министр культуры бывший актер

Режиссер морального беспокойства

Умер Николай Губенко

16 августа в Москве, не дожив одного дня до своего 79-летия, умер Николай Губенко, один из самых обаятельных в своей обманчивой простоте актеров и один из самых тонких и трагических режиссеров советского кино.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Фото: Алексей Гостев / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Фото: Алексей Гостев / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Виктор Шкловский придумал термин «гамбургский счет». Дескать, раз в году в гамбургской пивной тайно встречаются увешанные всеми возможными медалями ярмарочные борцы. Они прекрасно знают истинную цену побрякушкам, но тут борются взаправду, выявляя во имя профессиональной чести истинно лучшего. Губенко был актером и режиссером «по гамбургскому счету».

Его фильмография повергает в шок. Всего-то дюжина ролей, из них от силы половина — главных. Всего-то шесть режиссерских работ. При этом кажется, что его было на экране невероятно много — в силу того, что называют даром presence, значительного по определению присутствия в кадре и в пространстве культуры. Пересмотрите шедевр советской новой волны «Мальчика и девочку» (1966) Юлия Файта. Губенко там совсем ничего, пара минут. Поездной попутчик в тельнике бренчит на гитаре песенку Геннадия Шпаликова «Милый, ты с какого года? И с какого парохода? Лед, лед Ладогой плывет. »

И ухитряется при этом подхватить губами из пепельницы беломорину, которую с босяцким шиком перекатывает во рту. Все. Врезается в память навсегда. Недаром умнейший Файт, уже снявший Губенко в роли бешеного от водки и отчаяния командира погибшей разведгруппы («Пока фронт в обороне», 1964), чуть ли не договор заключил с актером, что тот будет талисманом всех его фильмов. Не сошлось: «Мальчика и девочку» запретили, а Файта надолго отлучили от режиссуры.

Вроде бы есть резоны считать, что Губенко у Файта играл самого себя. Во ВГИК на курс к легендарным Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой он пришел после детдома и Суворовского училища. Безотцовщина, подранок. «Подранками» (1976) он назовет свой шедевр о разметанных войной и — пуще того — жестоким миром детях войны. Родился Губенко в одесских катакомбах, под бомбами. Отец, бортмеханик бомбардировщика, пал за Родину в 1942-м. Мать, главного конструктора завода, тогда же повесили оккупанты.

Однокурсникам Губенко запомнился приблатненными манерами, вечным чинариком на губе и кожаной тужуркой на голое тело. Говорят, жгучую классовую ненависть к нему питала рафинированная московская барышня Жанна Болотова.

Спустя несколько лет они поженятся и проживут вместе более полувека. Барышня и хулиган.

Видимую обыденность большелобого лица Губенко компенсировали изумительная мимика, пластичность и магически неприметная психологическая нюансировка. Каждый его герой был прост, как просты стихи его друга Геннадия Шпаликова, но как по-разному прост. Бандит-фюрер Артуро Уи в студенческой постановке пьесы Брехта: эта роль приведет Губенко в первый состав Театра на Таганке, откуда он уйдет на режиссерский факультет ВГИКа и куда вернется, чтобы возглавить отколовшуюся после возвращения Юрия Любимова из эмиграции часть коллектива. Один из трех товарищей, героев оттепельного манифеста Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» (1964), жизнерадостный ловелас с жестким моральным принципом: не стучать. Эта роль ввела Губенко в «золотую сборную» оттепельного кино вместе с Хуциевым, Шпаликовым, Файтом, Светличной, Любшиным. Балтийский «братишка» Зворыгин («Директор», Алексей Салтыков, 1969), призванный создавать советский автопром. Ах, как выплясывал он яблочко вокруг мещанки-новобрачной, как изображал перед ней тигра, как клялся купить — ну, или украсть — букет цветов. Наконец, муж председательницы горисполкома («Прошу слова», Глеб Панфилов, 1975), уравновешивающий мещанским человеколюбием ледяную идейность жены: та голосит, узнав о гибели Сальвадора Альенде, а он, всполошившись, чертыхается: «Я-то решил, что с детьми что-то случилось!»

Непрост, нюансирован, порой изыскан по сравнению с актером Губенко был Губенко-режиссер. В отличие от большинства актеров-режиссеров, он лишь однажды сыграл сам у себя главную роль вертолетчика-испытателя («Если хочешь быть счастлив», 1974). Еще в трех — скромные роли второго плана.

