михайлов актер два капитана
Александр Александрович Михайлов
Александр Михайлов родился 14 сентября 1922 года в Москве.
В 1948 году окончил Школу-студию МХАТ.
С 1948 по 1953 год работал актёром Центрального детского театра.
Театральные работы Александра Михайлова:
Заслуженный артист РСФСР (30.01.1963).
Работал на телевидении. Ведущий ряда детских передач.
Александр Михайлов в кино
Сниматься начал с 1941 года, дебютировав в боевых киносборниках.
Широкая известность к нему пришла в 1955 году после роли Сани Григорьева в первой экранизации романа Вениамина Каверина «Два капитана» режиссёром Владимиром Венгеровым. Его герой всегда умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. Мечта разыскать остатки экспедиции капитана Татаринова привела его в ряды летчиков-полярников. Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать клятву, данную себе еще в детстве: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Александр Михайлов в фильме «Два капитана»
Александр Михайлов в фильме «Борец и клоун»
Александр Михайлов в фильме «Неповторимая весна»
Александр Михайлов в фильме «Гроза над Белой»
Умер 14 марта 1992 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2) рядом с тестем А.И. Горюновым.
Личная жизнь Александра Михайлова:
Фильмография Александра Михайлова:
Озвучивание Александра Михайлова:
последнее обновление информации: 11.12.2020
Брошенный и доведённый до отчаяния. Александр Михайлов и фильм «Два капитана»
Родители Александра принадлежали к московской интеллигенции, отец был служащим, а мама работала в издательстве корректором. Предки будущего артиста жили до революции не бедно, дедушка владел гостиницей, проживал на Каляевской улице в квартире из семи комнат. После Октябрьской революции жизнь изменилась, новая власть жилье отобрала, правда одну комнату оставили, в ней вся семья и поселилась.
Александр Мехайлов (справа) в фильме «Лесные братья» (1942) (https://www.kino-teatr.ru)
В сорок втором году руководство киностудии «Союздетфильм», которое находилось на тот момент в Сталинабаде, в срочном порядке отозвало актера. Его приняли в труппу, и утвердили на роль партизана в киноленте «Лесные братья».
В конце сорок третьего Саша вернулся в столицу, сыграл крохотные роли в военной ленте «Небо Москвы» и исторической картине «Это было в Донбассе». Чувствуя, что ему не хватает знаний и профессионализма, поступает учиться в театральную студию (МХАТ). В сорок восьмом году получил диплом, принял приглашение работать в ЦДТ. Актеру предложили ведущую роль Сани Григорьева в постановке «Два капитана». Премьера прошла с большим успехом, о молодом артисте критики писали хвалебные отзывы.
Александр Михайлов в фильме «Два капитана» (1955) (https://www.kino-teatr.ru)
Через несколько лет режиссер Владимир Венгеров приступит к съемкам киноповести «Два капитана», и на роль Александра Григорьева утвердит Михайлова. Как говорится, на следующий день после премьеры артист проснулся знаменитым. Вместе с ним снимались такие замечательные артисты, как Ольга Заботкина, Татьяна Пельтцер, Евгений Лебедев, Анатолий Адоскин, Бруно Фрейдлих и др.
Фрагмент из киноленты «Два капитана», 1955 год
К сожалению, Александр Александрович за свою творческую жизнь, был задействован всего в двадцати трех картинах: военной киноленте «Повесть о настоящем человеке», драме «Испытание верности», киноленте «Борец и клоун», киноповести «Неповторимая весна», военной ленте «Гроза над Белой», трагикомедии «Чеховские страницы» и др. Последней раз артист сыграл роль партийного работника в фильме-спектакле «Так, победим!» (1987).
Пять лет Александр Михайлов выходил на подмостки ЦДТ, был награжден Сталинской премией в области искусства за роль майора в постановке «Я хочу домой». Участвовал в постановках: «Горе от ума», «Дубровский», «Вперёд, отважные!» и др.
Александр Михайлов в фильме «Борец и клоун» (1957) (https://www.kino-teatr.ru)
В 1970 году театр возглавил Олег Ефремов, с ним у Михайлова были хорошие отношения. Артисты давно дружили, одно время работали вместе в ЦДТ. Ефремов всегда задействовал Александра Александровича в постановках, в спектакле «Дядя Ваня» он долгое время играл Телегина. Через семнадцать лет всё резко изменилось. Ефремов и Доронина решили поделить театр, одна часть актеров ушла с Олегом Николаевичем, а вторая осталась с Татьяной Васильевной. Всё бы ничего, но Ефремов не позвал давнего друга в свою труппу. Роль Телегина из «Дяди Вани», которую артист очень любил, отдал Вячеславу Невинному.
