минусинский драматический театр актеры
Минусинский драматический театр
История театра
«Театр» в переводе с греческого — значит — «зрелище». Зрелищность — природа театра. Вне этого качества он существовать не может. Любую идею ученый сформулирует лучше актера, но, переданная в увлекательной форме игры, она прибавляет в убедительности, потому что органично и незаметно входит в сознание человека.
Театр — искусство коллективное. Для того чтобы зритель увидел спектакль, в его подготовке участвует множество людей — от драматурга, режиссера, актеров, художника, композитора до большого количества художественно-технических работников, которые помогают осуществить задуманное авторами постановки и в процессе репетиционной работы, и в показе готового спектакля зрителям.
Минусинск – город культурных давних традиций, и прежде всего традиций театральных, которые берут свое начало еще в прошлом веке.
История и становление старейшего в Сибири Минусинского театра – это история самого города, его культурного наследия.
Актеры Минусинского драматического театра
Гудзенко Николай Климентьевич
Родился 11 декабря 1912 года в с. Малая Минуса (ныне Минусинский район Красноярского края).
Заслуженный артист РСФСР (1969).
С 1935 года работал актером Минусинского драмтеатра.
В 1937 году выпустил первый спектакль как режиссер.
В 1938-1940 гг. работал в Ачинском передвижном театре.
В 1951 году закончил Высшие режиссерские курсы в Москве.
Был главным режиссером Минусинского театра драмы (1951-1981).
В 1981 г. ушел на пенсию, но продолжал ставить спектакли и работать с актерами.
Умер 11 февраля 2009 года.
Интервью было записано в 2007 году. Во время записи интервью Николаю Климентьевичу Гудзенко 95 лет. В ходе беседы он рассказывает об основных вехах своей жизни тесно связанной с историей Минусинского драматического театра..
Студия «Video Владлена». Руководитель Малеев О.Н.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ Гудзенко Н.К.
«Разлом» Б. Лавренева,
«Сибирские партизаны»,
«Угрюм—река» по В. Шишкову;
«Трудовой хлеб»,
«Не было ни гроша, да вдруг алтын»
«Волки и овцы» А. Островского,
«Джентльмен»,
«Соколы и вороны»,
«Цепи» по А. Сумбатову—Южину,
«Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега,
«Канун грозы» А. Островского,
«Полк идет» В. Киршона.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Награжден орденом Ленина (1976).
Почетный гражданин города Минусинска.
Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» (1946).
Медаль «За освоение целинных и залежных земель» (1958).
Зачем нужен театр?
Зачем нужен театр? Это главный вопрос всей жизни Николая Климентьевича Гудзенко, всю свою жизнь посвятившему служению сцене Минусинского театра.
Студия «Video Владлена». Руководитель Малеев О.Н.
Главный художественный руководитель театра
Песегов Алексей Алексеевич
Минусинский драматический театр
Драмтеатр Минусинска продолжает традиции русского психологического театра.
Минусинский драматический театр — краевое государственное бюджетное учреждение культуры. Являясь одним из старейших театров Сибири, за годы своего существования Минусинский драмтеатр посетил с гастролями множество городов России, а также становился лауреатом и номинантом различных театральных фестивалей, премий и конкурсов: среди них «Золотая маска» (специальный приз жюри), «Сибирский транзит», «Окно в Россию» (победа в номинации «Театр года»), «Байкальские встречи у Вампилова», «Камерата», «Реальный театр» и Международный рождественский фестиваль искусств. Театр был награжден правительственной премией имени Ф. Волкова.
История театра
Театр становился все более популярным среди горожан, однако в городе не было достаточно вместительного зала для спектаклей. В 1888 г. театр выкупил старую деревянную казарму на Средовой площади, ранее служившую складом одному из купцов. Чтобы погасить долг, театру приходилось отдавать вырученные от спектаклей деньги. Приобретение оказалось не самым удачным — строение плохо отапливалось, не имело освещения, и работать здесь актерам становилось все сложнее. В городскую Думу постоянно подавались прошения о постройке здания для театра, однако свободных средств у города все не было.