Несмотря на то — или, точнее говоря, именно потому, что он был честным коммунистом и настоящим советским человеком, готовым подписаться под строками Шпаликова о родине «Она меня мальчишкою растила на трудный хлеб, на трудные хлеба»,— все, что он снял, относится к «кино морального беспокойства», проникнутому ощущением глубокого социального неблагополучия, кризиса советской мечты.

Ему советское кино обязано двумя сильнейшими драмами об эхе войны. «Подранки» — о стране, тщетно вытесняющей военную травму. И страшный режиссерский дебют «Пришел солдат с фронта» (1971) об одноруком, потерявшем жену солдате, пытающемся возродить пепелище родного колхоза и — невероятная сценарная смелость — погибающем, надорвавшись, чуть ли не на середине фильма. То же неблагополучие разлито в воздухе «Если хочешь быть счастливым». Пока муж в связке с коллегой-янки спасает жертв наводнения в Индии — политика разрядки культивировала такие сюжеты,— жена-телерепортер тщетно пытается пробить броню двоемыслия своих простых героев. Семейная пара, сыгранная семейной парой Шукшиных, под запись чеканила казенную околесицу, а стоило выключить камеру, рубила правду-матку: типа, все плохо, а что именно плохо — и не сформулировать.

Чем известен Николай Губенко

То же в воздухе «Из жизни отдыхающих» (1980), вроде бы простом курортном романе двух немолодых и тертых жизнью людей. Но роман этот разыгрывается глубокой почти безлюдной осенью, и теперь кажется, что Губенко снимал кино о глубокой осени не только своих героев, но и своей страны. И как же декадентски, визионерски красиво умел снимать этот детдомовец, этот блатарь, этот подранок, что сцены отнюдь не романтического выживания воровской беспризорщины в послевоенной Одессе («Подранки»), что холодное море («Из жизни отдыхающих»).

В 1988-м Губенко простился с профессией «Запретной зоной» — своим самым несовершенным, почти раздрызганным, но неотразимо искренним фильмом. Фильм записали по разряду фильмов-катастроф, хотя это была политическая притча. Ураган, порушивший в 1984-м Ивановскую область,— метафора перестройки, разрушающей человеческую солидарность и легализующей худшие инстинкты. Все: больше снимать и играть он не мог и не хотел. Ушел в политику.

Последний министр культуры СССР, он, в отличие от большинства коллег, остался верен Компартии, в которую вступил в 1987 году.

В 1995 году он впервые избрался от КПРФ в Госдуму, где через четыре года возглавил комитет по культуре, и в частности успешно, несмотря на кажущуюся безнадежность дела, противостоял решению о реституции культурных ценностей Германии: а разве мог занять иную позицию военный «подранок». Этот пост едва не привел к разрыву Губенко с партией. В 2002 году фракция «Единство» сформировала новую коалицию, лишив коммунистов ряда руководящих должностей, после чего КПРФ решила отозвать своих членов со всех постов глав комитетов. Николай Губенко уходить отказался и лишился партбилета, но через год был восстановлен в партии.

С 2005 года он являлся бессменным депутатом Мосгордумы, а с 2009 года занимал пост заместителя ее председателя. На выборах 2019 года Губенко вошел в список так называемого «Умного голосования» — системы, разработанной политиком Алексеем Навальным для поддержки наиболее сильных оппозиционных кандидатов. Сам депутат Губенко, которому переизбрание и так было фактически гарантировано («Единая Россия» не выставила по его округу своего кандидата), высказался резко против: «Я не нуждаюсь в поддержке тех, кто разрушает нашу государственность и старается нажить политический капитал на том, что создано силами всего народа». В итоге Губенко получил абсолютно лучший результат среди всех кандидатов (61,65% голосов), но, в отличие от некоторых коллег по фракции, ставших депутатами именно благодаря «Умному голосованию», никогда не выступал с резкими заявлениями в адрес властей и правящей партии.

Источник

Каким был экс-министр культуры СССР артист Николай Губенко. Фотогалерея

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Кадр из фильма режиссера Алексея Салтыкова «Директор». В роли Алексея Зворыкина — Николай Губенко

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Губенко на съемках фильма «Подранки»

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Церемония празднования 500-летия Грановитой палаты. Министр культуры СССР Николай Губенко во время выступления

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Поездка кандидата на пост президента России лидера КПРФ Геннадия Зюганова по городам страны. Слева — Николай Губенко

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Депутат Государственной думы от КПРФ, председатель думского комитета по культуре и туризму Николай Губенко (слева) и заместитель председателя правления попечительского совета УИС Сергей Бабурин

Источник

Как детдомовец снял фильм о своей судьбе и стал министром культуры и знаменитым режиссером: Николай Губенко

