министр культуры бывший актер
Режиссер морального беспокойства
Умер Николай Губенко
16 августа в Москве, не дожив одного дня до своего 79-летия, умер Николай Губенко, один из самых обаятельных в своей обманчивой простоте актеров и один из самых тонких и трагических режиссеров советского кино.
Фото: Алексей Гостев / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Фото: Алексей Гостев / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Виктор Шкловский придумал термин «гамбургский счет». Дескать, раз в году в гамбургской пивной тайно встречаются увешанные всеми возможными медалями ярмарочные борцы. Они прекрасно знают истинную цену побрякушкам, но тут борются взаправду, выявляя во имя профессиональной чести истинно лучшего. Губенко был актером и режиссером «по гамбургскому счету».
Его фильмография повергает в шок. Всего-то дюжина ролей, из них от силы половина — главных. Всего-то шесть режиссерских работ. При этом кажется, что его было на экране невероятно много — в силу того, что называют даром presence, значительного по определению присутствия в кадре и в пространстве культуры. Пересмотрите шедевр советской новой волны «Мальчика и девочку» (1966) Юлия Файта. Губенко там совсем ничего, пара минут. Поездной попутчик в тельнике бренчит на гитаре песенку Геннадия Шпаликова «Милый, ты с какого года? И с какого парохода? Лед, лед Ладогой плывет. »
И ухитряется при этом подхватить губами из пепельницы беломорину, которую с босяцким шиком перекатывает во рту. Все. Врезается в память навсегда. Недаром умнейший Файт, уже снявший Губенко в роли бешеного от водки и отчаяния командира погибшей разведгруппы («Пока фронт в обороне», 1964), чуть ли не договор заключил с актером, что тот будет талисманом всех его фильмов. Не сошлось: «Мальчика и девочку» запретили, а Файта надолго отлучили от режиссуры.
Вроде бы есть резоны считать, что Губенко у Файта играл самого себя. Во ВГИК на курс к легендарным Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой он пришел после детдома и Суворовского училища. Безотцовщина, подранок. «Подранками» (1976) он назовет свой шедевр о разметанных войной и — пуще того — жестоким миром детях войны. Родился Губенко в одесских катакомбах, под бомбами. Отец, бортмеханик бомбардировщика, пал за Родину в 1942-м. Мать, главного конструктора завода, тогда же повесили оккупанты.
Однокурсникам Губенко запомнился приблатненными манерами, вечным чинариком на губе и кожаной тужуркой на голое тело. Говорят, жгучую классовую ненависть к нему питала рафинированная московская барышня Жанна Болотова.
Спустя несколько лет они поженятся и проживут вместе более полувека. Барышня и хулиган.
Видимую обыденность большелобого лица Губенко компенсировали изумительная мимика, пластичность и магически неприметная психологическая нюансировка. Каждый его герой был прост, как просты стихи его друга Геннадия Шпаликова, но как по-разному прост. Бандит-фюрер Артуро Уи в студенческой постановке пьесы Брехта: эта роль приведет Губенко в первый состав Театра на Таганке, откуда он уйдет на режиссерский факультет ВГИКа и куда вернется, чтобы возглавить отколовшуюся после возвращения Юрия Любимова из эмиграции часть коллектива. Один из трех товарищей, героев оттепельного манифеста Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (1964), жизнерадостный ловелас с жестким моральным принципом: не стучать. Эта роль ввела Губенко в «золотую сборную» оттепельного кино вместе с Хуциевым, Шпаликовым, Файтом, Светличной, Любшиным. Балтийский «братишка» Зворыгин («Директор», Алексей Салтыков, 1969), призванный создавать советский автопром. Ах, как выплясывал он яблочко вокруг мещанки-новобрачной, как изображал перед ней тигра, как клялся купить — ну, или украсть — букет цветов. Наконец, муж председательницы горисполкома («Прошу слова», Глеб Панфилов, 1975), уравновешивающий мещанским человеколюбием ледяную идейность жены: та голосит, узнав о гибели Сальвадора Альенде, а он, всполошившись, чертыхается: «Я-то решил, что с детьми что-то случилось!»
Непрост, нюансирован, порой изыскан по сравнению с актером Губенко был Губенко-режиссер. В отличие от большинства актеров-режиссеров, он лишь однажды сыграл сам у себя главную роль вертолетчика-испытателя («Если хочешь быть счастлив», 1974). Еще в трех — скромные роли второго плана.
