мишуткин генерал лейтенант биография
«Немного найдётся в мире военных вузов, выпускники которых ориентированы на обеспечение функционирования социально-гуманитарной сферы армии и флота»
— Игорь Викторович, в ряду знаменательных военно-исторических дат 100-летний юбилей Военного университета Министерства обороны Российской Федерации занимает заметное место…
Немного найдётся в мире высших военных учебных заведений, выпускники которых ориентированы на обеспечение функционирования социально-гуманитарной сферы армии и флота. Со временем меняются в дипломах наименование специальностей, совершенствуются содержание и методика обучения, происходят реорганизации учебного заведения, но неизменной на всём протяжении его истории остаётся главная задача: готовить офицеров, способных профессионально крепить моральный дух российского воинства.
— История Военного университета вобрала в себя историю нескольких прославленных военных вузов СССР и России. Как решается проблема «разделения полномочий»?
Назову одну только цифру: с 1994 года Военный университет в своём обновлённом составе выпустил более 18 тысяч офицеров!
Вот почему центральной идеей, пронизывающей предъюбилейные мероприятия, выступает стремление к объединению всех, кто в прошлом или сегодня причастен к деятельности упомянутых выше военных учебных заведений. Соответствующие задачи на этот счёт поставлены перед кафедральными коллективами университета: они укрепляют и восстанавливают контакты с ветеранами, ведут активный поиск различных артефактов, стремятся детально и на основе документов обновить и пополнить летопись службы выпускников, в том числе и в «горячих точках», при выполнении боевых задач за пределами территории Российской Федерации, в ходе контртеррористических операций.
— Да, хозяйство у нас непростое. Образовательный процесс осуществляется 51 кафедрой. С 1 сентября 2019 года Военный университет приступил к подготовке кадров для органов военно-политической работы с использованием сетевой формы обучения.
Военный университет является ведущим учебно-научным центром, выполняющим военно-научное обоснование направлений развития и строительства системы военно-политической работы, финансово-экономического, правового и лингвистического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации, теории и практики воинского обучения и воспитания.
Процент укомплектованности научно-педагогического состава учёными составляет более 65%, что позволяет университету занимать лидирующие позиции среди военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. В образовательном процессе участвуют 115 докторов наук, 527 кандидатов наук, 198 сотрудников, награждённых почётными званиями.
В результате многолетней научной работы в университете сформированы 20 военно-научных школ, вносящих значительный вклад в развитие военной науки, укрепление научного и научно-педагогического потенциала в интересах решения задач обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
В диссертационных советах Военного университета за последние три года защищены пять докторских и 74 кандидатские диссертации. За последние 5 лет университетом исполнено более 300 научно-исследовательских работ, результаты которых нашли применение в приказах и директивах Министерства обороны Российской Федерации, наставлениях, научных трудах и учебной литературе.
В конкурсах на лучшие научные работы среди военных вузов России университет регулярно занимает призовые места. За последние 5 лет получены пять стипендий президента Российской Федерации, пять стипендий правительства Российской Федерации, 14 премий и стипендий министра обороны Российской Федерации.
Свои научные достижения университет ежегодно представляет на международных конкурсах, тематических выставках, салонах и форумах. За последние три года разработки университета были удостоены более 50 золотых, серебряных и бронзовых медалей, получены 7 кубков и более 100 грамот и дипломов.
По итогам Международного военно-технического форума «Армия-2018» и «Армия-2019» университет дважды отмечен кубком и дипломами «За лучшую экспозицию», «За лучшую разработку двойного назначения».
В университете ведётся эффективная изобретательская и рационализаторская работа. Только в текущем году зарегистрировано 115 рацпредложений и 38 изобретений.
Военный университет достиг высоких результатов в развитии информационной образовательной среды. Для всех учебных дисциплин, преподаваемых в вузе, разработаны электронные учебные издания. Всего внедрено в образовательный процесс 718 таких электронных изданий, 23 из которых стали базовыми для всех военно-учебных заведений России.
За боевые отличия в Сирии военнослужащим университета вручено более 130 государственных и более 300 ведомственных наград.
