мишель фуко биография кратко
Мишель Фуко
Биография
Мишель Фуко стал яркой фигурой французской культуры, войдя в один ряд с такими деятелями, как Жак Деррида, Жан-Поль Сартр, Ролан Барт и другие. Научные и культурологические труды, основные идеи исследователя оказали влияние на развитие современной философии, внесли вклад в психологию, литературоведение.
Детство и юность
Ученый родился 15 октября 1926 года в Пуатье. Отец, как и оба деда, занимались хирургией. По отцовской линии мужчины носили имя Поль, однако ребенок, неприязненно относясь к родителю из-за его деспотичного характера, называл себя Мишелем. Кроме него, в семье воспитывались старшая сестра Франсин и младший брат Дени.
В детстве Фуко учился в Лицее Генриха VI, а в 1940 году перешел в Колледж Святого Станислава. Получив в 1943-м степень бакалавра, юноша начал подготовку к вступительным экзаменам в Высшую нормальную школу. В молодости он увлекся философией, открыл для себя труды Георга Гегеля, Фридриха Ницше, Карла Юнга и других мыслителей.
В 1946 году, блестяще пройдя вступительные испытания, Мишель стал студентом. За время учебы молодой человек познакомился с новаторскими учениями в области социальной психологии, психопатологии. В рамках курсов француз посещал больницу Святой Анны и другие лечебные заведения для душевнобольных, наблюдая за поведением пациентов.
Личная жизнь
Личная жизнь в биографии философа оказалась насыщенной. Еще будучи студентом, юноша начал осознавать свою гомосексуальную природу. Это открытие сначала заставило Мишеля тяжело переживать, он даже пытался покончить с собой. Но со временем француз начал спокойнее воспринимать собственную необычную сущность.
В начале 50-х у Фуко начался бурный роман с Жаном Барраке. Отношения мыслителя и музыканта, завязавшиеся сначала как простая дружба, продлились до 1955 года, когда философ уехал в Швецию. Находясь в разлуке с любимым, Мишель ежедневно отправлял тому полные страсти послания.
Daniel DEFERT et Michel FOUCAULT
Однако в 1956 году Жан прислал письмо, в котором сообщил о том, что расстается с ним. В 1960-м ученый вернулся во Францию. Здесь судьба свела его с юношей по имени Даниэль Дефер. Чувства оказались взаимными и сохранились до самой смерти философа. В то же время мужчины являлись сторонниками открытых отношений и заводили романы на стороне.
Научная деятельность
В начале 50-х ученый выступил в качестве лектора в Высшей нормальной школе. Лекции Мишеля вызвали интерес у студентов. Среди них оказался Жак Деррида, ставший впоследствии представителем школы деконструктивизма. Позднее он отмечал ораторское мастерство преподавателя. Параллельно совершенствуясь в изучении психологии и философии, Фуко начал писать первые научные работы.
Во второй половине 50-х француз получил приглашение от шведского университета. Переехав, мужчина проводил занятия по французскому языку и литературе. Здесь же ученый приступил к написанию диссертации. Преподавательская деятельность продолжилась в Варшаве, Гамбурге, после чего философ вернулся в Париж.
В 1961 году Мишель защитил диссертационный труд «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху». Во второй половине 60-х, отправившись вслед за Дефером в Тунис, начал читать в местном университете лекции по искусству и эстетике западной живописи. Одна из них — «Живопись Мане» — позднее была издана в печатном формате.
В ранних научных работах «Слова и вещи» и «Археология знания» философ выступал как структуралист. В этих работах, анализируя феномен пространства в пространстве, мужчина использовал созданное им определение гетеротопия, граничащее с утопией и антиутопией.
Однако позднее он отказался от идей этого направления. Большой интерес для ученого представляли вопросы генеалогии отношения власти и преступности. В книге «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» Фуко описывает эволюцию тюремных институтов, показывает, как реалии каждой эпохи меняли представления общества о казни.
Jean Paul Sartre y Michel Foucault
С середины 1970-х и до 1984 года Мишель создавал большой труд «История сексуальности». В планах исследователя было написание шести томов, однако успел издать лишь три. Философ рассматривал проблемы отношения полов с разных точек зрения, анализировал, как власть, индивидуальные потребности (том «Забота о себе»), исторические реалии формируют те или иные взгляды на эти вопросы.
В начале 80-х Мишель читал лекции в Коллеж де Франс, которые затем были выпущены в печать. Среди них «Герменевтика субъекта», «Лекции о воле к знанию» и другие. Будучи человеком, имеющим активную политическую позицию, ученый писал статьи о гражданском обществе, в частности работу «Интеллектуалы и власть». Также психолог увлекался сочинениями Сартра, темами светского экзистенциализма.
Между современными критиками нет единого мнения, был ли Фуко постмодернистом. Некоторые идеи, изложенные в трудах француза, понимание им феномена текста и автора, кодов и дискурсов сблизили мужчину с представителями постмодернистской эстетики. Но в то же время философ не привязывался к конкретным направлениям, искал новые методы познания жизни.
