министр культуры московской области фото биография
Министр культуры Московской области
Харламова Елена Михайловна
Харламова Елена Михайловна
Театры стали самыми популярными среди подмосковных участников программы «Пушкинская карта»
Большой зал Московского областного театра юного зрителя откроется в Подмосковье
Министр культуры Московской области проведет прием граждан
Минкульт Подмосковья проведет образовательную программу в арт-кластере «Таврида»
Свыше 100 ДШИ оснастят новыми музыкальными инструментами в Подмосковье до конца года
Дом культуры открылся в Орехово-Зуевском городском округе после капитального ремонта
Москвич
Это мой город: министр культуры Московской области Елена Харламова
О кухонных посиделках во время пандемии, о мечтах о свободе и открытости в Москве и о культурной жизни за МКАД.
Я родилась…
На юге Москвы, потом жила на юго-западе.
Сейчас живу…
Между Москвой и областью. Еще до того, как начала работать в правительстве Московской области, продала квартиру на Мосфильмовской и уехала жить под Звенигород.
Сейчас я в постоянной миграции, своего рода пограничном состоянии. С одной стороны, мне нравится эта загородная замороженная красота и спокойствие, но с другой — мне важно, чтобы за окном происходило движение, динамика. Моя мама живет в Москве, и раз в неделю я обязательно приезжаю к ней, остаюсь в городе, чтобы получить эмоцию.
Люблю гулять в Москве…
Я «ходок». Очень много хожу, хотя и за рулем провожу немало времени. Когда хочется погулять, оставляю машину в переулках у Павелецкой и иду пешком до Трубной разными маршрутами. Если одолевают переживания, даже не анализируя уезжаю в переулки Покровки и Чистых прудов.
Мой любимый район в Москве…
Ну да, вот те же улицы и переулки вокруг Покровского бульвара и Чистых прудов.
Мой нелюбимый район в Москве…
Совсем не тянет в Сокольники. Прежде любила Патриаршие пруды, но сейчас они так загромождены людьми, что все время приходится протискиваться практически сквозь толпы.
В ресторанах…
Мои взаимоотношения с ресторанами и кафе зависят от блюд. Хожу туда, где вкусно. И это могут быть совсем не модные, топовые места.
Я знаю, где в Москве самая вкусная утка по-пекински. На первом этаже бывшей гостиницы ЦМТ, теперь Crowne Plaza, есть ресторан, которому, наверно, лет тридцать.
Если хочется суши, еду на Большую Никитскую в Lucky Izakaya Bar, если пиццу, то в Pinzeria by Bontempi в Большом Знаменском переулке, прямо за Пушкинским музеем.
Место в Москве, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…
Это очень странная, может, даже мистическая история. Давно хочу попасть, но так ни разу и не побывала на Большой Садовой, дом 10, кв. 50, в «нехорошей квартире», музее Булгакова.
У меня свои отношения с романом Булгакова «Мастер и Маргарита», пережившие несколько этапов. Книгу увидела рано, когда меня интересовал только кот Бегемот. Став постарше, увлеклась романтической историей Мастера и Маргариты, стала разбираться с линией Иешуа.
Главное отличие москвичей от жителей других городов…
Москвичи моментально принимают решения и как-то не стараются всякий раз подчеркивать, что родились в Москве. Это я сужу по себе, по своим друзьям. Мне кажется, что это те, кто приехал сюда, придумывают нам какую-то определенную ауру. Коренные москвичи ведут себя сдержанно и скромно. На события москвичи реагируют более динамично и нестандартно. Например, во время пандемии Москва очень быстро сориентировалась. А что делать?
Мы быстро перестроились, стали ходить в гости друг к другу, читать стихи, гитару достали. Вернулись кухонные посиделки. Как будто так было всегда. Ничего не забыто, оказывается…
В Москве лучше, чем в мировых столицах…
Мне очень близок Нью-Йорк. По ритму, стилю жизни, по разноплановости жителей этот город очень похож на Москву. Идешь, например, по Челси, и тебе начинают кричать: «Welcome to the world!» Это здорово!