В ходе исследований, проведённых в Сирии, коллективом университета осуществлён масштабный анализ вопросов военно-политической работы, лингвистического обеспечения, гуманитарного права в условиях вооружённой борьбы, усовершенствованы методики психологической подготовки и психологической реабилитации личного состава.
Полученный опыт использован при разработке проекта Наставления по военно-политической работе в Вооружённых силах Российской Федерации, проекта указа президента Российской Федерации «О внесении изменений в Общевоинские уставы» (в части, касающейся обязанностей должностных лиц органов военно-политической работы). Это позволило подготовить методические рекомендации по организации военно-политической работы в операциях за пределами России. В целях внедрения боевого опыта в образовательный процесс университета были разработаны более 30 учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, сняты учебные фильмы, проведено 9 межвузовских военно-научных конференций и «круглых столов». В 2018-2019 годах с учётом боевого опыта проведена модернизация двух учебных комплексов по общим военным дисциплинам.
— Вы упомянули о сетевой форме обучения. Мы не так много слышали о ней. Расскажите, как она внедряется в Военном университете?
— В соответствии с Планом формирования военно-политических органов Главным военно-политическим управлением Вооружённых сил Российской Федерации совместно с Военным университетом была организована работа по совершенствованию системы подготовки военных специалистов военно-политических органов.
Министром обороны Российской Федерации было поддержано предложение о возможности реализации образовательных программ подготовки политработников в сетевой форме. В соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» такая форма подразумевает использование учебно-материальной базы нескольких вузов.
За счёт использования учебно-материальной базы других вузов Минобороны России сетевая форма позволит профессионально подготовить офицерские кадры для военно-политических органов с учётом специфики военно-специальной подготовки для видов вооружённых сил и родов войск.
Например, для обучения курсантов Военного университета в учебной группе Воздушно-десантных войск на базе Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова спланировано изучение таких учебных дисциплин, как «Воздушно-десантная подготовка», «Тактика Воздушно-десантных войск», «Огневая подготовка и боевые машины»…
Планируется, что более 50% учебного времени в сетевой форме будет проводиться в виде практических, тактических (тактико-специальных) и групповых занятий, групповых упражнений с использованием вооружения и военной (специальной) техники, тренажёрной, полевой учебной базы, а также базы для общей военной подготовки.
После перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт «Военно-политическая работа», проект которого находится на рассмотрении в Министерстве высшего образования и науки РФ, подготовку в сетевой форме в других вузах Минобороны предлагается проводить в 5-м и 7-м семестрах обучения (3-й и 4-й курсы). Общая трудоёмкость такой подготовки составит более 860 часов в каждом семестре.
По уже реализуемым основным профессиональным образовательным программам обучение в сетевой форме начинается на 3-м курсе с 1 ноября 2019 года продолжительностью один месяц.
В 2019 году более 180 курсантов третьих курсов военно-политических факультетов убыли (побывали) на сетевое обучение в пять вузов видов вооружённых сил и родов войск: Ярославское высшее военное училище ПВО, Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», Военная академия РВСН имени Петра Великого, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, Новосибирское высшее военное командное училище.
В дальнейшем, в зависимости от кадрового заказа, перечень вузов может быть расширен.
В настоящее время между Военным университетом и вузами, участвующими в реализации образовательных программ в сетевой форме, заключены соответствующие договоры.
Вузы, участвующие в сетевой форме подготовки, получили в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре) лицензии на право ведения образовательной работы по образовательным программам «Психология служебной деятельности» и «Педагогика и психология девиантного поведения», разработали рабочие программы учебных дисциплин для курсантов Военного университета.
«Восстановить «времён связующую нить»»
— Игорь Викторович, за последние несколько лет Военный университет заметно преобразился. Что дало толчок новому этапу в жизни вуза?
— Что намечаете в качестве шагов по материальному, так сказать, воплощению планов подготовки к юбилею?
Такой замысел не только отражает познавательный интерес к теме, но и решает гораздо более глубокую задачу: восстановить «времён связующую нить», увлекательно рассказать о том, на какой исторической основе зиждется современная жизнь университета.
