методы оценки качества населения и качества жизни

Методы оценки качества населения и качества жизни. Индекс человеческого развития

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, их

типовой неоднородности можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый

комплекс методов исследования: статистических, социологических,

экономико-математических. Причем каждое из трех основных структурных

составляющих качества жизни населения нуждается в своем наборе методов.

Очевидно, например, что первая группа показателей (здоровье) будет изучаться

преимущественно по данным текущей статистики и отчетности; анализ уровня жизни

потребует использования также данных бюджетных исследований семей, а в

мониторинге образа жизни будут преобладать социологические методы.

На сегодняшний день наиболее перспективным методом при оценке качества жизни

населения представляется социологический метод, позволяющий получить богатую

информацию о социальной дифференциации качества жизни, о проблемах

удовлетворения специфических потребностей различных групп и слоев населения

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

1. Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) — оценивает долголетие.

2. Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса).

3. Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США.

Альтернативным индексом является Индекс бедности (разработан ООН для оценки качества жизни населения в какой-либо стране; публикуется ежегодно; рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения).

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: высокий (0,8…1), средний (0,5…0,8) и низкий (0…0,5) уровень.

Индекс ИРЧП в России

Россия занимает 73 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2008 год хуже, чем в Белоруссии и Казахстане).

Самый высокий индекс по данным ООН — у Исландии, опередившей Норвегию. США за последние десятилетия заметно сдали свои позиции, опустившись с 8 на 12 место

Источник

Методология измерения и оценки качества жизни населения России

«Мир измерений» Февраль 2010

В 2004 г. Президент России впервые определил качество жизни как целевой критерий социально-экономического развития России

Е.Е. Задесенец, член-корреспондент РАЕН
Г.М. Зараковский, доктор психологических наук, профессор
И.В. Пенова, кандидат физико-математических наук
ГУ “Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики” (ВНИИТЭ), Москва

В 2004 г. Президент России впервые определил качество жизни как целевой критерий социально-экономического развития России [1]. С этого времени проблема измерения и оценки качества жизни населения России перешла в плоскость решения практических задач.

Уже в июне 2004 г. Минфин России и Минэкономразвития России выпустили “Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования”, в которых была представлена первая официальная номенклатура показателей качества жизни населения [2]. Но она не в полной мере отражала разные аспекты жизнедеятельности людей и не была обеспечена соответствующей методикой. Кроме того, не имеется данных о применении названной номенклатуры на практике.

В последующие годы в выступлениях первых лиц государства [3] неоднократно подчёркивалась важность ориентации социально-экономической политики на повышение качества жизни населения, ставилась задача поиска таких направлений деятельности, которые изменили бы качество жизни в России, обеспечили бы нашей стране лидерские позиции.

Чтобы правильно определять направления государственной политики, положительно влияющие на качество жизни населения, и контролировать этот процесс, необходимо иметь унифицированную общероссийскую номенклатуру показателей качества жизни населения, методику их измерения и критерии оценки полученных значений. Возможные варианты всех названных инструментов были разработаны во ВНИИТЭ.

Общая методология разработок основывается на квалиметрии, что предполагает:

Принципиальную трудность представляет собой решение первого вопроса. Качество жизни – предметная область чрезвычайно сложная и не поддающаяся однозначному, всеми приемлемому, определению. По этой причине существует много разных трактовок сущности категории “качество жизни” и соответственно много разных классификаций показателей и их номенклатур. Решение второго и последующих вопросов, предусмотренных базовой методологией квалиметрии, не представляет трудности, поскольку эти вопросы носят технический характер.

Анализ разных предложенных классификаций показателей и номенклатур качества жизни проведён в монографиях [4–7]). Специфическая методология измерения и оценки качества жизни населения России, предлагаемая ВНИИТЭ, явилась результатом исследований по проблематике качества жизни, проводимых с 1998 г. Важнейший вопрос методологии ВНИИТЭ – определение предметной области понятия “качество жизни”. Разработка определения велась на основе следующих положений.

Качество жизни – это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни.

