методика проведения занятий по обеспечению безопасности в повседневной жизни в рамках курса обж
Как проводить практические занятия по основам безопасности жизнедеятельности
Что включает практическое занятие по ОБЖ?
Примеры практики на уроках ОБЖ
«Пищевая пирамида»
Деловая игра «Укус пчелы»
Другие темы для деловых игр: «Аварийная посадка самолета», «Встреча с сотрудником дорожно-транспортной службы (риски скейтбординга, бокинга)», «Нападение на улице», «Пожар», «Случай на рыбалке», «Ссора в турпоходе».
Учебный диалог «Поход через лед»
Дима: Хорошо зимой. Путь до школы по льду сокращается вдвое.
Марина: В этом году зима теплая, лед тонкий. Лучше обойти, чем рисковать.
Алеша: Если на реке есть рыбаки, верная примета, что лед толстый.
Оля: Среди рыбаков тоже легкомысленных людей много. Лучше не рисковать.
Коля: Если группой идти, то можно: если что- то случится, друзья выручат.
Дискуссия «Игра в небезопасном месте»
Дискуссия «Как вести себя при пожаре»
электропроводка, игры, печка, утюг, сигарета, газ, шашлык, гроза, беспечность, небрежность, отсутствие дисциплины и предвидения.
Урок 1.5 ОБЖ по теме «Безопасность в повседневной жизни»
Урок 1.5. Безопасность в повседневной жизни.
Цель урока. Образовательные: Дать учащимся общие понятия опасных и чрезвычайных ситуаций, с которыми они могут встретиться в повседневной жизни, обратив внимание на основные причины их возникновения. Сформировать убеждение в необходимости быть готовым к безопасному поведению в различных жизненных ситуациях для снижения фактора риска для жизни и здоровья. Дать учащимся номера телефонов основных служб города, которые обеспечивают защиту населения, и правила их вызова.
2. Развивающие: развивать умение сравнивать, делать выводы;
регулятивных УУД: умения целеполагания, планирования, рефлексии;
личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
коммуникативных УУД: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.
Формировать чувство ответственности за безопасную жизн
Пр одолжить формирование универсальных учебных действий:
познавательных УУД: умения выбрать главное из текста учебника;
регулятивных УУД: умения целеполагания, планирования, рефлексии;
личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
коммуникативных УУД : умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
выдвигать предположения и доказывать их;
уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде
Тип урока: усвоение новых знаний.
I. Организационный этап. 5 мин.
II. Мотивация учебной деятельности. 2 мин.
VII. Домашнее задание. 2 мин.
VII. Подведение итогов урока. 3 мин
II. Мотивация учебной деятельности.
Назовите формулу безопасности .
III . Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
IV. Первичное усвоение новых знаний. Объявление темы урока.
Составление кластера. Выявление затруднений.
Рассказ учителя с элементами беседы.
В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности. (опасность дорожно-транспортного происшествия, возникновения пожара, криминальная опасность и др.).
При стечении определенных обстоятельств любая опасность может стать причиной возникновения опасной или чрезвычайной ситуации.
Опасные ситуации подразделяются на три группы:
Работа в парах. Чрезвычайная ситуация- это….
Чрезвычайная ситуация отличается от опасной прежде всего тяжестью последствий.
Подчеркнуть, что в большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушая общепринятые нормы и правила поведения («человеческий фактор»).
Чрезвычайная ситуация природного характера – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Наиболее часто встречающиеся опасные и чрезвычайные ситуации в зависимости от опасных явлений и событий, послуживших причиной их возникновения, подразделяются на три группы:
V Первичная проверка понимания . Фронтальный опрос по теме. Работа с учебником. стр. 24.
Работа в группах. Основные правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни.
Вывод. Личная безопасность человека в повседневной жизни во многом зависит от него самого, от его умений соблюдать общепринятые правила безопасного поведения и верно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни.
Для снижения нежелательных последствий опасной или чрезвычайной ситуации необходимо уметь предвидеть опасную ситуацию, по возможности стараться избежать ее, если уж попали в опасную ситуацию, вести себя соответствующим образом.