В 1912 г. для пожарной части было выстроено новое здание, а прежнее полностью перешло театру. После революции в 1920 г. театр был переименован в Совтеатр, в 1923-м — в Гостеатр. В 1926 г. в нижнем фойе здания театра открылся второй в Минусинске кинотеатр.
В ночь на 26 января 1931 г. в здании театра случился большой пожар, который уничтожил весь реквизит, — от театра остались одни стены. После происшествия актеры перебрались в другие театры, а город несколько лет восстанавливал здание — его отстройка завершилась лишь в 1938 г.
В годы Великой Отечественной войны Минусинский театр давал спектакли в госпиталях, сборы от которых отправлялись в Фонд обороны. В репертуаре труппы были небольшие пьесы и концерты — по 4–5 представлений в день. В 1942 г. театр был переименован в Городской драматический театр служению краевому ордену искусств. Зимой 1944 г. коллектив театра был вынужден перебазироваться в Канск, так как в его здании вышла из строя отопительная система. Там, в Канске, театр и встретил День Победы, отпраздновав его двумя спектаклями и концертом. В июне 1945 г. на базе Минусинского театра был образован Ачинский драматический театр.
Минусинский драматический театр
Минусинский драматический театр, как и подавляющее большинство провинциальных театров своим началом, что затерялось где-то в середине XIX века обязан небольшой группе энтузиастов, что были крайне увлечены драматическим искусством. Одним словом, театр, который считается одним из старейших в Сибири, начинался как любительский.
Музыкально-драматическое общество, возникшее в городе около 1880 года, включало в себя и интеллигенцию, и купцов, и приказчиков, и даже вовсе неграмотных людей, а возглавляла общество актриса Олимпиада Волконская. Спектакли тогда давались по большей частью благотворительные — то в поддержку музея, то в поддержку сирот, — это были первые шаги, когда само это общество театром себя до конца не ощущало. Должен был пройти сезон, чтобы 28 ноября 1882 можно было считать днем рождения Минусинского театра.
Энтузиазм любителей был велик: при отсутствии финансовой поддержки театр, тем не менее все больше набирал силы и становился все более и более популярным, хотя у него даже площадки своей не было. Но рос профессионализм — все больше становилось репетиций, уже костюмы шились специально для постановок, да и декорации создавались. Сборы от спектаклей тоже не могли не радовать. И вот на волне этого успеха в 1888 году решили все-таки приобрести себе здание — выкупили в долг на Средовой площади старую деревянную казарму. «Кредит» же еще долго выплачивали деньгами, выручаемыми от спектаклей.
Условия, конечно, в этой не приспособленной ни к чему казарме были ужасающими — отсутствовало отопление и освещение. Плюс, чтобы покрывать долги, актерам приходилось поступаться порой и собственным вкусом, ставя все больше мелодрам и водевилей с «зазывающими» названиями, чтобы приманить публику. Кроме того, становилось очевидным, что покупка здания была практически бессмысленной, ведь играть все равно приходилось то на небольших клубных сценах, то на открытых площадках. Неоднократно в Думу подавались прошения о постройке специального театрального здания, но безуспешно.
В результате нашли компромисс. Поскольку город был деревянным и часто горел, ему была необходима пожарная часть с вышкой, причем вышкой максимально высокой, чтобы обзор был лучше. И вот поступило предложение, чтобы поднять эту самую вышку, надстроить над пожарной частью дополнительный этаж и отдать его театру. Так и поступили. И уже в 1904 году состоялся долгожданный молебен при закладке здания.
27 декабря 1906 года состоялось торжественное открытие Минусинского театра, которое стало событием для всего города (ведь строили театр всем миром). В день премьеры давали спектакль-водевиль Чехова «Предложение».