Наиболее обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во всё более широких границах природных условий путём созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей.

Конкретизируя это принципиальное положение применительно к нынешнему состоянию населения России, качество жизни россиян следует рассматривать как качество жизни коллективного субъекта, агрегатированное из качеств жизни каждого гражданина. Это “всеобщее” качество жизни требует улучшения во всех аспектах и должно измеряться и оцениваться по объективным и субъективным показателям по отношению к целевому критерию (эталону), ориентированному на реальную перспективу социально-экономического развития страны.

Кроме того, человеческая жизнь понимается как процесс, реализующий, с одной стороны, генетически заданное сохранение, развитие и репродукцию человека, и, с другой стороны – генерируемую самим человеком целевую трансформацию внешних объектов и самого себя. Этот процесс происходит в природной, антропогенной и социальной средах путём сложного, в том числе конкурентного, взаимодействия с разными объектами и субъектами, “населяющими” эти среды.

Поэтому качество жизни определяется, прежде всего, присущими определённому человеку (или социуму) внутренними возможностями осуществлять жизненные процессы – жизненным потенциалом. Вторым фактором качества жизни являются процессуально-результативные характеристики жизнедеятельности по отношению к имеющимся у людей потребностям, интересам, ценностям и целям. Третьим фактором качества жизни выступают внешние возможности, т.е. свойства окружающих сред, объектов и субъектов. Они должны быть такими, чтобы жизненные функции первой направленности могли осуществляться безусловно, а функции второй направленности имели бы значимую вероятность достижения целей для людей, которые хотят это сделать и готовы приложить для этого необходимые усилия.

Из сказанного вытекает определение понятия “качество жизни”, положенное в основу разработки номенклатуры показателей: качество жизни человека (индивида или социума) – это оценочная категория жизни человека, обобщённо характеризующая параметры всех составляющих его жизни: жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности (инструментов, ресурсов и среды) по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону.

Принципиально новым по отношению к другим трактовкам качества жизни является введение в это понятие новой составляющей – “жизненного потенциала” людей (индивида или социума). Жизненный потенциал представляет собой ядро жизнедеятельности.

Субъективно этот потенциал проявляется у человека в ощущении своей силы, в желании активно действовать, в чувстве радости от самого факта своей жизни. И это – базовый компонент качества жизни, основа всех потребностей и ценностей как биологических, так и духовных.

Элементы жизни, которые следует учитывать при построении номенклатуры показателей качества жизни, включают в себя, помимо самого носителя жизни – человека, процессы его жизнедеятельности и их результаты, а также среду, инструменты, ресурсы.

Человек представляет собой “сплав” биологического объекта (организма) и субъекта. Свойства субъекта суть психологические факторы, на базе которых “наращиваются” духовные и культурные свойства индивида. Все это относится и к множеству людей, образующих социум – коллективный субъект.

Среда в целом состоит из трёх сред – природной, антропогенной и социальной. Под инструментами понимаются используемые людьми технические устройства, технологии, информационные средства. Ресурсы – это элементы среды, необходимые для жизнедеятельности организма и для созидательной деятельности людей.

В соответствии с этой методологией прежде всего была разработана классификация показателей, которые могут быть использованы для измерения и оценки качества жизни. Классификация многомерна и построена по разным основаниям.

1. По виду области мира, к которой относятся оцениваемые объекты и явления, показатели делятся на материальные, информационные и психологические.

Материальные показатели характеризуют свойства объектов и явлений, относящихся к сфере физического (включая человека как биологический объект).

Информационные показатели характеризуют средства (в том числе и деньги) и процессы, опосредующие взаимодействие между людьми.

Психологические показатели характеризуют свойства объектов и явлений, относящихся к сфере психики. К объектам этой сферы относятся психические образования – ценностные и смысложизненные ориентации, установки, мотивы, образы, понятия, программы деятельности и поведения, оценочные критерии, личность в целом. К явлениям относятся психические процессы (восприятия, памяти, мышления, принятия решений, имажитивные, эмоциональные реакции, переживания) и психические состояния (статусные и ситуационные).