Основные правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни:
постоянно рассматривать различные ситуации, с которыми можно встретиться в повседневной жизни, продумывая свое поведение в них;
постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;
постоянно воспитывать в себе волевые качества, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти оптимальный выход из нее.
Для защиты человека от последствий опасных и чрезвычайных ситуаций в нашей стране созданы и действуют специальные службы, номера телефонов которых и правила их вызова надо знать.
Основные службы и номера их телефонов
Спасатели и пожарные 01
Аварийная служба газа 04
Для вызова этих служб по телефону необходимо:
набрать номер службы;
коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы;
сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);
назвать свою фамилию и номер телефона, с которого передается вызов;
записать фамилию дежурного, принявшего ваш вызов.
Проигрывание ситуаций. Вызов 03.
VI Первичное закрепление . Обобщение и систематизация знаний.
Работа с учебником. Задание стр.27.
Что такое опасная и чрезвычайная ситуации, в чем их различие?
На какие группы подразделяются опасные и чрезвычайные ситуации?
Чему необходимо учиться, чтобы обеспечить личную безопасность?
После изучения темы провести диспут на тему: «Опасна жизнь в городе для человека или привлекательна?»
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия « Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?
Изучить § 1. 5 учебника и подготовить ответы на поставленные вопросы.
Урок по основам безопасности жизнедеятельности на тему: «Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях» (11 класс)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ БЫТОВЫХ СИТУАЦИЯХ
Дата проведения: « 14 » сентября 2018 г.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Урок №4. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях.
Тип урока: комбинированный.
Цель: рассмотреть правила безопасного поведения в быту.
— отработать с учащимися материал урока;
— развить способность применять полученные знания;
— воспитать у учащихся понимание важности и соблюдения правил личной безопасности в различных бытовых ситуациях.
Учебно-методический комплект : академический школьный учебник под редакцией А.Т. Смирнова. «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс, поурочный план, презентация урока, ноутбук, видеоматериал.
Урок провёл: учитель ОБЖ Петухов В.А.
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
Сообщение темы и цели урока.
Во всех ли водоёмах можно купаться?
Какие меры безопасности следует соблюдать при купании в незнакомом водоёме?
Близ каких сооружений запрещено купание?
Какие меры безопасности следует соблюдать на замёрзших водоёмах? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прочитать раздел «Дополнительные материалы».
Проверка домашнего задания.
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
Работа над новым материалом.
В определённых условиях при использовании в быту хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, ваших близких и для дома.
Необходимо знать, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить её вредные последствия.
Быт – это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ, в многоэтажных домах работает лифт. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.
В одном случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потёк кран, перекрывающий воду в ванной, и т. д.
Безопасное обращение с электричеством
В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры. В то же время электричество при определённых условиях представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья человека.
Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил при пользовании электричеством:
следите за исправным состоянием электроприборов и шнуров, с помощью которых они подключаются в сеть;
не пользуйтесь неисправными электроприборами, самодельными электропечами, нагревателями;
не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоляционной ленты. Их необходимо заменить, если они сломались. Но помните: ремонт электроприборов и электропроводов должен проводить квалифицированный мастер;
никогда не оставляйте включённый электроприбор без присмотра;
не включайте больше одной вилки в розетку;
соблюдайте порядок включения прибора в электросеть: сначала подключается шнур к прибору, затем к сети, отключение производится в обратном порядке;
не беритесь за электроприбор мокрыми руками;
не держите подключённые к электросети приборы в ванной; помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами при нахождении в воде;
для ремонта обнаруженных оголённых мест и обрывов электропроводов необходимо вызвать квалифицированного мастера;
не делайте временных соединений проводов.
Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, находящиеся под напряжением.
Безопасное обращение с бытовым газом
В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.
Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать ряд правил безопасности при пользовании бытовым газом:
чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажжённую спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран;
не оставляйте включённые газовые горелки без присмотра;
следите за тем, чтобы нагреваемая жидкость не залила пламя горелки;
заметив потухшую горелку, не пытайтесь её зажечь снова – это может привести к взрыву, перекройте кран подачи газа, раскройте окно и проветрите кухню;
подождите, пока горелка остынет; если необходимо, очистите её, продуйте отверстия подачи газа и только тогда зажгите вновь;
если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения;
обнаружив запах газа в подъезде дома, немедленно позвоните по телефону 04 в аварийную газовую службу, сообщите точный адрес;
объявите об опасности всем жильцам дома, не пользуйтесь открытым огнём и электрозвонками, электровыключателями и розетками, а также стационарным телефоном;
распахните в подъезде окно и двери, тщательно проветрите его. По прибытии специалистов газовой службы укажите им источник утечки газа, выполняйте их указания.
Меры безопасности при пользовании в доме водой
Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители и т. д.).
Когда этими устройствами пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает. Вот эти правила:
никогда не оставляйте открытым кран с льющейся водой без присмотра;
никогда не оставляйте кран открытым, если вода отключена. Воду могут включить в то время, когда никого не будет дома, и она затопит помещение;
никогда не выбрасывайте мусор в унитаз – можно засорить канализацию, и канализационная вода со всем содержимым начнёт поступать в дом;
не оставляйте без внимания неисправные краны, просачивание воды в отопительной системе и водопроводе. Обо всём замеченном расскажите взрослым и покажите место неисправности.
Вовремя устранённая неисправность может предотвратить аварию.
Меры безопасности при пользовании средствами бытовой химии
Запомните ряд правил при пользовании средствами бытовой химии:
все средства бытовой химии потенциально опасны. Использовать их следует только по назначению в соответствии с указаниями на этикетке;
все средства бытовой химии должны храниться отдельно и отдалённо от пищевых продуктов, лекарств и обязательно иметь заводскую этикетку;
средства бытовой химии должны храниться в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Их нельзя хранить в жилой комнате, кухне, ванной. В городской квартире хранить средства бытовой химии предпочтительнее в туалетной комнате или на лоджии;
средства бытовой химии подлежат обязательному уничтожению, если прошёл срок их годности, указанный на этикетке, или этикетка с названием препарата и указаниями по его применению утрачена, испорчена;
использовать любые препараты бытовой химии необходимо только так, как это написано в инструкции;
после окончания работы ложку и воронку тщательно вымыть и всё убрать в определённые места хранения;
нельзя хранить пищевые продукты в таре, освободившейся от бытовой химии;
аэрозольные баллоны нельзя хранить возле газовых и электрических плит и других источников тепла, нельзя работать с ними при включённых газовых горелках. Не пытайтесь вскрывать даже использованный баллон.
Меры безопасности при работе с инструментами
На рабочем месте режущие и колющие предметы располагайте на видном месте.
Рабочее место перед работой освободите от всех посторонних и ненужных предметов и инструментов.
Обрабатываемый предмет надёжно закрепите в тисках или в каком-либо другом зажимном приспособлении.
Режущие поверхности и острые кромки инструментов должны быть направлены в сторону, противоположную телу.
Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, держите на достаточном удалении от режущих кромок.
При работе положение тела должно быть устойчивым.
При работе режущим инструментом, имеющим электрический привод (электродрели, электропилы), необходимо соблюдать повышенную осторожность с учётом скорости вращения деталей. Пользуйтесь диэлектрическим ковриком и специальными защитными очками.
При работе с режущим электроинструментом одежда должна быть такой, чтобы исключить попадание частей одежды в кромку или на движущиеся части инструмента.
Инструмент следует включать только после того, как полностью подготовите рабочее место и займёте устойчивое положение.
После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.
Порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях
Единый номер пожарной охраны и спасателей – 112 или 01. Милиция – 02. Скорая медицинская помощь – 03. Аварийная газовая служба – 04.
Для вызова спасательных служб по телефону необходимо: набрать номер спасательной службы; коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы; сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код); назвать свою фамилию и номер телефона, с которого передаётся вызов; записать фамилию дежурного, принявшего ваш вызов.
Различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают пользование водой, электричеством и газом, при неправильной эксплуатации представляют серьёзную опасность для жизни и здоровья человека. Поэтому при использовании их надо соблюдать осторожность и выполнять определённые правила безопасности.
Если опасная ситуация в быту возникла, нужно знать, как уменьшить её вредные последствия.