Шесть лет спектакли так и игрались в соседстве с пожарной частью, а в 1912 году все здание перешло в безраздельное пользование театра, который с каждым годом набирал силы и все больше отходил от любительского и приближался к профессиональному. Основу его репертуара составляла драматургия Гоголя, Островского, Чехова и Горького. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.
После революции делались попытки организовать в театре постоянную труппу, но особым успехом они не увенчались. Театр продолжал работу, но без особого успеха. То его именовали Совтеатром, то Гостеатром, — суть от этого не менялась. А в январе 1931 года полностью сгорело и здание, которое в современном виде восстановили лишь в 1938 году.
В военные годы театр, как и многие другие труппы, давал спектакли в госпиталях, передавая все сборы в Фонд обороны. В день приходилось играть по четыре-пять представлений, которые чаще всего были скорее сборными концертами, чем спектаклями.
С конца 50-х годов Минусинский драматический театр становится постоянным участником и призером Краевого фестиваля «Театральная весна», продолжая нарабатывать репертуар и совершенствуя профессионализм своих актеров.
Это приводит к тому, что в 1980 году театру, наконец, присваивается статус государственного и «любительское» прошлое окончательно отступает. Отныне театр активно гастролирует по российским городам, принимает участие во множестве фестивалей и все чаще становится обладателем всевозможных наград и премий.
В последние годы театр активно приглашает на постановки молодых режиссеров, и это начинает давать свои плоды. Так, спектакли Тимура Насирова «Старший сын» и Павла Зобнина «Таланты и поклонники» пользуются несомненным успехом у публики.
Безусловно, подобная успешная театральная политика связана, прежде всего, с именем заслуженного деятеля искусств Алексея Песегова — художественного руководителя театра с 2010 года.
Алексей Песегов пришел в Минусинский театр еще в 17 лет, начав свою карьеру с должности монтировщика сцены. Затем, окончив Свердловский государственный театральный институт, он вновь вернулся в театр, освоив здесь практически все театральные профессии вплоть до заместителя директора по постановочной части, и наконец, стал во главе родного театра.
Прожив в Минусинском театре всю свою сознательную жизнь, Алексей Песегов и теперь стремиться, прежде всего, создать театр с уникальной труппой и оригинальным репертуаром. «Воспитать» театр, обладающий собственным узнаваемым лицом.
Именно со спектаклями Песегова Минусинский драматический театр четыре раза становился номинантом главной театральной премии страны «Золотая Маска». А спектакль «Циники» по прозе А. Мариенгофа принес театру и саму «Маску» в виде специального приза жюри фестиваля.
Минусинский драматический театр актеры
Владимир Кадоло родился в 1989 году. Окончил Красноярский краевой колледж культуры и искусства и Екатеринбургский государственный театральный институт.
Исполнял роли: Куражливый, Сплавщик («Черный тополь»), Детектив Джек Бейкер («Он, она, окно и тело»), Репортер («Ну оч-чень женатый таксист»), Волк («Три поросенка»), Аладдин («Волшебная лампа Аладдина»), Кадзи («. И в Сибири сакура цветёт. «), Валера («Таланты и поклонники»), Волк («Как медведь трубку курил»), Слуга Кащея Бессмертного («Иван-Царевич и Василиса Прекрасная»), Рыжик («Жила-была Сыроежка»), Мишка («Ревизор»), Васенька («Старший сын»), Слуга («Слуга двух господ»), Господин Ледяной Ветер, Оловяный Генерал («Дом с волшебными окнами»), Разбойник и Мальчик («Али-Баба и 40 разбойников»), Иннокентий Сергеевич («Ночь после выпуска»), Кот («Не улетай!»), Старик («Аленушка и солдат»), Член агитбригады («Квадратура круга»)
Сегодня Владимира Кадоло можно увидеть во многих полюбившихся зрителям спектаклях:
— Владимир, Вы с детства мечтали стать актером? Сколько лет уже в этой профессии?