Смерть
За полтора года до смерти Мишеля начали одолевать болезненные состояния, лихорадка, появился сухой кашель. По мнению биографов ученого, мужчина заболел СПИДом, однако официальный диагноз врачи не вынесли. В это время Дефер находился рядом с возлюбленным. По словам Даниэля, с конца 1983 года философ знал, что вскоре умрет.
Michel Foucault and cat. #michelfoucault #cat #philosophy #catsofinstagram #blackcat
Оставшиеся месяцы исследователь посвятил работе, писал 4-й том «Истории сексуальности». В начале июня француз попал в клинику, где прошел курс лечения. Наступило временное улучшение, но 25 июня Фуко скончался. Причиной смерти стали осложнения, вызванные болезнью. Ученого похоронили на кладбище Вандёвр-дю-Пуату, где расположены могилы его родителей.
Мишель Фуко: «Душа безумцев — не безумна»
Постструктурализм — философское направление, ярчайшим представителем которого был Фуко.
Становление философа
Фуко появился на свет 15 октября 1926 года во Франции. Родился он в семье хирурга, назвавшего сына Полем. Однако сам Фуко предпочитал называть себя Мишелем, и позже он именно под этим именем вошёл в историю.
Начал получать образование Мишель в лицее Генриха VI, а позже юноша смог поступить в Колледж Святого Станислава. Несмотря на начавшуюся Вторую мировую войну, молодой человек доучился до бакалавра и позже приступил к подготовке к поступлению в Высшую нормальную школу — одно из самых престижных учебных заведений Франции.
Во время обучения в колледже Мишель увлёкся философией. Особенно часто он проводил своё свободное время за трудами Фридриха Ницше, Георга Гегеля и Карла Юнга.
Уже после окончания войны Фуко поступил в Высшую нормальную школу. Там он занялся изучением социальной психологии и психопатологии. За время обучения Мишель несколько раз работал с душевнобольными, подмечая особенности их поведения. Спустя годы Фуко дал такое определение безумию: «Безумие — это всегда смысл, разбитый вдребезги».
В начале 50-х годов XX столетия Фуко уже начал давать лекции. Произведя благоприятное впечатление на профессоров в 1940-х, молодой специалист стал лектором в Высшей нормальной школе. Позже в одной из своих работ Фуко сказал про загадки этого мира, объяснив своё стремление работать в интеллектуальной среде: «Мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке». В этот же период жизни преподаватель, параллельно с педагогикой занимавшийся изучением философии, приступил к написанию самостоятельных научных работ.
Работы Фуко
Ближе к концу 1950-х годов Фуко переехал в Швецию — ему поступило выгодное предложение от крупного университета этой страны. Там Мишель преподавал для местных студентов литературу и французский язык. После преподавания в Швеции последовала «педагогическая гастроль»: француз посетил Польшу и Германию, где также занимался преподавательской деятельностью.
В Швеции Фуко начал писать диссертацию, защищённую в 1961 году. «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху» — так назывался труд французского учёного. После защиты диссертации Фуко временно отправился преподавать в Тунис.
Изначально Фуко был философом-структуралистом, он анализировал пространство внутри пространства, используя сочинённое им понятие «гетеротопия», граничащее между утопией и антиутопией.
Мишель Фуко. Источник: spiegel. de
Но со временем Фуко рос, оставляя былые идеи в прошлом. В работе «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» Мишель решил затронуть социальную тему, а именно — отношения верхушки государства и преступников. Фуко критиковал власть, а особенно карательные меры, которыми она пользуется: «Разве не потому, что, вообще-то говоря, карательная система — это форма, где власть в наиболее явном обличье показывает себя в качестве власти? Помещать кого-либо в тюрьму, охранять его в тюрьме, лишать его пищи, тепла, мешать ему выходить, заниматься любовью — именно в этом заключается самое бредовое проявление власти, которое только можно вообразить».
В 1970-ых годах Фуко приступил к написанию грандиозного труда «История сексуальности». В шести томах француз планировал осветить взаимоотношения полов и их потребности, однако полностью идею воплотить в жизнь он не смог — выпускник Высшей нормальной школы успел закончить только три тома. В 1980-ых годах Фуко пригласили проводить лекции в Коллеж де Франс. Выступления Мишеля имели огромный успех, позже его лекции были опубликованы в сборнике. Не оставлял в последние годы жизни Фуко и философскую деятельность, он писал труды об обществе и политике. Также Мишель анализировал сочинения экзистенциалистов, в частности, труды Жана-Поля Сартра.
В 1983 году здоровье Фуко стало ухудшаться, появились болезненные ощущения. Однако, несмотря на это, он продолжал трудиться над четвёртым томом «Истории сексуальности». Летом 1984 года французский мыслитель скончался, оставив после себя труды, изменившие современную философию.
Профессор Фуко у микрофона. Источник: elenapyyhtia. blogspot.com
Цитаты мыслителя
Многие высказывания Фуко — краткие, но ёмкие и точные, — стали афоризмами:
«Весь Ницше — это толкование нескольких греческих слов».