Александр Михайлов в фильме «Неповторимая весна» (1957) (https://www.kino-teatr.ru)
Вся эта неприятная история забрала много нервов и здоровья у Михайлова. От постоянных стрессов и переживаний артист начал себя плохо чувствовать, а когда уже было совсем худо, пошел в больницу. Врачи поставили страшный диагноз- онкология. Из театра пришлось уйти, два года Александр Александрович боролся с коварным недугом. Перенес сложную операцию, очень надеялся, что после неё пойдет на поправку. К сожалению, этого не произошло.
Актер страдал не только от физической, но и душевной боли. Не мог смириться с тем, что лежит беспомощный. После очередного нервного перенапряжения у него случился инсульт. Организм сильно ослаб, артист не мог встать с постели, все тело сковал паралич. Александр Михайлов с каждым днем угасал, надежды на выздоровления не было.
О личной жизни артиста известно немного. Был женат на Наталье Ефановой, она работала художником по костюмам. У супругов вскоре родилась девочка. Судьба распорядилась так, что жена и любимая дочь рано покинули этот мир.
Некоторое время Михайлов жил сам, потом познакомился с актрисой Аней Горюновой. Девушка была дочерью знаменитых артистов – Анатолия Горюнова и Веры Бендиной. Анна и Александр вместе служили во МХАТе. В этом браке родился малыш. Сына назвали в честь дедушки – Толей.
Александр Михайлов в фильме «Мятеж» (1980) (https://www.kino-teatr.ru)
Замечательный человек и талантливый артист Александр Михайлов ушел из жизни четырнадцатого марта 1992 года.
В 1963 году Александру Александровичу присвоили звание – Заслуженный артист РСФСР. Артиста похоронили возле родителей его жены на Новодевичьем кладбище. До своего семидесятилетнего юбилея Михайлов не дожил всего полгода.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Несправедливо забытый советский актер, звезда фильма «Два капитана».
Замечательного советского актера Александра Михайлова зритель узнал и горячо полюбил после выхода на экраны старой версии фильма «Два капитана» (1955). Ну кто в молодости не хотел быть похожим на его Саню Григорьева? Девиз «бороться и искать, найти и не сдаваться» изменил жизнь молодого поколения.
Карьеру в кино Александр Михайлов начал в 19 лет, сыграв такую крошечную роль, что его имя даже не указали в титрах. Зато позже фильмография актера пополнилась такими шедеврами отечественного кино, как «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953), «Испытание верности» (1954).
Как же вышло, что его талант оказался не до конца раскрытым в кино, а сейчас об актере практически забыли?
Детство, юность, война
Александр Михайлов в молодости и в фильме «Небо Москвы» (1944)
«Это было в Донбассе» (1945) и «Мы с Урала» (1943)
Новое начало, МХАТ и судьбоносная роль
Война окончилась. Михайлов, трезво оценивая пробелы в своем актерском базисе, решил продолжить обучение, вот только на этот раз он грезил МХАТом, куда успешно был зачислен в 1944 году. Сокурсниками стали другие звезды раннего периода: Марина Ковалева, Алексей Покровский, Евгений Жаров.
Неудивительно, что спустя 7 лет, когда режиссёр Владимир Венгеров задумал культовую экранизацию романа Вениамина Каверина, именно Михайлова утвердили на главную роль. Ему посчастливилось работать с такими замечательными артистами, как Ольга Заботкина, Татьяна Пельтцер, Евгений Лебедев, Анатолий Адоскин, Бруно Фрейдлих.
Фильм стал лидером кинопроката, а актер, сыгравший главную роль, проснулся знаменитым. Казалось бы, после такого взлета Михайлова ждала головокружительная карьера. Только 1957 год принес артисту сразу две значительные роли: клоуна Анатолия Дурова в киноленте «Борец и клоун» и археолога в фильме «Неповторимая весна«. Но в последующем десятилетии он всего дважды (не считая телепостановок) появился на большом экране.
«Борец и клоун» (1957) и «Неповторимая весна» (1957)
Видимо, образ Сани Григорьева настолько «прилип» к нему, что актера засыпали однотипными, неинтересными предложениями. Михайлов же хотел «расти», работать над собой. Так что он полностью сосредоточился на театре.
Он перешел в МХАТ, где выступал в сложных драматических ролях, требующих глубокой внутренней трансформации: Лермонов в спектакле «Лермонтов», принц Флоризель в «Зимней сказке», Роберт де Мони в «Убийце», Бобчинский в «Ревизоре», Чебутыкин в «Трех сестрах».