— Не могу сказать, что я мечтал в детстве стать актёром, но театр очень любил. И в этом я обязан маме, она у меня, как говорится, театральный зритель. Не пропускает ни одной премьеры нашего театра. Поэтому и я с раннего детства посещал спектакли, а когда приходил домой играл в Сергея Быкова. И вот, в профессии я уже более десяти лет.
— Как пришли в Минусинский драматический?
— Когда учился в Минусинском колледже культуры на первом курсе, нас задействовали в вечерней программе, которую ставил Сергей Быков (получается он и открыл мне двери в профессию). И с того момента как-то всё пошло-поехало: сначала массовка в сказке «Волшебная лампа Аладдина» (на которой, кстати, я познакомился со своей будущей женой), потом эпизод в спектакле «Чёрный тополь», а в 2008-м уже был принят в труппу театра.
— В каких спектаклях Вас сейчас можно увидеть?
— В первую очередь это, конечно, «Оттенки» в постановке Алексея Песегова; «Екатерина Ивановна», «Тестостерон», эпизод в «Очень женатом таксисте», ну и конечно же сказки: «Не хочу быть собакой», Т поросёнка», «Иван царевич и серый волк».
— Кого мечтаете сыграть?
— Честно говоря, можно бесконечно перечислять мои «роли мечты». Ну, например, очень хотел бы сыграть Зилова в «Утиной охоте» А. Вампилова.
— У Вас есть любимые актеры? Фильмы? Спектакли?
— Всегда восхищаюсь работами Олега Янковского, каждый раз, пересматривая фильмы с его участием, замечаешь что-то новое, светлая ему память. Про любимые фильмы тоже можно говорить очень долго. Очень нравятся работы Марка Захарова, Леонида Гайдая, Андрея Тарковского, Стивена Спилберга, Гая Ричи, Стенли Кубрика.
— Нам известно, что Вы пробуете себя в качестве режиссера. Расскажите в каком спектакле и что ждет зрителей?
— Да, в этом сезоне мне посчастливилось попробовать себя в роли режиссёра. Это огромный опыт. Спектакль называется «Как кот и заяц Ивану помогли». Это детская сказка, рассчитанная на возраст 3+. Спектакль рассказывает о том, что такое настоящая дружба и готов ли друг жертвовать своим счастьем ради друга.
— Опишите себя в двух словах.
— Хотели бы играть не в театре, а в кино?
— Вы творческий человек. Какие у вас еще увлечения?
— Мы с коллегами иногда собираемся поиграть в футбол, баскетбол. Люблю смотреть хоккей. Ну, и конечно же, это ежегодные сплавы по горной реке. Там и рыбалка, и вечерние посиделки у костра, с байками, историями, прохождение порогов! Уходим с ребятами в тайгу дней на десять, а потом весь год об этом говорим, и с нетерпением ждем следующего раза.
— Как ваша семья относится к вашей профессии? Поддерживают?
Конечно, семья поддерживает! И хочется сказать огромное спасибо моей любимой жене, Маргарите, за ее терпение. Когда возникают какие-то сложности в театре, они, конечно же, выходят наружу дома. Поэтому я очень рад, что рядом со мной есть человек, который меня поддерживает. Кстати, наш сын Роман пошёл по моим стопам. Сейчас он занят в спектакле «Наваждение Катерины», и я надеюсь, и в дальнейшем, он свяжет свою судьбу с театром.
— Успехов Вам, Владимир, и благодарим за интересное откровение.
Алексей Песегов: «Не хочу, чтобы наш театр превращался в развлекательный центр»
С января главный режиссер Минусинского драмтеатра Алексей Песегов стал его художественным руководителем. В новой должности объединились не только творческие полномочия, но и административные, в театре больше нет директора. Чем вызваны столь радикальные перемены и как сейчас живет Минусинская драма, ее худрук высказался в интервью «ВК».
