которые были развешены по всему метро около десяти лет тому назад: «Аборт – узаконенное детоубийство». На нем был изображен разорванный на куски младенец. Я сам неоднократно видел, как женщины смотрели на этот плакат и плакали. Видно было, что удалось достучаться до их сердец. Может быть, поэтому Москва сегодня находится на самом последнем месте по стране по числу абортов в расчете на одну женщину и на число рождений. А ведь до конца 80-х годов, начиная с 1920 года, Москва как столица, как самая «просвещенная», «подвинутая» в кавычках занимала по абортам первое место. И, тем не менее, в сознании москвичей произошел такой сдвиг – думаю, это произошло благодаря работе тех подвижников, о которых я говорил.
Митрополит Иларион: Я не сторонник агрессивной рекламной деятельности и считаю, что в наше время гораздо более действенны методы убеждения. Вы упомянули отца Димитрия Смирнова. Я помню как на одной из встреч, посвященной как раз этой проблеме, он сказал: «У меня демографическая проблема решена. У нас рождаемость как в Бангладеш». Это, конечно, может показаться шуткой, но это реальность. В масштабе, по крайней мере, одной церковной общины вполне достижимо такое изменение сознания людей, которое позволяет вернуться к естественному для человека восприятию семьи как источника счастья, детей – как благословения Божия. По сути дела, это восприятие сейчас утрачено. Кода многие из современных людей задумываются, не завести ли им детей (не люблю это выражение – «завести детей», как будто речь идет о том, чтобы завести собаку или кошку), они, прежде всего, представляют материальные проблемы, связанные с этим. Они не думают о том, что дети приносят счастье, что в значительной степени смысл нашей земной жизни заключается в том, чтобы передать эту жизнь другим, чтобы наша жизнь жила в наших потомках.
А. Ульянов: Владыка, я сам многодетный отец и знаю, какая это радость – иметь не одного ребенка и не двух. Когда есть и старший сын, и средний, как они помогают друг другу, как они веселятся друг с другом, как они ссорятся, как решают свои проблемы. Наблюдая за знакомыми многодетными друзьями, я заметил, что их можно условно разделить на три группы. Первая группа – это священнослужители, то есть главную роль играет религиозный фактор; вторая группа – это предприниматели, то есть те люди, которые могут обеспечить своему потомству достойное будущее и поэтому рожают много детей. Третья группа – это работники сектора информационных технологий, то есть, как правило, те папы, которые, получая не очень высокую зарплату, могут варьировать свой рабочий график и проводить много времени с семьей. (Хотя, конечно, надо сказать, что большинство моих многодетных друзей – во всех трех группах – люди верующие.) К большому моему сожалению, за пределами этих трех групп я многодетных в своей среде не увидел. Может быть, пора делать что-то и в государственной политике в этом направлении?
Митрополит Иларион: Государство может сделать очень много для поддержки семьи, материнства. Это касается и материальных пособий. Это касается и изменения сознания людей в том плане, чтобы образ матери был образом положительным, чтобы материнство воспринималось как то, что заслуживает абсолютной и всесторонней поддержки, чтобы рождение детей стало приоритетом. Мы говорим о модернизации, о новых технологиях – но кому понадобятся эти новые технологии, если некому будет ими пользоваться? В государственном масштабе демографическая политика должна быть абсолютным приоритетом.
Возвращаясь к нравственной составляющей этого трагического явления, о котором мы говорим, хочу отметить, что для матерей очень важна разъяснительная работа, в том числе та работа, которую ведете Вы, которую ведем мы в Церкви. Цель этой работы – помочь женщине понять, что плод, который появился в ее утробе, – это не просто какая-то часть ткани, которую можно вырезать, как вырезают аппендикс, а реальное живое существо. И эта «неделя тишины» помогает многим матерям осознать это и отказаться от аборта.
Материнский инстинкт – это врожденный инстинкт женщины. Для женщины естественно стремится к деторождению, к передаче жизни. Когда Бог создал первых людей, Он назвал женщину Евой, то есть жизнью. Передача жизни – это, по сути дела, главная миссия женщины. Сегодня различные идеологемы, которые внедряются в сознание людей через средства массовой информации, через систему образования, по сути дела лишают женщину этого естественного восприятия ребенка как блага и счастья. Женщине говорят, что она должна уравняться в правах с мужчиной, должна достичь профессионального успеха, материального благосостояния, что в этом и заключается счастье. В итоге многие женщины откладывают рождение детей и идут на аборт, объясняя это тем, что они не готовы рожать детей, потому что квартиры нет, потому что зарплата маленькая. Когда все будет, говорят они, тогда спланируем и ребенка.
Еще одно словосочетание, которое у меня вызывает полное отторжение, – «планирование семьи». Здесь очень трудно что-то запланировать, потому что очень часто женщины, сделавшие аборт, оказываются неспособны родить ребенка впоследствии – когда они «запланируют» это сделать. И тогда они начинают искать какие-то искусственные способы, альтернативные пути, чтобы зачать ребенка. Очень часто это оказывается жизненной трагедией. Очень важно, чтобы женщины, молодые девушки, которые задумываются о том, делать или не делать аборт, имели в виду все эти последствия. А для этого тоже нужна разъяснительная работа.
Хочу вспомнить о дискуссии, которую я вел в одном из наших университетов и в которой принимали участие молодые люди, в основном девушки. Речь шла как раз об абортах, и высказывались самые разные взгляды. В общем, дискуссия была довольно шумной до тех пор, пока я не сказал: «Давайте задумаемся о том, что мы все, находящиеся в этой аудитории, здесь сидим и вообще живем только потому, что наши мамы когда-то не сделали аборт». Наступила полная тишина. Наверное, каждый задумался о себе, о своей матери, о своей судьбе и о своем потомстве. Мы должны объяснять людям эти простые истины. Мы должны вместе трудиться для того, чтобы вернуть людям семейное счастье, чтобы печальная демографическая тенденция в нашей стране радикально изменилась на противоположную. Я благодарю Вас, Алексей, что Вы были гостем нашей передачи. Спасибо Вам за Ваши труды!