«Современная история — это механизм, преобразующий документ в памятник».
«Археология истолковывает историю лишь для того, чтобы её запечатлеть».
«Где есть творчество, там нет места безумию».
«Слабоумие — это как бы чистое движение ума, лишённое содержательности и постоянства, какое-то вечное бегство, в тот же миг стирающееся из памяти».
«Смерть полагает предел человеческой жизни во времени, безумие полагает ей предел в животной стихии».
«Философия — это совокупность положений и практик, которые можно иметь в своём распоряжении или предоставлять в распоряжение другим для того, чтобы заботиться о себе и о других так, как это следует делать».
«Марксизм внутри мышления XIX века всё равно, что рыба в воде; во всяком другом месте ему нечем дышать».
«Мы гораздо меньше греки, чем мы думаем. Мы находимся не на скамьях амфитеатра и не на сцене, а в паноптической машине, мы захвачены проявлениями власти, которые доводим до себя сами, поскольку служим колесиками этой машины».
«Первый моральный монстр был монстром политическим».
«Стоимость соединяет одни богатства с другими, а деньги позволяют осуществить их реальный обмен».
«В наши дни мыслить можно лишь в пустом пространстве, где уже нет человека. Пустота эта не означает нехватки и не требует заполнить пробел. Это есть лишь развёртывание пространства, где наконец-то можно снова начать мыслить».
«Помешательство — единственный выход для чрезмерной любви, пережившей разочарование».
«Возможно, когда-нибудь нынешний век будет известен как век Делёза».
«Человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием».
«Человек, как без труда показывает археология нашей мысли, — это изобретение недавнее. И конец его, быть может, недалёк».
Фуко Мишель: биография и философия
Фуко Мишель – французский историк и философ, научные интересы которого охватывают весьма широкий спектр знаний. Считается самым авторитетным и оригинальным из современных французских мыслителей. Сегодня мы с вами узнаем, через что в своей жизни прошел Мишель Фуко. Кратко рассмотрев его основные книги, мы получим более полное представление о философе.
Детство
Поль Мишель Фуко родился в 1926 году на юге Франции, в небольшом городке Пуатье. Его отец, как и дедушка, был профессором анатомии и экспертом в области хирургии. Он работал в медицинском институте. Дедушка Фуко по маминой линии также был медиком. Следовательно, когда родился Поль-Мишель, вся семья была уверена, что он пойдет по стопам старших Фуко. Однако мальчик выбрал другой жизненный путь, в чем его полностью поддерживала мать. Это была не единственная традиция, которую нарушил будущий философ.
В семье Фуко было принято, что каждый мальчик получает имя Поль. Мать была против этой традиции, поэтому, несмотря на то что официально ребенок был назван Полем, у него было второе имя – Мишель. Вопреки школьным спискам, Мишель Фуко просил всех своих друзей не называть его именем отца, которого он, будучи юношей, откровенно ненавидел.
Школа
До 1943 года Фуко учился в гимназии, расположенной в его родном городке. Когда он учился в школе, Франция переживала трагические времена. В 1940 году городок Пуатье оккупировали фашисты. За неповинность они убили двух школьных учителей Фуко. Вспоминая свое отрочество, Мишель сделал вывод, что все самые яркие впечатления этого возраста у него были связаны с войной и политикой. Он помнит свое потрясение от гибели учителей и ужас в глазах испанских беженцев. «Ужасные события, происходящие в мире того времени, оставили в памяти детей гораздо более яркое впечатление, нежели их семейные отношения», – резюмирует свои воспоминая Фуко Мишель. Возможно, именно благодаря тому ужасу, который Фуко пережил в детстве, он стал интересоваться историей и философией.
Высшее образование
Когда война закончилась, Фуко поехал в Париж и начал готовиться к поступлению в «Эколь Нормаль» – Высшую нормальную школу. На тот момент она входила в ряды наиболее престижных учебных заведений Франции. В 1946 году Фуко поступил в вуз, который стал новым этапом в его жизни.
В школе «Эколь Нормаль», которая подарила Франции множество известных философов, царила своеобразная атмосфера. Молодых студентов постоянно сравнивали с успешными выпускниками прошлых лет. Стены учебного заведения были пропитаны соперничеством, интеллектуальными притязаниями и стремлением к самореализации. Впоследствии многие студенты этого престижного вуза, в том числе и Фуко Мишель, отзывались о своей «альма матер» не лучшим образом. По их словам, в «Эколь» каждый показывал себя не с лучшей стороны, у каждого был своей личный невроз.
Тем не менее столь удручающая атмосфера не помешала Фуко выделиться. Он показывал поразительную работоспособность и эрудицию. Вместе с тем парень любил высмеять своих соратников со злой ироничностью, за что заслужил репутацию психически больного. Со временем все стали избегать общения с Фуко, он замкнулся.