2. По методу измерения или оценки показатели делятся на объективные и субъективные.

Объективные показатели измеряются или оцениваются объективными методами, т.е. методами, не зависящими от отношения к измеряемым свойствам объекта или явления человека, производящего измерение или оценку, и обеспечивающие получение значений в параметрических единицах измерения.

Субъективные показатели измеряются или оцениваются субъективными методами, т.е. методами (процедурами, алгоритмами), складывающимися в сфере психики человека, производящего измерение или оценку качества жизни, и зависящими от накопленных им знаний и сформировавшихся у него критериев оценки объектов, субъектов и явлений, а также от его смысловых и ценностных установок по отношению к окружающему миру и к самому себе.

В зависимости от способа определения субъективные показатели подразделяются на социологические и экспертные. Социологические показатели отражают отношения людей к свойствам объектов или явлений, измеряемые посредством социологических (или психологических) опросов. Экспертные показатели – это суждения специалистов-экспертов о свойствах объектов или явлений.

3. По месту расположения в иерархии показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели относятся к самому нижнему уровню в принятой иерархической системе показателей.

Комплексные показатели находятся на более высоких уровнях, чем единичные. Они измеряются или оцениваются путем свёртки показателей нижележащих уровней. Комплексные показатели, оцениваемые непосредственно, без их свёртки, являются целостными показателями.

В такой классификации показателей качества жизни присутствуют все виды показателей, характеризующие и материальные, и информационные, и психологические, и социокультурные составляющие качества жизни населения.

С опорой на приведённую классификацию показателей качества жизни были разработаны два варианта иерархической общероссийской номенклатуры показателей качества жизни населения России: первый – в 2003 г., второй – в 2006 г.

В структуру первого варианта номенклатуры показателей (три верхних уровня) (рис. 1) входит блок “Социально-личностное благополучие”. В основу разработки показателей качества жизни, относящихся к этому блоку, были положены следующие представления.

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

Социально-личностное благополучие – это компонент качества жизни, который комплексно характеризует специфику социально-психологического аспекта качества жизни. Он включает три частных компонента: социально-демографический потенциал, социальное самочувствие и самореализацию граждан в разных сферах жизнедеятельности.

Под социально-демографическим потенциалом понимается совокупность свойств общества, определяющих его способность к продуктивной жизнедеятельности в направлении повышения качества жизни всех его членов и собственной устойчивости во всё расширяющихся границах внутренних и внешних условий. Этот обобщённый потенциал складывается из четырёх частных потенциалов:

1) демографического потенциала – совокупности популяционных свойств общества (состояния и динамики количества населения, его различных слоев и групп);

2) психологического потенциала – системного свойства общества, выражающегося в агрегации психологических и психофизиологических свойств образующих общество людей;

3) культурного потенциала – системного свойства общества, выражающегося в агрегации культурных свойств образующих общество людей (духовных ценностей и интересов, образования стереотипов социального поведения);

4) социально-политического потенциала – совокупности свойств социальной организации общества (типа власти, характера взаимодействия властных структур и остального населения, стратификации общества и т.д.).

Под социальным самочувствием понимается системное свойство общества, возникающее как агрегация самочувствия образующих это общество людей. Оно включает две группы свойств: чувство безопасности, т.е. самочувствие, обусловленное уровнем защищённости граждан от природных, техногенных и социальных угроз, и настроение, т.е. самочувствие, обусловленное всеми остальными факторами.

Под самореализацией граждан в разных сферах жизнедеятельности понимается системное свойство общества, возникающее как агрегация самореализации людей в личной и семейной жизни, в труде, в общественной деятельности и в различных видах нерегламентированной деятельности (активный отдых, хобби).

Второй вариант номенклатуры показателей качества жизни (рис. 2) представляет собой доработку первого варианта и может стать унифицированной общероссийской номенклатурой показателей качества жизни населения России.