Необходимо соблюдать осторожность при использовании средств бытовой химии.
Существуют правила безопасности при работе режущими инструментами, которые важно знать и соблюдать.
Первичный контроль знаний и закрепление материала .
Каковы, на ваш взгляд, наиболее опасные места в вашей школе с точки зрения возможности получения травмы?
Почему на занятия гимнастикой приходится более половины всех травм, получаемых на уроках физкультуры? Обоснуйте свой ответ, прочитав раздел «Дополнительные материалы».
Чем опасен бытовой газ? Какие меры безопасного пользования им вы знаете?
Какие препараты бытовой химии вы используете в быту? Какие меры безопасного обращения с ними необходимо соблюдать?
Какой установлен порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях?
Окончание урока. Рефлексия.
Самооценка учащихся, оценка работы учителем, выставление и комментирование оценок.
Подготовить к пересказу §4 «Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях»;
Выполнить задание (рубрика «Задание», с. 28).
Изучить Дополнительные материалы к §4 «Меры безопасности при самостоятельных занятиях физической культурой», «Меры безопасности при пользовании компьютером».
Используя материалы Интернета, продумайте и подготовьте сообщение на одну из следующих тем: «Личная безопасность при использовании препаратов бытовой химии», «Личная безопасность при пользовании газовой плитой».
Дополнительные материалы к §4.
Меры безопасности при самостоятельных занятиях физической культурой
Чтобы избежать травмы при занятиях физической культурой, нужно соблюдать определённые правила.
Перед тренировкой проверьте исправность тренажёров, тренировочных приспособлений, спортивных снарядов.
При лыжных тренировках и прогулках следите за исправностью лыж, лыжных палок и креплений. Соблюдайте гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви.
При выполнении силовых упражнений перед тренировкой сделайте сначала общую разминку, а затем специальную. Специальную разминку проводите перед выполнением упражнений с предельными весами и после отдыха.
Никогда не отвлекайтесь при выполнении силовых упражнений.
При работе на гимнастических снарядах не забывайте о страховке.
Исключайте из тренировки упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения. После длительных перерывов в тренировках не форсируйте объём и интенсивность работы, нагрузку повышайте постепенно.
Меры безопасности при пользовании компьютером
Компьютер очень полезная, а иногда и необходимая вещь. Нужно знать ряд правил, чтобы неправильное пользование им не нанесло вред вашему здоровью.
Установите клавиатуру так, чтобы вам не надо было далеко тянуться.
Прежде чем начать работать на компьютере, пройдите обследование у врача-окулиста. Если имеются нарушения зрения, то до начала работы на компьютере они должны быть устранены или скорректированы с помощью очков.
Экран не должен быть обращён в сторону окна.
Нельзя работать в тёмном или полутёмном помещении.
Следует своевременно удалять пыль с монитора и из помещения. Ежедневно в помещении должна проводиться влажная уборка.
Следите, чтобы положение монитора соответствовало направлению взгляда, а середина экрана монитора располагалась на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 0 ниже.
В соответствии с установленными нормами непрерывная продолжительность работы старшеклассника не должна превышать 25 мин.
После каждого продолжительного занятия на компьютере рекомендуется выполнять определённые физические упражнения.
Для снятия утомления плечевого пояса и рук можно применять упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук.
Методика организации и проведения уроков ОБЖ с учетом требований ФГОС
Методика организации и проведения урока ОБЖ с учетом требований ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться в образовательном процессе.
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
— переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
— учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
— обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
— разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
— гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
— более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
— возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
— существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
— обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Основные положения (принципы) при проектировании и проведении современного урока:
— единство обучения, воспитания и развития, их взаимосвязь;
— личностный подход, деятельностный подход;
— внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения;
— создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса (мотивация и проблематизация), ситуация успеха, самостоятельная умственная активность учащегося;
— применение арсенала разнообразных методов, средств и методических приемов. Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, обеспечение самостоятельности;
— формирование способов умственных действий учащихся;
— гибкая неформальная система контроля;
— целесообразное и оптимально экономное расходование времени урока.
— сочетание трудности и доступности в обучении.
В зависимости от ведущей дидактической цели выделяют следующие типы уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления и повторения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, урок проверки знаний, комбинированный урок.