Не по доброй воле
Что вам принес новый статус, Алексей Алексеевич?
Лично мне? Бесконечную головную боль и жуткую усталость, больше ничего.
Тогда зачем взвалили на себя такую обузу?
Вынужденная необходимость. Весь прошлый год театр не выполнял план, только к концу года мы сумели его закрыть, и то благодаря праздникам. Поэтому пришлось задуматься о реорганизации зрительской части, которая слабо занималась продажей билетов. Да и другие службы необходимо подтянуть.
Разве это не забота директора?
Наверное, забота. И я был бы рад не вникать в административные вопросы. Но, как показывает мой печальный опыт, когда в театре двоевластие, избежать их невозможно.
Именно поэтому вы в позапрошлом году уходили в творческий отпуск?
Мне не хотелось бы ворошить прошлое. Всего лишь очередной виток жизненного опыта, я его пережил. Ничего страшного не произошло.
А как же состояние труппы? Для артистов, особенно для молодых, отсутствие главного режиссера разве не обернулось потерями?
Об этом было бы уместно говорить, если бы мы со Светланой (Светлана Ламанова, главный художник Минусинского драмтеатра, жена Алексея Песегова. — Е. К.) насовсем уехали из Минусинска, как поначалу собирались. Предложений у меня множество. Но прежний руководитель краевого агентства культуры Зоя Благих уговорила не спешить. Наверное, чтобы не пугать труппу: если бы мы уехали, то и вся молодежь из театра разбежалась бы. Просто потому, что я сам многих пригласил в труппу, они приехали именно ко мне. И есть выпускники не только сибирских театральных вузов, но и из Санкт-Петербурга.
Молодежь потянуло в театр
Недавно к вам пришла работать актриса новосибирского театра «Глобус». Чем заинтересовали?
Каждый актер ищет своего режиссера. И режиссер тоже работает с теми, кто ему близок — не только по духу, но и, наверное, по таланту.
Какие актеры близки Алексею Песегову?
Такие секреты я не раскрываю. (Улыбается.) Но догадаться нетрудно — те, с кем я работаю из спектакля в спектакль.
А с кем расстаетесь?
Сам — ни с кем, никого из артистов еще не уволил. Если уезжают, то по своим личным причинам. Молодых все равно больше тянет в крупные города. Хотя некоторые привыкают, втягиваются. Здесь нет суеты. Я сам вырос в Минусинске, и мне комфортно жить и работать в маленьком городе.
В этом году у вас первый выпуск студентов-актеров на базе местного колледжа. Идея себя оправдала?
Был недолгий период, когда молодежь не шла в театр, многие уехали, и нам пришлось решать проблему своими силами. Набрали двадцать человек, почти половина из них доучилась — считаю, это неплохо. Самых толковых оставлю в театре. (Улыбается.) Вообще молодежи у меня сейчас много. Они видят, что я о них забочусь, и кто-то, поискав счастья на стороне, возвращается. Тем более что я могу им теперь платить достойную зарплату.
За счет чего?
Минусинский драмтеатр получил статус особо ценного культурного объекта края. К зарплате творческого состава это дает существенную надбавку. Если мы через три года не утратим свои позиции, статус пролонгируют — хороший стимул.
Квартирный вопрос в Минусинске не улучшился?
Нет, в собственность театру квартиры не выделяли с советских времен, приходится арендовать. Прежде городские власти хоть изредка, но помогали нам финансово, при их поддержке я выпустил «Черный тополь», «Вишневый сад» и «Рядовых». Но в последнее время живем лишь на средства краевого бюджета и на то, что заработаем сами. Благо появился краевой социально-творческий заказ, он позволяет выпускать одну-две работы в сезон. А еще можно порадоваться, что театр не перевели в муниципальное подчинение, как когда-то хотели, — он давно бы уже погиб, поскольку сам Минусинск на дотации.
Противник коммерциализации
Насколько существенны собственные заработки, что приносит доход театру в маленьком городе?