— Приём курсантов в этом году чем-то отличался от прошлых лет?
— Мы не первый год подряд проводим полноценный набор слушателей и курсантов. В этом году приняли на обучение 650 человек, в том числе 25 девушек. В среднем конкурс этого года составил около 4 человек на место, а для кандидатов из числа девушек он доходил до 15 претенденток на место. Хочу отметить, что уже три года подряд мы проводим набор курсантов по специальности «Военная журналистика». С этого учебного года до 44 возросло количество изучаемых в университете иностранных языков. Это ещё раз подчёркивает уникальность вуза и способствует упрочению позиций на образовательном пространстве.
Интервью нового начальника Военного университета МО РФ
Игорь Викторович Мишуткин
родился 3 января 1964 года в городе Рудном Кустанайской области Казахской ССР. В 1985 году окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, в 1999 году – Общевойсковую академию Вооружённых Сил РФ, в 2007 году – Военный университет. Командовал взводом, ротой, батальоном, полком. Прошёл ряд командных должностей в Военном университете. С апреля 2010 года – заместитель начальника Военного университета. С октября 2017 года – начальник Военного университета. Награждён орденами Мужества, «За военные заслуги», Почёта, Красной Звезды, медалью «За отвагу». Кандидат юридических наук, доцент.
– Игорь Викторович, за последние несколько лет Военный университет заметно преобразился. Что дало толчок новому этапу в жизни вуза?
– Если говорить о современной истории нашего вуза, то это, несомненно, решение министра обороны об утверждении новой типовой структуры военно-учебного заведения. Именно с этого момента мы как бы обрели второе дыхание, заново создав ряд системообразующих структурных подразделений. Особое внимание со стороны руководства Министерства обороны к уникальной в стране высшей военной гуманитарной школе также принесло заметные результаты. За короткое время была проведена масштабная реконструкция учебных классов и лабораторий, помещений для библиотечного фонда, спортивных залов и учебно-тренировочного комплекса. В учебных аудиториях у нас сегодня современные технические мультимедийные средства обучения и тренажёры. Появились конгресс-зал и центр психологической подготовки. Введён в образовательный процесс Центр информационных технологий на кафедре информатики и управления. Всё в соответствии с требованиями времени.
– Военный университет преобразился не только внешне. Изменился – и это можно наблюдать – сам настрой слушателей и курсантов. На ваш взгляд, сказывается направленность на усиление общевоенной подготовки?
– Безусловно. Наш вуз – военное образовательное учебное заведение, и любой, кто поступает к нам, чтобы стать переводчиком, психологом, журналистом или дирижёром, должен твёрдо уяснить: наш выпускник – прежде всего офицер. Сегодня наши представители успешно выполняют специальные задачи в Сирийской Арабской Республике. Только в этом году 19 преподавателей университета побывали в зоне боевых действий. Полученный опыт целенаправленно внедряется в образовательный процесс. Таким образом, нам удаётся не только поддерживать связь с войсками и повышать уровень личной подготовки, но и обучать слушателей и курсантов с учётом опыта боевого применения вооружения и военной техники. Ещё одна задача, поставленная министром обороны на текущий учебный год, – повышение квалификации преподавателей посредством участия в учениях и иных мероприятиях, проводимых в войсках. Наши педагоги, офицеры и гражданский персонал Социологического центра и Центра психологической работы участвовали в крупнейшем стратегическом учении года «Запад-2017». Теперь полученный опыт предметно внедряем в образовательный процесс.
– Что вы относите к наиболее значимым научным и образовательным достижениям университета за последнее время?
– В начале мая 2017 года Научно-исследовательский центр (фундаментальных военно-исторических проблем) Военного университета завершил работу над 12-томным трудом «Великая Отечественная война 1941–1945 годов». В августе вышел в свет заключительный шестой том фундаментального труда «Первая мировая война 1914–1918 годов». Главную редакционную комиссию этих фундаментальных научных изданий возглавил министр обороны РФ. Университет подготовил уникальную книжную серию «Российская военная классика» из более чем 20 томов, посвящённую военно-теоретическому наследию великих российских полководцев: Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Г.К. Жукова и др. Этот востребованный обществом научно-просветительский и военно-патриотический проект с 2016 года дополнился YouTube-видеоканалом «Защита России». Кроме этого, учёные кафедр и научных подразделений университета только в прошедшем учебном году приняли участие в 15 комплексных научно-исследовательских работах по заказу главных управлений Министерства обороны и в 42 инициативных научных работах. Наш «Военный академический журнал» вошёл в перечень рецензируемых научных изданий.