«Двуликий Янус» и прекрасный семьянин
На сцене актер был настоящим мастером перевоплощения. Однако, все, знающие Михайлова лично, поражались: в жизни он был совершенно иным. Замкнутый, необщительный, неуверенный в себе. Актер старался держаться в тени и не привлекать внимание. Говорили, у него был очень непростой характер.
«Гроза над Белой» (1968)
Хороший Ефремов и «ужасная» Доронина
В 1970 году, когда актеру было 48 лет, театр возглавил Олег Ефремов, с которым у Михайлова были хорошие отношения. Артисты дружили еще со времен работы в ЦДТ. Ефремов всегда находил для Александра Александровича роли в лучших постановках. Но все резко изменилось, когда спустя 17 лет в театре начался «раскол», и труппа разделилась между Татьяной Дорониной и старым худруком.
И всё бы ничего, но Ефремов по непонятным причинам не позвал старого друга в свою труппу. Даже дорогую для Михайлова роль Телегина из «Дяди Вани», он отдал Вячеславу Невинному. Это буквально подкосило Михайлова, которому пришлось остаться в труппе Дорониной, где обстановка для актера была, мягко говоря, непростая.
Тяжелые последние годы
Александра Михайлова не стало 14 марта 1992 года. До своего 70-летия актер не дожил всего полгода. Похоронили его возле родителей и жены на Новодевичьем кладбище.
«Любовь и голуби» Александра Михайлова. Невероятная история в личной жизни актера
Он мог бы построить блестящую карьеру на флоте, но увиденный в театре спектакль заставил пересмотреть приоритеты. Суровые жизненные испытания позволили Александру Михайлову стать отличным актером, ведь ему почти ничего не нужно было играть.
Голод, устройство общежития, работа на заводе и служба на корабле — все это было не понаслышке знакомо артисту. Александр Михайлов использовал личный опыт на съемочной площадке, поэтому зрители верили в искренность и аутентичность его киногероев. Знаковым для Александра Яковлевича стал персонаж Василия Кузякина в трагикомедии «Любовь и голуби». Однако серьезного интеллигентного актера мало что связывало с образом деревенского мужчины, изменившего жене.
5 октября Михайлову исполняется 77, он по-прежнему играет в кино и на сцене, а также преподает студентам актерское мастерство. Счастливым артиста делают профессия, дети, внуки и жена. Но какие преграды супругам пришлось преодолеть, прежде чем воссоединиться, и не мешала ли им 23-летняя разница в возрасте?
Зов моря
Александр Яковлевич появился на свет в бурятском поселке Цугольский Дацан. Родители разошлись, когда ребенку было четыре, и обладавшая жестким характером мама Степанида Наумовна воспитывала сына в одиночку: трудилась на кирпичном заводе, рудниках и железной дороге. Причин расставания близких Михайлов так и не выяснил — в ответ на вопрос папа заплакал и сказал, что наследнику не стоит этого знать.
Детство артиста выпало на тяжелое и голодное время. От смерти ребенка спасла бурятка по имени Надя, продававшая в деревне молоко. Пожалев худого мальчика, которого буквально сносило ветром, женщина сказала Степаниде Наумовне, что будет приносить ему молочные продукты бесплатно.
Увидев репродукцию «Девятого вала» Айвазовского, подросток заболел морем. Юный мечтатель дважды сбегал из дома и пытался добраться до Нахимовского училища без копейки. «Зайца» высаживали из поездов и отправляли обратно к матери. Когда Степанида Наумовна осознала, что бороться с сыном бесполезно, то перевезла его во Владивосток. Саша только окончил семилетку, и тут выяснилось, что в мореходку берут после восьмого класса. Пришлось поступать в ремесленное училище.
Выпускники заведения должны были идти на судостроительный завод, но Михайлов сбежал в море. «Чуть ли не на коленях упросил капитана дизель-электрохода «Ярославль» взять меня на корабль. Так я стал учеником моториста. Потом перешел на дизель-электроход «Курган». Около двух лет ходил по морям — Японскому, Охотскому и Берингову, по другим местам Тихого океана… Счастью моему не было предела. Сначала был в машинном отделении мотористом, потом электриком. У меня уже на руках было направление в высшее мореходное училище, но случилась трагедия», — делился актер.
Однажды в Охотском море разыгрался шторм в восемь баллов, и судно Александра осталось без связи. Близкие полагали, что все, кто был на борту, погибли. Поседевшая за ночь мама встретила сына на берегу. Степанида Наумовна поставила наследнику ультиматум: или она, или профессия. Михайлов задумал схитрить: временно уйти с корабля, чтобы успокоить родительницу, — так что устроился электромехаником на швейную фабрику.