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

Унифицированная общероссийская номенклатура показателей качества жизни имеет ряд особенностей:

После разработки показателей качества жизни была построена процедура свёртки единичных показателей в комплексные показатели всех вышестоящих уровней, вплоть до обобщённого показателя качества жизни населения. Значения единичных показателей выбираются как из статистических сборников Госкомстата России (“Российский статистический ежегодник”, “Социальное положение и уровень жизни населения России”), так и из материалов опросов общественного мнения (данные ВЦИОМ, ФОМ, Аналитического центра Юрия Левады и др.).

Для обеспечения свёртки значений единичных разнородных показателей в значения комплексных показателей все значения объективных и субъективных единичных показателей переводятся в единую шкалу отношений, в которой значения показателей выражаются в относительных единицах (0…1). Определение относительных значений единичных показателей производится по формуле:

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

где Pi– значение i-го единичного показателя качества, Pi max и Pi min – максимальное и минимальное значения i-го показателя. Затем шкалу отношений переводят в шкалу баллов, после чего дают качественную интерпретацию каждого балла (см. таблицу).

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

Свёртка значений оценок единичных показателей в значения оценки комплексного показателя с учётом их коэффициентов весомости производится по формуле:

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

где Ki– значение оценки i-го единичного показателя, mi– значение коэффициента весомости i-го показателя; n – количество показателей в данной группе. Для каждого комплексного показателя любого уровня:

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

Однако в силу большого числа показателей, находящихся на разных уровнях, расчёт оценок показателей и использование номенклатуры крайне затруднительны.

В связи с этим ВНИИТЭ совместно с МОО “Эргономическая ассоциация” (г. Тверь) создали систему компьютерной поддержки принятия решений по критериям качества жизни (СКППР КЖ) [8]. СКППР КЖ (рис. 3) реализована в виде программного продукта, который позволяет наглядно представлять информацию по показателям качества жизни населения и проводить оперативный анализ. Система даёт возможность не только оценивать фактическое качество жизни населения в определённый момент времени, но и видеть, в результате каких факторов оно сформировалось. Разработан аналитический блок, помогающий пользователю отслеживать показатели с оценкой ниже определённого значения или показатели, занижающие значение комплексного показателя качества жизни в наибольшей степени; имеется возможность графического или электронного представления результатов.

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

СКППР КЖ реализована на базе типового персонального компьютера и снабжена простым интерфейсом, рассчитанным на пользователей, обладающих элементарной компьютерной грамотностью. Программа СКППР КЖ поставляется на одном компакт-диске, который содержит:

Для СКППР КЖ были собраны, проанализированы и обобщены фактические статистические данные, характеризующие качество жизни россиян. База данных СКППР КЖ заполнена информацией по показателям на всех уровнях – от единичных на 4-м уровне иерархической структуры до обобщённого показателя качества жизни самого высокого уровня.

Программный продукт СКППР КЖ даёт возможность:

Основными функциями системы являются:

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

Номенклатура показателей открыта: имеется возможность внесения изменений в количество уровней и показателей на каждом уровне, объединения показателей в отдельные ветви и создания новых ветвей номенклатуры показателей, корректировки расположения показателей, редактирования (см. рис. 4,д) показателей, введения коэффициентов весомости. Это обеспечивает возможность расчёта различных вариантов.

База данных также открыта, её можно обновлять, расширять или сужать.

Программный продукт СКППР КЖ может служить основой для создания аналогичных компьютерных систем, предназначенных для работы с любыми иерархически построенными номенклатурами показателей.

Описанная методология измерения и оценки показателей качества жизни населения и ряд конкретных результатов её применения в обобщённом и детализированном виде представлены в методических рекомендациях “Оценка качества жизни населения России” [9].

В последние годы не только ВНИИТЭ, но и ряд других организаций разрабатывали свои предложения по номенклатуре и методикам оценки показателей качества жизни населения России или отдельных регионов.

Принципиальные отличия методических рекомендаций ВНИИТЭ заключаются в том, что данные рекомендации:

Методические рекомендации предназначены для использования специалистами, которые занимаются измерением и оценкой качества жизни населения России в целом, а также её отдельных регионов и населённых пунктов.