В Москве самое любимое мороженое в вафельных стаканчиках, в Нью-Йорке — в розовых вагончиках, которое продают на Манхэттене. Люблю музей «Метрополитен», люблю бывать в театрах, и даже не на премьерах, а на предпремьерах.
Москва комфортнее, в ней все сделано для человека, привыкшего к удобствам. Магазины работают, театры работают. Ты можешь ночью куда-то пойти, найти для себя нечто интересное.
В Москве за последнее десятилетие изменилось…
Москва в отличие от других городов все время что-то придумывает, все время чем-то удивляет. Мне кажется, в других странах уже нет той креативности, которой живет наш город.
И до чемпионата мира по футболу мы успели привыкнуть, что все сияет и настолько френдли, что удивлялись скорее гости, сюда приехавшие.
Мне не хватает в Москве…
Вот ты заходишь в Нью-Йорке в магазин, и продавцы вдруг начинают напевать и пританцовывать. Или кричат тебе: «Привет! Ты отлично выглядишь! О, какая у тебя красивая футболка!» Делают комплименты, с тобой с удовольствием начинают разговаривать. И нет ощущения, что к тебе кто-то клеится или ты ненормальный. У нас пока такой свободы и легкости нет, но это придет, мне кажется.
Хочу изменить в Москве…
Не со всеми мероприятиями по благоустройству я согласна. У меня есть вопрос: зачем на Садовом кольце расширять тротуар? И пусть даже вы его расширили, но зачем посреди тротуара ставить кадки? Люди чисто психологически не занимают промежуток тротуара от кадки до проезжей части, где летят машины. Пешеходы передвигаются ближе к стенам домов. Это пространство оказывается просто ненужным. Зачем же оно сделано?
И, конечно, надо хранить и лелеять объекты культурного наследия и тем самым сохранять аутентичность, характер Москвы, ее лицо. Вот ради чего приезжать в Москву? Увидеть высотки? Они есть везде.
С детства помню мраморные лестницы, часы с кукушкой, оживающие игрушки на первом этаже в «Детском мире». Какой это был сказочный мир! Сейчас мраморные лестницы убраны, появилось множество каких-то маленьких отдельчиков, и желания привести в ЦДМ своего маленького сына и показать ему места детства не возникает.
Если не Москва, то…
Может быть, Мадрид, Рим или Флоренция. В моей голове нет дома на берегу океана, но постоянно снится сон, где я приезжаю на велосипеде, собственным ключом открываю дверь маленького книжного магазина или кафе. Вечером расставляю несколько стульев. Иду на рынок, тоже маленький, где все знакомы. Такой Ноттинг-Хилл…
В Москве меня можно чаще всего застать кроме работы и дома…
В музеях и театрах.
Жизнь за МКАД…
Я москвичка, которая до 2015 года Подмосковье видела только по пути на дачу из окна машины. Теперь же могу сказать: за МКАД есть жизнь. И она не менее интересная и актуальная, чем в Москве. Только о ней надо узнать и до нее надо доехать.
В музее «Новый Иерусалим»…
До 11 апреля проходит выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись Золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз». Там же мы планируем провести выставку работ русских импрессионистов. Скорее всего, к осени представим публике проект «Азбука шедевра», соберем в Подмосковье лучшие произведения из региональных музеев от Владивостока до Калининграда.
Когда мы придумывали проект «Мир, сотворенный заново» в Серпуховском музее, даже не представляли, что выставку ждет такой успех.
У нас большие планы с Коломной, городом, пропагандирующим нематериальное наследие, историю вкуса и традиций. Есть идеи в одном из исторических зданий Коломны открыть так называемый ресторан-театр. Конечно, это не будет «Мулен Руж» или «Яръ».
Чтоб заманить людей в область, надо придумать что-нибудь неординарное, что не увидеть нигде больше.
С 1 по 11 июля в Новом Иерусалиме проведем Международный фестиваль искусств П. И. Чайковского. С дирижером Василием Петренко думаем о большой опере, которая не будет проходить на привычно квадратной сцене.