Почему?
Не знаю, видимо, люди не хотят забивать себе голову чем-то, требующим от них умственных усилий. Это очень печально. Но все равно, с каким бы трудом зрители ни принимали серьезную драматургию, без нее никуда.
Но минусинская публика издавна считалась просвещенной, разве не так? Исторические корни — место ссылки образованных политзаключенных, театр с багажом в 128 лет, давние культурные традиции, что порождает трепетное отношение к театру, — это миф?
Нет, не миф, и, к счастью, в городе еще сохранилась такая публика. У нас давний диалог с некоторыми театралами, их искренне печалит, когда мы порой выпускаем что-то легковесное. Но театр работает не только на них, зрители приходят разные.
Детский репертуар часто обновляете?
Подростки у нас выпали из поля зрения, поэтому недавно взяли в репертуар пьесу Виктора Ольшанского «Зимы не будет». Мне кажется, она заинтересует и подростков, и взрослых. А еще есть проект по работе с детьми-инвалидами. Думаю, театр должен заботиться и о таких зрителях.
А сказки выпускаем каждый год. В этом сезоне я сам поставил сказку «Иван-царевич и Василиса Прекрасная». Представляете, в первый раз в жизни ставил детский спектакль! (Смеется.) И, видимо, в последний — это безумно сложно, гораздо сложнее, чем поставить спектакль для взрослых.
Спрос на сказки не уменьшается?
Нисколько, но проблема в том, что мы не можем сами привозить ребятишек из детских садов, как прежде. У театра нет лицензии на перевозку детей, нет специального автобуса с ремнями безопасности, как предписано новыми правилами.
А правда ли, что значительная часть публики приезжает к вам из Абакана?
Да, и внимание абаканских зрителей нам очень важно. В Минусинске, по последним данным, осталось всего 50 тысяч человек. Мы сами нередко вывозим спектакли в Абакан и окрестные райцентры. Но все выездные спектакли в чем-то неполноценны. Всякий раз приходится их адаптировать к новой площадке, и неизбежны компромиссы — и световые, и декорационные. Комфортнее играть на своей сцене. Да и вообще весь антураж, театральная атмосфера — это изначально воспитывает в человеке особое отношение к театру, к культуре. Возить театр на дом — отвращать зрителей от того, чтобы они сами сюда приезжали. А это значит — рубить сук, на котором сидим.
В ожидании реконструкции
Помнится, когда-то Минусинский театр был колхозно-совхозным.
Был, и мы не стесняемся этой страницы в нашей истории. Благодаря людям, которые руководили в то время сельским хозяйством на юге края и взяли театр на содержание, он вообще смог существовать. Потом он опять стал городским, потом краевым. И благо сейчас министерство культуры края делает все, чтобы сохранить театр. Театр нуждается в глобальной реконструкции, и есть надежда, что она наконец состоится.
Когда?
Обещают через год, проектно-сметная документация на стадии разработки. Самое главное, что город готов передать в краевую собственность бывшую котельную, чтобы ее тоже можно было переоборудовать под помещения для театра. Там откроется еще одна сцена плюс репетиционный зал. И тогда у нас наконец появится площадка, которую можно будет сдавать городу под какие-то его мероприятия.
Это так важно?
Очень важно, потому что в Минусинске нет своего Дома культуры, на меня постоянно давят с просьбами о проведении всяких мероприятий. И мало того, что театр нуждается в ремонте, так сюда еще приходит молодежь на КВН, и после них остается что-то невообразимое. Килограммами приходится сдирать жвачку с кресел — даже говорить об этом неприятно. Я не хочу, чтобы наш театр — театр, которым может гордиться и город, и край, — превращался в развлекательный центр.
Алексей Алексеевич, а у вас не возникает ощущения, что в других городах Минусинский драмтеатр воспринимают с большим интересом и вниманием, чем у себя дома?