Несмотря на то — или, точнее говоря, именно потому, что он был честным коммунистом и настоящим советским человеком, готовым подписаться под строками Шпаликова о родине «Она меня мальчишкою растила на трудный хлеб, на трудные хлеба»,— все, что он снял, относится к «кино морального беспокойства», проникнутому ощущением глубокого социального неблагополучия, кризиса советской мечты.
Ему советское кино обязано двумя сильнейшими драмами об эхе войны. «Подранки» — о стране, тщетно вытесняющей военную травму. И страшный режиссерский дебют «Пришел солдат с фронта» (1971) об одноруком, потерявшем жену солдате, пытающемся возродить пепелище родного колхоза и — невероятная сценарная смелость — погибающем, надорвавшись, чуть ли не на середине фильма. То же неблагополучие разлито в воздухе «Если хочешь быть счастливым». Пока муж в связке с коллегой-янки спасает жертв наводнения в Индии — политика разрядки культивировала такие сюжеты,— жена-телерепортер тщетно пытается пробить броню двоемыслия своих простых героев. Семейная пара, сыгранная семейной парой Шукшиных, под запись чеканила казенную околесицу, а стоило выключить камеру, рубила правду-матку: типа, все плохо, а что именно плохо — и не сформулировать.
Чем известен Николай Губенко
То же в воздухе «Из жизни отдыхающих» (1980), вроде бы простом курортном романе двух немолодых и тертых жизнью людей. Но роман этот разыгрывается глубокой почти безлюдной осенью, и теперь кажется, что Губенко снимал кино о глубокой осени не только своих героев, но и своей страны. И как же декадентски, визионерски красиво умел снимать этот детдомовец, этот блатарь, этот подранок, что сцены отнюдь не романтического выживания воровской беспризорщины в послевоенной Одессе («Подранки»), что холодное море («Из жизни отдыхающих»).
В 1988-м Губенко простился с профессией «Запретной зоной» — своим самым несовершенным, почти раздрызганным, но неотразимо искренним фильмом. Фильм записали по разряду фильмов-катастроф, хотя это была политическая притча. Ураган, порушивший в 1984-м Ивановскую область,— метафора перестройки, разрушающей человеческую солидарность и легализующей худшие инстинкты. Все: больше снимать и играть он не мог и не хотел. Ушел в политику.
Последний министр культуры СССР, он, в отличие от большинства коллег, остался верен Компартии, в которую вступил в 1987 году.
В 1995 году он впервые избрался от КПРФ в Госдуму, где через четыре года возглавил комитет по культуре, и в частности успешно, несмотря на кажущуюся безнадежность дела, противостоял решению о реституции культурных ценностей Германии: а разве мог занять иную позицию военный «подранок». Этот пост едва не привел к разрыву Губенко с партией. В 2002 году фракция «Единство» сформировала новую коалицию, лишив коммунистов ряда руководящих должностей, после чего КПРФ решила отозвать своих членов со всех постов глав комитетов. Николай Губенко уходить отказался и лишился партбилета, но через год был восстановлен в партии.
С 2005 года он являлся бессменным депутатом Мосгордумы, а с 2009 года занимал пост заместителя ее председателя. На выборах 2019 года Губенко вошел в список так называемого «Умного голосования» — системы, разработанной политиком Алексеем Навальным для поддержки наиболее сильных оппозиционных кандидатов. Сам депутат Губенко, которому переизбрание и так было фактически гарантировано («Единая Россия» не выставила по его округу своего кандидата), высказался резко против: «Я не нуждаюсь в поддержке тех, кто разрушает нашу государственность и старается нажить политический капитал на том, что создано силами всего народа». В итоге Губенко получил абсолютно лучший результат среди всех кандидатов (61,65% голосов), но, в отличие от некоторых коллег по фракции, ставших депутатами именно благодаря «Умному голосованию», никогда не выступал с резкими заявлениями в адрес властей и правящей партии.