Психическое расстройство
Мишель Фуко, история становления которого началась с психологического расстройства, был совершенно не приспособлен к коллективному существованию. А по правилам Высшей нормальной школы студенты жили в общежитии по 6 человек в комнате. В 1948 году парень совершил попытку самоубийства. После этого отец записал его на прием к одному из лучших психиатров на тот момент. Этот ужасный эпизод из жизни будущего философа дал ему право на отдельную комнату в общежитии. Говоря о психических расстройствах, нельзя не упомянуть про гомосексуальные наклонности Фуко, которые еще больше усложняли его жизнь.
В университете он увлекался психологией и психиатрией. В 1948 году он получил степень лиценциата по философии, а через год – такую же степень по психологии, а также диплом Парижского психологического института. А в 1952-м в этом же институте Фуко получил диплом по психопатологии.
Начало карьеры
После института Фуко Мишель много работал со швейцарскими экспертами-экзистенциалистами. Позже он получил должность психолога в госпитале Святой Анны. Среди пациентов молодого психолога были тюремные заключенные, страдающие психологическими расстройствами. По словам Фуко, его деятельность в тюремном госпитале совершенно не отличалась от работы в типичных провинциальных госпиталях.
В период с 1951 по 1955 год Фуко работал преподавателем психологии в университете города Лилля, а также в своем родном учебном заведении – Высшей нормальной школе. Он часто водил своих студентов в госпиталь Святой Анны, чтобы продемонстрировать им больных.
Хайдеггер и Ницше
В студенческие годы и во времена зарождения профессиональных взглядов Фуко Францию, с точки зрения философии, наполняли такие направления, как марксизм, феноменология и экзистенциализм. Самым влиятельным французским философом тогда считался Ж. Сартр. Марксизм, как и экзистенциализм, рассматривал связь отчуждения с сущностью человека. Фуко любил оба эти направления философской мысли еще с молодости. Был период, когда он очень серьезно увлекся учением Хайдеггера. Чтобы изучать его труды, а также труды Гуссерля, Фуко даже выучил немецкий язык. Чтение работ Хайдеггера привело Поля Мишеля к знакомству с трудами Ницше, глубокое уважение к которым он пронес через всю жизнь. Ницше своеобразно повлиял на мировоззрение Фуко. Он разглядел в трудах Ницше идею генеалогии, в то время как все остальные находили в них рассуждения о морали, злобе и зависти.
Марксизм
Кроме генеалогического подхода Ницше, значительную роль в становлении взглядов Фуко сыграли гегельянство и марксизм. Мишель не только тщательно изучал Маркса в студенческие годы, но и находился в рядах Французской коммунистической партии с 1950-го года. Правда, через несколько месяцев после смерти Сталина Фуко покинул ее, разочаровавшись. За недолгое время пребывания в партии он фактически возглавил целый кружок молодых студентов Высшей нормальной школы, которые под влиянием политизации молодежи также вступили в партию. С тех пор Фуко на всю жизнь остался до мозга костей политизированным.
Изучая работы Маркса и труд «Дело Лысенко», Фуко увлекся властными отношениями в формировании знаний разных типов. Он исследовал те властные отношения, которые игнорирует классический марксизм. Это отношения учителя с учеником, врача с пациентом, родителя с ребенком, надзирателя с заключенным и так далее. По сути, на протяжении всей творческой эволюции Фуко осмысливал эти отношения.
Странствия
После политической деятельности в жизни Фуко начался период странствий. Он работал в Варшаве, Гамбурге и Упсале. В эти годы на свет появилась первая книга, которую самостоятельно издал Мишель Фуко, – «История безумия». В период с 1966 по 1968 год мужчина преподавал в Тунисе. Он также неоднократно выступал с лекциями в Японии, Бразилии, Канаде и Америке. Постепенно все больше и больше проповедовал философские взгляды Мишель Фуко. «Слова и Вещи» – очередная книга философа, которая увидела свет в 1966 году. В ней автор рассмотрел сдвиг в истории западного знания, который повлек за собой современную форму мышления, которая в первую очередь является мышлением о человеке. Данная область, будучи эписистемой, предшествует словам, жестам и восприятиям.
Наиболее благоприятным краем для жизни Фуко счел Калифорнию, которую он часто посещал в дальнейшем. Здесь гомосексуалисты решительно могли отстаивать свои права.
«История безумия»
Возвращаясь к годам, которые предшествовали изданию этой книги, стоит отметить, что многие французские ученые того времени проявляли интерес к психиатрии. По словам Жана Ипполита, любимого учителя Фуко, изучение безумия как человеческого отчуждения стоит в центре антропологии. Сумасшедший дом, по его словам, – это приют для людей, которые не могут существовать в бесчеловечной среде. Эти слова отлично иллюстрируют вектор, которого придерживался в своих трудах сам Мишель Фуко. Книги философа затронут эту тему еще не раз.