Порой возникает. Возможно, во мне говорят оскорбленные чувства, но, на мой взгляд, городская власть не до конца понимает значимость театра. Не понимает, что хоть он и в краевом подчинении, но работает прежде всего для минусинского зрителя. Я готов сотрудничать с городом. Но власти должны понимать, что Минусинский театр — это серьезное учреждение, а не ДК плюс театр. И я горжусь, что мне удалось вывести театр из маленького города на всероссийский уровень. Это нормальное мужское дело. Крупный театр сделать знаменитым гораздо легче.
Кстати, по-прежнему ли в силе идея перенести в Минусинск Фестиваль театров малых городов России?
Евгений Витальевич (Евгений Миронов, художественный руководитель Театра наций, организатора фестиваля. — Е. К.) настроен решительно, хотел уже в этом году его здесь проводить. Но у нас тут полная разруха, договорились вернуться к этой идее после реконструкции.
Других крупных режиссеров можете позволить себе приглашать на постановки?
У самого театра нет такой финансовой возможности. Но министр культуры края обещал нам помочь. А конкуренции я не боюсь. Вообще единственное качество, которое я по-настоящему в себе ценю, — отсутствие зависти, чужой успех меня только возбуждает. Труппе необходимо работать с другими режиссерами, это повышает ее творческий потенциал. Например, я очень рад, что у нас есть спектакль «Пышка» Василия Сигарева в постановке Валерия Павловича Пашнина. Жаль только, что жизнь спектаклей в маленьком городе недолговечна, приходится часто обновлять репертуар. Это наша самая большая печаль.
«Мата на сцене не будет»
Сколько длится жизнь спектакля в вашем театре?
По-разному, может закончиться после четырех показов. Как произошло с «Экспонатами» Вячеслава Дурненкова. Посыпались звонки, письма — пришлось снять. Ну не хочет народ смотреть на то, что встречает в повседневной жизни, на всю эту безысходность, пьянь, полную безнадегу. Наша публика консервативна, патриархальна, и в этом ее прелесть. Она целомудренна, не любит современную чернуху, когда со сцены звучит мат. И слава богу. Пока я здесь, у меня со сцены материться не будут.
Неужели совсем не допускаете грубой лексики в театре?
Когда слово нельзя выбросить из контекста, я допускаю какие-то выражения. Но все же не матерные. Скажем, сейчас мы репетируем спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас», в нем есть просторечные грубоватые выражения — ну а как люди говорят в деревне? Хотя чаще всего без них можно обойтись, нарочитость ни к чему. Конечно, театр не может существовать без современной драматургии. Но она должна быть качественной, чтобы в ней была заложена какая-то идея. А из современных пьес, к сожалению, выбрать нечего. И я вообще считаю, что моя задача — не уходить в концептуальный театр, не разрушать традиции, которые были заложены здесь задолго до меня и которые сохранял Николай Климентьевич Гудзенко, корифей нашего театра.
А как относитесь к театральным экспериментам?
Особенность Минусинского театра — верность русской классике, и я пытаюсь ставить ее в современном прочтении, не совсем традиционном. Эксперимент эксперименту рознь. В одной телепередаче Кирилл Серебренников и другие молодые режиссеры настаивали, что 30 процентов бюджета театра должно уходить на экспериментальные постановки. Я в этом споре поддерживаю Олега Павловича Табакова, который сказал, что за экспериментами зачастую кроется режиссерская несостоятельность, которая выдается за современное прочтение. Сначала сделай хороший спектакль, докажи, что ты профессионал, а потом экспериментируй! И мне лично в этом смысле повезло с учителями — старшим поколением нашего театра, у которого было благоговейное отношение к искусству, к профессии. Они действительно ходили в театр как в храм. И в режиссуру я пришел довольно поздно, когда уже овладел многими театральными профессиями, вжился в театр и театр вжился в меня.
Лень как двигатель
Вы поставили немало спектаклей по собственным инсценировкам.