Источник

Оценка качества жизни населения: обзор методологических подходов

методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть фото методы оценки качества населения и качества жизни. Смотреть картинку методы оценки качества населения и качества жизни. Картинка про методы оценки качества населения и качества жизни. Фото методы оценки качества населения и качества жизни

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 06.11.2013 2013-11-06

Статья просмотрена: 12625 раз

Библиографическое описание:

Россошанский, А. И. Оценка качества жизни населения: обзор методологических подходов / А. И. Россошанский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 440-445. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8095/ (дата обращения: 05.10.2021).

Ключевые слова: качество жизни, человеческий потенциал, методы оценки, система индикаторов.

Интерес к проблемам качества жизни населения наблюдается среди различного рода наук, к числу которых относятся экономика, социология, философия, медицина и т. д. Данного рода многообразие подходов к оценке качества жизни населения предопределило многочисленность и неоднозначность имеющихся трактовок категории «качество жизни населения», акцентирующих внимание на отдельных её аспектах.

Согласно классическому определению, качество жизни населения представляет собой обобщающую социально-экономическую категорию, включающую в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологического климата, душевный комфорт [12].

Несмотря на значительный объем работ и разнообразие подходов интерпретации качества жизни, в целом научное сообщество сходится во мнении, что данная категория представляет собой ёмкое, многомерное и сложно конструируемое понятие [8]. Спорными же в развернувшейся дискуссии остаются вопросы составляющих качество жизни и различных наборов индикаторов характеризующих его.

Целью настоящего исследования выступает обзор методологических подходов к оценке качества жизни населения. Результаты исследования позволят в дальнейшем выстроить авторский методический подход к оценке качества жизни населения.

Качество жизни определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям.

Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психологическому (духовному) и социальному явлению [14; с. 63–67].

В рамках международных исследований качества жизни населения были предложены различные подходы и индикаторы его оценки. К числу наиболее часто используемых показателей качества жизни относится Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Данный индекс активно используется Организацией объединенных наций (ООН) в рамках «Докладов о человеческом развитии» и рассчитывается ежегодно, начиная с 1990 года [5]. Данная серия докладов посвящена тому, как создаваемые условия жизни могут способствовать развитию человека, то есть даются определенные представления о соотношении качества жизни в разных странах мира [6].

Рассчитывается ИРЧП по трем основным направлениям:

— Долголетие, измеряемое на основе ожидаемой продолжительности жизни при рождении (за минимальное значение принимается 25 лет, за максимальное — 85 лет).

— Уровень образования, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения страны (от 0 до 100 %) и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.

— Уровень жизни, измеряемый размером ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США (от 100 долл. до 40 тыс. долл.) [10].

В результате каждый из перечисленных показателей переводится в шкалу от 0 до 1, после чего рассчитывается среднее арифметическое значение. На основе полученных расчетов составляется ранжированный список стран по показателю ИРЧП в диапазоне от 0 до 1. Страны классифицируются по четырем группам: с очень высоким, высоким, средним и низким уровнем человеческого развития.

Лидирующие позиции, согласно данным Доклада о человеческом развитии 2013 года [5], занимают такие высокоразвитые страны как Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и т. д. (табл. 1). Россия же находится в группе с высоким уровнем человеческого развития (55 место в рейтинге), примерно на том же уровне, что и Беларусь (50 место), Уругвай (51), Румыния (56) и Болгария (57). Отличительной особенностью России является то, что блок характеризующий уровень образования находится на высоком уровне, соизмеримый с ведущими странами. Однако низкая ожидаемая продолжительность и размеры ВВП на душу населения не позволяют подняться выше в рейтинге.

Несмотря на то, что авторы доклада и рассматривают ИРЧП как суммарный показатель развития человека в стране, или «так называемого качества жизни», перечень его составляющих не дает исчерпывающей характеристики данной проблемы. В тоже время он может дать своего рода первичное представление о состоянии качества жизни населения стран мира и их распределения относительно друг друга.