Театр
С актерством Александра «переклинило», как когда-то с морем: случайно посмотрев спектакль по повести Чехова, механик настолько впечатлился игрой студентов Дальневосточного института искусств, что захотел к ним присоединиться. Так, в 21 Михайлов попал в театральную среду.
Первые два года в студента верила лишь принявшая его на курс Вера Сундукова. Саша подрабатывал грузчиком, дворником и сторожем, чтобы продолжать учебу. Внутренний зажим и природная стеснительность со временем уступили место таланту: отрывок из «Поднятой целины» получился у парня убедительным, и преподаватели посмотрели на Александра другими глазами. По окончании вуза выпускника пригласили в Приморский краевой драмтеатр имени Горького, а вскоре его переманили в Саратов.
Затем были Театр имени Ермоловой и Малый, в период службы в котором актер едва не погиб. Дело в том, что после исполнения главной роли в спектакле «Смерть Ивана Грозного» скончались пять артистов, и Михайлов не хотел оказаться в их числе, требуя убрать из названия слово «смерть». Поначалу руководство не послушало его, и последствия оказались ужасающими: неожиданно у Александра пошла кровь горлом. В клинике звезде сцены сделали резекцию желудка, мужчина впал в кому и потерял 32 килограмма. Лишь чудом он выжил.
« Около двух суток провел в коме. Видение тогда было у меня: озеро потрясающее, музыка, космос. Видел семь лодок, что шли ко мне. Это были не лица — лики. И один из них утонул», — описывал Александр Михайлов в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Главные кинороли
Артисты суеверны, и Михайлов полагал, что несколько раз избежал гибели не просто так. Первую яркую роль в кино актер исполнил в картине «Это сильнее меня», затем была мелодрама «Приезжая», приключенческий фильм «Похищение «Савойи» и лидер проката «Мужики. »
Популярность актера увеличилась благодаря картине «Одиноким предоставляется общежитие». По признанию артиста, ему фактически ничего не пришлось играть: на швейной фабрике Михайлов трудился, да и был моряком в отставке, как его герой.
У большинства зрителей Александр Яковлевич ассоциировался с Васей Кузякиным из комедии «Любовь и голуби». «Я получал большое количество благодарных писем. В фильме основным генератором был Володя Меньшов. Если бы этот материал снимал не он, ничего бы не получилось. Он заряжал нас всех своей энергией. Володя очень любил актеров. А когда чувствуешь любовь режиссера, это ни с чем не сравнимое ощущение. За Меньшовым мы готовы были в огонь и в воду. Причем в самом прямом смысле. Например, снимали мы отдых в Батуми, вода в ту пору была не теплее 14 градусов. А Люся Гурченко дико боялась холода, постоянно дрожала. И все равно снималась», — рассказывал Михайлов.
При этом звезда кино не любил говорить про трагикомедию Меньшова: как бы ни акцентировали на ней внимание поклонники, а Михайлов доказал, что он глубокий и серьезный артист, десятками других ролей. Так, Александру Яковлевичу посчастливилось сыграть чемпиона мира по шахматам Александра Алехина в фильме-биографии «Белый снег России». Актер блестяще отразил психологию непобедимого спортсмена, который в реальности сражается с собой и личными страхами.
В 90-х артист снимался реже, зато дебютировал как певец с программой народных песен и романсов. В нулевых звезда вновь замелькал на экране: в «Благословите женщину», сериалах «Есенин» и «Мата Хари». В последнее время Михайлов играет в антрепризе и преподает во ВГИКе, а на кинороли соглашается, только если находит их по-настоящему интересными и достойными.
Любимые женщины
Первую любовь Веру Мусатову Михайлов встретил, будучи студентом второго курса актерского факультета. Музыковед покорила Александра, но не его маму: все 35 лет брака артист словно находился меж двух огней. Возможно, Степанида Наумовна просто не сумела примириться с тем, что сын привязался к кому-то еще, кроме нее. В любом случае, даже рождение сына Кости не спасло семью от распада.
На заре 90-х от связи с коллегой по театру Ольгой Кузнецовой у Михайлова родилась внебрачная дочка Анастасия. Создавать с Ольгой новую семью актер не планировал, хотя и от участия в жизни наследницы не отказался. Жениться вновь он решился позднее, когда сблизился с Оксаной Васильевой.