Мишель считал, что до него объективного знания о безумии не было, а был лишь набор формулировок. По мнению Ипполита, безумие является крайней степенью отчуждения, которое, в свою очередь, считается неотъемлемой частью человеческой сущности. На основе этих суждений постепенно проводилось исследование генезиса современного европейца, которому Мишель Фуко посвятил всю жизнь. И первым пунктом на пути изучения этой темы стала книга «История безумия».
В данной книге Фуко пытается проиллюстрировать, как постепенно формировался опыт психических болезней, которые отражаются в искусстве и философии. На основании обилия исторических данных он показал, что у общества XVI-XVII веков фактически не было такого понятия, как психическая болезнь. Были лишь общие представления о неразумии, которое приписывали всем, чье поведение было далеким от нормы: бродягам, попрошайкам, колдунам, алхимикам. Таким образом, психическая болезнь как некая культурная реальность является продуктом относительно нового времени.
«Надзирать и наказывать»
Вторая книга, которую издал Мишель Фуко, – «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы». Она продолжает развивать тему генезиса современного человека, как и первый том книги «История сексуальности». Труд философа в конце концов выливается с масштабную концепцию формирования общества, которая в XIX веке пришла на смену эпохе Просвещения и революций буржуазии. Фуко доказал, что в этом обществе была особая, небывалая раньше система властных отношений. Он назвал ее «властью над живым как биологическим видом». Власть такого типа представляет собой постоянно действующий и развивающийся механизм тотального контроля. Одной из ключевых технологий управления была дисциплинарная власть, которую Фуко описывает в книге «Надзирать и наказывать».
Новые формы власти
В XIX веке не только медицина, но и педагогика вместе с юриспруденцией стали уделять большое внимание психологическим отклонениям, которых в результате было открыто довольно много. Вместе с тем мобилизовались новые формы власти, которые базируются на том, чтобы сверять индивида с нормой. К ним можно отнести власть врачей, учителей, родителей и психиатров. Таким образом, постоянный контроль над нормальностью человека приучает его быть объектом власти и оценивать себя в зависимости от степени соответствия с нормой, отмечает Мишель Фуко. Безумие в этом контексте представляет собой нечто, открывающее сущность человека.
Фуко считал, что в своих исследованиях он больше философ, нежели историк. Как говорил Мишель Фуко, философия нацелена на исследование истоков сложившихся событий и попытку понять, что было бы при другом исходе.
В 1970 году на инаугурационной речи в Коллеж де Франс Фуко впервые рассмотрел власть под тем углом, под которым она была представлена в работе «Надзирать и наказывать». Он проанализировал происхождение тюрьмы в современном понимании, а также связанные с ней устои. Философ рассмотрел тюрьму как место, в котором учения о человеке могли бы получить применение, прежде чем методы распространились бы на остальное общество.
Последние годы
Во втором и третьем томах книги «История сексуальности», которые Мишель Фуко издал практически перед смертью, он продолжает рассматривать происхождение моральных постулатов человечества через сексуальную этику. Но здесь он гораздо меньше внимания уделяет деятельности власти.
Осенью 1983 года Мишель Фуко, биография которого весьма необычна, последний раз съездил в Америку. Зимой, как утверждал один его знакомый, философ узнал, что болеет СПИДом. 25 июня следующего года Мишель Фуко скончался.
Фуко, Мишель
Антонио Негри, Джорджо Агамбен, Джудит Батлер, Хьюберт Дрейфус, Дидье Эрибон, Ян Хакинг, Ги Хокенгхейм, Эдвард Саид, Жак Рансьер, Пол Рабиноу
Содержание
Биография
Поль-Мишель Фуко родился 15 октября 1926 года в городе Пуатье в состоятельной семье. Отец, успешный хирург, преподавал анатомию в местном медицинском колледже.
Философия
Мишель Фуко очень популярен в США, Японии, Австралии и Европе. В России активное издание его работ началось только с 1996 года. Творческое наследие Мишеля Фуко не всеми воспринимается однозначно. Политологи причисляют его к политологам, социологи — к социологам, а историки — к историкам. Тем не менее, если всё-таки причислять Фуко к философам, то можно сказать следующее: Фуко философствует за пределами традиционных философских территорий, но ставит именно философские вопросы. Это вызвано как личностными причинами (сложные отношения в детстве с отцом, гомосексуальность), так и спецификой его образования и интересов (изучение психиатрии, политизированность сознания). Фуко постоянно находился в творческом поиске. Каждое его произведение, даже если общая линия прослеживается, не похоже и почти не повторяет предыдущее исследование. Порой, в некоторых нюансах, меняются даже определения основных понятий. Новое произведение — это действительно новое произведение. Впрочем, к построению особой системы или упорядочению своего литературно-философского опыта Фуко и не стремился.