Ведем переговоры с режиссером Алексеем Франдетти о постановке мюзикла «Евгений Онегин» силами актеров театра на Таганке в усадьбе Большие Вяземы. Подмосковье — лаборатория, где можно многое опробовать.
Губернатор сделал министром культуры бывшего продюсера молодежного телеканала
На высоком посту Елена Харламова сменила яркую Нармин Ширалиеву.
Накануне губернатор Подмосковья Андрей Воробьев представил нового министра культуры региона. Им стала экс-заместитель руководителя администрации губернатора Елена Харламова.
Многие работники культуры с трепетом ждали этого назначения. Прошлый министр Нармин Ширалиева запомнилась в Подмосковье высочайшим уровнем личностной культуры, богатством идей и мягкостью в отношении подчиненных. Однако ее эпоха продлилась незаслуженно мало. Люди предполагали, что на смену творческой, далекой от бюрократии Нармин придет сухой управленец. Насколько оправдались эти опасения, покажет время. Пока же министр сделала свои первые заявления на новом посту.
Елена Харламова родилась в Москве, окончила Институт международных социально-гуманитарных связей по специальности «Государственное и муниципальное управление».
В 2003-2006 годах работала продюсером телеканала «МТV Россия», в 2006-2014 – руководителем специальных проектов Первого канала. С 2014 по 2017 годы занимала должность директора Центра культурных инициатив. В 2017-2019 годах была заместителем руководителя администрации губернатора Московской области.
Отметим, ранее госпожа Харламова становилась объектом журналистского расследования, к ней были вопросы со стороны ОНФ.
«Ни хрена не культурный человек» из «великой семьи». Кто такая министр культуры Ольга Любимова
Из всех новых министров 39-летняя Ольга Любимова, ставшая новым министром культуры, вызвала наиболее живую реакцию. Причиной стали старое фото Любимовой в футболке с нецензурной надписью и ее старый блог с высказываниями, которые плохо сочетаются с привычным образом министра культуры. Сетевая общественность посчитала, что такой человек не может возглавлять Минкульт, но многие деятели культуры, напротив, относятся к Любимовой весьма положительно. Противоречивые стороны биографии нового министра — в профайле Znak.com.
Связь времен
Московский художественный театр был «любимым придворным театром» Иосифа Сталина. Об этом в одном из интервью рассказывал советский и российский театровед Алексей Бартошевич, который приходится дядей Ольге Любимовой.
В Московском художественном театре в то время работал известный актер Василий Качалов — прадедушка Любимовой по материнской линии. У Сталина были актеры, которым он благоволил и которых не трогал. Качалов был одним из них, говорилось в документальном фильме, посвященном Качалову. Во время Великой Отечественной войны Качалов писал письмо Сталину с просьбой помочь отыскать сына Вадима, который ушел добровольцем в ополчение, а после пропал. Вадима нашли.
Спустя 70 с лишним лет, в январе 2018 года, возглавляемый правнучкой Качалова департамент кинематографии Министерства культуры РФ отозвал прокатное удостоверение у британской комедии «Смерть Сталина».
Династия
Актер Станислав Садальский, реагируя на назначение Ольги Любимовой в правительство, написал в своем блоге пост, в котором назвал семью Любимовой «великой». «Это самый лучший подарок, который Владимир Владимирович мог сделать для нас! Ольга — правнучка великого русского актера Василия Качалова, дочь Маши Шверубович, подруги моей театральной юности в „Современнике“, партнерши по сцене, с которой связаны лучшие воспоминания […] Это великая семья, носители и хранители старомосковских традиций театра, интеллигентности, веры, знаний, добра», — написал он.
По отцовской линии среди предков нового главы Минкульта — вологодский губернатор Михаил Николаевич Кормилицын, который был ее прадедом. Дед Николай Любимов был переводчиком. Отец Борис Любимов является ректором Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заведующим кафедрой истории театра в ГИТИСе.