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Сирота, детдомовец, суворовец, артист

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

В детстве Николай Губенко пережил беду, которая впоследствии отразилась на всей его жизни. Он родился 17 августа 1941 г. в одесских катакомбах, где его мать пряталась от налетов фашистской авиации. В 1942 г. не стало его отца, военного летчика, бортмеханика бомбардировщика, – он был сбит в воздушном бою под Ворошиловградом. В том же году нацистские оккупанты повесили его мать – она хорошо знала немецкий язык, ей предложили работать в городской комендатуре, но женщина наотрез отказалась сотрудничать с нацистами.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Пятеро детей остались сиротами. Николая – самого младшего из детей – забрали к себе бабушка с дедушкой. Остальных взяли на воспитание соседи. О том, что у него есть 3 сестры и брат, Коля узнал только в 16 лет. Их всех усыновили чужие люди, они выросли в разных семьях и так и не стали друг для друга родными. Как и многие в те времена, бабушка и дедушка Коли жили впроголодь, из-за чего вскоре решили отдать внука в детдом – Одесскую спецшколу-интернат для детей погибших офицеров. Там он впервые попробовал блюдо, которое тогда казалось ему недоступным лакомством, – борщ со сметаной.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Позже Колю перевели в Суворовское училище, где в старших классах несколько предметов читали на английском языке. Ему должна была быть уготована совсем иная участь. Позже Губенко рассказывал: « Я должен был стать военным переводчиком, исходя из специфики той школы-интерната, в которой я воспитывался. Но в 1955-м году Хрущев сократил армию на 300 тысяч человек и вместе с ней Военный институт иностранных языков, куда я должен был идти прямиком из спецшколы-интерната ».

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Сам же Николай с ранних лет больше всего любил занятия в школьном драмкружке. Одноклассники называли его Артистом – он участвовал во всех постановках, играл в оркестре на кларнете, выступил на областном конкурсе джазистов, посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков и театральную студию при Доме актера. После окончания училища он устроился в Одесский ТЮЗ – сначала монтировщиком и машинистом сцены, потом – актером вспомогательного состава.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

В характеристике, написанной преподавателем его училища, о нем говорилось так: « Николай Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто самовольно уходит из школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно. К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешать товарищей. Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером ».

Актер, режиссер, главреж Таганки

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

В 20 лет Николай уехал в Москву, поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова, преодолев конкурс в 3 тысячи человек. Параллельно он занимался в Государственном цирковом училище, осваивал хождение по канату, чтобы научиться владеть своим телом. Еще во время учебы, в 22 года, он сыграл свою первую роль в кино, да еще какую – у самого Марлена Хуциева в фильме «Мне двадцать лет». Позже Николай снялся в культовых советских фильмах: «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Прошу слова» Глеба Панфилова.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

После завершения учебы Губенко стал актером Театра на Таганке, где выступал на одной сцене с Леонидом Филатовым, Валерием Золотухиным, Вениамином Смеховым, Владимиром Высоцким. Спустя 20 лет Губенко возглавил этот театр, а после раскола театра в 1993 г. стал руководителем «Содружества актеров Таганки».

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Вскоре в рамках актерской профессии ему стало тесно. Через 5 лет после окончания актерского факультета ВГИКа Губенко экстерном закончил еще и режиссерский, после чего вышел на съемочную площадку уже в новом качестве. В 30 лет он снял свой первый полнометражный фильм «Пришел солдат с фронта», следом за которым вышли «Если хочешь быть счастливым», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Запретная зона». Но самой пронзительной и лиричной режиссерской работой Губенко стали «Подранки» – наверное, потому, что эта история была автобиографичной.

Триумфатор международных кинофестивалей

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Позже, когда режиссеру задавали вопросы о его биографии, он отвечал: « Подранки» видели? Вот там все и сказано: хотя это и художественный вымысел, но в огромной степени базируется на биографии ». В качестве эпиграфа к своему фильму Губенко выбрал слова Александра Твардовского: « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете ».