Фуко — историк настоящего. Он мыслитель, мыслящий посредством истории. Перед своими исследованиями Фуко ставил следующие задачи:
Творчество Фуко проходит под знаком трёх заимствованных у Канта вопросов:
Согласно этой последовательности история мысли самого Фуко распадается на три периода:
В своём творчестве Фуко развивал основной фонд идей французского и европейского Просвещения в реалиях западной культуры второй половины XX века. Основной объект исследований Фуко — изучение бессознательного различных исторических эпох, и этот интерес Фуко сближает его с Франкфуртской школой. В шестидесятые годы Фуко разрабатывает концепцию европейской науки на основе «археологии знания», имеющей своим ядром «знание-язык». Все известные теории науки и культуры Фуко относит к «доксологии». В 1970-е годы на первый план в работах Фуко выходит тема «знания-насилия», «знания-власти». В 1980-х в творчестве философа появляется понятие «субъекта» и рассматривается тема сексуальности, а вместе с ней — вопросы этики, морали и свободы.
Основные понятия
Автор
Автор — это всего лишь функциональный принцип. Это не метафизическая величина, не безусловная константа. Имя автора выполняет установленную роль по отношению к дискурсам, позволяя классифицировать тексты, группировать их и приводить в определённое отношение между собой. Это позволяет отделить тексты, например, Гиппократа от текстов других авторов.
Вопрос об авторе — это один из возможных вопросов о субъекте.
Археология
Археология — это метод, позволяющий раскрыть структуру мышления, определяющую рамки концепций определённой эпохи. Наилучшему достижению цели способствует изучение подлинников документов этого периода. Археология являет собой вариант строгого анализа дискурса, она исследует его. Археология — это то, что Фуко противопоставил традиционному историческому описанию (истории идей). Поиск поля возможностей того или иного дискурса ведётся археологическим способом, не похожим на привычный исторический или документальный. Дискурсы подвергаются анализу не как совокупность законов, а как практики, всё время образующие объекты, о которых они говорят.
Архив
Архив — это общая система формирования и преобразования высказываний. Это закон для всего того, что может быть сказано; система, которая управляет появлением высказывания, благодаря которой высказывание приобретает статус единичного события. При помощи архива всё сказанное сочетается между собой и сохраняется. Архив определяет систему высказываемости «высказывания-события» в его материальном воплощении. Архив является системой функционирования «высказывания-вещи» и определяет тип его актуальности. Архив различает дискурсы в их многообразном существовании. Язык определяет систему построения возможных предложений. Архив устанавливает особый уровень между языком и тем, что пассивно накапливает произнесённые слова.
Как пишет Фуко в книге «Археология знания», невозможно дать исчерпывающее описание архива. Человек, сколько бы он ни старался, не может описать свой собственный архив.
Генеалогия
Генеалогия Фуко исследует развитие практик во времени, их пересечения, наложения и взаимосвязи. Иными словами, если археология исследует сам дискурс, то генеалогия — практики этого дискурса.
Дискурс
У Фуко дискурс — это и то, что создано из совокупностей знаков, и совокупность актов формулировки, ряд предложений или суждений. Дискурс создан совокупностью последовательностей знаков, представляющих собой высказывание. Дискурс представляет собой совокупность высказываний, которые подчиняются одной и той же системе формирования. Эти высказывания зависят от одной и той же дискурсивной формации.
Дискурсивная формация, в свою очередь, является принципом рассеивания и размещения высказываний.
Дискурс создан ограниченным числом высказываний. Он историчен. Его можно назвать фрагментом истории, её единством и прерывностью.
Дискурсивные практики
Дискурсивные практики — это совокупность анонимных исторических правил, которые устанавливают условия выполнения функций высказывания в данную эпоху и для данного социального, лингвистического, экономического или географического пространства. Эти правила, или дискурсивные практики, всегда являются определёнными во времени и пространстве. Дискурсивные практики выполняют ту же функцию, что и эпистема.
Историчность
Понятие, предложенное Фуко в противоположность традиционному «историзму». Каждая эпоха имеет свою историю, которая сразу и неожиданно открывается в её начале и так же сразу и неожиданно закрывается в её конце. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передаёт последующей, потому что историю характеризует радикальная прерывность.
Недискурсивные практики
Излюбленный термин комментаторов Фуко, но редко встречающийся у самого автора.
Эпистема
Эпистема — это исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возможности мнений, теорий или наук в каждый исторический период; структура мышления, выражающая образ мыслей, присущий определённой исторической эпохе.
Основные сочинения
«История безумия в классическую эпоху» (1961)
В своей книге Фуко на обширном документальном материале исследует социальные процессы и культурный контекст, в рамках которых происходило возникновение и становление психиатрии, в частности формирование учреждений, явившихся непосредственными историческими предшественниками современных психиатрических больниц. Фуко подвергает анализу социальные представления, идеи, практики, институты, искусство и литературу, существовавшие в западной истории и имевшие отношение к формированию в ней понятия безумия.
Фуко начинает свое описание с эпохи Средневековья, обращая внимание на практику социального и физического изгнания прокаженных, принятую в обществе того времени. Автор утверждает, что с постепенным исчезновением проказы безумие заняло эту нишу.