Каким был экс-министр культуры СССР артист Николай Губенко. Фотогалерея
Кадр из фильма режиссера Алексея Салтыкова «Директор». В роли Алексея Зворыкина — Николай Губенко
Губенко на съемках фильма «Подранки»
Церемония празднования 500-летия Грановитой палаты. Министр культуры СССР Николай Губенко во время выступления
Поездка кандидата на пост президента России лидера КПРФ Геннадия Зюганова по городам страны. Слева — Николай Губенко
Депутат Государственной думы от КПРФ, председатель думского комитета по культуре и туризму Николай Губенко (слева) и заместитель председателя правления попечительского совета УИС Сергей Бабурин
Как детдомовец снял фильм о своей судьбе и стал министром культуры и знаменитым режиссером: Николай Губенко
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сирота, детдомовец, суворовец, артист
В детстве Николай Губенко пережил беду, которая впоследствии отразилась на всей его жизни. Он родился 17 августа 1941 г. в одесских катакомбах, где его мать пряталась от налетов фашистской авиации. В 1942 г. не стало его отца, военного летчика, бортмеханика бомбардировщика, – он был сбит в воздушном бою под Ворошиловградом. В том же году нацистские оккупанты повесили его мать – она хорошо знала немецкий язык, ей предложили работать в городской комендатуре, но женщина наотрез отказалась сотрудничать с нацистами.
Пятеро детей остались сиротами. Николая – самого младшего из детей – забрали к себе бабушка с дедушкой. Остальных взяли на воспитание соседи. О том, что у него есть 3 сестры и брат, Коля узнал только в 16 лет. Их всех усыновили чужие люди, они выросли в разных семьях и так и не стали друг для друга родными. Как и многие в те времена, бабушка и дедушка Коли жили впроголодь, из-за чего вскоре решили отдать внука в детдом – Одесскую спецшколу-интернат для детей погибших офицеров. Там он впервые попробовал блюдо, которое тогда казалось ему недоступным лакомством, – борщ со сметаной.
Позже Колю перевели в Суворовское училище, где в старших классах несколько предметов читали на английском языке. Ему должна была быть уготована совсем иная участь. Позже Губенко рассказывал: « Я должен был стать военным переводчиком, исходя из специфики той школы-интерната, в которой я воспитывался. Но в 1955-м году Хрущев сократил армию на 300 тысяч человек и вместе с ней Военный институт иностранных языков, куда я должен был идти прямиком из спецшколы-интерната ».
Сам же Николай с ранних лет больше всего любил занятия в школьном драмкружке. Одноклассники называли его Артистом – он участвовал во всех постановках, играл в оркестре на кларнете, выступил на областном конкурсе джазистов, посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков и театральную студию при Доме актера. После окончания училища он устроился в Одесский ТЮЗ – сначала монтировщиком и машинистом сцены, потом – актером вспомогательного состава.
В характеристике, написанной преподавателем его училища, о нем говорилось так: « Николай Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто самовольно уходит из школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно. К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешать товарищей. Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером ».
Актер, режиссер, главреж Таганки
В 20 лет Николай уехал в Москву, поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова, преодолев конкурс в 3 тысячи человек. Параллельно он занимался в Государственном цирковом училище, осваивал хождение по канату, чтобы научиться владеть своим телом. Еще во время учебы, в 22 года, он сыграл свою первую роль в кино, да еще какую – у самого Марлена Хуциева в фильме «Мне двадцать лет». Позже Николай снялся в культовых советских фильмах: «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Прошу слова» Глеба Панфилова.
После завершения учебы Губенко стал актером Театра на Таганке, где выступал на одной сцене с Леонидом Филатовым, Валерием Золотухиным, Вениамином Смеховым, Владимиром Высоцким. Спустя 20 лет Губенко возглавил этот театр, а после раскола театра в 1993 г. стал руководителем «Содружества актеров Таганки».
Вскоре в рамках актерской профессии ему стало тесно. Через 5 лет после окончания актерского факультета ВГИКа Губенко экстерном закончил еще и режиссерский, после чего вышел на съемочную площадку уже в новом качестве. В 30 лет он снял свой первый полнометражный фильм «Пришел солдат с фронта», следом за которым вышли «Если хочешь быть счастливым», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Запретная зона». Но самой пронзительной и лиричной режиссерской работой Губенко стали «Подранки» – наверное, потому, что эта история была автобиографичной.
Триумфатор международных кинофестивалей
Позже, когда режиссеру задавали вопросы о его биографии, он отвечал: « Подранки» видели? Вот там все и сказано: хотя это и художественный вымысел, но в огромной степени базируется на биографии ». В качестве эпиграфа к своему фильму Губенко выбрал слова Александра Твардовского: « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете ».
За основу сюжета режиссер взял свои воспоминания о послевоенном детстве в детдоме, а на главные роли выбрал настоящих детдомовцев. Хотя история была очень личной, в ней многие увидели судьбу всего поколения «детей войны». Роль воспитателя в интернате исполнил сам Губенко, а учительницу биологии сыграла ровесница режиссера, его однокурсница и жена, одна из самых красивых советских актрис Жанна Болотова.