Примерная схема построения урока
(Структурные элементы урока)
Урок изучения нового материала
Организационный этап (момент)
Повторение предшествующего материала
Объяснение нового материала
Проверка понимания и закрепление знаний
Урок закрепления и повторения знаний
Организационный этап (момент)
Проверка домашнего задания
Выполнение учебных заданий
Проверка выполнения заданий
Урок обобщения и систематизации знаний
Рассматриваются наиболее существенные вопросы из ранее изученного материала. Такие уроки строятся в форме рассказа, кратких сообщений, беседы преподавателя с учащимися
Уроки выработки и закрепления умений и навыков
Организационный этап (момент)
Повторение теоретических знаний
Самостоятельное выполнение учащимися упражнений и ситуационных задач под контролем преподавателя
Проверка выполнения самостоятельной работы
Урок проверки знаний
Выполнение контрольной работы, теста
Собеседование, устный зачет
Урок смешанный (комбинированный)
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Проверка понимания и закрепление знаний
По основным этапам учебного процесса выделяют :
— первичного закрепления знаний
— образования понятий, установления законов и правил;
— применение полученных правил на практике;
— повторения и обобщения;
— смешанные или комбинированные.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
— уроки «открытия» нового знания;
— уроки общеметодологической направленности;
— уроки развивающего контроля.
Требования к современному уроку:
— четкое формулирование целей в целом и их составных элементов;
— определение оптимального места урока в системе уроков и его содержания в соответствии с требованиями УП и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся;
— прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;
— реализация на уроке всех дидактических принципов;
— создание условий для успешного учения учащихся
— связь теории с практикой
— формировать у учащихся в процессе обучения черты личности необходимые для безопасного поведения;
— формировать чувство ответственности за личную безопасность и ценностное отношение к здоровью и жизни;
— осуществлять патриотическое и нравственное воспитание.
— содержание обучения должно быть научным, доступным, тесно связанным с социальной практикой, систематическим и последовательным;
— обеспечить активность и сознательное усвоение учебного материала;
— сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных, поисковых методов обучения;
— планомерность реализации цели, образовательных, воспитательных и развивающих задач, т.е. на каждом уроке решаются конкретные и заранее намеченные задачи, направленные на достижение конечной цели обучения в соответствии с программой;
— учебно-воспитательная работа должна быть дифференцирована с учетом коллективных и индивидуальных особенностей учащихся;
— результаты урока должны быть доведены до учащихся и осознаны ими;
— учебная деятельность должна быть разнообразной по содержанию и по форме проявления;
— использование разнообразных приемов организации и методов обучения и воспитания в рамках цели и задач каждого урока.
— учитывать психологические особенности каждого ребенка: мышления, памяти, внимания, воли, эмоций;
— преподаватель должен отличаться самообладанием и самоконтролем.
— избегать однообразия в учебной работе, монотонного изложения материала, чередовать виды учебной деятельности;
— контролировать обеспечение оптимального температурного режима, влажности, качество освещения, своевременное и эффективное проведение физкультминуток, обеспечение правильной рабочей позы учащегося, соответствие мебели росту учащихся.
Планирование урока – наиболее сложный этап, так как от него зависит ход урока и его результаты.
Начинается планирование после уточнения объема, отбора и конкретизации содержания учебного материала с учетом учебной программы по ОБЖ.
На этапе планирования преподаватель обдумывает общую картину урока, формулирует цель, задачи урока, определяет структуру урока, выстраивает логическую последовательность основных видов деятельности преподавателя и учащихся на уроке. Преподаватель определяет узловые моменты урока: с чего начнет занятие; как проведет организационный этап, как будет проверять домашнее задание, какие методы и формы работы будет использовать при объяснении нового материала; будет ли использоваться самостоятельная работа и т.п.
При постановке цели урока педагогу важно понимать и представлять обобщенную цель (чему ученик должен научиться) и конкретная цель (что ученик будет знать, уметь делать, завершив этап работы и как узнать, что он умеет это делать).
Преподавателю важно четко сформулировать, задачи урока:
Далее в зависимости от целей и задач преподаватель определяет тип и структуру урока ОБЖ.