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

За основу сюжета режиссер взял свои воспоминания о послевоенном детстве в детдоме, а на главные роли выбрал настоящих детдомовцев. Хотя история была очень личной, в ней многие увидели судьбу всего поколения «детей войны». Роль воспитателя в интернате исполнил сам Губенко, а учительницу биологии сыграла ровесница режиссера, его однокурсница и жена, одна из самых красивых советских актрис Жанна Болотова.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

В истории главного героя, писателя Алексея Бартенева, было много автобиографичного: он возвращается в город, где провел детские годы в детдоме после того, как во время войны не стало его родителей, пытается разыскать родных братьев и сестру, усыновленных разными семьями, вспоминает тяжелый быт послевоенной Одессы. Название фильма символично: подранками охотники называли раненых птиц, которые больше не могли летать, или раненых зверей, отчаянно цепляющихся за жизнь.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

«Подранки» стали настоящим кинособытием не только в Союзе, но и за рубежом: фильм завоевал главный приз на Всесоюзном кинофестивале в СССР в 1978 г., принял участие в основной программе Каннского кинофестиваля в 1977 г., получил призы на международных кинофестивалях в Чикаго, Тегеране, Сантарене. Зрители, которые пришли на премьерный показ фильма в Каннах, не понимали значения слова «подранки» и не знали, чего ожидать от этой картины. С показа они уходили со слезами на глазах.

Последний министр культуры СССР

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Николай Губенко был известен не только как актер, сценарист и режиссер, но и как общественно-политический деятель. Он стал последним министром культуры СССР, занимая этот пост с 1989 по 1991 гг. Позже он был депутатом Госдумы, Председателем Комитета по культуре и туризму, советником президента по вопросам культуры и искусства, стал инициатором ряда законопроектов. Губенко пришел в политику только из-за желания сделать что-то полезное для страны и культуры, которая, на его взгляд, пришла в плачевное состояние.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

С начала 1990-х гг. Николай Губенко больше не снимался в кино и не работал как режиссер. Перестала появляться на экранах и его супруга. Кинопроизводство нового столетия не вызывало в них ничего, кроме отторжения. Губенко признавался: « Для нас это несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции… Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас всё больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, — страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос ».

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Ушёл настоящий человек Николай Губенко

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Выдающийся режиссёр и актёр. Государственный деятель, патриот с большой буквы. Народный артист РСФСР (от звания Народного артиста СССР отказался в смутном 1991-м), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и премии Ленинского комсомола, кавалер ордена Дружбы.

Долго, очень долго болел. Весной этого года вместе со своей супругой Жанной Болотовой переболел коронавирусной инфекцией.

У последнего министра культуры СССР, худрука театра «Содружество актёров Таганки» и заместителя председателя Мосгордумы остановилось сердце. Не дожил одного дня до 79-летия.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

С 1947-го Коля жил и учился в детском доме № 5 в Одессе, затем переведён в закрытую спецшколу-интернат для мальчиков с углублённым изучением английского языка, где ребят готовили для поступления в Военный институт иностранных языков. Играл в школьном драмкружке, посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков, играл в молодёжном ансамбле. Поступил в театральную студию при Доме актёра. По окончании студии зачислен в труппу вспомогательного состава Одесского театра юного зрителя. Переехал в Москву и окончил актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой); первый актёрский успех пришёл после главной роли в дипломном спектакле «Карьера Артура Уи» по пьесе Бертольта Брехта. Был принят в труппу Театра на Таганке. Дебют в кино состоялся в 1964 году: Николай Фокин в фильме «Застава Ильича» Марлена Хуциева. Женился на однокурснице по ВГИКу, будущей Народной артистке РСФСР Жанне Болотовой.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Ничего не снимал и нигде не снимался с 1988 года. Гораздо позже в интервью газете «Правда» сказал: «Объяснение кроется в том, каким стало наше кино. Сначала после 1991 года нам с Жанной предлагали довольно много ролей. Но какие? Жанне — проституток, барменш, содержательниц притонов и т. п. Мне — злодеев-энкавэдэшников, партократов, палачей. Конкретный пример. Предлагался сценарий о том, как в начале войны тело Ленина с целью его сохранения перевозят из Москвы в Новосибирск. Вокруг этого разворачиваются детективные коллизии. Предложенная мне роль — ответственный за сопровождение. Во время бомбёжки происходит ограбление поезда, тело куда-то исчезает, сопровождающий в панике идёт в местную тюрьму, находит там зека, похожего на Ленина. Его умерщвляют, так сказать, «свежуют», бальзамируют — и всё дальнейшее в том же роде. Ну мог ли я согласиться с такой мразью? И за такие роли предлагали большие деньги — 50 тысяч и более долларов. Был ещё фильм Би-би-си о Сталине, который мне предлагали озвучить для одного из наших телеканалов, а про оплату сказали так: «Сколько скажете, столько и заплатим». Можете себе представить? Но достаточно было заглянуть в текст, чтобы категорически отказаться. Или мог ли я, скажем, согласиться на съёмки у Андрея Смирнова в его злобной, русофобской и антисоветской картине «Жила-была одна баба»? Конечно, нет».