В истории главного героя, писателя Алексея Бартенева, было много автобиографичного: он возвращается в город, где провел детские годы в детдоме после того, как во время войны не стало его родителей, пытается разыскать родных братьев и сестру, усыновленных разными семьями, вспоминает тяжелый быт послевоенной Одессы. Название фильма символично: подранками охотники называли раненых птиц, которые больше не могли летать, или раненых зверей, отчаянно цепляющихся за жизнь.
«Подранки» стали настоящим кинособытием не только в Союзе, но и за рубежом: фильм завоевал главный приз на Всесоюзном кинофестивале в СССР в 1978 г., принял участие в основной программе Каннского кинофестиваля в 1977 г., получил призы на международных кинофестивалях в Чикаго, Тегеране, Сантарене. Зрители, которые пришли на премьерный показ фильма в Каннах, не понимали значения слова «подранки» и не знали, чего ожидать от этой картины. С показа они уходили со слезами на глазах.
Последний министр культуры СССР
Николай Губенко был известен не только как актер, сценарист и режиссер, но и как общественно-политический деятель. Он стал последним министром культуры СССР, занимая этот пост с 1989 по 1991 гг. Позже он был депутатом Госдумы, Председателем Комитета по культуре и туризму, советником президента по вопросам культуры и искусства, стал инициатором ряда законопроектов. Губенко пришел в политику только из-за желания сделать что-то полезное для страны и культуры, которая, на его взгляд, пришла в плачевное состояние.
С начала 1990-х гг. Николай Губенко больше не снимался в кино и не работал как режиссер. Перестала появляться на экранах и его супруга. Кинопроизводство нового столетия не вызывало в них ничего, кроме отторжения. Губенко признавался: « Для нас это несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции… Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас всё больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, — страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ушёл настоящий человек Николай Губенко
Выдающийся режиссёр и актёр. Государственный деятель, патриот с большой буквы. Народный артист РСФСР (от звания Народного артиста СССР отказался в смутном 1991-м), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и премии Ленинского комсомола, кавалер ордена Дружбы.
Долго, очень долго болел. Весной этого года вместе со своей супругой Жанной Болотовой переболел коронавирусной инфекцией.
У последнего министра культуры СССР, худрука театра «Содружество актёров Таганки» и заместителя председателя Мосгордумы остановилось сердце. Не дожил одного дня до 79-летия.
С 1947-го Коля жил и учился в детском доме № 5 в Одессе, затем переведён в закрытую спецшколу-интернат для мальчиков с углублённым изучением английского языка, где ребят готовили для поступления в Военный институт иностранных языков. Играл в школьном драмкружке, посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков, играл в молодёжном ансамбле. Поступил в театральную студию при Доме актёра. По окончании студии зачислен в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя. Переехал в Москву и окончил актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой); первый актёрский успех пришёл после главной роли в дипломном спектакле «Карьера Артура Уи» по пьесе Бертольта Брехта. Был принят в труппу Театра на Таганке. Дебют в кино состоялся в 1964 году: Николай Фокин в фильме «Застава Ильича» Марлена Хуциева. Женился на однокурснице по ВГИКу, будущей Народной артистке РСФСР Жанне Болотовой.
Ничего не снимал и нигде не снимался с 1988 года. Гораздо позже в интервью газете «Правда» сказал: «Объяснение кроется в том, каким стало наше кино. Сначала после 1991 года нам с Жанной предлагали довольно много ролей. Но какие? Жанне — проституток, барменш, содержательниц притонов и т. п. Мне — злодеев-энкавэдэшников, партократов, палачей. Конкретный пример. Предлагался сценарий о том, как в начале войны тело Ленина с целью его сохранения перевозят из Москвы в Новосибирск. Вокруг этого разворачиваются детективные коллизии. Предложенная мне роль — ответственный за сопровождение. Во время бомбёжки происходит ограбление поезда, тело куда-то исчезает, сопровождающий в панике идёт в местную тюрьму, находит там зека, похожего на Ленина. Его умерщвляют, так сказать, «свежуют», бальзамируют — и всё дальнейшее в том же роде. Ну мог ли я согласиться с такой мразью? И за такие роли предлагали большие деньги — 50 тысяч и более долларов. Был ещё фильм Би-би-си о Сталине, который мне предлагали озвучить для одного из наших телеканалов, а про оплату сказали так: «Сколько скажете, столько и заплатим». Можете себе представить? Но достаточно было заглянуть в текст, чтобы категорически отказаться. Или мог ли я, скажем, согласиться на съёмки у Андрея Смирнова в его злобной, русофобской и антисоветской картине «Жила-была одна баба»? Конечно, нет».