– А как осуществляется переход на электронные учебники?
– Этот переход состоялся ещё в прошлом учебном году. К нынешнему дню таких учебников у нас разработано более 700. Но главное, что Военный университет, как ведущий гуманитарный вуз, подготовил 18 базовых электронных учебников версии 2.0 из 71, по которым занимаются во всех вузах Министерства обороны. Все электронные учебники доступны для курсантов через абонентские пункты единого информационного ресурса Минобороны. Развивается университетская электронная библиотечная система. Продолжается оцифровка фондов нашей библиотеки. В электронные форматы уже переведено около 4000 учебных и научных изданий общим объёмом свыше 4 миллионов страниц.
– Помимо собственно образовательных задач университет активно участвует в выполнении различных государственных заданий. Среди этих заданий было и участие в работе парка «Патриот». Как вы оцениваете результат?
– Участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» стало для нас крупнейшим мероприятием минувшего лета. Экспозиция университета в парке «Патриот» вызвала большой интерес у его участников и посетителей и получила высокую оценку руководства военного ведомства, чем мы, честно признаюсь, гордимся. По итогам форума Военный университет занял призовое место в конкурсе на лучшую экспозицию. На конкурсе научных работ военного ведомства в 2017 году разработанный нашими учёными учебно-методический комплекс «Денежное довольствие и социальные гарантии военнослужащим» удостоен первой премии и уже получил более 9 тысяч заявок на его поставку в военные округа. Наши представители успешно выступили на Международной олимпиаде курсантов высших военных образовательных организаций. Мы заняли первые места на олимпиадах по иностранному языку и военной истории, второе место – на олимпиаде по военно-профессиональной подготовке, немного не дотянули до призового места на олимпиаде по информатике, заняв 4-е место. А в текущем учебном году на нашей базе планируется международный этап олимпиады по иностранному языку.
– Приём курсантов в этом году чем-то отличался от прошлых лет?
– Мы вот уже пятый год подряд проводим полноценный набор слушателей и курсантов. В этом году приняли на обучение 635 человек, в том числе 20 девушек. В среднем конкурс этого года составил около 4 человек на место, а для кандидатов из числа девушек он доходил до 15 претенденток на место. Хочу отметить, что в этом году заботами Минобороны мы возобновили долгожданный набор курсантов по новой современной специальности «Информационное и медиакоммуникационное обеспечение». Первая группа из 20 человек уже приступила к обучению. С этого учебного года до 40 возросло количество изучаемых в университете иностранных языков. Это ещё раз подчёркивает уникальность вуза и способствует упрочению позиций на образовательном пространстве. Сейчас для нас важно подкрепить растущие количественные показатели повышением качества подготовки военных специалистов. – Военному университету скоро исполнится 100 лет. Как готовитесь к юбилею? – Военный университет по праву считается правопреемником таких прославленных вузов, как Военно-политическая академия имени В.И. Ленина, Военный институт иностранных языков, Военно-юридическая академия, Военно-финансовая академия, Львовское высшее военно-политическое училище, Московская военная консерватория. Нам есть чем гордиться! Со всей ответственностью мы приступаем к подготовке к 100-летнему юбилею вуза. Задач здесь, как можно догадаться, множество. Но мы прежде всего планируем сделать подготовку к знаменательной дате школой гуманитарной науки, педагогического и методического мастерства.
В нашем строю – действующие ветераны Вооружённых Сил и даже Великой Отечественной войны, активно работает Совет ветеранов университета. Их опыт весьма востребован у молодёжи. Надо уметь его передать и сохранить. Столетние традиции института – академии – университета позволяют это сделать. А сил и компетенции у нас, уверен, хватит.