В начале 1987-го (после смерти Анатолия Эфроса) по просьбе коллектива стал главным режиссёром Театра на Таганке. 21 ноября 1989 года назначен министром культуры СССР; на этот пост Губенко порекомендовал худрук Большого драматического театра (БДТ) Кирилл Лавров. Являясь главой Минкульта, добился возвращения советского гражданства экс-режиссёру Театра на Таганке Юрию Любимову, в 1983 году покинувшему страну и принявшему гражданство Израиля, после чего вернул его на должность главного режиссёра, а сам остался актёром. На XXVIII съезде КПСС в июле 1990 года избран членом ЦК КПСС. Ушёл в отставку вместе с кабмином СССР в конце августа 1991 года, но в течение 3 месяцев (до 27 ноября) продолжал исполнять обязанности министра культуры, пока министерство не было упразднено Госсоветом СССР.

Вскоре между Любимовым и Губенко разгорелся серьёзный конфликт. Главреж по-прежнему основную часть времени проводил за границей. Губенко отмечал, что Любимов кардинально изменился во время эмиграции, променял творчество на «тщеславие, доллары и скандальную славу». Одну из причин конфликта Николай Николаевич видел в том, что ещё в бытность свою министром культуры отказал Любимову в содействии передаче хранящейся в фондах Ленинской библиотеки коллекции любавичского ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона хасидам-хабадникам.

Там Губенко поставил спектакли «Белые столбы» (по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, премьера состоялась 10.12.1994), «Четыре тоста за Победу» (премьера 7.05.1995), «Иванов» (А. П. Чехов, премьера 10.09.1997), «ВВС (Высоцкий Владимир Семёнович)» (премьера 7.03.1998), «Афган» (премьера 11.02.1999), «Очень простая история» (М. Ладо, премьера в апреле 2002-го), «Мисс и мафия» (Н. Птушкина, премьера 12.04.2007), «Арена жизни» (инсценировка по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, премьера 14.06.2010) «Концерт по случаю конца света» (инсценировка по произведениям поэтов и писателей от А. Пушкина до наших дней, историческая драма, премьера в 2014-м) и др.

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

В 2005 году Губенко избран в Мосгордуму от КПРФ, переизбран в 2009-м, 2014-м и 2019-м, почти одиннадцать лет являлся вице-спикером Московской городской Думы. Призывал ужесточить контроль за притоком нелегальных мигрантов в Россию, поддержал требование запретить русофобскую книжонку Виктора Ерофеева «Энциклопедия русской души», добивался введения наблюдательных советов на телевидении («На примере кровоточащей Украины мы с ужасом и болью наблюдаем, к чему приводит искажение, переписывание истории. Но ведь это в огромной степени работа телевидения, и давайте прямо скажем: у нас оно много лет занималось тем же самым. И продолжает своё губительное проникновение в души людей, продолжает их разлагать и разобщать»).

В прошлом году категорически отказался (в отличие от ряда однопартийцев) от поддержки со стороны навальнистов на выборах в столичный парламент в рамках проекта так называемого «умного голосования». ТАСС цитировало его слова: «Я не нуждаюсь в поддержке тех, кто разрушает нашу государственность и старается нажить политический капитал на том, что создано силами всего народа».

министр культуры бывший актер. Смотреть фото министр культуры бывший актер. Смотреть картинку министр культуры бывший актер. Картинка про министр культуры бывший актер. Фото министр культуры бывший актер

Николай Губенко: «Я — не историк, не философ, а человек, рождённый в 1941 году, в катакомбах Одессы. Война лишила меня родителей и государство под названием СССР взяло на себя обязательства по отношению к 19 миллионам осиротевших детей, включая меня. Ничего иного, кроме благодарности стране, разумеется, с осознанием ошибок, которые неизбежны для каждого строя, я не испытываю. Я — не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, как думают некоторые мои коллеги, но оголтелый поклонник справедливости».

«В нынешнем обществе слишком много несправедливости и неправды. Что говорит нам Библия? «Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан». Надо уметь слушать и помогать тем, кто нуждается в твоей помощи. Надо жить так, чтобы можно было сказать словами моего любимого поэта-фронтовика Семёна Гудзенко: «Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты»».

Церемония прощания с Николаем Николаевичем Губенко состоится 19 августа в театре «Содружество актеров Таганки»

Начало: 11.00.

Адрес: ул. Земляной вал, 76/21, метро «Таганская»

Похороны пройдут на Кунцевском кладбище. Начало: 15.00

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *