микробы в жизни детей
Как рассказать ребёнку о микробах?
Рауза Тахташева
Как рассказать ребёнку о микробах?
Уже в 4 года дети понимают, что такое микроб. Если у вас есть энциклопедия с иллюстрациями, на которых изображены простейшие микроорганизмы, необходимо показать их малышу. Расскажите, что это самые маленькие живые существа, настолько маленькие, что на кончике иглы помещается столько микробов, сколько иголок на новогодней ёлке. Видны микробы только под микроскопом. По ходу такого действия, расскажите ребёнкуо других оптических приборах: линзы, очки, лупы.
Микробы бывают добрыми и злыми. Из-за добрых микробов молоко превращается в кефир или йогурт. Такие бактерии живут в кишечнике и желудке, помогая переваривать пищу.
Но злые микробы размножаются очень быстро. Объяснить, как размножаются микробы,можно с помощью пластилина: возьмите небольшое количество, скатайте его в шарик.Теперь разделите его на 2 маленьких шарика: это уже 2 микроба. Увеличьте их по размеру (микробы покушали и выросли).Опять разделите их пополам: уже получилось 4 микроба и т. д.
Передвигаются микробы при помощи усиков, которыми цепляются за любой предмет. Больше всего микробов в грязи. Теперь ребёнок сам может сделать выводы, почему перед едой надо мыть руки или яблоко, поднятое с земли.
Даже если сначала в организм попало мало микробов, но если человек замёрз ест много сладкого (это самая любимая еда злых микробов, живущие во рту, не пьёт лекарства, не хочет делать укол, то они быстро размножаются, их становится много, тогда человек начинает болеть.
Болит тот орган, в котором больше всего микробов.
Подышите с ребёнком на зеркало – оно запотеет. Оказывается, при дыхании выделяются капельки воды. Если человек болеет, то на этих капельках перемещаются микробы, которые могут попасть на руки или в рот другого человека, и он тоже заболеет. Подышите на зеркало через марлевую повязку, зеркало не запотеет. Теперь пусть малыш сам догадается, почему люди носят марлевые повязки, и зачем нужен карантин.
Когда организм начинает болеть, у нас поднимается температура. Так организм пытается победить болезнь, ведь большинство микробов погибает при высокой температуре.
Нужно носить шапки зимой, не бегать раздетым по улице, не гулять в мокрой одежде, так как наше тело начинает мёрзнуть и тратит много сил, чтобы само себя согреть. Пока оно греется, оно меньше борется с микробами, и им легче размножаться.
Почему нужно делать прививки? В прививке содержится небольшое количество микробов, и организм учится бороться с ними.Теперь ему не страшны болезни: организм знает, как с ними бороться.
Задайте ребёнку такие вопросы:
Почему мы болеем? (Потому что в нашем организме много злых микробов).
Когда мы выздоравливаем? (Когда человек победил злых микробов).
Дорожка «Гусеничка» Как известно маленькие дети – самые непоседливые и неусидчивые существа на свете, и самые хорошие результаты приносит обучение именно.
«Микробы в жизни человека» — проект НОД педагога и детей подготовительной группы
Ольга Мулланурова
«Микробы в жизни человека» — проект НОД педагога и детей подготовительной группы
Проект непосредственно организованной совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы с ведущей образовательной областью «Здоровье»
«Микробы в жизни человека»
Поэтому наша главная задача – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения через всевозможные виды детской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте дети должны не только иметь представление о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, об охране здоровья, но и уметь донести накопленные знания через свободное общение со взрослыми и сверстниками.
В данном проекте ведущей образовательной областью является образовательная область «Здоровье». На протяжении всей деятельности прослеживается интеграция образовательной области «Здоровье» с коммуникативной и продуктивной видами деятельностей.
Цель данной совместной деятельности: сформировать представления детей старшего дошкольного возраста о вреде и пользе микроорганизмов на здоровье человека.
Задачи:Обучающая – расширение и уточнение знаний детей о ЗОЖ, обогащение словаря, формирование представления о том, что большинство заболеваний происходит от попадания микробов в организм человека, формирование познавательного интереса к окружающему миру.
Развивающая – развитие коммуникативной деятельности, развитие познавательной активности детей, развитие творчества, воображения через нетрадиционные формы рисования по замыслу.
Воспитательная – воспитание основ здорового образа жизни, желание заботиться о своём здоровье и о здоровье близких.
Предполагаемый результат: по завершению непосредственно организованной деятельности дети должны усвоить, что такое микробы и как не допустить попадания их в организм человека, познакомиться с оптическим прибором – микроскоп. Научится применять полученные знания в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
Проблемы, с которыми мы можем столкнуться в процессе работы это:
• дети могут строить свои высказывания односложно, не давая развёрнутые фразы в коммуникативной деятельности;
• не всех детей может привлечь сюжет;
• отсутствие навыка при удержании воздушных шаров при рисовании на них.
Словарная работа: микроскоп, микроорганизмы, микробы.
Наглядное оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница», микроскоп, сюжетные картинки по ЗОЖ, 3 воздушных гелиевых шара разного цвета с надписью «микроб», белые воздушные шары по количеству детей, гуашь, кисточки для рисования.
(Дети самостоятельно занимаются разными видами деятельностями. Воспитатель интересуется чем заняты дети и говорит им, что тоже желает поиграть. Подходит к игровой зоне «Здоровье», надевает халат и колпак врача, заранее приготовленные)Воспитатель: Ребята, вы доверите мне быть доктором? Я хочу узнать все ли вы пришли в детский сад здоровыми? Кто желает, подходите, я буду вас осматривать.
(Дети подходят к «врачу», воспитатель проверяет горло, уши, ногти, ставит градусник)Воспитатель: Вижу, все вы такие чистые и опрятные, всё у вас в порядке и у вас ничего не болит. Значит вы – здоровые ребятки! Да, микробам трудно попасть в ваш организм. Позвольте вас спросить, что такое микробы?
Дети: маленькие шарики, которые мы не видим.
Дети: через немытые овощи и фрукты, если чихает человек….
Воспитатель: Как про микроб узнали, с помощью чего его можно увидеть?
Дети: (если дети не отвечают, воспитатель предлагает назвать приборы, которые увеличивают)
Воспитатель: Вот и в моём чемоданчике есть такой прибор. (достаёт и демонстрирует микроскоп). Узнали, что это? Это микроскоп. С ним надо обращаться очень осторожно. С помощью него специалисты изучают мельчайшие организмы и вещества.
Вот и мы с вами сегодня, в течение дня рассмотрим всё видимое и невидимое. Но сначала нам надо потренироваться. А микроскоп пока поставим в безопасное место. /зрительная гимнастика: руки сжали трубочкой, посмотрели влево, вправо, вверх, вниз/
(появляются гелиевые шары с надписью «МИКРОБ»)Воспитатель: Что это? В нашей группе появились микробы? Что делать? Как будем бороться с ними? Давайте подуем на них.
(дыхательная гимнастика)Никак не получается. Тогда подумаем как не допустить, чтобы микробы попали в наш организм. Разделимся на 3 группы.
(привязать шары к разным местам, дети сами выбирают от какого микроба будут избавляться)Воспитатель: если вы затрудняетесь, то в моём чемоданчике можно найти нужную подсказку. Кто готов?
— Перед едой надо мыть руки.
— Если поранился, нужно обработать рану.
— Быть чистыми и опрятными «Чистота-зало здоровья»
— Проветривать помещение. Микробы боятся мороза и свежего воздуха.
-Надо делать зарядку, закалять свой организм, чтобы не простужаться.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сделаем зарядку.
«Чтобы нам не болеть,
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься. (ходьба по кругу друг за другом)
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми (рывки руками перед грудью)
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем (наклоны в стороны)
К солнцу руки поднимаем (поднять руки вверх)
Дружно, весело шагаем,
И встаём! И ничуть не устаём.» (повороты туловища в сторону)Воспитатель: Молодцы! Но микробы никак не хотят нас покидать. Видно мы им понравились?
Воспитатель: Ребята, а ещё есть полезные микроорганизмы. Знаете где они содержатся? Загадывает загадку:
«В молочном стаканчике молекулы живут
Всем, кто их кушает, здоровье несут»Дети: Кефир, сметана, бифивит, кисломолочные продукты.
Воспитатель: Посмотрите, сколько полезных микроорганизмов я вам принесла.
/показывает корзину, наполненную белыми шарами с надписью «Лактовит»/
Давайте их сделаем более ярче, красивее, чтобы они нас радовали, мы с вами никогда не болели, чтобы у всех было хорошее настроение.
/Дети садятся за столы, звучит спокойная музыка, рисуют на шарах по замыслу/
Готовые шары развесить в группе на верёвке. Воспитатель: Как у нас красиво! Давайте полюбуемся! А что же делать с микробами?
Дети: Выпустить на свежий воздух.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какие у нас замечательные полезные микроорганизмы и какие у вас ужасно грязные руки! Я желаю вам здоровья! Поэтому мы идём с вами…
Воспитатель: А всем взрослым скажем, будьте здоровы!
Дети: Будьте здоровы!
Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.
Занятие с детьми на тему «Что такое микробы?» Занятие с детьми в средней группе «Что такое микробы?» В начале лета проводила занятие на тему: «Что такое микробы?» средняя группа по программе.
Консультация «Бактерии и микробы» для детей старшего дошкольного возраста
Оксана Петровна Кащеева
Консультация «Бактерии и микробы» для детей старшего дошкольного возраста
Что такое микробы?
Это называется плесень. Она очень опасна для человека! Какой хлеб испорчен микробами?
Некоторые микробы бывают очень опасны. Это те, которые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть кроме человека. Но человеку не нравиться, что его едят микробы и он начинает с ними бороться. То время, когда идет борьбы, называется болезнью. В зависимости от того, в каком месте нашего организма поселились микробы, возникает та или иная болезнь.
«Вредные» микробы:
— Воспаление на коже
Частое мытье рук для современного человека не просто признак хорошего воспитания и аккуратности. Эта несложная процедура способна защитить от опасных заболеваний, ведь именно через грязные руки микробы-возбудители попадают в наш организм.
Если мы будем коротко стричь ногти, под ними не будет черной каемки грязи и, конечно, бактерии содержащиеся в ней, не попадут к нам внутрь, и мы не будем болеть Тоже самое можно сказать о носовом платочке. Он необходим при кашле и чихании. Надо отворачиваться и прикрываться им, чтобы микробы не летели на товарищей.
Всем известно,что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.
Еще немного о микробах!
Большинство микробов для нас не опасны, даже наоборот. Есть полезные. Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья микроорганизмы.
Запахи лука и чеснока полезны. Они уничтожают микробы разных болезней. Поэтому чаще нужно употреблять лук и чеснок в пище, для организма они очень полезны.
Какие выводы можно сделать? Мир микробов интересен и разнообразен. Среди микробов есть наши друзья и враги. Находясь в нашем организме микробы помогают ему быть здоровыми и не дают вредным бактерия наносить вред человеку. Нужно заботится о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены и кушать не испорченные продукты.
Консультация «Игра и игрушка в жизни детей старшего дошкольного возраста» Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках. Многие из нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего детства.
Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.
Консультация для педагогов «Рисование мелками на асфальте с детьми старшего дошкольного возраста» Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки, но и творчество, познание окружающего мира с детьми старшего.
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.
Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Стихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.
Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.
Микробы для детей: польза и вред
Малыши быстро растут. Не успеешь оглянуться, как тревоги первого полугодия – налаживание грудного вскармливания, колики, слежение за ежемесячной прибавкой веса – оказываются позади. Но впереди новые поводы для волнений. Один из них – готовность ребенка к самостоятельным передвижениям, желание исследовать мир, попробовать его на вкус и ощупь.
Заклятые друзья или закадычные враги?
Они есть везде – в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. И среди них встречаются как друзья, так и враги.
Барьерная защита от вирусов и бактерий
Благодаря природному механизму действия Тимоген® Спрея повышение иммунитета происходит без истощения ресурса иммунной системы, что позволяет повторно применять данный препарат в течение одного сезона в случае возникновения необходимости.
Тимоген® Спрей усиливает поглощающую и ферментативную активность нейтрофилов и макрофагов, что увеличивает число фагоцитарных клеток. Этот механизм помогает быстрее распознать вирусный агент и удалить его из организма. В результате заражения или вовсе не происходит, или болезнь протекает в более легкой и быстрой форме. Кроме того, присоединение вторичных инфекций становится практически невозможным.
Лечебный курс Тимоген® Спрея составляет 10 дней, что позволяет быстро достичь эффекта защиты в период эпидемии на всех стадиях развития вирусной инфекции.
Препарат подходит как для экстренных случаев (если произошел контакт с больным), так и для плановой профилактики (в период сезонных ОРВИ и гриппа).
В теории – все выглядит просто. Но на практике порой возникают затруднения.
Мы выделим несколько типов мам, рассмотрим соответствующие варианты поведения и посоветуем тактику, которая поможет малышу гармонично развиваться, а родителям – сохранить свои нервы.
1. Мамы, которые «не парятся»
«Стерильные условия и счастливое, полноценное детство – понятия несовместимые», — считает такая мама. Ее ребенок растет в доме с несколькими домашними животными (которым не запрещается находиться в детской комнате, делить с малышом печеньку и вылизывать ему лицо).
Карапуза «не парящейся» мамы можно увидеть ползающим на полу в кафе между посетителями, пробующим на вкус подобранную с земли игрушку или моющим в луже ручки.
СОВЕТ 1.
С одной стороны, это прекрасно – не мешать ребенку познавать мир. К тому же, такой подход – отличная тренировка для организма малыша противостоять самым разным бактериям.
Но, с другой стороны, нужно осознавать все возможные риски. Ряд бактерий представляют серьезную опасность для здоровья малыша. Поэтому стоит позаботиться о профилактике, особенно в период сезонных заболеваний. Тимоген® Спрей – как способ укрепить иммунитет и предупредить инфицирование – в данном случае подойдет оптимально.
Ваша позиция заслуживает уважения, но научить ребенка простейшим правилам соблюдения гигиены и периодически поддерживать защитные силы организма – совсем не лишняя мера предосторожности.
2. Мамы с обостренным «чувством чистоты»
Такая мама внутренне содрогается при виде ладошек своего чада на полу. Она по нескольку раз в день моет пол и чистит ковер (со специальными дезинфицирующими средствами!). Малыш «мамы-чистюли» выпускается поползать исключительно на свежевымытую поверхность, ему каждые 10 минут тщательно моют-протирают руки. Разумеется, никаких контактов с животными! Все игрушки тщательно моются с мылом после каждого попадания на пол. Как правило, эти ребята не знают, что такое песочница, и гуляют в стороне от детских площадок. Детский сад для таких мам – больная тема, и, если есть такая возможность, своих малышей они не отдают в этот «рассадник болезней и микробов».
СОВЕТ 2.
Эта позиция имеет свои плюсы: «мамам-чистюлям» не нужно напоминать, какими опасными могут быть вездесущие микроорганизмы. Но всю жизнь ограждать ребенка не получится. Рано или поздно, он выйдет в «открытый космос» и встретится с теми, кого так боялась его мама… Так что родителю со своими страхами придется побороться. Ведь только сильный, хороший иммунитет способен отразить нападение микробов. У маленьких же детей, особенно у тех, кто только-только «спустился за землю» с маминых рук, организму еще только предстоит научиться противостоять вредным бактериям. Без такой встречи – лоб-в-лоб – иммунитет не укрепить. Столкновение это не только не неизбежно, но и обязательно.
Возможно, вам будет спокойнее с Тимоген® Спреем. Он активирует природный механизм размножения и повышения функциональной активности иммунных клеток. Увеличивается их количество в крови, что позволяет организму быстрее получить необходимый уровень защиты.
Эти мамы отлично понимают, что, впадая в крайности, успеха не добьешься. Они всему пытаются найти объяснение, стараются все сделать правильно. А правильно – это когда у ребенка есть настоящее детство (с лужами, песочницами, другими детьми и свежесобранными ягодами с лесного куста). И еще правильно – когда соблюдены основные правила безопасности: после прогулки моются руки, фрукты, купленные в магазине, все же моются, а если малыш склонен «купаться» в лужах – на него надевается специальный костюм из прорезиненной ткани (чем не скафандр?).
СОВЕТ 3.
«Правильная» мама может растеряться, если вдруг происходит что-то непредвиденное: порвался «скафандр», выключили горячую воду, на ребенка начихал рядом проходящий мальчик. Паниковать не нужно! Помните, это же ваше правило: у малыша должно быть детство! Пусть он увидит, как выглядят грязные ручки, почувствует холод осенней лужи. Это – тоже опыт. А кроме горячей воды, есть еще и влажные антибактериальные салфетки.
Иными словами, стоит немного расслабиться, отпустить ситуацию – пусть ребенок учится сам думать, видеть причинно-следственные связи: стоит ему играть с мальчиком, который кашляет и чихает, а потом две недели лечиться, не гулять на улице и ни с кем не общаться из друзей?
А под рукой держите Тимоген® Спрей – для экстренной помощи иммунитету, в случае чего.
В заключение – еще раз перечислим опасные, с точки зрения гигиены, ситуации, в которых каждый ребенок имеет полное право оказаться, и соответствующие меры предосторожности. 4
Игры в песочнице
Прекрасная тренировка мелкой моторики, развитие воображения, навыки общения с другими детьми. Не запрещаем! Но учим, как обращаться с песочком, показываем, как играть с формочками. Предварительно – изучаем содержимое песочницы на предмет разных потусторонних предметов, например, битого стекла.
Фрукты и овощи
Сорванные на родной даче или в лесу – с осторожностью. Купленные в магазине или на рынке – обязательно моются.
Животные
Играют большую роль в эмоциональном развитии малыша. Соблюдение простых правил содержания домашнего животного и гигиены домочадцев исключат возможные неприятности.
Другие дети
Игры на детских площадках, детский сад – важная веха на пути становления личности, ее социализации. Опять-таки – соблюдение основных принципов гигиены и профилактики заболеваний (укрепление иммунитета с помощью закаливания, спорта, витаминов и пр.) – и вы поймете:
С микробами вполне возможно договориться!
1 И.Н. Захарова, Л.Н. Мазанкова, Ю.А. Дмитриева. Современные пробиотики для коррекции микробиоценоза кишечника у детей. \\ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 2. – С. 109-113. 2 Продеус А.П. Школьный иммунитет. \\ ЗДОРОВЬЕ. Октябрь 2018. 3 Щеплягина Л.А., Круглова И. Возрастные особенности иммунитета у детей \\ Русский медицинский журнал. №23 от 11.11.2009 стр. 1564. Рубрика: Педиатрия. Электронная версия: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Vozrastnye_osobennosti_immuniteta_u_detey/ 4 Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. – М., «Эксмо», 2011. – С. 159-200, 545-569.