Назначен новый начальник Военного университета Минобороны России
«Сегодня статс-секретарь – заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай Панков представил личному составу нового начальника Военного университета Министерства обороны РФ генерал-майора Игоря Мишуткина», – говорится в сообщении.
«Игорь Викторович очень давно работает в Военном университете и вместе с вами успешно решает все задачи военного учебного заведения», –сказал Николай Панков, – «Мы сегодня прибыли к вам, чтобы представить нового начальника Военного университета, искренне и от души сказать много-много добрых слов в адрес всеми уважаемого нами Валерия Ивановича Марченкова, который заведовал Военным университетом на протяжении 16 лет и много сделал для развития Военного университета».
Биография:
Игорь Викторович Мишуткин родился 3 января 1964 года.
В 1981 году после окончания средней школы Игорь Мишуткин поступил в Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени С. М. Кирова, которое окончил в 1985 году по специальности «командная тактическая, колесные и гусеничные машины».
В 1985-1996 гг. проходил службу на офицерских должностях от командира мотострелкового взвода до заместителя командира мотострелкового полка, а с 1986 по 1988 гг. находился в служебной командировке в Республике Афганистан.
В 1996 году подполковник Мишуткин стал слушателем командного факультета Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (Военной академии им. М. В. Фрунзе), который в 1999 году окончил с дипломом с отличием и золотой медалью.
В 1999-2003 гг. И. В. Мишуткин занимал должности заместителя командира, командира мотострелкового полка обеспечения учебного процесса Общевойсковой академии, а 30 июня 2003 года был назначен начальником прокурорско-следственного факультета Военного университета.
В 2007 году окончил заочное обучение в Военном университете с дипломом с отличием по специальности «юриспруденция» и в декабре 2008 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
22 апреля 2010 года был назначен на должность заместителя начальника Военного университета, на которой 20 февраля 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено звание генерал-майора.
Игорь Мишуткин награжден орденом «Красной Звезды» за успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан, орденом «За военные заслуги», орденом «Почета», орденом «Мужества», медалью «За отвагу» и рядом ведомственных медалей.
Глава Военного университета: Офицер должен противостоять фальсификаторам истории
В главном параде на Красной площади в Москве 24 июня принял участие расчет Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, к Боевому знамени которого в ноябре прошлого года, в день 100-летия со дня образования, добавился орден Жукова — «за заслуги в укреплении обороноспособности страны и подготовке военных кадров».
Начальник знаменитого военного учебного заведения страны генерал-лейтенант Игорь Мишуткин в интервью Федеральному агентству новостей рассказал, как сейчас готовят кадры для военно-политических органов страны, как воспитывают патриотов и сохраняют историческую память.
— Игорь Викторович, за какие именно заслуги Военный университет получил из рук министра обороны России Сергея Кужугетовича Шойгу орден Жукова и накладывает ли это на вас большую ответственность?
Сегодня в университете создан и развивается военно-научный комплекс, который позволяет готовить кадры для армии и флота, других силовых структур в соответствии с современными требованиями военного дела, новейшими достижениями науки и техники, вести научно-исследовательскую работу.
Награждение орденом Жукова — столь высокой наградой — скажу откровенно, и воодушевило, и мобилизовало нас, тем более, что вручена она была незадолго до серьезной контрольной проверки Минобороны, по итогам которой мы получили положительную оценку.
Мы хотим пронести через свою жизнь и передать будущим поколениям чувство гордости за свою страну, которая выстояла и победила в жесточайшей битве всех времен, и бесконечное преклонение перед героизмом наших дедов и прадедов. Мы хотим, чтобы будущие поколения были достойными подвига победителей.
— В этот Год памяти и славы идет много разговоров о сохранении исторической памяти и недопущении попыток искажения истории Второй мировой и Великой Отечественной войн. Как вы работаете с этими темами в Военном университете?
— Наши научные сотрудники ведут исследования в государственных архивах и, в первую очередь, в Центральном архиве Минобороны. В результате этой работы формируется электронный банк уникальных архивных материалов, ранее не использовавшихся в научном обороте. Кстати, часть из них вошла в не так давно представленный вниманию ученых и общественности историко-документальный труд «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Документы и материалы», состоящий из 17 сборников.
По заказу Главного военно-политического управления Вооруженных сил мы подготовили и разослали в войска учебное пособие для проведения занятий по военно-политической работе «Решающий вклад Советского Союза в разгром нацистской Германии в годы Второй мировой войны». Одна из его глав как раз посвящена разоблачению фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Большой вклад в работу по развенчанию мифов о Второй мировой и Великой Отечественной войнах вносят наши ученые: Бритвин, Голод, Илиевский, Кизюн, Киселев, Паршин, Петрий, Полянский, Рубцов, Сидоров, Филипповых, Фоменко. Их выступления всегда воспринимаются с большим интересом, и это несмотря на то, что аудитории, перед которыми им приходится выступать, существенно различаются по возрасту, уровню образования и служебному статусу. Их слушают и офицеры центрального аппарата, главкоматов Министерства обороны и других силовых структур Российской Федерации, слушатели и курсанты, активисты ветеранских и общественных организаций, кадеты и юнармейцы.
Кроме того, наш университет выступил организатором военно-исторической конференции «Крах наступательной стратегии германского вермахта», международной научной конференции «Операция «Багратион», посвященной 75-летию освобождения Белоруссии, круглого стола «Освобождение Красной Армией стран Восточной Европы: факты истории против вымыслов фальсификаторов».
На этот год запланирована еще и международная военно-историческая конференция «Роль и место Советских Вооруженных сил в освобождении народов Европы и Азии от фашизма».
— Недавно, как известно, открылась галерея «Дорога памяти» на территории Главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот», и военнослужащие, преподаватели, сотрудники Военного университета приняли активное участие в ее наполнении, разместив информацию о тысячах участников Великой Отечественной войны: родственниках постоянного и переменного состава университета.
Наши курсанты приняли участие в акции «Верни герою имя!» по установлению имен погибших защитников Отечества и уходу за воинскими захоронениями и обелисками. Военнослужащие Военного университета присутствовали на торжественной церемонии передачи контейнеров с землей с мест захоронений советских воинов, доставленных с территории иностранных государств.
— Ваш вуз участвует в организации Военного духовно-просветительского центра при Главном храме ВС РФ, расскажите об этом подробнее.
— По поручению министра обороны наш вуз отвечает за Военный духовно-просветительский центр при Главном храме Вооруженных сил Российской Федерации и работу в его составе факультета дополнительного профессионального образования. Здесь будут заниматься заместители командиров подразделений (воинских частей) по военно-политической работе, начальники групп психологической работы, помощники командиров соединений и воинских частей по работе с верующими военнослужащими, а также сестры и братья милосердия.
Для каждой из групп определен срок обучения. Особенностью Центра станет возможность перекрестного обучения слушателей военно-политического и медицинского профилей в Военном университете и филиале Военно-медицинской академии одновременно.
— Военный университет известен, как альма-матер для кадров военно-политических органов страны. Что нового сегодня в их подготовке?
— Нам поставили принципиально новые задачи в рамках подготовки кадров для военно-политических органов. Мы обновили образовательные программы по специальностям «Психология служебной деятельности» и «Педагогика и психология девиантного поведения».
У нас появились направления «Управление военно-политической работой в войсках (силах)», «Военно-политическая работа в войсках (силах)» и «Психологическая работа». В новом календарном учебном графике стало больше типов и видов войсковых практик, у курсантов теперь есть два полевых выхода в семестр для отработки тактических задач.
Впервые в Вооруженных силах внедрена в практику сетевая форма обучения для подготовки будущих военно-политических работников с учетом особенностей видов Вооруженных сил и родов войск. С этой целью мы организовали взаимодействие с вузами видов и родов войск; переработали учебные планы образовательных программ для изучения дисциплин военно-профессионального блока на выездах; заключили договоры о сетевой форме реализации основных образовательных программ между университетом и пятью вузами Минобороны. Кроме этого, часть курсантов получила соответствующий допуск к работе с секретными сведениями.
— На военную журналистику девушек набираете?