Сама Любимова замужем за корреспондентом «Первого канала» Евгением Барановым. У них двое детей — Никита и Варвара.
Образование и православие
Издание «Православие и мир» писало, что Любимова выросла в верующей семье. Учиться она пошла в православную гимназию, о которой впоследствии в интервью тому же изданию вспоминала, мягко говоря, с неудовольствием. «Стресс от трех лет обучения в православной гимназии явно свидетельствовал о том, что я в принципе больше никогда не буду в лоне Русской православной церкви. К седьмому классу православная гимназия для меня стала лагерем „Аль-Каиды“ (террористическая организация, запрещенная в России, — прим. ред.). Единственный из всех моих знакомых, кто сел в тюрьму, был выпускник православной гимназии — за то, что избил негритенка до полусмерти. Я мечтала заниматься культурой, театром. Церковью я заниматься не хотела совсем», — говорила она.
К слову, протодиакон Андрей Кураев на своей странице в Facebook накануне привел воспоминания одноклассника Любимовой, имени которого Кураев не называет: «Одноклассника, избившего африканца и севшего за это в тюрьму, тоже знаю. Помню другого одноклассника, которого травили за локон некоей девочки, в которую все в школе были влюблены. Помню нашего замечательного священника, учителя катехизиса, который нам рассказывал, что католики в ад попадут. […] Помню множество психологических травм, которые навсегда со мной остались. Вообще, это было такое страшное и формативное время, я о нем вспоминаю почти каждый день».
Любимова окончила журфак МГУ и факультет театроведения ГИТИСа и, хоть и не хотела больше связывать свою жизнь с церковью, пришла на работу в информационное агентство РПЦ. «Был у меня друг по фамилии Морозов — сын Саши Морозова. И он мне сказал: „Послушай, Любимова, надо срочно зарабатывать денег. Ты соображаешь про православных, я ничего не соображаю. Там денег практически не платят, но поскольку у нас их вообще нет, то чуть-чуть — всегда больше, чем ничего“. Я говорю: „Отлично!“. Мы с Морозовым пришли в информационное агентство Русской православной церкви», — рассказывала она. В информагентстве, по словам Любимовой, ее научили писать о православии интересно. «Вот тогда Писарев (Андрей Писарев — глава дирекции социальных и публицистических программ „Первого канала“ — с 1996 по 1998 год являлся гендиректором православного информационного агентства; Любимова называет Писарева своим наставником в профессии — прим. ред.) мне и сказал: „Ты должна понимать одну простую вещь. Если ты научишься делать материалы про православие интересно, ты можешь дальше работать, где хочешь. Потому что сделать интересно про православие — это высший пилотаж“ […] Вот этому меня и научили».
Телевидение и кинематография
После информагентства РПЦ Любимова перешла работать на телевидение. Она работала корреспондентом программы «Ортодокс» (ТВЦ) (2001); корреспондентом «3-го канала» (программы «Итоги недели с Глебом Пьяных», «Главная тема», «Цена вопроса», «Дольче Вита», «Выводы»). Была автором и шеф-редактором программы «Православный календарь» (2002), шеф-редактором программы «Регион» (2003); шеф-редактором программы «Русский взгляд» с Иваном Демидовым (2003–2005); продюсером программы «Русский взгляд» (2005), ведущей ток-шоу «Горожанка», руководителем итоговой программы «Контекст» на «Культуре».
Советский и российский режиссер, киножурналист и телеведущий Давид Шнейдеров написал после назначения Любимовой, что знаком с Ольгой по работе на ТВ. Шнейдеров близко общался с Любимовой как раз-таки во время ее работы над «Контекстом». «Ольга отличалась тем, что она в этой программе старалась представить разные точки зрения. Она приглашала независимых экспертов, у которых не сходились точки зрения на один вопрос», — вспоминает Шнейдеров.
«С приходом Ольги в министерство произошли определенные положительные сдвиги. Я не знаю, что будет дальше. Время покажет. Бывает, что люди, заняв высокие посты, иногда портятся. Я очень верю в то, что с Ольгой Борисовной этого не произойдет», — также написал он.