Индекс развития человеческого потенциала и его компоненты, 2012 г.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (в годах)

Средняя продолжительность обучения (в годах)

Ожидаемая продолжительность обучения (в годах)

ВНД ну душу населения (в долл. США по ППС)

Страны с очень высоким уровнем человеческого развития

Страны с высоким уровнем человеческого развития

Страны со средним уровнем человеческого развития

Страны с низким уровнем человеческого развития

Источник: Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном виде [Электронный ресурс]: Доклад ПРООН. — Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2013_summary_RU.pdf

Индекс качества жизни в городах мира, рассчитываемый ежегодно транснациональной консалтинговой группой Mercer Human Resource Consulting, результаты которого используются, в целях планирования и оценки качества жизни в тех или иных регионах мира, международными компаниями и государственными ведомствами. Рейтинг городов мира по качеству жизни населения строится по 420 городам мира на шести континентах, на основе 39 факторов, сгруппированных в 10 категорий: политическая и социальная среда; экономическая среда; социально-культурная среда; здравоохранение и санитария; образование и обучение; коммунальные услуги и транспорт; отдых и развлечения; товары народного потребления; жилье и инфраструктура; природная среда и климат [7]. Данные по 50 ведущим городам мира по показателю качества жизни населения приведены в таблице 2.

Согласно данным проведенного исследования, верхние позиции занимают в основном швейцарские и немецкие города. В 2011 году городом с самыми высокими показателями качества жизни стала Вена (Австрия). В целом же к наилучшим с точки зрения качества жизни относятся города расположенные в Европе (в таких странах как Германия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Испания, Франция), Северной Америке (города расположенные в Канаде и США), а также Японии.

Россия же представлена только двумя городами — это Москва и Санкт-Петербург. В представленном рейтинге они не вошли в первые сто наиболее благоприятных городов по качеству жизни и заняли лишь 163 и 165 места соответственно.

Рейтинг качества жизни в городах мира по версии Mercer, 2011 г.

Источник: Исследование Mercer: Рейтинг качества жизни в городах мира 2011 года. [Электронный ресурс]: Центр гуманитарных технологий. — Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2011/11/30/3748

Индекс качества жизни населения, разработанный специалистами компании Economist Intelligent Unit, основан на методологии сочетающей результаты обследований по субъективной удовлетворенности жизнью населения с объективными детерминантами качества жизни в различных странах. Достоинством предложенного метода является научно обоснованный выбор системы частных показателей и определение их значимости на основе субъективных оценок удовлетворенности населения жизнью для последующего конструирования интегрального индекса качества жизни [4].

Индекс рассчитывается на основе 9 факторов: 1. Материальное благополучие (рассчитываемое исходя из размера ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в долл. США); 2. Здоровье (ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет); 3. Политическая стабильность и безопасность (на основе соответствующих рейтингов); 4. Семейная жизнь (на основе показателя разводимости на 1000 населения строится индекс в диапазоне от 1 (самый низкий) до 5 (самый высокий)); 5. Общественная жизнь (строится индекс в диапазоне от 0 до 1, на основе данных о посещении церкви или членства в профсоюзах); 6. Климат и география (географическая широта для проведения различий между теплым и холодным климатом); 7. Гарантии предоставления рабочих мест (уровень безработицы, в %); 8. Политические свободы (данные об индексах политических и гражданских свобод, диапазон от 1 (полное обеспечение прав и свобод) до 7 (значительные ограничения)); 9. Гендерное равенство (соотношение между средними доходами мужчин и женщин) [16].

Согласно рейтингу стран, построенному на основе данного индекса, среди 80 стран мира, входящих в данное исследование, Россия в 2013 году находится на 72 месте (со значением в 5,31), располагаясь рядом с такими странами как Азербайджан (5,60), Индонезия (5,54), а также Сирия (5,29) и Казахстан (5,20). Первые же три места занимают Швейцария (8,22), Австралия (8,12) и Норвегия (8,09).