— Нет, но в этом году Военный университет впервые наберет девушек на специальность «Психология служебной деятельности» — это будет уже третья специальность для них в нашем вузе. И хочу напомнить, что Военный университет стал универсальной площадкой международного научного форума «Женщины на службе Отечеству», который приурочен ко Дню 8 Марта.
— Как появился экспертный курс Военного университета «Психологическая оборона»?
— Усиление информационно-психологического воздействия на население России со стороны Запада и вообще современные условия развития общества ведут нас к тому, что на первый план выходят гуманитарные компетенции офицера, его мировоззренческая культура, способность к отстаиванию принципов идеологии служения, умение ориентироваться в военно-политической обстановке, противостоять фальсификаторам истории. Поэтому меняется подход и к подготовке офицерских кадров.
В прошлом году мы запустили пилотный проект «Психологическая оборона» под руководством первого замминистра обороны РФ Руслана Цаликова и замминистра обороны РФ — начальника ГВПУ ВС РФ генерал-полковника Андрея Картаполова. Опыт был признан успешным, и руководство Министерства обороны решило развить эту научно-образовательную инициативу на постоянной основе.
В этом году курс стал дополнительной профессиональной программой повышения квалификации военных специалистов. В нем принимают участие ведущие российские ученые, политики, политтехнологи, педагоги, эксперты и специалисты: Игорь Ашманов, Валентина Барабанщикова, Андрей Безруков, Ильгиз Валитов, Армен Гаспарян, Дмитрий Евстафьев, Наталья Касперская, Сергей Кисляк, Андрей Климов, Андрей Кокошин, Дмитрий Куликов, Александр Лосев, Олег Матвейчев, Сергей Михеев, Алексей Мухин, Захар Прилепин, Евгений Примаков, Николай Севастьянов, Тимофей Сергейцев, Владимир Соловьев, Валерий Федоров, Карен Шахназаров и многие другие.
— Игорь Викторович, раз уж мы говорим сразу после юбилейного парада Победы, расскажите, пожалуйста, о ветеранах Военного университета.
— У нас замечательные ветераны, которых объединяет наш Совет ветеранов Военного университета, его возглавляет Николай Фадеевич Кизюн. Еще мальчишкой будущий генерал-полковник, профессор и доктор наук познал тяжесть военного лихолетья и горькую правду войны. Не случайно его жизненным выбором стала профессия защитника Родины.
Особым примером для молодого поколения офицеров служат участники войны Грант Аванесович Восканян и Иван Дмитриевич Кленин, которые встречают юбилей Победы в строю Военного университета. Оба добровольцами ушли на фронт, принимали участие в боях, а по завершению войны — в параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади. Это золотой фонд нашего вуза.
Не могу не назвать и еще одного участника войны — Степана Андреевича Тюшкевича. Его служба тесно связана с Военно-политической академией, где он учился, а после окончания адъюнктуры преподавал на кафедре философии. Сейчас он трудится, несмотря на свой почтенный возраст, в НИИ военной истории Военной академии Генерального штаба, но принимает активное участие в работе Совета ветеранов нашего университета.
«Постоянно на связи» и участник войны с милитаристской Японией Тимофей Иванович Ужегов. Старейший журналист Вооруженных сил, он более тридцати лет отдал нашему вузу и почти полвека военному образованию. Не так давно мы его поздравили с 95-летием. Юбилей ветерана, на котором присутствовали известные военные журналисты, писатели, педагоги, слушатели и курсанты университета, превратился в конференцию, посвященную истории и современности отечественной военной журналистики.
Многие наши ветераны занимаются научно-творческой работой. Даже перечисление подготовленных ими научных трудов и статей в области истории Второй мировой и Великой Отечественной войн и военно-патриотического воспитания займет многие страницы. Все они работают, как наставники и воспитатели, с молодыми учеными.
Сошлюсь на план основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года памяти и славы. Мы считаем, что его обязательным результатом должно стать основанное на исторических знаниях, подкрепленных неоспоримыми фактами, закрепление в сознании военнослужащих образа российского (советского в годы войны) народа-победителя и спасителя мира от нацизма.