Васильевы и Михайловы дружили парами: Оксана работала врачом, а Владимир был актером. Когда в 1993-м артист Театра имени Ермоловой скончался от последствий инсульта, вдова в первую очередь позвонила Александру Яковлевичу. Общее горе сплотило звезду кино и доктора.
Как бы жестоко это ни звучало, Оксане удалось то, чего не сумела Вера: Степанида Наумовна приняла ее в семью. В начале нулевых Михайлов женился на вдове друга, усыновил ее наследника от первого брака и вновь стал отцом — избранница подарила ему дочь Мирославу. Благодаря молодой супруге Александр Яковлевич обрел спокойствие, счастье и гармонию.
«Уверен, наша встреча с Оксаной — это судьба. У нас и дни рождения в один день. И еще любопытный факт: у Оксаны прапрадед был Михайлов. Тушил пожары, и прозвище ему за это дали Пожарный, потом это в фамилию переродилось — Пожарнов. Поэтому Оксана носила фамилию Пожарнова. После первого замужества стала Васильевой. А когда вышла за меня, вернула родовую фамилию — Михайлова. Через три поколения! Она абсолютно мой человек».
Александр Михайлов: почему был несправедливо забыт актёр «Двух капитанов»
Саня Григорьев из «Двух капитанов» 1955 года был настоящим кумиром поколения. Персонаж сыграл актер Александр Михайлов, которого после премьеры картины полюбила вся страна.
Творческий путь Михайлова начался, когда ему было 19 лет. Его первая кинороль была мельчайшей, эпизодической, даже без упоминания имени актера в титрах. Все приходит со временем, вот и Александру со временем удалось появляться на экранах чаще. Он сыграл в таких лентах как «Повесть о настоящем человеке», «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Испытание верности».
Актер со времен войны
Как и многие советские актеры, Михайлов определился со своими артистическими наклонностями еще в детстве. Со школы он ходил в театральный кружок, а после получения аттестата поступил во ВГИК. Учебе помешала начавшаяся война.
Спустя 4 месяца службы на трудовом фронте Александра отозвали в место эвакуации студии «Союздетфильм», где он почти сразу же начал сниматься. Так начинающий актер появился в картинах «Мы с Урала», «Небо Москвы», «Лесные братья» и других.
Фото – кадр из фильма “Повесть о настоящем человеке”
Одна знаковая роль
После окончания войны Михайлов отправился доучиваться во МХАТе. После завершения обучения Александр подался в Центральный детский театр, где и сыграл Саню Григорьева впервые. Михайлов очень запомнился зрителям.
Спустя 7 лет режиссер Владимир Венгеров решил экранизировать «Двух капитанов», и сразу же отдал главную роль Александру Михайлову. Он делил съемочную площадку с Ольгой Заботкиной, Татьяной Пельтцер, Евгением Лебедевым, Анатолием Адоскиным и Бруно Фрейндлих.
«Два капитана» лидировали в прокате, а главный актер узнал, что такое проснуться знаменитым. Обычно после таких карьерных «выстрелов» роли начинают сыпаться одна за другой. Сначала у Михайлова действительно было достаточно работы, но после 1957 он появился на экранах он всего пару раз за десятилетие.
Фото – кадр из фильма “Два капитана”
Тогда Александр Михайлов посвятил себя театральным постановкам, став участвовать в сложных драматических постановках на сцене.
На сцене он мог сыграть любую роль, но в жизни, по рассказам, знакомых, он был человеком замкнутым и даже неуверенным в себе. Отмечали также и его непростой характер.
Жизнь за кулисами
Зато в семье у Александра было все хорошо. Впервые он женился на Наталье Ефановой, в браке с которой завел дочь. Мало что известно о подробностях их семейной жизни. К сожалению, и Наталья, и дочь актера ушли из жизни рано.
Фото – кадр из фильма “Гроза над Белой”
После этого Михайлов женился на Анне Горюновой. В этом браке появился сын, которого назвали Анатолием.
С 1970 года руководителем МХАТа стал Олег Ефремов. Александр дружил с ним. Михайлова брали в лучшие постановки, но спустя 17 лет в театре произошел раскол, после которого Михайлов почему-то оказался в немилости.
Ролей в кино актеру тоже не давали. За 20 лет ему доставались только эпизодические роли, и тех было меньше десяти.
Фото – кадр из фильма “Клоун и боец”
Постоянный стресс из-за отсутствия работы подкосил здоровье Михайлова. Все зашло настолько далеко, что н помогла даже операция. Последние два года жизни для актера были мучительными. Он почти не мог встать с постели и совершенно не надеялся пойти на поправку.
Михайлов ушел из жизни в 1992 году, не дожив до 70-го юбилея всего полгода.