Очевидным свидетельством отторжения являются «корабли безумия», на которых в открытое море отправляли сумасшедших в XV веке. В XVII же веке имел место процесс, который Фуко называет «великим заключением» — на смену «кораблям безумия» приходят «дома умалишенных», то есть признаваемые душевнобольными граждане подвергаются заключению в специальных институционализированных учреждениях. Как поясняет Фуко, изоляция возникла как явление европейского масштаба, порождённое классической эпохой (Новым временем) и ставшее её характерной приметой:
Далее Фуко очерчивает предпосылки появления изоляции, связывая их прежде всего с возникшей перед властями задачей принудить изолированных к труду и обеспечить надлежащий общественный порядок:
По словам Фуко, изоляция использовалась с двумя различными целями, которые были обусловлены социально-экономическими причинами, однако так и не были достигнуты:
Неразумные подвергаются исключению от имени Разума, который берёт на себя полномочия по сохранению социального порядка.
Безумцами считались лица, понесшие поражение в своих гражданских правах. До XVIII века не проводилось более детального различения в области неразумия. Поэтому в число безумцев, или неразумных, включались преступники, тунеядцы, извращенцы, больные венерическими заболеваниями и, наконец, помешанные. Основанием для внутренней дифференциации в области неразумия стала практика исправительных работ.
В следующем столетии сумасшествие начинает рассматриваться как противоположность Разума. То есть медицинское знание оказывается способным сформулировать представление о безумии лишь к концу XVIII века. До этого времени не существовало никакого теоретического рассмотрения психических заболеваний. И, наконец, в XIX веке безумие стало рассматриваться, как психическое расстройство. Безумцы стали постепенно превращаться в больных.
Социальная практика изоляции неразумия лишает безумие присущего ему места в культуре. Фигура безумца исчезает с рынков и площадей. Важнейшим инструментом медицинской объективации безумия становится взгляд психиатра. Вторым важным фактором становится новый режим, применяемый теперь в лечебницах, в котором труд помешанных становится ведущим элементом. Авторитет врача укрепляется, и он уже начинает играть роль Отца для своих пациентов.
Фуко также утверждает, что безумие потеряло свою функцию определителя границ общественного порядка и указателя истины, будучи заглушенным Разумом. Автор изучает научные и «гуманные» подходы к лечению сумасшествия, в частности, Филиппа Пинеля и Самуэля Тьюка. В работе заявляется, что эти методы ничуть не в меньшей степени носят характер контроля, чем те, что использовались в предыдущие века. В «убежищах» Тьюка подвергались наказаниям до тех пор, пока не научались действовать «разумно». Также и подход Пинеля подразумевал широкое использование аверсионной терапии, включая такие приемы, как холодный душ и использование смирительной рубашки. По мнению Фуко, такие методы основываются на повторении актов насилия до тех пор, пока модели надзора и наказания не усваиваются пациентом.
«Рождение клиники: Археология врачебного взгляда» (1963)
Вторая крупная работа Фуко — «Рождение клиники: Археология врачебного взгляда» (Naissance de la clinique: une archéologie du regard médical, 1963), в которой прослеживалось появление клинической медицины в период Великой французской революции. Появление клиник коренным образом меняет подход врача к объекту лечения.
Язык медицинских трактатов в XVIII и в XIX веке различен. Медицинское мышление XVIII столетия было классификаторским и следовало за общей приверженностью естественных наук к Проекту Универсальной Таблицы, а методом медицинского теоретизирования была нозография. Центральным объектом являлась болезнь. Ей следовало дать имя и расположить в общей таблице, рядом с другими болезнями. Иными словами, классифицировать.
«Слова и вещи» (1966)
Название этой работы в оригинале — «Les Mots et les choses. Une archéologie des sciences humaines». (На английском языке работа была опубликована под названием «The Order of Things»). «Слова и вещи» — это одна из самых трудных и неоднозначных работ французского мыслителя. В процессе её написания у Фуко уже сложился план книги «Археология знания». Поэтому одновременно с основной задачей книги демонстрируется и сам археологический метод. Главной же задачей Фуко является рассмотрение того сдвига в истории западного знания, который вызвал к жизни современную форму мышления, являющуюся, в первую очередь, мышлением о человеке. Эта область предшествует словам, восприятиям и жестам. Это эпистемологическое поле, эпистема, которая обладает историчностью. Исследовать эту область и способы её бытия — значит, исследовать некоторое историческое априори, обуславливающее историю идей, историю тех или иных форм эмпирического знания. Ставится вопрос о возникновении в западной культуре XIX века вполне конкретной формы мышления, которая характерна для гуманитарных наук. Археология наблюдает за «чистой практикой порядка» (упорядочивания вещей). Эта практика разворачивается в глубинном измерении знания. А знание, в определении Фуко, — это исторически подвижная система упорядочивания вещей через их соотнесение со словами.
Человек — это недавнее изобретение западной культуры, это образ, созданный современным познанием, он не более чем некий разрыв в порядке вещей. Фуко выдвигает гипотезу, согласно которой образ человека в современном знании очерчивается тремя разновидностями эмпирических объектов: Жизнь, Труд и Язык. Таким образом, конечность человека определена и ограничена биологией его тела, экономическими механизмами труда и языковыми механизмами общения. Неустойчивость нынешнего образа человека вызвана тем, что неустойчивыми являются и образующие его позитивности — труд, жизнь и язык. Науки, изучающие человека, находятся в полной зависимости от наук, изучающих указанные три предмета. Формы познания, которые к ним обращаются, тоже обладают качеством неустойчивости. Перед человеческим познанием встают и более древние и постоянные проблемы, нежели человек. Очередной сдвиг в пространстве знания освободит культуру от известного нам образа человека.
«Археология знания» (1969)
«Археология знания» представляет собой теоретический комментарий к вышедшим прежде работам «археологического периода». В этой книге и в последующих работах место понятия «эпистема» занимают уже «дискурс» и «дискурсивные практики». Анализ дискурсивных практик позволяет покончить с традиционным психологизмом, который присутствует в широко распространенных исследованиях текстов. Фуко ставит под вопрос и такие понятийные единства как «наука» и «философия», «литература» и «политика», а также «книга», «произведение», «автор». Целью «Археологии знания», по утверждению самого Фуко, является также желание описать отношения между высказываниями: описать высказывания в поле дискурса и те отношения, которые они могут устанавливать. Помимо этого — и, возможно, главным образом — книга призвана прояснить те вопросы, которые возникли при прочтении «Слов и вещей». Самый важный из которых — вопрос о том, как одна эпистема приходит на смену другой. Эта проблематика фиксируется в понятии «прерывность».
Прерывность является результатом самоописания, в процессе ей придаются всё новые спецификации. Это понятие парадоксальное, поскольку оно одновременно выступает и в роли инструмента анализа, и в роли объекта исследования.
По словам Фуко, классический исторический анализ всячески стремился избегать темы прерывности и строил образ непрерывной истории. В истории мы не находим достаточной непрерывности преданий, — напротив, мы наблюдаем смещения и трансформации. Фуко рассматривает понятие «архива», как системы формации и трансформации высказываний, определяющей их функционирование и сочетание. Архив содержит в себе закон функционирования высказываний («историческое априори») и ограниченное поле высказываний («позитивность»).
Историческим априори называется совокупность правил, характеризующих дискурсивную практику. Историческое априори — это совокупность условий, которые делают позитивность возможной на уровне реальности высказываний, а не на уровне истинности суждений.
Фуко критикует классический подход к истории. Он вводит понятия глобальной (собирающей все феномены вокруг единого центра) и тотальной (разворачивающейся в виде рассеивания) истории, чтобы показать различия между классической и современной исторической наукой. Самое главное различие между ними заключается в отношении к проблеме документа. Для классической истории документ — это умолкший язык. Для современной традиции документ — это некое пространство, которое открыто для освоения. Сам по себе документ уже не является свидетелем прошлого. Таковым раньше его делала история.
Фуко видит назначение археологии знания в новом способе анализа дискурса.
«Надзирать и наказывать» (1975)
С появлением гильотины сцены казни утратили свою зрелищность, но приобрели рационально-дидактический смысл. Утратив былую театральность, казни преступников должны были стать уроком для остальных граждан.
Главным и практически единственным наказанием за все уголовные преступления становится тюрьма. Она становится в один ряд с такими дисциплинирующими механизмами, как больница, школа, мануфактура, казарма, и при этом соединяет в себе черты каждого из них. Тюрьма оказывается пространством принудительной нормализации индивидов. Одновременно с этим активно эксплуатируется модель монастырской дисциплины. Заводы, казармы, тюрьмы и работные дома функционируют подобно закрытому монастырю. Извлечение полезности достигается созданием огороженных пространств. С целью предупредить возможные протесты наряду с огораживанием применяется методика разгораживания. Каждому индивиду отводится его собственное место. Возникает практика экзаменаций, отчётов о проделанной работе и строгого следования временному регламенту.
Появляется такое понятие, как «паноптизм». Этот принцип наиболее очевидно был представлен в знаменитом проекте тюрьмы-паноптикума Иеремии Бентама. Паноптикум придает социальной реальности свойство прозрачности, но сама власть при этом становится невидимой.
«История сексуальности» (1976—1984)
Оригинальное название — «Histoire de la sexualité»
«Воля к знанию», том I (1976)
«Использование удовольствий», том II (1984)
По своему содержанию и характеру исследования второй том уже значительно отличается от предыдущей работы. Субъекту сексуальности предшествует субъект желающий. И второй том исследования Фуко посвящает именно ему. Он обращается к анализу практик, которыми руководствовались в античном обществе те, кто проблематизировал свое сексуальное поведение посредством этических размышлений. В античную эпоху существовал опыт отношения к собственному телу (диететика), отношения к супруге (экономика), отношения к мальчикам (эротика), отношения к истине (философия). Вводится понятие «ta aphrodisia», как античная идея сексуальности, которая была проблематизирована через практики себя. Эти практики приводили в действие критерии неких эстетик существования, посредством которых человек способен был строить свою жизнь, как произведение.