Наиболее часто в преподавании ОБЖ используется традиционная обобщенная структура комбинированного (смешанного) урока.
Организация начала занятия.
Проверка выполнения домашнего занятия.
Подготовка к основному этапу занятия.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Первичная проверка понимания.
Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Структура комбинированного урока определяется несколькими крупными функциональными аспектами:
— дидактический аспект: содержание учебного материала;
— развивающий аспект: самостоятельная мыслительная деятельность учащихся;
— методический аспект: реализация того или иного метода, той или иной технологии;
— психологический аспект: психологическое самочувствие детей, дисциплины в классе и т.д.
В каждый период (и в каждый данный момент) тот или иной аспект реализуются в разной степени и образуют временную последовательность (вертикальную структуру) урока.
Наряду с традиционной структурой урока ОБЖ, которая подвергается критике в настоящее время, преподаватель может выбрать структуру проведения урока на основании деятельностного подхода.
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1 . Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять и определить критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии и структуры мы придерживаемся.
После определения структуры урока преподаватель переходит к определению временных затрат и описанию хода урока. В результате этой работы должна появиться «технологическая карта» или план-конспект урока. Цель технологической карты урока – составление четкой последовательности работы преподавателя и учащихся на уроке.
Приведем несколько примеров составления технологических карт уроков на основе традиционного и системно-деятельностного подхода.
Название используемых ЭОР
Технологическая карта урока на основе деятельностного подхода
Основное содержание темы, термины и понятия
Предметные умения, УУД
I этап. Мотивация к деятельности
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Освоение содержания темы урока
Диагностические задания на «знание»», понимание», «умение»
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Практические задания (репродуктивное, импровизационное, эвристическое)
Самоорганизация в деятельности
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.
Формы контроля; контрольное задание.
Оценка результатов деятельности
Технологическая карта включает в себя:
— число часов, отведенное на ее изучение;
— цель освоения учебного содержания;
— планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
— основные понятия темы;
— межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
— технологию изучения указанной темы;
— систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
— контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов.
На первом этапе обучения «Мотивация к деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания. Этап предполагает следующие шаги:
— мотивацию как стимулирование интереса;
— определение потребностей как личностно значимого компонента изучения данной темы;
— выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.
На этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержательных блоков темы. Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».
На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практические задания:
— информативное, где учащиеся работают, используя образец на доске;
— импровизационное, где учащиеся используют задание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;
— эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.
Выполнение задания предполагает самоорганизацию школьников, которая содержит: подготовку к выполнению (планирование) деятельности, выполнение и представление работы.
Результатом этого этапа является:
— ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);
— самоорганизация учащегося при выполнении задания (регулятивное действие);
— использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное, коммуникативное действие);
— проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю (личностное действие);
— умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности.
На этапе рефлексивной деятельности учащихся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы.
В отличие от других методических пособий, при использовании карты на каждом этапе обучения учитель может уверенно сказать, достиг он результата или нет. И если в соответствии с прогнозируемым учителем результатом диагностическую работу на конкретном этапе выполнили более 60% учащихся класса, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен, и можно переходить дальше.
Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо еще раз вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно перейти к следующему этапу.
Правила работы с технологической картой
1. Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса.
2. Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.
3. Найдите ее в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные связи».
4. Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).
5. Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы, посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные связи).
6. Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий
7. Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и условиями обучения: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и т.д. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся УМК «Перспектива», имеющиеся в школе наглядные пособия, интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.
8. В разделе «Технология обучения» придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы
9. На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника, или предложить свое.
10. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.
11. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноименной графе, и только после этого переходите к следующему этапу.
12. Постарайтесь выполнить все предложенные диагностические и контрольное задание. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».
Сопоставьте этапы, шаги технологической карты с поурочным планом, которым вы пользуетесь, и выберите для себя оптимальный способ организации работы.
При использовании технологической карты поурочное планирование может и не понадобиться.
Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)
Основные понятия темы
Интернет-ресурсы к уроку
Этап учебного занятия
Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
I. Организационный этап
Этап учебного занятия
Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
Этап учебного занятия
Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
Этап учебного занятия
Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
Этап учебного занятия
Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
Этап учебного занятия
Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
Этап учебного занятия
Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
Этап учебного занятия
Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
Этап учебного занятия
Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование
Коммуникативные (отдельн столб.)
Орг. момент Мотивация
Постановка проблемы определение целей
Актуализация знаний составление плана учебной деятельности
«Открытие» детьми нового знания Соотнесение результатов деятельности с поставленными целями – коррекция учебной деятельности
Самостоят. работа с самопроверкой в классе Контроль освоения учебного материала
Повторение Самооценка, самоанализ деятельности- рефлексия учебной деятельности
Следующим шагом подготовки урока является составление плана-конспекта урока. План составляется так, чтобы послужить основой для проведений занятий по данной теме. В настоящее время составление плана-конспекта урока конкретного занятия обязательно, но форма его составления может быть самой различной. Современные учебники обходят стороной вопросы подготовки педагога к занятиям.
В плане урока предлагается отражать:
— тема урока и номер урока по теме
— цели и задачи урока (образовательные воспитательные развивающие) с конкретным указанием того, что должны запомнить, понять учащиеся, какие навыки отработать;
— формы работы с учащимися;
— структура и ход урока (составляется произвольно, по желанию учителя: в виде технологической карты, пунктов плана, тезисов, текста заданий и т.п.);
— вопросы для опроса (могут быть выполнены в форме карточек, задач или заданий);
— задание для самостоятельной работы и закрепления учебного материала (вопросы, параграфы учебника, упражнения, примеры);
Форма документального отображения плана урока может быть любой, например, конспект, отдельные фрагменты текста, цитаты, термины, карточки с вопросами и заданиями. Важно, чтобы преподаватель имел гибкую и четкую структуру урока.
Затем необходимо изучить методическую литературу и продумать наглядные средства и оборудование, которое будет использоваться, чтобы конкретизировать методику проведения урока.
В завершение просмотреть соответствующие параграфы учебника, рабочие тетради, учебные пособия и другие дидактические материалы, которые будут рекомендованы учащимся к изучению.
Проведение и урока нового знания на основе деятельностного подхода осуществляется в следующем виде:
Название используемых ЭОР
Мотивирование к учебной деятельности
Мотивирование учащихся к учебной деятельности (вступительное слово, беседа)
Осознание учеником важности, необходимости учебной деятельности и выработка внутренней готовности к учебной деятельности
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (постановка проблемы, учебной задачи)
Педагог организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Осознание и выполнение учащимся пробных учебных действий
Выявление места и причины учебного затруднения
Организует выявление учащимися места и причины затруднений
Учащиеся вербально, либо знаково фиксируют место и причины затруднения
Построение проекта выхода из затруднения
Руководит проектом решения возникших учебных затруднений (беседа, исследовательский метод)
Учащиеся ставят цель, строят план, выбирают способы достижения учебной цели или возникшего затруднения
Реализация построенного проекта
Руководит процессом решения учащимися учебных задач
Реализация учащимися способов решения учебных задач (проблем), выбирают оптимальный вариант (способ) решения учебной задачи
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Предлагает учащимся различные типовые задания для закрепления полученных знаний, способа действий. Контролирует ход выполнения предложенных заданий.
Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Предлагает учащимся выполнить самостоятельно задания нового типа, контролирует и консультирует учащихся
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном
Включение в систему знаний и повторение
Учитель определяет границу применения полученных знаний и подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала для введения в последующем новых способов действий
Осознание учащимися границы и места применения полученных знаний и выполняют задания на повторение изученного материала.
Рефлексия учебной деятельности на уроке и подведение итогов
Учитель фиксирует и соотносит цели и учебные задачи, стоявшие на уроке с их выполнением.
Оценивает работу учащихся.
Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
— актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
— создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
— устанавливаются тематические рамки (“могу”).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе педагог организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно этап предполагает:
— актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
— актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
— фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Как сделать урок ОБЖ интересным и эффективным.