И сейчас задумал инсценировать пару произведений, но говорить о них преждевременно. Хотя вот осенью приступлю к «Василисе Мелентьевой» — это тоже своего рода инсценировка по Александру Островскому. Попробую сделать неисторический спектакль. Мне гораздо интереснее в пьесе тема предательства: сначала царь предал свою жену, а потом ему тем же отплатила любимая женщина. Кстати, никогда еще не ставил Островского. А эта драма меня зацепила. Хотя опять же уверен, что на нее пойдет не всякий зритель. Но так было и при Гудзенко: сто человек в зале на серьезном спектакле — уже хорошо. И все равно он ставил такие полотна, как «Дон Карлос», «Царь Федор Иоаннович», и на них приходила своя публика. А план по зрителю выполняли за счет вала, играли по спектаклей в сезон, много работали на выезде, театр тогда буквально жил на колесах.
А в каких случаях вы возвращаетесь к своим спектаклям? Дважды поставили «Циников» в разных театрах, сейчас хотите восстановить в Минусинске «Наваждение Катерины».
«Циников» мне было очень жалко — в них столько сил было вложено, а спектакль прошел всего А когда меня пригласили поставить что-нибудь в «Глобусе», там нашлись актеры на этот спектакль, удачно все сошлось. И «Наваждение» мы очень мало играли, а спектакль мне нравится — это несколько иная эстетика, другой уровень. Хотя на сто процентов я никогда не бываю удовлетворен своими постановками — хорошо, если наполовину, мне всегда кажется, что можно было сделать лучше. Даже в случае с «Наваждением».
Вы долго вынашиваете идеи своих спектаклей. Как хватает терпения не охладеть к замыслу?
Потому что я очень ленивый. Лень — очаровательное состояние, и противиться ему чрезвычайно сложно. (Смеется.) Поэтому постоянно все откладываю. Но, может, оно и к лучшему, идея успевает созреть. На спектакль «И в Сибири сакура цветет. » ушло восемь лет.
Предполагается, что он поедет на гастроли в Японию?
Да, в конце августа к нам приезжают японские актеры: мы репетируем, играем несколько спектаклей в Минусинске, затем в Красноярске. Потом они возвращаются домой, а в 2011 году мы должны сыграть несколько спектаклей в Токио, там уже даже площадку зарезервировали. И мне очень хотелось бы, чтобы японских военнопленных в спектакле на гастролях сыграли не только японские, но и наши актеры, хотя бы один раз, чтобы у публики была возможность сравнить. Когда в прошлом мае показывали спектакль для японской делегации, до тех пор, пока наша Лена Идиатуллина не заговорила, они думали, что она настоящая японка. А один из гостей, представитель японской телекомпании, трижды посмотрел спектакль и все время плакал. Его дед отсидел здесь в лагерях. А когда он вернулся в Японию, и там еще попал в заключение, потому что бывших военнопленных подозревали в сотрудничестве с советскими гэбэшниками.
А сколько лет вы готовились к постановке своей последней премьеры «Месяц в деревне»?
Пятнадцать лет вынашивал.
Ого, это бьет все рекорды!
Нет, первенство за «Наваждением Катерины» — на него ушло больше 25 лет. (Улыбается.) То подходящую актрису не мог найти, то просто лень было закончить инсценировку. Хотя в итоге написал ее фантастически быстро — в два присеста, за несколько часов, как-то покатило. Я очень люблю такие озарения. Примерно так же, не разгибаясь, за раз написал первую часть «Черного тополя». А вторую долго вымучивал, и она и в спектакле меня не устраивает, хочу ее немножко переделать. Кстати, этот спектакль пригласили в Вологду на международный фестиваль «Голоса истории» в конце июня, и я очень надеюсь, что власть поддержит нас со столь престижной поездкой.
Елена Коновалова, фото Ларисы Третьяковой«Вечерний Красноярск», №50 (241)