Помимо телевидения Любимова занималась и кинематографией. Она принимала участие в создании 80 документальных фильмов о православии в качестве сценариста, шеф-редактора или продюсера. В частности, Любимова была автором сценариев к документальным фильмам «Преподобный Сергий Радонежский», «Никита Михалков», «Война и мифы» («фильм, разоблачающий современные мифы о Великой Отечественной войне»).
Также она написала сценарий к фильму «Путь патриарха» о патриархе Алексии Втором. Лента вышла спустя год после кончины предстоятеля РПЦ. Алексий предстает в фильме весьма человечным и не всегда каноничным. Например, там рассказывается, как прихожанки первого прихода, где служил Алексий, стремились «похристосоваться» (то есть троекратно поцеловаться) с красивым священником.
Министерство
В Министерство культуры Ольга Любимова пришла в 2015 году сначала советником — в департамент кинематографии, а в январе 2018 года она уже возглавила этот ведомственный отдел. Помимо скандала со «Смертью Сталина» департамент Любимовой также запомнился запретом выдачи прокатного удостоверения частям фильма «Дау» Ильи Хржановского.
Сейчас создатели фильма планируют подать в суд на Министерство культуры.
Преподаватель кафедры звукорежиссуры ГИТИСа Анатолий Вейценфельд, реагируя на назначение Любимовой, на своей странице в Facebook написал, что департамент Любимовой отказал неким кинематографистам в поддержке музыкального фильма, который они хотели снять к 50-летию группы «Машина времени». «Вдруг вспомнилась сравнительно недавняя история, о которой ходили слухи в музыкальных кругах. О том, как какие-то кинематографисты решили снять документальный фильм к 50-летию группы „Машина времени“, обратились в Минкульт, но некая дама, „главная по кино“, отказала — „мы врагов не поддерживаем“. История эта никого не удивила, потому и говорили о ней мало, и узнавать имя чиновницы мне даже в голову не пришло, неинтересно, мало ли чиновников в министерстве. Да вот теперь оно неожиданно всплыло», — написал Вейценфельд.
Вместе с тем имя Любимовой связывают с последними кассовыми успехами российских картин, таких как «Движение вверх», «Холоп» и «Т-34». Кроме того, режиссер Павел Лунгин заявляет, что Любимова помогала ему в ситуации с фильмом «Братство». Напомним, в прошлом году после закрытого показа «Братства», который состоялся в конце марта в московском кинотеатре «Иллюзион», сенатор Игорь Морозов назвал фильм непатриотичным, заявил, что лента имеет фактологические неточности и «прямые искажения фактически исторических событий по выводу наших войск из Афганистана», и потребовал перенести дату премьеры фильма, которая планировалась на 9 Мая.
«Для меня это сильнейшая драма, патриотическое кино, — рассказывала сама Любимова в интервью изданию Meduza (само по себе это интервью либеральному изданию многие сейчас ставят Любимовой в заслугу). — Мне кажется, это лучший фильм про службу внешней разведки. Но у нас был просмотр с ветеранами Афгана, который вылился в публичное оскорбление режиссера, потому что эти люди за словом в карман не лезут. Конечно, в такой ситуации трудно объяснить, что для документальной достоверности есть конкурс неигрового кино, а тут художественное, у режиссера свой взгляд. В общем, это мы пережили вместе с Павлом Семеновичем, я потом седину закрашивала. Фильм в прокат все-таки вышел».
Премьера, впрочем, была перенесена. «Просто она не все могла, над ней всегда был начальник», — говорит Павел Лунгин.
Реакция на назначение
Из всех новичков в правительстве именно Ольга Любимова вызвала самую яркую реакцию у сетевого сообщества. Активно обсуждалось и осуждалось ее давнее фото, на котором Любимова была запечатлена в футболке с легкомысленной и слегка нецензурной надписью.