Для того чтобы сделать урок ОБЖ эффективным и интересным преподавателю необходимо:
— обеспечить сочетание на уроке деятельностного, индивидуального, личностного подходов;
— обеспечить включение все учащихся в учебную деятельность (мотивацию);
— обеспечить понимание учащимися целей урока, отдельных его этапов и конечный результат собственных усилий;
— помочь учащимся изменять предмет своей активности, т. е. не просто «поглощать» информацию в готовом виде, а усваивать материал самостоятельно связывая рассказ учителя с собственным ответом и своими интересами, пересказывая (мысленно) своими словами; приучались делать записи основных мыслей; решали задачи, ставили вопросы, выполняли опыты, рисовали схемы и т. д.
— способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:
• не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
• не противопоставлять сильных учеников слабым;
• не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
• замечать даже незначительные успехи слабых, но не акцентировать на этом внимания;
• воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
• формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
— обеспечить активизацию познавательного интереса учащихся за счет привлечение дополнительного материала из СМИ, энциклопедических, литературных, интернет источников; применение интерактивных форм работы (дискуссии, проблемные задания, опросы), метод проектов и частично-поисковые методы и т.п.
Контроль и оценка знаний на уроке ОБЖ
Проверка знаний, умений позволяет обеспечить непрерывную обратную связь между педагогом и учеником, с тем, чтобы обеспечить постоянную коррекцию знаний и умений учащихся, а при необходимости и процесса обучения. В ходе контроля учащиеся систематизируют изученный материал, выявляют и устраняют пробелы в знаниях.
Контроль приучает учащихся к систематическому учебному труду, прививает им навыки самостоятельности, повышает чувство ответственности за выполненную работу, стимулирует формирование познавательного интереса.
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, поэтапный; итоговый, заключительный.
Контроль по форме может быть устный, письменный, индивидуальный, групповой, проводиться с использованием дидактических материалов (тесты, билеты, компьютерные программы), ТСО или без них.
Контроль и оценка качества подготовки учащихся является важным элементом преподавания любого предмета в системе обучения.
Главными требованиями к контролю и оценке уровня подготовки учащихся являются:
— обстоятельность и глубина;
— систематичность и объективность;
— сочетание высокой требовательности с оказанием необходимой помощи обучаемым.
В педагогической деятельности применяется предварительная, текущая, контрольная и итоговая проверка, и оценка знаний.
Наиболее частыми формами проверки знаний являются: вопросы для текущего контроля; тесты; проверочные работы; контрольные работы; зачеты и экзамены.
Выставленная учащемуся оценка (отметка) должна быть справедливой и объективной. Завышенная оценка часто порождает чувство самоуверенности и снижает желание трудится. Заниженная оценка вызывает у ребенка чувство досады, обиды, конфликт с учителем и нежелание учиться.
При выставлении оценки преподаватель должен учитывать:
— объем знаний ученика по теме, разделу, предмету;
— правильность и прочность овладения навыками и умениями;
— количество и характер ошибок;
— последовательность в изложении материала, самостоятельность, уверенность при анализе и выводах.
Результаты контроля и оценки знаний и умений учащихся являются важной составляющей на основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в систему обучения учащихся по ОБЖ.
Под оценкой знаний учащихся в дидактике понимается сравнение достигнутого учащимся уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.
Условным выражением оценки знаний является отметка. Оценка и отметка понятия взаимосвязанные, так как у них общий объект – знания, умения, навыки учащихся. У отметок в настоящее время огромная масса недостатков главными, из которых является субъективизм учителя и отсутствие четких критериев оценки ответов учащихся.
В процессе контроля отметки показывают уровень знаний и умений учащихся в сравнении с нормативными требованиями; информируют об успехах неудачах учащихся; выражают общее мнение учителя об ученике; стимулируют ученика.
Существуют 3 способа оценивания:
Нормативный – исходя из требований стандарта образования;
Сопоставительный – путем сравнения с знаниями и умениями других учеников;
Личностный – путем сравнения знаний и умений этого ученика с теми, кто были ранее.
Недостатки современной системы оценки знаний:
— оценки часто несут травмирующий характер;
— оценка становится главным мерилом учебно-познавательной деятельности, как в школе, так и для родителей ученика;
— оценка учителя – главное, а самооценка и самоконтроль отсутствуют;
— оценка ученика автоматически становится оценкой учителя.