В начале 1987-го (после смерти Анатолия Эфроса) по просьбе коллектива стал главным режиссёром Театра на Таганке. 21 ноября 1989 года назначен министром культуры СССР; на этот пост Губенко порекомендовал худрук Большого драматического театра (БДТ) Кирилл Лавров. Являясь главой Минкульта, добился возвращения советского гражданства экс-режиссёру Театра на Таганке Юрию Любимову, в 1983 году покинувшему страну и принявшему гражданство Израиля, после чего вернул его на должность главного режиссёра, а сам остался актёром. На XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года избран членом ЦК КПСС. Ушёл в отставку вместе с кабмином СССР в конце августа 1991 года, но в течение 3 месяцев (до 27 ноября) продолжал исполнять обязанности министра культуры, пока министерство не было упразднено Госсоветом СССР.
Вскоре между Любимовым и Губенко разгорелся серьёзный конфликт. Главреж по-прежнему основную часть времени проводил за границей. Губенко отмечал, что Любимов кардинально изменился во время эмиграции, променял творчество на «тщеславие, доллары и скандальную славу». Одну из причин конфликта Николай Николаевич видел в том, что ещё в бытность свою министром культуры отказал Любимову в содействии передаче хранящейся в фондах Ленинской библиотеки коллекции любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона хасидам-хабадникам.
Там Губенко поставил спектакли «Белые столбы» (по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, премьера состоялась 10.12.1994), «Четыре тоста за Победу» (премьера 7.05.1995), «Иванов» (А. П. Чехов, премьера 10.09.1997), «ВВС (Высоцкий Владимир Семёнович)» (премьера 7.03.1998), «Афган» (премьера 11.02.1999), «Очень простая история» (М. Ладо, премьера в апреле 2002-го), «Мисс и мафия» (Н. Птушкина, премьера 12.04.2007), «Арена жизни» (инсценировка по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, премьера 14.06.2010) «Концерт по случаю конца света» (инсценировка по произведениям поэтов и писателей от А. Пушкина до наших дней, историческая драма, премьера в 2014-м) и др.
В 2005 году Губенко избран в Мосгордуму от КПРФ, переизбран в 2009-м, 2014-м и 2019-м, почти одиннадцать лет являлся вице-спикером Московской городской Думы. Призывал ужесточить контроль за притоком нелегальных мигрантов в Россию, поддержал требование запретить русофобскую книжонку Виктора Ерофеева «Энциклопедия русской души», добивался введения наблюдательных советов на телевидении («На примере кровоточащей Украины мы с ужасом и болью наблюдаем, к чему приводит искажение, переписывание истории. Но ведь это в огромной степени работа телевидения, и давайте прямо скажем: у нас оно много лет занималось тем же самым. И продолжает своё губительное проникновение в души людей, продолжает их разлагать и разобщать»).
В прошлом году категорически отказался (в отличие от ряда однопартийцев) от поддержки со стороны навальнистов на выборах в столичный парламент в рамках проекта так называемого «умного голосования». ТАСС цитировало его слова: «Я не нуждаюсь в поддержке тех, кто разрушает нашу государственность и старается нажить политический капитал на том, что создано силами всего народа».
Николай Губенко: «Я — не историк, не философ, а человек, рождённый в 1941 году, в катакомбах Одессы. Война лишила меня родителей и государство под названием СССР взяло на себя обязательства по отношению к 19 миллионам осиротевших детей, включая меня. Ничего иного, кроме благодарности стране, разумеется, с осознанием ошибок, которые неизбежны для каждого строя, я не испытываю. Я — не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, как думают некоторые мои коллеги, но оголтелый поклонник справедливости».
«В нынешнем обществе слишком много несправедливости и неправды. Что говорит нам Библия? «Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан». Надо уметь слушать и помогать тем, кто нуждается в твоей помощи. Надо жить так, чтобы можно было сказать словами моего любимого поэта-фронтовика Семёна Гудзенко: «Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты»».
Церемония прощания с Николаем Николаевичем Губенко состоится 19 августа в театре «Содружество актеров Таганки»
Начало: 11.00.
Адрес: ул. Земляной вал, 76/21, метро «Таганская»
Похороны пройдут на Кунцевском кладбище. Начало: 15.00
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»