Также Любимова подверглась критике за свой старый блог в LiveJournal. В нем Любимова, которая на тот момент еще не была ни министром, ни главой департамента, рассуждала о гражданском обществе. «Вот что меня пугает — я не могу понять, что такое гражданское общество. Кто эти люди? Как должно выглядеть гражданское общество? Я вот жопой чувствую, как перед выборами ситуация накаляется. Вот мои друзья начали ходить на митинги. В моем детстве на митинги ходили алкаши и бездельники — там поили водкой. Потом на митинги ходили несчастные, доведенные до отчаяния люди. У меня тоже были друзья. Несчастные и доведенные до отчаяния. Но они на митинги не ходили, понимая, что это все бессмысленно и можно придатки только отморозить», — говорится в записи «Манифест Любимовой», написанном в 2010 году.
Любимова отмечала, что живет по принципу «завещанному жертвам насильника: я легла на спину, раздвинула ноги, глубоко дышу и даже стараюсь получить удовольствие». Также она писала, что «ни хрена не культурный человек» — не любит оперу, балет, классическую музыку, театр и музеи.
Спустя сутки записи стали недоступны, однако разошлись по интернету в скриншотах.
Реакция деятелей культуры на повышение Любимовой довольно разнообразна. Например, режиссер Александр Сокуров этим фактом «огорчен и разочарован». «Назначение нового министра культуры лично мне не внушает никаких надежд. Ничего хорошего ожидать не следует. Только укрепление прочих московских группировок, возни вокруг кино, но никакого результата не будет», — заявил он изданию «Сноб».
Режиссер Егор Кончаловский, напротив, симпатизирует Любимовой и надеется, что «у нее все будет хорошо». Кинокритика Кирилла Разлогова назначение «приятно удивило». «Ольга — человек контактный, дипломатичный. Первая ее забота — помочь творческим работникам, в том числе преодолеть идиотские ситуации, которые вытекают из нашего законодательства. Она получила театральное образование, а значит, хорошо ориентируется в театре и в кино. Насколько я понимаю, это первый министр культуры — женщина после Фурцевой (Екатерина Алексеевна Фурцева — министр культуры СССР с 1960 по 1974 год — прим. „Сноб“). Хочется надеяться, что она найдет понимание среди творческих работников, относящихся не только к кинематографу, но и к другим секторам культуры», — заявил он.
Сама Любимова на церемонии представления в Министерстве культуры пока не сказала ничего конкретного о планах. «Дверь [министерского кабинета] была открыта, когда внутри этого кабинета находился министр Мединский. Ничего не изменилось. Мы будем потихонечку очень быстро знакомиться и начинать скорей продолжать работу», — заявила она.
Новым министром культуры Московской области стала Нармин Ширалиева
Он добавил, что также создан комитет по туризму.
Ранее министерство культуры региона возглавляла Оксана Косарева.
Нармин Ширалиева окончила Московский государственный институт международных отношений, отделение международной журналистики в 1996 году. Свободно владеет английским, французским языками.
Осенью 2013-го года перешла на работу в администрацию губернатора Московской области на должность советника губернатора Московской области по культуре в ранге министра.
В первый год работы инициировала, подготовила и провела ряд крупных культурных проектов в Московской области, в частности, таких, как фестиваль искусств «Времена года в Подмосковье», Фестиваль театров малых городов России, фестиваль «Подмосковные вечера с Чайковским», акции «Первый зритель», «Подмосковная афиша столичных театров», «Русский балет в Новом Иерусалиме», «Фестиваль стола».
В 2016-2017-х годах под кураторством Ширалиевой в Московской области были запущены новые масштабные фестивальные проекты. Впервые в сотрудничестве с Московской епархией Русской православной церкви был проведен музыкальный фестиваль «Русская опера у стен монастыря».
На качественно новом уровне наполнения был представлен Международный фестиваль искусств П.И. Чайковского в Клину. Яркой театральной инициативой стал «Фестиваль губернских театров – Летний сезон Станиславского». Одним из самых успешных проектов в рамках губернаторской программы «Наше Подмосковье» стал фестиваль Игоря Бутмана «Джазовые сезоны в Горках Ленинских».
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»