Поскольку качество жизни включает в себя также показатели морально-психологического климата и душевного комфорта важной дополняющей компонентой является субъективное ощущение счастья. Представления о высоком качестве жизни ассоциируется населением со счастливой жизнью (т. е. достигнутые успехи, удовлетворенность своим социальным положением, статусом, условиями жизни, семейной жизнью, профессией, трудом, специальностью, зарплатой, в целом благополучия) [15], в связи, с чем пренебрежение данным аспектом ограничивает интерпретацию субъективной составляющей качества жизни.

В рамках ежегодного глобального международного опроса Ассоциации Gallup International «Глобальный Барометр Надежды и Отчаяния» проведенного в декабре 2011 года среди 58 стран мира, рассчитывался Индекс счастья. Вопреки многим рейтингам среди стран мира по качеству жизни населения, результаты исследования показали несколько иное распределение. В пятерку наиболее «счастливых» стран мира вошли Фиджи, Нигерия, Нидерланды и Гана [11]. Россия в данном рейтинге заняла 40 место, располагаясь на одном уровне с такими странами как США (38 место), Пакистан (39) и Гонконг (41). Отличительной особенностью России является тот факт, что, счастливых людей значительно меньше, чем в мире в целом (39 % против 53 %), однако меньше и несчастливых (8 % против 13 %). При этом наиболее высока доля той части населения, которая расценивает своё положение как «ни счастлив, ни несчастлив» (42 %).

Как отмечают исследователи, состояние счастья — это некая культурная особенность той или иной страны (региона) и напрямую от её реального экономического положения и связанных с ним ожиданий оно не зависит. Следовательно, пессимизм в отношении своего материального положения не способен кардинально уменьшить у населения их внутреннее ощущение личного счастья, а потому данные субъективные характеристики необходимы в системе показателей качества жизни населения.

Среди отечественных исследований, наиболее обоснованным подходом к оценке качества жизни населения регионов России, следует отметить работы С. А. Айвазяна [1]. Автор производит оценку качества жизни населения, но основе базовых компонентов, образующих среду и систему жизнеобеспечения населения. К их числу относятся: качество населения (ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, квалификацию, рождаемость и смертность, брачность и т. п.), благосостояние населения (основные показатели уровня жизни, отражающие степень удовлетворения материальных и духовных потребностей), социальная безопасность, или так называемое качество социальной сферы (условия труда, социальная защита, физическая и имущественная безопасность членов общества, криминогенность и социально-политическое здоровье общества и т. п.), качество окружающей среды (данные о загрязнении воздушного пространства, почв и воды), природно-климатические условия (состав и объем природно-сырьевых ресурсов, климат, частота и специфика форс-мажорных ситуаций).

Автором отмечается, что интегральные показатели качества жизни хотя и имеют ограниченную ценность и достаточно условный смысл, однако необходимы для решения определенного типа задач. Цель исследования в данном случае состоит в разработке системы оценки качества жизни как инструмента управления качеством жизни.

Интерес представляют исследования, проводимые Всероссийским Центре Уровня Жизни, в частности В. Н. Бобкова, который отмечает, что качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей [13]. Автором представляется перечень показателей качества жизни применительно, к основным сферам жизнедеятельности людей. К таким сферам относятся: трудовая жизнь, сфера развития способностей людей, семейная жизнь, быт и поддержание здоровья, жизнь нетрудоспособных, досуг, окружающая среда, жизни в экстремальных экономических ситуациях, забота о будущем.

Отдельного внимания заслуживает метод предельно критических (пороговых) значений показателей состояния общества, разработанный С. Ю. Глазьевым и В. В. Локосовым [3]. Под предельно критическим подразумевается такое значение показателя, выход, за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнедеятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов. В соответствии с этим выделяется два пороговых значения, первое характеризует максимально допустимое значение, второе — минимальное, обозначающие границы интервала допустимых для нормального функционирования и развития системы значений. Таким образом, авторами подчеркивается необходимость проводить систематические измерения показателей социально-экономического состояния и, определяя на основе анализа их отношение к предельно критическим значениям, с целью управления социально-экономическим развитием.

Разница между межстрановыми и внутристрановми подходами к оценке качества жизни населения состоит в количестве блоков индикаторов характеризующих его. При составлении рейтингов стран мира по качеству жизни населения в большинстве случаев отмечается использование тех параметров, которые наиболее максимально охватывают все сферы человеческой деятельности и факторов, оказывающих на них влияние. Данная специфика объясняется различиями не только в качественном составе населения, уровня экономического развития страны и т. д., но также и в этнокультурных особенностях, географических и природно-климатических условиях. Однако интегральные показатели качества жизни могут быть представлены и в свернутом виде. В этом случае значения комплексных показателей, встроенных в его структуру, заменяются одним показателем, значение которого коррелирует с ним [9]. Внутристрановые оценки характеризуются значительной детализацией изучаемых параметров.

В условиях российских реалий сложность оценки качества жизни населения определяется её территориальными особенностями. Территория РФ занимает 17098,2 тыс. кв. км., которая разделена на 9 часовых поясов и расположена в 3-х климатических поясах: умеренном, арктическом и субарктическом. В условиях экспортно-ориентированной сырьевой экономики, различный природно-ресурсный потенциал в значительной степени предопределяет уровень развития отдельных регионов, тем самым уже внося коррективы в качественное состояние населения страны. Дополняющим фактором выступает неоднородность регионов по своим социально-демографическим, национальным, культурным и иным признакам предопределенная историческими особенностями. А потому, игнорирование данных фактов при оценке качества жизни снижает её информативность.

Однако следует и учесть, что исследование качества жизни относится к проблеме изучения и управления сложными социальными процессами, которые плохо поддаются формализации [2]. То есть речь идет о системе социально-экономических отношений, в которой важнейшие параметры не всегда соответствуют специфическим требованиям моделирования.

1. Айвазян, С. А. К методологии измерения синтетических категорий качества жизни населения [Текст] / С. А. Айвазян // Экономика и математические методы. — 2003. — № 2. — С. 33.

2. Биктимирова, З. З. Качество жизни: теоретические подходы и методы измерения [Текст] / З. З. Биктимирова. — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2006. — 201с.

3. Глазьев, С. Ю. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием [Текст] / С. Ю. Глазьев, В. В. Локосов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — № 4. — С. 22–41.

4. Гришина, И. В. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки [Текст] / И. В. Гришина, А. О. Полынев, С. А. Тимонин // Современные производительные силы. — 2012. — № 1. — С. 70–83.

5. Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном виде [Электронный ресурс]: Доклад ПРООН. — Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2013_summary_RU.pdf

6. Жеребин, В. М. Индикаторы качества жизни населения [Текст] / В. М. Жеребин // Вопросы статистики. — 2012. — № 3. — С. 25–36.

7. Исследование Mercer: Рейтинг качества жизни в городах мира 2011 года. [Электронный ресурс]: Центр гуманитарных технологий. — Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2011/11/30/3748

8. Косьмина, Е. А. Качество жизни и его основные детерминанты [Текст] / Е. А. Косьмина // Вестник экономической интеграции. — 2013. — № 1–2. — С. 178–192.

9. Кузьмичев, Л. А. Методика оценки качества жизни [Текст] / Л. А. Кузьмичев, М. В. Федоров, Е. Е. Задесенец. М.: ВНИИТЭ, 2000. — 47 с.

10. Литвинов, В. А. Проблемы уровня жизни в современной России [Текст] / В. А. Литвинов. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 248 с.

11. Не в деньгах счастье: аналитические материалы [Электронный ресурс] Исследовательский холдинг «Ромир». — Режим доступа: http://romir.ru/studies/305_1328212800/

12. Райзберг, Б. А. Современный социоэкономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 629 c.

13. Социальная политика, уровень и качество жизни [Текст]: словарь / под ред. В. Н. Бобкова, А. П. Починка. — М.: ВЦУЖ, 2001. — 288 c.

14. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерения [Текст] / под ред. Б. Г. Юдина. — М.: Институт человека РАН, 2002. — 265 с.

15. Шабунова, А. А. Представление вологжан о счастье [Текст] / А. А. Шабунова, М. В. Морев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — № 1. — С. 137–150.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *